Научная статья на тему 'СУВЕНИР И ЭТНИЧНОСТЬ (ОПЫТ ЯМАЛА И ТАЙМЫРА)'

СУВЕНИР И ЭТНИЧНОСТЬ (ОПЫТ ЯМАЛА И ТАЙМЫРА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

411
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кунсткамера
Область наук
Ключевые слова
СУВЕНИРИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ / ТРАДИЦИЯ / НОВАЦИЯ / СУВЕНИР / ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА / ЭТНОДИЗАЙН / ЭТНОТУРИЗМ / ЯМАЛ / ТАЙМЫР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перевалова Елена Валерьевна, Киссер Татьяна Сергеевна, Конькова Юлия Сергеевна

Проявление современной этничности состоит в сдвиге к консюмеризму в виде развития многообразной этноиндустрии, включая этнодизайн, этнотуризм, создание региональных брендов и сувениризацию культуры. Презентация этничности через этносувенир (продукт этнодизайна) - явление относительно новое, набирающее обороты в арктических регионах в связи с развитием этнического (аборигенного) туризма и необходимостью имиджевого продвижения регионов. Вместе с тем процесс сувениризации этничности ведет к трансформации традиции и приспособлению ее к рыночным условиям. Происходит «товаризация» этничности и превращение ее в расходный туристический продукт (сувенир). Монетизация нередко идет в разрез с «этническими устоями». На Ямале, в отличие от Таймыра, процесс сувениризации этничности приобрел масштабный характер, что привело к складыванию разветвленной «инфраструктуры» сувенирного производства и реализации сувенирной продукции. Находящаяся в стадии зарождения в силу целого ряда причин (труднодоступность региона, слабая транспортная инфраструктура, потеря статуса отдельного субъекта Российской Федерации, недостаток финансирования этноориентированных проектов) индустрия туризма на Таймыре пока не дает должного импульса для развития сувенирного промысла. Сувениризации этничности способствует грантовая поддержка этнокультурных проектов, интернет-доступность и активность представителей коренного малочисленного народа в Сети, популяризация этноблогинга и ведение тематических групп в социальных сетях, проведение творческих конкурсов и фестивалей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOUVENIR AND ETHNICITY (YAMAL AND TAYMYR EXPERIENCE)

Manifestations of modern ethnicity consist in a shift towards consumerism in the form of the development of a diverse ethnoindustry, including ethnodesign, ethnotourism, creation of regional brands, and souvenirization of cultures. Presenting ethnicity through ethnic souvenirs (products of ethnic design) is a relatively new phenomenon, gaining momentum in the Arctic regions in connection with the development of ethnic (indigenous) tourism and the need for image promotion of the regions. At the same time, the process of souvenirization of ethnicity leads to the transformation of a tradition and its adaptation to market conditions. One can observe a “commodification” of ethnicity and its transformation into a consumable tourist product (souvenir). Monetization often runs counter to the “ethnic foundations”. In Yamal, in contrast to Taymyr, the process of souvenirization of ethnicity has acquired a large-scale character, which has led to the formation of an extensive “infrastructure” of souvenir production and sales. The tourism industry in Taymyr, which is in its infancy due to a number of reasons (inaccessibility of the region, weak transport infrastructure, loss of the status of a separate constituent entity of the Russian Federation, lack of funding for ethno-oriented projects), has not yet given a proper impetus for the development of souvenir crafts. The souvenirization of ethnicity is facilitated by grant support for ethnocultural projects, Internet accessibility and the activity of representatives of an indigenous minority on the Web, popularization of ethnoblogging and maintenance of thematic groups on social media, and holding creative contests and festivals.

Текст научной работы на тему «СУВЕНИР И ЭТНИЧНОСТЬ (ОПЫТ ЯМАЛА И ТАЙМЫРА)»

DOI 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-249-261 УДК 338.46:39

Елена Валерьевна Перевалова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: [email protected]

Татьяна Сергеевна Киссер

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]

Юлия Сергеевна Конькова

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Санкт-Петербург, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4352-9054 E-mail: [email protected]

Сувенир и этничность (опыт Ямала и Таймыра)*

АННОТАЦИЯ. Проявление современных особенностей этничности состоит в сдвиге к консюмеризму в виде развития многообразной этноиндустрии, включая этнодизайн, этнотуризм, создание региональных брендов и сувениризацию культуры. Презентация этничности через этносувенир (продукт этнодизайна) — явление относительно новое, набирающее обороты в арктических регионах в связи с развитием этнического (аборигенного) туризма и необходимостью имиджевого продвижения регионов. Вместе с тем процесс суве-ниризации этничности ведет к трансформации традиции и приспособлению ее к рыночным условиям. Происходит «товаризация» этничности и превращение ее в расходный туристический продукт (сувенир). Монетизация нередко идет в разрез с «этническими устоями». На Ямале, в отличие от Таймыра, процесс сувениризации этничности приобрел масштабный характер, что привело к складыванию разветвленной «инфраструктуры» сувенирного производства и реализации сувенирной продукции. Находящаяся в стадии зарождения в силу целого ряда причин (труднодоступность региона, слабая транспортная инфраструктура, потеря статуса отдельного субъекта Российской Федерации, недостаток финансирования этноориентирован-ных проектов) индустрия туризма на Таймыре пока не дает должного импульса для развития сувенирного промысла. Сувениризации этничности способствует грантовая поддержка этнокультурных проектов, интернет-доступность и активность представителей коренного малочисленного народа в Сети, популяризация этноблогинга и ведение тематических групп в социальных сетях, проведение творческих конкурсов и фестивалей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сувенир, сувениризация, визуализация этничности, традиция, новация, традиционные промыслы и ремесла, этнодизайн, этнотуризм, Ямал, Таймыр

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Перевалова Е. В., Киссер Т. С., Конькова Ю. С. Сувенир и этничность (опыт Ямала и Таймыра). Кунсткамера. 2021. 4(14): 249-261. doi 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-249-261

* Статья подготовлена за счет гранта РНФ, проект № 19-18-00116 «Визуализация этничности: российские проекции науки, музея, кино» (рук. А. В. Головнёв).

