Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКУЛЬТУРАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКУЛЬТУРАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военное образование / образовательная среда вуза / военные вузы / воспита-тельная работа / подготовка будущих офицеров / этнопедагогические концепты / military education / educational environment of the university / military universities / educa-tional work / training of future officers / ethnopedagogical concepts

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Беловолова Светлана Павловна, Султанбеков Тимур Ильфатович

Авторским коллективом подготовлена статья в контексте исследования проблемы формирования профессионально значимых личностных качеств будущих военных профессионалов в образовательной среде военного вуза. В статье показано значение воспитательной работы как це-ленаправленной педагогической деятельности, реализуемой в образовательной среде военного ву-за. Авторы рассмотрели научно-теоретические основания этнопедагогического концепта воспита-тельной работы в образовательной среде военного вуза. Авторский коллектив представил системо-образующие элементы этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза. Раскрыты содержательные компоненты реализации этнопедагогического кон-цепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза как одного из условий форми-рования инкультурационной личности будущего офицера. Определены и обоснованы наиболее эф-фективные методы и формы реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательном процессе военного вуза. В статье представлены результаты эмпирического иссле-дования. Отмечена эффективность данного педагогического условия в процессе формирования ин-культурационной личности будущего офицера в образовательной среде военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матвеев Денис Евгеньевич, Беловолов Валерий Александрович, Беловолова Светлана Павловна, Султанбеков Тимур Ильфатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOPEDAGOGICAL CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE INCULTURAL PERSONALITY OF A FUTURE OFFICER

The team of authors prepared an article in the context of studying the problem of developing professionally significant personal qualities of future military professionals in the educational environment of a military university. The article shows the importance of educational work as a purposeful pedagogical activity implemented in the educational environment of a military university. The authors examined the scientific and theoretical foundations of the ethnopedagogical concept of educational work in the educa-tional environment of a military university. The team of authors presented the system-forming elements of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of a military university. The content components of the implementation of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of a military university are revealed. The most effective methods and forms of implementation of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational process of a mili-tary university have been identified and justified. Content components of realization of ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of military higher education institution as one of the conditions of formation of future officer’s enculturation personality are revealed. This article pre-sents the results of an empirical study. The effectiveness of this pedagogical condition in the process of forming the enculturation personality of a future officer in the educational environment of a military uni-versity is noted.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКУЛЬТУРАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА»

УДК 378.147+378.635.5

ББК Ч448.00+Ц439.1 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7

Матвеев Денис Евгеньевич,

SPIN-код: 3118-7711

кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии, Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации; 630114, Россия, г. Новосибирск, ул. Пролетарская, 271/2; e-mail: dematveev@mail.ru

Беловолов Валерий Александрович,

SPIN-код: 1074-8904

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общественных наук, Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета; 630114, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, 7; e-mail: dematveev@mail.ru

Беловолова Светлана Павловна,

SPIN-код: 7805-1151

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры общественных наук, Новосибирский юридический институт (филиал) Национального исследовательского Томского государственного университета; 630114, Россия, г. Новосибирск, ул. Советская, 7; e-mail: dematveev@mail.ru

Султанбеков Тимур Ильфатович,

SPIN-код: 3585-4238

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии служебной деятельности, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации; 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1; e-mail: sultanbekovti@bk.ru

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНКУЛЬТУРАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: военное образование; образовательная среда вуза; военные вузы; воспитательная работа; подготовка будущих офицеров; этнопедагогические концепты

АННОТАЦИЯ. Авторским коллективом подготовлена статья в контексте исследования проблемы формирования профессионально значимых личностных качеств будущих военных профессионалов в образовательной среде военного вуза. В статье показано значение воспитательной работы как целенаправленной педагогической деятельности, реализуемой в образовательной среде военного вуза. Авторы рассмотрели научно-теоретические основания этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза. Авторский коллектив представил системообразующие элементы этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза. Раскрыты содержательные компоненты реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза как одного из условий формирования инкультурационной личности будущего офицера. Определены и обоснованы наиболее эффективные методы и формы реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательном процессе военного вуза. В статье представлены результаты эмпирического исследования. Отмечена эффективность данного педагогического условия в процессе формирования инкультурационной личности будущего офицера в образовательной среде военного вуза.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Матвеев, Д. Е. Этнопедагогический концепт воспитательной работы в образовательной среде военного вуза как одно из условий формирования инкультурационной личности будущего офицера / Д. Е. Матвеев, В. А. Беловолов, С. П. Беловолова, Т. И. Султанбеков. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 4. - С. 225-235.

