Научная статья на тему 'Территориальные аспекты использования и охраны земельных ресурсов административного региона'

Территориальные аспекты использования и охраны земельных ресурсов административного региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
477
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД / ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / КАТЕГОРИЯ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЕ УГОДИЯ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ЭКОНЕТ / ПОЧВА / ПОЧВЕННОЕ ПЛОДОРОДИЕ / УДОБРЕНИЯ / LAND FUND / LAND RESOURCES / LAND CATEGORY / LAND / LAND USE / LAND OF ESPECIALLY PROTECTED TERRITORIES / ECOLOGICAL FRAME OF A TERRITORY / SOIL / SOIL FERTILITY / FERTILIZERS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Межаков Василий Захарович, Серебренников Виктор Иванович, Артеменко Татьяна Васильевна

Дается экономико-географическая характеристика земельного фонда региона, анализируются трансформационные сдвиги и последствия интенсивного воздействия на природную среду, исследуются динамика и проблемы использования сельскохозяйственных земель, определяются направления и задачи по рационализации системы землепользования и охраны земель региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Межаков Василий Захарович, Серебренников Виктор Иванович, Артеменко Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspects of the land use and the administrative region’s land resources protection

The economic-geographical characteristics of the land fund of the region are given. The transforming shifts and results of the intensive impact of the environment are analyzed, the dynamics and problems of the agricultural land use are researched, the trends and goals of the rationalization of the system of the land use and the region’s land protection are determined.

Текст научной работы на тему «Территориальные аспекты использования и охраны земельных ресурсов административного региона»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 332.14

В. З. Межаков, В. И. Серебренников, Т В. Артеменко

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГИОНА

Дается экономико-географическая характеристика земельного фонда региона, анализируются трансформационные сдвиги и последствия интенсивного воздействия на природную среду, исследуются динамика и проблемы использования сельскохозяйственных земель, определяются направления и задачи по рационализации системы землепользования и охраны земель региона.

Ключевые слова: земельный фонд, земельные ресурсы, категория земель, земельные угодия, землепользование, земли особоохраняемых территорий, эконет, почва, почвенное плодородие, удобрения.

V. Z. Mezhakov, V I. Serebrennikov, T V Akhremenko

Regional aspects of the land use and the administrative region’s land resources protection

The economic-geographical characteristics of the land fund of the region are given. The transforming shifts and results of the intensive impact of the environment are analyzed, the dynamics and problems of the agricultural land use are researched, the trends and goals of the rationalization of the system of the land use and the region’s land protection are determined.

Key words: land fund, land resources, land category, land, land use, land of especially protected territories, ecological frame of a territory, soil, soil fertility, fertilizers.

Земля (земельные ресурсы) вследствие своей многофункциональности является исключительным видом природного богатства, без которого жизнь человечества невозможна. Земельные ресурсы относятся к воспроизводимым. Они, кроме геополитического значения, являются базисом хозяйственно-экономи-

МЕЖАКОВ Василий Захарович - к. э. н., старший научный сотрудник лаборатории палеогеографии и природопользования Института геологии и природопользования ДВО РАН.

E-mail: [email protected]

СЕРЕБРЕННИКОВ Виктор Иванович - ведущий инженер лаборатории палеогеографии и природопользования Института геологии и природопользования ДВО РАН.

E-mail: [email protected]

АРТЕМЕНКО Татьяна Васильевна - старший научный сотрудник лаборатории палеогеографии и природопользования Института геологии и природопользования ДВО РАН.

E-mail: [email protected]

ческой деятельности по использованию других видов природных ресурсов (полезных ископаемых, лесных запасов, биопочвенных ресурсов и др.).

Особое значение земельные ресурсы имеют для такой удаленной территории страны, как Дальний Восток. Кроме геополитической функции и природной кладовой разнообразных минеральных ресурсов, они в качестве основного средства в сельскохозяйственном производстве играют стратегическую роль в обеспечении продовольственной безопасности региона. Поэтому рациональное использование и сохранение земельных ресурсов - одна из важнейших современных социально-экономических проблем.