Elena Perevalova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-9480-715X E-mail: [email protected]

Tatiana Kisser

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0001-9246-2787 E-mail: [email protected]

Julia Konkova

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences

Saint Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0003-4352-9054 E-mail: [email protected]

Souvenir and Ethnicity (Yamal and Taymyr Experience)

ABSTRACT. Manifestations of modern ethnicity consist in a shift towards consumerism in the form of the development of a diverse ethnoindustry, including ethnodesign, ethnotourism, creation of regional brands, and souvenirization of cultures. Presenting ethnicity through ethnic souvenirs (products of ethnic design) is a relatively new phenomenon, gaining momentum in the Arctic regions in connection with the development of ethnic (indigenous) tourism and the need for image promotion of the regions. At the same time, the process of souvenirization of ethnicity leads to the transformation of a tradition and its adaptation to market conditions. One can observe a "commodification" of ethnicity and its transformation into a consumable tourist product (souvenir). Monetization often runs counter to the "ethnic foundations". In Yamal, in contrast to Taymyr, the process of souvenirization of ethnicity has acquired a large-scale character, which has led to the formation of an extensive "infrastructure" of souvenir production and sales. The tourism industry in Taymyr, which is in its infancy due to a number of reasons (inaccessibility of the region, weak transport infrastructure, loss of the status of a separate constituent entity of the Russian Federation, lack of funding for ethno-oriented projects), has not yet given a proper impetus for the development of souvenir crafts. The souvenirization of ethnicity is facilitated by grant support for ethnocultural projects, Internet accessibility and the activity of representatives of an indigenous minority on the Web, popularization of ethnoblogging and maintenance of thematic groups on social media, and holding creative contests and festivals.

KEYWORDS: souvenir, souvenirisation, visualization of ethnicity, tradition, innovation, traditional arts and crafts, ethnodesign, ethnotourism, Yamal, Taymyr

FOR CITATION: Perevalova E., Kisser T., Konkova J. Souvenir and Ethnicity (Yamal and Taymyr Experience). Kunstkamera. 2021. 4(14): 249-261. doi 10.31250/2618-8619-2021-4(14)-249-261

Тема этничности в визуальной антропологии занимает одно из ведущих мест и, судя по сегодняшнему буйству использования для ее трансляции и презентации разных визуальных технологий, вряд ли утратит актуальность в ближайшее время. Проявление современной этничности состоит в сдвиге к консюмеризму в виде развития многообразной этноиндустрии. В потоке коммерциализации из священных обрядов рождаются зрелищные аттракционы, из утвари — сувениры, из фольклора — шоу, из обычаев гостеприимства — менеджмент приема посетителей. Множащиеся этнокультурные проекты выявляют у этничности качества товара и профессии, ширится круг «этнических дел мастеров», занятых в «этноиндустрии». Эффективными способами имиджевого использования этничности и этнокультурного наследия становятся модные ныне этнотуризм и этнобрендирование, этномода и этнодизайн (изучение и актуализация этнически самобытных технологий). Появились менеджеры-посредники, организующие этнотуры, формирующие рынок, ценник и ассортимент этноуслуг (Головнёв 2021: 21).

Презентация этничности через этносувенир (продукт этнодизайна) — явление относительно новое, набирающее обороты в арктических регионах в связи с развитием этнического (аборигенного) туризма, который называют трендом XXI в. (Головнёв и др. 2020: 7). Повальное увлечение Арктикой и ее «экзотическим» этническим многообразием стало спусковым механизмом для запуска новых способов брендирования территории и позиционирования народов, в том числе самопрезентации на мировом уровне (Сулейманова, Пация 2016: 103). Иными словами, сувенирное производство этнокультурного характера — не только непременное условие развития индустрии туризма, но и важнейшая составляющая самопрезентации этничности и имиджевого продвижения регионов. Вместе с тем процесс сувениризации этничности ведет к трансформации традиции и приспособлению ее к рыночным условиям. Происходит коммодификация (товаризация) этничности и превращение ее в расходный туристический продукт (сувенир). Монетизация часто идет в разрез с этнической традицией.

В основу статьи положены полевые материалы экспедиций в Ямало-Ненецкий автономный округ (ноябрь 2020 г.) и в Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края (апрель-май 2021 г.) и киберполевые источники (материалы социальных сетей, сайтов).

ЯМАЛ: СУВЕНИР И ИМИДЖЕВОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ РЕГИОНА

Еще несколько лет назад прибывший на Ямал турист с трудом мог найти сувенир «по душе» и «по деньгам». Выбор был весьма скромным. Сувенирный набор ограничивался немногими традиционными изделиями и предметами декоративно-прикладного искусства не всегда высокого качества. Ситуация вызывала озабоченность властей, работников культуры и представителей коренных малочисленных народов. Известный исследователь-фольклорист и этнограф Е. Т. Пушкарева писала: «Вот уже немало лет работники культуры, а в последние годы и туристического бизнеса бьются над поиском и созданием ямальского сувенира... Создать неповторимый, легко узнаваемый, недорогой (что очень важно), легко перевозимый ямальский сувенир очень сложно ввиду множественности техник, материалов, вкусов, традиций, а также по причине отсутствия у народов Севера Ямала в традиционном быту сувенира как такового. У коренных народов были подарки, преподносимые по тому или иному поводу и обозначавшиеся разными терминами, но не сувениры» (Пушкарева 2010: 250-251).

Отсутствие сувенира в традиционной среде «как такового» не является проблемой для развития сувенирной индустрии. Важным фактором оказалась забота власти Ямало-Ненецкого автономного округа об имиджевом продвижении региона. как показывают исследования, современная этничность коренных народов Севера стала главной ставкой в конкурентной борьбе за власть и ресурсы, а этническая культура активно используется в формировании региональных идентич-ностей и создании брендов (Пушкарева 2010; Пивнева 2015; Перевалова 2019: 261-275), что в значительной степени связано с идеологической конъюнктурой на полюсах мировой политики

(прежде всего европейской интеграцией и постсоветской дезинтеграцией), существенно повлиявшей на позиционирование регионов и этничности (Головнёв 2019: 78). В числе стратегических задач Ямало-Ненецкого автономного округа значится развитие туристического кластера1, и в этой связи застаревшая и переходящая из одной программы социокультурного развития региона в другую позиция «поддержка традиционных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного искусства» выглядит более оптимистичной.

Сегодня сувенирное производство этнокультурного характера в Ямало-Ненецком автономном округе как непременная составляющая презентации региона и развития внутреннего и въездного туризма поставлено на твердую почву и поражает разнообразием. По крайней мере в Салехарде найдется сувенир на вкус даже самого искушенного туриста. Масштабная сувениризация на Ямале связана с деятельностью двух учреждений — ГАУК ЯНАО «Окружной Дом ремесел» (директор С. С. Захаревич) и ГКУ «Центр развития внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа» (директор Л. Л. Евдокимова). Главные офисы находятся в окружной столице — Салехарде.

Деятельность Окружного Дома ремесел в значительной степени ориентирована на сохранение традиционных промыслов и ремесел, поддержку народного творчества. Большое внимание уделяется изучению, развитию и популяризации объектов нематериального культурного наследия народов РФ в области традиционной культуры, работе клубных формирований и поддержке самодеятельного народного творчества, прежде всего коренных малочисленных народов Севера, организации и проведению этнокультурных мероприятий (конференций, семинаров, выставок, мастер-классов, ярмарок). В ОДР есть мастера резьбы по кости и дереву, изготовлению изделий из глины, ткани, меха, кожи и бисера, ткачеству и батику, в планах создание Ямальской школы косторезного искусства. Окружной Дом ремесел работает над созданием электронных каталогов, содержащих информацию о мастерах и художниках округа, занимается восстановлением технологических процессов утраченных ремесел, изданием иллюстрированных серий методических пособий «Уроки мастерства» (см.: Пивнева 2015: 103). Сайт Окружного Дома ремесел предлагает более десятка мастер-классов, авторами которых являются носители традиционной культуры коренных народов Ямала.