Matveev Denis Evgenievich,

Candidate of Pedagogy, Deputy Head of Department of Military Pedagogy and Psychology, Novosibirsk Military Institute of the Order of Zhukov named after Army General I. K. Yakovlev Troops of the National Guard of the Russian Federation, Novosibirsk, Russia

Belovolov Valery Alexandrovich,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Department of Social Sciences, Novosibirsk Law Institute (branch) of the National Research Tomsk State University, Novosibirsk, Russia

Bevolova Svetlana Pavlovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Department of Social Sciences, Novosibirsk Law Institute (branch) of the National Research Tomsk State University, Novosibirsk, Russia

Sultanbekov Timur Ilfatovich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Psychology of Service Activities, Saint Petersburg Military Institute of the Order of Zhukov of the National Guard Troops of the Russian Federation, Saint Petersburg, Russia

© Матвеев Д. Е., Беловолов В. А., Беловолова С. П., Султанбеков Т. И., 2024

ETHNOPEDAGOGICAL CONCEPT OF EDUCATIONAL WORK IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE INCULTURAL PERSONALITY OF A FUTURE OFFICER

KEYWORDS: military education; educational environment of the university; military universities; educational work; training of future officers; ethnopedagogical concepts

ABSTRACT. The team of authors prepared an article in the context of studying the problem of developing professionally significant personal qualities of future military professionals in the educational environment of a military university. The article shows the importance of educational work as a purposeful pedagogical activity implemented in the educational environment of a military university. The authors examined the scientific and theoretical foundations of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of a military university. The team of authors presented the system-forming elements of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of a military university. The content components of the implementation of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of a military university are revealed. The most effective methods and forms of implementation of the ethnopedagogical concept of educational work in the educational process of a military university have been identified and justified. Content components of realization of ethnopedagogical concept of educational work in the educational environment of military higher education institution as one of the conditions of formation of future officer's enculturation personality are revealed. This article presents the results of an empirical study. The effectiveness of this pedagogical condition in the process of forming the enculturation personality of a future officer in the educational environment of a military university is noted.

FOR CITATION: Matveev, D. E., Belovolov, V. A., Bevolova, S. P., Sultanbekov, T. I. (2024). Ethnopedagogical Concept of Educational Work in the Educational Environment of a Military University as One of the Conditions for the Formation of the Incultural Personality of a Future Officer. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 225-235.

Введение. В условиях современной социальной реальности, с учетом политических и социально-экономических процессов в современном мире одним из актуальных вопросов в нашем многонациональном государстве выступает национальная политика и ее реализация в условиях этнокультурного разнообразия. Вопросы межкультурного социального взаимодействия, диалога культур представителей различных национальностей приобретают особую актуальность, которая подчеркивает существенную значимость сохранения национальных языков, культурного наследия и самобытных традиций [6; 8].

Образование как социокультурный институт развития и социализации личности определяет морально-этическое поведение людей в обществе; как комплексная система этнокультурного воспроизводства в процессе цивилизационного развития [5].

Решение данных вопросов обусловливает целевой заказ для военного образования и необходимость в совершенствовании процесса профессиональной подготовки военных специалистов с позиции социокультурной, ценностно-смысловой, этнокультурной и духовно-нравственной направленности. На современном этапе развития общества офицеру необходимо быть не только готовым профессионально и качественно выполнять свой воинский долг, но и обладать готовностью вести межкультурный диалог и проявлять межэтническую толерантность, этнокультурную ассертивность в условиях информационного поликультур-

ного общества с позиции системной, эффективной профессиональной деятельности для безопасности личности, общества, государства [21; 23; 24].

Таким образом, вопросы формирования инкультурационной личности будущего офицера в образовательной среде военного вуза приобретают особую актуальность.

Современная образовательная среда включает в себя типологию локально-организационных подсред, определяющих общий образовательный эффект, и рассматривается как совокупность исторически сложившихся условий и обстоятельств, которые объединяются в целостную социально-организованную педагогическую систему обучения, воспитания и развития личности субъекта образовательного процесса.

