Научная статья на тему 'Некоторые аспекты проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел'

Некоторые аспекты проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ETHNOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / HEADS OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / ETHNOPSYCHOLOGICAL FEATURES / COGNITIVE COMPONENT / EMOTIONAL COMPONENT / ACTIVITY COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биче-Оол С.Ш.

Анализируются проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей ОВД как компоненты их общей профессиональной компетентности. Проводится обзор научных работ по данной тематике, разграничение близких понятий, изучение особенностей и компонентов, а также предлагается определение этнопсихологической компетентности и ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биче-Оол С.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the problem of studying of ethnopsychological competence of the heads of department of internal affairs

This article is devoted to the analysis of a problem of studying of ethno-psychological competence of heads of Department of Internal Affairs as components of their general professional competence. The review of scientific works on this subject, differentiation of close concepts, studying of features and components is carried out, and also determination of ethno-psychological competence and its structure is offered.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел»

УДК: 316.6 ББК: 88

некоторые аспекты проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей органов внутренних дел

СЮЗАННА ШАНГЫйЛАНОВНА БИЧЕ-ООЛ,

адъюнкт кафедры «Психологии, педагогики и организации работы с кадрами» Академия управления МВД России Научная специальность 19.00.05 — социальная психология

E-mail: aidjs02@gmail.com Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент В.В. Вахнина

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируются проблемы изучения этнопсихологической компетентности руководителей ОВД как компоненты их общей профессиональной компетентности. Проводится обзор научных работ по данной тематике, разграничение близких понятий, изучение особенностей и компонентов, а также предлагается определение этнопсихологической компетентности и ее структуры.

Ключевые слова: этнопсихологическая компетентность, руководители органов внутренних дел, этнопсихологические особенности, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, деятельностный компонент.

Annotation. This article is devoted to the analysis of a problem of studying of ethno-psychological competence of heads of Department of Internal Affairs as components of their general professional competence. The review of scientific works on this subject, differentiation of close concepts, studying of features and components is carried out, and also determination of ethno-psychological competence and its structure is offered.

Keywords: ethnopsychological competence, heads of law-enforcement bodies, ethnopsychological features, cognitive component, emotional component, activity component.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» в настоящее время продолжает осуществляться реформирование системы органов внутренних дел России. Цель кардинальной перестройки ОВД РФ — повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. И одним из главных резервов способствования эффективности деятельности ОВД является развитие профессиональной компетентности руководителей в целом, этнопсихологической компетентности, в частности.

В рамках относительно молодой этнопсихологической науки основные научные исследования были направлены на изучение психологических особенностей представителей народов и этнических общностей России. Так, данной тематикой занимались С.А. Арутюнов, Э.Н. Аллахвердянц, B.C. Агеев, Гаврилов В.А., А.А. Деркач, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева и др.

Современные научные исследования, направленные на изучение влияния этнического фактора, можно разделить по следующим направлениям: исследования этнического самосознания и этнической идентичности (В.С. Агеев, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Ениколопов, Э.Г. Александренков, З.В. Сикевич, З.М. Гаджимура-дова, Т.Ц. Дугарова, А.А. Бучек и др.); исследования

национального характера и этнопсихологических особенностей (А.А. Кокорев, В.Т. Крысько, М.М. Наби-ев, Э.А. Саракуев, А.И. Егорова и др.); исследования уровня и направленности межэтнических отношений в полиэтнической социальной среде, каковой является Российская Федерация (Н.М. Лебедева, А.А. Кокорев, Г.У Соддатова-Кцоева, Л.М. Дробижева, С.В. Рыжова, Ф.М. Магосозова, С.Д. Гуриева и др.); изучение этнически обусловленных модальных ценностей на уровне системы предпочтений, обусловливающих социальное поведение (УД. Винокурова, В.М. Бызова, Л.Г. Почебут, Р.Р Накохова и др.); этнопсихологический аспект межличностных отношений (В.М. Бызова, В.Г. Крысько, Л.Д. Кузмицкайте, Н.М. Лебедева, А.Л. Оконешникова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец, Н.А. Ладзина и др).

