И.А. Сивцева. ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА «СпСЁСС» - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ТИПА
УДК 37.01:39(571.56)
И.А. Сивцева
ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА «ОнОЁОО» - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ТИПА
Раскрыта суть понятия «УЬуйуу» - этнопедагогики народа саха, имеющей иерархическую структуру взаимосвязи и взаимозависимости обучения и воспитания, свои внутренние переходы и превращения, которые акцент современного образования перемещают из учебной предметности в общечеловеческие качества. Процесс образования становится процессом личностной самоактуализации и самореализации.
Ключевые слова: этнопедагогика народа саха «УЬуйуу», деятельностное содержание образования, целостное развитие личности, социокультурная реальность.
А пТаЭаТаТТТТ ЭТппёёпёТТ Тайапоаа, ТабТауйаТ-пу а бпёТаёуб бТЭТёЭТааТёу ё Эадаёоёу аЗажаатёТаТ Тайапоаа, УаЭаа пёпоаТТё ТаЭадТааТёу а баёТТ апоа|эо дааа-ё ТпТаТё пёТжТТпоё. ТаЭабТаТТа пТпоТуТёа Тайапоаа паудаТТ Та оТёйёТ п оЭатбТЭТабёаё пТбёаёй-ТТ-уёТТ Т Тё-апёёб ё '''Тёёоё-апёёб бпёТаёё жёдТё, ТТ ё п ТаёдаажТТпой|э ёдТаТаТёу баТТТпоТТ-ТТЭТаоёаТТё пёпоаТи Тайапоаа, ёЭооаТёаТ 'ЭажТёб аббТаТТ-ТЭаа-поааТТиб бпоаТТаТё ё ТЭёаТоабёё. АТдТёёаао ТТаау пТбёТёбёйобЭТау ЭааёйТТпой ё бТЭТёЭбаопу пТТоаао-поаб|эйёё уоТё Эааёй ТТпоё ТТаиё оё'Г ёё-ТТпоё.
ОЭааТааТёу пТаЗаТаТТ ТаТ Тайапоаа ё ЭадбёйоаоаТ ТаЭадТааТёу ТаТТТаТ пёТжТаа, -аТ 'ЗТпоТ ТбаТёа 'Т-ёб-аТ ТТё пб ТТ и дТаТёё. Уоё оЭааТааТёу '''Эаайуаёу-|эопу ЭиТёТТ оЭбаа, аёу ёТоТЭТаТ баЭаёоаЭТТ Топбо-поаёа пТбёаёйТТё ааЭаТоёё даТуоТпоё паёйпёТё ТТёТ-аажё, а оаёжа а, пТбёаёйТТё аТпоЭааТааТТТпоё ё 'ЭТ-ааёжаТёу Та апаб уоа'аб жёдТаТТ ТаТ Эадаёоёу.
А паудё п уоёТ 'аЭаа пТаЭаТаТТиТ ТаЭадТааТёаТ апоаао дааа-а, оЭааб|эйау баёТпоТТаТ Эадаёоёу ёё-ТТп-оё 'боаТ ТЭааТёдабёё Эадёё-Тиб аёаТа аауоаёйТТпоё ё ТаёпёТаёйТТё ТТаёёёдабёё ёё-ТТпоТиб 'ТоаТбёё ёаж-аТаТ б-апоТёёа ТаЭадТааоаёйТТё аауоаёй ТТпоё ё Тайапоаа а баёТТ, а оаёжа 'аЭапТ ТоЭа поЭбёобЭи ё пТааЗжа-Тёу ТабёТТаёйТТ-ЭааёТТаёйТТё пёпоаТи ТаЭадТааТёу.
А ааТТТТ пёб-аа баёТпоТТпой Эадаёоёу ёё-ТТпоё даёё|э-ааопу а жёдТаТТТТ паТТТ'ЭаааёаТёё, ёТоТЭТа
СИВЦЕВА Изабелла Александровна - начальник учебно-методического отдела ГОУ «Физико-математический форум «Ленский край»», с. Октемцы PC (Я). E-mail: [email protected]
бТЭТёЭбаопу «аТбоЭё» ёТТёЭаоТТё пТбёаёйТТё пЭааи ё ТабпёТаёаТТ Т'ЭаааёаТТиТ поаобпТТ ёё-ТТпоёапТ-бёаёй Т Тё поЭбёобЭа.