Рассматривая образовательную среду как совокупность ресурсов, обеспечивающих образование и воспитание личности, в процессе нашего исследования, мы правомерно опирались на положения ученых-исследователей (У. А. Казакова, Ю. М. Кудрявцев, В. А. Ясвин и др.), особо выделяющих ресурс научного и профессионально-педагогического развития преподавателя, основанный на системе специфических особенностей, ритуалов военного образования и традиций, реализуемых в образовательной среде военного института [15; 27].

Образовательная среда военного вуза в современных условиях ориентирована на духовно-нравственное обогащение, ценностные ориентации, культуру, которая, в свою очередь, представлена диалогом куль-

тур представителей различных национальностей и формирует свою систему ценностей и приоритетов поведения, а также является основой формирования инкультура-ционной личности будущего офицера [2; 3].

Анализ научной литературы (О. В. Гу-каленко, В. В. Кондратьев, Н. Б. Крылова, Н. М. Лебедева, В. А Ясвин и др.) позволяет заключить, что среда носит системно-комплексный характер, что, в свою очередь, предполагает различные личностные, социальные, культурные факторы, к которым человек адаптируется. В основе образовательной среды лежит преобладающее социокультурное поле, включающее в себя этнокультурную картину мира, природную среду [11; 16; 27].

Методология исследования. Цель исследования - теоретическое определение и обоснование этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза. Указанная цель определяет выбор методологических основ и структуры исследования.

Процесс формирования инкультураци-онной личности будущего офицера наполнен этнокультурным содержанием, которое обеспечивает: развитие ценностно-смысловой сферы и национальных ценностей; формирование духовных и нравственных качеств личности как субъекта культуры, который способен на основе диалога культур осуществлять взаимодействие с различными представителями этносов в поликультурной образовательной среде военного института. Реализация взаимодействия отображается на этнокультурной практике, условием которой становится развитие этнокультурной ассертивности, что, в свою очередь, означает социальное качество личности, которое регулирует собственное поведение и является ориентиром на этнокультурное взаимопонимание и сотрудничество как стратегический вектор взаимодействия [4; 26].

В теоретико-методологическом отношении нами принимается во внимание точка зрения Э. П. Комаровой, С. К. Гураль и др., которые, опираясь на идеи А. А. Вербицкого, И. А. Лесковой, В. В. Серикова и др., обосновывали успешность процесса формирования поликультурной личности в контексте субъектоцентрированного подхода. В рамках данного методологического подхода исследователи акцентируют внимание на опыте субъектности обучающегося и синергетическом сегменте субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; формулируют культурные особенности субъектов поликультурного образования как социокультурного, социо-педагогического феномена через диалог

культур, через диалоговую направленность субъектов образовательной среды, обеспечивающую стремление человека к «идеалу» в его индивидуальном развитии (В. Ж. Кел-ле, М. Я. Ковальзон) [13; 14; 17].

В целях теоретико-методологического обоснования предмета нашего исследования необходимо принимать во внимание труды Л. В. Блинова, В. Л. Карпенко, В. Л. Недоре-зовой и др. Авторы выделяют условия межкультурного взаимодействия, при которых сохраняется национальная идентичность; показывают оптимальный механизм межкультурного взаимодействия, этнокультурной ассертивности, конструирование определенных моделей межкультурного взаимодействия с этнопедагогическим концептом [4].

Для нас научный интерес представляет реализация этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза как одного из важнейших условий формирования инкультураци-онной личности будущего офицера [2; 9; 10].

В рамках обоснования предмета исследования целесообразно реализовать теоретико-методологический подход к пониманию сущности понятия «воспитание» как социопедагогического социокультурного феномена. В исследованиях В. П. Бездухова, И. А. Носкова и др. воспитание выступает как наиболее значимая ценность человеческого общества, как важнейшая категория и феномен педагогической науки, как важнейшая область социальной действительности [1].

Воспитание с позиции системного построения процесса воспитания явилось предметом изучения в трудах В. А. Караков-ского, Е. И. Мещеряковой, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой и др. Данный подход позволяет авторам трактовать воспитание как процесс целенаправленного управления развитием личности [19].

