Тувинский государственный университет_
УДК 15 + 154.4: 355.33(56) + 374.8
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАК ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ВЕКТОРОВ АНАЛИЗА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ТУРЦИИ
Москаленко В.А.
Московский государственный институт международных отношений
МИД РФ, Москва
THE ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES AS ONE OF THE MAIN VECTORS IN THE ANALYSIS OF THE PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF MILITARY PERSONS IN TURKEY
Moskalenko V.
Moscow State Institute of International Relations, Moscow
В статье рассматривается проблема учета этнопсихологических особенностей при анализе личностно -профессиональных качеств военнослужащих на примере Турецкой Республики, предпринята попытка выделить этнопсихологические качества турецкого этноса.
Ключевые слова: этнопсихологические особенности, личностно-профессиональные качества военнослужащих Турции.
The problem of accounting ethnopsychological peculiarities during the analysis of the personal and professional qualities of military persons, using the example of thev Turkish Republic, is considered in this article. An attempt was made to define the ethno quality of the Turkish ethnic group.
Key words: ethnopsychological characteristics, the personality-professional quality of the military of Turkey.
Актуальность проблемы изучения этнопсихологических особенностей формирования Вооруженных Сил Турецкой Республики представляется ключевой в понимании, с одной стороны, обобщенного турецкого этноса, а с другой, - роли Вооруженных Сил в истории, политике и культуре этой страны.
Изучаемая проблема значима в учете познания этноса страны пребывания для развития профессионализма дипломатов и других специалистов-международников. Принято считать, что для эффективной реализации профессиональных задач зарубежные регионоведы, будущие дипломаты и специалисты-международники постигают историю, экономику, право, внутреннюю и внешнюю политику, культуру, религию и другие отрасли научного знания страны и региона, по которым в перспективе собираются специализироваться. Это, несомненно, важно и необходимо. Но при построении эффективных международных отношений регионоведу и любому специалисту
важно знать и учитывать этнокультурные и этнопсихологические особенности народа.
Представляется значимым, что в систему компетенций как основы профессиональной компетентности дипломата и других специалистов международных отношений важно включить этнокультурную компетенцию, под которой понимается сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний и практических умений в области энтогенеза (развитие этноса), этнической культуры, политики и истории, этнической грамотности и толерантности (В.А. Москаленко, 2012). Этнокультурная компетенция характеризуется сформированностью у субъекта отбора единого комплекса этногенетических знаний, навыков, умений и психологических особенностей (качеств) личности. Знания, навыки, умения представляют собой ролевые характеристики компетенции, а психологические особенности личности предстают в качестве ее субъективных характеристик, которые проявляются в сугубо индивидуальном исполнении данной роли.
Продемонстрируем данный вид компетенции на примере турецкого этноса следующим образом. В данной статье рассматриваются три уровня анализа этой проблемы. Во-первых, важно представить общие положения этнопсихологии. Во-вторых, значим социально-психологический анализ особенностей этноса Турции как анализ особенного в этнопсихологии. И, в-третьих, существенно рассмотреть некоторые этнопсихологические особенности формирования личностно-профессиональных качеств военнослужащих Турецкой Республики как анализ единичного.
I. Общие положения этнопсихологии
Этнос (греч. еШпо8 - народ, племя) - исторически возникший вид
устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией [1, с. 589]. Различные направления этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. В русском языке синонимом термина долгое время были понятия «народ», «народность», «общность», «нация», «племя» [2, с. 590].
В рамках данной статьи не представляется возможным проведение сравнительного анализа категорий «этнос», «нация», «народность» и др. с целью выявления общего и особенного данных понятий, поэтому рассмотрим только некоторые аспекты данной проблематики.
В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 г. С.М. Широ-когоровым [3]. Этнос понимался, прежде всего, как устойчивая совокупность людей, сложившаяся естественным историческим путем, которая говорит на одном языке и обладает устойчивым сочетанием этнических свойств, веками воспроизводимых в разных поколениях: своеобразия культуры, быта, традиций, обычаев, самосознания [4].