Ё. Ёааё-1\1оЭТпп боааЭжааё, -ноТ: «ТЭёаёТаёйТТпой ёажаТё ёбёйобЭи даёё|э-ааопу, 'Эажаа апааТ, а аа пТа-поааТТТТ п'ТпТаа ЭаоаТёу 'ЭТаёаТ, 'аЭп'аёоёаТТТ ЭадТайаТёё баТТ Тпоаё, Тайёб аёу апаб ё|эааё, оТёйёТ дТа-ёТТпой ёб ТёёТааа Та аиааао ТаёТаёТаТё а ЭадТиб ёбёйобЭаб, б ЭадТиб ТаЭТаТа. А жёдТё ёажаТаТ ТаЭТаа апой 'ЭаТаёааа^йёа баТТТпоё, пТбёаёйТиа ТТЭТи, 'Эааёёа ё 'ЭаапоааёаТёу, ёТоТЭиа баЭаёоаЭёдб|эо аТ-оТаТТпой ё оТё ёёё ёТТё пТбёаёйТТё ТапоаТТаёа» [1, п. 37].
Топ|эаа ТаТёТ ёд ТпТТаТиб Та'ЭааёаТёё ТаЭадТааТёу уаёуаопу дааа-а ТаёпёТаёйТТаТ ЭапёЭиоёу ТабёТ-ТаёйТТаТбаЭаёоаЭапёпоаТи ТаЭадТааТёу, ТабёТТаёй-ТТаТ ё ЭааёТТаёйТ ТаТ паТаТаЭадёу 'Эё пТбЭаТаТёё а, ёТоаЭТабёТТаёйТТпоё. АТёжТи пТаё^ааойпу Т'ЭаааёаТ-Тиа 'ЭёТбё'и: 'ЭёТбё' уоТТп'абёбё-апёТаТ ааоаЭТё-ТёдТа 'ааааТаё-апёёб аТдааёпоаёё, 'ЭёТбё' ааёТпоаа ТабёТТаёйТ ТаТ паТТпТдТаТёу ё ТабёТТаёйТТ-паТаТа-ЭадТТё 'ааааТаё-апёТё аауоаёйТТпоё, 'ЭёТбё' 'ааааТ-аё-апёТаТ аТдааёпоаёу а бпёТаёуб жёдТё ё оЭбаа а пТТо-ааопоаёё п ТабёТТаёйТиТ ёаааёТТ, 'ЭёТбё' Эадаёоёу ТабёТТаёйТиб ааа'оабёТТТиб аТдТ ТжТТпоаё ё 'ааааТ-аё-апёёТ аТдааёпоаёуТ [2].
Апёё 'ааааТаёёа — уоТ ёпёбппоаТ адаёТТааёпоаёу адЭТпёТаТ п ЭаааТёТТ, оТ аёааТиё аТ'ЭТп уоТТ'ааааТ-аёёё — уоТ аТ'ЭТп п'ТпТаТа аТТапаТёу аТ ЭаааТёа оТё ёТбТЭТабёё, ёТоТЭау баТТа п оТ-ёё дЭаТёу Тайапоаа.
Ёаё Ти дТааТ, 'ТТуоёа «ОИбёбб» ёдаапоТТ ТаЭТаб паба п аааТёб аЭаТаТ. Га'ЭёТаЭ, а пёТааЭа уоТТаЭаба, 'ТёёоппиёйТТаТ У.Ё. ТаёаЭпёТаТ (Та-аёТ XX ааёа) аТ-
U 97
ВЕСТНИК ЯГУ, 2008, том 5, Я° 3
âî5èöñy, ^öT «0hóé — Táó^ü, Táó^ü oálaÍñeTló éñ-êóññöâó, ÏTñâyùàöü â 0àlàíû, 0áiáÍ îáó^àâö ÏSéâlàl 0àlàÍñêTàT äâëà. Töäö Táó^éö ñûíà ÏTäTáÍT âTSTm» [З, ñ. З08Б] .
ÑT âЭâlâÍâl çíà^âíéâ ñëTâà ïЭâöâЭïââàâö ÍâêTöT-3ûâ éçlâíâíéy. Ôàê, â «ßêóöñêTl äSäöäTl ñëîâà5â» Ä.O. Ñéâöââà ITffiÍT íàéöé öaeTa TïЭâäâëâÍéâ: «0hóéa5 öàí íûê yiy éäy±y, зéàЗ-ñàÍààà j^syöyg. Êéíé jájiñ yäyS äüTÍó óóñ óЭàöû ÍaSrn pëyöéàyЭ ó'óéäà. Èöé öàíöàí óhóööàЭáûö зéЗé-ñàÍààöàé?» [4, ñ. 1Б0].
