УДК 398.8(=161.1):784
Т. В. Шастина
Хранители народной традиционной певческой культуры
Русская народная традиционная певческая культура многогранна, уникальна, неповторима. Являясь ее феноменом, народная песня живет в среде фольклора неразрывно от быта и проявляется в знаниях, умениях и таланте аутентичных исполнителей - хранителей народной традиционной певческой культуры. Сегодня необходимо сохранение искусства устной традиции, бережное отношение к истокам русского народного творчества.
Ключевые слова: народная традиционная певческая культура, народная песня, аутентичные исполнители, фольклорно-этнографическая экспедиция, певческий голос
Tatiana V. Shastina The keepers of traditional folk singing culture
Russian folk traditional song culture is multifaceted and unique. As a phenomenon, a folk song lives in the folklore inseparable from everyday life, and is manifested in the knowledge, skills and talent authentic artists - the keepers of traditional folk singing culture. Today it is necessary to preserve the art of oral tradition, respect for the origins of Russian folk art.
Keywords: singing traditional folk culture, folk song, authentic performers, folklore-ethnographic expedition, of the singing voice
Народная традиционная певческая культура - явление сложное, развивающееся исторически, представляет собой динамическое социальное явление и рассматривается как один из источников создания художественных ценностей на основе созидательной творческой деятельности народа. Русская народная певческая культура всегда была многогранной, уникальной и неповторимой, такой она остается и сегодня -в условиях активного научно-технического развития современного общества. В искусстве устной традиции, включающем народную песню, инструментальный наигрыш, народный танец, заложена высокая нравственность и большая сила, идущие от истоков, как целого рода, так и каждого человека. В современном поликультурном пространстве России значительное место занимает народная песня, жизнь которой происходит и в конкретной локальной певческой традиции, и за ее пределами.
Вместе с тем отношение современного общества к народной песне неоднозначно. Многие ее не знают, а потому и не понимают, другие считают устаревшей и не нужной сегодня, а третьи и вовсе не задумываются об этом. Однако значительная часть сообщества считает народную песню бесценным богатством культуры русского народа, а ее изучение и освоение - одним из главных средств этномузыкального воспитания молодого поколения, формирования этнокультурной идентичности. Народная песня способна передавать разные душевные состояния чело-
века, оказывать на него непроизвольное психофизиологическое воздействие. Разнообразие песенных жанров отражает окружающий мир, в том числе быт, труд, праздничную и обрядовую культуры народа, в каждой народной песне выражаются темперамент и мировоззрение человека.
Сегодня, к сожалению, наблюдается процесс забвения народных традиций, нарушен механизм их передачи, по ряду причин «вымирают» малонаселенные деревни. Именно в селах и деревнях зарождалось, хранилось и передавалось крестьянское народное песнетворчество. Поэтому возникает необходимость сохранения искусства устной традиции, бережного отношения современного общества к истокам русского народного творчества, а главное, к хранителям народной певческой традиции.
Одним из островков, где еще живы народные певческие традиции, можно назвать Новозыбковский район Брянской области, расположенный на Ипутьской низменности на территории русско-белорусско-украинского по-граничья. Такое территориальное расположение, безусловно, отразилось на культуре народа, живущего на этой земле. Живописная природа, своеобразная бытовая среда, оригинальный говор жителей создали яркую самобытную локальную певческую традицию - одно из уникальных явлений народной музыкальной культуры. До сих пор жители этого района помнят древние обряды и песни, их сопровождающие1.
Хранители народной традиционной певческой культуры
Нами предпринято несколько фольклорно-этнографических экспедиций в Новозыбковский район Брянской области с целью выявления мастеров народного пения, общения с ними и изучения опыта хранителей певческой культуры. В данной статье кратко раскроем богатство и разнообразие песенного творчества одной из ярких певиц села Катичи Новозыбковского района Брянской области - Надежды Никитичны Калоша.
Надежда Никитична (в девичестве - Мо-скальцова) родилась 6 мая 1930 г. в деревне Катичи в многодетной крестьянской семье Ксении Степановны и Никиты Ивановича Мо-скальцовых, также уроженцев д. Катичи. Вся жизнь Надежды Никитичны, все ее главные события прошли в родном селе. Наши встречи с этим уникальным человеком, мастером песнетворчества открыли не только новую страницу культуры крестьянского народного пения, культуры звукоизвлечения, но показали взаимозависимость жизни и песни, духовной красоты человека, искренности, открытости и высокохудожественного творчества, этнопев-ческого поведения. Живые и яркие рассказы, эмоциональное и энергичное пение, несмотря на возраст исполнительницы (ей было 74 года, когда мы встретились в первый раз), знание множества песен разных жанров постепенно раскрывали человека интересного, знающего и хранящего певческие традиции своей родины. Этому подтверждение - бережное отношение певицы к тому, что помнит, и ее искреннее желание передать свои знания, опыт и песни, чтобы «они жили». За время всех наших многолетних общений записано более ста песен, основная часть их расшифрована и нотирована, многие до сегодняшнего дня звучат в исполнении студентов кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК.
Как вспоминала Надежда Никитична, с трех лет она начала петь, «сидя на окне», а до этого - «все плакала». Подросла, и старшие сестры стали приглашать ее на вечерки2 запе-вать3 песни. Мать Надежды Никитичны была в деревне известная песельница. В нее уродилась и дочь. Замуж Надежда Никитична вышла за гармониста, он и дом построил, в котором мы встретились с певицей. Нужно отметить, что в этом достойном возрасте (после 70 лет) голос у певицы звучал ярко, чисто, зычно, как в низкой тесситуре, так и в высокой. Нас поразила свобода фонации и в натуральных певческих регистрах, и в микстовом. Голос лился без какого-либо усилия, ровно, непринужденно, чисто, захватывая и полностью овладевая слушателями. Узнаваем и тембр певческого голоса На-
дежды Никитичны: искристый, плотный, мягкий, наполненный эмоцией.
