Научная статья на тему 'Этнопедагогический подход в системе физического воспитания детей среднего Приобья'

Этнопедагогический подход в системе физического воспитания детей среднего Приобья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / CHILDREN'S HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / REGIONAL PROGRAM / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ / METHODOLOGICAL GUIDELINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фынтынэ О.А., Яковлев Б.П.

The problems stipulated in the paper can be settled in case of development of innovative methodological guidelines and approaches to physical education of pupils in pedagogical education – ethnopedagogical one and substantiation of the conceptual model of realization of the approach within the studied problem. The guidelines can be as follows: – apart from the knowledge function, traditions of school physical education are to perform the value-orientation, directing, information and forecast functions, which, if realized, promote solution of the fundamental recreational, educational and training objectives in the pupils' development and personal self-determination; – the regional specifics shown in choosing of the most efficient methods of health protection and promotion, supplementing each other and combining national and standard methods and technologies; – the specifics of the forms and methods of pupils' physical education is in their natural hardening, combined labour and physical education, traditional ethnic games, national holidays based on the occupations of physical culture and sport; – the ethnocultural orientation of physical education of the Khanty and Mansi schoolchildren is to be defined by the children's health status, traditions and customs of the national culture, inter-succession of the forms and methods of school physical education; – owing to the general orientation, the methods are to facilitate further enhancement of school physical education and serve the common national purposes. – enhancement of the curriculum by enriching it with elements of physical culture of the people of the North.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический подход в системе физического воспитания детей среднего Приобья»

УДК: 796.01

___ ________v^

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИИ

подход в системе физического воспитания детей Cреднего Приобья

Кандидат педагогических наук О.А. Фынтынэ

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF THE MIDDLE OB REGION OA. Fyntyne, Ph.D. B.P. Yakovlev, professor, Dr.Psych. Surgut state university KhMAR-Ugra, Surgut

Key words: children's health, physical education, ethnopedagogical approach, regional program, methodological guidelines.

The problems stipulated in the paper can be settled in case of development of innovative methodological guidelines and approaches to physical education of pupils in pedagogical education - ethnopedagogical one and substantiation of the conceptual model of realization of the approach within the studied problem. The guidelines can be as follows:

- apart from the knowledge function, traditions of school physical education are to perform the value-orientation, directing, information and forecast functions, which, if realized, promote solution of the fundamental recreational, educational and training objectives in the pupils' development and personal self-determination;

- the regional specifics shown in choosing of the most efficient methods of health protection and promotion, supplementing each other and combining national and standard methods and technologies;

- the specifics of the forms and methods of pupils' physical education is in their natural hardening, combined labour and physical education, traditional ethnic games, national holidays based on the occupations of physical culture and sport;

- the ethnocultural orientation of physical education of the Khanty and Mansi schoolchildren is to be defined by the children's health status, traditions and customs of the national culture, inter-succession of the forms and methods of school physical education;

- owing to the general orientation, the methods are to facilitate further enhancement of school physical education and serve the common national purposes.

- enhancement of the curriculum by enriching it with elements of physical culture of the people of the North.

Ключевые слова: здоровье детей, физическое воспитание, эт-нопедагогический подход, региональная программа, методологические положения.

Введение. Современное общество озабочено здоровьем подрастающего поколения, фундамент которого закладывается в детском возрасте. Интерес ученых к этой проблеме обуславливает необходимость осмысления культурных ценностей народов в их культурно-историческом аспекте, раскрытия богатейших сокровищниц национального физического воспитания. В начале 1990-х гг. журнал «Физическая культура в школе» стал своего рода ареной, где развернулась широкая дискуссия о перестройке физической культуры в школе. Она выявила различные точки зрения на совершенствование школьного физического воспитания. Следует отметить, что эта дискуссия была творческой, профессиональной, направленной на поиск путей перестройки физической культуры в общеобразовательной школе, а не была навязана сверху.

Цель исследования - научно-методическое обоснование этнопедагогического подхода в системе физического воспитания детей Среднего Прио-бья.

Организация исследования. В 1996 г. авторским коллективом (В.И. Прокопенко, В.В. Прокопенко, Н.В. Самолов) была предложена комплексная национальная программа по физическому воспитанию учащихся начальной школы Ханты-Мансийского автономного округа [1, 5]. Данная программа разработана с учетом нового режима функционирования и новой административной структуры национальной школы, в которой соединены обучение и получение профессии.

Коренные народы Севера - ханты и манси в процессе своего исторического развития создали проверенную временем своеобразную систему воспитания, направленную на подготовку под-

№ 6 • 2013 Июнь | June

85

растающего поколения к традиционным видам промыслово-хозяйственной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение.

