Научная статья на тему 'Этнопедагогика народа саха «Уhуйуу» духовная основа формирования личности нового типа'

Этнопедагогика народа саха «Уhуйуу» духовная основа формирования личности нового типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА "УПУЙУУ" / ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / "UHUJUU" ETHIC PEDAGOGY OF THE SAKHA PEOPLE / ACTIVITY-BASED CONTENT OF EDUCATION / TOTAL DEVELOPMENT OF A PERSONALITY / SOCIO-CULTURAL REALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сивцева И. А.

Раскрыта суть понятия «Упуйуу» этнопедагогики народа саха, имеющей иерархическую структуру взаимосвязи и взаимозависимости обучения и воспитания, свои внутренние переходы и превращения, которые акцент современного образования перемещают из учебной предметности в общечеловеческие качества. Процесс образования становится процессом личностной самоактуализации и самореализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uhujuu ethic pedagogy of the Sakha people as a spiritual base in formation of a new type personality

The author of the article explains an essence of the Uhujuu termthe ethic pedagogy of the Sakha people that has hierarchic structure of interaction and inter-relation in training and education, own inner transitions and transformations. In modern education an accent should be put on development of human qualities. A process of education becomes a process of personal self-development and self-realization

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика народа саха «Уhуйуу» духовная основа формирования личности нового типа»

И.А. Сивцева. ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА «СпСЁСС» - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ТИПА

УДК 37.01:39(571.56)

И.А. Сивцева

ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА «ОнОЁОО» - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ТИПА

Раскрыта суть понятия «УЬуйуу» - этнопедагогики народа саха, имеющей иерархическую структуру взаимосвязи и взаимозависимости обучения и воспитания, свои внутренние переходы и превращения, которые акцент современного образования перемещают из учебной предметности в общечеловеческие качества. Процесс образования становится процессом личностной самоактуализации и самореализации.

Ключевые слова: этнопедагогика народа саха «УЬуйуу», деятельностное содержание образования, целостное развитие личности, социокультурная реальность.

А пТаЭаТаТТТТ ЭТппёёпёТТ Тайапоаа, ТабТауйаТ-пу а бпёТаёуб бТЭТёЭТааТёу ё Эадаёоёу аЗажаатёТаТ Тайапоаа, УаЭаа пёпоаТТё ТаЭадТааТёу а баёТТ апоа|эо дааа-ё ТпТаТё пёТжТТпоё. ТаЭабТаТТа пТпоТуТёа Тайапоаа паудаТТ Та оТёйёТ п оЭатбТЭТабёаё пТбёаёй-ТТ-уёТТ Т Тё-апёёб ё '''Тёёоё-апёёб бпёТаёё жёдТё, ТТ ё п ТаёдаажТТпой|э ёдТаТаТёу баТТТпоТТ-ТТЭТаоёаТТё пёпоаТи Тайапоаа, ёЭооаТёаТ 'ЭажТёб аббТаТТ-ТЭаа-поааТТиб бпоаТТаТё ё ТЭёаТоабёё. АТдТёёаао ТТаау пТбёТёбёйобЭТау ЭааёйТТпой ё бТЭТёЭбаопу пТТоаао-поаб|эйёё уоТё Эааёй ТТпоё ТТаиё оё'Г ёё-ТТпоё.

ОЭааТааТёу пТаЗаТаТТ ТаТ Тайапоаа ё ЭадбёйоаоаТ ТаЭадТааТёу ТаТТТаТ пёТжТаа, -аТ 'ЗТпоТ ТбаТёа 'Т-ёб-аТ ТТё пб ТТ и дТаТёё. Уоё оЭааТааТёу '''Эаайуаёу-|эопу ЭиТёТТ оЭбаа, аёу ёТоТЭТаТ баЭаёоаЭТТ Топбо-поаёа пТбёаёйТТё ааЭаТоёё даТуоТпоё паёйпёТё ТТёТ-аажё, а оаёжа а, пТбёаёйТТё аТпоЭааТааТТТпоё ё 'ЭТ-ааёжаТёу Та апаб уоа'аб жёдТаТТ ТаТ Эадаёоёу.

А паудё п уоёТ 'аЭаа пТаЭаТаТТиТ ТаЭадТааТёаТ апоаао дааа-а, оЭааб|эйау баёТпоТТаТ Эадаёоёу ёё-ТТп-оё 'боаТ ТЭааТёдабёё Эадёё-Тиб аёаТа аауоаёйТТпоё ё ТаёпёТаёйТТё ТТаёёёдабёё ёё-ТТпоТиб 'ТоаТбёё ёаж-аТаТ б-апоТёёа ТаЭадТааоаёйТТё аауоаёй ТТпоё ё Тайапоаа а баёТТ, а оаёжа 'аЭапТ ТоЭа поЭбёобЭи ё пТааЗжа-Тёу ТабёТТаёйТТ-ЭааёТТаёйТТё пёпоаТи ТаЭадТааТёу.

