Научная статья на тему 'ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 90-Е ГОДЫ'

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 90-Е ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПЛЮРАЛИЗМ / РЕСПОНДЕНТ / ФЕДЕРАЛИЗМ / NATION / OPPOSITION / REHABILITATION / PLURALISM / RESPONDENT / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаева Ф.А.

Общественно-политические и межнациональные процессы в конце 80-х - начале 90-х годов происходили в республиках Северного Кавказа. Сепаратисты и национал-экстремисты, прикрывая свои истинные цели и задачи благовидными лозунгами, рассуждениями о благе «своих» народов, планировали создать на территории республик РФ по нескольку суверенных республик. Но благодаря усилиям властных структур, многих партий и общественно-политических движений, удалось переломить ход негативных событий и сохранить территориальную целостность Карачаево-Черкеской Республики. Политические, экономические, федеративные и другие реформы в Российской Федерации, в отдельных её субъектах могли достигнуть своей цели тогда, когда они обеспечат цивилизованный переход к плюралистической системе, в которой постоянно присутствовали различные мнения и мнения эти порой сталкивались. Конечно, как всякое нормальное управление, такая демократическая, плюралистическая система обязательно предполагала строгое соблюдение Конституции государства, всех законов, общественную и государственную дисциплину. К сожалению, во многих республиках Северного Кавказа отдельные партии, общественно-политические движения, различные силы демократию, плюрализм, многопартийность, национальные интересы, право нации на самоопределение, национальное согласие поняли по-своему, специфически и не совсем верно. Это стало одной из главных причин происходящих сложных, болезненных, противоречивых межэтнических, общественно-политических про-цессов в регионе. Партии и общественно-политические движения должны были внести свою лепту в создание комплексной теории национальных отношений, федерализма в Российском государстве, выработку конкретных рекомендаций по совершенствованию межнациональных процессов, налаживание добрососедства на основе комплексного подхода с учетом интересов всех больших и малочисленных народов. Это был единственный перспективный путь развития национальных отношений на Северном Кавказе, активного включения партий и движений в формирование качественно новой национальной политики и подлинного федерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPOLITICAL SITUATION IN KARACHAY-CHERKESS REPUBLIC IN THE 90S

Socio-political and interethnic processes in the late 80s - early 90s took place in the republics of the North Caucasus. Separatists and national extremists, covering their true goals and objectives with plausible slogans, discourses on the welfare of "their" peoples, planned to create several sovereign republics on the territory of the republics of the Russian Federation. But thanks to the efforts of the authorities, many parties and socio-political movements, it was possible to reverse the course of negative events and preserve the territorial integrity of the Karachay-Cherkess Republic. Political, economic, federal and other reforms in the Russian Federation, in its individual subjects, could achieve their goal when they ensure a civilized transition to a pluralistic system in which various opinions were constantly present and these opinions sometimes clashed. Of course, like any normal government, such a democratic, pluralistic system necessarily implied strict observance of the Constitution of the state, all laws, and public and state discipline. Unfortunately, in many republics of the North Caucasus, separate parties, political movements, various forces, democracy, pluralism, a multiparty system, national interests, the nation’s right to self-determination, national consensus were understood in their own way, specifically and not quite correctly. This has become one of the main reasons for the complex, painful, controversial inter-ethnic, socio-political processes in the region. Parties and socio-political movements had to contribute to the creation of a comprehensive theory of national relations, federalism in the Russian state, the development of specific recommendations for improving interethnic processes, establishing good neighborliness based on an integrated approach, taking into account the interests of all large and small nations. It was the only promising way of developing national relations in the North Caucasus, actively incorporating parties and movements in the formation of a qualitatively new national policy and genuine federalism.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 90-Е ГОДЫ»

УДК 81:001.4

Атаева Ф. А. Ataeva F. A.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ В 90-е ГОДЫ

ETHNOPOLITICAL SITUATION IN KARACHAY-CHERKESS

REPUBLIC IN THE 90s

Общественно-политические и межнациональные процессы в конце 80-х — начале 90-х годов происходили в республиках Северного Кавказа. Сепаратисты и национал-экстремисты, прикрывая свои истинные цели и задачи благовидными лозунгами, рассуждениями о благе «своих» народов, планировали создать на территории республик РФ по нескольку суверенных республик. Но благодаря усилиям властных структур, многих партий и общественно-политических движений, удалось переломить ход негативных событий и сохранить территориальную целостность Карачаево-Черкеской Республики.

