Научная статья на тему 'Организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств контроля ЧСС у студентов вузов'

Организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств контроля ЧСС у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОР / MONITOR / ПУЛЬС / PULSE / ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ / HEART RATE / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / TEAM SYSTEM / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / CARDIOVASCULAR SYSTEM / ВУЗ / UNIVERSITY / КОМАНДНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Е. А., Лебединский В. Ю., Колокольцев М. М.

Nowadays, the system of physical education of students and promotion of health of the younger generation are the areas of research of many scientists in physical culture and sport. At the same time, the university system of physical education is experiencing an acute shortage of detailed and comprehensive control of the amount of functional reserves of all students, rather than individual athletes involved in sports clubs, who, regardless of the level of development of science, go through a comprehensive diagnosis in specialized clinics. The purpose of the study was to improve the educational process on the discipline «Physical Education» using modern methods of heart rate (HR) monitoring in university students. Using the team system POLAR Team 2 Pro one can accurately analyze motor density of classes, calculate average heart rate for a group at a certain moment of performance of an exercise, identify the fittest students and adjust the load of those who performs exercises with the insufficient intensity. Furthermore, remote monitoring of heart rate using heart rate monitors in persons doing physical exercises mainly only within the compulsory physical education classes amounting to over one thousand people in total, has revealed some specifics of their reaction. Thanks to the use of such team systems in classes mass analysis of the students' functional status can be made to determine their level of physical working capacity and individualize physical loads for them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств контроля ЧСС у студентов вузов»

УДК: 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ

учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств контроля ЧСС у студентов вузов

Е.А. Власов

Доктор медицинских наук, профессор В.Ю. Лебединский Доктор медицинских наук, профессор М.М. Колокольцев

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Иркутск

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION» USING MODERN METHODS OF HR MONITORING IN UNIVERSITY STUDENTS E.A. Vlasov

V.Yu. Lebedinskiy, professor, Dr.Med. M.M. Kolokol'tsev, professor, Dr.Med. National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk Key words: monitor, pulse, heart rate, students, physical education, team system, cardiovascular system, university. Nowadays, the system of physical education of students and promotion of health of the younger generation are the areas of research of many scientists in physical culture and sport. At the same time, the university system of physical education is experiencing an acute shortage of detailed and comprehensive control of the amount of functional reserves of all students, rather than individual athletes involved in sports clubs, who, regardless of the level of development of science, go through a comprehensive diagnosis in specialized clinics. The purpose of the study was to improve the educational process on the discipline «Physical Education» using modern methods of heart rate (HR) monitoring in university students.

Using the team system POLAR Team 2 Pro one can accurately analyze motor density of classes, calculate average heart rate for a group at a certain moment of performance of an exercise, identify the fittest students and adjust the load of those who performs exercises with the insufficient intensity. Furthermore, remote monitoring of heart rate using heart rate monitors in persons doing physical exercises mainly only within the compulsory physical education classes amounting to over one thousand people in total, has revealed some specifics of their reaction. Thanks to the use of such team systems in classes mass analysis of the students' functional status can be made to determine their level of physical working capacity and individualize physical loads for them.

Ключевые слова: монитор, пульс, частота сердечных сокращений, студенты, физическое воспитание, командная система, сердечно-сосудистая система, вуз.

В настоящее время сферой научных изысканий многих ученых в области физической культуры и спорта в отличие от прошлых лет, когда основные исследования были направлены на спорт высших достижений и улучшение спортивного результата, является именно система физического воспитания студентов и укрепление здоровья подрастающего поколения. В то же время система физического воспитания в вузе испытывает острую нехватку в глубоком и комплексном контроле за количеством функциональных резервов у всей массы студентов, а не отдельных спортсменов, занимающихся в спортивных секциях, которые и так, независимо от уровня развития науки, проходят комплексную диагностику в специализированных диспансерах.

Эмпирический опыт, накопленный в теории и методике физического воспитания, имеет четкую дифференциацию применения средств и методов для спорта высших достижений и лиц, занимающихся физической культурой. На современном этапе развития общества, когда состояние здоровья граждан России вызывает общественную тревогу, должны быть проведены интеграция спортивных и оздоровительных технологий, дифференциация их в зависимости от физического состояния, пола и возраста занимающихся на основе релевантной информации о запросах и потребностях в сфере их физического воспитания [1, 3, 4].

В связи с этим большую актуальность приобретает использование современных инновационных средств контроля функционального состояния каждого студента. Для того чтобы диагностика была объективной и носила более прикладной характер, ее необходимо осуществлять непосредственно во время проведения обычного занятия по предмету «Физическая культура» [2].

В частности, для решений этой задачи в Национальном исследовательском Иркутском государственном техническом университете была создана научно-исследовательская лаборатория «Мониторинг физического здоровья», на базе

Рис. 1. ЧСС при адекватной реакции на физическую нагрузку

которой решаются следующие задачи: изучение физического здоровья студентов, разработка региональных стандартов их физического развития и физической подготовленности, внедрение мониторинговых технологий в учебный процесс, разработка и сборка специализированного оборудования для функциональной диагностики, глубокий комплексный контроль физического здоровья отдельных групп спортсменов и студентов. Лаборатория работает в тесном сотрудничестве с центрами медико-биологических исследований и здоро-вьесберегающих технологий НИ ИрГТУ.

