демографического перехода, то города и районы распределены во всех четырех фазах этого перехода (табл. 2). Из полученных результатов следует, что 39 городов и районов Дагестана, ли 76% по численности ATO находятся на первой и второй фазе демографического перехода, а на четвертой фазе (депопуляции), «полюсе неблагополучия» - 6 городов и два района (г. Кизилюрт, г. Избербаш, г. Дербент, Ногайский, Каякентский, Махачкала, г. Каспийск, г. Дагестанские Огни).
По данным табл. 2 и концепции демографического перехода следует ожидать, что у районов и городов, находящихся на 1-2 фазе демографического перехода в будущем уменьшится рождаемость населения, и они перейдут порог ЕВН.
Выводы
Хотя общие показатели воспроизводства населения РД (рождаемость и прирост) являются одними из наиболее высоких показателей в России, но по рассчитанному нами пяти другим показателям воспроизводства - минимальному ПЕВН, СКР населения, брутто-коэффициенту, нетто-коэффициенту воспроизводства, демографический процесс воспроизводства в республике вызывает серьезные опасения: развитие его идет по сужающему типу. Причем, при сравнении более точного критерия - истинного ПЕВН, большего, чем минимальный ПЕВН - с СКР, ситуация в республике может оказаться еще хуже (наш прогноз).
Полученные результаты являются актуальными, новыми, теоретически и практически полезными.
По данным выборочного обследования можно определить достоверное значение - истинного ПЕВН для РД. А получение точного, истинного значения ПЕВН РД нужно организовать проведение силами ДНЦ РАМН проведения комплексных выборочных обследований по выявлению повозрастного уровня бесплодия с учетом представительности всего населения РД, для оценки - преобладания мальчиков среди новорожденных, среднего возраста матери, окончательного безбрачия женщины, распада семьи и овдовения, бесплодия женщин, бесплодия мужчин. Иначе говоря, в республике желательно организовать проведение систематического ежегодного мониторинга населения по выявлению воспроизводства населения, такого же мониторинга, какой проводит по обследованию проблемы занятости населения.
Багомедов М.А., Рущенко В.К., Эльдаров Э.М. Этносоциальный и этнополитический аспекты аграрного землепользования в Дагестане1
В современной практике регулирования земельных отношений в Дагестане основное значение приобретают вопросы согласования локальных интересов земле-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Рос. Гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект 01-02-00126 а.
пользования, природа которых в большинстве случаев имеет окраску скрытого этносоциального противостояния. В таких ситуациях существующая как республиканская, так и общегосударственная нормативно-правовая база землепользования, как правило, не способна служить устранению возникающих конфликтов. Поэтому процесс их разрешения почти всегда выливается в согласовательную процедуру, осуществляемую с представителями высших республиканских органов власти. Когда же дело касается споров землепользования на приграничных территориях, то в условиях Дагестана их преодоление достигается лишь с участием высших органов власти соседних республик или государств. При этом уполномоченные органы и лица должны находить компромисс с учетом особенностей и традиций этносоциального поведения и истории развития этноэкономик.
На пример, обусловленная природно-климатическими факторами история совместного использования пастбищных земель Азербайджана и Дагестана для отгонного животноводства насчитывает не одну сотню лет нахождения их народов в раздробленных государствах, затем более полутора века в одном государстве, она является базой сформировавшейся в высокогорье Южного Дагестана этноэкономи-ки. С распадом СССР усиление сепаратных тенденций между Россией и Азербайджаном из политической плоскости перешло в экономическую сферу, поскольку оно выгодно чиновникам определенных государственных органов обоих государств. Разрыв единого экономического поля вызывает закономерный этноэкономический конфликт - если жители горных (лезгинских, рутульских, аварских, цахурских и др. национальностей) районов Присамурья не имеют возможность отгонять скот на зимние пастбища в Азербайджан, что они делали сотни лет, то почему они должны допускать изъятие из горной реки Самур на водозабор для нужд азербайджанской столицы большей части водостока.
