Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ'

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕФЕРЕНДУМ / СОГЛАШЕНИЕ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ЛИДЕР / РЕСПУБЛИКА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ОБСТАНОВКА / COOPERATION / REFERENDUM / AGREEMENT / OPPOSITION / LEADER / REPUBLIC / INTEGRITY / SITUATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Атаева Ф.А.

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг. все республики Северного Кавказа были охвачены социально-политическими и межнациональными потрясениями. Они продемонстрировали активность этнического фактора в современной политической жизни Российской Федерации. Задача осмысления феномена этничности лежит отнюдь не в сфере чисто научного, познавательного интереса. Она имеет как большое практическое, так и политическое значение. В этот период в политическую деятельность включились большие группы людей, в том числе в республиках Северного Кавказа. Но в большинстве своем они не имели опыта активной общественно-политической деятельности. Появились десятки и сотни новых партий, различных движений, национально-культурных организаций. На Северном Кавказе, как и по всей стране, партии и массовые движения активно включились в политическую деятельность и, особенно в сферу национальной политики и межнациональных отношений. Почти во всех республиках Северного Кавказа партии, общественные и религиозные движения выбрали два направления в своей деятельности: 1) созидательную, направленную на консолидацию всех народов, решение проблем общими усилиями, интернациональную сплоченность, сохранение единства и территориальной целостности республик; 2) сепаратизм, национальная самоизоляция, конфронтация с соседними народами, межнациональное противостояние. В силу целого ряда специфических особенностей, деятельность партий и движений, избравших путь сепаратизма и национальной самоизоляции, задевала интересы еще более широкого круга людей, чем экономическая реформа. Таким образом, в республиках Северного Кавказа к началу 90-х годов политическая реформа в определенном смысле стала первоочередной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MOVEMENTS AND THEIR ROLE IN TERMS OF AGGRAVATION OF THE ETHNO-POLITICAL SITUATION IN KABARDINO-BALKARIA

In the late 1980s and early 1990-s, all the republics of the North Caucasus were covered by the socio-political and international upheavals. They demonstrated activity of ethnic factor in modern political life of the Russian Federation. The task of understanding the phenomenon of ethnicity is not in the sphere of the purely scientific and educational interest. It has both as great practical and so political significance. During this period in the political activities involved large groups of people, including in the republics of the North Caucasus. But most of them had no experience in active socio-political activities. There were dozens and hundreds of new parties, different movements, national and cultural organizations. In the North Caucasus, as throughout the country, the party and the mass movement is actively involved in political activities and, especially in the realm of national policy and interethnic relations. In almost all the republics of the North Caucasus party, public and religious movements, I chose two directions in its activity: 1) creative, directed at the consolidation of all peoples, the solution of problems by common efforts, internationalization-regional cohesion, preserve the unity and territorial integrity of the republics; 2) separatism, national self-isolation, confrontation with neighboring peoples, inter-ethnic confrontation. Due to a number of specific features, activities of parties and movements, which follow the way of separatism and ethnic isolation, hurt the interests of an even wider circle of people than economic reform. Thus, in the republics of the North Caucasus in the early 90-ies of political reform in a certain sense became a priority.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ»

УДК 323.1(470.64)

Атаева Ф. А. Ataeva F. A.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В УСЛОВИЯХ ОБОСТРЕНИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

SOCIAL MOVEMENTS AND THEIR ROLE IN TERMS OF AGGRAVATION OF THE ETHNO-POLITICAL SITUATION IN KABARDINO-BALKARIA

В конце 1980-х и в начале 1990-х гг все республики Северного Кавказа были охвачены социально-политическими и межнациональными потрясениями. Они продемонстрировали активность этнического фактора в современной политической жизни Российской Федерации. Задача осмысления феномена этничности лежит отнюдь не в сфере чисто научного, познавательного интереса. Она имеет как большое практическое, так и политическое значение.