À âñëè TáЭàöéöüñy ê «ÊЭàöêTl ó öTëêTâTló ñëTâàЭ^ yêóöñêTàT yçûêà» 1994 àîäà, ITffiÍT íàéöé öaeTa n'Säää-ëâíéâ: «0hóé êélé yiy, öóîö yiy jiëy, yayöyS зé-ñàíàà lûÍäûЭûÍ áàЭûöûÍ ñàöûûЭ, aàhûëûûS àûíà ééöyí-pЗ5yöyí öa'aaS. Ö^óóöàë TTÍó àéëééày^Sjijiày ó'óéaS» [Б, ñ. 21Б]. Táó^éöü öae, -^àû Tí â ñTââЭ0âÍñöââ âëà-äâë âñâlé ÍâTáöTäélûlé ñÏTñTáÍTñöylé öЭóäTâTé é ólñöââíí Té äâyöâëüíîñöè. Ö^éöâëü Táó^àâö óЭàçólâÍé^.
ÖâÏâЭü SaññlrnSél TïЭâäâëâÍéâ àëéçêîàî ÏT çíà^â-íé^ ñëTâà «óhóéóó» ñëTâT «j^öyö» (Táó^áíéa). ÄTö ^öT iû ÍàöTäél ó Y.Ê. ÏâêàЭñêTàT: «j^öyö, j^syí, j^syö — ó^éöü, Táó^ü, éçó^àöü, âûó^èâàöü êîàî ^aló, jSa^a-âàöü ^öT-Íéáóäü, íaó^ü, íàñöàâëyöü, íàçéäàöü êîàî ^âi, âíó0àöü; ïЭTÏTââäTâàöü, áëààTââùàöü; íSéó^ü ê ^aló, éçâàœéâàöü; óïЭàœíyöü êîàî â ^âl (ñ3. зéäЗö, öàêàé)...» [З, ñ. З1Б0]. À çíà^âíéâ ñëîâà-ñóùâñöâèöâëüíîàî «j^öyö» â yöTl ñëTâàЭâ öàêîâî: «j^öyö — ó^aíéa, Táó^áíéá, ía-óêà, êàöâöâçéñ; áóêâàЭü; 0êîëà; ó^aí^ü, ï5TñââùâÍéâ; àЭàlTöà, àЭàlTöÍTñöü (ñó5óê |З5У±У); öóäTœâñöâT, ía-ó^aíéa, éçó^âíéâ, íàñöàâëâíèâ, íàçéäàíéâ, ïЭTÏTââäü, ïSéâû^êâ, éçâàäêà; |З5у±у ñóTö — íâó^âíûé, áâçàЭàlTö-rné, íâââœâñöââí íûé, ÍâTÏûöÍûé...» [З, ñ. З1Б1]. Ê ñT-œàëâíé^, â áîëââ ÏTñëâäÍéö ñëTâàЭyö ía äàâöñy Tï3a-äâëâíéâ ñëTâà «j^öyö».
Ñîàëàñíî ñëTâàЭ^ Y.Ê. ÏâêàЭñêTàT, ñëTâà «JЗöyöèè, j^syö» éla^ lí Tàî çíà^âíèé.  öTl ñëó^àâ, êTàäà yöT ñëTâT óÏTöЭâáëyâöñy â çíà^âíéé «Teó^aíéa ïéñüló, àSa-iTöa, ÏâЭâäà^à íàó^íûö çíàíéé», öT ñëTâT «óhóéóó» élââö çíà^âíéâ ía ïЭTñöT Táó^âíéy, ÍT Táó^âíéy ñT-âlâñöÍT ñ âTñÏéöàÍéâl. Ôaê çíà^âíéâ ñëTâà «Öhóëëóáóö ÏT çíà^âíé^ TñÍTâû âûêàçûâàöüñy, âûäàâàöü; óhóëëóáóö óóñ êéhé — âûäà^ùééñy làñöâЭ; óhóëëóáóö ay3ö T^^ö — âûäà^ùèéñy êTñâö» [З, ñ. З088]. Êaê âéäél, ^âëTââêà, Tâëàäââ0âàT êaêél-ëéàî làñöâЭñöâTl, íàçûâà^ö «óhóëëóáóö».
Ôâêéi TàSâçîi, ñëîâî «óhóéóó» élââö çíà^âíéâ — Teó^aíéa ñTâlâñöÍT ñ âTñÏéöàÍéâl, ö.a. öT^ ÍT öàêTâ œa çíà^âíéâ, êaê é «ÏâäààTàéêà». Çíà^èö, ÏâäààTàéêà ÍaST-äa ñàöà — yöT «Úhóéóó».
