ЮГРА НАУЧНО-СПОРТИВНАЯ
3. Кулемзин В.М. Высьюганско-Ваховские ханты в конце XIX -начале XX в. / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. - Томск: изд-во ТГУ, 1977. - 212 с.
4. Пономарев Н.И. Быстрее, выше, сильнее: Региональная программа по физическому воспитанию для учащихся 3-4(5) классов общеобразовательных школ: метод. разработ. для регионов Сибири и Крайнего Севера / Н.И. Пономарев. - Норильск, 1996. - 46 с.
5. Прокопенко В.И. Ханты: этнопедагогика физического воспитания / В.И. Прокопенко. - М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. -108 с.
6. Синявский Н.И. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского округа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: МПУ, 1998. - 22 с.
References
1. Volkov, G.N. Ethnopedagogical concept of the national school / G.N. Volkov // National school: the concept and technology of development: Proceedings of the internat. conf. -Yakutsk, March, 16-21 1993. - Moscow: Prosveschenie, 1993. - P. 45-52. (In Russian)
2. Gemuev, I.N. The Mansi world outlook. Home and Space / I.N. Gemuev. - Novosibirsk: Nauka, Sib. department. - 1990. - 230 P. (In Russian)
3. Kulemzin, V.M. Vasyugan-Vakha Khanty in the mid XIX - early XX centuries/ V.M. Kulemzin, N.V. Lukina. - Tomsk: publ. h-se TSU, 1977. - 212 P. (In Russian)
4. Ponomarev, N.I. Faster, higher, stronger: The regional program on physical education for 3-4(5)-formers of comprehensive schools: methodological courseware for Siberian and Ra Northern regions / N.I. Ponоmarev. - Norilsk, 1996. - 46 P. (In Russian)
5. Prokopenko, V.I. Khanty: Ethnopedagogics of physical education / V.I. Prokopenko. - Moscow: "National pedagogics" Association, 1994. - 108 P. (In Russian)
6. Sinyavsky, N.I. Physical education of 1-11-formers based on traditions of the native people of the Khanty-Mansiisk region: abstract of Ph.D. thesis. - Moscow: MPU, 1998. - 22 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 29.03.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.012.266
РЕГУЛЯЦИЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ ЖЕНЩИН В ПОКОЕ И ПОСЛЕ ТРЕНИРОВКИ НА СТАБИЛОПЛАТФОРМЕ
Аспиранты А.С. Кинтюхин, Р.О. Солодилов, О.Н. Шимшиева
Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут
Ключевые слова: методика, упражнения, тренировка, педагогический эксперимент.
Цель исследования - изучение особенностей регуляции вертикальной устойчивости женщин до и после тренировки на стабилоплатформе с обратной связью.
Организация и методика исследования. В
эксперименте приняли участие 20 женщин в возрасте от 20 до 62 лет (39,1 ±5,7 года). Женщины были методом случайной выборки распределены на 2 группы, по 10 человек в каждой. В первой группе участницы выполняли комплексы общеразвиваю-щих упражнений (ОРУ) и реабилитационные игры (РИ) на стабилоплатформе. Вторая группа выполняла только ОРУ. Продолжительность тренировок - 60 мин, три раза в неделю в течение 4 недель. ОРУ включали упражнения аэробного характера (20 мин), силового характера на тренажерах (20 мин), стретчинг и дыхательные упражнения. Исследование параметров вертикальной устойчивости женщин осуществляли методом стабилометрии с помощью комплекса «МБН-Биомеханика» по стандартной методике. Полученные данные оценивали с помощью пакета статистических программ <^а-^эйса 8.0». Для выявления зависимости изучаемых параметров от возраста испытуемых использовали дисперсионный и регрессионный анализы.
Результаты исследования. У испытуемых женщин коэффициент Ромберга после РИ (КР2) по сравнению с началом тренировок (КР) снижается и может быть описан зависимостями вида: КР = 287
- 2,47Х и КР2 = 365 - 3,98Х. Уменьшение величины коэффициента Ромберга свидетельствует о снижении нагрузки на зрительный анализатор и повышении функционального состояния проприоцептивной и вестибулярной систем. Показатель функции равновесия, напротив, повышался после реабилитационных игр на платформе с 2,07±0,87 до 2,39±0,64 (р<0<0,05). В группе женщин, тренировавшихся с использованием общеразвивающих упражнений, выявлено только одно существенное различие между показателями величины стандартного отклонения центра давления во фронтальной плоскости с закрытыми глазами (микроколебания из стороны в сторону) с -3,18±4,3 до -7,80±10,6 (р<0,02). В группе женщин, тренировавшихся с использованием ОРУ и РИ на стабилометрической платформе с обратной связью, уровень регуляции вертикального равновесия существенно повысился за счет снижения колебания центра давления во фронтальной и сагиттальной плоскостях, уменьшения скорости изменения центра давления с открытыми и закрытыми глазами и снижения максимальной амплитуды колебаний центра давления во фронтальной (12,08±4,81 против 11,61 ±2,15 ед.) и сагиттальной плоскостях (17,1±4,1 против 14,6±4,7 ед., р<0,05).
Вывод. Тренировки на стабилоплатформе с обратной связью повышают вертикальную устойчивость женщин за счет снижения средней скорости колебаний центра давления.
Информация для связи с автором:
apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 19.03.2013 г.
88
№ 6 • 2013 Июнь | June