А ааТТТТ пёб-аа баёТпоТТпой Эадаёоёу ёё-ТТпоё даёё|э-ааопу а жёдТаТТТТ паТТТ'ЭаааёаТёё, ёТоТЭТа

СИВЦЕВА Изабелла Александровна - начальник учебно-методического отдела ГОУ «Физико-математический форум «Ленский край»», с. Октемцы PC (Я). E-mail: [email protected]

бТЭТёЭбаопу «аТбоЭё» ёТТёЭаоТТё пТбёаёйТТё пЭааи ё ТабпёТаёаТТ Т'ЭаааёаТТиТ поаобпТТ ёё-ТТпоёапТ-бёаёй Т Тё поЭбёобЭа.

Ё. Ёааё-1\1оЭТпп боааЭжааё, -ноТ: «ТЭёаёТаёйТТпой ёажаТё ёбёйобЭи даёё|э-ааопу, 'Эажаа апааТ, а аа пТа-поааТТТТ п'ТпТаа ЭаоаТёу 'ЭТаёаТ, 'аЭп'аёоёаТТТ ЭадТайаТёё баТТ Тпоаё, Тайёб аёу апаб ё|эааё, оТёйёТ дТа-ёТТпой ёб ТёёТааа Та аиааао ТаёТаёТаТё а ЭадТиб ёбёйобЭаб, б ЭадТиб ТаЭТаТа. А жёдТё ёажаТаТ ТаЭТаа апой 'ЭаТаёааа^йёа баТТТпоё, пТбёаёйТиа ТТЭТи, 'Эааёёа ё 'ЭаапоааёаТёу, ёТоТЭиа баЭаёоаЭёдб|эо аТ-оТаТТпой ё оТё ёёё ёТТё пТбёаёйТТё ТапоаТТаёа» [1, п. 37].

Топ|эаа ТаТёТ ёд ТпТТаТиб Та'ЭааёаТёё ТаЭадТааТёу уаёуаопу дааа-а ТаёпёТаёйТТаТ ЭапёЭиоёу ТабёТ-ТаёйТТаТбаЭаёоаЭапёпоаТи ТаЭадТааТёу, ТабёТТаёй-ТТаТ ё ЭааёТТаёйТ ТаТ паТаТаЭадёу 'Эё пТбЭаТаТёё а, ёТоаЭТабёТТаёйТТпоё. АТёжТи пТаё^ааойпу Т'ЭаааёаТ-Тиа 'ЭёТбё'и: 'ЭёТбё' уоТТп'абёбё-апёТаТ ааоаЭТё-ТёдТа 'ааааТаё-апёёб аТдааёпоаёё, 'ЭёТбё' ааёТпоаа ТабёТТаёйТ ТаТ паТТпТдТаТёу ё ТабёТТаёйТТ-паТаТа-ЭадТТё 'ааааТаё-апёТё аауоаёйТТпоё, 'ЭёТбё' 'ааааТ-аё-апёТаТ аТдааёпоаёу а бпёТаёуб жёдТё ё оЭбаа а пТТо-ааопоаёё п ТабёТТаёйТиТ ёаааёТТ, 'ЭёТбё' Эадаёоёу ТабёТТаёйТиб ааа'оабёТТТиб аТдТ ТжТТпоаё ё 'ааааТ-аё-апёёТ аТдааёпоаёуТ [2].

Апёё 'ааааТаёёа — уоТ ёпёбппоаТ адаёТТааёпоаёу адЭТпёТаТ п ЭаааТёТТ, оТ аёааТиё аТ'ЭТп уоТТ'ааааТ-аёёё — уоТ аТ'ЭТп п'ТпТаТа аТТапаТёу аТ ЭаааТёа оТё ёТбТЭТабёё, ёТоТЭау баТТа п оТ-ёё дЭаТёу Тайапоаа.

Ёаё Ти дТааТ, 'ТТуоёа «ОИбёбб» ёдаапоТТ ТаЭТаб паба п аааТёб аЭаТаТ. Га'ЭёТаЭ, а пёТааЭа уоТТаЭаба, 'ТёёоппиёйТТаТ У.Ё. ТаёаЭпёТаТ (Та-аёТ XX ааёа) аТ-

U 97

ВЕСТНИК ЯГУ, 2008, том 5, Я° 3

âî5èöñy, ^öT «0hóé — Táó^ü, Táó^ü oálaÍñeTló éñ-êóññöâó, ÏTñâyùàöü â 0àlàíû, 0áiáÍ îáó^àâö ÏSéâlàl 0àlàÍñêTàT äâëà. Töäö Táó^éö ñûíà ÏTäTáÍT âTSTm» [З, ñ. З08Б] .