Политические, экономические, федеративные и другие реформы в Российской Федерации, в отдельных её субъектах могли достигнуть своей цели тогда, когда они обеспечат цивилизованный переход к плюралистической системе, в которой постоянно присутствовали различные мнения и мнения эти порой сталкивались. Конечно, как всякое нормальное управление, такая демократическая, плюралистическая система обязательно предполагала строгое соблюдение Конституции государства, всех законов, общественную и государственную дисциплину.

К сожалению, во многих республиках Северного Кавказа отдельные партии, общественно-политические движения, различные силы демократию, плюрализм, многопартийность, национальные интересы, право нации на самоопределение, национальное согласие поняли по-своему, специфически и не совсем верно. Это стало одной из главных причин происходящих сложных, болезненных, противоречивых межэтнических, общественно-политических процессов в регионе.

Socio-political and interethnic processes in the late 80s - early 90s took place in the republics of the North Caucasus. Separatists and national extremists, covering their true goals and objectives with plausible slogans, discourses on the welfare of "their" peoples, planned to create several sovereign republics on the territory of the republics of the Russian Federation. But thanks to the efforts of the authorities, many parties and socio-political movements, it was possible to reverse the course of negative events and preserve the territorial integrity of the Karachay-Cherkess Republic.

Political, economic, federal and other reforms in the Russian Federation, in its individual subjects, could achieve their goal when they ensure a civilized transition to a pluralistic system in which various opinions were constantly present and these opinions sometimes clashed. Of course, like any normal government, such a democratic, pluralistic system necessarily implied strict observance of the Constitution of the state, all laws, and public and state discipline.

Unfortunately, in many republics of the North Caucasus, separate parties, political movements, various forces, democracy, pluralism, a multiparty system, national interests, the nation's right to self-determination, national consensus were understood in their own way, specifically and not quite correctly. This has become one of the main reasons for the complex, painful, controversial inter-ethnic, sociopolitical processes in the region.

Партии и общественно-политические движения должны были внести свою лепту в создание комплексной теории национальных отношений, федерализма в Российском государстве, выработку конкретных рекомендаций по совершенствованию межнациональных процессов, налаживание добрососедства на основе комплексного подхода с учетом интересов всех больших и малочисленных народов. Это был единственный перспективный путь развития национальных отношений на Северном Кавказе, активного включения партий и движений в формирование качественно новой национальной политики и подлинного федерализма.

Ключевые слова: нация, противостояние, реабилитация, плюрализм, респондент, федерализм.

Parties and socio-political movements had to contribute to the creation of a comprehensive theory of national relations, federalism in the Russian state, the development of specific recommendations for improving interethnic processes, establishing good neighborliness based on an integrated approach, taking into account the interests of all large and small nations. It was the only promising way of developing national relations in the North Caucasus, actively incorporating parties and movements in the formation of a qualitatively new national policy and genuine federalism.

Key words: nation, opposition, rehabilitation, pluralism, respondent, federalism.

Атаева Фируза Амурхановна -

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 083 35 69

Ataeva Firuza Amurhanovna -

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Philosophy, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Tel.: 8 929 083 35 69

Анализ межнациональных отношений в Карачаево-Черкесии и других республиках Северного Кавказа показал, что на ход и разрешение межнациональных конфликтов большой отпечаток наложила разносторонняя деятельность общественных движений и политических партий, возникших в конце 80-х - начале 90-х годов. Нет необходимости доказывать значительную роль в жизни общества, которую сыграли новые общественно-политические, национально - культурные организации и политические партии.

