Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)
Состояние образования девочек в Республике Йемен
А. А. Кашнун
Санаанский университет, Сана, Республика Йемен, [email protected]
Анализ состояния образования в Йемене показывает, что 63% девочек в возрасте до 6 лет не посещают первый класс. Слабая обеспеченность детей начальным образованием является постоянным источником неграмотности в стране.
Образование - одна из основ человеческого развития, оно способно привести к новым импульсам социально-экономического роста, повышению уровня жизни населения. Образование является одной из наиболее важных областей, которая должна вызывать постоянную заботу государства, общества и отдельных лиц. Национальная стратегия по улучшению положения женщин, рассчитанная на 2006 - 2010 годы, свидетельствует о необходимости повышения грамотности йеменских граждан и развития их цивилизации и культуры. Исследования, проводимые каждые пять лет, и конкретные результаты третьего 5-летнего плана (2006-2010) показывают снижение уровня неграмотности среди населения за 10 последние лет.
Образование девочек является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования; для расчета и ликвидации дисбаланса в этом аспекте предпринимается разработка и реализацию ряда разнообразных стратегий.
Один из докладов о положении женщин в Йемене в 2007 году показал наличие 546 женщин в возрасте 6-41 лет, которые идентифицируют себя как неграмотные. В 2006-2007 годах 63% женщин в возрасте до 6 лет не посещают первый класс, то есть у них нет начального образования. Эти результаты указывают на высокую степень отставания
Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)
девушек на основном этапе среднего образования - до 15%; необходимо увеличить долю девочек в первом классе до 22%.
В социальных науках указывается на те препятствия, с которыми сталкиваются девочки при поиске возможности получить образование. Более всего эти препятствия выражены в неосведомленных семьях, хотя образование девочек имеет важное положительное значение для семьи и общины. В Йемене образование для мальчиков - привилегия для человека, ответственного за финансовые, социальные и иные нужды семьи. Женщины и их социальная роль ограничивается рутинной работой по дому, которой в школе не обучают. К сожалению, мало внимания уделяется конкретным вопросам воспитания детей женщинами - у образованной матери будут образованные, грамотные дети. Общественный барьер для получения образования девочками - ранние браки и устоявшийся традиционный взгляд на женщину, их образование и роль в обществе. Отсутствует необходимая атмосфера в семьях девочек из-за их большого размера и неграмотности родителей, неспособных помочь детям с домашними заданиями и упражнениями. Родители не позволяют девочкам посещать школу далеко от дома, особенно если учителями являются мужчины. Отмечается недостаточно полное удовлетворение образовательных потребностей в сельской местности, поскольку учебная программа не предназначена для таких целей и, следовательно, она сама же и создает барьеры и препятствия в трудоустройстве после окончания учебы.
Главным экономическим препятствием является нищета, которая вынуждает использовать детский труд в целях улучшения семейного бюджета и заставляет семью рано приобщать девочек к повседневной работе. В прошлом, в целях содействия женскому образованию в Йемене предоставлялись различные виды помощи и субсидий (например, обеспечение продуктами питания и другими предметы первой необходимости для семьи). Приостановка субсидий и поддержки семей обучающихся привела к тому, что родители девушек не разрешают им посещать школу - они были нужны как помощники в хозяйстве или в домашнем бизнесе. Большие затраты из бюджета семьи с низкими
доходами принуждают родителей отдавать предпочтение образованию только мальчиков. Миграция из села в город также является серьезной причиной увеличения числа бросивших школу, особенно, девочек.
