Научная статья на тему 'Этнопевческое воспитание в контексте межкультурных коммуникаций'

Этнопевческое воспитание в контексте межкультурных коммуникаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопевческое воспитание в контексте межкультурных коммуникаций»

строенную в 1037 году. Схожесть храмов говорит о том, что и в строительстве первого и второго храмов принимали участие обезы (абхазы), т. е. мастера из Абхазии302.

Мы можем говорить о многих других фактах, касающихся взаимоотношений Древней Руси и Абхазии, но хронологические рамки будут выходить за пределы данной работы.

Таким образом, на основании письменных и вещественных источников, можно утверждать, что Абхазия была тесно связана и с Византией и с Древней Русью, являясь частью их историко-культурного мира.

Т. В. Шастина

Этнопевческое воспитание в контексте межкультурных коммуникаций

Динамика развития межкультурных коммуникаций в современной многонациональной России тесно связана с проблемами культурной самобытности, самоидентификации народов. Придерживаясь точки зрения этнологов, разделяющих понятия: этнос и нация, считая этнос социокультурным феноменом, имеющим фольклорно-этнографическую основу, заметим, что российское сообщество сегодня должно решать проблему формирования общегражданского национального самосознания на основе сохранения локальных этнических различий. Наше время характеризуется нарушениями устной передачи народных традиций, повреждением механизма естественной наследственности, исчезновением искусства устной традиции в его первичных формах, функциях и связях. Данные явления связывают с нарушением социально-культурных ос-нов303. Вместе с тем, в начале XXI века принципиально изменилось отношение Российского общества и государства к народной традиционной культуре, фольклору, отмечается переоценка их роли в воспитании и образовании молодого поколения. Одним из духовно-нравственных источников национального возрождения современной России, фактором, способствующим наращиванию культурного потенциала общества и личности, по нашему мнению, является этническая певческая культура. Поэтому сейчас необходимо решать задачи, связанные с ее изучением, возрождением, сохранением, развитием, освоением. Особую важность при-

302 Кузнецов В. А. Алания в Х-ХШ вв. Орджоникидзе, 1971. С. 172.

303 Ивлева Л. М., Ромодин А. В. Раньше сторонушка не нужна была, а сейчас пришли за ней // Судьбы традиционной культуры. СПб., 1998. С. 19-25.

обретает научное обоснование формирования этнопевческой культуры личности и условий реализации данного процесса.

Следует еще отметить, что в современных условиях развития Российского государства большая роль отводится образованию, особое значение придается использованию его потенциала в целях сохранения единого социокультурного пространства страны и преодоления этнонациональ-ной напряженности. Ключевая роль принадлежит образованию в сохранении народных традиций, обеспечении динамичного развития общества с высоким уровнем жизни, профессиональной и бытовой культурой. При этом становится понятным, что сохранить фольклор как определяющую константу национальной культуры можно за счет разных вторичных форм его бытования304. Но не как «вторичной» формы жизни аутентичных произведений, а как естественной в новых условиях формы преемст-венности305, за счет развития в сфере образования системы этнопевческо-го воспитания, в процессе которого, как мы считаем, возможно, сохранить искусство устной традиции и продолжить его развитие в новых условиях благодаря преемственности, импровизации.

Наша концепция этнопевческого воспитания предполагает обучение народному певческому искусству на основе локальных особенностей, направленное на сохранение культурного наследия, в результате чего происходит формирование этнопевческого поведения. По мнению Л. Н. Гумилева, этнический стереотип поведения усваивается в процессе культурной социализации, не передается по наследству и является прочным на протяжении жизни человека. По нашему мнению, формирование этнического певческого поведения целесообразно средствами традиционной певческой культуры, благодаря ее звуковой и интонационной среде, в процессе вокально-эстетического воспитания, организованного специально и в специально созданной этнопедагогической среде.

В среде бытования фольклора певческое поведение сознательно регулируется певческой деятельностью адекватно условиям культуры конкретной локальной традиции, ее звуковой среде, исполнительским особенностям, соответствующим жанрам произведений искусства устной традиции, ритму быта. Для формирования этнопевческого поведения в современных условиях необходимо наличие специальной среды - этно-музыкальной.