Предмет и объект наших исследований - земельный фонд огромного административного региона, субъекта РФ - Амурской области. Она расположена в западной части Дальневосточного федерального округа, простираясь в широтном направлении более чем на 2 тыс. км и в меридиональном до 700 км. В современ-

ных границах ее площадь составляет 361,9 тыс. км2 (для сравнения: площадь Республики Корея -

98,48 тыс. км2, Японии - 377,835 тыс. км2) [1].

В геополитическом отношении специфической особенностью области является ее трансграничное положение: на протяжении более 1200 км по р. Амур она граничит с КНР, преимущественно с крупнейшей северной провинцией Хэйлунцзян.

Наиболее характерной экономико-географической особенностью региона является то, что, имея

преимущественно горный характер (горные и возвышенные участки занимают 60 %), он располагает обширными равнинными пространствами

с относительно благоприятными условиями для

проживания и жизнедеятельности. Здесь размещаются три крупные равнины: Зейско-Буреинская, АмуроЗейская и Верхнезейская [2]. Наиболее крупная и хозяйственно освоенная из них степная, практически безлесная Зейско-Буреинская, расположенная на юге в бассейнах рек Зеи, Селемджи и Буреи. В пределах этой равнины сосредоточены обширные земельные площади наиболее плодородных лугово-черноземовидных почв, функционируют множество крупных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. За многолетний период здесь сформировалась высокоэффективная агропроизводственная зона, которая является основной сельскохозяйственной базой Дальнего Востока.

В результате интенсивного хозяйственного освоения, масштабной распашки земель в 50-60-е годы прошлого века к настоящему времени эта территория на 3/4 превращена в агроландшафты, 15 % занимают селитебные зоны и дорожная сеть, степень лесистости сократилась до критического уровня 1-2 %, преобладают экстенсивные формы земледелия. Все это привело к значительной деградации почв, в опасном эрозионном состоянии находится порядка 140 тыс. га пашни, площади кислых земель превышают 600 тыс. га.

Амуро-Зейская равнина располагается в бассейне среднего течения р. Зея. Она характеризуется слабоволнистой поверхностью с высотами 300-500 м, юго-восточная ее часть покрыта широколиственными лесами. В пределах равнины размещается примерно 20 % используемых в настоящее время сельскохозяйственных земель области. Агропотенциал данной территории пока используется недостаточно полно, имеются резервы как расширения обрабатываемых земель, так и повышения их эффективности на основе интенсификации.

Верхнезейская равнина размещается на северо-востоке области и представляет собой межгорную котловину, ограниченную хребтами Становым, Тукурингра, Джагды, значительная ее часть затоплена водохранилищем Зейской ГЭС. В хозяйственном

отношении она слабо освоена, сельскохозяйственные земли пригодны для очагового земледелия, развития подсобных хозяйств кормо-животноводческого направления.

К числу специфических природно-географических особенностей земельного фонда региона следует отнести также наличие огромных территорий пространственно-емких типов аборигенного природопользования коренных народов Севера (оленеводство, охота, собирательство). Только площадь оленьих пастбищ составляет 5127,1 тыс. га [3]. В области они размещаются в основном в Тындинском, Зейском и Селемджинском районах, где проживают эвенки. Федеральный закон о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ декларирует эксклюзивные права этих народов на пользование природными ресурсами на данных территориях [4].

Объективные природно-географические условия в значительной степени предопределили как пространственную структуру использования земель, так и характер всей системы природопользования изучаемого региона. Высокогорья, среднегорья и низкогорья используются лишь для лесного хозяйства и пастбищного животноводства, а равнинные площади и их почвенный покров благоприятствуют развитию сельскохозяйственного производства. В настоящее время отрасли природопользования составляют основу региональной экономики, здесь относительно развиты добыча полезных ископаемых (недропользование), лесопользование, водопользование, приоритетное значение имеют отрасли агроземлепользования.

Таким образом, земля (земельные ресурсы) - это не только жизненное пространство, но и, что особенно важно, исключительно ценный вид природного, во многом возобновляемого богатства, требующего научнообоснованных подходов к его использованию и воспроизводству.