Деятельность Центра развития внешних связей направлена на формирование имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа. В его задачи входит организационное и материально-техническое обеспечение мероприятий, проводимых с участием автономного округа на территории Российской федерации и за ее пределами, международных и межрегиональных форумов и праздников, проходящих на территории автономного округа, поддержка и развитие народного творчества, популяризация региональной составляющей деятельности художников, ремесленников, мастеров Ямало-Ненецкого автономного округа. Мастера ЦРВС занимаются художественной обработкой кости, дерева, кожи, меха, тканей, изготовлением изделий из глины и бисероплетением. В мастерских ЦРВС создаются работы, представляющие округ на разных площадках в России и за рубежом, обеспечивающие презентацию региона как территории «богатой», «северной» и «экзотичной». Культура Ямала «на экспорт» — пожалуй, так можно определить главную миссию учреждения. Тесное взаимодействие с окружной властью, а именно она является главным заказчиком (здесь находится так называемый губернаторский фонд, обеспечивающий потребности власти в высококачественной сувенирно-подарочной продукции), способствует успешному развитию центра.

С развитием индустрии туризма на Ямале спрос на сувенир заметно вырос и изготовление сувенирной продукции стало одной из статей доходов коренных жителей городов и национальных поселков Ямала. «Изготовление сувениров, как и развитие этнотуризма, способствует сохранению этнокультуры, но и, что немаловажно, помогает улучшению финансовой стабильности предста-

1 Закон ЯНАО «О туристической деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» (№ 114-ЗАО от 03.12.2007) // Консорциум-Кодекс (Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации). URL: http://docs.cntd.ru/document/819025455; Постановление Правительства ЯНАО «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие туризма, повышение эффективности реализации молодежной политики, организация отдыха и оздоровления детей и молодежи на 2014-2020 годы"» (№ 1126-П от 25.12.2013) // КонсорциумКодекс (Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации). URL: http://docs.cntd.ru/document/412700927.

вителей КМН, которые трудятся в этой сфере» — считает Т. А. Грошева (ПМА 2020, ханты, ЯНАО). Многие общины КМН Севера предусматривают в своих уставах производство сувенирной продукции. Наиболее деятельны в этом отношении общины Салехарда, Шурышкарского, Приуральского, Надымского районов (Пивнева 2015: 102).

Заметную роль в развитии сувенирной индустрии на Ямале играют объединения ремесленников, дизайнеров и мастеров декоративно-прикладного искусства, ставшие площадками для общения, обмена опытом, демонстрации творчества и реализации продукции, в их числе АНо «Союз ремесленников Ямала» (директор Е. Н. Такиева). Своеобразной творческой лабораторий выступает региональный конкурс «Ямальский сувенир», организуемый Агентством по развитию регионального туризма в рамках программы «Развитие туристических услуг в Ямало-Ненецком автономном округе». Проект направлен на развитие рынка местной туристической сувенирной продукции, выявление потенциальных производителей сувенирной продукции, насыщение рынка качественными и доступными по цене сувенирными изделиями. В номинациях конкурса — этнографический сувенир, сувенир-бренд региона, сувенир-событие, сувенир-игрушка, гастрономический сувенир. В конкурсе принимают участие народные умельцы, творческие коллективы, дома ремесел, частные предприятия округа, работающие в области декоративно-прикладного искусства2.

Огромное значение в раскручивании сувенирного производства играет грантовая поддержка округом и администрациями муниципалитетов этноориентированных инновационных проектов. Но в этой ситуации не менее важна и активная позиция представителей коренных малочисленных народов, стимулирующая «рождение» региональных, межрегиональных и международных проектов и мероприятий, представляющих народное творчество. Ряд таких проектов уже укоренился на Ямале, например Межрегиональная выставка традиционного шитья и современного дизайна «Этно_fashion». Учредителем выставки выступает Департамент культуры ЯНАО, организатором — Окружной Дом ремесел. Главная цель — популяризация культуры коренных малочисленных народов Севера, сохранение и развитие традиционных художественных ремесел, поддержка и стимулирование творческого потенциала художников и мастеров, опирающихся в своих работах на «подлинные национальные традиции». В конкурсе участвуют индивидуально работающие мастера и представители малых форм хозяйствования, занимающиеся художественными промыслами и народными ремеслами. В рамках выставки проводится конкурс-показ одежды и аксессуаров (среди членов жюри известные этнографы), ярмарка народных ремесел, мастер-классы. Мастера прикладного творчества и дизайнеры одежды представляют свои коллекции в номинациях «Сохранение национальных традиций в одежде» и «Инновации в пошиве современной этнической одежды» (Положение о проведении Межрегиональной выставки).

Два основных направления в сувениризации этничности — традиция и новация — развиваются параллельно. Но новационный вектор прогрессирует более стремительно, с одной стороны, за счет интереса к этому направлению молодых мастеров и дизайнеров из числа коренных малочисленных народов, а с другой — за счет интереса профессионалов индустрии моды к этнической моде и самобытным культурам народов Арктики. Взаимная заинтересованность приводит к рождению новых проектов. В 2018 г. стартовал фестиваль региональных дизайнеров «Ямал — центр арктической моды» (первые показы этномоды в Салехарде были организованы еще в 1990-х годах). Амбициозный проект (автор-организатор «Продюсерская Студия Nelly Brener (Нелли Бренер), Санкт-Петербург; поддержка РОО «Центр развития гражданских инициатив ЯНАО») нацелен на раскрытие творческого потенциала Ямала, «становление региональной модной индустрии и выход на рынок моды местных дизайнеров». Проект включает интенсивное обучение «мастеров национальных костюмов коренных народов Севера, профессиональных и начинающих дизайнеров, организацию мастер-классов и лекций мэтров отечественной и зарубежной моды, менеджеров, известных этнографов и знатоков традиционной культуры, проведение конкурсов-показов (номи-

2 Региональный конкурс «Ямальский сувенир». URL: https://visityamal.ru/suvenir2021/ (дата обращения: 01.09.2021).

нации конкурса — «Традиция», «Тренды», «Адаптация»), а также продвижение продукции местных дизайнеров на рынке3 (рис. 1, см. вклейку).

На Ямале сложилась развернутая сеть по реализации сувенирной продукции: только в Салехарде на постоянной основе работают четыре сувенирных магазина и интернет-магазин «Ямальские ремесленники». Выставки-продажи предметов декоративно-прикладного искусства и сувениров включаются во все региональные мероприятия и праздники. Популярными площадками для их проведения стали историко-культурный комплекс Природно-этнографический комплекс «Горнокнязевск» (2001), историко-архитектурный комплекс «Обдорский острог» (2006), и памятник деревянного зодчества русского старожильческого населения села Обдорск «Комплекс городской усадьбы» (2016).

