Научная статья на тему 'Этнопсихологические предпосылки экологического воспитания дошкольников'

Этнопсихологические предпосылки экологического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопсихологические предпосылки экологического воспитания дошкольников»

Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)

Этнопсихологические предпосылки экологического воспитания дошкольников

Е. К. Янакиева

Юго-Западный университет им. Неофита Рильского, кафедра дошкольной педагогики и начального образования, Благоевград, Болгария, elka_yanakieva@swu.bg

Педагогика рассматривает участников процесса воспитания как членов социума, но они одновременно также и представители этноса. По мнению Л. Гумилева, этническая принадлежность как компонент самосознания действенна для каждого человека. В таком случае адекватность воспитания (как и всех образовательных процессов) по отношению к этническим особенностям подростков является вопросом большой экологической значимости, особенно в тех случаях, когда в одной и той же географической зоне проживают разные этносы, а их дети посещают одни и те же детские сады и школы. Отношение к этнической принадлежности другого является экологическим отношением или, по крайней мере, может рассматриваться таким образом.

Согласно Л. Гумилеву, этнос рассматривается как форма поведенческой адаптации вида Homo Sapiens к экосистемам окружающего ландшафта. Этнос всегда связан с окружающим ландшафтом и принадлежащим ему экосистемам, которые, в свою очередь, позволяют успешно приспособиться к этим условиям и самому этносу. Этногенез протекает дискретно в природной, а не в социальной среде, то есть он более естественен, чем любое социальное явление. Оказывается, что общественно-экономическое развитие не тождественно этногенезу, который дискретно проходит в окружающей среде. Связь между

Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)

этногенезом и ландшафтом сохраняется благодаря преемственности адаптивных навыков между поколениями - это есть сигнальная (условно-рефлекторная) наследственность. Она предполагает сохранение этнической традиции и понимается как оригинальный стереотип поведения, поддерживающий адаптацию этноса к вмещающему ландшафту и способствующий равновесию между ними [3]. Сигнальная наследственность является тем механизмом, с помощью которого передается поведенческий стереотип и таким образом реализуется культурная программа этноса [2]. Стереотипы (нормы) поведения являются высшей формой адаптации организма к окружающей среде, они передаются не генетически, а через механизмы культурного наследования, когда потомки, путем подражания, принимают приспособительные реакции от родителей в ходе их совместной жизни. С помощью этого механизма осуществляется передача адаптивных реакций от одних членов общности к другим, а речь повышает интенсивность и роли этого процесса. Если воспитание элиминирует роль сигнальной преемственности адаптивных навыков поведения между поколениями, которые подкрепляют привязанность этноса к окружающему ландшафту, тогда этнос сталкивается с трагическими утратами - нарушаются его связи с окружающей средой, которая является его местом жизни, нарушаются экологосообразные механизмы взаимосвязи с ней, популяция этноса начинает болеть и постепенно исчезает. Это было доказано широкомасштабными психолого-педагогическими экспериментами, по результатам которых создана образовательная система, в которую были включены дети народов Крайнего Севера России.

В процессе воспитания дети путем подражания принимают и усваивают нормы поведения в семье, этнической группе (отношение к более взрослым, к сверстникам, к взрослым другого этноса) и в ландшафте. Эти нормы очень специфичны, их легко выработать в детстве и практически невозможно у взрослых [2].

Этнопсихологические предпосылки экологического воспитания детерминированы принципом культуросообразности. По А. Дистервегу каждый человек, рождаясь, оказывается в окружении своего народа, среди

8с1епШс е-ршгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)

которого живет и воспитывается в условиях определенной культуры [1, с. 187-194, 227-235]. Ребенок просто оказывается в этой культурной среде и, по мнению некоторых авторов (В. Кудрявцев), творит внутри нее, усваивая ее. Принцип культуросообразности требует, чтобы наше отношение к ребенку было выстроено как к отдельному существу - индивиду, одаренному человеческими способностями, принадлежащему к данному этносу, приобретающему национальные особенности и являющемуся членом человеческого общества. Цель, которая поставлена на основе современного звучания классических идей А. Дистерверга, состоит в подготовке детей принять идею об участии всех этносов в создании культурного облика на Земле и формировать у них собственное отношение к природе как к ценности культуры.