В этот период в политическую деятельность включились большие группы людей, в том числе в республиках Северного Кавказа. Но в большинстве своем они не имели опыта активной общественно-политической деятельности. Появились десятки и сотни новых партий, различных движений, национально-культурных организаций. На Северном Кавказе, как и по всей стране, партии и массовые движения активно включились в политическую деятельность и, особенно в сферу национальной политики и межнациональных отношений. Почти во всех республиках Северного Кавказа партии, общественные и религиозные движения выбрали два направления в своей деятельности: 1) созидательную, направленную на консолидацию всех народов, решение проблем общими усилиями, интернациональную сплоченность, сохранение единства и территориальной целостности республик; 2) сепаратизм, национальная самоизоляция, конфронтация с соседними народами, межнациональное противостояние.

В силу целого ряда специфических особенностей, деятельность партий и движений, избравших путь сепаратизма и национальной самоизоляции, задевала интересы еще более широкого круга людей, чем экономическая реформа. Таким образом, в республиках Северного Кавказа к началу 90-х годов политическая реформа в определенном смысле стала первоочередной.

In the late 1980s and early 1990-s, all the republics of the North Caucasus were covered by the socio-political and international upheavals. They demonstrated activity of ethnic factor in modern political life of the Russian Federation. The task of understanding the phenomenon of ethnicity is not in the sphere of the purely scientific and educational interest. It has both as great practical and so political significance.

During this period in the political activities involved large groups of people, including in the republics of the North Caucasus. But most of them had no experience in active socio-political activities. There were dozens and hundreds of new parties, different movements, national and cultural organizations. In the North Caucasus, as throughout the country, the party and the mass movement is actively involved in political activities and, especially in the realm of national policy and intereth-nic relations. In almost all the republics of the North Caucasus party, public and religious movements, I chose two directions in its activity: 1) creative, directed at the consolidation of all peoples, the solution of problems by common efforts, internationalization-regional cohesion, preserve the unity and territorial integrity of the republics; 2) separatism, national self-isolation, confrontation with neighboring peoples, inter-ethnic confrontation.

Due to a number of specific features, activities of parties and movements, which follow the way of separatism and ethnic isolation, hurt the interests of an even wider circle of people than economic reform. Thus, in the republics of the North Caucasus in the early 90-ies of political reform in a certain sense became a priority.

Ключевые слова: сотрудничество, референдум, соглашение, противостояние, лидер, республика, целостность, обстановка.

Атаева Фируза Амурхановна -

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 083 35 69

Key words: cooperation, referendum, agreement, opposition, leader, the Republic, the integrity, the situation.

Ataeva Firuza Amurkhanovna -

Candidate of Historic Sciences, Associate Professor of the department of history and philosophy, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov», Nalchik Tel. 8 928 083 35 69

С начала 1990-х гг. большинство политических партий, общественных движений, национально-культурных и религиозных объединений, выражающих интересы кабардинского и других адыгских народов, совместно с определенной частью адыгской интеллигенции добиваются того, чтобы высший законодательный орган нашей страны официально признал вынужденное переселение сотен тысяч адыгов в Турцию, другие страны Ближнего Востока после Кавказской войны, как геноцид адыгов. Этой проблеме посвящены интересы исследования историков, чьи труды существенно пополняют наши представления о ходе и последствиях кровопролитной Кавказской войны. Партии и общественные движения адыгов добиваются возвращения на историческую родину хотя бы части своей зарубежной диаспоры. Эту серьезную проблему пыталось решить и руководство КБР. Первый Президент Кабардино-Балкарской Республики В. М. Коков говорил: «Изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, дали возможность свободно общаться с соотечественниками, находящимися за пределами нашего государства, и устанавливать с ними связи. Весной 1993 г. города Нальчик и Кайсери (Турция) обменялись делегациями, которые договорились об экономическом и культурном сотрудничестве жителей этих городов [7]. Во время пребывания нашей делегации в гор. Кайсери выяснилась большая заинтересованность наших соотечественников в восстановлении связей со всеми родственниками, проживающими в Кабардино-Балкарии». В КБР есть немало сторонников восстановления связей с соотечественниками, возвращения их в республику. У кабардинцев, как и других народов республики и региона, накопилось немало других насущ-

ных проблем в сфере духовной культуры. За их решение взялись тогда «Адыгэ Хасэ», Конгресс кабардинского народа, Адыгская народная партия, движение «Кабарда» и другие влиятельные общественно-политические силы Кабардино-Балкарии. Отметим, что общественные организации и движения как кабардинцев, так и балкарцев первоначально возникли для возрождения культуры, языка, лучших национальных традиций. Деятельность общественных организаций по возрождению национальной культуры воспринималась в целом положительно значительной частью населения Кабардино-Балкарии.