Анализируя общественно-политическую, межнациональную ситуацию на Северном Кавказе в конце 80-х - начале 90-х годов, следует учитывать особенности политического развития в этом сложнейшем регионе страны. Общие тенденции демократизации, гласности, конечно же, проявлялись и здесь, хотя не обошлось без искажений, просчетов и ошибок. В рассматриваемый период в республиках Северного Кавказа было создано немало партий, движений, национально-культурных объединений. Однако процессы политизации населения, за исключением Чеченской Рес-

публики - Ичкерия, отставали от центральных районов страны, а также Прибалтики. Причины этого состояли, в том, что: 1) обкомы КПСС в республиках Северного Кавказа и после отмены статьи 6 Конституции СССР в той или иной форме сохраняли ведущие позиции. В начале 90-х годов, коммунисты продолжали оставаться на Северном Кавказе массовыми и влиятельными (за исключением Чеченской республики) общественно- политическими организациями. К тому же в Дагестане, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии руководителями республик остались коммунисты, хотя должности их назывались уже по-иному; 2) большая часть населения в республиках Северного Кавказа живет в сельской местности. Во многих селах и районах Северного Кавказа (особенно в Дагестане и Карачаево-Черкесии) условия крестьянского труда в силу ряда объективных и субъективных причин остаются очень тяжелыми. Многие сельские семьи, как правило, многодетны (особенно в Дагестане). В то же время ощущалась нехватка детских садов, медицинских учреждений, объектов соц-

культбыта и т.д. Все это «отвлекает» сельского труженика от большой политики; 3) следует иметь в виду менталитет кабардинцев, балкарцев, ингушей, карачаевцев, других народов Северного Кавказа, у которых в недалеком прошлом воспитание осуществлялось по «горской педагогике», т.е на основе коллективной, кровно-родственной, общинной психологии. Исследователь должен иметь в виду и влияние ислама (особенно у аварцев, даргинцев, лакцев, кумыков, лезгин, ингушей и других народов), требующего беспрекословного подчинениям своим лидерам. У крестьян в значительной степени сохранилось уважение к различным структурам власти, независимо от их политической принадлежности в прошлом.

И все же политические партии, общественные движения, национально-культурные и религиозные объединения в республиках Северного Кавказа развернули свою работу в Махачкале, Грозном, Владикавказе, Нальчике, Черкесске, Карачаевске, других городах. Постепенно они вовлекали в свои ряды и определенную часть сельского населения региона.

Основные направления общественно-политической деятельности партий, движений, национально-культурных объединений Северного Кавказа сводились, с нашей точки зрения, к следующему:

1) борьба за возрождение национального языка и национальной культуры;

2) поддержка перестройки в республиках, борьба за демократию, гласность, свободу слова, печати, вероисповедания и т.д.;

3) борьба за право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства;

4) борьба за право нации на самоопределение вплоть до образования суверенной республики в составе Российской Федерации;

5) борьба за полную (в том числе и территориальную) реабилитацию выселенных в годы Великой Отечественной войны народов (ингушей, балкарцев, карачаевцев, чеченцев -аккинцев);

6) борьба за единство и территориальную целостность республик и Российской Федерации;

7) интернациональные движения, выступающие за подлинное равноправие всех народов, сохранение обновленного, демократического СССР;

8) демократические движения;

9) религиозные движения.