ÑT âЭâlâÍâl çíà^âíéâ ñëTâà ïЭâöâЭïââàâö ÍâêTöT-3ûâ éçlâíâíéy. Ôàê, â «ßêóöñêTl äSäöäTl ñëîâà5â» Ä.O. Ñéâöââà ITffiÍT íàéöé öaeTa TïЭâäâëâÍéâ: «0hóéa5 öàí íûê yiy éäy±y, зéàЗ-ñàÍààà j^syöyg. Êéíé jájiñ yäyS äüTÍó óóñ óЭàöû ÍaSrn pëyöéàyЭ ó'óéäà. Èöé öàíöàí óhóööàЭáûö зéЗé-ñàÍààöàé?» [4, ñ. 1Б0].

À âñëè TáЭàöéöüñy ê «ÊЭàöêTl ó öTëêTâTló ñëTâàЭ^ yêóöñêTàT yçûêà» 1994 àîäà, ITffiÍT íàéöé öaeTa n'Säää-ëâíéâ: «0hóé êélé yiy, öóîö yiy jiëy, yayöyS зé-ñàíàà lûÍäûЭûÍ áàЭûöûÍ ñàöûûЭ, aàhûëûûS àûíà ééöyí-pЗ5yöyí öa'aaS. Ö^óóöàë TTÍó àéëééày^Sjijiày ó'óéaS» [Б, ñ. 21Б]. Táó^éöü öae, -^àû Tí â ñTââЭ0âÍñöââ âëà-äâë âñâlé ÍâTáöTäélûlé ñÏTñTáÍTñöylé öЭóäTâTé é ólñöââíí Té äâyöâëüíîñöè. Ö^éöâëü Táó^àâö óЭàçólâÍé^.

ÖâÏâЭü SaññlrnSél TïЭâäâëâÍéâ àëéçêîàî ÏT çíà^â-íé^ ñëTâà «óhóéóó» ñëTâT «j^öyö» (Táó^áíéa). ÄTö ^öT iû ÍàöTäél ó Y.Ê. ÏâêàЭñêTàT: «j^öyö, j^syí, j^syö — ó^éöü, Táó^ü, éçó^àöü, âûó^èâàöü êîàî ^aló, jSa^a-âàöü ^öT-Íéáóäü, íaó^ü, íàñöàâëyöü, íàçéäàöü êîàî ^âi, âíó0àöü; ïЭTÏTââäTâàöü, áëààTââùàöü; íSéó^ü ê ^aló, éçâàœéâàöü; óïЭàœíyöü êîàî â ^âl (ñ3. зéäЗö, öàêàé)...» [З, ñ. З1Б0]. À çíà^âíéâ ñëîâà-ñóùâñöâèöâëüíîàî «j^öyö» â yöTl ñëTâàЭâ öàêîâî: «j^öyö — ó^aíéa, Táó^áíéá, ía-óêà, êàöâöâçéñ; áóêâàЭü; 0êîëà; ó^aí^ü, ï5TñââùâÍéâ; àЭàlTöà, àЭàlTöÍTñöü (ñó5óê |З5У±У); öóäTœâñöâT, ía-ó^aíéa, éçó^âíéâ, íàñöàâëâíèâ, íàçéäàíéâ, ïЭTÏTââäü, ïSéâû^êâ, éçâàäêà; |З5у±у ñóTö — íâó^âíûé, áâçàЭàlTö-rné, íâââœâñöââí íûé, ÍâTÏûöÍûé...» [З, ñ. З1Б1]. Ê ñT-œàëâíé^, â áîëââ ÏTñëâäÍéö ñëTâàЭyö ía äàâöñy Tï3a-äâëâíéâ ñëTâà «j^öyö».

Ñîàëàñíî ñëTâàЭ^ Y.Ê. ÏâêàЭñêTàT, ñëTâà «JЗöyöèè, j^syö» éla^ lí Tàî çíà^âíèé.  öTl ñëó^àâ, êTàäà yöT ñëTâT óÏTöЭâáëyâöñy â çíà^âíéé «Teó^aíéa ïéñüló, àSa-iTöa, ÏâЭâäà^à íàó^íûö çíàíéé», öT ñëTâT «óhóéóó» élââö çíà^âíéâ ía ïЭTñöT Táó^âíéy, ÍT Táó^âíéy ñT-âlâñöÍT ñ âTñÏéöàÍéâl. Ôaê çíà^âíéâ ñëTâà «Öhóëëóáóö ÏT çíà^âíé^ TñÍTâû âûêàçûâàöüñy, âûäàâàöü; óhóëëóáóö óóñ êéhé — âûäà^ùééñy làñöâЭ; óhóëëóáóö ay3ö T^^ö — âûäà^ùèéñy êTñâö» [З, ñ. З088]. Êaê âéäél, ^âëTââêà, Tâëàäââ0âàT êaêél-ëéàî làñöâЭñöâTl, íàçûâà^ö «óhóëëóáóö».