Как отмечают С.М. Малиновский, И.В. Малиновская, «наиболее значительными особенностями этнопсихологии у народов Севера является преобладание образного мышления, а не формально-логического, качественное отличие культурно-предметной среды в дошкольный период формирования личности, непосредственно деятельный характер традиционных форм обучения и воспроизводства культуры. Относительное преобладание образного мышления, по сравнению с формально-логическим, не является признаком культурной отсталости, более того, именно образно-ассоциативное мышление лежит в основе любой творческой деятельности» [5].

Современный процесс физического воспитания школьников северных этносов не отражает накопленного этими народами положительного опыта традиционного физического воспитания. Модель «закрытой школы» не оправдала себя в условиях Севера. В.М. Кулемзин, Н.В.Лукина отмечают, что: «Все это рушится, когда ребенок попадает в школу-интернат и его главной работой становится посещение уроков. Он сразу лишается возможности проявлять себя как самостоятельная творческая личность, его только учат, причем словесно. Дома же он учился больше сам - путем подражания, следования примеру отца или матери. Те относились к нему уважительно, как к равному, а в школе между ним и взрослыми проводится резкая грань. Дети леса и тундры острее, чем поселковые и городские, воспринимают социальное неравенство, ибо им почти не приходилось слышать в семье о зависимости от "начальства". И школьно-интернатская форма означает для них обезличивание» [3].

И.Н. Гемуев отмечает, что дети, «будучи оторванными от родной культуры, в массе были обречены стать маргиналами, не постигшими в должной мере ценностей ни собственной, ни русской культуры, в контексте которой велось (и ведется) обучение» [2].

Ханты и манси всегда уделяли особое внимание задаче формирования у подрастающего поколения знаний, умений и навыков к труду, их физической и психологической подготовке, соответствующих бытовому укладу и промысловой деятельности в экстремальных условиях Севера.

В настоящее время необходимо возрождать вековые традиции народной педагогики. Всякие попытки разрушить национальные традиции и приобщить народ к чуждой ему культуре, целям и образцам деятельности приводят к стихийному сопротивлению. Ключевые ценности этноса, которые ранее вызывали сильнейший импульс к действию, сохраняются, опираясь на зафиксированные письменно и устно комплексы идей и представлений о месте того или иного народа в мире. Овладение этими идеями, ценностями, традициями, обычаями, перенесение их в личный опыт и приучение пользоваться ими должно

складываться в систему национального воспитания, способную противостоять ассимиляционным процессам.

Таким образом, народы Севера в соответствии с социально-экономическим уровнем своего развития и особенностями природно-географической среды сформировали своего рода школу физического воспитания подрастающего поколения. Естественно, она является результатом многовекового опыта проживания этих народов в экстремальных климатических условиях, вобравших в себя все лучшее, что одно поколение накапливало и передавало другому.

Традиционное физическое воспитание народов ханты и манси было направлено на необходимость выживания в сложных условиях Севера, а также на развитие основных физических качеств, двигательных умений и навыков, которые способствуют быстрейшему овладению профессиональными качествами охотника, рыбака, оленевода и домашней хозяйки. Необходимо отметить, что процесс физического воспитания народов ханты и манси в прошлом был направлен на военную и промысловую подготовку.

Народы ханты и манси на протяжении веков разрабатывали многообразные методы обучения, имевшие целью сделать учебный процесс результативным. Анализ изученного материала показывает, что в практике физического воспитания народов ханты и манси применялись следующие методы обучения:

• устное изложение изучаемого материала (рассказ, объяснение, беседа);

• показ и демонстрация физического упражнения;

• практические методы: упражнения и тренировки, подражания, состязания, самостоятельная работа, проверка и оценка.

В народной педагогике ханты и манси раскрыты разнообразные методы воспитания, с помощью которых проходил процесс как общего, так и физического воспитания поколений. С целью выработки и закрепления у подрастающего поколения определенных физических, морально-волевых качеств, норм, правил и привычек нравственного поведения самыми действенными оказались методы наставления, вынуждения, поощрения. В народе особое внимание уделялось методам поощрения. Победители состязаний, соревнований, храбрые охотники и рыболовы, воины возвеличивались и награждались звериными шкурами, жертвенными животными и др. [6].

Все это весьма важно, ибо многое из того, что было связано с традициями в области культуры, этики, народной педагогики и, следовательно, физического воспитания на протяжении многих лет, в значительной своей части считалось «пережитками прошлого», что нанесло почти невосполнимый урон самобытности народов севера - ханты и манси, его культуре. Возродить многие исконные националь-

86

№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе

ные подвижные игры, состязания и самобытные физические упражнения и национальные виды спорта, сделать их достоянием современного поколения, особенно детей и молодежи, - неотложная задача.