В рассматриваемый период в республиках Северного Кавказа наиболее влиятельными, крупными партиями, общественными движениями, национально-культурными и религиозными объединениями были: в Северной Осетии-Алании - Прогрессивно-демократическая партия Северной Осетии; Европейское общество «Шолом»; Общество «Хистарты ныхас» («Слово старших»); Греческое общество «Прометей»; Союз возрождения Алании; Северо-Осетинское общество «Мир через культуру» им. Н.К.Рериха; «Фадис» («Тревога»); Терское казачество; Общество борьбы за социальную справедливость «Тох» («Борьба»); Азербайджанское общество «Азери»; Осетинская община немецкой евангельско-лютеранской церкви; Республиканский клуб избирателей «Гражданское согласие»; Грузинское общество «Эртоба»; Общество беженцев из Грузии; Общество «Адамон Ца-дис» («Народный Союз»); Моздокская районная организация Демократической партии России; Татарский национально-культурный центр им. Г. Тукая; Российское христианское демократическое движение в Северной Осетии; Общество «Единство»; Всеосетинский народный Совет «Стыр Ныхас» («Большое собрание»); Движение «Наша Осетия»; Фонд беженцев «Алания»; Движение за объединение сил социалистического выбора; Объединение «Русь»; Объединение «Солидарность»; Общество «Ирыкау» (консолидация многонационального населения Северной Осетии); Общество «Возрождение; Союз коммунистов Моздокского района; Северо-Осетинская республиканская ассоциация корейцев «Самчер-ни»; Движение «Хуссар-Цагат» («Юг-Север»); Северо-Осетинское региональное отделение молодежного движения в поддержку Народной партии «Свободная Россия»; Ленинский коммунистический союз молодежи Северной Осетии; Народное движение «Осетия»; Международная осетинская общественная культурно-благотворительная Ассоциация «Бештау»; Общественно-политическое движение «Демократон Дигора» («Демократическая Дигория»); Гизельская общественно-политическая организация за социальную справедливость «Растдзинад» («Правда»); Коммунистическая партия трудящихся Северной Осетии; Мусульманская община г. Владикавказа;

Партия экономической свободы и гражданского согласия Северной Осетии и другие.

В Кабардино-Балкарской Республике -Адыгская народная партия; Демократическая партия Кабардино-Балкарии; Республиканская партия Кабардино-Балкарии; Терско-Малкинский отдел (община) Терского казачества КБР; Общественное объединение «Россияне»; Общественное объединение «Славяне»; Общественно-политическое движение «Кабарда»; Кабардино-Балкарская Ассоциация советских корейцев «Чинсен»; Общественная организация «Женщины Балкарии»; Европейский общественно-политический культурный Центр «Товуши»; Общество немцев КБР «Видергебурт» («Возрождение»); Общество греков «Эллада»; Осетинский культурный Центр «Нихас»; Общественная организация «Адыгэ Хасэ»; Общественное движение «Тёре» (бывший «Ныгыш»); Союз молодежи КБР; Общественная Ассоциация «Кавказ Крым»; Республиканское общество турок-месхов «Спасение»; Молодежное движение «Объединенная Черкесия»; Адыгская женская организация «Адиюх»; Общественный фонд «Балкария»; Движение «За сохранение единства Кабардино-Балкарской Республики»; Кабардино-Балкарский филиал международной корейской ассоциации дружбы и сотрудничества; Русскоязычный Конгресс; Ассоциация «Родина»; Коммунистическая партия КБР; Союз офицеров КБР; Конгресс Кабардинского Народа; Национально-культурный немецкий центр «Хоффнупг»; Ассоциация «Братство»; Аграрный союз КБР; Кабардино-Балкарская республиканская партия Российского единства «Согласие»; Кабардино-Балкарская аграрная партия; Общественно-политическое движение «Трудовой Прохладный» и другие.

В Карачаево-Черкеской Республики - Демократическая партия Карачаево-Черкесии; Исламская партия Карачая; Коммунистическая партия Карачаево-Черкесии; Общественное движение «Джамагат»; Общественное движение «Адыга Хаса»; Общественно-политическое движение «Черкесия»; Общественная организация «Женщины Карачая»; Общественная организация «Единая Карачаево-Черкесия»; Комитет женщин КЧР; Ногайская общественная организация «Бирлик»; Абазинская общественная организация «Ад-гылра»; Осетинское национально-культурное

общество им. К.Л.Хетагурова; Общественное объединение «Славяне»; Общественное движение «Казачий круг» КЧР; Общественная организация черкеской молодежи; Движение за сохранение единства и территориальной целостности КЧР; Ассоциация «Единство»; Общественное объединение «Возрождение» и другие.

