Научная статья на тему 'Традиции ценностно- ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова'

Традиции ценностно- ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОСВЕТИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / СМЫСЛОВОЕ ЕДИНСТВО ПРОШЛОГО / НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО / ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ СТРЕЛЬЦОВ / VALUE-ORIENTED EDUCATION AND TRAINING OF IDENTITY / SPIRITUAL VALUES OF THE RUSSIAN CULTURE / EDUCATIONAL ACTIVITIES / THE FORMATION OF SPIRITUALLY ORIENTED RUSSIAN CIVILIZATION / GOAL-SETTING / THE UNITY OF PAST / PRESENT AND FUTURE / YURI ANDREEVICH STRELTSOV / SPIRITUAL AND VALUE EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM / TRADITIONS / IDEA OF NATIONALITY / EDUCATIONAL / CONTEMPORARY AXIOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Надежда Дмитриевна

Статья посвящена проблемам ценностно-ориентированного воспитания молодежи на современном этапе. В центре внимания идеи, научное наследие видного теоретика социально-культурной деятельности, доктора педагогических наук, профессора Московского государственного университета культуры и искусств Юрия Андреевича Стрельцова. В статье выстраивается логическая цепочка ретроспективного анализа традиций ценностно-ориентированного воспитания и обучения и пути решения проблемы формирования духовных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is dedicated to the problems of the value-oriented training of young people in the present stage. In the center of attention are located the ideas, views and thoughts of the prominent theorist of sociocultural activity, the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Moscow State University of culture and arts Yuri Andreevich Streltsov, in particular, his idea of the need for shaping of the spiritually oriented Russian civilization as fundamental component of the contemporary value consciousness of young people. Based on the proceedings of the pedagogical system of the famous scientist, the article builds a logical chain retrospective analysis of the traditions of value-oriented education and training and solutions to the problems of formation of spiritual values and value orientations of students of the University of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Традиции ценностно- ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю. А. Стрельцова»

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

традиции ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе ю.а. стрельцова

Надежда Дмитриевна БУЛАТОВА,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и истории народной художественной культуры, зав. межкафедральной научно-исследовательской студенческой лабораторией «Гармония» Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблемам ценностно-ориентированного воспитания молодежи на современном этапе. В центре внимания - идеи, научное наследие видного теоретика социально-культурной деятельности, доктора педагогических наук, профессора Московского государственного университета культуры и искусств Юрия Андреевича Стрельцова. В статье выстраивается логическая цепочка ретроспективного анализа традиций ценностно-ориентированного воспитания и обучения и пути решения проблемы формирования духовных ценностей и ценностных ориентаций студентов вуза культуры и искусств.

Ключевые слова: ценностно-ориентированное воспитание и обучение личности, духовные ценности отечественной культуры, просветительно-образовательная деятельность, современное ценностное сознание, формирование духовно ориентированной российской цивилизации, целеполагание, смысловое единство прошлого, настоящего и будущего, Юрий Андреевич Стрельцов.

Article is dedicated to the problems of the value-oriented training of young people in the present stage. In the center of attention are located the ideas, views and thoughts of the prominent theorist of sociocultural activity, the doctor of pedagogical sciences, the professor of the Moscow State University of culture and arts Yuri Andreevich Streltsov, in particular, his idea of the need for shaping of the spiritually oriented Russian civilization as fundamental component of the contemporary value consciousness of young people.

Based on the proceedings of the pedagogical system of the famous scientist, the article builds a logical chain retrospective analysis of the traditions of value-oriented education and training and solutions to the problems of formation of spiritual values and value orientations of students of the University of culture and arts.

Key words: value-oriented education and training of identity, spiritual values of the Russian culture, spiritual and value education in the education system, the traditions, the idea of nationality, educational, educational activities, contemporary axiological consciousness, the formation of spiritually oriented Russian civilization, goal-setting, the unity of past, present and future, Yuri Andreevich Streltsov.

В любую историческую эпоху молодежи приходилось нелегко в силу неустойчивости ее социального положения. Современные молодые люди поставлены перед выбором: следовать ли прежним морально-нравственным нормам или приспосабливаться к новой действительности, отрицая последние.

Причин тому много: и изменение уклада жизни постсоветской России, и присоединение к Болонской конвенции и ценностный кризис, вызванный общими проблемами развития постиндустриального общества.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации существенное значение для обретения «твердой» почвы под ногами имеет привитие молодым людям духовных ценностей отечественной культуры в ходе процессов воспитания и образования. В связи с этим, несмотря на приоритет компетентностного подхода в современном образовании, не следует отказываться и от того, что веками было апробировано в традициях народной педагогики.

