Научная статья на тему 'Этнопедагогический подход к развитию экологической культуры личности в поликультурном образовательном пространстве'

Этнопедагогический подход к развитию экологической культуры личности в поликультурном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ENVIRONMENTAL CULTURE / ETHNO PEDAGOGICAL APPROACH / ENVIRONMENTAL ETHICS / HUMANITARIAN ECOLOGY / ETHNOCULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагнер И.В.

В статье актуализирован этнопедагогический подход к развитию экологической культуры личности в контексте поликультурности образования. Раскрыто его методологическое значение и потенциал в развитии экологической культуры личности. Представлен этнокультурный модуль разрабатываемого автором статьи гуманитарного компонента экологического образования курса «Экологической этики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnopedagogical Approach to The Development of Environmental Culture of Personality in The Policultural Educational Space

The article actualizes the ethno pedagogical approach to the development of the environmental culture of the individual in the context of multicultural education. The author reveals his methodological significance and potential in the development of an individual's environmental culture. The ethnocultural module of the humanitarian component of environmental education, developed by the author of the article the course “Ecological ethics”, is presented.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический подход к развитию экологической культуры личности в поликультурном образовательном пространстве»

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ культуры ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ*

И. В. Вагнер

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва, Россия

Ethnopedagogical Approach to The Development of Environmental Culture

of Personality in The Policultural Educational Space

I. V. Wagner

Institute of Childhood, Family and Education of the Russian Academy ofEducation, Moscow, Russia

В статье актуализирован этнопедагогический подход к развитию экологической культуры личности в контексте поликультурности образования. Раскрыто его методологическое значение и потенциал в развитии экологической культуры личности. Представлен этнокультурный модуль разрабатываемого автором статьи гуманитарного компонента экологического образования — курса «Экологической этики».

Ключевые слова: экологическая культура, этнопедагогический подход, экологическая этика, гуманитарная экология, этнокультурные ценности.

The article actualizes the ethno-pedagogical approach to the development of the environmental culture of the individual in the context of multicultural education. The author reveals his methodological significance and potential in the development of an individual's environmental culture. The ethnocultural module of the humanitarian component of environmental education, developed by the author of the article — the course «Ecological ethics», is presented.

Keywords: environmental culture, ethno-pedagogical approach, environmental ethics, humanitarian ecology, ethnocultural values.

Мысли о взаимосвязи народных характеров с различиями климата, географических условий, природы высказывались еще в древние времена (Гиппократ, Геродот, Ксенофонт, Цезарь, Тацит, Страбон, Плиний). Однако лишь в ХХ веке в полную силу стали заявлять о себе такие науки как этнопедагогика, этнопсихология, экопедагогика и экопсихология. На рубеже 60—70-х гг. XX века общество пришло к пониманию, что всесилие научно-технического прогресса — миф, так как имеются природные, экологические ограничения. В динамике развития философско-экологической картины мира, подходов международного сообщества к решению экологических проблем на протяжении последних десятилетий отчетливо просматривается тенденция переосмысления аксиологических, культурологических основ взаимодействия с природой, осознание культурологических корней экологического кризиса, переоценка ценностей в системе «Человек — Природа», принципиальная смена картины мира. Доминировавшая на протяжении нескольких веков интенсивной индустриализации философия природопользования, потребительское отношение человека к природе периода научно-технической революции, позиции антропоцентризма,

согласно которым человек рассматривался как венец природы, ее господин, хозяин, высшая ценность мироздания, а природа — как источник существования человека, постепенно уступают место гуманистическим позициям гармоничного взаимодействия с природой.

Актуализация поликультурного подхода к развитию современного образования обусловливает особое внимание к этнопедагогическим основам развития экологической культуры личности. Значимость этнопедаго-гического подхода к развитию экологической культуры личности обусловлена философскими положениями о современной цивилизационной перестройке, культурологических основаниях экологических проблем. Необходимость этнопедагогизации экологического образования вытекает из философско-культурологических концепций, в которых осуществляется поиск причин экологических проблем в аксиологическом ракурсе, формулируются представления о ценностном отношении к природе, соизмеряются материальная и духовная составляющие культуры, осмысливаются соотношения рационального, утилитарно-хозяйственного, прагматичного начал и эмоционально-нравственного компонентов взаимоотношений Человека и Природы: кон-

цепции холизма, положении синергетики, представлений о коэволюции как соразвитии природы и общества, об устойчивом развитии, идей антропокосмизма, обусловливающих взгляд на Человека и Природу как равновеликие ценности; философских положений о природе как культурной ценности, ведущей роли духовного, эмоционально-нравственного компонентов в диалоге культур; ноосферном мышлении и духовных приоритетах как условии перехода цивилизации к устойчивому развитию [1, 3].

