Научная статья на тему 'Мотивационные основы профессиональной направленности этновокального обучения в вузе'

Мотивационные основы профессиональной направленности этновокального обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этновокальное воспитание / профессиональная направленность обучения / учебная мотивация / этнопевческое поведение / специальная педагогическая среда / ethnovocal education / professionalized training activities / motivation / pedagogical environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шастина Татьяна Владимировна

Уровень сформированности профессиональной направленности и учебной мотивации способствуютповышению успеваемости студента и указывают на готовность к предстоящей самостоятельнойдеятельности в качестве преподавателя этновокального воспитания. Опыт автора показал: чем раньшестудент получает возможность профессионально направленной деятельности в условиях аудиторныхзанятий, тем выше уровень будет его/ее уровень профессиональной и учебной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of students for professional activity in the course of ethnovocal training in higher educational institution

The level of development of professional orientation and of motivation contribute to a student’s improvement and indicate his/her readiness for the upcoming professional activity as a teacher of ethnovocal education. The earlier a student obtains an opportunity to take part in professional activities in the classroom, the higher his/her level of motivation and professional knowledge will become.

Текст научной работы на тему «Мотивационные основы профессиональной направленности этновокального обучения в вузе»

УДК 784.4:378.147

Т. В. Шастина

Мотивационные основы профессиональной направленности этновокального обучения в вузе

Уровень сформированное™ профессиональной направленности и учебной мотивации способствуют повышению успеваемости студента и указывают на готовность к предстоящей самостоятельной деятельности в качестве преподавателя этновокального воспитания. Опыт автора показал: чем раньше студент получает возможность профессионально направленной деятельности в условиях аудиторных занятий, тем выше уровень будет его/ее уровень профессиональной и учебной мотивации.

Ключевые слова: этновокальное воспитание, профессиональная направленность обучения, учебная мотивация, этнопевческое поведение, специальная педагогическая среда

Tatiana V. Shastina

Motivation of students for professional activity in the course of ethnovocal training in higher educational institution

The level of development of professional orientation and of motivation contribute to a student's improvement and indicate his/her readiness for the upcoming professional activity as a teacher of ethnovocal education. The earlier a student obtains an opportunity to take part in professional activities in the classroom, the higher his/her level of motivation and professional knowledge will become.

Keywords: ethnovocal education, professionalized training activities, motivation, pedagogical environment

Совершенствование высшего музыкального профессионального образования, повышение его качества, инновационная направленность обучения, создание условий для формирования учебно-профессиональной мотивации студента обуславливают подготовку выпускника, обладающего высоким уровнем как личной, так и профессиональной культуры, способностью постоянного самосовершенствования и профессионального саморазвития, потребностью расширения знаний, повышения уровня умений.

Дидактика этновокального образования в высшей школе направлена на дифференциацию обучения, на соблюдение таких принципов, как вариативность, природосообразность и индивидуальный подход, с обязательным применением индивидуальных программ развития, активизирующих творчество и усиливающих положительные мотивы учения. В связи с этим очевидно повышение требований к профессиональному уровню преподавателя, к организации подготовки будущих преподавателей этновокального воспитания, руководителей народных певческих коллективов, что положительно влияет на результативность обучения, на компетентное вхождение выпускника вуза в трудовую деятельность на основе сформиро-

110

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе

ванной потребности в постоянном профессиональном самообразовании. Поэтому приобретение студентом определенных знаний, формирование профессиональных умений и навыков сегодня недостаточно. Нужно научить будущих преподавателей «постоянно учиться», самостоятельно осуществлять учебную деятельность и принимать решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом традиции.

Готовность студента к предстоящей самостоятельной деятельности в качестве преподавателя этновокального воспитания предполагает высокий уровень сфор-мированности таких компонентов, как профессиональная направленность и учебная мотивация1, компетентность, креативность, толерантность, профессиональные знания, умения и навыки, коммуникативные и организаторские способности. Существенными являются: 1) влияние профессиональной направленности обучения на уровень учебной мотивации; 2) мотивационная направленность профессионального образования. Рассмотрение данных вопросов позволит выявить взаимозависимость таких категорий, как успеваемость студентов, профессиональная направленность обучения и учебная мотивация.

Учебная мотивация - одна из сложных педагогических проблем современности, которая тесно связана с учебно-профессиональной деятельностью студента, и решение которой необходимо в ходе профессионального обучения. В качестве мотивов деятельности студента, получающего профессию руководителя народного певческого коллектива, выступают потребности певческой деятельности (хоровой, ансамблевой, сольной) и интересы освоения технологии народного пения, произведений локальных певческих традиций. В данном случае определяем мотив как внутреннее побуждение к активной учебной деятельности, а мотивацию - как процесс движения к поставленной цели - научиться руководить народным певческим коллективом. В нашем случае мотивация учебная проявляется в стремлении студента приобретать теоретические знания в области фольклористики, вокальной педагогики, особенностей певческих стилей и локальных традиций, в желании активного прохождения разных видов производственной практики: фольклорноэтнографической, педагогической, преддипломной. Все это активизирует и учебно-познавательную деятельность студента.