Ôâêéi TàSâçîi, ñëîâî «óhóéóó» élââö çíà^âíéâ — Teó^aíéa ñTâlâñöÍT ñ âTñÏéöàÍéâl, ö.a. öT^ ÍT öàêTâ œa çíà^âíéâ, êaê é «ÏâäààTàéêà». Çíà^èö, ÏâäààTàéêà ÍaST-äa ñàöà — yöT «Úhóéóó».

ÊMa^u, lâöTäéêà «Úhóéóó», êaê é âñâ äЭóàéâ Tá-ЭàçTâàöâëü Íûa öâöÍTëTàéé, çàâéñéö Tö ëé^ÍTñöé «ó^^aa^^» (ó^éöâëy-âTñÏéöàöâëy, ^öaSa) é «óhóëëà5 êéhéööyí» (ó^âíéêà). Âlâñöâ ñ öai «Úhóéóó», éëé Táó-^aíéa ïЭTôâññéTÍàëüÍûl íàâûêàl, élââö TäÍT ÍàïЭàâ-ëâíèâ.

Ï3é «Úhóéóó» ía âëàäâ^ùéé êàêélé-öT íàâûêàlé ó^âíéê ÏTëó^àâö íàâûêé ê Ï5îôâññèîíàëüíîé äâyöâëü-ÍTñöé. Ñíà^àëà ó^âíèê ÏTëó^àâö öTëüêT çà^àöêé íàâû-êîâ. ÍàïЭélâЭ, Ï3é Táó^âíéé 0éöü^ ñíà^àëà ÍàäT Tñ-âTéöü Эàçëé^íûâ ñöâœêè, ÏTçÍàêTléöüñy ñ âéäàlé é TñT-áaí ÍTñöylé öêàíâé é ö.ä. Ö^âíéê íà^éíàâö éçàTöTâëyöü êàêéâ-öT Íâáîëü0èâ äâöàëé. Ôaê, ÍàáЭàâ0éñü Tïûöà, Tí i^^ö TïЭâäâëâÍÍûâ ólâíéy (ñàöàáûë).

YöT ñëîâî Y.Ê. ÏâêàЭñêéé TïЭâäâëéë öàê: «ñàöàáûë (ñàöà+áûë) = ñàöàë, ñàöàáûë — ÏTÍélàÍéâ, Эàçólâíéâ, óЭàçólâÍéâ; ^ïmîà, ñЭâäñöâT, öéöЭTñöü, ñÏTñTáÍTñöü, éñêóññöâT, öóäîœâñöâî» [З, ñ. 2124].

Tâëàäââ0âàT íàâûêàlé ó^âíéêà ó^éöâëü Táó^àâö ñâTâló làñöâЭñöâó ^aSaç ÏTäЭàœàÍéâ. ÏTyöTló ñaé^añ SaññímSéí çíà^âíéâ ñëTâà «JöJàJÍ» é «jiö^jinyS»: «JöJàJÍ, JöJêöyЭ — ÏTäЭàœàöü êT^, ñëâäTâàöü, äâëàöü-ñy ÏTöTœél ; êTÏéЭTâàöü (ñêTÏéЭTâàöü), Táâçüyííé^àöü, äЭàçÍéöü (äЭàœÍéöü), ÏâЭâäЭàçÍéâàöü. léí Të éhéí T2T3TáóÍ, yéééàéí êзэзí JöJàJÍÍJÍ äéyí — y äâëà^ yöT äëy öîàî, ^öTáû öû âéäâë é Ïîä5àœàë...» [З, ñ. З196]. Töñ^äà iû âèäèl, ^öT ó^âíéê Tâëàäââàâö íàâûêàlé, ÏTäЭàœày ó^éöâë^. Tâëàäââ íàâûêàlé, ôTЭléЭóâö Ï3é-âû^êó (JЗ5Jéy±é), ^öT ÏTäöââЭœäàâöñy çíà^âíéâl yöTàT ñëTâà: «JЗ5Jéyö (ñ5. JЗ5yí, JЗ5yö) — ïбéâû^íûé, Tmö-íûé, éñêóñíûé, çÍàöTê, ïSéâû^êâ, n'mÍTOü, éñêóññö-âî» [З, ñ. З1Б4].