В среде этнологов отсутствует единство в подходе к определению этноса и этничности. В связи с этим выделяются несколько наиболее популярных теорий и концепций. Так, советская этнографическая школа работала в русле примордиализма, который предполагает, что этническая принадлежность
Тувинский государственный университет
человека является данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими, регистрируемыми признаками. Можно указать на признаки, по которым индивид принадлежит к данному этносу и по которым один этнос отличается от другого [5, с. 27].
Сторонники «Эволюционно-исторического направления» рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса [6, с. 22].
Дуалистическая теория этноса была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю.В. Бромлеем [7-8]. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах: в узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)»; в широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства. Таким образом, согласно данным представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык; культура; этническое самосознание, закрепленное в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях — территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых [8, с. 21].
Социобиологическое направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна для людей. Это направление может быть раскрыто через отечественную концепцию Л.Н. Гумилева [9], который считал этнос природным, биологическим феноменом. Источником развития, по Л.Н. Гумилеву, является пассионарный толчок. По существу, ученый продолжил развитие идей, сформулированных в начале XX в. С.М. Широкогоровым, хотя культуру, создаваемую этносом, он понимал как социальное явление. Поэтому теорию Л.Н. Гумилева [10] чаще называют пассионарной теорией этногенеза, которая рассматривает этнос как естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию [11].
В качестве примера этого направления приведем еще теорию Пьера ванден Берге. Пьер ванден Берге (Pierre L. Vanden Berghe) [12] переносил на человеческое поведение отдельные положения и зоопсихологии, то есть предполагал, что многие явления общественной жизни обусловливаются
биологической стороной человеческой природы. Этнос, согласно П. ванден Берге, — это «расширенная родственная группа». Существование этнических общностей ванден Берге объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда. Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем аналогичные другие группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором.
В современных условиях наиболее популярной и научно обоснованной считается теория сторонника конструктивизма В.А. Тишкова [13]. Согласно этой теории, этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе в зависимости от того, как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, языки и т.д.
Во многих теориях изучается категория: этногенез - развитие этноса [1415]. Основные условия возникновения этноса - общность территории и языка -впоследствии выступают в качестве её главных признаков. При этом этнос может формироваться и из разноязычных элементов, складываться и закрепляться на разных территориях в процессе миграций (цыгане и т.п.). В условиях ранних дальних миграций «хомо сапиенс» из Африки и современной глобализации все большее значение приобретают этносы как культурно-языковые общности, свободно перемещающиеся на всей территории планеты. Дополнительными условиями сложения этнической общности могут служить общность религии, близость компонентов этноса в расовом отношении или наличие значительных метисных (переходных) групп. В ходе этногенеза, под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природных условиях и других причин, формируются специфические для данного этноса черты материальной и духовной культуры, быта, групповых психологических характеристик. У членов этноса появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения. Сформировавшаяся этническая общность выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путём преимущественно этнически однородных браков и передачи новому поколению языка, культуры, традиций, этнической ориентации и т.д. [16-19].
II. Социально-психологический анализ особенностей этноса Турции
В данном исследовании обращено внимание на этнос турок как типичных представителей народов Востока. Турецкая Республика (Тигклуе СитЫпувН)
Тувинский государственный университет
имеет свой девиз: «УшИаВащ, DйnyadaBaщ (русск. «Мир в стране, мир во всём мире>»), гимн: «istiЫdlMar§l». Она основана 29 октября 1923. Официальный язык - турецкий. Форма правления - Парламентская республика, Президент - Абдулла Гюль, Премьер-министр - Реджеп Тайип Эрдоган. Турецкая республика как государство образовалась в результате распада Османской империи, свержения монархии и превращения территории с преобладанием турецкого этноса в турецкое национальное государство. Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров (Малая Азия), расположенный между Чёрным и Средиземным морями.