В Республике Дагестан - Демократическая партия Дагестана; Исламская партия Дагестана; Социал-демократическая партия Дагестана; Коммунистическая партия Дагестана; Дагестанская народная партия Общественное объединение «Ислам»; Общественное объединение «Братство»; Общественное движение «Тенглик»; Общественное движение имени имама Шамиля; Общественное движение «Садвал»; Общественное движение «Бирлик»; Общественное движение «Дагестан»; Общественное движение «Интернационал»; Дагестанский союз интернационалистов; Национально-культурный еврейский центр; Аграрная партия Дагестана; Дагестанская Республиканская партия Российского единства «Согласия»; Общественное движение чеченцев -аккинцев «Реабилитация»; Общественно-политическое движение «Справедливость; Общественное объединение «Россия»; Молодежная партия национального единства Дагестана; Общественное объединение «Казаки Дагестана»; Фонд беженцев «Дагестан»; Дагестанское региональное отделение молодежного движения в поддержку народной партии «Свободная Россия» и другие.

В Чеченской Республике - Ичкерия Вай-нахская демократическая партия; Исламская партия Чечено-Ингушетии; Общественно-политическое движение «Независимость»; Общенациональный съезд чеченского народа; Общественные движения «Даймохк» («Отечество»); «Маршо» («Свобода»); «Нийсхо» («Справедливость»); «Движение демократических реформ», «Гражданское согласие», Общественное движение «Исламская нация»; Общественно-национальное движение «Путь Джохара» и другие.

В Республике Ингушетия - Ингушский Народный Фронт «Нийсхо» («Справедливость»); Народное движение «Ингушетия»; Движение «Ислам»; Союз молодежи Ингушетии; Движение в поддержку перестройки; Демократическая партия Ингушетии; Движение «Полная реабилитация» и другие.

Во всех республиках Северного Кавказа, а также в Республике Абхазия с 1989 года функционировала влиятельная общественная организация - Конфедерация народов Кавказа.

Отметим, что у многих партий и общественных движений программные документы были сформулированы недостаточно четко. Некоторые из них имели требования изменения сложившихся границ между субъектами Российской Федерации и даже призывы «к немедленному восстановлению исторической справедливости», т.е. возврату отторгнутых в годы Великой Отечественной войны территорий.

Некоторые партии, движения, национально-культурные объединения функционировали без разрешения министерства юстиции, что по закону запрещалось, но тем не менее они свою деятельность не прекращали. Отдельные из них по два-три раза меняли свои названия. Деятельность партий и движений Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестана было легче анализировать, так как в эти республики можно было поехать более или менее свободно, а главное без риска для жизни.

Численность таких организаций, как «Тен-глик», «Бирлик», «Садвал» (Республика Дагестан), «Джамагат», «Хасэ», «Черкесия» (Ка-рачаево-Черкеская Республика), «Стыр Ны-хас», « Адамон Цадис», Общество беженцев из Грузии (Республика Северная Осетия -Алания) и другие составляли десятки тысяч человек.

С начала 90-х годов бурные, порой противоречивые межнациональные процессы происходили в Карачаево-Черкеской Республике. Как и по всей стране, здесь появилось немало партий, движений и национально-культурных объединений. В многонациональной Карачаево-Черкесии за годы Советской власти накопилось очень много проблем в сфере межнациональных отношений. В первую очередь, они были связаны с полной реабилитацией выселенного в годы Великой Отечественной войны карачаевского народа.

Карачаевцы получили свою автономию в 1920 году в форме Карачаевского округа. В 1922 году на карте РСФСР появилось новое национально-государственное образование -Карачаево-Черкеская автономная область. Еще через четыре года, в 1926 году, по просьбе партийно-советских руководителей Кара-

чая образовалась отдельная Карачаевская автономная область. Эту автономию в 1943 году под надуманным предлогом («карачаевцы - народ-предатель») руководство СССР ликвидировало, а карачаевцев сослали в Среднюю Азию и Казахстан.