Мы убедились в том, что манера пения аутентичных исполнителей тесно связана с говором, артикуляцией речевого аппарата, что и выражается как в особенностях фонетики речи, так и в вокальном слове. Музыкальный фольклор существует только в диалектных особенностях, которые имеют прямое отношение к конкретной локальной традиции, ограниченной определенными географическими рамками. Как показали наши исследования и опыт изучения певческого творчества, различия природных условий места проживания этноса не только оказывают влияние на быт, промыслы, трудовую деятельность людей, но и отражаются на локальных особенностях традиционной певческой культуры. К ним относятся различия: многоголосия, интонационные, ритмические, тесситурные, диалектные, сюжетные, жанровые.
Самобытность местной певческой традиции проявляется в своеобразии исполнительских приемов пения Надежды Никитичны Калоша: огласовка согласных звуков, глиссандирование, «съезжание» голоса, словообрывы и др. Каждую песню она «играет» легко и мягко, несмотря на зычное пение на высоких звуках, сопровождает при этом мелодию своеобразными украшениями - мелизмами, мордентами, форшлагами. Каждая строфа песни звучит оригинально, не повторяя предыдущие и сохраняя темперированный строй рассматриваемой локальной певческой традиции.
Нужно отметить особенности ритма в пении Надежды Никитичны, что подчеркивает музыкальную выразительность исполнительницы. Встречаются напевы, ритмически определенным образом организованные. Например, в хороводных песнях равномерное движение нередко сменяется частой дробной пульсацией. В игровых, шуточных, плясовых, колыбельных песнях, припевках ритм представляет преимущественно равномерную пульсацию. Но такие песни, как стреловские, жнивные, свадебные, относящиеся к обрядовым, отличаются сложным внутрислоговым ритмическим рисунком, зачастую острым пунктирным ритмом. Длительности иногда настолько короткие и «мелкие», что с трудом улавливаются слухом. Такие звуковые и ритмические приемы сложно, а иногда и невозможно зафиксировать в нотной записи. Все это еще раз подтверждает наличие вариативности и импровизации в творчестве аутентичных исполнителей, к каким относится и Н. Н. Калоша.
Еще важные составляющие пения - говор и артикуляция. У аутентичных исполнителей они взаимосвязаны и взаимозависимы. У Надежды
Т. В. Шастина
Никитичны артикуляция небольшая, и в речи, и в пении губы почти неподвижны, но активны. Несмотря на это, звук певческого голоса яркий, насыщенный обертонами, звонкий. Это указывает на владение певицей умелым и хорошим резонированием певческого звука.
Важным музыкально-выразительным средством в певческом исполнительстве Н. Н. Калоша можно назвать творение мелодии, создание нового на основе устойчивого сохранения норм и правил локальной традиции, знаниями которых певица обладает непроизвольно от рождения. Это мы связываем с понятием традиционное певческое поведение, певческое поведение носителей локальной традиции. Известно, что исполнительство в русской народной певческой культуре большей частью -коллективное, песни многих жанров имеют многоголосный склад. Поэтому, рассматривая сольное исполнение, можно говорить об импровизации на основе сформированного типа музыкального мышления, предполагающего наличие следующих условий: бесписьменная традиция, коллективное исполнительство, установка певцов на многоголосную фактуру.
Кроме этого, все песни в исполнении Н. Н. Калоша звучат в разной динамике и в конкретном контексте, что предполагает нераздельность словесного текста и жанра песни, живое звучание слова вместе с мимикой, жестом и воссоздание конкретной ситуации. Более того, как известно, в среде бытования фольклора «пения ради пения» быть не может, и звучание песни связано с каким-либо событием, обрядом, ритуалом, праздником. Например, стреловские песни
интонируются громко, зычно, сильно, в грудном певческом регистре, а духовные стихи - мягко, спокойно, в фальцетном регистре.
Таким образом, можно утверждать, что народная песня как феномен русской народной музыкальной культуры живет в среде фольклора неразрывно от быта, проявляется в знаниях, умениях и таланте аутентичных исполнителей -хранителей народной певческой культуры, воспринимается и передается в момент звучания. Мы называем это уникальное явление - мир живой народной певческой традиции, бережное отношение к которому является одним из условий сохранения народа.
Примечания
1 Брянская область издавна притягивала к себе внимание исследователей и неоднократно научно изучалась этнографами, фольклористами, лингвистами. До настоящего времени в рассматриваемый регион разными учреждениями (Брянска, Москвы, Орла и др.) предпринимаются экспедиции с целью изучения музыкального фольклора. Фольклорно-этнографическими экспедициями кафедры русского народного песенного искусства СПбГИК в 2004-2006 гг. под руководством автора статьи удалось зафиксировать большое количество песен разных жанров, этнографических репортажей, описание разных обрядов и праздников, в том числе и обряд «Похороны стрелы», который включает специальные календарные песни.
2 Вечерки - в народной традиционной культуре, в том числе и в с. Катичи, так называют времяпровождение молодежи. На вечерках поют, танцуют, играют, выбирают невест.
3 Запевать - начинать песню.