Применение принципа культуросообразности содействует усвоению консервативной линии отношения человека к природе (то, что удерживает преобразующую природу деятельность в определенных рамках), поскольку ребенок усваивает опыт поведения, который накоплен прежними поколениями. Этим опытом обеспечивается интериоризация этнокультурного отношения ребенка к природе, и этот опыт влияет на экологосообразную организацию взаимодействия с ней. Данный процесс осуществляется на всех уровнях взаимодействия ребенка с окружающей средой через использование всех форм развития искусства, имманентных данному этносу.

Применение принципа культуросообразности требует определения отношения между этносом и природой, чтобы отразить их в воспитательных программах и соответствующей педагогической практике. Интердисциплинарный подход в виде «педагогика - этнопсихология -этнология» определяет дифференциацию некоторых элементов этнокультуры, которые могут быть восприняты при определенных условиях организации воспитательной среды.

Одна из основных целей применения принципа культуросообразности - развитие отношения к себе как к представителю своего этноса. Это означает овладение этническими стереотипами поведения и поэтическими взглядами о человеке и природе, которые

8с1епШс e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicme» • ISSN 2312-9352 № 1-2. - 2013

(ОпИпе)

характерны для того этноса, к которому принадлежит ребенок.

В пространстве мини-экосистемы появляется, а потом служит способом осуществления взаимосвязи со всеми остальными эко-пространствами, один из самых важных факторов для развития экологосообразных отношений развивающейся личности со средой -родной язык. С его помощью формируется поэтическое отношение к природе, которое содействует созданию мотивов для развития собственной экологической компетентности и соблюдению правил экологосообразного поведения. Родной язык формирует и развивает мышление так, что дети учатся искать и открывать источники и причины поэтического названия природных форм, процессов и явлений.

Так, например, герань называется русскими еще журавельник или аистник, ромашка аптечная имеет назание девичий цветок; настурция у русских - капуцин (на ассоциации с капюшоном капуцина), у болгар -алтанка (из-за того, что блестит как турецкая золотая монета алтан), ласка у болгар байнова невестка (жена старшего брата; она изящная, шустрая, хитрая и злая), маленькую птичку орешек русские называют задерихвост, а болгары - мушитранче (любит кусты, у которых много маленьких шипов). Поэтические названия этнос дал и многим природным явлениям (формы ландшафта, водоемы, звезды и созвездия). Дети открывают для себя поэтические названия на основе познания особенностей естественных природных объектов. Экспрессивность названий, направляющая внимание к некоторым характерным приметам предметов, процессов и явлений, содействует тому, чтобы ребенок мог легче их запоминать, различать и формировать свое эмоциональное и этнокультурное отношение к ним.

В процессе непосредственного контакта с природой дети учатся связывать классические прилагательные (вороная лошадь) или метафоры (лес спит) со своим непосредственным восприятием и переживаниями, вызванными контактом с природой. Этот способ осмысливания экспрессивных названий и выражений вскрывает серьезные потенциальные возможности для этнокультурного овладения знаками и символами, а также важен для применения опыта, необходимого для осуществления дальнейшего процесса этнокультурной идентификации.

8с1епШс е-ршгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)

Так ребенок может легче «увидеть» и происхождение многих поэтических взглядов своего этноса о природе, осознать источник, служащий побудителем создания творческих образов.

Способ, которым этнос выражает свое отношение к природе, является наглядным и доступным, он отвечает психофизиологическим возможностям детей дошкольного возраста. Усвоение этнокультурного отношения к природе является частью этнопсихологических процессов, которые помогают ребенку идентифицировать себя как часть своего этноса и принять свою принадлежность, любить и уважать себя. Ребенок начинает стремиться к тому, чтобы его действия и поступки соответствовали не только собственным потребностям, но и потребностям других людей и живых существ. В этом смысле поиск этнокультурных детерминант экологического воспитания приобретает весьма существенное значение для усвоения первых правил этики отношения с природой и людьми.

Литература

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

2. Иванов К.П. Проблемы этнической географии. СПб., 1999.

3. Лобашев М.Е. Сигнальная наследственность // Исследования по генетике. Л., 1961. Вып.1.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.