Для управления процессом землепользования, принятия управленческих решений по рациональному и эффективному использованию земельных ресурсов в РФ ведется государственный учет земель, который в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой осуществляется по категориям земель и земельным угодьям. Современным Российским Законодательством предусматривается 7 категорий земель:

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи и др.;

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Понятие «земельные угодья», в отличие от категории земель, которая является понятием собирательным и условным, имеет конкретные границы и характеризует целевое хозяйственное освоение природных земельных площадей, их учет ведется в соответствии с фактическим состоянием и использованием.

Земельные угодья подразделяются на две крупные группы:

- сельскохозяйственные угодья, включающие пашню, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежь;

- несельскохозяйственные угодья, включающие болота, земли под кустарниками, дорогами, застройками, под поверхностными водами.

Особенности структуры земельного фонда, как и системы землепользования региона определяются совокупностью объективных природных условий и факторов историко-экономического порядка. В связи с этим, изучая динамику земельного фонда, отметим, что Амурская область с 70-х гг. прошлого столетия в силу географического положения и наличия природноресурсного потенциала вошла в число наиболее интенсивно осваиваемых территорий российского Дальнего Востока, да и страны. За сорокалетний период здесь были реализованы такие масштабные транспортные проекты федерального значения, как БАМ (в пределах области более 1500 км), АвтоАмур (автомобильная дорога в направлении Чита-Хабаровск), нефтепроводная система ВСТО (более 1400 км), энергетические проекты (Зейская и Бурейская гидроэлектростанции). Осуществлен ряд региональных проектов в сфере горнодобывающего комплекса (разработка Куранахского титано-магнетитового и Маломырского золоторудного месторождений, освоение Гаринского железорудного, Ерковецкого буроугольного и Огоджинского каменноугольного месторождений).

Столь интенсивное хозяйственно-экономическое освоение территории естественно повлекло за собой существенное воздействие на ее природные комплексы. Сократились площади лесных земель, оленьих пастбищ (ягельника), охотничьих угодий, маревых ландшафтов. Сооружение двух крупных ГЭС привело к созданию Зейского и Бурейского водохранилищ, в результате было затоплено 3159 км2 земель, в т. ч. более 2000 га Желундинского заказника. Под воду ушли пойменные экосистемы, характеризующиеся наибольшей биопродуктивностью и видовым разнообразием животного и растительного мира, произошли необратимые изменения микроклимата, мест обитаний животных и других параметров окружающей среды.

Считаем, что предполагаемое строительство в

Амурской области еще и Нижнезейской ГЭС (Проект Программы социально-экономического развития Амурской области на 2013-2017 гг.) экономически неоправданно и превысит разумные пределы экологической безопасности территории, тем более, что требования к этому во всем мире неизмеримо возросли. Столь интенсивные антропогенные процессы за последние сорок лет привели к значительным сдвигам как в пространственной структуре земельного фонда, так и в состоянии земель региона, существенно возросли размеры нарушенных земель.

В современной структуре земель Амурской области в разрезе отдельных категорий доминируют земли лесного фонда (74,5 %), покрытая лесом площадь составляет почти 23 млн га. Увеличилась доля земель водного фонда, на которые приходится 324,9 тыс. га, площадь земель поселений, промышленности, транспорта, энергетики превысила 400 тыс. га. Значительно возросла площадь земель запаса, в соответствии с Земельным кодексом РФ к ним относятся земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и не предоставленные для использования физическим и юридическим лицам. На 1.01.2012 г. площадь таких земель составила 879,4 тыс. га (21 %).

Наряду с негативными моментами отметим и позитивный процесс весьма важных качественных трансформаций, к которым мы относим значительный рост площадей такой категории землепользования, как особо охраняемые территории (ООПТ). По нашим расчетам, в Амурской области суммарная площадь земель ООПТ всех типов в 2011 г. составила 3795,4 тыс. га - 10,5 % от общего земельного фонда, что соответствует среднемировому уровню. В структуре регионального земельного фонда эта категория занимает второе место. Процесс образования особо охраняемых природных территорий ускорился после выхода Указа Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1155, установившего, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации. В 1995 г. был принят соответствующий Федеральный закон [5]. За более чем сорокалетний период в области создана широкая сеть заповедников, заказников и др. В настоящее время в систему ООПТ области входит 3 государственных природных заповедника, два федеральных заказника, а также 118 памятников природы регионального значения и 34 заказника областного значения. В области также зарегистрировано 60 тыс. га лечебно-оздоровительной местности, это 40 % всех площадей такого типа на Дальнем Востоке [6]. Расширение площадей ООПТ произошло исключительно за счет создания новых заказников областного значения, на их долю приходится 85 %

всей площади ООПТ.