Заинтересованность окружных властей Ямала в имиджевом продвижении региона и развитии туризма, грантовая поддержка этноориентированных проектов привели к складыванию разветвленной и многофункциональной «инфраструктуры» (наличие соответствующих учреждений, обеспечение коммуникации акторов и продукта, финансирование мероприятий и проектов) сувенирного производства и обеспечили насыщенность рынка качественной сувенирной продукцией.

ТАЙМЫР: СУВЕНИРЫ И ОБЩИНЫ

В Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края создание новых региональных брендов и сувениризация, так же как и на Ямале, связаны с деятельностью муниципальных учреждений, в чьи задачи входят развитие и популяризация художественных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов, — КгБУК «Таймырский дом народного творчества» (ТДНТ, директор Л. Ю. Попова) и МБУК «Городской центр народного творчества» (ГЦНТ, директор М. Г. Жаркова). Оба учреждения находятся в городе Дудинке. Деятельность ТДНТ и ГЦНТ направлена на поддержку и развитие самобытных этнических культур, народного творчества, включая производство сувенирной продукции и осуществление розничной торговли сувенирами, большое внимание уделяется организации мастер-классов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, планируется создание Таймырской школы косторезного искусства (Перевалова, Киссер 2021: 184-189). Популяризации традиционных промыслов и ремесел способствуют ставшие традиционными Открытый городской конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства на приз Главы города Дудинки «Северный сувенир». Прошедший в 2021 г. двадцать первый конкурс включал номинации «Народный костюм: традиции и современность», «Косторезное искусство Севера», «Народное творчество» и «Изобразительное искусство»4. При ТДНТ действует художественный салон (сувенирный магазин) «Норд», купить сувенирную продукцию можно также в Городском центре народного творчества и Таймырском краеведческом музее. Большое значение для развития сувенирного кластера имеют участие ТДНТ и ГЦНТ в региональных и общероссийских конкурсах и выездные мероприятия в дальние поселки, где работают их филиалы.

С популяризацией и презентацией этнических культур, сохранением народных промыслов и ремесел и изготовлением сувенирной продукции в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе связана деятельность ряда семейно-родовых общин. В отличие от центров творчества, не все общины могут поставить производство сувениров на поток и содержать салоны для продажи, но примеры удачных проектов на Таймыре есть. Семейно-родовая община «Мукустур» (Дудинка) работает уже 20 лет и считается одной из успешных. В общине зарегистрировано 17 человек, с 2021 г. председатель общины — Николай Поротов, однако создателем и реальным руководителем общины является его мать Аксинья Ивановна Поротова (долганка). Мужчины

3 Центр Арктической моды. URL: http://arctikacentr.ru/2018/ (дата обращения: 01.09.2021).

4 Городской центр народного творчества. Конкурс «Северный сувенир». URL: https://gcnt24.ru/dokumenty/prochie.php (дата обращения: 01.09.2021).

общины занимаются традиционными промыслами (рыбалкой, охотой), а женщины — выделкой шкур, пошивом одежды и обуви на заказ и на продажу, производством незатейливых сувениров из меха, кожи, бисера, кости. Первые проекты по развитию традиционных промыслов и ремесел, включая изготовление сувенирной продукции, были реализованы в рамках российско-канадской программы, направленной на решение вопросов занятости среди КМН. Благодаря ей общине удалось получить швейные машинки и помещение в Дудинке. А шитью таймырских женщин, кочевавших в тундре с родителями, специально обучать не надо. Колыбельной для самой Аксиньи Ивановны был звук прокалывания оленьей шкуры иглы и продергивания сухожильной нитки: «У нас колыбельные песни не пели, я засыпала под этот звук и просыпалась под этот звук, это для меня особая мелодия. Когда перебрались в поселок, засыпала и просыпалась уже под звук швейной машинки. Многому научилась, работая в сувенирном цехе пошивочной мастерской совхоза "Пясина" (хорошая советско-совхозная школа, до сир пор держит на плаву!). Главная проблема — отсутствие сырья» (ПМА 2021, долганы, Дудинка).

Община «Мукустур» имеет две торговые точки — в Дудинке и в аэропорту Алыкель. В них продают изделия, изготовленные членами общины (унтайки), перекупленные продукты (мясо, рыбу) и мелкие сувениры (брелоки, магниты, украшения и другие мелочи). Спрос на сувенирную продукцию невысокий, что очевидно связано с ограниченным ассортиментом и серьезной конкуренцией в лице центров творчества. Пока «точки» работают благодаря хорошей скидке на аренду, полученную, по замечанию А. Н. Поротовой, «по политическим мотивам»: после аварии в Норильске (разлива топлива в мае 2020 г.) «стала важна не столько выручка арендодателя, сколько желание показать, что на Таймыре живут аборигены, есть рыба и мясо на прилавках, есть сувенирная продукция» (ПМА 2021, долганы, Дудинка).

Семейно-родовую общину «Ня танса» (Норильск) возглавляет Валерия Валерьевна Болгова (нганасанка). СМИ прозвали ее «королевой тундры»: на всех городских, краевых или федеральных мероприятиях она появляется в нганасанской одежде, часто с оленухой Аякли на поводке. «Энергии и креатива у нее хватит на то, чтобы в хорошем смысле "продвигать" этнос, территорию, ее культуру, философию», идеи возрождения таймырских ценностей. Вместе с членами общины Валерия Болгова представляет «свой народ» не только на площадках Таймыра, но и по всему миру. Ее дочь живет в Америке, в 2019 г. на конкурсе красоты в Калифорнии она завоевала титул «Мисс Россия». На подиум девушка выходила в вечернем платье и в нганасанском наряде, сшитом матерью5. Валерия Валерьевна коллекционирует старые нганасанские вещи. Несколько лет назад вложила 100 тыс. руб. с продажи родительского дома в покупку старинной нганасанской парки и бокарей6: «этой парке больше ста лет, все орнаменты сохранились. это раритет, такого уже никто и никогда не сошьет. Моя мама иногда надевает парку на праздники».

В. В. Болгова «держит» небольшой сувенирный павильон в Норильске. Помещение оформлено в этническом стиле: стены расписаны сюжетами из жизни нганасанского стойбища, здесь же представлены копии работ нганасанского художника Мотюмяку Турдагина, повсюду шкуры волков, песцов, соболей. При павильоне работает небольшой цех-мастерская. Свои изделия на реализацию в павильон Болговой сдают многие таймырские мастера, но чаще она сама закупает товар. «К нам в сувенирный павильон приходят люди, которые хотят увезти с Таймыра частичку Севера, — рассказывает Валерия Валерьевна. — Популярностью пользуются унты (в основном берут люди, которые всю жизнь их носили). Ходовой товар — тапочки (в основном берут в подарок родителям). Есть в ассортименте магазина уникальные вещи. Например, оленья челюсть с нганасанскими рисунками. В ассортименте косторезная продукция, национальная одежда, предметы из бисера, украшения, брошки из бивня мамонта». Среди «северных товаров и сувениров» здесь продается чешская посуда и «украинские вещи». Помимо прочего, в павильоне торгуют продукций тухард-

5 Валерия Болгова — королева тундры // Таймырский телеграф. URL: https://www.ttelegraf.ru/projects/lyudi-sevemogo-siyaniya/ valeriya-bolgova-koroleva-tundryi/ (дата обращения: 10.06.2021).