В 1957 году после возвращения карачаевцев на историческую родину была восстановлена Карачаево-Черкеская автономная область в составе Ставропольского края. С 1991 года Карачаево-Черкесия стала республикой в составе Российской Федерации. Однако путь карачаевского народа к справедливости и равноправию, восстановлению незаконно ликвидированной автономии был трудным, противоречивым и тернистым. На этом пути было немало объективных и субъективных причин, которые нагнетали межнациональные страсти, недоверие народов Карачаево-Черкесии друг к другу. Общественное движение «Джамагат», выражающее интересы карачаевцев, с конца 80-х годов активно включилось в сложную работу по полной реабилитации карачаевского народа. Руководство «Джамагата» (А.Г. Урусов), члены и сторонники этого массового влиятельного движения считали, что и после XX съезда КПСС и возвращения карачаевцев на историческую родину «они оказались в тяжелейших условиях продолжающейся репрессии». Против карачаевцев была развернута антиреабилитационная деятельность влиятельных партийно-советских чиновников Карачаево-Черкесии и Ставропольского края. Многие из них, как правило, преследовали кадры специалистов карачаевской национальности, ущемляли и заметно ограничивали их права. В результате таких злоумышленных действий стали возможными необоснованные и оскорбительные заявления ярко выраженного антикарачаевского характера. Так, например, бывший ректор Карачаево-Черкеского госпединститута, член бывшего обкома КПСС К.Р. Кипкеев утверждал, что «карачаевцы в годы Великой Отечественной войны дали повод для своего выселения и поэтому не могут рассчитывать на реабилитацию». По его словам, возвращение карачаевцев на историческую родину должно рассматриваться не как реабилитация, а как амнистия, т.е гуманный шаг руководства страны в отношении провинившегося народа, прощение грехов, великодушие и ми-

лосердие КПСС и Советского правительства в отношении к «народу-предателю».

Такие выступления не могли не осложнять и не обострять межнациональную ситуацию в многонациональной Карачаево-Черкесии. В определённой степени обострили межнациональные отношения решения IV (1974 г.) и III (1981 г.) Пленума Карачаево-Черкеского обкома КПСС. Они прошли в духе игнорирования интересов карачаевского народа. Карачаевцев пытались обвинить в «национализме», приписывая им несуществующие грехи. На Пленумах обкома КПСС без особой надобности активно «вспоминали» события времен Великой Отечественной войны, «вину» карачаевского народа, деятельность многочисленных бандформирований на территории Карачаево-Черкесии, не допустимые по отношению к целому народу высказывания.

Анализ межнациональной ситуации в Карачаево-Черкесии убеждает, что на протяжении многих лет интересы карачаевского народа недостаточно учитывались партийно-советским руководством. Из опрошенных нами респондентов карачаевской национальности 88,9% считали, что «они полностью не реабилитированы», их интересы и после возвращения на историческую родину игнорировались. Такое отношение к целому народу, разумеется, ведет к обострению межнациональной ситуации. Доктор философских наук, профессор М.М. Кучуков, долгие годы занимающийся проблемой наций и национальных отношений, по этому поводу пишет: «Интересы объективно обусловлены, связаны с реальными факторами общественной жизни, бытия нации. Процесс осознания интересов -это в то же время есть формирование нации как субъекта деятельности. Интересы осознаются и включаются в существующее самосознание, в существующую картину бытия нации. Процесс осознания национальных интересов происходит через мировосприятие разных классов, социальных групп, партий, национальных лидеров...». Роль выразителя интересов карачаевского народа с конца 80-х годов взяло на себя влиятельное общественное движение «Джамагат». Многие проблемы карачаевцев «Джамагат» ставил правильно. Однако требование «восстановить национальную государственность карачаевского народа в статусе Карачаевской Республики в

