го развития студента, предоставление обучающимся свободы обучения позволяют строить и реализовывать индивидуаль-
для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора ные траектории развития профессионально-значимых качеств
содержания и способов обучения и поведения), а также широ- студентов юридического вуза.
кое применение развивающих возможностей дистанционного
Библиографический список
1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.
2. Левин, В.И. Принципы дистанционного обучения. Новые компьютерные технологии обучения в региональной инфраструктуре: тез. докл. первой межрегиональной науч.-метод. конф. - Пенза: ЦНТИ, 1998.
3. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - Т. 2.
4. Rubin, J. Improving Foreign Language Listening Comprehension Research / J. Ru-bin, // Georgetown University Press, 1990.
5. Thompson, I. Can Strategy Improve Listening Comprehension. Foreign Language Annuals / I. Thompson, J. Rubin, 1992.
6. Миндибаева, Т.Н. Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс». - 2008. - № 8.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002. - № 6.
8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Изд-во корпорации «Логос», 1999.
УДК 378
Н.Д. Булатова, доц. МГУКИ, г. Москва, E-mail: [email protected]
ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ЦЕННОСТЬ И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ
В статье актуализируется проблема формирования ценностных ориентаций у студентов вузов культуры и искусств. В поиске эффективных форм, методов и средств формирования ориентаций у будущих специалистов в сфере культуры, автор выделяет этнопедагогику как ценность, условие и механизм формирования ценностных ориентаций молодежи.
Ключевые слова: профессиональное образование, ценности и ценностные ориентации, общечеловеческие культурные ценности, принцип преемственности, этнопедагогика, традиционное воспитание, национальные традиции воспитания, этнопедагогическая аксиология, методы и средства формирования ценностных ориентаций молодежи.
В настоящее время российская школа лишена нравственных ориентиров - четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строился воспитательный и образовательный процессы. В современных условиях педагоги сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, во-первых, с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; во-вторых, с необходимостью различения истинных и ложных ценностей в структуре общественных и индивидуальных ценностей, в-третьих, с организацией возможных педагогических средств нейтрализации воз-действия ложных ценностей на личность, и, наконец, в-четвертых, с поиском эффективных форм, методов и средств формирования ценностей и ценностных ориентаций.
«Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося идеала человека и устойчивого сце-нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это по-другому», - отмечает известный психолог А.В. Мудрик [1, с. 245].
В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение. Реализация этих компонентов дает возможность решить некоторые проблемы ориентации личности в мире ценностей. Социальное развитие личности производится через динамику ее конкретных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. При этом проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций как у школьников, так и у студентов еще недостаточно хорошо изучена в дидактике.
Основной проблемой остается отсутствие необходимой преемственности уровней средней и высшей школы в вопросах формирования ценностных ориентаций молодежи. Формирование и коррекция ценностных ориентаций молодежи -процесс трудный и длительный. Истоки этого процесса коре-
нятся в школе, и это предопределяет приоритетную роль школьного воспитания и образования.
Решая проблемы обновления общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях переходного периода, нельзя забывать, что сфера образования - зона повышенного риска, так как различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями. Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органических связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры. Именно культура (этнокультура, этнопедагогика как основная часть этнокультуры) как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях современного образования: от начального, когда формируются основы познавательной культуры и основы ценностных убеждений, до высшего, когда реализуются высшие формы постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы, утверждения устоявшихся убеждений и установок, ценностных ориентаций жизни человека.
Из вышесказанного следует, что необходимо готовить профессионалов в различных областях культуры и одновременно педагогов, которые будут не только образцом нравственности, но и будут знать и передавать подрастающим поколениям традиции народного воспитания.
Поскольку в современном социокультурном пространстве выпускники вузов культуры и искусств имеют определенный статус, работают в разных областях культуры, науки и образования, то они (выпускники) должны быть идеологически грамотными специалистами, обладать определенными качествами (ценить и знать культуру своего народа, края, области; быть честным и порядочным; знать и владеть необходимым запасом общечеловеческих культурных ценностей; способствовать обеспечению толерантного отношения нового поколения россиян к цивилизованному положению России как в мире, так и внутри страны), то, естественно, необходимо моделирование системы ценностных векторов (направлений), в частности в формировании общечеловеческих культурных
ценностей и ценностных ориентаций студентов вузов культуры и искусств.
Проблемой формирования ценностных ориентаций, определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» занимались такие ученые, как И.С. Ар-тюхова, Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Э.В. Зауторова, С.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Т.А. Серебрякова, И.И. Шатилова и другие. З.И. Равкин возглавил ряд исследований, посвященных новым ценностям современного образования в период социально-экономических преобразований в России [2].