ООПТ представляют собой специфический тип землепользования, имеющий особый режим охраны природной среды и ограничения хозяйственноэкономической деятельности. Это своего рода способ для решения задач по сохранению определенных экосистем, поддержания экологического равновесия, баланса природной среды в регионе. Но, естественно, территориальные возможности расширения системы ООПТ в регионе ограничены, тем более, что весь блок экологических проблем она не закрывает. Вместе с тем, противопоставление использования земель в рамках ООПТ и в промышленно-экономических системах методологически не конструктивно, необходим поиск компромиссных методов в виде переходных форм природопользования (Севильская стратегия, 1995). Стратегической целью этих систем землепользования является формирование пространства устойчивого природопользования. Научный поиск в этом направлении привел к разработке методологии выделения категории эконета - экологического каркаса территории, включающего все территории, имеющие какие-либо ограничения на природопользование, и ООПТ в этом являются базовым, но не единственным элементом [7].

Для Дальнего Востока на современном этапе, когда государственная политика масштабного

промышленного освоения восточных территорий получает реальное осуществление, ООПТ приобретает особую актуальность и практическое значение с точки зрения рационального использования и охраны земельного потенциала. Главной задачей повышения эффективности системы ООПТ и обеспечения

условий ее развития считаем формирование

государственной системы владения и управления

землями природоохранного назначения, для чего в

порядке совершенствования федерального закона № 33 от 14.03.1995 г. необходимо устранить ведомственную разобщенность природоохранных и заповедных структур путем создания единого специального государственного органа, либо сосредоточения соответствующих контрольно-правовых функций в Министерстве природных ресурсов РФ. Установить также порядок, при котором независимая государственная экологическая экспертиза должна предшествовать реализации всех масштабных экономических проектов (а не наоборот), оценить возможные риски и предусматривать размеры экологического ущерба и источники возмещения, а также создание охранных зон. Необходимо также повысить уровень государственной поддержки, существующее финансирование неадекватно задачам ООПТ, они не имеют поддержки местных бюджетов. Целесообразно было бы создать специальный резервный фонд. Вообще, насущным вопросом становится разработка нового

федерального закона об особо охраняемых природных территориях, который бы обеспечил стыковку между земельным, лесным и водным кодексами.

На региональном уровне назрела острая необходимость принятия закона Амурской области «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера» с приданием им статуса особо охраняемых природных территорий и сохранением прав традиционного хозяйствования и промыслов в соответствии с действующими федеральными законами [4, 5].

Анализ земельного фонда по категориям дает общее представление о соотношении и динамике земельных площадей. Основным элементом государственного хозяйственно-экономического и практического учета, как уже отмечалось, являются земельные угодья, которые в соответствии с законодательством подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные.

Отличительная особенность Амурской области

- относительно высокая доля сельскохозяйственных угодий. По критерию интенсивно используемых пахотных земель в расчете на одного жителя область относится к наиболее землеобеспеченным регионам (1,8 га) не только на востоке нашей страны, но и в Северо-Восточной Азии (юг (Амурская область -1,8 га) ДВР - 0,33 га, СВК - 0,11 га, Япония - 0,04 га, КНДР - 0,13 га, Республика Корея - 0,04 га). В настоящее время на Амурскую область приходится почти 60 % пахотных земель, которые имеют исключительно важное значение в обеспечении продовольственной безопасности Дальневосточного региона. По оценкам ученых ТИГ ДВО РАН, в решении продовольственной проблемы на долю земельных ресурсов приходится примерно 50 %, на ресурсы моря - 30 %, на пресноводные ресурсы - 10 %, на ресурсы леса - 10 % [7].

