Научная статья на тему 'Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования'

Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКСИОЛОГИЯ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ / METHODS AND MEANS OF YOUTH'S VALUE GRASP FORMATION / VOCATIONAL EDUCATION / VALUES AND VALUE GRASP / UNIVERSAL CULTURAL VALUES / SUCCESSION PRINCIPLE / ETHNOPEDAGOGICS / TRADITIONAL EDUCATION / NATIONAL TRADITIONS OF EDUCATION / ETHNOPEDAGOGICAL AXIOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Н. Д.

В статье актуализируется проблема формирования ценностных ориентаций у студентов вузов культуры и искусств. В поиске эффективных форм, методов и средств формирования ориентаций у будущих специалистов в сфере культуры, автор выделяет этнопедагогику как ценность, условие и механизм формирования ценностных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICS AS THE VALUE AND CONDITION OF VALUE GRASP FORMATION OF FUTURE SPECIALLISTS IN CULTURE AND EDUCATION SPHERE

In the article the problem of value grasp formation of students of culture and art higher education establishments is actualized. In the search of new forms, methods and means of grasp formation of future specialists in the culture sphere, the author marks out an ethnopedagogics as a value, condition and mechanism of youth's value grasp formation.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования»

го развития студента, предоставление обучающимся свободы обучения позволяют строить и реализовывать индивидуаль-

для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора ные траектории развития профессионально-значимых качеств

содержания и способов обучения и поведения), а также широ- студентов юридического вуза.

кое применение развивающих возможностей дистанционного

Библиографический список

1. Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.

2. Левин, В.И. Принципы дистанционного обучения. Новые компьютерные технологии обучения в региональной инфраструктуре: тез. докл. первой межрегиональной науч.-метод. конф. - Пенза: ЦНТИ, 1998.

3. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - Т. 2.

4. Rubin, J. Improving Foreign Language Listening Comprehension Research / J. Ru-bin, // Georgetown University Press, 1990.

5. Thompson, I. Can Strategy Improve Listening Comprehension. Foreign Language Annuals / I. Thompson, J. Rubin, 1992.

6. Миндибаева, Т.Н. Педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов в дистанционном обучении // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс». - 2008. - № 8.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002. - № 6.

8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Изд-во корпорации «Логос», 1999.

УДК 378

Н.Д. Булатова, доц. МГУКИ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ЭТНОПЕДАГОГИКА КАК ЦЕННОСТЬ И УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется проблема формирования ценностных ориентаций у студентов вузов культуры и искусств. В поиске эффективных форм, методов и средств формирования ориентаций у будущих специалистов в сфере культуры, автор выделяет этнопедагогику как ценность, условие и механизм формирования ценностных ориентаций молодежи.

Ключевые слова: профессиональное образование, ценности и ценностные ориентации, общечеловеческие культурные ценности, принцип преемственности, этнопедагогика, традиционное воспитание, национальные традиции воспитания, этнопедагогическая аксиология, методы и средства формирования ценностных ориентаций молодежи.

В настоящее время российская школа лишена нравственных ориентиров - четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строился воспитательный и образовательный процессы. В современных условиях педагоги сталкиваются с новыми трудностями в процессе воспитания, связанными, во-первых, с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей; во-вторых, с необходимостью различения истинных и ложных ценностей в структуре общественных и индивидуальных ценностей, в-третьих, с организацией возможных педагогических средств нейтрализации воз-действия ложных ценностей на личность, и, наконец, в-четвертых, с поиском эффективных форм, методов и средств формирования ценностей и ценностных ориентаций.

«Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося идеала человека и устойчивого сце-нария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это по-другому», - отмечает известный психолог А.В. Мудрик [1, с. 245].

В конкретных условиях сегодняшнего дня меняются основные отношения личности в социальном и предметном мире на основе усиления в них таких компонентов, как прогнозирование, свобода выбора, самоопределение. Реализация этих компонентов дает возможность решить некоторые проблемы ориентации личности в мире ценностей. Социальное развитие личности производится через динамику ее конкретных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. При этом проблема формирования ценностей и ценностных ориентаций как у школьников, так и у студентов еще недостаточно хорошо изучена в дидактике.