Надо сказать, что идея ценностно-ориентированного воспитания и обучения человека имеет древние истоки. Еще во времена античности (Сократ, Платон и др.) уделялось большое внимание идеалу как физическому, так и духовному.

Первым в России к ценностной проблематике обратился В.П. Тугаринов в своей книге «О ценностях жизни и культуры». Ценности, по мнению ученого, «...суть те явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [9].

Исследованием ценностных ориентаций в системе образования занимались Н.В.Богуславский, Б.Г.Гершунский, В.И.Додонов, В.А.Караковский, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Л.А.Степашко и др. З.И.Равкин возглавил ряд исследований, посвященных новым ценностям современного образования в период социально-экономических преобразований в России. Ученый убежден, что в ходе исторического развития постоянно пополняется «ценностно-мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и приобретающий значение критерия, в свете которого судят о его поведении и деятельности» [6].

В конце XX века оформилась новая отрасль педагогики - педагогическая аксиология - наука о ценностях образования и воспитания, их природе, функциях, структуре, взаимосвязях. Сегодня разработка педагогической аксиологии рассматривается как основа возрождения духовно-нравственных начал в образовании (З.И.Равкин, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов).

Проблемам аксиологии уделяется внимание в трудах А.А.Аронова, А.Д.Жаркова, Н.Н.Ярошенко, Л.С.Зориловой, В.И.Черниченко, Т.В.Христидис и др. ученых-практиков, которые анализируют категории духовности, нравственности человека, его ценностных ориентиров.

По-нашему мнению, проблема ценностей и ценностных ориентаций является одной из вечных проблем в истории человечества, такой же, как проблема отцов и детей. Изживают себя старые формы жизни, перестав отвечать общественным запросам, вследствие чего возникает острая потребность в культурном обновлении и выработке нового мировоззрения в целом. И в такие периоды особенную актуальность и общественную значимость приобретают вопросы воспитания и обучения будущих поколений.

Ю.А. Стрельцов также не обошел вниманием проблему ценностного ориентирования личности. В книге «Педагогика досуга» он пишет, что «в своем историче-

ском развитии теория и практика ценностно-ориентированной деятельности последовательно впитала в себя опыт народного, религиозного, семейного, сословного, школьного воспитания» [7; 102].

Попробуем вместе с известным ученым, основываясь на его педагогической системе, проследить в ретроспективе традиции ценностно-ориентированного воспитания и обучения.

Еще в мифическое (начальное правремя) люди различали добро и зло, способны были оценить хорошие и плохие поступки и т.д. Многие ученые, в том числе и Ю.А.Стрельцов, отмечают, что мифология включала в себя самые разнообразные элементы духовной культуры и одновременно выполняла функции первобытной религии, философии и искусства древнего человека. А фольклор, как «социокультурное образование», по его терминологии, «тоже носил ярко выраженный синкретический характер, хотя существенные отличия от мифологии уже прослеживались. Главное отличие заключалось в том, что в фольклоре распалась нерасчленность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и имени этого существа. В контексте фольклора на подобной основе родился художественный образ в собственном виде со всеми своими атрибутами....» [7; 102].

Большое значение на формирование духовности личности оказала религия, в частности христианство. «Православная традиция особенно глубоко пронизана воспитательным началом. Религия не только передает определенную сумму представлений о мире, но и стремится сформировать у людей определенные социальные установки. То, что мы называем сегодня общечеловеческими ценностями, во многом уходит своими корнями именно в ценностно-ориентированную сферу религиозных верований.», - констатирует Ю.А.Стрельцов [7; 102].

Конечно, отношение к религии всегда было неоднозначным: от полного погружения до полного отказа. Однако, как утверждает Ю.А.Стрельцов, и мы с ним полностью согласны: «Православие на протяжении более двух тысячелетий выступало в качестве надежной духовной опоры для миллионов людей. Трудно переоценить ценностно-ориентационную роль провозглашенного в Священном Писании золотого правила нравственности и этических заповедей» [7; 103].

Религия на Руси сама по себе являлась и является мощным зарядом духовности, много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание. (1). Именно религиозное учение приучало детей «сызмальства» заботиться о своем доме, о других людях, прививало почтительное отношение к родным и близким, в основе такого воспитания была любовь, любовь к ближнему своему.