Этномузыкальная среда современной жизни рассматривается нами в двух плоскостях: фольклорная и педагогическая. Фольклорная среда

304 Ивлева Л. М. Письмо в фонд культуры // Судьбы традиционной культуры, СПб., 1998. С. 25-32.

305 Мехнецов А. М. Современная фольклористика и программа подготовки кадров // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. М., 1988. С. 239.

представляет сферу народной традиционной культуры, мир ее бытования. Ее составляющие - пространство, звуки природы, произведения искусства устной традиции, носители и хранители традиционной этнопевческой культуры, ритм и темп жизни. Известно, что окружающая человека звуковая среда не только сопровождает его на протяжении всей жизни, но и оказывает разное влияние на формирование. Значительная роль в этом принадлежит культурной среде, в том числе - музыкальной. Особенности окружающей среды являются основой формирования поведения. Экология (ландшафт) предоставляет человеку ресурсы жизнеобеспечения, которые определяют виды деятельности, формирующие культуру, которая, в свою очередь, определяет поведение человека, в том числе и певческое. Как известно, пение благоприятно воздействует на психическую сферу человека. Особое значение имеет звук, воспроизводимый голосом, интонируемый в связи со смыслом. Песня живет во времени: рождается, развивается и исчезает после звучания. Мозг человека есть условие для восприятия звука, а переживание музыки является условием эмоционального восприятия музыкального предмета. Для формирования этнопевческого поведения в современном образовательном процессе необходимо создать специальную педагогическую этномузыкальную среду.

Этномузыкальная педагогическая среда должна быть динамична, существовать в целостном этнопевческом образовательном пространстве, например, учебных дисциплин (хоровой класс, сольное пение). Создание такой педагогической среды целесообразно на основе свойств фольклорной среды: гармоничность, природосообразность, вариативность, коммуникативность, комплексность воздействия. Все обозначенные свойства должны интегрироваться в этномузыкальной педагогической среде и способствовать выполнению фонопедической и здоровьесберегающей функций в вокально-эстетическом воспитании.

Наш педагогический опыт показал, что этномузыкальная педагогическая среда обладает большим воспитательным потенциалом. Нахождение в ней предполагает активную деятельность всех участников образовательного процесса, способствует формированию этномузыкального мышления, этнопевческого поведения. Важными обязательными компонентами этномузыкальной педагогической среды являются произведения искусства устной традиции звучащие в живом исполнении, или в звукозаписи, аутентичная музыка, смысловая интонация, природосообразное звукоизвлечение. Вместе с тем, педагогическая среда существует не в изолированном пространстве общества. В нее проникают элементы неорганизованной культурной среды, оказывающие влияние, часто негативное, на молодое поколение. В данном случае: чем сильнее влияние этно-педагогической среды, тем слабее стихийной, и наоборот. Поэтому большое значение имеют педагогические технологии, учитывающие коэффициент воздействия педагогической среды на формирование лично-

стных качеств. Разработанная нами педагогическая технология этнопев-ческого воспитания студентов, предполагает 1) формирование этнопевче-ской культуры личности, 2) подготовку специалистов, способных на основе изучения, осмысления и переосмысления традиционной певческой культуры, искусства устной традиции, освоения произведений локальных певческих традиций многофункционально использовать собственные знания и опыт, а также искать наиболее оптимальные пути формирования этнопевческого поведения и этнопевческой культуры личности в современном образовательном пространстве.

Для освоения технологии народного пения в сфере специального обучения необходимо изучение, освоение современными молодыми людьми произведений искусства устной традиции. Образцы могут быть как в живом звучании в условиях фольклорно-этнографической практики, так и в записях, используемых в процессе освоения специальных учебных дисциплин. Важной составляющей этнопевческого воспитания в современных условиях нами определено пение с соблюдением строя локальной традиции, сохранение синкретизма и переинтонирования - качеств, присущих фольклору, включение компонентов фольклора: переин-тонирование, импровизацию, песнетворчество. Этнопевческое воспитание должно иметь в основе природосообразность певческого процесса.