В диссертационных исследованиях Л.Н. Ооржак1 рассмотрены вопросы изучения этнопсихологических особенностей сотрудников правоохранительных органов Республики Тыва и их учета в работе с личным составом ОВД; М.В. Авдеевой2 — межкультурной коммуникативной компетентности сотрудников ОВД в сфере международного сотрудничества; Ю.В. Соколовой, В.Н. Галяпиной, Г.У. Солдатовой — психологии межэтнических отношений в ситуации социальной

нестабильности, особенностей этнического самосознания молодежи; Н.О. Товуу — психологии семьи тыва этноса в условиях социально-экономических изменений; Т.В. Бендас — психология лидерства: (тендерный и этнический аспекты).

Приведенный анализ проводимых этнопсихологических исследований позволяет утверждать, что практически не изученным остается такой частный аспект психологической компетентности руководителя ОВД — как этнопсихологическая компетентность.

Наибольшее количество исследований психологической компетентности было осуществлено в рамках педагогической деятельности (Л.И. Белозерова, Л.С. Колмогорова, А.К. Маркова, Т.Н., Щербакова и др.), где достаточно широко раскрыто понятие этнокультурной компетентности.

Этнокультурная компетентность определяется как степень проявления человеком знаний, навыков и умений, позволяющих ему правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.

Проблема этнокультурной компетентности, исследованная в основном в педагогической науке, является комплексной и затрагивает многие научные дисциплины. С.Н. Федорова3 выделяет следующие направления исследований в этой области: система образования, ее сущность, основные проблемы; система профессионального образования, профессионального развития и саморазвития педагога; диалектика воспитательно-образовательного процесса; социокультурные детерминанты воспитания; процессы формирования психолого-педагогической компетентности, социальные аспекты профессиональной компетентности; проблемы ценностной ориентации личности; этнокультурный подход в профессиональном образовании; этнопе-дагогическая подготовка учителей; многокультурное и поликультурное образование; этнопсихологический аспект межличностных отношений; национальная культура в системе образования.

По мнению Н.Е. Варшавской, Н.А. Кочергиной4 наименее разработанной является проблема этнопсихологической компетентности, которая является одной из важнейших составляющих этнокультурной компетентности. Содержание этого понятия остаётся достаточно размытым в психолого-педагогической литературе.

Авторами раскрыты три основных компонента этнопсихологической компетентности — когнитивный, эмоциональный и деятельностный.

Когнитивный компонент этнопсихологической компетентности включает знания о психологических механизмах возникновения и функционирования социальных (в том числе и этнических) групп, об особенностях характера, самосознания и «динамического стереотипа поведения» (Л.Н. Гумилёв, 1990) народов мира, России и своего региона.

Эмоциональный компонент этнопсихологической компетентности включает в себя уважительное отношение к национальным особенностям характера и

поведенческим стереотипам других народов и своего собственного; толерантность по отношению к этническим проявлениям аутгрупп; этноиндифферентность в профессиональной деятельности.

Деятельностный компонент этнопсихологической компетентности заключается в учёте этнопсихологических особенностей сотрудников в профессиональной деятельности5.

Этнопсихологическую компетентность как особый вид профессиональной компетентности в своих работах также рассматривали и другие исследователи: при изучении различных подходов к определению понятия «профессиональная компетентность» (Хакимов Э.Р.); при рассмотрении этнопсихологических категорий, необходимых для учета при формировании позитивного имиджа руководителя, анализа особенностей имиджа руководителя в России и зарубежных странах (Яндарова С.В.); при раскрытии содержания спецкурса, направленного на развитие у будущих педагогов-психологов этнопсихологической компетентности (Куликова Т.И.); при рассмотрении опыта использования текстов этнопсихологического содержания в методическом обеспечении курса «Этническая психология» (Меньшиков П.В.).

Понятие «полиэтническая компетентность» достаточно близкое, на наш взгляд, по содержанию к понятию «этнопсихологическая компетентность» вводит в своем научном исследовании М.А. Маной-лова6. Так, по определению автора, «полиэтническая компетентность является динамично развивающейся характеристикой, интегрирующей личностные качества, профессиональную компетентность и компетенции, позволяющие осуществлять профессиональную деятельность на высокопродуктивном уровне. Полиэтническая компетентность включает в себя высокий/ достаточный уровень этнотолерантности, этническую идентичность, этническую самосознание, этнокульту-ру, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение работать в многонациональном коллективе».