Основной проблемой остается отсутствие необходимой преемственности уровней средней и высшей школы в вопросах формирования ценностных ориентаций молодежи. Формирование и коррекция ценностных ориентаций молодежи -процесс трудный и длительный. Истоки этого процесса коре-

нятся в школе, и это предопределяет приоритетную роль школьного воспитания и образования.

Решая проблемы обновления общеобразовательной и профессиональной школы в современных условиях переходного периода, нельзя забывать, что сфера образования - зона повышенного риска, так как различные преобразования в ней чреваты долгосрочными и необратимыми последствиями. Любые новые и самые конструктивные формы образования не должны подрывать органических связей с историческим опытом, с непреходящими традициями отечественной школы и отечественной культуры. Именно культура (этнокультура, этнопедагогика как основная часть этнокультуры) как основной фактор самоорганизации общества в его цивилизованных формах должна стать центральным звеном содержания учебно-воспитательного процесса во всех звеньях и на всех уровнях современного образования: от начального, когда формируются основы познавательной культуры и основы ценностных убеждений, до высшего, когда реализуются высшие формы постижения культуры, философского осмысления глобальных процессов ноосферы, утверждения устоявшихся убеждений и установок, ценностных ориентаций жизни человека.

Из вышесказанного следует, что необходимо готовить профессионалов в различных областях культуры и одновременно педагогов, которые будут не только образцом нравственности, но и будут знать и передавать подрастающим поколениям традиции народного воспитания.

Поскольку в современном социокультурном пространстве выпускники вузов культуры и искусств имеют определенный статус, работают в разных областях культуры, науки и образования, то они (выпускники) должны быть идеологически грамотными специалистами, обладать определенными качествами (ценить и знать культуру своего народа, края, области; быть честным и порядочным; знать и владеть необходимым запасом общечеловеческих культурных ценностей; способствовать обеспечению толерантного отношения нового поколения россиян к цивилизованному положению России как в мире, так и внутри страны), то, естественно, необходимо моделирование системы ценностных векторов (направлений), в частности в формировании общечеловеческих культурных

ценностей и ценностных ориентаций студентов вузов культуры и искусств.

Проблемой формирования ценностных ориентаций, определением и уточнением понятий «ценность», «ценностные ориентации» занимались такие ученые, как И.С. Ар-тюхова, Н.А. Асташова, С.Г. Гладнева, Э.В. Зауторова, С.А. Куликова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Т.А. Серебрякова, И.И. Шатилова и другие. З.И. Равкин возглавил ряд исследований, посвященных новым ценностям современного образования в период социально-экономических преобразований в России [2].

Некоторые исследователи (В.И. Андреев,

Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.А. Сластенин и др.) считают возможным при подготовке специалистов для образовательных учреждений, в рамках изучения педагогических дисциплин специально выделить в качестве методологической основы аксиологический подход, который придаст процессу подготовки будущих специалистов ценностную направленность [3; 4].

В поисках духовных опор, нравственных идеалов, оснований для подлинной национальной гордости современная общественная и педагогическая мысль обращается к традициям народного воспитания, к этнопедагогике. Значимость этнопедагогики в профессиональной подготовке будущего специалиста культуры сегодня чрезвычайно велика. Это связано и с современной социокультурной ситуацией в целом, и с особенностями и противоречиями развития нового российского гражданского общества — многонационального и поли-культурного.

Именно этнопедагогика может сделать неоценимый вклад в сохранение и передачу общечеловеческих традиционных ценностей; этнопедагогика с ее богатейшими традициями и уникальным опытом для подрастающего поколения; этнопе-дагогические знания культурно-исторического наследия, преемственность национального воспитания и этнокультурных и общечеловеческих ценностей и идеалов.

По мнению З.П. Васильцовой, народная педагогика - это духовный феномен, присущий сознанию народных масс, эмпирические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, представления, установки воспитательных действий, которые выступают как единство педагогической мудрости и педагогической деятельности народа [5, с. 33].

Сама этнопедагогика, ее содержание, формы, средства и методы имеют ценност-ное содержание, необходимо использовать этот педагогический потенциал в становлении ценностных ориентаций - вот основная задача, которую мы решаем в образовательно-воспитательном процессе вуза. И мы полностью согласны с академиком Г.Н. Волковым, который подчеркивает, что проблема ценностей в этнопедагогике - одна из приоритетных [6].

