гармонизации взаимоотношений, корректируют неблагоприятные эмоциональные состояния и развивают социальную перцепцию, что снимает стрессовые состояния личности. Перечисленные приемы улучшают профессиональную деятельность так как позволяют эффективно решать актуальные проблемы в условиях стрессовой ситуации. Важно научить личность способам противостояния стрессу, обращая неудачи в профессиональной деятельности в «полезные переживания». В этом случае возникает азарт, дающий толчок к успеху.
Литература
[1] Агапов, В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна1 / В.С. Агапов // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 133-143. ISSN2075-7577.
[2] Блинков, А.Н. Сущносно-содержательные особенности коррек-ционной сущностно-содержательной работы акмеолога кадровой работы / Блинков А.Н. // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 36-43. ISSN2075-7577
[3]. Деркач А.А.Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентно-способного специалиста /А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-33. ISSN2075-7577
[4]. Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности /М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107. ISSN2075-7577
THE SPECIFICS OF FORMATION STRESS RESISTANCE OF POLICE OFFICERS
Mishina Marina Mikxailovna (Moscow, Russia) - D.Ps. the associate professor of psychology department; Russian State University of Humanities, Miusskaya square, 6, Moscow, Russia, 125993
Abstract
The article is devoted to empirical research the problem of stress stability formation of the Ministry of Interior working people. Opened questions in the article are: effective psychological help in extreme activities and search the ways to ensure the successful functioning of the Ministry of Interior working people. Key words: stress stability, psychological help, formation
УДК 159.9
ЭТНО-СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УРЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ТУРЕЦКОГО ЭТНОСА)
Москаленко Валентин Алексеевич (Москва, Россия) - студент, 4 курс факультета международных отношений, МГИМО (У) при МИД РФ, пр. Вернадского, 76; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу результатов исследования проблемы участия-урегулирования Турции региональных конфликтов. В данной работе предпринята попытка при анализе региональных конфликтов как одного из видов социальных и межнациональных между акторами международного права учесть этнопсихологические особенности народов (на примере турецкого этноса). Ключевые слова: региональный конфликт, модель участия-урегулирования, этно-психологические особенности.
При анализе некоторых региональных конфликтов II половины ХХ века и начала XXI века (Корея, 1953; Нагорный Карабах, 1987-1991; Косово, 1992-1999 и Боснийская война 1992-1995, Афганистан, Абхазия, 2000-2010) были выявлены следующие показатели: основные участники-страны конфликта и отношения Турецкой Республики (ТР) с этими акторами; наличие третьих стран в данном региональном конфликте и отношения ТР с ними как субъектами международных отношений и мотиваторами региональных конфликтов; цели и задачи участия ТР в данном региональном конфликте в зависимости от актуальной политической, экономической и военной ситуации как в регионе конфликта, так и во всем мире; цели и задачи ТР, стратегия построения международных отношений в актуальной политической, экономической и военной ситуации; историко-религиозный
подход ТР к региональному конфликту, возможность реконструкции Османской империи (неосманизм), идеологии панисламизма и пантюркизма на старых (бывших в составе Османской империи) и новых территориях и странах. Данные показатели были учтены при разработке основы, принципов, содержания и формы турецкой модели урегулирования региональных конфликтов[1].
Разработанная в исследовании модель урегулирования-участия ТР в региональных конфликтах включает несколько блоков[2-4]. Первый блок включает в себя определение основных участников-стран конфликта, характер отношений ТР с этими акторами. Важную роль при этом играет фактор религиозной солидарности - поддерживает ли какая сторона конфликта позицию этноязыковой и историко-культурной солидарности с ТР в общем вопросе пропаганды идеологии панисламизма и пантюркизма; есть ли в наличии общая история, культура и религия с одной из сторон конфликта с ТР; имеется ли в наличии в Турции диаспоры одной из сторон конфликта. Рассматривается перспектива итогов конфликта для ТР и др.
Второй блок содержит установление наличия третьих стран в данном региональном конфликте и отношения ТР с этими субъектами - международных отношений и мотиваторами региональных конфликтов. При этом отметим, что ТР во всех конфликтах демонстрировала верность и преданность НАТО, США и странам Запада, включиться в сотрудничество под предводительством США и Запада в политической, экономической и культурной сфере. ТР всегда решала вопрос -возрастет ли роль ТР для восточной политики США и Запада как регионального лидера, и получит ли ТР непосредственную или опосредованную помощь от США и Европы? ТР всегда учитывает и угрозу, которая может возникнуть для экономики ТР в результате разрешения конфликта.