Не только адыги и балкаро-карачаевцы, но и другие народы, проживающие в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в целом, хорошо знают достоинство и значение Адыгэ Хабзэ и Тау Адет. Русские и европейские ученые, и путешественники ХУШ-Х1Х веков сравнивали этикет адыгов и балкаро-карача-евцев с рыцарским этикетом королей Германии, Франции, других развитых государств. Именно поэтому в конце 1980-х и начале 1990-х гг. подавляющее большинство населения республик Северного Кавказа приветствовало появление общественных организаций, которые стремились возродить Адыгэ Хабзэ и Тау Адет. Однако постепенно многие общественные организации вместо культурно-просветительской работы активно занялись общественно-политической, а затем исключительно политической деятельностью. Сказанное в полной мере относится к «Тёре», Национальному Совету балкарского народа, Адыгэ Хасэ, Конгрессу кабардинского народа, Конфедерации горских народов Кавказа и другим массовым влиятельным общественным организациям. Межнациональное противостояние (между кабардинцами и балкарца-

ми) в КБР обнаружилось сразу после первого съезда балкарского народа, созванного по инициативе «Тёре», и первой Конференции кабардинского народа. Ряд пунктов Постановления первого съезда балкарского народа был воспринят весьма негативно лидерами и сторонниками «Адыгэ Хасэ» и ККН [2]. Поэтому Конференция кабардинского народа постановила: 1) реализуя право на самоопределение народа Кабардино-Балкарии, исходя из Декларации о государственном суверенитете КБАССР и результатов референдума СССР на территории КБР, просить Верховный Совет республики рассмотреть проект Договора о Союзе суверенных республик и сформировать полномочную делегацию для его подписания. Одновременно добиваться обязательного участия в работе над проектом Федеративного договора делегаций Кабардино-Балкарии (для учета в нем суверенных прав и интересов КБАССР); 2) в результате ультимативного требования депутатов балкарской национальности и беспрецедентного давления партаппарата на членов КПСС в ущерб кабардинскому и другим народам республики в Декларацию о государственном суверенитете КБАССР заложен антиконституционный и антидемократический принцип формирования одной из палат Верховного Совета КБАССР на паритетной основе по национальному признаку. Последующие события и решения I съезда балкарского народа показали, что эта уступка была воспринята лидерами «Тёре» и группой балкарских депутатов как слабость и беспринципность высшего органа государственной власти Кабардино-Балкарии.

Конференция кабардинского народа обращается к балкарскому народу с призывом не поддаваться пропаганде, ведущей к нарушению наших традиционных дружеских отношений и сеющей вражду и ненависть между нами, призывает всех жителей Кабардино-Балкарии независимо от их национальной принадлежности сделать все возможное ради сохранения территориальной целостности республики, гражданского мира и согласия.

В те дни в Кабардино-Балкарии межнациональное противостояние набирало силу. В некогда благополучной республике люди разных национальностей начали опасаться межнациональных столкновений, беспорядков,

кровопролития. Это подтверждается данными наших социологических опросов [4].

В апреле 1990 г. 66,7% респондентов Кабардино-Балкарии высказались одобрительно в отношении работы «Тёре», «Адыгэ Хасэ», других общественных организаций. В августе 1991 г., в основном, те же респонденты уже были более сдержанными в своих оценках деятельности общественных организаций кабардинцев и балкарцев. Во-первых, одобрительно высказались 45,2% опрошенных. Во-вторых, заметно увеличилось число колеблющихся. В анкетах опросов 1990 и 1991 гг. был один и тот же вопрос: «Ваше отношение к общественным организациям кабардинцев («Адыгэ Хасэ») и балкарцев («Тёре»). В 1990 г. не смогли на него ответить («затруднились») лишь 5,8% опрошенных. А в 1991 г. «затрудняющихся» стало 24,2% респондентов. Результаты социологических опросов показали, как и ожидалось, заметное «охлаждение», а кое-где и явное неприятие общественных организаций, которые, по мнению большинства респондентов, «занимаются несвойственными им функциями, разжигают межнациональные страсти, введущие к дестабилизации в республике.