ÊMa^u, lâöTäéêà «Úhóéóó», êaê é âñâ äЭóàéâ Tá-ЭàçTâàöâëü Íûa öâöÍTëTàéé, çàâéñéö Tö ëé^ÍTñöé «ó^^aa^^» (ó^éöâëy-âTñÏéöàöâëy, ^öaSa) é «óhóëëà5 êéhéööyí» (ó^âíéêà). Âlâñöâ ñ öai «Úhóéóó», éëé Táó-^aíéa ïЭTôâññéTÍàëüÍûl íàâûêàl, élââö TäÍT ÍàïЭàâ-ëâíèâ.
Ï3é «Úhóéóó» ía âëàäâ^ùéé êàêélé-öT íàâûêàlé ó^âíéê ÏTëó^àâö íàâûêé ê Ï5îôâññèîíàëüíîé äâyöâëü-ÍTñöé. Ñíà^àëà ó^âíèê ÏTëó^àâö öTëüêT çà^àöêé íàâû-êîâ. ÍàïЭélâЭ, Ï3é Táó^âíéé 0éöü^ ñíà^àëà ÍàäT Tñ-âTéöü Эàçëé^íûâ ñöâœêè, ÏTçÍàêTléöüñy ñ âéäàlé é TñT-áaí ÍTñöylé öêàíâé é ö.ä. Ö^âíéê íà^éíàâö éçàTöTâëyöü êàêéâ-öT Íâáîëü0èâ äâöàëé. Ôaê, ÍàáЭàâ0éñü Tïûöà, Tí i^^ö TïЭâäâëâÍÍûâ ólâíéy (ñàöàáûë).
YöT ñëîâî Y.Ê. ÏâêàЭñêéé TïЭâäâëéë öàê: «ñàöàáûë (ñàöà+áûë) = ñàöàë, ñàöàáûë — ÏTÍélàÍéâ, Эàçólâíéâ, óЭàçólâÍéâ; ^ïmîà, ñЭâäñöâT, öéöЭTñöü, ñÏTñTáÍTñöü, éñêóññöâT, öóäîœâñöâî» [З, ñ. 2124].
Tâëàäââ0âàT íàâûêàlé ó^âíéêà ó^éöâëü Táó^àâö ñâTâló làñöâЭñöâó ^aSaç ÏTäЭàœàÍéâ. ÏTyöTló ñaé^añ SaññímSéí çíà^âíéâ ñëTâà «JöJàJÍ» é «jiö^jinyS»: «JöJàJÍ, JöJêöyЭ — ÏTäЭàœàöü êT^, ñëâäTâàöü, äâëàöü-ñy ÏTöTœél ; êTÏéЭTâàöü (ñêTÏéЭTâàöü), Táâçüyííé^àöü, äЭàçÍéöü (äЭàœÍéöü), ÏâЭâäЭàçÍéâàöü. léí Të éhéí T2T3TáóÍ, yéééàéí êзэзí JöJàJÍÍJÍ äéyí — y äâëà^ yöT äëy öîàî, ^öTáû öû âéäâë é Ïîä5àœàë...» [З, ñ. З196]. Töñ^äà iû âèäèl, ^öT ó^âíéê Tâëàäââàâö íàâûêàlé, ÏTäЭàœày ó^éöâë^. Tâëàäââ íàâûêàlé, ôTЭléЭóâö Ï3é-âû^êó (JЗ5Jéy±é), ^öT ÏTäöââЭœäàâöñy çíà^âíéâl yöTàT ñëTâà: «JЗ5Jéyö (ñ5. JЗ5yí, JЗ5yö) — ïбéâû^íûé, Tmö-íûé, éñêóñíûé, çÍàöTê, ïSéâû^êâ, n'mÍTOü, éñêóññö-âî» [З, ñ. З1Б4].
Ñëâäîâàöâëüíî, «Úhóéóó» â Táëàñöé îáó^âíèy («Èäy é2y3éé») iTffiaö Эàçâéâàöüñy äëy ó^âíéêà ñëâäó^ùél TàSâçî i:
Ïâôâûé yöàÏ: ÑàöûûЭ - ólaíéa;
Ñàöàáûë JЗñêJJЭ — ôTЭléЭTâàÍéâ ólâíéé.
ÄöTQTe yöàÏ: ¥öJêöyЭ — ÏTäЭàœàÍéâ;
¥зЭJéyö JЗñêJJЭ — ôTЭléЭTâàÍéâ íàâûêà.