Третий блок охватывает учет целей и задач участия ТР в данном региональном конфликте в зависимости от актуальной политической, экономической и военной ситуации как в регионе конфликта, так и во всем мире. ТР предполагает создание возможностей, которые могут «помочь» добиться полного решения спорных для ТР этнических вопросов в ее пользу, заботу о защите турецкого меньшинства в странах-сторонах конфликта. Целью ТР в региональном конфликте - это и отвлечение общественного мнения от напряженной социально-экономической ситуации внутри ТР. Во всех региональных конфликтах ТР ставила себе задачу увеличения роли страны в мире, влияния ТР на общерегиональное развитие, на весь исламский мир, а также создание новых планов для бизнеса ТР.
Четвертый блок - участие в любом региональном конфликте опосредуется историко-религиозным подходом ТР, изучается урегулирование конфликта как еще одна из возможностей реконструкции Османской империи (неосма-низм), пропаганда идеологии панисламизма и пантюркизма на старых (бывших в составе Османской империи) и новых территориях и странах. ТР, участвуя в региональных конфликтах, демонстрирует ЕС и США свою эффективность и незаменимость в налаживании диалога между Западом и исламским миром.
В качестве прогнозирования роли ТР в урегулировании будущих региональных конфликтах XXI века и участия ТР в них выявлен в нашей квалификационной работе алгоритм анализа роли ТР в урегулировании-участии в будущем региональном конфликте. В этом алгоритме важно:
• определение целей, задач и принципов участия ТР в региональном конфликте через выявление: основных участников-стран конфликта и отношения ТР с ними; фактор религиозной солидарности и перспектив участия в конфликте и итогов для ТР;
• комплексный анализ участия ТР в региональном конфликте через учет: наличие третьих стран и желание ТР включиться в сотрудничество с ними; возрастания роли ТР как регионального лидера; получения любой помощи ТР; возникновения угрозы экономики и социуму ТР;
• проектирование участия ТР в региональном конфликте через раскрытие: истинных и ложных целей и задач участия ТР в данном региональном конфликте в зависимости от актуальной политической, экономической и военной ситуации как в регионе конфликта, так и во всем мире и др.;
• историко-религиозный анализ участия ТР в региональном конфликте через принятия во внимание: проявление двой-
ственности позиции ТР в региональном конфликте; желание ТР тюркизации Кавказа и Центральной Азии, проведения нового этапа ренессанса идеологии панисламизма и пантюркизма, реализации концепции неосманизма; поиск новых партнеров, поддерживающих позицию ТР;
• разработка оценки прогноза участия ТР в региональном конфликте, социально-экономических, военных и политических рекомендаций по учету роли ТР в урегулировании-участии в будущем региональном конфликте.
Таким образом, турецкая модель урегулирования выступает как модель участия ТР в региональных конфликтах. Это позволяет сделать вывод о том, что содержание и формы турецкой модели участия-урегулирования региональных конфликтов базируется на концепции А. Давутоглу «Стратегическая глубина» и на доктрине «Ноль проблем с соседями». Турецкая модель урегулирования ТР региональных конфликтах позволяет спрогнозировать поведение и направления анализа роли ТР в будущих региональных конфликтах.
Литература
[1]Москаленко О.В., Иванова Н.А. Акмеологические ресурсы управления развитием муниципальной образовательной системы. //Акме-ология. 2010. № 2. - С. 74-77.
[2]Москаленко О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека.//Мир психологии. 2004. № 4. - С. 166-170.
[3]Москаленко О.В. Роль знаний в построении карьеры человека// Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 115-116.
[4]Гагарин А.В., Глазачев С.Н. О социально-экологических взаимодействиях личности в среде образования и воспитания//Акмеология, 2014, № 3-4 (спец. выпуск). - С. 209-210.
THE ETHNO-SOCIAL MODEL OF THE SETTLEMENT OF REGIONAL CONFLICTS BY TURKEY
Moskalenko Valentin Alekseevich (Moscow, Russia) - the student of the 4th course of the faculty of international relations, MGIMO (University) in the MFA of Russia, prospect Vernadskogo, 76; [email protected]
Abstract
The article is devoted to the analysis of the results of a study of the problem of the participation-the settlement of regional conflicts by Turkey. In this work there is undertaken the attempt to take into account the ethno-psychological features of the people (on the example of the Turkish ethnic group) through the analysis of regional conflicts as one from the types of social and interethnic between actors of international law.
Key words: regional conflict, the model of participation-settlement, ethno-psychological features.