На наш взгляд, в данном случае правомерно говорить о этнопедагогической ак-сиологии. Под этнопедагогической аксиологией мы понимаем ценность традиций народного воспитания, выявление воспитательной ценности средств народной педагогики с целью принятия их в современное образование и воспитание молодежи, формирование на этой основе общечеловеческих культурных ценностей и ценностных ориентаций. Она охватывает теоретические и практические проблемы отрасль педагогической аксиологии, объектом которой являются ценности человека и способы их развития у субъектов педагогического процесса в условиях педагогической системы, поэтому опыт народного воспитания, ценность этнопедагогики можно взять за основу разработки педагогической концепции ценностно-ориентированного воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим чрезвычайно важно сегодня обратиться к опыту выдающихся российских и советских педагогов К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко,

С. Т. Шацкого и других, выявив в этом опыте те идеи воспитания, в которых отражены общечеловеческие ценности, лучшие традиции отечественной педагогики. Именно эти идеи

положены нами в основу авторского курса «Этнопедагогика», который более десяти лет читается на факультете народной художественной культуры и музейного дела и на факультете социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств [7].

Основной задачей указанного учебного курса является изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приёмов и традиций воспитательных воздействий (например, обрядовых и т.п.), чтобы на этой этнокультурной основе сформировать способность и потребность молодежи в овладении ценностями национальной и мировой культуры. Реализации данного подхода способствуют изучение соответствующих тематических блоков программы: «Теоретические и исторические основы этнопедагогики», «Народный идеал в системе нравственных ценностей», «Средства и факторы народного воспитания», «Семейно-бытовые обряды, тра-диции и обычаи».

На лекционных и семинарских занятиях студенты знакомятся с системой традиционных ценностей и ценностных отношений: любовь к человеку; любовь к детям и ценностное отношение к детям; ценностное отношение к матери и материнству, к предкам, к семье; ценностное отношение к учению, к знаниям; ценностное отношение к труду и воспитание трудолюбия; ценностное отношение к Родине и воспитание чувства патриотизма; ценностное отношение к природе и эстетико-экологическое воспитание; ценностное отношение к русской культуре, традициям, обрядам и обычаям, ценностное отношение к языку; честность и порядочность, искренность и открытость, милосердие и др. При этом в народном идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Через эти вечные общечеловеческие культурные ценности человек не только совершенствуется как личность, но и знакомимся с прошлыми эпохами и поколениями, поддерживая связь поколений. Педагогическое наследие народов убеждает нас в том, что в иерархии ценностей Человек занимает самое высокое место, и сохранение и защита всего человеческого в человеке составляет гуманную традицию народной педагогики.

В народной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие ценности, которые создавались общими усилиями народа. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и/или провозглашено как норма. Обращение к своим истокам, живым родникам духовности народа является спасительным обращением в современных условиях переходного периода.

Применяемые нами в образовательном процессе исследовательская работа и метод творческих проектов повышают творческий потенциал студентов в обучении этнопедагогике. Кроме того, курс «Этнопедагогика» готовит к написанию курсовых и квалификационных работ.

Критерием успешности освоения тематики рассматриваемого учебного курса является практика по специальности (педагогическая, психолого-педагогическая и т.д.), в процессе которой студенты, на основе изученных аксиологических проблем, организуют работу со школьниками по приобщению их к духовным общечеловеческим культурным ценностям [8].

Безусловно, учебная дисциплина «Этнопедагогика» не может однозначно решить проблему приобщения студентов вуза культуры к духовным общечеловеческим ценностям и формирования у них ценностных ориентаций, это лишь одна из форм работы в данном направлении. А значит, в становлении ценностных ориентаций молодежи необходим поиск новых форм, средств и эффективных методов ценностно-ориентированного воспитания и образования. При этом важно, чтобы не только специальные, но и общеобразовательные и гуманитарные учебные дисциплины в процессе реализации сво-

его содержания, форм и методов способствовали непрерывно- субъекта целеполагания и целеосуществления деятельности на му развитию личности, ориентированной на непреходящие обще- протяжении всей своей жизни. человеческие культурные ценности, развитию свободного творца,

Библиографический список

1. Мудрик, А.В. Психология и воспитание. - М.: МПСИ, 2006.

2. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - 1995. - № 5.

3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4.

4. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учеб. пособие / Сост. В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.

5. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста). - М.: Педагогика, 1988.

6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. - М.: Издат. центр «Академия», 2000.

7. Булатова, Н.Д. Этнопедагогика: метод. указания для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2007.

8. Психолого-педагогическая практика: учеб. пособие / Сост. Н.Д. Булатова, Т.В. Хрис-тидис. - М.: МГУКИ, 2009.

УДК 37.0

Г.Н. Фомицкая, доц. БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В статье на основе анализа проблем, связанных с оценкой качества, имеющих место в образовательной системе региона, рассматриваются основные концептуальные подходы к построению региональной системы оценки качества образования.

Ключевые слова: качество образования, система оценки качества образования, региональная модель, структура оценки качества.

Социально - экономические, политические преобразования в России в последние десятилетия актуализировали проблему повышения качества общего и профессионального образования. Эта проблема органически связана с оптимизацией управления со-циально-воспитательной и учебной деятельностью образовательных учреждений, обновлением всех звеньев системы образования на принципах гуманизма и демократии, активизацией социально-образовательных функций семьи, общественности, и одновременно выступает главным критерием и индикатором результативности проводимых в системе образования реформ.

Вполне очевидно, что в настоящее время одним из главных геополитических факторов становится качество интеллектуальных ресурсов. В связи с этим в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрено создание региональных моделей систем оценки качества образования и формирование нормативной базы для создания общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).

Отметим, что система оценки качества образования в Российской Федерации находится на стадии формирования, поэтому на сегодняшний день пока еще не выработано единых концептуально-методологических подходов к решению проблем, связанных с оценкой качества образования и определением критериев его измерения. Отсутствие единства породило ситуацию, когда за решение проблем качества образования берутся организации, не имеющие единого координационного центра, когда при диагностике качества образования зачастую используется нестандартизированный и неотработанный инструментарий, когда процедура сбора информации о качестве не подкреплена необходимым научнометодическим обеспечением и потому не может соответствовать требованиям объективности и надежности. Такое положение усугубляется недостатком специально подготовленных квалифицированных педагогических кадров.

Вполне очевидно, что решение названных проблем требует организации целенаправленной деятельности по разработке и внедрению современных технологий диагностики, оценки различных показателей качества образования и выявления факторов, влияющих на их динамику. Для решения вышеперечисленных задач в образовательной системе Республики Бурятия начата работа по созданию республиканской системы оценки качества образования (РСОКО) как системы, прежде всего, внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, региона, рынка труда и госу-

дарства. Первым этапом осуществления плана стала разработка концептуальных основ республиканской системы оценки качества образования (РСОКО).

В качестве основных положений концепции были определены такие понятия, как качество образования и оценка качества образования. Так, качество образования рассматривается как степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования имеет достаточно сложную структуру, основными элементами которой являются:

- оценка образовательных достижений обучающихся;

- качество образовательных программ;

- качество свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении;

- качество социальных позиций, характеристик и запросов основных субъектов образовательного процесса;

- качество деятельности всей образовательной системы Республики Бурятия.

Определение вышеперечисленных понятий позволило разработать структуру республиканской системой оценки качества образования, которая соответствует признакам общей теории систем: целостность составляющих ее элементов, частей, выделение системного свойства, отличного от свойств каждой составляющей системы. Исходя из этого, республиканская система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, лежащих в основе единой концептуальнометодологической базы оценки образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей и производителей образовательных услуг. Ее основными структурными элементами выступают три взаимосвязанных компонента: информационный, экспертный и правовой.

В информационном компоненте консолидируется орга-низационно-методичес-кий инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В этот блок входят образовательная статистика, организация и проведение единого государственного экзамена, мониторинг качества различного уровня и типа, включая социологический. Информационный блок обеспечивает получение достоверной инфор-мации от объектов оценки по определенной заданной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.