ÖQäöee yöàÏ: ÔóÏñàЭûû — TáÍTâëâÍéâ, ñTââЭ0âÍ-ñöâTâàÍéâ;
¥зЭJéy±é TëTöñóöóó — làñöâЭñöâT.
ÔâÏâЭü ЭàññlTöЭél ñëTâT «âTñÏéöàÍéâ», ê^TSTa élââö ñëâäó^ùéâ çíà^âíéy:
- «Èèöèè — âTñÏéöàÍéâ, âûЭàùéâàÍéâ; ééöéé-àhàöûû — âñêàЭlëéâàÍéâ-âñÏàéâàÍéâ, ÏTÏâ^âÍéâ» [З, ñ. 977];
- «Èèö — êéié, öóàó ySy êзэз í -öàЭàéà í, ahaöa í óëà-àöûÍÍàЭ, JЗñêyö. T±TëTЭàóÍ ééö. ÑJЗhJöy èèö. Èéyl, aal yЭyéäyyööyЭ, àíû ñàíààöàööà, êз2JëëJê, J^Jàyéäéê äa ééÏÏéööyЭ yáèö...» [Б, ñ. 72].
Ñ äЭââÍéö âЭâlâÍ yêóöû œâëàëé âéäâöü ñâîâàî Sa-áâíêà Эàçólíûl, ÏTíyöëéâûl (TööTlTTTö). Y.Ê. Ïa-êàЭñêéé ЭàññlàöЭéâàë çíà^âíéâ ñëTâà «TööTl ÍTTö» êaê îäíîêî5âííîâ ñëTâó «öT l»: «ÔTl — öu', TÏ-öTl, Tö-öTl (TSöTl) — ЭaçólÍTñöü, öTëêTâTñöü, TñöTЭTœÍTñöü; Tö-öTlT ñóTö — áâñöTëêTâûé, íâîñöî5îœíûé; Tö(Tï)-öTlT ñóTö óTë — áâñöîëêîâûé, ââöЭâÍûé ïaЭâÍü» [З, ñ. 1876]. À â ñëTâaЭâ Ä.O. Ñéâöââa lû íaöTäél: «T ööTlíT Tö, áTë±TlöTëTTö, êзЭñJЗ óTë TööT lÍTTö ñè5yéèí-öâ5â±ûí
И.А. Сивцева. ЭТНОПЕДАГОГИКА НАРОДА САХА «ОпОЁОО» - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ НОВОГО ТИПА
ауЭёу аТёТёТТ ё35ароу» [4, п. 98]. А «ЁЭаОёТТ ОТёёТаТТ пёТааЭа уёбОпёТаТ удиёа»: «ТООТТТТТб. ТТб-ТаТи айТИоТТааТ зёаррЭ, айТИбТТаабба аТё±ТеоТобТ; абТп-УбЭбТТааб. Аёёёё-ёзЭрр, ТООТ ТТ ТТб зё-паТаа ТёТбпбёа ёёёаёТ, уауЭ уЭ^ёТ, ТТ бТ-о3ё3Т пТёабёаЭа» [5, п. 132].
МёааТааОаёйТТ, ЭадбТ Тиё ЭаааТТё абааО аТёТаОаёй-ТиТ, пёЭТТ ТиТ, бТа^йёТ аТаёёдёЭТааОй, паЭйадТиТ. Апёё ЭаппТТОЭаОй дТа^аТёу уоёб пёТа, ОТ ТТжТТ баё-ааОй, ^ОТ УТа аТёТаОаёйТТпОй^ б уёбОТа УТТёТааопу «ОТёёТаёОТпОй, ТпТипёаТТТпой, УЭаабпТТОЭёОаёйТТпОй, ТпоТЭТжТТпой; ЭапОТЭТУТТпОй; ТааТёТ аОаёйТиё ^аёТ-ааё — ТаТпОТЭТжТиё; Тё^ааТ Та даТа^а^йёё; ТаЭапОТ-ЭТУТиё; ёаё баТЭаёиё; ёТТё -^аёТааё, -^аёТааё ТаТпТип-ёаТ Тиё, бТОу аи Т Т баёааё ё бдТаё, ааЭТуОТТ, Та УТТё-ТааО, ^ОТ ааай аёу Тап жа бпОЭаёаааОпу УТёадТТа ааёТ» [3, п. 491].