Для известного отечественного учено-го-этнопедагога-гуманиста Г. Н. Волкова сущность понятия «воспитание» определяется через идеи гуманистической этнопеда-гогики. В своей статье он особо акцентировал: «... этнопедагогика исключает ненависть и вражду между людьми. Именно поэтому без нее никакое поликультурное воспитание невозможно. . Воспитание в этно-педагогике определяется через пример и любовь, а человек - через любовное воспитание, лелеяние. Я думаю, что без национального чувства, без национального самосознания не может быть полноценного человека. Поэтому полноценным становится воспитание лишь при условии, если в полную силу задействована этнопедагогика» [8, с. 105].

Научный интерес представляют изыскания представителей научной школы под руководством Е. В. Бондаревской, рассматривающих воспитание с позиции культуро-центризма, в рамках парадигмы личностно ориентированного образования культурологического типа. Автор в своих исследованиях трактует воспитание как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его культурной идентификации и социализации [7].

В процессе своего исследования мы учитываем позицию В. И. Слободчикова и др., опирающихся на практику культурно-исторического наследия. Авторы в контексте данного подхода представляют воспитание как процесс передачи ценностей, норм культуры в реализации взаимоотношений среди субъектов социума; как инструмент преемственности поколений, сохранения ценностей, традиций этнокультурной и эт-нодуховной идентификации.

В исследовании в целях обоснования и изучения исследуемых понятий применяется подход В. А. Сластенина, Г. В. Палатки-ной, которые обосновали воспитание как специально согласованную деятельность субъектов образовательного процесса в целях эффективной реализации задач муль-тикультурного образования [22].

Таким образом, контент-анализ научных источников, экспериментально-исследовательских работ, рассматривающих онтологию понятия «воспитание», позволил определить, что воспитание рассматривается исследователями в различных направлениях: как системное построение процесса воспитания (М. В. Воропаев, Л. И. Новикова, В. А. Караков-ский, Р. Г. Резаков, Н. Л. Селиванова и др.) [9; 20]; как социальное явление, как социокультурная система, как педагогический компонент социализации, как процесс «человековедения», освоение личностью системы социальных ролей (Л. В. Байбородова, В. И. Гине-цинский, Ю. М. Кудрявцев, А. В. Мудрик, Н. М. Таланчук, М. В. Шакурова и др.) [15]; как деятельность (Н. И. Болдырев, Г. В. Па-латкина, В. А. Сластенин и др.) [22]; как человек культуры (Е. В. Бондаревская, Г. Н. Волков и др.) [7; 8]; как ценность, как ценностно-смысловая сфера личности воспитанника (Г. Н. Волков, И. А. Колесникова, Н. Е. Щур-кова и др.) [7; 8; 26].

Контент-анализ массива научных источников позволяет констатировать, что существует достаточно много подходов к определению категории «воспитательная работа». Исследования В. А. Сластенина, Г. В. Палаткиной актуальны для нашего исследования в силу того, что представляют воспитательную работу как процесс организации и управления различными видами де-

ятельности обучающихся с целью реализации задач гармоничного развития личности как субъекта воспитательно-образовательного процесса в условиях мультикультурного образования [22]. В дальнейшем эта мысль получила свое развитие в работах Т. В. Черниковой, которые характеризуют воспитательную работу как педагогическую деятельность, ориентированную на организацию, реализацию и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Особый интерес для нашего исследования представляет субъектоцентрированный подход (А. А. Вербицкий, Э. П. Комарова, И. А. Лескова, В. В. Сериков [17] и др.), позволяющий разрабатывать соответствующие инновационные воспитательно-образовательные технологии, направленные на овладение субъектами образовательного процесса различными видами культурного, профессионального, когнитивного и личностного опыта с обязательным условием сохранения заложенного в культуре кода определенного народа, его традиций, культурно-исторического опыта, этнокультурной ассертивности, метатолерантности, культурных особенностей субъектного взаимодействия [17].

