Научная статья на тему 'Архаичная парадигма помощи у хакасов'

Архаичная парадигма помощи у хакасов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архаичная парадигма помощи у хакасов»

Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)

Архаичная парадигма помощи у хакасов

А. И. Макина

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Абакан, Россия), makinaai@mail.ru

Социальная работа как вид общественной деятельности по оказанию помощи нуждающимся зародилась в период общинно-родового устройства, для которого характерна своя специфическая парадигма. В научной и учебной литературе по становлению социальной работы представлены материалы по архаичной парадигме помощи у славянских племен, в отношении других этносов этот вопрос не исследован.

Цель данного исследования - выявить особенности традиционного мировоззрения хакасов, которые легли в основу их архаичной парадигмы помощи. Методы исследования - изучение и анализ научной литературы, сравнительный метод.

Под парадигмой социальной работы следует понимать устойчивую модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества и его культуры. В истории общества сменяется пять парадигм социальной работы (вид деятельности по оказанию помощи различным группам населения), самая первая из которых - архаичная. Архаичная парадигма помощи охватывает родоплеменные отношения, в ее основе лежит реципрокный (взаимонаправленный) альтруизм [10, с. 44]. Такая парадигма имеет место на одноименном этапе становления социальной работы в России, периодизацию которой предложил известный теоретик социальной работы профессор М.В. Фирсов В этот период у славян (до X века) ведущими становятся культовые формы помощи и поддержки с различными сакральными атрибутами, родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи.

Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)

Формы помощи и взаимопомощи, выработанные в ходе этнической истории хакасов, также направлены на более эффективное и благоприятное течение жизнедеятельности этноса. Они входят в состав так называемого «защитного пояса», под которым принято понимать отработанные механизмы, способы сохранения и развития этнической культуры во времени и пространстве, куда относятся традиции, обычаи, образ жизни [3, с. 152]. Речь идет как о глобальных механизмах сохранения этнической культуры, так и о механизмах помощи, которые в большей степени связаны с бытовым этническим укладом, с решением повседневных насущных проблем.

Традиционное мировоззрение определяется как духовное осознание мироздания с точки зрения взаимоотношения природы и человека [5, с. 85]. В этом смысле человек существует в двух ипостасях: как объект, принимающий на себя воздействие природных сил, и как субъект, имеющий потенциал к преобразованию окружающей действительности. Принимая во внимание разделение субъекта и объект помощи, предложенное М.В. Фирсовым, на «человека нуждающегося» и «человека помогающего» [9, с. 91], правомерно выделение двух аспектов традиционного мировоззрения хакасов, которые повлияли на формирование механизмов вспомоществования:

• компоненты, лежащие в основе идеи «ожидания помощи»

и

• элементы, создающие мотивы оказания помощи.

К компонентам первой группы относится цикличность времени. Вечное возвращение к исходной точке первотворения, как указывают авторы монографии «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири», делает жизнь носителя мифоэкологического сознания бесконечной [8, с. 143]. Это избавляет человека от ощущения обреченности, придает оптимизм его взглядам на собственное существование. Человек ведет праведную жизнь, соблюдает все правила не только для себя и своей семьи в настоящем, но заботится о своих предках, живущих в других мирах, поскольку именно ими определяется степень защищенности и оказания помощи, и потомках, которые будут

8с1епШс е-ршгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)

жить после него в Среднем мире. Здесь, с точки зрения указанных авторов, гарантией существования рода было непрерывное единство предков и потомков, мертвых и живых [6, с. 28]. Предки формируют принципы жизнедеятельности рода и этноса, реализация которых способствует сохранению и развитию последних.

Наряду с верованием хакасов в существование книги судеб, ориентирующей их на пассивно-созерцательное восприятие мира, существовало поверье, что поступки человека оказывают влияние на его дальнейшую судьбу, либо судьбу его близких, что предопределяло способность традиционного человека каким-то образом определять линию жизни. Эта возможность распространялась как на позитивные, так и на негативные действия: если человек ведет праведную жизнь, оказывает помощь другим людям, то признание обязательно придет к нему, его близким или его потомкам; хорошие поступки вернутся, возможно, с приращением, поскольку другой человек тоже окажет ему помощь. Такая же схема действует и в отношении отрицательных поступков [2, с. 12].