А «ЁЭаОёТТ ОТёёТаТТ пёТааЭа уёбОпёТаТ удиёа» УЭёаТаёОпу ТапёТёйёТ дТа^аТёё уОТаТ пёТаа: «ЙТпЭааТ-ОТ^аТТ ТпОй, ТпТипёаТТ Тпой; пОаЭаТёа, дааТОа» [5, п. 33]. Ёаё аёаёТ, аТёТаОаёйТиё -^аёТааё апа бТЭТ0Т аёаёО, пёи0ёО, а Оаёжа — дааТОёёаиё ё аТаЭиё -^аёТааё. АТё-ТаОаёйТиё ЭаааТТё апа, ^ОТ баёааё, бпёиоаё, бдТаё, пТ ТжаО ЭадТаЭаОй, пЭааТёОй, УЭёТаТёОй ё аиОй пёЭТТ-ТиТ. ТТа У Т ТуОёаТ «ёзЭпрз» (пёЭТ ТТ иё) уёбОи ёТ аёё а аёаб: «ОТТиё, ЭадбТ Тиё, аёааТЭадбТТиё, ЭаппбаёОаёй-Тиё, ОТёёТаиё, ТбаЭиё, пёЭТТ Тиё, пТёЭТабТТйёёё; бТ, ЭадбТ, аёааТЭадбТёа» [3, п. 1164].
Оаёжа Эадб ТТиё ЭаааТ Тё аТёжаТ аиОй паЭйад ТиТ. ТТа уОёТ УТТуОёаТ уёбОи ЭаппТаОЭёааёё паЭйад ТТа, ТОааОпОааТТТа ТОТТ0аТёа ё паТёТ ааёаТ, УТпОбУёаТ, ЭадбТТиё УТпОбУТё.
ОаёёТ ТаЭадТТ, ^ОТаи ЭаааТ Тё пОаё ЭадбТТиТ, а ТаТ ТбжТТ аТпУёОаОй аТёТаОаёйТТпОй, УТТёТаТёа, УЭа-аёёйТТа УТааааТёа.
ВёбОи аТаТЭуО: «хОТ уОТ да ЭаааТТё, аТ аапуОё ёаО Та Таб^ёаоёёпу бТб-ЭадбТб?!». £Та^ёО, уёбОи УТёааа-ёё, ^ОТ ЭаааТёа ТааТ б^ёОй ЭадбТ ТТпОё п Таёиб ёаО, ^ОТаи а 10 ёаО ТТ пОаё ОТёёТаиТ, О.а. аТёТ аОаёйТи Т, ЭаппбаёОаёйТш, паЭйад ТиТ.
АоТЭСТ ОЭааТааТёаТ б ТаЭТаа паба ё ЭаааТёб уаёу-аОпу ТпТТааТёа б Та-ЭадбТ а, ТёЭТУТТёТаТёу, баажаа-Тёё, ёаТ -^аёТааё, ёТа^йёё паТё адаёуаи, пОаТТаёОпу ^аёТааёТТ, пёёйТиТ аббТТ, ТОёё^а^йёТ аТаЭТ ТО дёа.
ТпОаТТаёТпу Та дТа^аТёуб пёТа «бТТиё», «ёТа^-йёё баажааТёу». О У.Ё. ТаёаЭпёТаТ: «ОТТиё: п УаТу-Ой^, УаТуОёёаиё, Таёааа^йёё бТЭТоаё УаТуОй^, Уа-ТуОТиё; п бТТТ, бТТиё, ТбаЭиё, ЭадбТТиё, аёааТЭа-дбТТиё, пТиоёаТиё, ОТёёТаиё, УТТуОёёаиё, пУТпТа-Тиё, бёОЭиё. ЁТа^йёё баажааТёу: ёТа^йёё жаёаТёа, ТаТаЭаТёа, бТ ипаё; ёТа^йёё Типёй, ТТаТёа, адаёуа..., ОТО, ^йё ^бапОаа УЭёб^аТ и ё Эадёё^аТё^ аТаЭа ё дёа» [3, п. 1918].
ТОп^аа ЭаааТТё, Таёааа^йёё пТапОааТ ТиТ Т ТаТё-аТ, баажааТёуТё, аТёжаТ бТаОй ТипёёОй, УЭёТёТаОй паТТпОТуОаёйТиа ЭаоаТёу, ТОааОпОааТаТ.
