Научная статья на тему 'Основные понятия и методология этнопсихологии'

Основные понятия и методология этнопсихологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1860
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные понятия и методология этнопсихологии»

Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)

Основные понятия и методология этнопсихологии

Ш. И. Нурмурадова.

Бухарский инженерно - технологический институт (Бухара, Узбекистан)

Предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявлений и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Но эта наука формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и главные феномены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее обиход вошла терминология, заимствованная из обыденной жизни людей, очень часто не имеющая четко выраженного смысла и не поддающаяся точному психологическому описанию.

Долгое время общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятие психологического склада, взятое из повседневной жизни. Вместе с тем оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «...Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, - подчеркивает Г.М. Андреева. - Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психологическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества таких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терминологический разнобой».

Даже на примере одного этого замечания известного российского социального психолога, во многом верно отражающего ситуацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается эта наука. Вместе того, чтобы первоначально с помощью конкретных исследований изучить и

Scientific e-journal • «PEM: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (Online)

понять сущность и содержание этнопсихологических феноменов, а затем на этой основе построить правильную концепцию их структуры, последняя без достаточных на то оснований заранее загоняется в жесткую схему «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым.

Вот почему структура этнопсихологических явлений при наполнении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темперамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих и особенных черт национальной психики, национального характера людей, составляющих содержание и формы проявления этнопсихологических феноменов.

По-видимому, обе тенденции заслуживают должны приниматься во внимание. Вместе с тем, они еще недостаточно осмыслены и существуют как бы независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела, так как они не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком этнопсихологических особенностей.

Сделать это можно, если, правильно продумав исходные позиции, объединить в единое целое уже имеющиеся представления. Действительно, в рамках первой тенденции главным образом констатируется наличие системообразующих элементов психологии представителей этнических общностей, таких как национальный темперамент, национальный характер. Функционирование последних само по себе предполагает присутствие внутри них конкретных составляющих -подсистем: черт национального характера и темперамента, определенных национальных чувств и т.д. Общие характеристики этнической психологии, на которые делается упор во второй тенденции, теперь уже с определенными оговорками укладываются в рамки подсистемных элементов первой тенденции. Другое дело, что их очень сложно классифицировать по единому основанию, так как в обоих случаях

8с1епШс е-ршгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)

названия заимствованы из арсенала обобщающих понятий общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных, составляющих их компонентов: эмоциональных, познавательных, волевых и т.п. Все противоречия снимаются, если в научный оборот ввести базовую категорию для этнической психологии - этнопсихологические особенности, что позволяет, с одной стороны, идентифицировать эти особенности в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает. Можно говорить, например, о мотивационных, познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативных этнопсихологических особенностях. С другой стороны, этнопсихологические особенности - это реально присутствующие в общественном сознании и бытии социально-психологические феномены, признавать наличие которых обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констатируя существование этнически своеобразных характеристик различных групп общества, должны согласиться и с реальностью психологического функционирования представителей этих групп.

Отметим, что социология и этнография фиксируют и даже в определенной мере исследуют своеобразие психики различных общностей. Этнопсихологические особенности выступают специфической формой функционирования общечеловеческих свойств психики.

Вместе с тем термин «национально-психологические особенности» более точен. Это не означает, что в фокусе внимания из всех этнографических групп оказываются только нации, которые как виды этнических общностей сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой понятие «национально-психологические особенности» должно отражать в своем названии высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности -значит, выявить сущностные характеристики психики представителей любого этноса, видеть, прежде всего, его национальную, т.е. окончательно оформленную, а не этническую специфику, так как последняя предполагает отнюдь не самый высокий уровень обобщения присущего

8с1епШс е-ршгпа1 • «РЕМ: Psychology. Educology. Medicine» • ISSN 2312-9352 (ОпИпе)

той или иной общности своеобразия.

И, наконец, необходимо помнить о еще двух характеристиках национально-психологических особенностей, важных для их практического осмысления. С одной стороны, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в психологии народов национально-специфические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологической основе. С другой стороны, своеобразие национальной психологии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а скорее в дифференцированном их сочетании, воплощенном в его исторических традициях, предписывающих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социализации.

Таким образом, этнопсихология - это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей и отличающих их друг от друга. Она в свою очередь является отраслью социальной психологии и базируется на исследованиях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и социологами, этнографами, философами. Национально-психологические особенности людей - реально существующие, активно функционирующие и четко осознаваемые исследователями явления общественного сознания, имеющие свои специфически свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на поведение и деятельность людей.

Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимаются прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи занимаются изучением собственно национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных общностей, независимо от того, являются они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе и в онтогенезе, а значит, имеют самую непосредственную связь и с общим

8с1епШс ефшгпа1 • «РЕМ: Psychology. Edшcology. Medicine» • ISSN 2312-9352 № 1-1. - 2013

(ОпИпе)

развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений исследований этнической психологии именно психологами должен отражать и традиционную психологическую рубрикацию, включая в себя как познавательные процессы, эмоциональные феномены, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так и этноспецифические потребности, интересы, ценностные ориентации. Во-вторых, социологи и этнографы проводят, главным образом, этнокультурные исследования. Их предметом является не изучение собственно национально-психологических особенностей, отличающих одних людей от других, а национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей.

Методология этнической психологии - это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей. Методология этнической психологии определяется своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально-психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. Только познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с

помощью которых она может эффективно изучаться.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.