Значительная часть специалистов в различных областях научного знания полагают, что с современными экологическими проблемами невозможно справиться при помощи одних только научно-технических средств, ибо экологический кризис порожден ценностями и нормами технократической цивилизации. Их корректировка рассматривается в качестве основного условия перехода человечества к устойчивому развитию. Экологическая культура с ее экологическими ценностями и мировоззрением, нормами жизни, идеалом гуманистического отношения к природе противоположна доминирующим в современном обществе потребительским установкам. Важно формировать экологическую культуру личности как совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. Этнопедагоги-ческий подход имеет существенный потенциал в целостном, системном развитии всех составляющих экологической культуры личности [3].

Своевременность разработки этнопедагогичес-кого подхода к развитию экологической культуры личности обусловлена поликультурностью современного образования и необходимостью усиления аксиологического, воспитательного потенциала содержания экологического образования, обеспечения его перехода от ориентации на ценности потребительской культуры природопользования к ценностям гармоничного взаимодействия с природой. Для современного экологического образования актуальна разработка содержания и средств, позволяющих сформировать отношение к природе как ценности культуры, дать представление учащимся о духовно нравственных основах взаимодействия человека с окружающим миром.

Постепенное изменение философско-экологиче-ской картины мира; смещение приоритетов в решении экологических проблем с технологических средств борьбы с антропогенным загрязнением среды на культурологические подходы, на формирование экологической культуры, ценностного, духовно-нравственного отношения к природе способствует тому, что с каждым годом в разных областях научного знания усиливается внимание к аксиологическим, культурологическим аспектам экологического развития, укрепляется тенденция гуманизации и гуманитаризации экологического образования, в контексте которой и рассматривается нами этнопедагогический подход к развитию экологической культуры личности.

В рамках исследований в таких областях как этно-экология, этнопедагогика, экопсихология, экопедагоги-ка, в области гуманитарного экологического направления современной педагогики уже накоплен определенный опыт теоретической и методической разработки проблем интеграции этно- и экокультурных компонентов развития личности и общества. Экологическое направление интенсивно развивается в области этнопсихологии и этнопедагогики. Новые интенсивно развивающиеся области социально-психологического знания базируются на социально-экологической философии, являются компонентами гуманитарно- экологического знания, развитие которого отражает процесс глобальной перестройки современной цивилизации с позиций технократической культуры на позиции экологической, от антропоцентризма — к идеалам гармонии в системе «Человек — Природа». Эта тенденция выражена в усилении внимания исследователей к культурологическим основам экологического развития, расширении и укреплении социально-экологической теории и практики как междисциплинарного направления научно-практической деятельности. Среди исследований, посвященных этнокультурным традициям воспитания у детей культуры отношения к природе можно выделить две основные группы. Во-первых, — исследования, посвященные этнопедагогическим традициям экологического образования конкретных народов, этнических групп. Во-вторых, — исследования, посвященные разработке культурологических основ экологического образования, и в этом контексте востребующие потенциал народных традиций. Этнопедагогическая школа может быть представлена работами академика РАО Г. Н. Волкова и его многочисленных учеников. Г. Н. Волков рассматривает природу как один из важнейших факторов народной педагогики, отмечает, что «она — не только среда обитания, но и родная сторона, Родина» [2, с.129]. Как и А. А. Налчаджян в «Этнопсихологии» [7], так и Г. Н. Волков в «Этнопедагогике» связывает с природой чувство патриотизма: «Привязанность к родным местам — стержневое свойство здорового патриотизма...» [2, с. 132].

Важно, что гуманитарная парадигма экологического образования несет в себе не только сумму междисциплинарных гуманитарно- экологических знаний, но и изменении методологических основ экологического образования — от идеологии природопользования и потребления — к гуманистическим идеалам гармоничного соразвития Человека и Природы.