Основное население современной Турецкой республики - турки. Мустафа Кемаль предложил взять название «турок» (турец. «Шгк»), так как это бы способствовало сплочению тюркоязычных народов, а республику назвать Турецкой. По Первой Конституции республики (принятой в 1923) все народы, проживающие на территории Турции, считаются турками. При этом они не забывают своё происхождение. Так, например, большая часть курдов именуется жителями Турции «догулу» - человек с востока страны, но родным языком объявляет курдский.
По вероисповеданию турки - мусульмане (большая часть - сунниты, меньшая - шииты). В Турции религия законодательно отделена от государства, и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю.
В процессе исследований автора [20-22] была решена задача - выявить отдельные особенности турецкого этноса, на основе которых в будущем будет сформировано авторское определение турецкого этноса. Исследования позволили выявить, что история развития этноса и страны, религия сформировали следующие этнопсихологические особенности турок:
♦♦♦ Несмотря на превалирование светских традиций в исламском государстве в ХХ-ХХ1 веках в связи с преобладанием единомышленников Мустафы Кемаля Ататюрка, а также желанием современной Турции стать членом Европейского Союза, турецкому этносу присуще соблюдение, верность и исполнение заповедей ислама и непримиримость к их нарушению и к тем, кто их оскверняет (вплоть до убийства обидчика) [23], особенно в сельской местности Турции;
♦♦♦ относительная преданность традициям и обычаям Востока, страны;
♦♦♦ стойкое отношение к трудностям, которые турки воспринимают с невозмутимостью и спокойствием (уравновешены; спокойны; не любят суеты); рассудительность, благородная готовность прийти на помощь нуждающимся, взаимовыручка (например, на праздник жертвоприношения обязательно раздается еда, деньги бедным и нуждающимся);
♦ дань памяти умершим родственникам и государственным деятелям Турции, изменившим ход исторических событий;
♦ возвышенное уважение к старшим и детям;
♦♦♦ положительное отношение и высокий уровень доверия к вооруженным силам Турции в отличие от полиции, при этом армия позиционируется как единственная сила, которая будет защищать независимость Турции и уклад турецкого народа (стража шести принципов кемализма);
♦♦ перенос своих укладов, обычаев и традиций на новые места обитания (строительство мечетей и сохранение родного языка в других странах), но при этом уважение местных законов и традиций - в этом сказывается прошлое этноса как кочевников; поэтому высока и социальная мобильность - хорошо приспосабливаются к новым условиям;
♦♦ доброта и доброжелательность к своим гостям, друзьям и иностранцам, толерантность к их обычаям и традициям;
♦♦ пересмотр соблюдения исламских норм и традиций: появление в экономике страны ростовщичества, банковской системы, доступных кредитов, индустрии игр (нарды, в некоторых случаях - азартные игры), несоблюдение строгой молитвы (салят) в пользу другой деятельности (чаще профессиональной с получением материальной выгоды) и религиозного налога (закят), послабление поста, невыполнение паломничества (хадж), нестрогое отношение к запретам и предписаниям ислама (запрет на употребление свинины, запрет на изображение человека и других живых существ, несоблюдение этикета принятия пищи),
♦ дисциплинированность, консерватизм, остроумие, хитрость, умение приспособиться к обстоятельствам и извлечь пользу для себя (например, истории о Ходже Насреддине) и любовь к длительному межличностному общению (длительные беседы за чашкой чая).
♦ четкое разделение половозрастных ролей: мужчина - защитник, воин; женщина - хранительница очага; дети и старики на особом положении.
Проследим, как данные этнопсихологические маркеры проявляются в частной социальной проблеме формирования личностно-профессиональных качеств специалистов Вооруженных Сил Турции.
III. Отдельные этнопсихологические особенности формирования личностно-профессиональных качеств военнослужащих Турецкой
Республики
Специфику формирования личностно-профессиональных качеств военнослужащих Турции мы изучили на базе исследований турецких психологов, а также на основе интервьюирования автором бывших военнослужащих Турции (2010, 2012 гг.).