Среди аспектов традиционного мировоззрения, влияющих на процесс «ожидания помощи», выделяется анимистический политеизм или даже, как его определял М. Александров, пантеизм [1, с. 6] хакасов, который дает плодороднейшую почву для формирования культовых форм помощи и поддержки. Архаичная парадигма помощи у хакасского этноса складывается на основе языческого миросозерцания и мироощущения. Анимистические представления хакасов, то есть одухотворение всей окружающей действительности, наделение ее жизненной энергией, дают основание ожидания от нее помощи.

Базой для формирования мотивов оказания помощи другому человеку являлась и следующая составляющая традиционного мировоззрения: для человека особым приоритетом обладала не индивидуальная жизнь, а целостность и жизнеспособность семьи, рода. Он не ощущал себя обособленным и единичным, он был не частью, а неким единством. Вся система внутри межродовых отношений хакасов была направлена на поддержание и развитие жизни, что определяло жесткость ее реализации. Это касалось всех актов взаимопомощи во всех наиболее

8с1епШс e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicme» • ISSN 2312-9352 № 1-1. - 2013

(ОпИпе)

значимых сферах общинно-родовой жизнедеятельности - свадьбах, похоронах, трудовой деятельности, в воспитании детей. Именно жизнеспособность семьи и рода была мотивом деятельности традиционного человека, в том числе определяющим фактором для оказании помощи в системе взаимоотношений человек - человек (коллектив).

В.А. Бурнаков считает обряд «Пус тутханы» проявлением важнейшего принципа хакасского общества. Суть его в том, что перед тем, как что-нибудь получить, необходимо сначала отдать [4, с. 12]. Этот принцип доминировал не только в ситуации ожидания помощи от различных божеств, но и при оказании помощи в системе «человек-человек» и способствовал развитию общинно-родовых и хозяйственно-бытовых форм помощи и поддержки. Духи, теси - они везде, за всем наблюдают, от них ничего не скроется, они знают, кому оказать поддержку и в какой момент. Поэтому у коренного хакасского населения формируется устойчивая система норм и правил поведения в доме, на природе, во всех видах деятельности. В зависимости от того, как сам человек или члены его рода выполняют необходимые требования, духи решают помочь и посылают ему хороший улов, здоровых детей, богатый урожай, либо бездействуют или даже наказывают.

Наличие в традиционном веровании хакасов множества богов дает основание для ожидания помощи от них в трудной жизненной ситуации при соответствующем исполнении всех необходимых требований. Для культа каждого божества характерна своя система ритуалов и область, в которой объект поклонения имеет наибольшее влияние. Так, например богиня Умай покровительствует роженицам и детям, культ богини огня-очага - От Ине связан с домашним благополучием, поклонение небу осуществлялось с целью испрашивания благоприятных погодных условий, хорошего урожая.

Развитие культовых действий требовало специалистов в этой сфере деятельности. Своеобразными «ферментами» в организации поддержки групповой общности не только с реальными, но и с иррациональными силами выступали шаманы и служители бурханизма.

8с1епШс е-ршгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)

Они активно «формировали» стереотипы реципрокного поведения в новых исторических условиях, причем их деятельность разворачивалась в условиях экономического, социального, личностного кризиса, когда появлялась необходимость разрешить ту или иную проблему, когда совмещались их сакральные и общественные функции. Таким образом, действия личностей, которых традиционное мировоззрение хакасов наделяло особым смыслом, имели сакрально-мифические установки. Они подкреплялись определенными ритуальными действиями и, что очень важно, эти действия были неразрывно связаны с идеологией поддержки. С одной стороны, участие в коллективных культовых действиях, изгнание злых духов, внушение использовались служителями культов как формы реабилитационного воздействия на сознание и социальной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, с другой -происходило внушение иллюзии разрешения проблемы или ее дальнейшего усугубления.