Помимо социально-экономических, существуют и другие препятствия на пути девочек к образованию. Эти ограничения для девочек представлены малочисленностью классов и недостаточной привлекательностью школьной среды, а также половым составом учителей, большинство из которых мужчины. Школ только для девочек по-прежнему очень мало. Отсутствие чистой питьевой водой и туалетов, библиотек и других помещений, обязательных в любой школе, ограничивает естественные человеческие потребности; человек не чувствует себя комфортно и удобно. Школьные принадлежности (учебники, тетради), образовательные программы, мебель для школьных классов часто отсутствует. Недостаточное обеспечение транспортом для сопровождения девушек от дома до школы является еще одним препятствием для получения образования женщинами. В Северном Йемене не принято, чтобы девушка передвигалась самостоятельно, в этом случае существует реальная опасность осквернения, затрагивающая моральные и духовные основы мусульманского общества. Более того, если дорога проходит в местах массового скопления людей (особенно в сельской местности), есть вероятность появления людей другой этнической принадлежности, иных религиозных ориентаций, которые нередко угрожают девушкам похищением, нападением и проявлениями цинизма и издевательствами над их моралью. Еще одна причина - во времени проведения занятий, которые совпадают с полевыми работами.
Перед йеменскими гражданами стоит серьезная дилемма - как воспитывать молодое поколение и научить его зарабатывать себе на жизнь. Отдельная ошибка йеменской системы образования - отсутствие теоретических оснований и игнорирование технического и профессионального образования для девочек. В 2001 году такие девочки составляли 4,7%, сейчас их число увеличилось только на 10%. Нет обновления существующих, и не разрабатываются программы повышения квалификации или курсы по переподготовке, отсутствует какая-либо
помощь учителям и преподавателям. А эти программы необходимы для того, чтобы поддерживать учителей на уровне мировых педагогических стандартов. В нескольких доступных программах приоритет отдается учителям-мужчинам. Низка эффективность административного управления школой, несмотря на то, что его значение в процессе реформирования и развития системы образования очень велико.
Существует явная дискриминация по половому признаку -ограниченная представительность женщин в администрации. Из 12336 квалифицированных преподавателей 9998 из них являются мужчинами и только 2338 - женщины. Из 2473 менеджеров с университетской степенью женщин всего 239. Эти цифры показывают масштабы управления и уровня развития средней школы. Эти и другие препятствия оказывают негативное влияние на образование девочек на всех этапах системы образования в стране.
В целях совершенствования и повышения уровня образования девочек в Йемене необходимы существенные изменения с учетом этнопсихологических особенностей населения. Уместно ввести новый закон, который потребует от родителей отправлять своих дочерей в школу. Это должно происходить на законодательной основе, поскольку большинство семей неграмотные и необразованные и не понимают важности образования, не знают, что «двери открывают книги». Необходимо отметить также важность физических упражнений.
Образованию необходимо найти место среди религиозных ценностей - как ислам объединяет всех людей, учит их жить и какие важные вещи существуют в жизни. Неграмотному человеку легче принять сообщение о важности образования от своего духовного наставника.
Мы должны тратить время и деньги, направить усилия правительственных чиновников на строительство новых современных школ, предназначенных также и для девочек. Для большего мира и безопасности семьи и для удобства школьников необходимо организовать бесплатный проезд в школу и обратно. Государство должно обеспечить субсидиями на образование девочек из малоимущих семей. Женщины в Йемене должны поощряться в плане изучения и устранения половой
8с1епШс ефшгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)
дискриминации при распределении должностей в крупных учреждениях. Там должно быть больше женщин, занимающих ключевые позиции в администрации школ, инспекциях, на других должностях.
Существует настоятельная необходимость в разработке специальной программы, которая поможет развивать и обновлять знания и навыки учителей. В стране есть яркие и нужные квалифицированные специалисты во всех областях, которые могут работать и воспитывать девочек и женщин. Чтобы стимулировать учителей, очень важно, чтобы государство заботилось об удовлетворении их потребностей - оно должно обеспечивать их размещение, предоставлять транспорт для проезда из дома в школу и обратно, а также обеспечивать качественными продуктами питания и достойной заработной платой. Нужно искать способы решения проблемы образования для девочек как ключевого условия для достижения национального процветания всех граждан Йемена.
— • —