В качестве дополнительного признака выборки мы взяли показатель интенсивности межнационального общения. И здесь следует, на наш взгляд, обратить особое внимание на своеобразие положения людей русской национальности в Кабардино-Балкарии и других республиках Северного Кавказа. Людей русской национальности можно, по нашему убеждению, учитывать в качестве контрольной группы измерения состояния межнациональных отношений в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Во-первых, русская нация является главной и наиболее мощной во всех отношениях в Российском государстве. Большая часть русских проживает в республиках Северного Кавказа, сохраняя самые главные константы (язык, уклад, традиции, менталитет и т. д.).

Во-вторых, во всех республиках Северного Кавказа русские фактически рассматриваются как национальное меньшинство. «Самосознание национального меньшинства наиболее чутко реагирует на возможные нарушения социальной справедливости в сфере межнациональных отношений, - справедливо подчеркивают известные социологи X. В. Дзуцев

и В.В. Локосов, - поэтому их целесообразно измерять, в первую очередь, через взаимоотношения доминантной национальной общности и национальными меньшинствами». В определенном смысле мы придерживались точки зрения Х.В. Дзуцева и В.В. Локосова при проведении наших социологических опросов. В-третьих, русское население проживает во всех республиках и регионах Российской Федерации. Это позволяет использовать его как контрольную группу во всех республиках Северного Кавказа. Другими словами, отношение к русским в северокавказском регионе, их общественно-политическое, морально-психологическое самочувствие здесь может быть в значительной степени показателем состояния межнациональных отношений и в других субъектах Российской Федерации.

В-четвертых, взаимоотношения русского населения и коренных (автохтонных) народов Северного Кавказа несут в себе особую политическую и межнациональную нагрузку, так как в обыденном сознании русская нация четко ассоциируется с Российским государством. Такие ассоциации, с нашей точки зрения, играют важнейшую роль в функционировании межнациональных отношений. Приведенные доводы в пользу принятия русского населения в качестве контрольной группы при измерении состояния межнациональных отношений вовсе не означает, что в региональных социологических исследованиях, которые авторы проводили четыре раза в республиках Северного Кавказа в 1990-1994 г. (а в КБР -пять раз), самое большое внимание уделялось исключительно взаимоотношениям русского и нерусского населения. Все зависело от конкретных условий и специфики каждой республики [1].

Например, в Кабардино-Балкарии после первого съезда балкарского народа и первой конференции кабардинского народа, особенно после взаимных публичных упреков «Адыгэ Хасэ» и «Тёре», четко обозначилось противостояние двух титульных народов республики. Поэтому мы в своих социологических исследованиях старались выяснить истинные причины противостояния кабардинцев и балкарцев, отношение к этому других народов республики, в первую очередь, конечно, русских. Действительно, в Кабардино-Балкарии не удалось «создать общую ин-