\ёТаТ «ОТёёбё» (бТаТёа ТипёёОй) УТТёТааОпу ёаё ОТёёТааТёа, пТаОёёаТпОй, адуОй а ОТёё, ОТёёТааОй, Эап-пбжааОй. Апёё УТдТаёТТёОйпу а «ЁЭаОёТТ ОТёёТаТТ пёТааЭа уёбОпёТаТ удиёа» пТ дТа^аТёуТё пёТа «аиИааЭ» (ТайупТёОй) ё «ОиёааЭ ОбЭ» (абёааёйТТ — ТОаа^аё да паТё пёТаа, О.а. абай ТОааОпОааТаТ), ОТ ТТжТТ бдТаОй, ^ОТ: «АиИааЭ: ТайупТё дТа^аТёа ёаёТаТ-ОТ УТТуОёу; Таёаё ё УТёТё дТа^аТёа ёаёТаТ-ОТ уаёаТёу; пТпОаай ёаёТё-ёёаТ бёад, УЭёёажё ^ОТ-Тёабай; Таб^ёпй УТТёТаОй ё ТайупТуОй ^ОТ-ёёаТ. ОиёааЭ ОбЭ — аиУТёТёё ОТ, ^ОТ Таайаё» [5, п. 44].
1ёЭТУТТёТаТёа, баажааТёу пбТЭТёЭТаиаа^Опу б ЭаааТёа а 14-15 ёаО ё б ТааТ ЭадаёаааОпу ТОааОпОааТ-ТТпОй, ЭбёТаТапОаТ а жёдТё Та ТаТёТ «бТ^б», ТТ ё «ТааТ», Та ТаТёТё жаёаТёуТё, а ЭааёйТТё ТоаТёТё паТёб аТд-ТТжТТпОаё ё пУТпТаТТпОаё; ТТ ТТжаО УЭёТёТаОй Эа-0аТёу ТадааёпёТТ ТО ТТаТёу аЭбаёб.
\ёааТааОаёйТ Т, «ОИбёбб» а ТаёапОё аТпУёОаТёу («ЁёИё абТёбб») Т ТжаО ЭадаёааОйпу аёу б^аТёёа пёааб-^йёТ ТаЭадТТ:
ТаЭаие уоаУ. Еёазз'рт — аТё±ТТОТ — аТ^^бТбЭбб: ТООТТбЭбб (ОТёёТаТпОй).
АоУЭУе уоаУ. ОТёёбё — уУУёуОёТуп — аи'ааЭииёа-аб абТёбб: зёр-паТааТи ОбОбб (ЭадбТаТёа).
ОЭаоёе уоаУ. ЁёОёТёё — рзЭутёё — паТааТи паёаё-иТ ии: ауёуТё паёиТТаЭии (бЭадбТаТёа).
ОаёёТ ТаЭадТТ, «ОИбёбб» ёТааО ёаЭаЭбё^апёб^ пОЭбёОбЭб адаёТТпаудё ё адаёТТдааёпёТ ТпОё Таб^аТёу ё аТпУёОаТёу, ТаапУа^ёаа^йёб пТбЭаТаТёа, аТдЭТжаа-Тёа ё ЭадаёОёа ёбёйОбЭТиб оаТТ ТпОаё а пТаЭаТаТ Тиб бпёТаёуб, паудй ^аёТааёа пТ паТаё ёпОёТТ Тё УЭёЭТаТё, аёёбТ бёёЭТааТёа Тайа^аёТаа^апёёб абТаТёпОё^апёёб оаТТ ТпОаё. АаТТиё УТабТа дааёпёО ТО аауОаёйТТпОё б^а-Тёёа УТ ТпаТаТё^ ЭааёйТТпОё ё УаЭабТа ё а ТбОЭаТТёТ ёё^ТТпОТи Т УЭёЭайаТёуТ, а Оаёжа ё ТпаТаТё^ ёбёй-ОбЭ ТТ-ёпОТЭё^апёёб аТпОёжаТёё, — пбОй аауОаёйТ ТпО-ТТаТ пТааЭжаТёу ТаЭадТааТёу. «ОИбёбб» ёаё уОТТУааа-аТаё^апёёё пУТпТа уаёуаОпу пёпОаТТё бТЭТёЭТааТёу жёдТаОаТЭуйаё пбОё (ёбёйОбЭТиё пОаЭжаТй), УЭТТёди-аа^йаё апа УёапОи ёбёйОбЭи, ааабйаё ё паТ ТЭадаёОё^ ё па ТТЭааёёдаоёё ёё^ ТТпОё.
Ё ё о а б а о о б а
1. ЁббёГ ^.А. \ТоёТёТаёу ёбёйОбби: О^ааТёё. 1 .: Уёда-ТаТ, 2006.525 п.