Э. Гека (Е. Gбka), изучающий этническую идентичность турок, обобщил их важные качества как завоевателей (мышление завоевателей) [23]. Среди качеств завоевателей на первом месте у турецких военных - инициативность. Ярким историческим примером может служить фельдмаршал Февзи Чакмак, который взял управление армией на себя в сражениях при Кютахья Атлинтасе, видя турецкие потери: при этом он смог успешно противостоять, а затем разбить греческие войска в битве при Сакарье в 1922 году.
Тувинский государственный университет
Другим важным качеством военнослужащих Турции является сильная любовь к Родине, чувство патриотизма. Они готовы сражаться за свою Родину, жертвуя своей жизнью, готовы стоять до конца. Любовь к Родине проявляется у турецких военных в стойкой потребности расширения владений своей страны. Это, как правило, происходит военным путем.
Турецким военным присуще и качество упорства, настаивания на своем мнении. Это сильное чувство не удалось усмирить даже исламизацией. Так, например, во времена Султана Селима Грозного в армии Махмут-Надир Шаха среди остальных мусульман отличались буйным нравом именно турки, они душили друг друга из-за споров или разногласий.
К тому же, именно благодаря их завоевательным намерениям была создана хорошая армия. В начале своего создания турецкая армия не позиционировалась как орган, который будет управлять страной в кризисных случаях. Однако со временем эта точка зрения изменилась: армия в 1960-х, в 1980 годах брала под свой контроль управление страной.
Из этих исторических примеров можно выделить следующие особенности характера турецких военных:
♦♦♦ готовность прийти на помощь своему народу,
♦♦♦ понимать желания и стремления народа, то есть неразрывная связь армии с народом,
♦ строгая организованность.
Эти качества позволяют им брать управление страной на себя.
Велико влияние на формирование качеств личности турецких военных ислама, перерастающего в фанатизм. Особенно это можно заметить в периоды турецких завоеваний.
Более того, у турецких военных есть стремление представлять своего оппонента в качестве самого сильного врага и выполнять задачи по методу «нет врагов - нет проблем», решать споры силовым путем.
При этом туркам как ярчайшим представителям ислама характерны мстительность, относительное сохранение традиции кровной мести, что также имеет связь с историей народа и влиянием особенностей ислама [23].
Необходимо отметить, что турецкие военнослужащие уважительно относятся к своей истории. Они отлично знают главные исторические сражения, их причины, ход событий, не допускают никакого искажения истории [24].
Также военные Турции ясно формулируют свои мысли, люди слова, хладнокровны. Честно ведут себя по отношению к своему народу. Более того, военные четко следуют уставу и умеют хорошо приспосабливаться к различным ситуациям, действуют по ходу развития событий [25].
В ходе личных бесед с сотрудниками военного музея Антальи выделены еще и такие качества турецких военных:
♦ гордость за то, что являешься военнослужащим или служил когда-то;
♦♦♦ скромность: турки не любят подробно вспоминать все тяготы и невзгоды армейской службы.
Выявленные этнопсихологические особенности формирования личностно-профессиональных качеств военнослужащих Турции не претендуют на полный и всеохватывающий анализ данной проблемы. Они могут быть интересны как в практических вопросах удовлетворения потребности студентов и преподавателей, интересующихся проблемами Турции, так и в теоретическом плане - обеспечении новыми знаниями как будущих специалистов по международному сотрудничеству в экономике, политике, науке, военном деле и др.
Библиографический список
1. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. 669 с.
2. Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М.:Русские словари, 1999. 672с.
3. Ревуненкова Е.В., Решетов А.М. Сергей Михайлович Широкогоров. //Этнографическое обозрение. 2003. № 3. С.100-119
4. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов М: Эксмо, 2008.
864с.
5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. М.: Гардарики, 2008. 287 с.
6. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1999. 271 с.
7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412с.
8. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки и истории). М.: Наука, 1981
390 с.
9. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.:АСТ, 2008. 608 с.
10. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Айрис-пресс. 2012. 560 с.
11. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Кристалл. 2002. 700 с.
12. Van den Bergha P.L. Tehe Ethnic Phenomenon. N.V. 1981. P. 35.
13. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука. 2003. 544 с.
14. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. 168 с.
15. Алексеев В.П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. 176 с.