тернациональную организацию», которая бы пользовалась большим авторитетом и влиянием на значительную часть населения республики. Однако это не означает, что в КБР не было общественно-политических и иных сил, которые выступали за мир и благополучие во взаимоотношениях народов, единство и территориальную целостность республики. Идеалы интернациональной сплоченности всех народов республики отстаивали Коммунистическая и Демократическая партии Кабардино-Балкарии, общественные объединения и движения «Россияне», «Славяне», Союз молодежи КБР, движение «За сохранение единства Кабардино-Балкарской Республики», русскоязычный Конгресс, Союз офицеров КБР, Кабардино-Балкарская республиканская партия консолидации, другие партии и общественные организации. Руководство республики неоднократно призывало все партии, общественные движения, религиозные и национально-культурные объединения к интернациональной сплоченности во имя процветания единой Кабардино-Балкарии. Тем не менее, на втором этапе первого съезда балкарского народа 17 ноября 1991 г. в Нальчике была провозглашена суверенная Республика Балкария. А чуть позже, 10 января 1992 года, в Нальчике состоялся съезд кабардинского народа, который принял решение о восстановлении суверенной Кабардинской Республики (Кабардинская АССР существовала с 1944 по 1957 гг., когда балкарцы находились в изгнании в Средней Азии и Казахстане). Таким образом, политическая деятельность общественных движений балкарского и кабардинского народов («Тёре», и «Адыгэ Ха-сэ») привела к возникновению на территории Кабардино-Балкарии двух суверенных национально-государственных образований -Республики Балкария и Кабардинской Республики. При этом ни лидеры общественных движений, ни их сторонники не позаботились о том, чтобы поинтересоваться мнением большинства русскоязычного населения Кабардино-Балкарии. Сторонники и приверженцы распада единой Кабардино-Балкарии, создания новых республик, вопреки существующим юридическим законам, «сами себя наделили» такими властными полномочиями, которые являются в любом цивилизованном обществе, в том числе и Кабардино-Балкарской Республике, прерогативой легитимно

избранных органов государственной власти в соответствии с действующей Конституцией республики и федеративного государства. С провозглашением «двух суверенных республик» на территории КБР межнациональное противостояние между кабардинцами и балкарцами достигло своего апогея. Особенно острые дискуссии развернулись по вопросам проведения границы между двумя республиками и будущей столицы Республики Балка-рия. Тем не менее, решение о провозглашении двух республик поддержал Верховный Совет Кабардино-Балкарии. В этой сложной ситуации большую плодотворную работу по сохранению единства и территориальной целостности, интернациональному сплочению населения республики провели Коммунистическая партия Кабардино-Балкарии, Общественные движения «За сохранение единства Кабардино-Балкарской республики», русскоязычный Конгресс, другие партии и общественные движения, стоявшие на интернационалистических позициях. Руководству КБР совместно с этими партиями и движениями с большим трудом удалось хоть немного нормализовать межнациональную обстановку и сохранить единство и территориальную целостность республики. Это, с нашей точки зрения, следует признать как главное завоевание руководителей Кабардино-Балкарской Республики, партий и общественных движений, боровшихся в сложной общественно-политической, межнациональной ситуации за сохранение целостности республики, интернациональную сплоченность всех граждан, независимо от национальности, веры и социального положения.

31 марта 1992 г. Кабардино-Балкария, вместе с другими субъектами Российской Федерации, подписала Федеративный договор. Межнациональная обстановка в КБР постепенно начала нормализовываться. Руководство республики сделало немало для реабилитации балкарского народа, в том числе в вопросе восстановления районов Балкарии, существовавших к моменту насильственного выселения балкарцев 8 марта 1944 г. Лидеры «Тё-ре» и НСБН систематически и обоснованно критиковали руководство Кабардино-Балкарии, руководителей и сторонников партий и общественных движений кабардинского народа, которые не хотели, а то и препятствовали восстановлению Хуламо-Безенгиевского и

Эльбрусского районов. Это было одной из причин противостояния между кабардинцами и балкарцами, нагнетания межнациональных страстей в республике.

Основная часть населения Кабардино-Балкарии, особенно молодежь, даже не знала о существовании балкарских районов, ликвидированных в марте 1944 г. А после возвращения «народов-предателей» на историческую родину балкарские селения, за исключением Советского района (ныне Черекского), были включены в другие районы. Таким образом, после 1957 г. произошли существенные изменения в расселении балкарцев на своей исторической родине. Это создавало определенные проблемы, морально-психологический «дискомфорт» для многих балкарцев. В период обострения межнационального противостояния в Кабардино-Балкарии некоторые лидеры и псевдолидеры отдельных общественных движений преднамеренно искажали суть требований «Тёре», НСБН, представителей балкарского народа о восстановлении районов Балкарии. Они представляли дело так, будто балкарцы предъявляют необоснованные территориальные претензии к кабардинцам. Преднамеренно искажая суть и содержание требований балкарской стороны, они, вольно или невольно, способствовали межнациональному противостоянию, разжиганию ненужных и опасных страстей [4].