«На разных исторических этапах на Руси и в России складывались различные отношения двух культур - духовной и светской, - пишет Ю.А.Стрельцов, - Однако лучшие представители властных структур и общественности никогда не склонялись к их противопоставлению. Более того, сами представители власти, как и деятели культуры, не раз вносили очень ценную лепту в процесс ценностного ориентирования. Одним из первых на этом пути был великий киевский князь Владимир Мономах - автор величайшего памятника древнерусской литературы и педагогической мысли «Поучение детям» [7; 103].

Появившийся позже «Домострой» (XV - XVI вв.), древнерусский свод правил общественной и домашней жизни, в основу которого легли отрывки из Библии, назидательных изданий типа «Златоуст», «Измарагд», «Пчела», «Золотая цепь»,

рассказал, почему и как следует прививать молодому поколению почтительность к старшим, вежливое отношение к окружающим, трудолюбие, честность, скромность, трезвость и милосердие.

В начале XVIII века вышло руководство по правилам поведения «Юности честное зерцало» (1717 г.), подготовленное по указанию Петра I. «Интереснейший памятник культуры XVIII века включал в себя, наряду с традиционными нормами православной морали и древнерусскими поучениями, новые специфические правила поведения, связанные с культурой и образом жизни передовых западноевропейских стран» (Ю.А.Стрельцов).

Ю.А. Стрельцов подчеркивает, что «российская интеллигенция сделала много полезного для обоснования русской национальной идеи как исходной доктрины для конкретных программ развития ценностного сознания граждан» [7; 104].

Анализируя старую систему воспитательной работы и ценностного ориентирования граждан в советский период, Ю.А.Стрельцов совершенно справедливо отмечает, что советской системе воспитания «очень трудно дать однозначную оценку. Здесь были и свои плюсы, и свои минусы». И дальше: «Во всяком случае, внимания к проблемам развития ценностного сознания партийно-государственные структуры уделяли много и средств на эту работу тоже не жалели. Гораздо хуже дело обстояло с доктринальными основами идеологических программ. С самого начала они стали рассматриваться как практическая пропаганда коммунизма и коммунистическое воспитание граждан. Характерными чертами их целей и содержания стали откровенная мифологичность, фантастичность, окопная психология, а по многим параметрам - догматизм и схоластика» [7; 104-105].

Значимо и современное видение проблемы: «На современном этапе парадиг-мальные проблемы ценностного ориентирования всецело обусловлены общим и кризисным состоянием России, которая находится в исторической полосе цивилизованного перелома - болезненных экономических и социокультурных перемен, затронувших буквально все авпекты жизнедеятельности общества» [7; 105]. Кроме того, известный ученый пишет, что «вопросы, связанные с формированием ценностного сознания личности, особенно обострились в связи с тем, что сегодня у нас отсутствуют единые для всех идеологические установки» [7;105]. Это высказывание ученого особенно актуально, т.к. старая идеология потеряла свою силу, а новая только формируется, - а единой нет, по которой всегда строился образовательный и воспитательный процесс, подготовка молодежи к жизни.

По мнению Ю.А.Стрельцова, «Одной из основных составляющих современного ценностного сознания могла бы стать идея необходимости формирования духовно ориентированной российской цивилизации. Соединяющее в себе как религиозные, так и безрелигиозные компоненты понятие «духовность» содержит твердую установку на то, что в мире есть нечто более высокое и значимое, чем прагматические, вещественные ценности. Такая установка реализуется в непременном стремлении человека к истине, добру и красоте» [7; 109].

В качестве еще одного компонента содержания ценностно-ориентированной деятельности Ю.А. Стрельцов выделяет «народность». Народ всегда национален. «Лишенный национальных признаков, он (народ) (уточнение наше. - Н.Б.) будет представлять собой аморфную и безликую массу людей, не связанных единой историей, национальными идеалами; менталитетом и образом жизни. Потеря этой самобытности, - по утверждению ученого, - означает гибель нации» [7; 109].

Вспомним, что идея народности пропагандировалась русским педагогом-теоретиком К.Д.Ушинским на основе ценностного отношения к языку. Обратимся к словам К.Д.Ушинского, посвященным русскому языку: «...в сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой жизни, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Когда исчезает народный язык, - народа нет более».

По Ю.А. Стрельцову, «идея народности ценностного сознания, установок и ориентации означает их неразрывную связь с жизненными интересами, чаяниями и устремлениями народа. Другой аспект этой идеи отражает приоритет национальной самобытности, которую следует не просто ценить, но всячески сохранять и подтверждать как отличающееся «не общим выражением» лицо нации» [7; 109-110] .