6 Парка — традиционная верхняя меховая одежда северных народов, бокари — меховая обувь на мягкой подошве.

ской тундры — мясом, рыбой, юколой7. Ценники и «Уголок потребителя» представлены на русском и долганском языках. В одном из помещений Болгова планирует создать центр для общения коренных народов, проведения мастер-классов и художественных выставок (ПМА 2021, нганасаны, Дудинка).

Процесс сувениризации этничности на Таймыре в значительной степени связан с городами Дудинкой и Норильском. Находящаяся в стадии зарождения таймырская индустрия туризма испытывает трудности, что обусловлено, во-первых, труднодоступностью и слабой транспортной инфраструктурой Таймыра, во-вторых, потерей Таймырским Долгано-Ненецким муниципальным районом статуса отдельного субъекта Российской Федерации и недостатком финансирования реализуемых на севере Красноярского края проектов. Все это не дает должного импульса для развития сувенирного промысла. Производство сувениров на Таймыре ограничивается двумя муниципальными учреждениями и парой-тройкой общин, целостной и разветвленной «инфраструктуры» по производству и реализации сувенирной продукции пока не сложилось. В небольших оторванных от центров национальных поселках традиционная культура чаще всего не осознается как «бренд». Отдельные элементы культуры выходят из употребления и становятся реликтами, т. е. сувениризируются сами по себе, не воспринимаются как ресурс для создания какой-либо продукции. Один из информантов, например, рассказывал, что у его родственников в Воронцово, сохранились «ненецкие идолы, но лежат они под кроватью просто как сувениры, им уже никак не поклоняются» (ПМА 2021, ненцы, Дудинка). Создавать в дальних таймырских поселениях центры творчества или делать сувенирную продукцию в частном порядке невыгодно, поскольку сложные географические и природные условия Арктики не позволяют обеспечить значительную часть населения качественным интернетом и мобильной связью, а существующая транспортная инфраструктура делает невозможным постоянное сообщение с Дудинкой и Норильском, что так необходимо для реализации сувенирной продукции в условиях рынка.

ТРАДиЦии и НОВАЦии

Для традиционных культур народов Ямала и Таймыра (ненцы, энцы, долганы, нганасаны, селькупы, ханты) издавна были характерны резьба по дереву и кости, включая деревянную и костяную скульптуру и инкрустацию оловом по дереву и кости, изготовление изделий из меха и сукна (одежды, утвари), бересты, корней кедра и травы с использованием разных способов орнаментации (Иванов 1963; 1970; Рындина 1995; Сязи 1995; 2000; Хомич 1995: 253-258). В традиционной среде мастерство — от умения держать нож или иглу до соблюдения традиционных технологий — передавалось из поколения в поколение, а каждой вещи были отведены определенные место и роль. Сегодня в чистом виде смысловое поле и технологии сохраняют лишь немногие мастера, работающие для себя и/или на заказ. Как правило, это индивидуальное производство, связанное с ведением традиционного образа жизни и/или семейной (семейно-общинной) практикой. Для мастеров-традиционалистов важны функциональная и коммуникативная составляющая вещи. Их сильной стороной является «знание технологий, умение вручную выполнять различные операции, а также понимание смысла как самого предмета, так и его отдельных элементов — формы, орнамента, символики» (Быстрова 2018: 123-126). Создание сувенира для них, с одной стороны, это способ сохранения традиции и напоминание об историко-культурном прошлом народа, с другой стороны — трансляция культуры художественно-образными средствами в широкие массы и самопрезентация народа.

Вместе с тем традиция не является закостеневшей, она открыта новациям и неплохо адаптируется к новым технологиям и условиям жизни. Основные трансформации происходят с привнесением новых материалов, использованием новых технологий, заимствованием отдельных элементов

7 Юкола — сушено-вяленая рыба.

других культур. Сегодняшние мастера-традиционалисты из числа коренных народов не только производят традиционные предметы (игрушки, меховую и суконную одежду, меховую и деревянную утварь) или их уменьшенные копии (нарты, чум), но и активно экспериментируют с материалами, изменяют конструкцию (например, крой одежды), используют стилизацию, адаптируют вещь под запросы рынка (рис. 2, см. вклейку). Они активно участвуют в выставках и смотрах-конкурсах, выступают на телевидении и проводят мастер-классы, в том числе в онлайн-формате, представляя свое мастерство и свою культуру через социальные сети. В традиционном ключе на Ямале работают, например, народный мастер РФ Роза Накова из Салехарда (ее материал — мех, сукно, кожа и бисер), призер конкурса декоративно-прикладного творчества «Хранительница очага» Зинаида Климова из Панаевска (ее онлайн-мастер-класс «Изготовление ягушки» пользуется большой популярностью)8 и многие другие.

Однако в настоящее время не мастерам-традиционалистам принадлежит лидирующая позиция в сувениризации этничности. Следованию «моде» и новым течениям, в том числе конъюнктуре рыночной экономики, в большей степени подвержены совсем молодые мастерицы. Автор и руководитель одного из таких проектов — ненка Олеся Яптик (графический дизайнер, лидер молодежного отделения общественной организации «Ямал — потомкам!»). Свое творчество она определяет как гармоничный симбиоз современных знаний, материалов и техник с традиционными культурами коренных народов Арктики и называет себя «универсальным дизайнером» (есть среди ее работ и масляная живопись, и вырезанные из кости и дерева вещи, и плетенные из бисера украшения; в 2020 г. разработанный ею логотип «Дня оленевода» стал главным символом любимого праздника ямальцев). Шитью и бисероплетению Олесю Яптик никто не учил, да и «не принято у ненцев специальное обучение», но в семье хранились реликты: бабушкина меховая шапка с орнаментами и металлическими подвесками и бисерный пояс были любимыми игрушками Олеси. Главный проект молодого ненецкого дизайнера «МУТРА» (ненец. мутра — «необыкновенное чудо», «премудрость») направлен на популяризацию традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Ямала через проведение мастер-классов в реальном и онлайн-формате (Комьюнити «МУТРА_МиТГА»). По мнению самой Олеси, ее проект «создан людьми и для людей», поскольку это открытая площадка для всех, кто «мастерит и творит руками» (матер-класс помимо девушек-ненок посещают марийки, русские и др.), он объединяет «творцов и ценителей, создателей и покупателей»9. «Я сама как симбиоз — росла в двух культурах (мать — ханты, отец — ненец), — рассказывает Олеся. — Мне легче, я могу быть неким мостом между культурами. Для меня ненецкая культура родная. Уверена, что когда в чужую культуру заходишь, надо не так чтобы потоптался и вышел... Надо понять» (ПМА 2020, ненцы, ЯНАО).