В работах автора настоящей статьи идея гуманитаризации экологического образования нашла выражение в концепции «Экологической этики» как гуманитарного социально-экологического образования [1]. В гуманитарной экологии — «Экологической этике» — этнопедагогический подход является не только методологией, но и находит выражение в этнопедагогическом модуле как одном из содержательных образовательных модулей. Чтобы дети могли реализовывать экокультур-ные ценности и нормы в социально-экологической

практике, они должны иметь определенные представления о культуре отношения к природе разных народов и в разные исторические эпохи. Чтобы нормативное поведение детей в природе было позитивным, необходимо наличие у них представлений о позитивных нормах отношения к природе. Чтобы состоялось признание природы как духовной и эстетической ценности, необходимо знание о том, как почитаются объекты природы у разных народов, в разных религиях, о том, как воплощаются в произведениях литературы, искусства эмоциональное восприятие природы человеком. Все это и многое другое составляет содержание этно-культургного модуля разрабатываемой нами гуманитарной области экологического образования и эколого-этического воспитания.

Этнопедагогический подход к формированию у детей экологической культуры выражается в интеграции средств этнопедагогики и инновационных технологий социально-экологической практики, этнокультурном характере моделей открытых социально-педагогических систем экологического воспитания, развитии этнокультурного модуля гуманитарно- экологического образования; обеспечивает повышение его образовательного потенциала, гуманизацию экологического образования, развитие у подрастающих поколений ценностного отношения к природе, толерантности, культуры межнационального общения и гражданской позиции в сфере решения экологических проблем; реализацию приоритетов международной стратегии образования для устойчивого развития.

Потенциал этнопедагогики в экологическом образовании заключается в гуманистическом характере этнокультурной картины мира, духовно-нравственных, этических основах этнокультурных традиций взаимодействия с природой, в широком спектре этнопедаго-гических средств формирования экологической культуры личности и общества. Содержание этнокультурного модуля гуманитарного экологического образования мы определяем как совокупность представлений об этнокультурных традициях, нравственных, этических основах отношения к природе у разных народов, их гуманистическом характере; народном идеале совершенного человека как личности, развивающейся в гармонии с природой и реализующей ценностное отношение к природе в практике; средствах и формах выражения гуманистического отношения к жизни в трудовой деятельности, фольклоре, быту, народных ремеслах, художественном творчестве.

Ведущие позиции, которые занимает этнопеда-гогический подход в модели гуманитарно-экологического образования, связаны с тем, что специфика «Экологической этики» состоит в ее культурологической, аксиологической направленности. Естественнонаучные знания рассматриваются не как самоцель, а как средство достижения экологического благополучия, гармонии с окружающим миром, формирования у детей экокуль-турных ценностей и готовности к их воплощению в

практике. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования нацелена на формирование у детей знаний о нравственности, знаний об этических нормах и традициях отношения Человека к Природе.

Гуманитарный компонент экологического образования — курс «Экологической этики» на разных ступенях образования — от дошкольного до высшего — решает задачи формирования у детей и молодежи:

— знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; об экокультур-ных ценностях и эколого-этических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях народов разных стран, знаний о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; об основах экологической психологии, специфике субъектвного отношения человека к природе, экологическим проблемам и влиянии природы на психологическое состояние человека; об интерпретации экологического сознания в разных видах творческой деятельности, мифологии, религии, знаковых системах, различных артефактах и др.;

— умений и навыков реализации экокультур-ных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человек — Природа; соблюдения нравственных норм отношения к природе, интерпретации эмоционального опыта общения с природой в творческой деятельности; оценки и самооценки с этических позиций поведения человека в природе; проектирования моделей собственного поведения и деятельности сообразно экокультурным ценностям, идеалам и этическим принципам отношения к природе;

— системы экокультурных ценностей и потребности в реализации их в практике; мотивации к познавательной деятельности, гуманитарных и естественнонаучных экологических знаний; потребности в творческой самореализации в экологически ориентированной деятельности и различных видах творчества как сферы воплощения эколого-этических идеалов; экологически развитой эмоционально-чувственной сферы, способности к постижению чувства гармонии с природой, наслаждения ее красотой, состраданию, сочувствию; активной нравственно-экологической позиции.