В своем исследовании мы опираемся на теоретико-методологический подход

М. В. Воропаева, Р. Г. Резакова и др., определяющий формирование культуры воспитывающей деятельности будущего педагога как одну из наиболее важных составляющих педагогической культуры в целом. Также для нас важен проведенный авторами анализ необходимых условий, обеспечивающих на операциональном уровне возможность осуществления задач по формированию культуры воспитывающей деятельности: системная целеориентирован-ность педагогических работников; выбор образовательных технологий, реализующих объективное препятствие генерализации контролирующих и управляющих функций, выступающих в качестве элементов воспитательно-образовательного процесса вуза [9].

Мы учитываем позицию Н. Е. Щурко-вой, рассматривающей воспитательную работу как организованные и совместные действия субъектов воспитательного процесса, направленные на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения; на взаимное обогащение духовно-культурными ценностями; на познание себя и другого [26].

Контент-анализ научных источников современной педагогической практики в военных вузах позволяет нам определить воспитание ценностей военной службы у

личного состава как стратегическое направление воспитательной работы, как важнейшее направление профессиональной подготовки будущих военных профессионалов в поликультурной образовательной среде военного вуза.

С позиции предмета нашего исследования, представляют научный интерес взгляды А. С. Рыбчинчука, Т. П. Гордиенко, В. Е. Уткина и др., которые определили содержательный приоритет ценностного воспитания военнослужащих и рассматривали воспитательную работу в качестве патриотического воспитания будущих офицеров в системе профессиональной подготовки в поликультурной образовательной среде военных вузов [10; 25].

Значимость для нашего исследования представляют исследования (И. В. Большакова, О. Г. Заец, Ю. М. Кудрявцев, В. А. Кучер и др.), в которых авторы рассматривают воспитательную работу в качестве определенного периода накопления как духовных, так и физических сил, знаний и умений ре-ализовывать служебно-профессиональный долг, осознанно решать задачи, выполняемые в мирное и военное время, проявляя при этом высокий профессионализм и глубокие патриотические чувства [12; 15].

Таким образом, ретроспективный анализ научных изысканий, посвященных процессу нашего исследования, позволяет сделать выводы, что этнопедагогический концепт воспитательной работы в образовательной среде военного вуза заключается в содержательном аспекте национальной культуры, которая является совокупностью материальных и духовных ценностей нации. Этнопедагогический концепт воспитательной работы направлен на осмысление, систематизацию идей, ценностных приоритетов в опоре на теоретико-методологические подходы, которые определяют содержание межнациональных отношений, взаимодействие представителей различных этносов и их конструктивный диалог. Этнопедагогический концепт воспитательной работы в образовательной среде военного вуза способствует формированию инкультурационной личности будущего офицера, объединяет в себе: уважение к национальной культуре, к культуре межнационального взаимодействия; усвоение знаний о культурах, народах, этносах; взаимодействие с представителями других этносов в поликультурной образовательной среде военного вуза; трансляцию культурных идеалов, национальных ценностей, норм и духовных идеалов, определяя взаимодействие с представителями диалога культур и стратегический вектор культурного развития самого этноса, совершенствуя отноше-

ние будущего офицера к окружающей действительности, к другим людям, к самому себе; развитие культурных социальных практик, в которых реализуются культурные идеалы, управляющие процессом взаимодействия представителей диалога культур, ценностями и нормами; систему знаний о взаимоотношениях, в процессе которых участвуют военнослужащие многонационального воинского коллектива, являющиеся представителями различных национальностей и своих религиозных взглядов, обменивающиеся опытом, мыслями, чувствами, духовными ценностями.

Следовательно, приведенные выше положения позволяют констатировать, что в современной педагогической теории реализация этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза выступает как одно из основных направлений профессиональной подготовки будущих офицеров, в котором главным контентом выступает социально-педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие ценностно-смысловой сферы личности, национальных ценностей, формирование инкультурационной личности будущего офицера в целом, способной на основе диалога культур, этнокультурной ассертивности осуществлять взаимодействие с представителями других этносов в процессе профессиональной деятельности.

Изложение основного материала. Многочисленные исследования показывают, что процесс реализации этнопедагоги-ческого концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза как одного из условий формирования инкуль-турационной личности будущего офицера включает в себя четыре компонента: моти-вационно-ценностный, когнитивный, дея-тельностный, оценочно-рефлексивный.