Перенос помощи также осуществлялся на культы, которые определялись как «совокупность действий, обрядов, ритуалов, связанных с верой в сверхъестественное» [7, с. 69]. Божества как архетипы действий и поступков родовой общины, как высший свод нормативных требований к процессам жизнедеятельности, выступали активными помощниками в наиболее ответственных жизненных ситуациях. Так, например, почитание культа огня-очага среди хакасского этноса являлось обязательным атрибутом семейной жизни, которое не допускало халатности и пренебрежительности, приучало к порядку и чистоплотности в семейных отношениях, что способствовало поддержанию семейного благополучия. Поклонение богине Умай формировало у хакасов уважительное и внимательное отношение к детям, что благоприятно сказывалось на усвоении ими социального опыта. Почитание божеств, населявших природное пространство, влекло за собой бережное отношение к ее дарам, что являлось неотъемлемой частью сохранения жизненного потенциала этноса в целом и отдельного человека в частности.

Еще одним важнейшим механизмом закрепления отношений в области взаимопомощи, связанным с сакральными установками, являлись

8с1епШс e-jouгnal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 № 1-1. - 2013

(ОпИпе)

обряды почитания предков. Это было связано с тем, что установление сверхъестественных отношений с родовыми покровителями предполагало, в первую очередь, получение и, соответственно, «ожидание» от них помощи, то есть в основе этой связи лежала вполне рациональная идея, детерминированная господствующей идеологией взаимопомощи, присущей на тот период сформировавшимся общественным отношениям. Сакрализация этих процессов раскрывается в системе родового пространства, когда умершие предки обожествляются и к ним обращаются через культовые обряды, что в конечном итоге вело к определенному родовому единению. По представлениям древних, человек переселялся в иной мир, оставляя за собой свои привычки, склонности, привязанности, потребности. Предки являлись заступниками рода и этноса, они пользовались особым почтением, к ним обращались в трудные моменты жизни, считалось, что предки защищают своих сородичей от немилости различных духов.

Архаичная парадигма помощи у хакасов формируется на основе традиционного мировоззрения. Основными компонентами, которые повлияли на процесс ожидания и оказания помощи, становятся целостность и цикличность жизни, ценность рода, а также анимистические представления хакасского этноса и верования в различных божеств, культ предков. Они сыграли огромную роль в становлении и укреплении форм помощи и поддержки: первые в большей степени в родовых и общинных формах, вторые - в культовых.

Литература

1. Александров М. О религиозном миросозерцании минусинских инородцев // Енисейские епархиальные ведомости.- 1888.-№8-9.- С.6.

2. Анжиганова Л.В. Актуальные проблемы исследования мировоззрения хакасов конца 20в. // Ежегодник института Саяно- Алтайской тюркологии ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1998.- С.12.

3. Анжиганова Л.В. Этническая культура как целостность: историко-эволюционный анализ //Актуальные проблемы сохранения и развития

8с1епШс ефшгпа1 • «РЕМ: Psychology. Edшcology. Medicine» • ISSN 2312-9352 № 1-1. - 2013

(ОпИпе)

языков, культур и истории народов Саяно-Алтая. - Абакан, 2001. -С.152.

4. Бурнаков В.А. «Мир невидимых» по традиционным воззрениям хакасов. - Автореферат диссертации на соискание уч. степени к.и.н. - Но-восибирск,2002.- С.12.

5. Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири как предмет этнографического исследования // Традиционные верования и быт народов Сибири 19- нач.20в./отв. ред. И.Н. Гемуев, А.М. Сагалаев.- Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение,1987.- С.85.

6. Сагалаев А.М., Октябрьская И.В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. - Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1990.- С.28.

7. Садохин А.П. Этнология: словарь. - М.: Гардарики,2002.- С.69.

8. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. -Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1989.- С.143.

9. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С.91.

10. Ширшов В.Д. История социальной работы. - Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, 2002. - С.44.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.