Отношение к учению как к средству достижения профессиональных целей образует мотивацию профессиональной деятельности, раскрывающую основные вопросы взаимодействия будущего специалиста и общества, в котором образовательный процесс имеет приоритетное значение. Наш опыт показал: чем раньше студент получает возможность профессионально направленной деятельности в условиях аудиторных занятий, тем выше уровень мотивации профессиональной и выше уровень мотивации учебной. Активное участие в обсуждении репертуарного плана, работа по подготовке произведения к его освоению (звуко-, видеозапись, расшифровка, запись слогоритма, нотация, самостоятельная работа по разучиванию

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 111

Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе

данного произведения с коллективом), доверие, поддержка, помощь и контроль преподавателя способствуют формированию и поддержанию профессионального интереса. Все вышеуказанное повышает уровень успеваемости студента, побуждает его к активной учебной деятельности. Поэтому мотивационными процессами в обучении студентов нужно управлять, создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать активную деятельность студентов, поддерживать их творчество и инициативу, так как главным звеном мотивации является побуждение.

Итак, развитие мотивации - необходимое условие успешности будущей профессиональной деятельности. Вместе с тем важно настроить механизм взаимодействия учебно-познавательной и профессиональной мотивации с учетом этапов подготовки студентов: начальный, основной, заключительный. Наше постоянное педагогическое наблюдение и анализирование изменений мотивационной сферы студентов, обучающихся в хоровом классе, классах ансамбля и сольного пения, показали следующее. На начальном этапе обучения (I, II курсы) наиболее выражены мотивы познавательные. На основном этапе (III, IV курсы) преобладают мотивы, связанные с проявлением инициативности, с оценкой своего потенциала и с закономерностью полученных результатов, а также и познавательные. На заключительном этапе обучения (V курс) доминируют мотивы самовыражения, смены деятельности, ярко профессионально направленные.

По нашему глубокому убеждению, дидактический принцип профессиональной направленности - системообразующий фактор при изучении студентами учебных циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин и является важным как в определении содержания при отборе учебного материала, так и в специфике его подачи в форме учебного занятия. Принцип профессиональной направленности отражает осознание возможности применения теоретического материала в практических целях. Это является серьезным стимулом к учебе. Следует отметить взаимосвязь применения принципа профессиональной направленности обучения и уровня сформированности компетенций выпускника. В связи с этим обеспечение системности знаний в области этновокальной педагогики и их профессиональной направленности требует постоянного существенного совершенствования учебного процесса.

Профессиональная деятельность будущего специалиста в сфере этновокаль-ного воспитания имеет специфические особенности. С одной стороны, это связано с тем, что в современных социокультурных условиях разные образовательные учреждения, учреждения культуры реализуют программы по многим направлениям этнокультурного образования. Поэтому для осуществления будущей трудовой деятельности у нынешнего студента важно сформировать умение работать с разной информацией и самостоятельно применять ее соответственно специфике профессии. Кроме этого, нужно выработать высокий уровень профессиональной грамотности, определяющей компетентность и профессионализм в области народ-

112

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе

ной певческой культуры, познакомить с разными педагогическими технологиями и видами педагогической деятельности.

С другой стороны, профессиональное становление и развитие личности преподавателя народного пения предполагает высокий уровень сформированности этнопевческого поведения и этнопевческой культуры, а также профессиональных навыков, необходимых после окончания вуза при выполнении разных видов профессиональной деятельности в качестве исполнителя, преподавателя, художественного руководителя вокально-хорового коллектива.

Наша педагогическая технология этновокального воспитания предполагает интенсификацию обучения: передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для этого разработаны и активно внедряются научно обоснованные методы руководства познавательным процессом студентов, мобилизующие творческий потенциал личности, реализуется авторская методика формирования этнопевческой культуры личности, одно из обязательных ее условий - развитие учебной мотивации студентов на основе профессиональной направленности обучения.

В основе технологии - природосообразность певческого процесса, индивидуальный подход, личностно-ориентированный тип обучения, модульный принцип подачи учебного материала, профессиональная направленность обучения.

Формирование этнопевческого поведения студентов - главная задача технологии. В современном образовательном учреждении она решается благодаря совокупности методов вокальной народной педагогики и современной вокальной педагогики, при индивидуальной и коллективной формах обучения: групповая (хоровой класс), мелкогрупповая (ансамбль), индивидуальная (сольное пение). Составляющие процесса формирования этнопевческого поведения: 1) пение с соблюдением интонационного строя локальной традиции; 2) сохранение синкретизма и переинтонирования - качеств, присущих фольклору. Они способствуют обучению, построенному на основе обеспечения свободы, вариативности, сохранения диалектных особенностей локальных певческих традиций.