Ñëâäîâàöâëüíî, «Úhóéóó» â Táëàñöé îáó^âíèy («Èäy é2y3éé») iTffiaö Эàçâéâàöüñy äëy ó^âíéêà ñëâäó^ùél TàSâçî i:

Ïâôâûé yöàÏ: ÑàöûûЭ - ólaíéa;

Ñàöàáûë JЗñêJJЭ — ôTЭléЭTâàÍéâ ólâíéé.

ÄöTQTe yöàÏ: ¥öJêöyЭ — ÏTäЭàœàÍéâ;

¥зЭJéyö JЗñêJJЭ — ôTЭléЭTâàÍéâ íàâûêà.

ÖQäöee yöàÏ: ÔóÏñàЭûû — TáÍTâëâÍéâ, ñTââЭ0âÍ-ñöâTâàÍéâ;

¥зЭJéy±é TëTöñóöóó — làñöâЭñöâT.

ÔâÏâЭü ЭàññlTöЭél ñëTâT «âTñÏéöàÍéâ», ê^TSTa élââö ñëâäó^ùéâ çíà^âíéy:

- «Èèöèè — âTñÏéöàÍéâ, âûЭàùéâàÍéâ; ééöéé-àhàöûû — âñêàЭlëéâàÍéâ-âñÏàéâàÍéâ, ÏTÏâ^âÍéâ» [З, ñ. 977];

- «Èèö — êéié, öóàó ySy êзэз í -öàЭàéà í, ahaöa í óëà-àöûÍÍàЭ, JЗñêyö. T±TëTЭàóÍ ééö. ÑJЗhJöy èèö. Èéyl, aal yЭyéäyyööyЭ, àíû ñàíààöàööà, êз2JëëJê, J^Jàyéäéê äa ééÏÏéööyЭ yáèö...» [Б, ñ. 72].

Ñ äЭââÍéö âЭâlâÍ yêóöû œâëàëé âéäâöü ñâîâàî Sa-áâíêà Эàçólíûl, ÏTíyöëéâûl (TööTlTTTö). Y.Ê. Ïa-êàЭñêéé ЭàññlàöЭéâàë çíà^âíéâ ñëTâà «TööTl ÍTTö» êaê îäíîêî5âííîâ ñëTâó «öT l»: «ÔTl — öu', TÏ-öTl, Tö-öTl (TSöTl) — ЭaçólÍTñöü, öTëêTâTñöü, TñöTЭTœÍTñöü; Tö-öTlT ñóTö — áâñöTëêTâûé, íâîñöî5îœíûé; Tö(Tï)-öTlT ñóTö óTë — áâñöîëêîâûé, ââöЭâÍûé ïaЭâÍü» [З, ñ. 1876]. À â ñëTâaЭâ Ä.O. Ñéâöââa lû íaöTäél: «T ööTlíT Tö, áTë±TlöTëTTö, êзЭñJЗ óTë TööT lÍTTö ñè5yéèí-öâ5â±ûí

И.А. Сивцева. ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА «ОпОЁОО» - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ТИПА

ауЭёу аТёТёТТ ё35ароу» [4, п. 98]. А «ЁЭаОёТТ ОТёёТаТТ пёТааЭа уёбОпёТаТ удиёа»: «ТООТТТТТб. ТТб-ТаТи айТИоТТааТ зёаррЭ, айТИбТТаабба аТё±ТеоТобТ; абТп-УбЭбТТааб. Аёёёё-ёзЭрр, ТООТ ТТ ТТб зё-паТаа ТёТбпбёа ёёёаёТ, уауЭ уЭ^ёТ, ТТ бТ-о3ё3Т пТёабёаЭа» [5, п. 132].

МёааТааОаёйТТ, ЭадбТ Тиё ЭаааТТё абааО аТёТаОаёй-ТиТ, пёЭТТ ТиТ, бТа^йёТ аТаёёдёЭТааОй, паЭйадТиТ. Апёё ЭаппТТОЭаОй дТа^аТёу уоёб пёТа, ОТ ТТжТТ баё-ааОй, ^ОТ УТа аТёТаОаёйТТпОй^ б уёбОТа УТТёТааопу «ОТёёТаёОТпОй, ТпТипёаТТТпой, УЭаабпТТОЭёОаёйТТпОй, ТпоТЭТжТТпой; ЭапОТЭТУТТпОй; ТааТёТ аОаёйТиё ^аёТ-ааё — ТаТпОТЭТжТиё; Тё^ааТ Та даТа^а^йёё; ТаЭапОТ-ЭТУТиё; ёаё баТЭаёиё; ёТТё -^аёТааё, -^аёТааё ТаТпТип-ёаТ Тиё, бТОу аи Т Т баёааё ё бдТаё, ааЭТуОТТ, Та УТТё-ТааО, ^ОТ ааай аёу Тап жа бпОЭаёаааОпу УТёадТТа ааёТ» [3, п. 491].