Подобные персональные самопрезентации и позиционирования себя как представителя «народа» и «знатока культуры» стали широко распространенным явлением. К сожалению, это не всегда соответствует действительности. Всплеск спроса на «этно» и его коммерциализация приводят к существенным отклонениям от «классических» норм традиционной культуры и появлению большого количества имитаций этничности. Потребность представителей коренного населения в новых источниках доходов, подогреваемая интересом туристов к самобытным культурам народов Севера, формирует ложное убеждение, что с сувениром можно не церемониться («это самое простое» и «не требует серьезных финансовых и творческих затрат», «турист купит, несмотря на пренебрежение аутентичностью и явную халтуру»).

В сувенирную индустрию Ямала и Таймыра сегодня вовлечены ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства не только из числа коренных народов, но и приезжие, полюбившие Север, для которых он стал и родным домом и концептуальным моментом творчества, обеспечивающим неплохой заработок. В их руках традиция подвергается существенной переработке

8 Информационное агентство «Приуралье» // ВКонтакте. Альбом «Конкурс декоративно-прикладного творчества «Хранительница очага». URL: https://vk.com/album-150214082_275409389 (дата обращения: 01.09.2021).

9 Творческое объединение «МУТРА» // ВКонтакте. URL: https://vk.com/mutra89 (дата обращения: 01.09.2021).

и переосмыслению. Для них в большей степени характерно использование очевидных ярких и экзотичных северных образов — олень, медведь, рыба, морошка. ими используются разные методы интерпретации первоисточника — цитирование, стилизация, комбинаторика форм и материалов, включение отдельных элементов традиционной культуры. При этом в созданную вещь не всегда вкладываются первоначальные суть и назначение. Появляются этносувениры, созданные по традиционным канонам, но с иной функцией. Традиционные образы, мотивы, орнаменты расходятся на «цитаты» и тиражируются в нетрадиционных форматах (сумки, кошельки, рюкзаки, брелоки, чехлы для гаджетов, подставки под горячее и т. п.), материалах (полимерная глина) и технологиях (использование гончарного круга). Все это ведет к трансформации этнокультурной традиции, ориентиром становится вкус и умение мастера-художника, спрос и финансово-экономическая составляющая. Вместе с тем художественный вкус, профессионализм и опыт при внимательном отношении к традиции позволяют создавать достойные имиджевые, оригинальные и высокохудожественные вещи (рис. 3, см. вклейку).

Проблема корректного использования ценностей чужой культуры и интерпретации ее в новых формах и материалах требует отдельного анализа и не входит в задачи авторов статьи. Отметим лишь, что грубое выхватывание фрагментов традиционных культур и игнорирование мировоззренческих аспектов, некорректное использование и интерпретация приводят к созданию уродливых форм и искаженных образов. Самым уязвимым элементом культуры ввиду своей привлекательности становятся мифологемы и мифологические образы, орнамент и его элементы. именно их чаще всего заимствуют, видоизменяют и стилизуют, воспроизводят в самых разных вариантах, поскольку это самый простой и удобный способ придать предмету аутентичный образ, подчеркнуть его специфику и региональный колорит. Орнаменты представлены в официальной региональной символике (гербы, флаги, ордена и другие нагрудные знаки) и в презентациях регионов, используются в архитектуре городов и сельских поселений (фасады зданий, в том числе административных, городская скульптура и малые архитектурные формы), в оформлении брендовой продукции (упаковки продуктов питания), тиражируются на современных повседневных предметах (сумках, кошельках, тарелках, кружках, футболках, открытках, календарях).

АРКТИЧЕСКИй БРЕНД-СУВЕНИР

Сувениризация обусловлена в первую очередь потребительским спросом на данную продукцию, однако не только. Мотивом воспроизводства традиционных вещей и/или изготовления бренд-сувениров нередко становится «заказ» власти. Сегодня бренд «полярный (белый) медведь» как символ Ямало-Ненецкого автономного округа, используемый в официальной геральдике, теснит традиционный ямальский бренд «северного оленя» (рис. 4, см. вклейку). Наиболее популярные «дары Ямала» официальным и почетным гостям на государственных, региональных, муниципальных и корпоративных мероприятиях — дорогие изделия из кости мамонта и рога оленя, этническая одежда (малица, украшенный металлическими и костяными бляшками мужской пояс с ножнами и ножом, женские нагрудные украшения), имитация культовой скульптуры и атрибутики (шаманский бубен). Традиционная одежда, являвшаяся в прошлом своего рода «паспортом» человека, указывающим на его этническую, социальную и половую принадлежность, сегодня используется как демонстрация этничности — этнический костюм как визитную карточку носят политики и общественные деятели, ученые и работники культуры из числа представителей коренных народов. Таким образом традиционная одежда и аксессуары, с одной стороны, выступают как инструмент демонстрации этничности, с другой — используются как дар, бренд-сувенир.

Рождение новых бренд-сувениров зачастую связано с официальными мероприятиями, инициированными властными структурами. Сувенир «Чум-шкатулка», которым особо гордится Таймырский центр народного творчества, был разработан как презент для главного события 2007 г. — присоединения Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского автономных округов

к Красноярскому краю. Замысел авторов основывался на идее объединения трех маленьких чумов («шкатулок-сокровищниц»), выполненных соответственно из керамики (Красноярск), бивня мамонта (Таймыр) и рога оленя (Эвенкия). Но в день проведения мероприятия случилась пурга, руководство Таймыра не смогло вылететь в Красноярск, и чум-шкатулка остался в ТДНТ. Идея настолько полюбилась, что маленькие копии «чума-шкатулки» составляют презентационный фонд учреждения, изготавливаются на заказ и на продажу. Идея сродни популярной, но уже набившей оскомину презентации пяти коренных народов Таймыра: пять кукол в национальных одеждах и/или пять «чумов» вас непременно встретят в любом центре творчества и на любом из региональных мероприятий.

Между тем сувенир — это, бесспорно, часть туристического маршрута, памятный знак о месте (географической точке в пространстве), которое посетили однажды. С этой позиции экзотично и оригинально выглядят те предметы народного творчества, которые переводят традиционную форму и назначение предмета в новые материалы, мастером переосмысляется технология производства, добавляются элементы удобства и функциональности в традиционный предмет. Подобный подход к созданию новой вещи (сувенира) дает дополнительное качество, с «сувенирной точки зрения» он может не обладать практичностью или высокой художественностью, но непременно должен быть памятным знаком (Быстрова 2018: 124). С точки зрения маркетинга сувенир — это продукт тиражируемый, он должен быть замечен и продан. И тут на первый план выходит «экзотичность» во всех ее проявлениях от использования «экзотических» материалов (мех, кожа, бисер) и технологий до «экзотичной» обыденности и «особенно экзотичной» мифологии традиционных культур. Многие туристы хотят приобрести аутентичные вещи или их реплики. Но при посещении сувенирных лавок и магазинов они не получают точной и грамотной информации об изделии и его авторе, уровне стилизации и качестве. Востребованными оказываются функциональные и недорогие вещи.