В табл. приведена динамика сельскохозяйственных угодий региона.

Анализируя динамику сельхозугодий, особо подчеркнем, что данный тип земель является не только наиболее ценным стратегическим ресурсом, но и то, что при рациональном бережном использовании они самовозобновляются, т. е. являются практически не ограниченной во времени гарантией устойчивого развития региона.

Сложившуюся в регионе ситуацию в трансформации сельхозугодий, начиная с периода аграрных реформ (1990 г.), характеризуем как неблагополучную. Общая площадь угодий сократилась более чем на 600 тыс. га. Такое положение крайне тревожное в связи с тем, что уменьшение сельхозугодий произошло в основном за счет наиболее продуктивной их части

- пахотных земель. На рубеже 1980 г. размер пашни в области превысил 1,8 млн. га. Фактически за период 1980-2010 гг. ее площадь сократилась до 1282 тыс. га, т. е. из хозяйственного оборота выведено более

Таблица

Состав и динамика сельскохозяйственных угодий Амурской области, тыс. га [1]

Состав угодий 1997 г. 2000 г. 2005 г. 2011 г.

Всего сельхозугодий 2682,2 1828,2 1781,8 2198,0

в том числе:

- пашня 1783,7 1225,8 1143,3 1324,0

- залежь 94,6 72,3 122,7 271,7

- многолетние насаждения 7,2 7,1 7,0 7,0

- сенокосы 230,3 225,0 223,9 264,4

- пастбища (без учета оленьих) 310,3 298,0 284,9 328,9

700 тыс. га плодородной пашни. Эти земли переведены в государственный резервный фонд, в настоящее время покрылись сорной растительностью, заросли мелколесьем. Значительные площади угодий отводят под транспортные магистрали, ЛЭП. Этот процесс усилился в регионе в связи с реализацией проектов строительства нефтепроводной системы (ВСТО) и федеральной автодороги «Амур». В структуре сельхозугодий доля земель под дорогами достигла

0,4 % (в 2011 г. - 25,3 тыс. га).

В сфере земельных отношений имеется множество проблемных вопросов. Можно в частности привести публичное признание губернатора Амурской области: «Область не имеет никакой выгоды от того, что по ее территории прошла труба нефтепровода (системы ВСТО). Мы не получаем налог на землю, ни на имущество, ни на прибыль. А у нас 33 тыс. га земли сельхозназначения используется под трубу. Должны же быть какие-то компенсации?» [8]. Кстати, нами еще в начале строительства нефтепровода при обсуждении проектных материалов государственного заказчика ОАО «Гидротрубопровод» были обоснованы направления и компенсационные платежи за ущерб, который будет при реализации проекта причинен природной среде региона. Только по земельным ресурсам сумма платежей определялась на уровне 220 млн. руб.

Другая проблема - оленьи пастбища. С 1998 г. в госстатистике они не определяются в качестве самостоятельного вида угодий и учитываются в составе различных земельных категорий. По нашему мнению, такое решение нельзя признать оправданным, поскольку оно идет в разрез как с федеральным законом № 49 от 07.05.2001 г., так и со сложившейся хозяйственной практикой [4]. Во-первых, оленьи пастбища представляют собой значительные пространственные территории, покрытые уникальной растительностью, пригодной для корма северного оленя - ягельниками, которые являются ценнейшим природным кормовым ресурсом. Считаем необходимым возродить систему учета оленьих пастбищ как

сельскохозяйственных угодий (кормовые угодья), поскольку это также во многом связано с условиями государственной поддержки хозяйств малочисленных коренных народов Севера, в которой оленеводство является базовой основой экономической жизни.

Таким образом, Амурская область располагает огромным земельным фондом, причем основная его часть географически размещается в пределах ареала с благоприятными почвенно-климатическими факторами экономического землепользования и комфортными условиями проживания.

При этом территория Амурской области является основной сельскохозяйственной базой Дальнего Востока, располагает значительными потенциально пригодными для расширения аграрного производства земельными ресурсами, имеются резервы увеличения пашни в ближайшей перспективе до 2 млн. га. По области на начало 2012 г. в структуре земель сельскохозяйственного назначения 146 тыс. га приходилось на лесные насаждения (не входящие в лесной фонд), более 446 тыс. га занимали болота, почти 25 тыс. га числились в составе так называемых прочих земель (полигоны, свалки, овраги и др.) и 35 тыс. га в землях запаса. В составе сельхозугодий имеется более 270 тыс. га залежей.