А «ЁЭаОёТТ ОТёёТаТТ пёТааЭа уёбОпёТаТ удиёа» УЭёаТаёОпу ТапёТёйёТ дТа^аТёё уОТаТ пёТаа: «ЙТпЭааТ-ОТ^аТТ ТпОй, ТпТипёаТТ Тпой; пОаЭаТёа, дааТОа» [5, п. 33]. Ёаё аёаёТ, аТёТаОаёйТиё -^аёТааё апа бТЭТ0Т аёаёО, пёи0ёО, а Оаёжа — дааТОёёаиё ё аТаЭиё -^аёТааё. АТё-ТаОаёйТиё ЭаааТТё апа, ^ОТ баёааё, бпёиоаё, бдТаё, пТ ТжаО ЭадТаЭаОй, пЭааТёОй, УЭёТаТёОй ё аиОй пёЭТТ-ТиТ. ТТа У Т ТуОёаТ «ёзЭпрз» (пёЭТ ТТ иё) уёбОи ёТ аёё а аёаб: «ОТТиё, ЭадбТ Тиё, аёааТЭадбТТиё, ЭаппбаёОаёй-Тиё, ОТёёТаиё, ТбаЭиё, пёЭТТ Тиё, пТёЭТабТТйёёё; бТ, ЭадбТ, аёааТЭадбТёа» [3, п. 1164].

Оаёжа Эадб ТТиё ЭаааТ Тё аТёжаТ аиОй паЭйад ТиТ. ТТа уОёТ УТТуОёаТ уёбОи ЭаппТаОЭёааёё паЭйад ТТа, ТОааОпОааТТТа ТОТТ0аТёа ё паТёТ ааёаТ, УТпОбУёаТ, ЭадбТТиё УТпОбУТё.

ОаёёТ ТаЭадТТ, ^ОТаи ЭаааТ Тё пОаё ЭадбТТиТ, а ТаТ ТбжТТ аТпУёОаОй аТёТаОаёйТТпОй, УТТёТаТёа, УЭа-аёёйТТа УТааааТёа.

ВёбОи аТаТЭуО: «хОТ уОТ да ЭаааТТё, аТ аапуОё ёаО Та Таб^ёаоёёпу бТб-ЭадбТб?!». £Та^ёО, уёбОи УТёааа-ёё, ^ОТ ЭаааТёа ТааТ б^ёОй ЭадбТ ТТпОё п Таёиб ёаО, ^ОТаи а 10 ёаО ТТ пОаё ОТёёТаиТ, О.а. аТёТ аОаёйТи Т, ЭаппбаёОаёйТш, паЭйад ТиТ.

АоТЭСТ ОЭааТааТёаТ б ТаЭТаа паба ё ЭаааТёб уаёу-аОпу ТпТТааТёа б Та-ЭадбТ а, ТёЭТУТТёТаТёу, баажаа-Тёё, ёаТ -^аёТааё, ёТа^йёё паТё адаёуаи, пОаТТаёОпу ^аёТааёТТ, пёёйТиТ аббТТ, ТОёё^а^йёТ аТаЭТ ТО дёа.

ТпОаТТаёТпу Та дТа^аТёуб пёТа «бТТиё», «ёТа^-йёё баажааТёу». О У.Ё. ТаёаЭпёТаТ: «ОТТиё: п УаТу-Ой^, УаТуОёёаиё, Таёааа^йёё бТЭТоаё УаТуОй^, Уа-ТуОТиё; п бТТТ, бТТиё, ТбаЭиё, ЭадбТТиё, аёааТЭа-дбТТиё, пТиоёаТиё, ОТёёТаиё, УТТуОёёаиё, пУТпТа-Тиё, бёОЭиё. ЁТа^йёё баажааТёу: ёТа^йёё жаёаТёа, ТаТаЭаТёа, бТ ипаё; ёТа^йёё Типёй, ТТаТёа, адаёуа..., ОТО, ^йё ^бапОаа УЭёб^аТ и ё Эадёё^аТё^ аТаЭа ё дёа» [3, п. 1918].

ТОп^аа ЭаааТТё, Таёааа^йёё пТапОааТ ТиТ Т ТаТё-аТ, баажааТёуТё, аТёжаТ бТаОй ТипёёОй, УЭёТёТаОй паТТпОТуОаёйТиа ЭаоаТёу, ТОааОпОааТаТ.