М.А. Манойлова7 предлагает структуру полиэтнической компетентности, разработанную на основе профессиональной компетентности В.Н. Максимовой и ВН Софьиной8. Полиэтническаяя компетентность как системная характеристика личности имеет многоплановую структуру и содержит следующие компетентности: дифференциально-психологическую, социально-психологическую, аутопсихологическую, акмеологическую, специальную, этнокультурно — стереотиную, эмоционально-волевую и компоненты, из которых формируется профессиональная полиэтническая компетентность.

Таким образом, в настоящее время, изучение проблемы этнопсихологической компетентности, формулировка более четкого научного определения понятия и раскрытие сущности данного вида компетентности не теряет актуального значения. Следует особо отметить, что этнопсихологическая компетентность является одной из важнейших составляющих этнокультурной компетентности.

Перед тем, как предложить авторское определение

понятия этнопсихологической компетентности руководителей ОВД, необходимо остановиться на различиях в предмете этнопсихологии и этнокультуры, а также в детализации приоритетных задач, стоящих перед руководителем ОВД.

«Этнопсихология занимается изучением собственно национально-психологических особенностей людей как представителей конкретных этнических общностей независимо от того, являются ли эти особенности врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования.

Этнокультурология изучает не собственно национально-психологические особенности, отличающих одних людей от других, а национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жизни представителей конкретных этнических общностей»9.

В контексте исследуемой темы, необходимо более четкое разграничение понятий этнопсихологическая и этнокультурная компетентностей. По смысловому значению термин «этнокультурная компетентность» относится в большей степени к такой науке как этнокуль-турология. Частое использование данного термина в педагогической науке обусловлено общей предметной областью двух наук — педагогики и этнокультуроло-гии, при учете особенностей влияния этнической культуры в процессе воспитания и образования учащихся.

Однако, в силу специфики управленческих и профессиональных задач, стоящих именно перед руководителем ОВД, использование термина «этнокультурная компетентность» не представляется корректным. Данный вывод обусловлен следующим: в число задач, которые обязан выполнять руководитель ОВД, несомненно входит и воспитательный момент, необходимый для организации работы с личным составом подразделения. Однако, приоритетная управленческая задача руководителя ОВД — это, прежде всего, эффективная организация деятельности подразделения ОВД. То есть, воспитательная задача является более частной. Следовательно, специфика этнологических знаний, которой должен владеть эффективный руководитель ОВД, лежит в большей степени в психологической области, чем педагогической и культурологической областях.

Вывод: С учетом проведенного выше исследовательского анализа, предлагается следующее определение «этнопсихологической компетентности руководителя ОВД», основанное на практико-ориентированном определении компетентности М.А. Чошанова, как наиболее соответствующее специфике управленческой деятельности руководителей территориальных ОВД: «Компетентность — это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях»10 и рассматривает компетентность как совокупность трех признаков: мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями; гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время; критичность мышления — способность выбирать среди множества решений наиболее

оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффективные решения.11

Этнопсихологическая компетентность руководителя ОВД — это обладание оперативным и мобильным знанием о закономерностях развития и проявления национально-психологических особенностей этнических общностей в целом, своеобразии проявления и функционирования психики сотрудников — представителей различных этносов, в частности; о существе проблем межэтнических отношений (напряженности, конфликта); владение умением ориентировать личный состав на профессиональную солидарность, товарищество, взаимопомощь; регулировать межэтнические отношения сотрудников в целом; при необходимости предотвращать возможную напряженность внутри служебного коллектива; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях; а также потенциальная готовность решать задачи в данном направлении управленческой компетентности со знанием дела.

Кроме того, предлагается структура этнопсихологической компетентности (по аналогии со структурой полиэтнической компетентности М.А. Манойловой12), также разработанной на основе профессиональной компетентности В.Н. Максимовой и ВН Софьиной13:

Дифференциально-психологическая компетентность (проницательность) — знание о различии индивидуальных особенностей представителей своего этноса и других этносов.