Судя по собранным анкетам, на Ямале пользуются популярностью шаманская атрибутика и амулеты (куклы-шаманы, бубны), куклы в национальной одежде и традиционные игрушки, изделия из меха, сукна и бисера (украшения, подушки, покрывала), дерева (разливные ложки, блюда-хуаны) и бересты (туеса, коробки разных форм и размеров), травы и корней кедра (корне-ватики). Они охотно приобретаются приезжими, покупаются местным населением и преподносятся в дар родственникам и знакомым при выездах на «Большую землю». Их главная ценность — ручная работа. «Сувениры сегодня изготавливаются и представлены большим ассортиментом. Так же, как во всем мире, ценны сувениры ручной авторской работы. Однако самый известный бренд Ямала — это переработанная и красиво оформленная продукция оленеводства», — свидетельствует лидер ненцев Г. П. Ледков (ПМА 2020, ненцы, ЯНАО). Из пищевых продуктов как сувениры в брендовых упаковках пользуются спросом мясо оленя, рыба, дикоросы (клюква, морошка, брусника, шишки и кедровые орехи, грибы, травяные чаи). И гостям, и жителям Ямала давно полюбились гастрономические сувениры предприятия «Ямальские олени».

Среди ответов на вопрос анкеты «Назовите этнокультурные бренды и сувениры вашего народа?» на Таймыре наиболее популярными оказались национальный костюм и его элементы: у нганасан — унтайки, парка, женское украшение «сими», у ненцев — малица, парка, сокуй, бокари, женская сумка-тучан, у долган — унтайки, бисерные орнаменты, куклы в национальных костюмах. Как бренд территории отмечены изделия из бивня мамонта, рога и кости оленя, сувениры из кожи, меха и бисера. Безусловным имиджевым лидером Таймыра является олень: он главный объект традиционного хозяйства, представленный в разных вариациях и художественных интерпретациях, шкуры, рог и кость оленя — один из основных материалов для изготовления сувенирной продукции (рис. 5, 6, см. вклейку). Наряду с оленем популярны мамонтенок и белый медведь, бубен и куклы-игрушки (нарточки, кукла цухуко), чум/«балаган» (балок) и нарты. «Люди интересуются северной тематикой. Те, кто хотят увезти что-то на память или в подарок, берут дорогие сувениры — композиции из бивня мамонта и рога оленя. В основном туристы покупают "сказочные

магниты" (по мотивам долганских, ненецких и нганасанских сказок), брелоки "Таймыр" и "Дудинка". Местные жители хорошо берут брелочки-рукавички, сережки-подвесочки с ягелем, брелоки из рога оленя и лося, бивня мамонта», — рассказывает В. В. Болгова (ПМА 2021, нганасаны, Дудинка).

* * *

Современные проекции этничности включают не только традиционные характеристики (язык, традиции, самосознание и др.), но и новые явления, существенно преобразующие формы и ритмы этничности. В их числе киберэтничность, этнодизайн, этнотуризм, создание региональных брендов и сувениризация культуры (Головнёв 2021). Этнокультурный потенциал коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края активно используется в имиджевом продвижении регионов и в туристическом бизнесе, давшими толчок для создания новых региональных бренд-проектов и развития сувенирной индустрии. На Ямале, в отличие от Таймыра, процесс сувениризации этничности приобрел масштабный характер, что привело к складыванию разветвленной «инфраструктуры» сувенирного производства и реализации сувенирной продукции.

Востребованность этнического ресурса для местного населения выражается в повышении их этнической самооценки, формировании обширного и разнообразного поля прикладных разработок, включая сувенирное проектирование и производство. Активное цитирование и интеграция этнической традиции в современную сувенирную индустрию Севера свидетельствуют о ее высоких адаптационных качествах, позволяющих использовать прямое заимствование и перенесение культурных практик, артефактов и их компонентов в новые сферы. Грамотное использование этноресурса дает возможность формирования широкого и разнообразного прикладного поля и позволяет избежать получения «стихийных» или оторванных от традиционной культуры проектов и разработок. Сувениризации этничности способствует интернет-доступность и активность представителей коренного малочисленного народа в Сети, популяризация этноблогинга и ведение тематических групп в социальных сетях, региональные телеканалы и программы развития, проведение творческих конкурсов, фестивалей, грантовая поддержка проектов представителей коренных малочисленных народов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПМА 2020 — Полевые материалы авторов среди ненцев и хантов, Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, 2020.

ПМА 2021 — Полевые материалы авторов среди долган, нганасан, ненцев, Дудинка, Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край, 2021.

Быстрова Т. Ю. Сувенир: назначение и проектирование. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018.

Головнёв А. В. Визуализация этничности: музейные проекции // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 72-81.

Головнёв А. В. Новая этнография Севера // Этнография. 2021. № 1 (11). С. 6-24.

Головнёв А. В., Конькова Ю. С., Куканов Д. А. Этнодизайн: искусство vs наука // Уральский исторический вестник. 2020. № 3 (68). С. 6-15.

Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала XX в.): народы Севера и Дальнего Востока. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. (ТИЭ. Новая серия. Т. 81).

Иванов С. В. Скульптура народов Севера Сибири XIX — первой половины XX в. Л.: Наука, 1970.

ПереваловаЕ. В. Этничность и власть: обские угры и ненцы Западной Сибири. СПб.: МАЭ РАН, 2019.

Перевалова Е. В., Киссер Т. С. Таймыр: этнопроекты и лидеры // Этнография. 2021. № 2 (12). С. 194221.

Пивнева Е. А. Динамика традиции в арктическом измерении // Уральский исторический вестник. 2015. № 2 (47). С. 98-107.

Положение о проведении Межрегиональной выставки традиционного шитья и современного дизайна «Этно_fashion». 21.12.2020. URL: odr.yanao.ru (дата обращения: 01.12.2021).

Пушкарева Е. Т. Культура народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа как один из маркеров его региональной идентичности // Этнокультурное наследие народов Севера России. К юбилею доктора исторических наук профессора 3. П. Соколовой. М.: Август Борг, 2010. С. 243-254.

Рындина О. М. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3: Орнамент. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1995.

Сулейманова О. А., Пация Е. Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. 2016. № 8-10 (42). С. 89-106.

Сязи А. М. Декоративно-прикладное искусство хантов Нижней Оби. Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сязи А. М. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2000. Хомич Л. В. Ненцы. СПб.: Русский Двор, 1995.