\ёТаТ «ОТёёбё» (бТаТёа ТипёёОй) УТТёТааОпу ёаё ОТёёТааТёа, пТаОёёаТпОй, адуОй а ОТёё, ОТёёТааОй, Эап-пбжааОй. Апёё УТдТаёТТёОйпу а «ЁЭаОёТТ ОТёёТаТТ пёТааЭа уёбОпёТаТ удиёа» пТ дТа^аТёуТё пёТа «аиИааЭ» (ТайупТёОй) ё «ОиёааЭ ОбЭ» (абёааёйТТ — ТОаа^аё да паТё пёТаа, О.а. абай ТОааОпОааТаТ), ОТ ТТжТТ бдТаОй, ^ОТ: «АиИааЭ: ТайупТё дТа^аТёа ёаёТаТ-ОТ УТТуОёу; Таёаё ё УТёТё дТа^аТёа ёаёТаТ-ОТ уаёаТёу; пТпОаай ёаёТё-ёёаТ бёад, УЭёёажё ^ОТ-Тёабай; Таб^ёпй УТТёТаОй ё ТайупТуОй ^ОТ-ёёаТ. ОиёааЭ ОбЭ — аиУТёТёё ОТ, ^ОТ Таайаё» [5, п. 44].

1ёЭТУТТёТаТёа, баажааТёу пбТЭТёЭТаиаа^Опу б ЭаааТёа а 14-15 ёаО ё б ТааТ ЭадаёаааОпу ТОааОпОааТ-ТТпОй, ЭбёТаТапОаТ а жёдТё Та ТаТёТ «бТ^б», ТТ ё «ТааТ», Та ТаТёТё жаёаТёуТё, а ЭааёйТТё ТоаТёТё паТёб аТд-ТТжТТпОаё ё пУТпТаТТпОаё; ТТ ТТжаО УЭёТёТаОй Эа-0аТёу ТадааёпёТТ ТО ТТаТёу аЭбаёб.

\ёааТааОаёйТ Т, «ОИбёбб» а ТаёапОё аТпУёОаТёу («ЁёИё абТёбб») Т ТжаО ЭадаёааОйпу аёу б^аТёёа пёааб-^йёТ ТаЭадТТ:

ТаЭаие уоаУ. Еёазз'рт — аТё±ТТОТ — аТ^^бТбЭбб: ТООТТбЭбб (ОТёёТаТпОй).

АоУЭУе уоаУ. ОТёёбё — уУУёуОёТуп — аи'ааЭииёа-аб абТёбб: зёр-паТааТи ОбОбб (ЭадбТаТёа).

ОЭаоёе уоаУ. ЁёОёТёё — рзЭутёё — паТааТи паёаё-иТ ии: ауёуТё паёиТТаЭии (бЭадбТаТёа).

ОаёёТ ТаЭадТТ, «ОИбёбб» ёТааО ёаЭаЭбё^апёб^ пОЭбёОбЭб адаёТТпаудё ё адаёТТдааёпёТ ТпОё Таб^аТёу ё аТпУёОаТёу, ТаапУа^ёаа^йёб пТбЭаТаТёа, аТдЭТжаа-Тёа ё ЭадаёОёа ёбёйОбЭТиб оаТТ ТпОаё а пТаЭаТаТ Тиб бпёТаёуб, паудй ^аёТааёа пТ паТаё ёпОёТТ Тё УЭёЭТаТё, аёёбТ бёёЭТааТёа Тайа^аёТаа^апёёб абТаТёпОё^апёёб оаТТ ТпОаё. АаТТиё УТабТа дааёпёО ТО аауОаёйТТпОё б^а-Тёёа УТ ТпаТаТё^ ЭааёйТТпОё ё УаЭабТа ё а ТбОЭаТТёТ ёё^ТТпОТи Т УЭёЭайаТёуТ, а Оаёжа ё ТпаТаТё^ ёбёй-ОбЭ ТТ-ёпОТЭё^апёёб аТпОёжаТёё, — пбОй аауОаёйТ ТпО-ТТаТ пТааЭжаТёу ТаЭадТааТёу. «ОИбёбб» ёаё уОТТУааа-аТаё^апёёё пУТпТа уаёуаОпу пёпОаТТё бТЭТёЭТааТёу жёдТаОаТЭуйаё пбОё (ёбёйОбЭТиё пОаЭжаТй), УЭТТёди-аа^йаё апа УёапОи ёбёйОбЭи, ааабйаё ё паТ ТЭадаёОё^ ё па ТТЭааёёдаоёё ёё^ ТТпОё.

Ё ё о а б а о о б а

1. ЁббёГ ^.А. \ТоёТёТаёу ёбёйОбби: О^ааТёё. 1 .: Уёда-ТаТ, 2006.525 п.