Многие из проявивших себя в республике в период 1990-х гг. локально-земельных конфликтов явились причинами изменения существующей практики и территориальной схемы аграрного землепользования. Так, из 95-ти выявленных и систематизированных конфликтов землепользования 5 затрагивали интересы соседних республик и государств, причем три из них формально решены, а еще два (спор между Республикой Дагестана и Чеченской Республикой по поводу совместной границы, а также спор, связанный с делимитацией южной границы России и Республики Азербайджан вдоль нижнего течения р.Самур) находятся на рассмотрении правительственной комиссии. В общей численности локальных конфликтов землепользования почти 2/3 (62 конфликта) еще полностью не разрешены.
Вполне закономерно, что примерно 60% всех земельных споров (54) приходится на предгорную зону Дагестана, где на фоне относительно благоприятных агроклиматических условий хозяйствования имеет место острая проблема дефицита сельхозугодий, а также проблема сосуществования весьма пестрых этнохозяйственных интересов землепользования [1]. В складывающейся веками в этой зоне горнотеррасной системе землепользования использование земель и других сельскохо-
зяйственных ресурсов было высокоэффективно, и все взаимоотношения между субъектами этноэкономики были выверены временем. Внесение современных рыночных отношений (в т.ч. частной собственности на землю), технологий и новых производств вызывает изъятие земель из оборота традиционной этноэкономики и вызывает естественные этносоциальные конфликты.
Социальные конфликты землепользования в Дагестане наиболее ярко прослеживается в процессе развития новых отраслей хозяйства, в частности, гидроэнергетики в горах. Так, согласно разработанной "Ленгидропроектом" схеме Сулакского каскада ГЭС, каждая последующая плотина возводится по долине реки сразу же вслед за окончанием "хвоста" нижнего водохранилища. Так называемый принцип каскадности выгоден с точки зрения технико-экономической эффективности гидростроительства. Однако этот такой принцип не всегда представляется убедительным с точки зрения социальной и экологической целесообразности развития в горах гидроэнергосистемы. Такая планировка кардинально меняет среду обитания местного горского населения, разрушая исторически адаптированные к окружающей среде хозяйственные связи. В частности, уже известно, что на вновь отводимых в горах под сады землях снижается урожайность культур.
Другой повод для тревог - сохранение культурно-исторических, архитектурных и археологических памятников, расположенных на территориях, затапливаемых каскадом водохранилищ. Сплошь террасированные, но ныне почти не используемые берега этих рек сами по себе являются подтверждением существования здесь высокоразвитой и самобытной культуры.
Социальный аспект рассматриваемой проблемы можно выразить следующей статистикой: на один крестьянский двор в селениях Гимры, Унцукуль, Ирганай, Зи-рани, Майданское и Араканы, расположенный в зоне влияния Ирганайского водохранилища и объектов ГЭС приходится 0,14 га общественных и 0,16 га приусадебных земель, в том числе 0,12 га и 0,10 га орошаемых сельхозугодий, соответственно. В этой ситуации, согласно экспертным расчетам, гидростроительство приведет к тому, что более 3 тыс. человек трудоспособного населения станут безземельными, а значит, практически, безработными.
Вместе с тем, среди мероприятий по снижению негативных социально-экономических последствий затопления территорий водохранилищами горных ГЭС следует отметить работу Прокуратуры РД по расследованию фактов незаконных выплат компенсаций за сносимые жилые дома и строения в зоне затопления, противоречащих закону случаев выделения жилых домов, произведенных в рамках компенсаций, хищения денежных средств, направленных на компенсационные выплаты переселенцам из зон затопления и др.
Очевидно, что мероприятия по выплате денежных компенсаций и отводу других земельных участков должны осуществляться с учетом требований местного населения на территориях тех же хозяйств, где намечено изъятие земель под затопление гидроэнергетическими сооружениями. Компенсации за изымаемые пастбища
нередко осуществляются в виде предоставления горцам пастбищных угодий в низменной части республики. Правда, таким мероприятиям не всегда предшествует прогноз возможных этносоциальных противостояний на равнине.