Ничуть не умаляя значение естественнонаучной картины мира, естественнонаучных знаний о природе, мы, тем не менее, считаем необходимым их адекватное отражение в сознании школьников, а именно — представление естественнонаучных знаний как одного из равноправных компонентов человеческой культуры, а природы — не только как объекта хозяйственной деятельности человека или антропогенного воздействия, но и как ценности духовной культуры, не только материальной ценности, но и духовной. В формировании этнокультурного модуля мы придерживаемся принципа интеграции. Мы убеждены в том, что этнопедагогизация образовательного процесса должна осуществляться на

поликультурной основе, что этнопедагогическая модель должна быть поликультурной, обеспечивающей не только погружение детей в национальную культуру, но в значительно большей мере — формирование у них адекватных представлений о традициях ценностного отношения к природе в других культурах, толерантности, уважения к Другому и его ценностям, готовности к культурному диалогу, без которых невозможно освоение нравственно-этических норм применительно как к социуму, так и к природе. Безусловно, этнографический (краеведческо-страноведческий) модуль «(Экологической этики» перекликается с историко-культурологическим модулем или может быть даже интегрирован с ним. Но его основное содержание — это подробное и эмоционально насыщенное рассмотрение традиций взаимодействия с природой, характерных для разных этносов, разных культур в различных климатических зонах, странах, в разные времена, но в соотнесении с современным уровнем развития науки и техники, информационных технологий и, конечно же, глобальным характером экологических проблем. Приоритетное значение имеют проекты, направленные на изучение детьми этноэкологических традиций родного края, особенностей его географии, климата, природного ландшафта, флоры и фауны, отраженных в фольклоре, в народных промыслах, культах, обрядах, праздниках, легендах, мифах и т.д. Этноэкологическое краеведение не ограничивается исследовательскими и познавательными проектами. Не меньшее значение имеют проекты творческие и практические, связанные с воплощением знаний о культуре народа, родном крае в различных видах творческой деятельности и с реальным доступным вкладом в повышение его экологического благополучия. Составление подробных этно-экологических карт своего региона в результате эколого-этнографических экспедиций, карт «легендарных этнокультурных памятников природы», центров народных ремесел, открытие этноэкологическо-го музея в своей школе и распространение информации об экологических традициях этносов — все это является содержанием этно-эколого-краеведческих проектов школьников. Мы также формируем содержание этнопе-дагогического модуля системы воспитания с учетом особенно значимых артефактов народной культуры отношения к природе, на которых базируется потенциал этнопедагогики в экологическом воспитании. К их числу мы относим:

1) наличие в народной культуре идеала «совершенного человека», который живет в гармонии с природой;

2) традиции поклонения природы, ее объектам, мифологизации природы, одухотворения ее, способствующие развитию у детей эмоциально-чувственного отношения к природе, эмпатии, формированию потребности в общении с природой, постижению духовной гармонии взаимодействия с миром природы, представлений о природе как ценности народной духовной культуры и чувства ответственности перед прадедами и правнуками за ее состояние;

3) народное творчество, отражающее традиционное представление о природе как эстетической ценности и способствующее формированию у детей эстетической культуры по отношению к природе;

4) нормы поведения в природе, отражающие представления о ее самоценности, признание уникальности и ценности каждой жизни, традиции самоограничения, ответственного природопользования, уважительного отношения к ее законам, а также традиции благодарения природы за то, что она человека и кормит, и поит; одевает, от жары и холода укрывает; и лечит, и учит.

Конкретные особенности природы оказали влияние на формирование национальных черт, «именно в этом смысле условно можно трактовать «педагогику степей», «педагогику дуба и дубрав»», — пишет Г. Н. Волков [2, с. 82]. Так, например, для марийского народа — это «педагогика леса», который был вторы домом, «отцом родным», «радостью души». В то же время он являлся воспитателем, покровителем, учил трудолюбию, наблюдательности, помогал выжить в трудных условиях. Марийский край исстари славится своими озерами, реками, родниками, лесами, растительными и животным миром. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий, являлось одной из главных черт духовной жизни и морали народа. Марийский просветитель и исследователь религии мари С. Нурмин-ский писал: «Лес — волшебный мир Черемисина Около леса вертится его мировоззрение. Весь сказочный мир черемис вертится около леса и его обитателей, все загадки и поговорки вертятся около него же» [8, с. 243]. Марийцы в древние времена поклонялись силам природы, но вместе с тем ощущали себя частицей природы, осознавали неразрывную связь с ней. Особое внимание уделяли предки мари священным деревьям. Культовыми деревьями считались береза, липа, дуб. Категорически запрещалось пасти скот, вытаптывать траву, губить деревья...

Насыщены экокультурными ценностями таежные традиции народов северного Алтая. В их традиционных представлениях мир окружающей природы населен духами, и у каждого целебного источника, у камня, леса или горы есть свои духи-хозяева — ээзи. Существует много табу на убийство животных. Жизнь зверей и птиц не менее ценна, чем человеческая.