УДК 159.9
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ САМОАНАЛИЗ СО СВОИМИ СТУДЕНТАМИ
Москаленко Ольга Валентиновна (Москва, Россия) - доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена некоторым аспектам сравнительного самоанализа преподавателей высшей школы со своими студентами. В данной работе предпринята попытка через сравнительный анализ некоторых проблем вуза с позиций преподавателя и студентов, выявить некоторые качества профессиограммы современного преподавателя вуза.
Ключевые слова: преподаватель вуза, студент, профессиограмма преподавателя.
В профессиональной жизни специалиста время от времени наступает период сравнительного самоанализа - со своим идеалом-образом профессионала, или коллегами, или выдающимися мастерами. Для педагога высшей школы, как и для школьного учителя важно быть честным и справедливым как по отношению к ученикам, так и по отношению к самому
себе. Часто преподаватель задает себе вопросы - «Подхожу ли я на эту профессию? Смогу ли я эффективно учить студентов? и др.» [1]. В социуме часто встречаются случаи, когда человек идет в преподаватели вуза, так как в других сферах профессиональной деятельности он не смог реализовать себя. Считается, что преподавателем может быть любой человек, даже имеющий проблемы в саморазвитии, которые не допустимы, поскольку они могут повлиять на качество преподавания и уровень знаний студентов. Потому, выбирая профессию преподавателя, необходимо четко понять: чтобы преподавать только знаний не достаточно, важно уметь правильно четко передать эти знания другим людям. Результаты исследований показывают, что успех преподавателя вуза в основном зависит от его личностных качеств, в том числе и умения работать с людьми [2].
Преподаватель вуза XXI века обязан постоянно работать над собой, расширять свои знания, совершенствовать свои личностные качества, что способствует успеху в работе. Преподавателю вуза приходится работать со студентами и магистрантами, которые получают второе высшее образование, которые взрослые и самодостаточные люди. И, соответственно, обучая таких студентов, преподаватель должен знать больше, значительнее работать над собой.
При этом преподаватель должен проводить самоанализ. Важно, что преподаватель каждый день работает со своими студентами, так или иначе, узнавая своих подопечных, возникают различные направления сравнения как самого себя, так и других преподавателей с отдельными студентами или их группами [3].
Так например, в современном социуме широко распространено понятие «права человека». Студенты XXI века тоже часто прибегают к защите своих прав при малейшем недоразумении: нередко можно слышать упреки и обвинения в адрес преподавателей по тому или иному «нарушению студенческих прав». Не беремся обсуждать все случаи, вероятно, можно допустить, что иногда эти обвинения имеют основания. Часто студенты принимают за нарушение своих прав даже то, что было сказано в их пользу. Это имеет разные причины - домашнее воспитание и др. Но все это приводит к увеличению числа конфликтов между студентами и преподавателями. Работая в таких условиях, каждый преподаватель должен быть готов к работе с такими студентами и необходимо применить индивидуальный подход к каждому студенту.
Преподаватель XXI века должен быть не только источником знаний, но и субъектом, актором и мотиватором учебного процесса. Необходимо вовлечь каждого студента в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим соучастником и ассистентом, встать на позицию студента и посмотреть его глазами на волнующую его проблему - это все входит в задачи современного преподавателя.
Одной из главных проблем в отношениях между студентами и преподавателями является возрастная проблема, проблема «отцов и детей», взаимоотношения двух поколений. В современном социуме студенты хорошо владеют компьютером, разбираются в технике. Нередко многие преподаватели так и остались наедине с учебником, доской и мелом. И, хотя современное общество требует от преподавателя компьютерной грамотности, часто эта грамотность преподавателя отстает от компьютерного кругозора студентов, что, несомненно, ведет к неосуществлению задачи - включения всех участников педагогического процесса вуза в формирование выпускника как компетентной личности, способной к личностно-профес-сиональной самореализации.
Важной проблемой является различия во владения иностранными языками преподавателей и студентов. Многие студенты чаще с детства посещают страны не только как туристы, но и различные зарубежные образовательные программы, общаются в социальных сетях со своими зарубежными сверстниками. Однако, часто преподаватели, не владея английским языком на должном уровне, преподают, особенно на тех программах, где знание иностранного языка профессионально важно (например, сравнительный анализ экономики, права и др.). Следует отметить, что среди студентов возрастает число иностранных студентов, которые обучаются в российских вузах, в том числе и по обмену [4].
Всем известно, что любая образовательная система надежно функционирует лишь при наличии соответствующего ей профессионала. Поэтому очень важно обратить внимание