2. 1.А. ВааёТТаёйТТ-уОТё^апёау ТаУбааëаТТТnой пТааЭжаТёу УЭТоаппа аТпУёОаТёу абабйёб УааааТаТа // УОТТУааааТаё^апёёё ажааТаТёё. ха^Тёт^Сь 2005. 1 1. N. 216-221.

3. Таёабпёёё У.Ё. МёТа^Эй уёбОпёТаТ удиёа. ЁдааОаёйпОаТ А1 NNN0, 1959: А 3-б ОТТаб. О. 1. 1279 п.; О. 2. 2508 п.; О. 3. 3858 п.

4. Мёабаа А.О. ЁЭаОёёё пёТааЭй уёбОпёТаТ удиёа. ВёбОпё, 1979. 223 п.

5. ЁЭаОёёё ОТёёТаиё ЩёТаМи уёбОпёТаТ удиёа / Т Та Эаа. Т.\. АбаТапйааа. ВёбОпё: Аё^ёё, 1994. 260 п.

и 99

ВЕСТНИК ЯГУ, 2008, том 5, M« 3

I.A. Sivtseva

"Uhujuu" ethic pedagogy of the Sakha people as a spiritual base in formation

of a new type personality

The author of the article explains an essence of the "Uhujuu" term- the ethic pedagogy of the Sakha people that has hierarchic structure of interaction and inter-relation in training and education, own inner transitions and transformations. In modern education an accent should be put on development of human qualities. A process of education becomes a process of personal self-development and self-realization.

Key-words: "Uhujuu" ethic pedagogy of the sakha people, activity-based content of education, total development of a personality, socio-cultural reality.

УДК 37.016: 821.09

Н.И. Никонова

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ «СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Приемы театрализации при изучении художественного произведения способствуют проникновению в смысловое содержание текста. Предлагаемые формы взаимодействия с художественным текстом превращают чтение в «смыслопонимание», в процесс открытия читателем личностных смыслов автора и их значения для себя. Театрализация является одной из форм обогащения восприятия, углубления анализа и интерпретации, а главное - повышения мотивации к чтению.

Ключевые слова: театрализация, восприятие, понимание, интерпретация, смысл, смысловой контакт, смысловое понимание, смыслопорождение, смысловое чтение, воображение, образ, значение.

Необходимость изучения проблемы понимания художественных произведений обусловлена потребностью общества в становлении и развитии духовных ценностей. Нравственно-ценностный потенциал шедевров, включенных в образовательные программы по литературе, перестает являться основополагающим. Полноценное литературное образование подразумевает последовательное восприятие, осмысление и интерпретацию художественного текста.

Проблема понимания, то есть проблема способности понимать, постигать содержание, смысл, значение сообщений на языке искусства, художественных произведений актуальна в обучении литературы. Ее особая острота связана с тем, что художественный текст, по определению Ю.М. Лотмана, - это «сложно построенный смысл» [1, с. 19], который не может быть сформулирован в строгих логических понятиях, не может быть просто передан, сообщен или объяснен. «Смысл надлежит искать, обнаруживать, раскрывать, и в этом непосредственном «усмотрении» смысла - смыслопорождении - содержится большая трудность, так как все элементы художественного текста - смысловые» [1, с. 19].

НИКОНОВА Надежда Ильинична - аспирант ФЛФ ЯГУ. E-mail: [email protected]

В своей статье в качестве доминанты мы взяли термин «смысловое чтение», принадлежащий Л.А. Мосуновой [2], - чтение с «мыслью». Без такого чтения невозможно подлинное понимание и истолкование художественных текстов. Получение знания и осмысление текста - абсолютно разные понятия. Зачастую знание большей информации о художественном произведении мы принимаем за осмысленное понимание. В современной науке понятие «смысл» не совпадает с понятием «значение». «Значение - общее, социальное; смысл - индивидуальное, уникальное. Значение - отражение объективных, существенных свойств; смысл - отражение лишь индивидуально значимых свойств» [2, с. 65]. Иными словами, значение объективно, а смысл субъективен.

Рассматривая категорию «смыслового чтения», следует обратиться к высказыванию М.М. Бахтина: «Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла. Не может быть «смысла в себе» - он существует только для другого смысла, т.е. существует только вместе с ним» [3, с. 22]. Следовательно, понимание диалогично: «любое понимание текста есть реплика в диалоге о нем, реплика, которую нельзя воспроизвести иначе как дословно. Получение знаний о тексте неадекватно пониманию его» [4, с. 10].

О множественности вариантов понимания, а также об открытости процесса понимания говорят многие исследо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.