составе Российской Федерации», которое имеется в программе «Джамагата», пугало значительную часть населения КЧР. Удовлетворение этого требования означал распад единой Карачаево-Черкесии, возникновение на карте Северного-Кавказа других национально-государственных образований, территорий с конкретными границами и многочисленными проблемами. Многие в КЧР были озабочены тем, сто у них из-за жесткой позиции «Джамагата» в отстаивании требования «создать Карачаевскую Республику» могла разразиться межнациональная война. Из опрошенных нами респондентов некарачаевской национальности абсолютное большинство (88,2%) осуждало требование «Джамага-та» создать «свою республику». Примерно такое же количество опрошенных некарачаевской национальности респондентов (86,9%) считало невозможным распад единой Кара-чаево-Черкеской Республики. Они считали, что проблемы всех народов республики легче решить общими усилиями, не нагнетая межнациональных страстей.

С начала 90-х годов в КЧР активно действовали и продолжали действовать другие партии и общественные движения. Так, например, общественные движения «Адыга Ха-са» и «Черкесия», «не отставая» от «Джама-гата», также выставили требование о создании Черкеской Республики. Общественные организации, выражающие интересы казачества, тоже провозгласили о создании Казачьей Республики. Таким образом, на территории Карачаево-Черкесии «должно было» появиться четыре республики со своими столицами, четко очерченными границами и т.д.

Решение о создании «новых республик» на территории КЧР заметно осложнило и обострило межнациональную ситуацию в многонациональной республике. Сказанное подтверждается данными наших социологических опросов. Так, например, 26,9 опрошенных считает виновниками обострения межнациональной ситуации в Карачаево-Черкесии «только новые партии и общественные движения, возникшие на волне демократизации и гласности». Еще 31,6% респондентов считали партии и общественные движения «одной из многих причин» обострения взаимоотношений народов. В такой сложной и противоречивой ситуации руководству республики, партиям, общественным движени-

ям, стоящим на принципах единства и территориальной целостности Карачаево-Черкес-кой Республики, пришлось приложить немало объединенных усилий в достижении благородной цели. Коммунистическая партия, Ассоциации «Единство», организация «Единая Карачаево-Черкесия» и другие провели большую разъяснительную работу о необходимости сохранения КЧР. В мае 1993 года на встрече руководителей республики с лидерами партий, общественных движений, национально - культурных объединений и служителями культа И.В. Хубиев заявил о необхо-

димости объединения всех народов, партий, общественных объединений республики, которая была и будет территориально целостной.

В Карачаево-Черкеской Республике, как и в других республиках северного Кавказа, с большим трудом удалось сохранить территориальную целостность, межнациональной мир, относительное благополучие, перспективу гармонизации межнациональных отношений.

Литература

1. Бугай Н. Ф. К вопросу о депортации народов СССР в 30-х-40-х гг. М., 1989.

2. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994. С. 160.

3. Дзуцев Х.В., Локосов В.В. Социологический подход к изучению состояния межнациональных отношений в условиях перестройки. М., 1989.

4. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик, 1996. С. 61.

5. Кадилаев А.М. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.

6. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.

References

1. Bugaj N.F. K voprosu o deportacii naro-dov SSSR v 30-h-40-h gg. M., 1989.

2. Dzidzoev V.D. Nacional'naya politika: uro-ki opyta. Vladikavkaz, 1994. S. 160.

3. Dzucev H.V., Lokosov V.V. Sociologi-cheskij podhod k izucheniyu so-stoyaniya mezh-nacional'nyh otnoshenij v usloviyah perestrojki. M., 1989.

4. KuchukovM.M. Naciya i social'naya zhizn'. Nal'chik, 1996. S. 61.

5. Kadilaev A.M. V poiskah nacional'nogo soglasiya. Mahachkala, 1992.

6. Korkmazov A.Yu. Ehtnopoliticheskie pro-cessy na Severnom Kavkaze. Stavropol', 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.