16. Дробижева Л.М. Психологические аспекты национальных отношений/Социальное и национальное М., 1973. С. 273; ее же: Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981. С. 6-7, ее же Влияние этноконтактной среды на межнациональные отношения//Социальная психология и общественная практика. М., 1985.
17. Дейкер X., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы//Современная зарубежная этнопсихология. М.: Прогресс, 1979. 190с.
18. Лебедева М.Н. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М.:МГУ, 1994. 290с.
19. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М: МГУ, 1997. 165с.
20. Москаленко В.А. Выявление и учет этно-психологических особенностей в профессиональной деятельности дипломата (на примере турецкого этноса).// Мат-лы VII Международной научной заочной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, июнь 2012 г.). М.:РАНХиГС, 2012, С. 109-110.
21. Москаленко В.А. Учет этно-психологических особенностей народов Востока в политическом диалоге «Восток-Запад» (на примере турецкого этноса //Мат-лыШмеждунар. Науч. конф. «Международный диалог: Восток-Запад» (Македония, март 2012). Македония. 2012. С. 250254.
22. Москаленко В.А. Роль этнокультурной компетенции в развитии профессионализма дипломата //Мат-лы IY междунар. науч. конф. 4-ой Международной научной конференции
Тувинский государственный университет
«Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» (Армения, октябрь 2013). Ереван, 2013. С. 112-114.
23. Göka E. Türklerin psikolojisi. Istanbul: Tima§ yaymlari, 2011. 288 sf.
24. Özdag Ü. По материалам конференции:«Тйгк strateji günü». Режим доступа: http://www.ppd.org.tr/duyurular/60-turkstratejigunu.
25. Verel O. «Vatan Sana Minnettardir......». Istanbul: Türk Hava kurumu, 1981. 968 s.
Bibliograflcheskij spisok
1. Komlev N.G. Slovar inostrannykh slov. M.: Eksmo-press, 2006. 669 s.
2. Abramov N.A. Slovar russkikh sinonimov i skhodnykh po smyslu vyrazhenij. M.: Russkie slovari, 1999. 672 s.
3. Revunenkova E.V., Reshetov A.M. Sergej Mikhajlovich Shirokogorov. //Etnograficheskoe obozrenie. 2003. № 3. S. 100-119
4. Krysin L.P. Illyustrirovannyj tolkovyj slovar inostrannykh slov M: Eksmo, 2008. 864 s.
5. Sadokhin A.P., Grushevitskaya T.G. Etnologiya. M.: gardariki, 2008. 287 s.
6. Arutyunyan Yu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Etnosotsiologiya. M.: Aspekt-press, 1999. 271 s.
7. Bromlej Yu.V. Ocherki teorii etnosa. M.: Nauka, 1983. 412 s.
8. Bromlej Yu.V. Sovremennye problemy etnografii (Ocherki i istorii). M.: Nauka, 1981. 390 s.
9. Gumilev L.N. Ritmy evrazii. epokhi i tsivilizatsii. M.: Ast, 2008. 608 s.
10. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera zemli. M.: Ajris-press. 2012. 560 s.
11. Gumilev L.N. Etnosfera: istoriya lyudej i istoriya prirody. M.: Kristall. 2002. 700 s.
12. Van den Bergha P.L. Tehe ethnic phenomenon. N.V. 1981. p. 35.
13. Tishkov V.A. Rekviem po etnosu: issledovaniya po sotsialno-kulturnoj antropologii. M.: Nauka. 2003. 544 s.
14. Its R.F. Vvedenie v etnografiyu. L.: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1991. 168 s.
15. Alekseev V.P. Etnogenez. M.: Vysshaya shkola, 1986. 176 s.
16. Drobizheva L.M. Psikhologicheskie aspekty natsionalnykh otnoshenij//Sotsialnoe i natsionalnoe M., 1973. S. 273; ee zhe: Istoriko-sotsiologicheskij ocherk mezhnatsionalnykh otnoshenij. m., 1981. S. 6-7, ee zhe Vliyanie etnokontaktnoj sredy na mezhnatsionalnye otnosheniya//Sotsialnaya psikhologiya i obschestvennaya praktika. M., 1985.