REFERENCES

Bystrova Т. Yu. Suvenir: Naznachenie iproektirovanie [Souvenir: Purpose and Design]. Moscow; Ekaterinburg: Kabinetnyi uchenyi, 2018. (In Russian)

GolovnevA. V. Vizualizatsiia etnichnosti: muzeinye proektsii [Visualization ofEthnicity: Museum Projections]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2019, no. 4 (65), pp. 72-81. (In Russian)

Golovnev A. V. Novaia etnografiia Severa [New Ethnography of the North]. Etnografia, 2021, no. 1 (11), pp. 6-24. (In Russian)

Golovnev A. V., Kon'kova J. S., Kukanov D. A. Etnodizain: iskusstvo vs nauka [Ethnic Design: Art vs Science]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2020, no. 3 (68), pp. 6-15. (In Russian)

Ivanov S. V. Ornament narodov Sibiri kak istoricheskii istochnik (po materialam XIX — nachala XX v.): Narody Severa i Dal'nego Vostoka [Patterns of the Peoples of Siberia as a Historical Source (According to Materials from the 19th — Early 20th Centuries): Peoples of the North and the Far East]. Moscow: Izdatel'stvo AN SSSR, 1963, vol. 81. (In Russian)

Ivanov S. V. Skul'ptura narodov Severa Sibiri 19 — pervoi poloviny 20 v. [Sculpture of the Peoples of the North of Siberia in the 19th — First Half of the 20th Century]. Leningrad: Nauka, 1970. (In Russian) Khomich L. V. Nentsy [The Nenets]. St. Petersburg: Russkii Dvor Publ., 1995. (In Russian) Perevalova E. V. Etnichnost' i vlast': obskie ugry i nentsy Zapadnoi Sibiri [Ethnicity and Power: Ob Ugrians and the Nenets of West Siberia]. St. Petersburg: MAE RAS Publ., 2019. (In Russian)

Perevalova E. V., Kisser T. S. Taimyr: etnoproekty i lidery [Taymyr: Ethnic Projects and Leaders]. Etnografia, 2021, no. 2 (12), pp. 194-221. (In Russian)

Pivneva E. A. Dinamika traditsii v arkticheskom izmerenii [The Dynamics of Tradition in the Arctic Dimension]. Ural'skii istoricheskii vestnik, 2015, no. 2 (47), pp. 98-107. (In Russian)

Pushkareva E. T. Kul'tura narodov Severa Iamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga kak odin iz markerov ego regional'noi identichnosti [The Culture of the Peoples of the North of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug as a Marker of Its Regional Identity]. Etnokul 'turnoe nasledie narodov SeveraRossii: K iubileiu doktora istoricheskikh nauk, professora Z. P. Sokolovoi [Ethno-Cultural Heritage of the Peoples of the Russian North: to the Anniversary of Dr. Z. P. Sokolova]. Moscow: Avgust Borg Publ., 2010, pp. 243-254. (In Russian)

Ryndina O. M. Ocherki kul 'turogeneza narodov Zapadnoi Sibiri [Essays on the Cultural Genesis of the Peoples of West Siberia], vol. 3: Ornament. Tomsk: Tomsk State University Publ., 1995. (In Russian)

Siazi A. M. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo khantov Nizhnei Obi [Decorative and Applied Art of the Khanty of the Lower Ob]. Tyumen: Institut problem osvoeniia Severa SO RAS Publ., 1995. (In Russian)

Siazi A. M. Ornament i veshch'v kul'ture khantov Nizhnego Priob'ia [Pattern and Object in the Culture of the Khanty of the Lower Ob Region]. Tomsk: Tomsk State University Publ., 2000. (In Russian)

Suleimanova O. A., Patsiia E. Ya. Povsednevno-bytovye aspekty adaptatsii saamov k gorodskomu obrazu zhizni [Everyday Life Aspects of the Adaptation of the Sami to the Urban Lifestyle]. Trudy Kol'skogo nauchnogo tsentra RAN, 2016, no. 8-10 (42), pp. 89-106. (In Russian)

Submitted: 01.11.2021 Accepted: 29.11.2021 Published: 15.12.2021

К статье Е. В. Переваловой, Т. С. Киссер, Ю. С. Коньковой

Рис. 1. Игрушка «акань» (ханты) и ее глиняная реплика «игрушка-колокольчик». Мастер Л. Богданова. Салехард, ЯНАО. Фото Е. Переваловой, 2020 г

Fig. 1. Akan' toy (Khanty) and its ceramic replica, "bell toy". Artisan L. Bogdanova. Salekhard, Yamalo-Nenets Autonomous Okrug. Photo by Elena Perevalova, 2020

Рис. 2. Сумки и кошелек, расшитые бисером. Мастер А. Окотэтто. Официальная группа АНО «Союз ремесленников ЯНАО» ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall-193726298_146 (дата обращения: 30.11.2021)

Fig. 2. Bags and a porch embroidered with beads. Artisan A. Okotetto. From the official VK group of the ANO "Association of the artisans of YaNAO". URL: https://vk.com/wall-193726298_146 (accessed 30.11.2021)

Рис. 3. Сувенир «Медведь-шаман». Мастер Н. В. Храмченко. Фото А. Арефьевой, 2020 г. Fig. 3. "Bear shaman" souvenir. Artisan N. V Khramchenko. Photo by A. Aref'eva, 2020

Рис. 4. Хантыйский сах (суконный халат). Мастер Е. Адер. Фотосессия работ финалистов конкурса регионального проекта «Ямал — центр арктической моды» для журнала «Vogue». Фотограф Марко Д'Амико. URL: https://www.vogue.it/vogue-talents/gallery/moda-primavera-estate-2019-designer-emergenti-salechard-siberia (дата обращения: 30.11.2021) Fig. 4. A Khanty sakh (woolen robe). Artisan E. Ader. Vogue magazine photoshoot of the finalist works of a competition organized by the regional project "Yamal: the center of Arctic fashion". Photographer Marco D'Amico. URL: https://www.vogue.it/vogue-talents/gallery/moda-primavera-estate-2019-designer-emergenti-salechard-siberia (accessed 30.11.2021)

Рис. 5. Композиция «Таймыр». Дудинка, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край.

Фото Ю. С. Коньковой, 2021 г. Fig. 5. Composition "Taymyr". Dudinka, Taymyrsky Dolgano-Nenetsky District, Krasnoyarsk Krai.

Photo by Julia Konkova, 2021

Рис. 6. Унтайки (меховая обувь). Нганасанская сувенирная лавка. Дудинка, Таймырский Долгано-Ненецкий район, Красноярский край. Фото Т. С. Киссер, 2021 г.

Fig. 6. Untaiki (fur shoes). Nganasan souvenir shop. Dudinka, Taymyrsky Dolgano-Nenetsky District, Krasnoyarsk Krai. Photo by Tatiana Kisser, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.