Некоторые исследователи (В.И. Андреев,
Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин и др.) считают возможным при подготовке специалистов для образовательных учреждений, в рамках изучения педагогических дисциплин специально выделить в качестве методологической основы аксиологический подход, который придаст процессу подготовки будущих специалистов ценностную направленность [3; 4].
В поисках духовных опор, нравственных идеалов, оснований для подлинной национальной гордости современная общественная и педагогическая мысль обращается к традициям народного воспитания, к этнопедагогике. Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего специалиста культуры сегодня чрезвычайно велика. Это связано и с современной социокультурной ситуацией в целом, и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества — многонационального и поли-культурного.
Именно этнопедагогика может сделать неоценимый вклад в сохранение и передачу общечеловеческих традиционных ценностей; этнопедагогика с ее богатейшими традициями и уникальным опытом для подрастающего поколения; этнопе-дагогические знания культурно-исторического наследия, преемственность национального воспитания и этнокультурных и общечеловеческих ценностей и идеалов.
По мнению З.П. Васильцовой, народная педагогика - это духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа [5, с. 33].
Сама этнопедагогика, ее содержание, формы, средства и методы имеют ценност-ное содержание, необходимо использовать этот педагогический потенциал в становлении ценностных ориентаций - вот основная задача, которую мы решаем в образовательно-воспитательном процессе вуза. И мы полностью согласны с академиком Г.Н. Волковым, который подчеркивает, что проблема ценностей в этнопедагогике - одна из приоритетных [6].
На наш взгляд, в данном случае правомерно говорить о этнопедагогической ак-сиологии. Под этнопедагогической аксиологией мы понимаем ценность традиций народного воспитания, выявление воспитательной ценности средств народной педагогики с целью принятия их в современное образование и воспитание молодежи, формирование на этой основе общечеловеческих культурных ценностей и ценностных ориентаций. Она охватывает теоретические и практические проблемы отрасль педагогической аксиологии, объектом которой являются ценности человека и способы их развития у субъектов педагогического процесса в условиях педагогической системы, поэтому опыт народного воспитания, ценность этнопедагогики можно взять за основу разработки педагогической концепции ценностно-ориентированного воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим чрезвычайно важно сегодня обратиться к опыту выдающихся российских и советских педагогов К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко,
С. Т. Шацкого и других, выявив в этом опыте те идеи воспитания, в которых отражены общечеловеческие ценности, лучшие традиции отечественной педагогики. Именно эти идеи
положены нами в основу авторского курса «Этнопедагогика», который более десяти лет читается на факультете народной художественной культуры и музейного дела и на факультете социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств [7].
Основной задачей указанного учебного курса является изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приёмов и традиций воспитательных воздействий (например, обрядовых и т.п.), чтобы на этой этнокультурной основе сформировать способность и потребность молодежи в овладении ценностями национальной и мировой культуры. Реализации данного подхода способствуют изучение соответствующих тематических блоков программы: «Теоретические и исторические основы этнопедагогики», «Народный идеал в системе нравственных ценностей», «Средства и факторы народного воспитания», «Семейно-бытовые обряды, тра-диции и обычаи».
На лекционных и семинарских занятиях студенты знакомятся с системой традиционных ценностей и ценностных отношений: любовь к человеку; любовь к детям и ценностное отношение к детям; ценностное отношение к матери и материнству, к предкам, к семье; ценностное отношение к учению, к знаниям; ценностное отношение к труду и воспитание трудолюбия; ценностное отношение к Родине и воспитание чувства патриотизма; ценностное отношение к природе и эстетико-экологическое воспитание; ценностное отношение к русской культуре, традициям, обрядам и обычаям, ценностное отношение к языку; честность и порядочность, искренность и открытость, милосердие и др. При этом в народном идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Через эти вечные общечеловеческие культурные ценности человек не только совершенствуется как личность, но и знакомимся с прошлыми эпохами и поколениями, поддерживая связь поколений. Педагогическое наследие народов убеждает нас в том, что в иерархии ценностей Человек занимает самое высокое место, и сохранение и защита всего человеческого в человеке составляет гуманную традицию народной педагогики.
В народной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие ценности, которые создавались общими усилиями народа. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и/или провозглашено как норма. Обращение к своим истокам, живым родникам духовности народа является спасительным обращением в современных условиях переходного периода.
Применяемые нами в образовательном процессе исследовательская работа и метод творческих проектов повышают творческий потенциал студентов в обучении этнопедагогике. Кроме того, курс «Этнопедагогика» готовит к написанию курсовых и квалификационных работ.
Критерием успешности освоения тематики рассматриваемого учебного курса является практика по специальности (педагогическая, психолого-педагогическая и т.д.), в процессе которой студенты, на основе изученных аксиологических проблем, организуют работу со школьниками по приобщению их к духовным общечеловеческим культурным ценностям [8].