17. Dejker X., Frejda N. Natsionalnyj kharakter i natsionalnye stereotipy//Sovremennaya zarubezhnaya etnopsikhologiya. M.: Progress, 1979. 190 s.
18. Lebedeva M.N. Natsionalnoe samosoznanie i natsionalizm v rossijskoj federatsii nachala 1990-kh gg. M.: MGU, 1994. 290 s.
19. Soldatova G.U. Psikhologiya mezhetnicheskoj napryazhennosti. M: MGU, 1997. 165 s.
20. Moskalenko V.A. Vyyavlenie i uchet etno-psikhologicheskikh osobennostej v professionalnoj deyatelnosti diplomata (na primere turetskogo etnosa).// mat-ly vii mezhdunarodnoj nauchnoj zaochnoj konferentsii "Akmeologiya: Lichnostnoe i professionalnoe razvitie cheloveka" (Moskva, iyun 2012 g.). M.: Rankhigs, 2012, S. 109-110.
21. Moskalenko V.A. Uchet etno-psikhologicheskikh osobennostej narodov vostoka v politicheskom dialoge "Vostok-zapad" (Na primere turetskogo etnosa //Mat-ly IY mezhdunar. nauch. konf. "Mezhdunarodnyj dialog: Vostok-zapad" (Makedoniya, mart 2012). Makedoniya. 2012. S. 250-254.
22. Moskalenko V.A. Rol etnokulturnoj kompetentsii v razvitii professionalizma diplomata //Mat-ly IY mezhdunar. nauch. konf. 4-oj mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii "Aktualnye problemy teoreticheskoj i prikladnoj psikhologii" (Armeniya, oktyabr 2013). Erevan, 2013. S. 112-114.
23. Göka E. Türklerin psikolojisi. Istanbul: Tima§ yayinlari, 2011. 288 sf.
24.Özdag Ü. po materialam konferentsii: «Türk strateji günü». Rezhim dostupa: http://www.ppd.org.tr/duyurular/60-turkstratejigunu.
25. Verel O. «Vatan Sana Minnettardir......». Istanbul: Türk Hava kurumu, 1981. 968 s.
Москаленко Валентин Алексеевич - магистрант факультета международных отношений МГИМО (У) МИД РФ, г. Москва, E-mail: [email protected].
Moskalenko Valentin - Master of International Relations Moscow State Institute ofInternational Relations, Moscow, E-mail: [email protected].
УДК 15 + 152.32
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛИСТА
Москаленко О.В.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте, Москва
THE ROLE OF PROFESSIONAL IDENTITY IN THE PERSONALPROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A SPECIALIST
Moskalenko O.
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President, Moscow
Статья посвящена профессиональному самосознанию как генеральной категории личностно-профессионального развития специалистов. Представлена авторская концепция развития профессионального самосознания личности, включающая онто- и социогенез данной категории. Приводятся результаты исследования, выполненного под руководством автора на протяжении более двадцати лет на разных профессиональных сообществах и в тесной связи с другими процессами развития личности.
Профессиональное самосознание раскрывается в двух измерениях: в различных профессиональных социумах, возрастах и во взаимосвязи с различными процессами самости, развития и коррекции личности. Показано, что изучение профессионального самосознания позволяет выйти и на третье измерение - в рамках исследования этой категории происходит обогащение психологии и акмеологии обнаружением новых аспектов существующих категорий и введением новых.
Исследование о взаимоотношении профессионального самосознания личности с карьерным развитием дает возможность признать, что одним из ключевых факторов планирования и построения карьеры выступает уровень развития профессионального самосознания личности.
Автор, взяв за основу субъектогенез карьеры, построил оригинальную типологию индивидуальных стратегий карьеры личности.
Таким образом, исследование роли профессионального самосознания в личностно-профессиональном развитии специалиста позволяет сделать вывод о неограниченности и новых потенциалах исследования профессионального самосознания.
Ключевые слова: профессиональное самосознание, структура, онто- и социогенез.