Анализ региональных подходов в физическом воспитании учащихся показал, что на данный момент построение принципов государственной образовательной политики обязательно должно учитывать поликультурную и региональную образовательную среду. Для этого необходимо, чтобы в каждом конкретном регионе были свои стратегия и политика развития как поликультурного, так и образовательного блока в их тесной взаимосвязи. В этом проявляется важнейший стратегический принцип развития систем в процессе взаимообмена и взаимодействия с окружающей средой [4, 6].

Если говорить об интеграции образования в Российской Федерации в целом, то следует отметить, что именно благодаря включению регионального компонента в программу образования по физической культуре развитие физического воспитания осуществляется в несколько ином направлении. Оно дополнено средствами уникальной и своеобразной физической культуры, присущей отдельно взятому региону с его этническими, социокультурными и климатическими особенностями.

Теоретический анализ исследований и обобщение достижений практики позволяют сделать вывод о том, что этнопедагогическое воспитание в системе физической культуры учащихся затруднено в контексте традиционного педагогического образования. Среди затруднений - ориентация образовательного процесса в школе на передачу знаний («знаниевый» подход), а не на потребности этнокультурно развивающейся личности (личност-но ориентированный этнопедагогический подход): в образовательной практике средней школы физическое воспитание в рамках межнационального взаимодействия учащихся не воспринимается как особый феномен, требующий новых методологических подходов к воспитательному процессу, наблюдается дефицит технологических процедур воспитания культуры межнационального общения; необходимость использования богатого опыта народных форм физического воспитания в оздоровлении учащихся и неразработанность педагогических основ этого процесса; недостаточное использование педагогами образовательных учреждений этнокультурной направленности физического воспитания и отсутствие методического обеспечения этого процесса.

Остро ощущается потребность разработки такой системы педагогического образования в средней общеобразовательной школе, которая будет способствовать воспитанию культуры межнационального общения среди детей, проживающих в различных этнических регионах РФ.

Выводы. Решение указанных проблем требует разработки принципиального новых методологических положений, подходов к физическому вос-

питанию учащихся в педагогическом образовании - этнопедагогического и обоснования концептуальной модели реализации этого подхода в контексте исследуемой проблемы. Такими положениями могут являться следующие:

- традиции физического воспитания в школе должны выполнять кроме знаниевой функции, ценностно-ориентирующую, направляющую, информационную и прогнозирующую, реализация которых способствует решению фундаментальных оздоровительных, образовательных, воспитательных задач в развитии учащихся, а также личностному самоопределению;

- региональная специфика, выражающаяся (в зависимости от места проживания этноса) в подборе наиболее эффективных для данных условий средств сохранения и укрепления здоровья, учете возможностей их взаимодополнения, комбинирования национальных и стандартных методов и технологий;

- специфика форм и методов физического воспитания учащихся заключается в их естественном закаливании, сочетании трудового и физического воспитания, традиционных этнических играх, национальных праздниках, основанных на занятиях физической культурой и спортом;

- этнокультурная направленность физического воспитания учащихся ханты и манси общеобразовательной школы должна определяться состоянием физического здоровья детей, традициями и обычаями народной культуры, взаимопреемственностью форм и методов физического воспитания в школьных образовательных учреждениях;

- общеобразовательная направленность требует подбора таких средств, которые благоприятствуют дальнейшему совершенствованию физического воспитания школьников, служат единым для всего народа задачам. В большинстве случаев детей привлекают не только сами упражнения, но и история их возникновения, правила использования в прошлом и настоящем;

- совершенствование содержания программного материала за счет обогащения его элементами физической культуры народов Севера - ханты и манси (национальных видов спорта, игр, состязаний и самобытных физических упражнений). Нами определены следующие исходные требования: соответствие общеобразовательной направленности физического воспитания; гармоническая связь с общим для всех школ программным материалом; соответствие национальным и региональным особенностям; унификация и систематизация; соответствие условиям школьного урока.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы / Г.Н. Волков // Национальная школа: концепция и технология развития: докл. и материалы междунар. конф. - Якутск, 16-21 марта 1993 г. - М.: Просвещение, 1993. - С. 45-52.

2. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси. Дом и Космос / И.Н. Гемуев. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние. - 1990. - 230

№ 6 • 2013 Июнь | _1ипе

87

3. Кулемзин В.М. Высьюганско-Ваховские ханты в конце XIX -начале XX в. / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. - Томск: изд-во ТГУ, 1977. - 212 с.

4. Пономарев Н.И. Быстрее, выше, сильнее: Региональная программа по физическому воспитанию для учащихся 3-4(5) классов общеобразовательных школ: метод. разработ. для регионов Сибири и Крайнего Севера / Н.И. Пономарев. - Норильск, 1996. - 46 с.

5. Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания / В.И. Прокопенко. - М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. -108 с.

6. Синявский Н.И. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского округа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: МПУ, 1998. - 22 с.

References

1. Volkov, G.N. Ethnopedagogical concept of the national school / G.N. Volkov // National school: the concept and technology of development: Proceedings of the internat. conf. -Yakutsk, March, 16-21 1993. - Moscow: Prosveschenie, 1993. - P. 45-52. (In Russian)

2. Gemuev, I.N. The Mansi world outlook. Home and Space / I.N. Gemuev. - Novosibirsk: Nauka, Sib. department. - 1990. - 230 P. (In Russian)

3. Kulemzin, V.M. Vasyugan-Vakha Khanty in the mid XIX - early XX centuries/ V.M. Kulemzin, N.V. Lukina. - Tomsk: publ. h-se TSU, 1977. - 212 P. (In Russian)

4. Ponomarev, N.I. Faster, higher, stronger: The regional program on physical education for 3-4(5)-formers of comprehensive schools: methodological courseware for Siberian and Ra Northern regions / N.I. Ponоmarev. - Norilsk, 1996. - 46 P. (In Russian)

5. Prokopenko, V.I. Khanty: Ethnopedagogics of physical education / V.I. Prokopenko. - Moscow: "National pedagogics" Association, 1994. - 108 P. (In Russian)

6. Sinyavsky, N.I. Physical education of 1-11-formers based on traditions of the native people of the Khanty-Mansiisk region: abstract of Ph.D. thesis. - Moscow: MPU, 1998. - 22 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 29.03.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.012.266

РЕГУЛЯЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ ЖЕНЩИН В ПОКОЕ И ПОСЛЕ ТРЕНИРОВКИ НА СТАБИЛОПЛАТФОРМЕ

Аспиранты А.С. Кинтюхин, Р.О. Солодилов, О.Н. Шимшиева

Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

Ключевые слова: методика, упражнения, тренировка, педагогический эксперимент.

Цель исследования - изучение особенностей регуляции вертикальной устойчивости женщин до и после тренировки на стабилоплатформе с обратной связью.

Организация и методика исследования. В

эксперименте приняли участие 20 женщин в возрасте от 20 до 62 лет (39,1 ±5,7 года). Женщины были методом случайной выборки распределены на 2 группы, по 10 человек в каждой. В первой группе участницы выполняли комплексы общеразвиваю-щих упражнений (ОРУ) и реабилитационные игры (РИ) на стабилоплатформе. Вторая группа выполняла только ОРУ. Продолжительность тренировок - 60 мин, три раза в неделю в течение 4 недель. ОРУ включали упражнения аэробного характера (20 мин), силового характера на тренажерах (20 мин), стретчинг и дыхательные упражнения. Исследование параметров вертикальной устойчивости женщин осуществляли методом стабилометрии с помощью комплекса «МБН-Биомеханика» по стандартной методике. Полученные данные оценивали с помощью пакета статистических программ <^а-^эйса 8.0». Для выявления зависимости изучаемых параметров от возраста испытуемых использовали дисперсионный и регрессионный анализы.

Результаты исследования. У испытуемых женщин коэффициент Ромберга после РИ (КР2) по сравнению с началом тренировок (КР) снижается и может быть описан зависимостями вида: КР = 287

- 2,47Х и КР2 = 365 - 3,98Х. Уменьшение величины коэффициента Ромберга свидетельствует о снижении нагрузки на зрительный анализатор и повышении функционального состояния проприоцептивной и вестибулярной систем. Показатель функции равновесия, напротив, повышался после реабилитационных игр на платформе с 2,07±0,87 до 2,39±0,64 (р<0<0,05). В группе женщин, тренировавшихся с использованием общеразвивающих упражнений, выявлено только одно существенное различие между показателями величины стандартного отклонения центра давления во фронтальной плоскости с закрытыми глазами (микроколебания из стороны в сторону) с -3,18±4,3 до -7,80±10,6 (р<0,02). В группе женщин, тренировавшихся с использованием ОРУ и РИ на стабилометрической платформе с обратной связью, уровень регуляции вертикального равновесия существенно повысился за счет снижения колебания центра давления во фронтальной и сагиттальной плоскостях, уменьшения скорости изменения центра давления с открытыми и закрытыми глазами и снижения максимальной амплитуды колебаний центра давления во фронтальной (12,08±4,81 против 11,61 ±2,15 ед.) и сагиттальной плоскостях (17,1±4,1 против 14,6±4,7 ед., р<0,05).

Вывод. Тренировки на стабилоплатформе с обратной связью повышают вертикальную устойчивость женщин за счет снижения средней скорости колебаний центра давления.

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 19.03.2013 г.

88

№ 6 • 2013 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.