Также бережно к лесу относились горцы. Дерево исстари в Карачае и Черкесии было окружено ореолом святости. Превыше всего почиталась земля, которая воспринималась горцами как «материнское лоно растений». Они считали землю живым существом, самым чистым из всех, способным мыслить, чувствовать, говорить. Существовал строжайший запрет плевать на землю, бросать на нее мусор, выливать горячую воду [6]. С древних времен старейшинами карачаевских аулов строго осуждалось хищническое поведение в лесу. По неписаным, но неукоснительно соблюдавшимся законам деревьев в лесу вырубалось ровно столько, сколько было необходимо для нужд каждого аульчанина. Даже палочка для помешивания дров в очаге не должна была быть де-

ревянной (одноразовой), а изготовлялась из железа и часто переходила по наследству. Бережным было и отношение к животному миру. Запрещалось беспокоить и убивать муравьев, пауков, пчел, божьих коровок, змей, летучих мышей, ласточек, скворцов, голубей, синиц, кукушек и других насекомых, пресмыкающихся, птиц.

Социальные отношения, многовековой опыт народа, его культура, быт, мораль и взгляды на окружающую действительность, а также красота и выразительность родной речи отражены в пословицах. С большим почтением предки мари относились к земле, называли ее своей «матушкой»: «Земля — мать поля, хлеба — запахом хлеба» [5, с. 128]. А. Е. Китиков указывает: «В своей совокупности приметы есть народная наука, ибо они являются своеобразной системой народных знаний о природе, ее явлениях» [3]. Бесценным памятником духовной культуры народа являются сказки, воспитывающие любовь к природе, родной земле, Родине. В марийских сказках «животное особенно близко к человеку, принимает непосредственное участие в его делах и сильно похоже на человека» [8, с. 9]. Характерной чертой марийских сказок является включение в них песен, придающих повествованию образность, поэтичность: «Возле яблони не ходите, нежных веток не обломите. У черемухи не ходите, белых веток не обломите. Через грядки не проходите, стебли мака не обломите... »

Заключение

Особый потенциал этнокультурных традиций отношения к природе в экологическом воспитании

Литература

1. Вагнер И.. В. Экологическая этика как гуманитарная область экологического образования. Концепция. М.: ИСПС РАО, 2006. 32 с.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогикаю М.: Издательский центр «Академия», 2000. —176 с.

3. Глазачев С. Н, Вагнер И. В, Грехова А.. И., Сотникова Н. Н, Буркина И.. В. Этно-Эко-Культура педагогики семьи: научно-методическое пособие. М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. 212 с.

4. Кутиков А.. Е. Марийские народные загадки / Под ред. В. Я. Енсеева. Йошкар-Ола: Маар. КН. Изд-во, 1973.

состоит в том, что традиционная культура не несет в себе антропоцентризма, тем более — в его модернизированном техническом прогрессом варианте. Человек и его социальный мир, артефакты не рассматриваются как венец природы, а выступают как одна из экосистем, встроенных в экосферу, биосферу. Этно-культура несет философию гармонии, ценность человеческих способностей ладить с природой, а не потреблять, превосходствуя над ней. Духовность взаимоотношения с природой — это то, что выхолащивалось интенсивностью научно- технического прогресса и утрату чего сегодня болезненно переживает человечество. Одухотворение природы в этнокультуре — вот что веками способствовало сохранению и природы, и нравственному воспитанию, и гармонизации взаимоотношения Человека и Природы. Этнопедаго-гический подход в экологическом образовании способствует формированию у подростков ценностного, духовно-нравственного, эстетического отношения к природе, патриотизма, базирующегося на чувстве родства с окружающими ландшафтами, эмоционального опыта и потребности в непосредственном контакте с природой, творчества по мотивам природы и созидательной деятельности, направленной на сбережение жизни, природы, живой планеты.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00322 А «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании».

5. Марийские народные приметы / Под ред. А. Е Иванова. Йошкар-Ола: Маар. КН. Изд., 1977. 223 с.

6. Марийские народные сказки / Сост. Е А. Туровская, С. Эман, Йошкар-Ола: Маар. КН. Изд., 1945. 106 с.

7. Материалы исследования по балкарской диалектологии, лексике и фольклору. Нальчик, 1962.

8. Налчаджян А. А. Этнопсихология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 381 с.

9. Нурминский С. Очерк религиозных верований: Православный собеседник Казань: КГПИ, 1985. 70 с.

Сведения об авторе:

Вагнер Ирина Владимировна — доктор педагогических наук, профессор,

заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования», Москва, Россия

E-mail: wagner.mail@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.