Постепенно общественно-политическая и межнациональная обстановка в Кабардино-Балкарии входила в нормальное русло. Однако лидеры и сторонники «Тёре» и НСБН провели 17 ноября 1996 г. в Нальчике так называемый четвертый этап первого съезда балкарского народа, который провозгласил «суверенную Республику Балкария» в составе Российской Федерации. Было также «сформировано» правительство Республики Балка-рия. А по российскому телевидению недобросовестные тележурналисты передали архивный материал из чеченской хроники, сопроводив его подстрекательским комментарием, будто «лидеры НСБН, провозгласив Республику Балкария, раздают автоматы своим «боевикам», которые готовы с оружием в руках защищать решения четвертого этапа первого съезда балкарского народа». Этого было достаточно, чтобы взорвать тот хрупкий межнациональный мир, который с большим трудом был установлен в предыдущие годы.

Межнациональные отношения снова стали обостряться, а общественно-политическая обстановка в республике заметно накалилась. Руководство Кабардино-Балкарии своевременно приняло вполне законные меры по пресечению антиконституционных действии «Тёре» и НСБН. По представлению прокуратуры Парламент КБР принял решение о запрещении на территории республики деятельности «Тёре» и НСБН. В мае 1996 г. министерство юстиции КБР приостановило деятельность «Адыгэ Хасэ» и ККН. Таким образом, удалось пресечь попытки отдельных общественных организаций по созданию «новых суверенных республик» на территории Кабардино-Балкарии. Анализ ситуации показал, что попытки создания новых республик,

Литература

1. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе. Нальчик, 2005.

2. Дзидзоев В.Д., Кадилаев А.И. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992.

3. Думанов ХМ.Социальная структура кабардинцев в нормах адата (первая половина XIX века). Нальчик, 2008. История народов Северного Кавказа (с конца XVIII в. - до 1917 г.). М., 2003. Т.2.

4. Зумакулов Б.М. Социальная политика России и особенности ее реализации в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1998.

5. Кумыков Т.Х. Общественная мысль, просвещение адыгов и балкарцев в XIX -начале ХХ в. Нальчик, 2004.

6. Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказа и проблемы му-хаджирства. Нальчик, 1994.

7. Унежев А. История народов КБР. Нальчик, 2011.

какими бы благородными идеями ни прикрывались их вдохновители, вели к межнациональной конфронтации, противостоянию кабардинцев и балкарцев, предсказуемым общественно-политическим катаклизмам. Республики, как известно, должны иметь свои четкие границы. Вдохновители и организаторы новых республик на территории Кабардино-Балкарии совершенно по-разному видели эти границы. Результаты наших социологических опросов убеждают в том, что решительные действия руководства Кабардино-Балкарии по защите территориальной целостности, интернациональному сплочению населения были необходимы во благо всех народов республики.

References

1. Dzamihov K.F. Adygi v politike Rossii na Kavkaze. Nalchik, 2005.

2. Dzidzoev V.D., Kadilaev A.I. V poiskakh natsionalnogo soglasiya. Mahachkala, 1992.

3. Dumanov H.M. Sotsialnaya struktura ka-bardintsev v normakh adata (pervaya polovina XIX veka). Nalchik, 2008. Istoriya narodov Se-vernogo Kavkaza (s kontsa XVIII v. - do 1917 g.). M., 2003. T.2.

4. Zumakulov 5.M.Sotsialnaya politika Rossii i osobennosti ee realizatsii v Kabardino-Balkarii. Nalchik, 1998.

5. Kumykov T.H. Obschestvennaya mysl, prosveschenie adygov i balkartsev v XIX - nachale XX v. Nalchik, 2004.

6. Natsionalno-osvoboditelnaya borba narodov Severnogo Kavkaza i problemy muhadz-hirstva. Nalchik, 1994.

7. Unezhev A. Istoriya narodov KBR. Nalchik, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.