Одним из направлений работы лаборатории является медико-биологическое обеспечение учебного и тренировочного процессов. Чтобы осуществить комплексный контроль функционального состояния организма занимающихся физической культурой непосредственно в процессе занятия, необходимо применять дистанционные средства контроля [2]. Именно по этой причине была приобретена и с успехом используется командная система POLAR Team2 Pro, которая имеет в комплекте 20 мониторов сердечного ритма, работающих дистанционно и одновременно.

Цель исследования - совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» с использованием современных средств контроля частоты сердечных сокращений (ЧСС) у студентов вузов.

Результаты исследования и их обсуждение. Пульс является косвенным показателем состояния организма. По его величине можно судить о нагрузке, восстановлении, возможном заболевании, общем состоянии организма. Так как измерить ЧСС достаточно легко, то эти методы получили большое распространение. Простой ручной контроль пульса нередко дает большую погрешность ввиду многих причин: невнимательность студентов, отсутствие у них практического опыта и др. Такие измерения проводятся также в перерыве между упражнениями и не всегда точно характеризуют реакцию организма в процессе выполнения самого упражнения.

В то же время благодаря применению командной системы POLAR Team2 Pro можно наиболее точно проводить анализ моторной плотности занятия, подсчитывать средний пульс по группе в определенный момент выполнения упражнения, выявлять наиболее подготовленных студентов и корректировать нагрузку тех, кто выполняет упражнение с недостаточной интенсивностью. Кроме того, дистанционный контроль ЧСС при помощи мониторов сердечного ритма у лиц, выполняющих физические упражнения в основном только в рамках обязательных занятий по физической культуре, общее количество которых составило более 1 тыс. человек, позволил выявить некоторые закономерности (рис. 1 и 2) ее реакции.

На рисунках отображен фрагмент основной части занятия. Первая волна (одинаковая реакция на обоих рисунках) отображает изменения пульса в процессе выполнения серии

Рис. 2. ЧСС при физической нагрузке после нарушения режима

силовых упражнений большой интенсивности. Затем наблюдается незначительное снижение пульса - студенты выполняли дыхательные упражнения в течение 5 мин, после чего они стартовали на 800 м. При выполнении этого упражнения и появилась атипичная реакция сердечно-сосудистой системы у 4 человек из 20.

После начала упражнения ЧСС у этих студентов, так же как и у всех, увеличивается, но через некоторое время значительно снижается практически до состояния покоя, такой ее уровень сохраняется до конца выполнения упражнения, и лишь после его завершения она вновь восстанавливается и относительно выравнивается, совпадая с общей тенденцией по группе. Подобная реакция была отмечена как у юношей, так и у девушек (отнесенных к первой и второй функциональным группам здоровья), занимающихся в группах общей физической подготовки, при выполнении различных упражнений максимальной и субмаксимальной мощности, чаще по завершении основной части занятия. Кроме того, хочется отметить, что при каждом обследовании отдельной учебной группы (20 человек) таких студентов насчитывалось от одного до пяти. У студентов, занимающихся в спортивных секциях, подобной реакции не выявлено.

В ходе анализа полученных результатов, который включал и опрос студентов с такой реакцией, установлено следующее. Данная реакция проявляется несистемно, то есть не на каждом занятии и у разных студентов. Практически все из них (80-90 %) во время опроса после занятия отмечают в анамнезе нарушение режима. В большинстве случаев это отсутствие полноценного сна, недавнее употребление алкоголя, отсутствие завтрака либо обеда в день занятия, наличие стрессовых ситуаций. Во время выполнения самих упражнений с максимальной и субмаксимальной интенсивностью такие студенты отмечают небольшое головокружение и общую слабость.

Объективными признаками подобных явлений, по мнению ученых, служит ухудшение приспособляемости сердечнососудистой системы к скоростным нагрузкам. Данное состояние схоже по симптоматике с перетренированностью, то есть когда физическое, поведенческое и эмоциональное состояние занимающихся, возникающее при заданном объеме и интенсивности тренировочных нагрузок, превышает их восстановительные способности. Этот феномен чаще возникает у новичков, которые подвергают неподготовленный и ослабленный нарушением режима организм неадекватными нагрузкам. Его возникновению способствуют следующие факторы: нарушение суточного ритма организма, заболевания, утомление на работе, менструация, плохое питание и др.

Следовательно, можно сделать вывод, что на каждом занятии по физической культуре в группах общей физической подготовки присутствуют студенты, которым противо-

показаны максимальные и субмаксимальные физические нагрузки на данный момент ввиду вышеприведенных причин. Во избежание негативных проявлений, способствующих переутомлению и возникновению атипичных реакций сердечно-сосудистой системы, необходимо выявлять таких студентов и не допускать их к выполнению упражнений с высокой интенсивностью. При этом с использованием дистанционных средств контроля ЧСС осуществляется более индивидуализированный подход к дозировке физических нагрузок субмаксимальной мощности на занятиях физической культурой.