Мы полностью согласны с мнением ученых-педагогов, что к такому пониманию народности как одной из важных духовных ценностей вплотную примыкает идея патриотизма, патриотических ориентаций и установок личности. По мнению Ю.А. Стрельцова, « ... и эти установки проявляются в чувствах любви к родине, гордости за достижения родной страны, уважения к ее историческому прошлому, бережном отношении к народной памяти и национальным традициям» [7; 109-110] .

В свое время З.П.Васильцова писала, что любовь к родине должна быть деятельной. Ю.А.Стрельцов, в свою очередь, отмечает: «На современном этапе особую значимость приобретает практико-деятельный аспект патриотизма. Речь идет не просто о любви к Отечеству, а об активном отстаивании его интересов, беззаветном служении Родине» [7; 110].

Именно это качество патриотических чувств выдвигается на первый план в таких принятых государственных документах, как программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» и Программа, посвященная проблемам формирования толерантности и борьбы с экстремизмом.

Ю.А. Стрельцов в своих трудах выделяет просветительно-образовательную деятельность, отмечая, что именно она «является важным и необходимым компонентом общего процесса развития человека» [7; 96] .

Определяющей для ценностного сознания русского народа, как известно, занимает идея соборности. В связи с этим, известный ученый подчеркивает: «У русского ценностного сознания исконно был коллективно-общинный характер, и к типичному для Запада индивидуалистическому укладу жизни здесь всегда относились неодобрительно» [7; 111]. Это ценное замечание Ю.А. Стрельцова, по нашему мнению, необходимо взять на вооружение при конструировании ценностно-ориентированного воспитания современного россиянина.

В построении системы ценностного ориентирования на современном этапе нельзя обойтись без таких основополагающих понятий, как культура личности, группы, общества в целом. «Именно культура включает в себя отработанные тысячелетиями представления о нравственной ответственности, о границах, которые никому нельзя переступать, о том, как быть добрым, создавать красоту и уметь любить», - пишет Ю.А.Стрельцов [7; 112].

В связи со сказанным и опираясь на труды педагогической системы известного ученого, необходимо отметить, что для решения вышеназванных проблем необходимы определенные социокультурные программы, планы, рекомендации, целепо-лагания.

Воспитание как социальное явление в истории человечества всегда содержало в себе элемент цели и выстраивалось людьми на протяжении длительного общественного развития с ориентацией на определенные цели и ценности.

По мнению Ю.А. Стрельцова, «целеполагание - довольно сложный по своему осуществлению процесс. В этой ситуации особенно опасны однобокие и ошибочные установки. Именно так обстоит дело с явным завышением целей, когда нереально поставленные ориентиры отличаются чрезмерной масштабностью, абстрактностью и расплывчатостью» [7; 45-46]. По словам ученого, для того чтобы цель работала, она должна быть реальной и доступной.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что цели и задачи современного образования и воспитания - профессиональное и личностное становление специалиста культуры - заставляют по-новому взглянуть на содержание и средства формирования ценностных ориентаций студентов.

Таким образом, на разных этапах своего развития ценности меняются, модифицируются, но основное ядро должно оставаться неизменным. И в заключение нельзя не вспомнить слова Юрия Андреевича Стрельцова: «Вот почему при любых исторических изменениях продуктивнее всего не прерывать по возможности того, что называют «связью времен», а всемерно обеспечивать в системе ориентации и установок внутреннее смысловое единство прошлого, настоящего и будущего» [7; 114].

Примечания:

1. Булатова Н.Д. Этнопедагогика: метод. пос. - М.:МГУКИ, 2007.

2. Булатова Н.Д. Этнопедагогический потенциал культурных ценностей в профессиональном становлении специалиста культуры и искусств. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008. - № 6. - С. 114 - 116.

3. Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи: материалы «круглого стола» / Науч. ред. В.С.Слепокуров, Н.Н.Ярошенко, В.И.Черниченко, В.С.Садовская. - М.: МГУКИ, 2008. - 151 с.

4. Жарков А.Д. Социально-культурная деятельность как способ сохранения и развития общечеловеческих ценностей // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 3. - С. 98-103

5. Непрерывное образование: история и современные проблемы: Коллективная монография. // Сост. Н.Д.Булатова, О.Г.Живейнова, Т.В.Христидис, В.И.Черниченко. - М.: ООО «Издательство МБА», 2009. - 250 с.

6. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования./ З.И.Равкин // Педагогика - 1995. - №5. - С.87-90.

7. Стрельцов Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А.Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - 2-е изд, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2010 - 307 с.

8. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003 - 151с.

9. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. - 156 с.

10. Ярошенко Н.Н. Потенциал художественного образования в гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ: стратегические подходы ЮНЕСКО // Вестник МГУКИ. - 2013. - № 2. - С. 150-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.