Социально-психологическая компетентность — знание о закономерностях развития и проявления национально-психологических особенностей этнических общностей в целом, своеобразии проявления и функционирования психики сотрудников — представителей различных этносов, в частности; существе проблем межэтнических отношений (напряженности, конфликта); умение конструктивного разрешения возникающих конфликтных ситуаций, наличие развитой этнической толерантности. Способность эффективно взаимодействовать с сотрудниками в системе межличностных отношений. Умение быть продуктивным в этнически разнообразном коллективе.

Аутопсихологическая компетентность — осведомленность субъекта о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности, как представителя конкретного этноса и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своего взаимодействия с людьми.

Акмеологическая компетентность — знание закономерных связей, зависимостей и факторов, содействующих и препятствующих самореализации, саморазвитию и самосозиданию личности как представителя определённого этноса на разных возрастных этапах развития в конкретной деятельности.

Специальная компетентность — знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач и умение применять свои знания в практической деятельности, развивая и совершенствуя их. Предполагает осведомленность субъекта в своей

профессиональной области и в смежных областях, аккумулирование знаний и применение их на практике.

Этнокультурно — стереотипная компетентность предполагает относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. Вместе с тем, готовность к гибкому конструктивному отходу от этнокультурных стереотипов в конкретных ситуациях, требующих немедленного разрешения в случае возникновения конфликтных ситуаций в служебном коллективе.

Эмоционально-волевая компетентность — важная составляющая профессионализма руководителя территориального ОВД, способствующая усвоению эмоционального своеобразия представителей разных этносов и культур, воспитания личного состава в духе уважения инокультурных чувств. Развитый эмоциональный интеллект является психологическим ресурсом эмоционально-волевой компетентности. Эмоционально-волевая компетентность является основополагающей для развития этнопсихологической компетентности руководителей ОВД.

Целенаправленное формирование этнопсихологической компетентности руководителей территориальных ОВД способствует повышению эффективности деятельности органа внутренних дел в целом, оптимизирует социально-психологический климат служебного коллектива, повышает мотивацию к несению службы у подчиненных.

1 Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., Академия управления МВД России, 2005 г.

2 Авдеева М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., Академия управления МВД России, 2007 г.

3 Этнокультурная компетентность педагогов: сущность, компоненты, развитие: Монография: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012. — 409с.

4 Н.Е. Варшавская, Н.А. Кочергина. Формирование этнопсихологической компетентности будущего учителя. — ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск, 2013 г.

5 Н.Е. Варшавская, Н.А. Кочергина. Формирование этнопсихологической компетентности будущего учителя. — ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск, 2013 г.

6 Манойлова М.А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург, Северо-Западная академия гос. службы, 2011 г., С. 17

7 Манойлова М.А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург, Северо-Западная академия гос. службы, 2011 г., С. 41-49

8 Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза//Известия РГПУ им. А.И. Герцена — выпуск № 128 — 2010.

9 Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

10 Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения [Текст]//Педагогика. № 2, 1997.

11 Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 3 — С. 67-68

12 Манойлова М.А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург, Северо-Западная академия гос. службы, 2011 г., С. 41-49

13 Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза//Известия РГПУ им. А.И. Герцена — выпуск № 128 — 2010.

Литература

1. Авдеева М.В. Межкультурная коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел в сфере международного сотрудничества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., Академия управления МВД России, 2007 г.

2. Н.Е. Варшавская, Н.А. Кочергина. Формирование этнопсихологической компетентности будущего учителя. — ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина», г. Бийск, 2013 г.

3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.

4. Манойлова М.А. Акмеологическое развитие полиэтнической компетентности субъектов образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. — Санкт-Петербург, Северо-Западная академия гос.службы, 2011 г., С. 17, 41-49.

5. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М., Академия управления МВД России, 2005 г.

6. Софьина В.Н. Системный подход к анализу структуры профессиональной компетентности выпускника вуза//Известия РГПУ им. А.И. Герцена — выпуск № 128 — 2010.

7. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения [Текст]//Педагогика. № 2, 1997

8. Харитонова Е.В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 3 — С. 67-68

9. Этнокультурная компетентность педагогов: сущность, компоненты, развитие: Монография: LAP LAMBERT Acamic Publishing GmbH CO.KG, 2012. — 409с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.