2. 1.А. ВааёТТаёйТТ-уОТё^апёау ТаУбааëаТТТnой пТааЭжаТёу УЭТоаппа аТпУёОаТёу абабйёб УааааТаТа // УОТТУааааТаё^апёёё ажааТаТёё. ха^Тёт^Сь 2005. 1 1. N. 216-221.
3. Таёабпёёё У.Ё. МёТа^Эй уёбОпёТаТ удиёа. ЁдааОаёйпОаТ А1 NNN0, 1959: А 3-б ОТТаб. О. 1. 1279 п.; О. 2. 2508 п.; О. 3. 3858 п.
4. Мёабаа А.О. ЁЭаОёёё пёТааЭй уёбОпёТаТ удиёа. ВёбОпё, 1979. 223 п.
5. ЁЭаОёёё ОТёёТаиё ЩёТаМи уёбОпёТаТ удиёа / Т Та Эаа. Т.\. АбаТапйааа. ВёбОпё: Аё^ёё, 1994. 260 п.
и 99
ВЕСТНИК ЯГУ, 2008, том 5, M« 3
I.A. Sivtseva
"Uhujuu" ethic pedagogy of the Sakha people as a spiritual base in formation
of a new type personality
The author of the article explains an essence of the "Uhujuu" term- the ethic pedagogy of the Sakha people that has hierarchic structure of interaction and inter-relation in training and education, own inner transitions and transformations. In modern education an accent should be put on development of human qualities. A process of education becomes a process of personal self-development and self-realization.
Key-words: "Uhujuu" ethic pedagogy of the sakha people, activity-based content of education, total development of a personality, socio-cultural reality.
УДК 37.016: 821.09
Н.И. Никонова
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ «СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ» ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Приемы театрализации при изучении художественного произведения способствуют проникновению в смысловое содержание текста. Предлагаемые формы взаимодействия с художественным текстом превращают чтение в «смыслопонимание», в процесс открытия читателем личностных смыслов автора и их значения для себя. Театрализация является одной из форм обогащения восприятия, углубления анализа и интерпретации, а главное - повышения мотивации к чтению.
Ключевые слова: театрализация, восприятие, понимание, интерпретация, смысл, смысловой контакт, смысловое понимание, смыслопорождение, смысловое чтение, воображение, образ, значение.
Необходимость изучения проблемы понимания художественных произведений обусловлена потребностью общества в становлении и развитии духовных ценностей. Нравственно-ценностный потенциал шедевров, включенных в образовательные программы по литературе, перестает являться основополагающим. Полноценное литературное образование подразумевает последовательное восприятие, осмысление и интерпретацию художественного текста.
Проблема понимания, то есть проблема способности понимать, постигать содержание, смысл, значение сообщений на языке искусства, художественных произведений актуальна в обучении литературы. Ее особая острота связана с тем, что художественный текст, по определению Ю.М. Лотмана, - это «сложно построенный смысл» [1, с. 19], который не может быть сформулирован в строгих логических понятиях, не может быть просто передан, сообщен или объяснен. «Смысл надлежит искать, обнаруживать, раскрывать, и в этом непосредственном «усмотрении» смысла - смыслопорождении - содержится большая трудность, так как все элементы художественного текста - смысловые» [1, с. 19].
НИКОНОВА Надежда Ильинична - аспирант ФЛФ ЯГУ. E-mail: [email protected]
В своей статье в качестве доминанты мы взяли термин «смысловое чтение», принадлежащий Л.А. Мосуновой [2], - чтение с «мыслью». Без такого чтения невозможно подлинное понимание и истолкование художественных текстов. Получение знания и осмысление текста - абсолютно разные понятия. Зачастую знание большей информации о художественном произведении мы принимаем за осмысленное понимание. В современной науке понятие «смысл» не совпадает с понятием «значение». «Значение - общее, социальное; смысл - индивидуальное, уникальное. Значение - отражение объективных, существенных свойств; смысл - отражение лишь индивидуально значимых свойств» [2, с. 65]. Иными словами, значение объективно, а смысл субъективен.
Рассматривая категорию «смыслового чтения», следует обратиться к высказыванию М.М. Бахтина: «Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла. Не может быть «смысла в себе» - он существует только для другого смысла, т.е. существует только вместе с ним» [3, с. 22]. Следовательно, понимание диалогично: «любое понимание текста есть реплика в диалоге о нем, реплика, которую нельзя воспроизвести иначе как дословно. Получение знаний о тексте неадекватно пониманию его» [4, с. 10].
О множественности вариантов понимания, а также об открытости процесса понимания говорят многие исследо-