Особое значение имеет фольклорно-этнографическая практика студентов, позволяющая проникнуть во внутренний мир традиционной певческой культуры, фольклора. Это важно для перенимания опыта, наблюдения за поведением аутентичных исполнителей. Фольклорные первоисточники, воспринятые студентами непосредственно в живом общении с народными певцами, в бытовых условиях, являются одним из основных стимуляторов творческих идей, методом непроизвольного воздействия, что связано с одной из особенностей фольклорного исполнительства и заключается в следующем. Звучание песни или наигрыша способны вызвать у слушателя импульсивные вибрации, приводящие к ритмичным и плясовым движениям. Так проявляется реакция организма человека при активном восприятии музыки. В данном случае молодые исследователи имеют возможность понять механизм фольклорного исполнительства, почувствовать глубинный смысл, самобытность народной песни и внутреннее состояние ее исполнителя, духовное единство ее творцов, их художественное самовыражение. Педагогу важно определить цели и задачи деятельности студента, активизировать и оптимизировать эту деятельность.

Кроме того, следует отметить значимость общения молодых людей с аутентичными исполнителями. В большинстве случаев это люди преклонного возраста, обладающие знаниями не только певческой культуры, но жизненным опытом. Они с детства непроизвольно получали духовнонравственное воспитание в семье, впитали нравственные устои от своих

родителей, получили жизненные установки, находясь с момента рождения в среде бытования традиций, фольклора. Во время общения с такими людьми студенты слышат не только их песни, но и историю жизни, непроизвольно включаются в ситуацию, переживают вместе. Воспринимая песни в доверительной атмосфере, молодые люди проникаются сюжетом, включаются в творческий процесс, сопереживают. Такое живое общение с народной песней, сочувствие исполнителю, связь поколений, передача опыта способствуют формированию нравственных качеств личности, духовности.

Наш педагогический опыт воспитания специалистов показал, что в условиях современной образовательной среды необходимо психологопедагогическое изучение личности студента, психологическая коррекция и педагогическое общение. Современные темпы смены поколений, обусловленные динамикой преобразований, как в нашей стране, так и в мировом сообществе, предъявляют особые требования к содержанию образовательных программ. В контексте обозначенных проблем, особое значение имеет технология обучения. Так, в Хоровом классе и классе Сольного пения обучение студентов ведется нами на основе освоения локальных певческих стилей разных регионов России. Все студенты осваивают манеру русского народного пения. Особое внимание уделяется работе по формированию этнопевческой культуры личности, освоению произведений русской народного искусства, искусства устной традиции. Обучение строиться на принципе индивидуального подхода, имеет комплексный характер и предполагает интеграцию разных видов художественной деятельности. Основными принципам обучения являются направленность на формирование творческой индивидуальности; ориентированность на освоение ценностей традиционной культуры, норм этнического поведения; соответствие возрастным и индивидуальным особенностям; вовлечение студентов в сознательную активную развивающую деятельность; сочетание педагогического управления с самостоятельностью студента. Наша концепция этнопевческого воспитания направлена на гуманистический, личностный подход к воспитанию и, в связи с этим, ориентирована на сочетание двух направлений в данном процессе: свободное развитие личностных качеств и соблюдение прав личности на самореализацию; подчинение нормам, правилам, канонам традиционной культуры, правилам этнопедагогики и современной педагогики.

В заключении отметим, что идеологические установки современного общества не позволяют молодому поколению в полной мере самостоятельно понять смысл жизни, обрести духовно-нравственные ориентиры и убеждения, что необходимо для постижения и передачи культурных и духовно-нравственных ценностей. Решение обозначенных проблем возможно благодаря непрерывному педагогическому воздействию на формирование личности в ходе этнопевческого воспитания средствами на-

родной музыкальной культуры, осуществляемому во всех образовательных учреждениях на основе взаимодействия разных форм деятельности, интеграции компонентов и методов народной и современной педагогики. Основной задачей такой работы является формирование личности, обладающей свойствами толерантности, креативности и способной к диалогу в поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.