С другой стороны, строительство гидроэлектростанций в горах Дагестана ведется уже более полувека, сложились этнически однородные коллективы строителей и эксплуатационников, целые горные районы находятся в зоне экономического влияния этих объектов (высокие заработки, строительство современного жилья, социальная и рыночная инфраструктура, спрос на сельскохозяйственные продукты), то есть эти стройки уже стали объектами этноэкономики, и прекращение строительства ГЭС вызывает снижение доходов большей части населения этих районов, перекрывает альтернативные доходам с земли (ограниченного в горах ресурса) источники, а значит вызывает этносоциальные конфликты землепользования.
Особую проблему этносоциального порядка представляет запредельное аграрное землепользование, связанное с использованием отгонных пастбищ за пределами собственных районов, а также в соседних республиках. В свою очередь, запредельное землепользование рождает проблему так называемой "чересполосицы" в равнинной зоне Дагестана. Хозяйства, находящиеся в горах с большими площадями летних пастбищ и чрезвычайно малыми пахотными наделами, но имеющие в достатке трудовые ресурсы, как правило, располагают пашней и зимними пастбищами в других районах республики, преимущественно на равнине. В то же время, хозяйства предгорной и, особенно, равниной частей, располагая 90% всей пашни республики, не обладают достаточными трудовыми ресурсами для их рационального использования, а частично испытывают недостаток в летних пастбищах. Поэтому большинство хозяйств, особенно в горной и предгорной территориях, имеют земельные участки (в постоянном, долгосрочном и краткосрочном пользовании), изолированные от основного земельного массива, часто удаленные от него на значительные расстояния (до 500 км). Все это приводит к межрайонной (а местами, и к внутрихозяйственной) чересполосице, выступающей в республике постоянным генератором межэтнических споров и конфликтов.
Хозяйствами Дагестана используются также земли в Республике Калмыкия (158,0 тыс. га), Ставропольском крае (57,2 тыс. га) и Республике Азербайджан (50,0 тыс. га). Такое положение создает определенные экономические (дополнительные расходы, приводящие к удорожанию производимой продукции), экологические (последствия бесхозяйственности) и этнополитические проблемы землепользования. Решение последней из указанного ряда проблем требует выработки долгосрочных межгосударственных соглашений об использовании сельскохозяйственных земель. При отсутствии возможностей для заключения таких соглашений необходимо добиваться компенсации стоимости ранее созданных дагестанской стороной производственных и инфраструктурных объектов, оставляемых на передаваемых землях.
Литература:
1. Рущенко В. К. Социально-экономические проблемы аграрного землепользования в регионе (на примере Республики Дагестан): Автореф. дисс. ... к.э.н. / ИСЭИ ДНЦ РАН. - Махачкала, 2002. - 24 с.
Мусаева А.З.
Организация социального страхования: принципы и формы
В исследовании организации социального страхования, представляющей в нашем понимании комплекс мер, обеспечивающих социальную защиту населения за счет построения специфической финансовой системы, можно выделить два аспекта.
Во-первых, с точки зрения методологии формирования и использования фондов социального страхования вводится понятие режима социального страхования, отражающего основные принципы взаимодействия элементов системы. К числу таких принципов, выражающих совершенно различные подходы к построению системы, отнесены следующие. Первый - принцип государственного участия в формировании фондов социального страхования. Согласно этому принципу различаются государственные и коллективные режимы социального страхования. В схемах государственного социального страхования государство регулирует систему на основе того, что полностью владеет и управляет ею, отчуждая финансовые средства от страхователей. В коллективном социальном страховании государство через свои органы контролирует соблюдение законодательных правил, оставляя фонды и управление системой в компетенции страхователей и страховщиков. Второй принцип - автономность страховых фондов. Различают фонды: ассоциированные с государственным бюджетом и внебюджетные. В первом случае средства фондов могут быть заимствованы для других государственных потребностей. Во втором -фонды не зависимы от бюджета. Автономные фонды могут быть как государственными, так и находиться в ведении организаций взаимного страхования и страховых компаний.
Несмотря на то, что социальное страхование представляет собой специфическую финансовую систему, выбор того или иного режима его организации мало зависит от экономических и финансовых факторов. Организационные принципы социального страхования определяются больше национальными, историческими и политическими традициями, чем финансовой целесообразностью. Организационные режимы социального страхования представлены на рис. 1.