Земля - это главное национальное богатство, которое необходимо бережно использовать и охранять, тем не менее, современная практика далека от этих требований. С учетом отмеченных в настоящей статье пространственных аспектов динамики земельного фонда региона и обобщая результаты ранее проведенных нами исследований по земельной тематике, отметим следующее [10 - 12].

1. В общественном сознании и реальной практике земля, почвы до сих пор воспринимаются как неистощимый источник плодородия. По этой причине сельхозземли используются нерационально, бездумно изымаются для размещения объектов транспортного, гражданского, промышленного строительства, загрязняются отходами, затапливаются

водохранилищами.

2. Современное положение в сельхоз-землепользовании Амурской области характеризуется преобладанием истощительных тенденций, когда почвенное плодородие, систематически понижающееся выносом питательных веществ с урожаем, не восполняется регулярным внесением органических и минеральных удобрений. В настоящее время минеральные удобрения в дозах ниже рекомендуемых вносятся только на одной трети посевных площадей, а органические еще меньше. Практически прекращены работы по фосфоритованию и известкованию почв, хотя почвы Амурской области в основном кислые (до 70 %) [13]. В результате вынос питательных веществ из почв в несколько раз превышает их поступление. Особенно остра стоит проблема недостатка фосфора, это является одним из главных факторов, сдерживающих повышение эффективности соеводства как профилирующей отрасли регионального сельского хозяйства. В связи с этим и с учетом решения перспективных задач обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока, кардинальное значение, на наш взгляд, имеет создание с участием государства региональной базы по производству промышленных органо-минеральных удобрений, в первую очередь фосфорных, на основе использования имеющихся местных агрорудных ресурсов.

3. Зейско-Буреинская равнина как основная земледельческая база Дальнего Востока (здесь сосредоточено 1,5 млн. га пашни области), сегодня является наиболее нарушенной хозяйственной деятельностью частью региона, в частности, лесистость равнины сократилась до критического уровня [15]. Это отрицательным образом отразилось на формировании локальных климатических характеристик. В советский период в этом направлении активно использовалась оправдавшая себя практика создания лесополос. Считаем необходимым возродить такие мероприятия, которые следует планировать и финансировать по линии областной программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния», а также федеральной целевой программы повышения плодородия почв.

4. Специфической природно-географической особенностью Зейско-Буреинской равнины является трансграничное положение. Занимая обширную территорию бассейна верхнего и среднего Амура и его притоков Зеи и Буреи, она географически простирается за пределы государственной границы в северовосточный Китай (провинция Хэйлунцзян). Данная территория со всех сторон географически окаймлена хребтами. По сути, природой создана единая эко-

система, названная нами Верхнеамурской трансграничной системой [11]. Она разрезается р. Амур на российскую (левобережную) и китайскую (правобережную) части. Очень важной чертой этого образования является то, что она, имея обширные сельскохозяйственные земельные площади, располагает уникальными запасами природных агрономических ресурсов (апатиты, фосфориты, алуниты, цеолиты, сапропели, торф и др.), которые могут быть использованы для организации производства минеральных удобрений и различных органо-минеральных смесей, которые так необходимы для повышения эффективности земледельческих отраслей России и КНР, т. е. имеются благоприятные предпосылки для создания совместных предприятий [11, 16].

Л и т е р а т у р а

1. Амурский статистический ежегодник. - Благовещенск: Амурстат, 2012. - 602 с.

2. Географический словарь Амурской области. -Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, 1978. - 281 с.

3. Государственный доклад об охране окружающей среды и экологической ситуации в Амурской области за 2011 г. // Министерство природных ресурсов Амурской области.

- Благовещенск, 2012. - 200 с.

4. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера». № 49 от 17 мая 2001 г.: www.rg.ru (время обращения 31.01.2013 г.)

5. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». № 33 от 14 марта 1995 г.: www.rg.ru (время обращения 31.01.2013 г.)

6. Особо охраняемые территории Амурской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Благовещенск: Комитет природных ресурсов по Амурской обл., 2000. - 44 с.

7. Геосистемы Дальнего Востока России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Природные ресурсы и региональное природопользование / под ред. акад. П. Я. Бакланова. - Т. II.

- Владивосток: Дальнаука, 2010. - 341 с.

8. Васильева Е. Сельхозпродукты будут дороже нефти // Амурская правда. - Благовещенск, 2012. - 20 июня.

9. Серебренникова Н. И., Момот В. М. Проблемы восстановления нарушенных земель в Амурской области // Сб. научных трудов. - Вып. 5. - Благовещенск: изд-во «ООО Зея», 2002. - С. 73-77.

10. Межаков В. С., Артеменко Т. В., Серебренников

В. И. Современное состояние и проблемы интенсификации сельскохозяйственных земель Западного Приамурья // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2010. - Т. 7. - № 4. - С. 25-36.

11. Сорокин А. П., Межаков В. С., Артеменко Т. В., Серебренников В. И. Проблемы использования сельскохозяйственных земель трансграничной территории России и Китая в бассейне Верхнего и Среднего Амура //

Проблемы Дальнего Востока. - 2012. - № 1. - С. 90-99.

12. Сорокин А. П., Артеменко Т. В., Межаков В.

С., Серебренников В. И. Природно-ресурсный потенциал трансграничной территории России и КНР в бассейне Верхнего и Среднего Амура // География и природные ресурсы. - 2008. - № 4. - С. 104-110.

13. Агрохимическая характеристика почв Зейско-Буреинской равнины и эффективность удобрений на них / под ред. Г. И. Иванова. - Благовещенск: Хаб. кн. изд-во, 1967.

- 88 с.

14. Дядченко О. С. Экологическое состояние лесных экосистем Зейско-Буреинской равнины и меры по их

восстановлению: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. -Благовещенск, 2009. - 25 с.

15. Зейско-Буреинская равнина - будущее Приамурья // Информационный бюллетень областной общественной экологической организации (АмурСОЭС). - Благовещенск, 2003. Ноябрь. - 35 с.

16. Сорокин А. П., Межаков В. З., Римкевич В. С. и др. Возможности и реальные пути приграничной экономической интеграции (на примере Амурской области и провинции Хэйлунцзян) // Российско-Китайское приграничье в интеграционных процессах в СВА: проблемы и перспективы: мат-лы междунар. конф. - Благовещенск, 2007. - С. 165-168.

УДК 332.145(571.56)

А. И. Окороков

О СОСТОЯНИИ И РАЗВИТИИ ДОМАШНЕГО СЕВЕРНОГО ОЛЕНЕВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Проведен социально-экономический анализ жизни в северных районах РС (Я) в условиях экономического кризиса последнего десятилетия. Рассмотрены этапы развития домашнего северного оленеводства в Республике Саха (Якутия). Намечена концепция перспективного развития отрасли, которая является основой экономики, культуры, уклада жизни коренных малочисленных народов Севера.

Ключевые слова: домашнее северное оленеводство, развитие, оленеводческая бригада, оленеводы, чумработницы, кочевая семья, пастбища, управляемый выпас, коренные народы, мясная продукция.

А. I. Окогокоу

About the condition and development of house northern reindeer farming in the Republic of Sakha (Yakutia)

Social-economic analysis about life in northern regions in the Republic of Sakha (Yakutia) at the conditions of economic crisis of the last decade is held. The stages of house northern reindeer farming in the Republic of Sakha (Yakutia) development are observed. The concept of perspective development of the field which is a base of economics, culture, life style of the indigenous small-numbered peoples of the North is planned.

Key words: house northern reindeer farming, development, reindeer-breeder team, reindeer-breeder, tent housekeeper, nomadic family, pasture, controlled pasturage, indigenous peoples, meat products.

ОКОРОКОВ Алексей Иванович - заслуженный работник сельского хозяйства РС (Я), соискатель ЯНИИСХ.

E-mail: oai.2013mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.