Вывод. Применение подобных командных систем во время проведения учебных занятий позволяет проводить массовый анализ функционального состояния студентов с целью определения уровня их работоспособности и индивидуализации физических нагрузок.

Литература

1. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

2. Бомин В.А. Контроль функционального состояния в тренировочном процессе с использованием телеметрической системы / В.А.

из ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

Бомин, А.И. Ракоца, В.Ю. Лебединский // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 6. - С. 78-82.

3. Лубышева Л.И. Педагогические условия формирования спортивной культуры личности в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 36-41.

4. ЛукьяненкоА.Г. Оздоровительный фитнес в системе физического воспитания учащихся колледжа: дис. ... канд. пед. наук / А.Г. Лукьяненко. - М., 2002. - 134 с., ил.

References

1. Balsevich, V.K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and youth / V.K. Balsevich // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 1996. - № 1. - P. 23-25. (In Russian)

2. Bomin, V.A Monitoring of functional state in the training process with the use of telemetry system / V.A. Bomin, A.I. Rakotsa, V.Yu. Lebedinskiy // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 6. -P. 78-82. (In Russian)

3. Lubysheva. L.I. Pedagogical conditions of formation of the personal sports culture in a comprehensive school / L.I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 5. - P. 36-41. (In Russian)

4. Luk'yanenko, A.G. Fitness and wellness in the system of physical education of college students: Ph.D. thesis / A.G. Luk'yanenko. -Moscow, 2002. - 134 P., illust. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 24.03.2014 г.

УДК: 796.05

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИЛЫ СПОРТА КАК ФОРМА ТРАДИЦИОННОМ КУЛЬТУРЫ НАРОДА

Доцент АА Захаров

Северо-Восточный федеральный университет им. МК Аммосова, Якутск

Ключевые слова: спортивная культура, национальный спорт, этнокультура, традиции.

Известно, что в национальных видах спорта культивируются традиционные формы физической активности. Поэтому есть основания полагать, что спортивная культура является не только существенной стороной сохранения обычаев, социальных привычек, обрядов и народных традиций, но и одним из факторов развития этнического самосознания народа. Кроме того изучение этнических физических упражнений и игр народов Севера подводит к выводу о том, что национальные виды спорта имеют утилитарно-практический смысл, ибо содержащийся в них потенциал помогает развивать силу, ловкость, быстроту, без которых жизнь в трудных условиях Севера просто немыслима [1, 3]. Таким образом, спортивная культура, формируемая традиционными физическими упражнениями, подвижными и силовыми играми предков, является эффективным средством физического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Цель исследования - обоснование роли национальных видов спорта в развитии теории спортивной культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящий момент проводится активная пропаганда и продвижение этнической спортивной культуры народа саха за пределы республики и Российской Федерации. В связи с этим возрастает роль национальных видов спорта в приобщении к этнической культуре представителей других народов, что превращает их в эффективное средство интернационального воспитания молодежи. Этот процесс стимулируется глобализацией экономики, информации, коммуникационных систем, усиливая заимствования и ассимиляцию национальных культурных ценностей, что чревато разрушением этнической самобытности [2]. Поэтому важно ускорить поиск путей спортификации традиционных физических упражнений, игр и

создать тщательно проработанную стратегию полноценного развития и продвижения национальных видов спорта на мировую спортивную арену. С этой целью необходимо осознать, изучить и обосновать генетические скрепы народных спортивных традиций с историей народа и его культурой. В контексте такой постановки возникают вопросы, например в чем смысл и (или) смысловые отличия занятий спортом вообще и национальными видами спорта в частности? В чем особенность этнической спортивной культуры?

Как показывает опыт развития якутских национальных видов спорта, на сегодняшний день внедряются практические способы соединения национальной культуры и якутских национальных видов спорта: специальная экипировка, инвентарь, терминология на родном языке, которые помогают отразить этническую самобытность национальных видов спорта, способствуя становлению этнической спортивной культуры.

Вывод. Необходимо усилить работу по созданию национальной школы (академии) масрестлинга (национальных видов спорта), где можно аккумулировать богатый опыт эт-нопедагогики, этнокультуры народа саха и спортивной культуры по национальным видам спорта. В таких школах могли бы обучаться и совершенствоваться не только физически, но и духовно представители различных народов, приобщаясь к культурному наследию народов Якутии.

Литература

1. Барабанова В.Б. Спорт как проекция культурных смыслов / В.Б. Барабанова // Философия права. - 2007. - № 2. - С. 81-84.

2. Захаров А.А. О путях сохранения этнической самобытност национальных видов спорта на современном этапе развития / А.А. Захаров // Уч. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2. - С. 66-69.

3. КочневВ.П. Физические упражнения, игры и состязания коренных народов Якутии / В.П. Кочнев // Теория и практика физ. культуры. - 2012. - № 10. - С. 24-26.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 13.03.3014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.