Обучение реализуется в специальных педагогических условиях и в специальной педагогической среде, предполагает подачу учебного материала в определенной последовательности, закрепление его (учебного материала) средствами специальных упражнений, активную практическую деятельность студентов и применение полученных знаний на практике. Специальные педагогические условия включают компоненты фольклора, такие как переинтонирование, импровизацию, песнетворчество, позволяющие создать звуковую среду, соответствующую традиционной певческой культуре. Специальная развивающая педагогическая среда основана на принципах «спирали» в освоении учебного материала и постепенного усложнения заданий; предполагает индивидуальный подход, методическую подго-

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2 113

Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе

товку студента к выполнению заданий, разнообразие видов самостоятельной деятельности, поддержание интереса к самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, обучение приемам самоконтроля, проверку и оценивание преподавателем самостоятельной работы студентов.

Особое внимание уделяется формированию навыков работы студентов с фольклорными произведениями - их освоению и интерпретации, методическому обоснованию. Применяется методика личностно-ориентированного обучения на основе методов и способов народной вокальной педагогики. Студентами расшифровываются и осваиваются произведения фольклора без их нотной записи. Это дает возможность каждому обучающемуся самостоятельно услышать зафиксированный звучащий текст, воспринимать и воспроизводить его в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. Такие условия активизируют мыслительную деятельность, целесообразны для формирования этномузыкально-го мышления, позволяют поддерживать заинтересованность студента в его учебной деятельности и, следовательно, способствуют эффективности развития профессиональной мотивации.

Обучение импровизации и варьированию, интерпретации и адаптированию фольклорного материала к условиям и певцам - одно из необходимых современных направлений освоения и развития народных певческих традиций. Например, один из способов - исполнение одного и того же произведения в хоровом классе разными составами и с разными «запевалами», а также и в классе сольного пения, в индивидуальном исполнительстве. Такой способ эффективен, если аутентичный материал расшифрован, осмыслен и «присвоен». Метод «чистого копирования» фольклорного материала не используется. Работа ведется на основе глубокого изучения, анализа и синтеза песенного материала в контексте, способами, позволяющими возбудить у студентов желание создать новое и оригинальное, но на основе народных традиций, импровизации и вариативности. Для этого эффективен метод моделирования ситуаций, которые способствуют проявлению активности студента, их самостоятельной деятельности. Практические занятия позволяют не только использование разных аутентичных образцов в качестве учебных материалов, но и создание композиций, фрагментов народных праздников и обрядов. Специальный подбор репертуара усиливает профессиональную направленность обучения и стимулирует мотивы обучения.

Учебная деятельность студента-музыканта, осваивающего народное пение, связана с периодом обучения, а также с конкретным содержанием образовательной программы, выполнением ее цели и решением определенных задач. Один из главных компонентов учебной деятельности - учебная задача, которая определяется педагогом и ставится перед студентом. Ее решение направлено на результат и зависит от возможности активной деятельности и самореализации студента в ходе выполнения учебных действий и при соблюдении условий, включающих самокон-

114

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Раздел 3. Музыкально-педагогическое образование на новом этапе

троль и самооценку. Правильно организованная учебная деятельность приводит к нужному результату.

Специфика учебной деятельности студентов, получающих этновокальное образование, заключается в необходимости регулярной певческой деятельности в рамках разных учебных дисциплин, проводимых в разных формах - индивидуальные, групповые и мелкогрупповые как аудиторные (несколько раз в неделю соответственно учебным программам), так и внеаудиторные, самостоятельная работа (ежедневно). В связи с этим учебную деятельность студента следует организовать так, чтобы она регулировалась самостоятельно. Такая необходимость вызвана следующим: пение - процесс психофизиологический, связан с разными его составляющими и требует грамотного подхода как в технологии пения, так и во временном, пространственном ограничении, а также соблюдения гигиены голоса.

Современное высшее образование рассматривается как один из ведущих факторов социального и экономического развития нашей страны. Высшая школа является источником пополнения российского общества высококвалифицированными кадрами. Поэтому сегодня необходимо решать задачи, связанные с повышением эффективности этновокального образования в вузе, рассматривать проблемы не столько учебной, сколько учебно-профессиональной мотивации, выявлять методы и способы, а также условия их реализации для повышения уровня профессиональной направленности обучения.

Примечания

1 В настоящее время в науке понятие «мотивация» имеет разную трактовку, и его рассмотрение в задачи данной статьи не входит.

• Том 209 • Педагогика высшей школы: самостоятельная работа студентов • Studium • Выпуск 2

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.