Безусловно, учебная дисциплина «Этнопедагогика» не может однозначно решить проблему приобщения студентов вуза культуры к духовным общечеловеческим ценностям и формирования у них ценностных ориентаций, это лишь одна из форм работы в данном направлении. А значит, в становлении ценностных ориентаций молодежи необходим поиск новых форм, средств и эффективных методов ценностно-ориентированного воспитания и образования. При этом важно, чтобы не только специальные, но и общеобразовательные и гуманитарные учебные дисциплины в процессе реализации сво-
его содержания, форм и методов способствовали непрерывно- субъекта целеполагания и целеосуществления деятельности на му развитию личности, ориентированной на непреходящие обще- протяжении всей своей жизни. человеческие культурные ценности, развитию свободного творца,
Библиографический список
1. Мудрик, А.В. Психология и воспитание. - М.: МПСИ, 2006.
2. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - 1995. - № 5.
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.
4. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учеб. пособие / Сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
5. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста). - М.: Педагогика, 1988.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. - М.: Издат. центр «Академия», 2000.
7. Булатова, Н.Д. Этнопедагогика: метод. указания для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007.
8. Психолого-педагогическая практика: учеб. пособие / Сост. Н.Д. Булатова, Т.В. Хрис-тидис. - М.: МГУКИ, 2009.
УДК 37.0
Г.Н. Фомицкая, доц. БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье на основе анализа проблем, связанных с оценкой качества, имеющих место в образовательной системе региона, рассматриваются основные концептуальные подходы к построению региональной системы оценки качества образования.
Ключевые слова: качество образования, система оценки качества образования, региональная модель, структура оценки качества.
Социально - экономические, политические преобразования в России в последние десятилетия актуализировали проблему повышения качества общего и профессионального образования. Эта проблема органически связана с оптимизацией управления со-циально-воспитательной и учебной деятельностью образовательных учреждений, обновлением всех звеньев системы образования на принципах гуманизма и демократии, активизацией социально-образовательных функций семьи, общественности, и одновременно выступает главным критерием и индикатором результативности проводимых в системе образования реформ.
Вполне очевидно, что в настоящее время одним из главных геополитических факторов становится качество интеллектуальных ресурсов. В связи с этим в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено создание региональных моделей систем оценки качества образования и формирование нормативной базы для создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Отметим, что система оценки качества образования в Российской Федерации находится на стадии формирования, поэтому на сегодняшний день пока еще не выработано единых концептуально-методологических подходов к решению проблем, связанных с оценкой качества образования и определением критериев его измерения. Отсутствие единства породило ситуацию, когда за решение проблем качества образования берутся организации, не имеющие единого координационного центра, когда при диагностике качества образования зачастую используется нестандартизированный и неотработанный инструментарий, когда процедура сбора информации о качестве не подкреплена необходимым научнометодическим обеспечением и потому не может соответствовать требованиям объективности и надежности. Такое положение усугубляется недостатком специально подготовленных квалифицированных педагогических кадров.
Вполне очевидно, что решение названных проблем требует организации целенаправленной деятельности по разработке и внедрению современных технологий диагностики, оценки различных показателей качества образования и выявления факторов, влияющих на их динамику. Для решения вышеперечисленных задач в образовательной системе Республики Бурятия начата работа по созданию республиканской системы оценки качества образования (РСОКО) как системы, прежде всего, внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, региона, рынка труда и госу-
дарства. Первым этапом осуществления плана стала разработка концептуальных основ республиканской системы оценки качества образования (РСОКО).
В качестве основных положений концепции были определены такие понятия, как качество образования и оценка качества образования. Так, качество образования рассматривается как степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования имеет достаточно сложную структуру, основными элементами которой являются:
- оценка образовательных достижений обучающихся;
- качество образовательных программ;
- качество свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении;
- качество социальных позиций, характеристик и запросов основных субъектов образовательного процесса;
- качество деятельности всей образовательной системы Республики Бурятия.
Определение вышеперечисленных понятий позволило разработать структуру республиканской системой оценки качества образования, которая соответствует признакам общей теории систем: целостность составляющих ее элементов, частей, выделение системного свойства, отличного от свойств каждой составляющей системы. Исходя из этого, республиканская система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, лежащих в основе единой концептуальнометодологической базы оценки образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей и производителей образовательных услуг. Ее основными структурными элементами выступают три взаимосвязанных компонента: информационный, экспертный и правовой.
В информационном компоненте консолидируется орга-низационно-методичес-кий инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В этот блок входят образовательная статистика, организация и проведение единого государственного экзамена, мониторинг качества различного уровня и типа, включая социологический. Информационный блок обеспечивает получение достоверной инфор-мации от объектов оценки по определенной заданной