Мотивационно-ценностный компонент реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза ориентирован на ценностно-смысловую составляющую исследуемого процесса и включает в себя готовность осуществлять взаимодействие с представителями других культур и этносов, а также позволяет формировать отношение к личности, способной к культурному самоопределению как высшей ценности.

Когнитивный компонент реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде содержит знания об особенностях своей этнической группы, представления о порядке функционирования этносистемы, о владении нормами и правилами поведения в период диалога и взаимодействия с представителями других этносов.

Деятельностный компонент реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза направлен на формирование у будущих офицеров системы деятельности, ориентированной на самореализацию умений осуществлять психолого-педагогический анализ воспитательного процесса, принимая во внимание культурные различия многонационального воинского коллектива и совершенствуя навыки в области межкультурного взаимодействия.

Оценочно-рефлексивный компонент реализации этнопедагогического концепта воспитательной работы в образовательной среде военного вуза позволяет оформить собственную позицию в рамках межэтнических отношений, предполагает истинное понимание и осмысление процесса взаимодействия с представителями других этносов, уважение нравственно-духовных ценностей различных этносов и чувство гордости от принадлежности к определенной национальной культуре.

Важным для исследования является то, что этнопедагогический концепт воспитательной работы в образовательной среде военного вуза функционирует с учетом следующих принципов: гуманистический принцип (воспитательная работа направлена: на освоение позитивных ценностей культур; на усвоение знаний о культурах, народах и этносах; на успешное взаимодействие представителей диалога культур); субъектоцентризм (воспитательная работа направлена: на упорядоченную совокупность базовых элементов воспитания - целей, форм, средств, методов, технологий и механизма субъективации, содействующих формированию и развитию субъекта как представителя культурной традиции и созидателя новых форм культуры); межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса, принцип диалогично-сти (воспитательная работа реализуется как духовно-ценностная ориентация представителей диалога культур, наполненная эмоциональными, моральными и интеллектуальными ценностями); принцип культуро-сообразности (воспитательная работа направлена: на приобщение будущих офицеров к различным пластам культуры; на формирование личностных качеств, обращенных на самореализацию и самоутверждение в контексте культурной действительности); принцип историзма (воспитательная работа реализуется в контексте гуманитарных и других дисциплин, основывается «на исторической позиции») [18].

Эффективную реализацию этнопедаго-гического концепта воспитательной работы в процессе формирования инкультурацион-

ной личности будущего офицера обеспечивали различные педагогические средства и формы, которые способствовали курсанту, в рамках профессиональной подготовки, овладеть системой знаний о культурах, народах, этносах, о культурно-нравственных и нравственно-этических взглядах и национальных традициях представителей диалога культур; а также способствовали воспитанию у будущих военных специалистов уважения к национальной культуре, к культуре межнационального взаимодействия с представителями других этносов в поликультурной образовательной среде военного вуза: организация и проведение групповых бесед, ориентированных на личностную оценку ценностей этнокультуры; изучение и реализация этнокультурных традиций, присущих представителям этносов, в процессе проведения комплексных интегрированных занятий по дисциплинам кафедр гуманитарных дисциплин; привлечение сторонних представителей различных этносов для освоения материала этнокультурного содержания; оформление уголков этнической культуры; реализация практических занятий по педагогическим дисциплинам позволила нам разобрать проблему дружбы и товарищества среди представителей различных культур.

В исследуемом процессе реализовыва-лись следующие мероприятия воспитательного характера: выезд на мемориальный комплекс Монумент Славы в г. Новосибирске; кинолекторий «Великая Победа без национальных границ»; в период полевых занятий в учебном центре - посещение полевого музея национальной культуры, который способствует приобщению курсантов к культурному наследию народов нашей Родины, формированию у них положительных установок по отношению ко всем этносам страны; посещение концерта художественной самодеятельности военнослужащих «Народные песни и танцы»; организация и проведение бесед за «круглым столом» на темы: «Роль для военнослужащих коммуникативных умений в жизнедеятельности многонационального коллектива», «Из каких регионов мои сослуживцы?»; читательская конференция на тему «Национальный портрет сослуживца».

Одним из значимых мероприятий воспитательного характера в военном институте была тематическая выставка «Семья героя»: в результате ее посещения курсанты получили представление о выполнении воинского долга представителями различных национальностей.

На этапе сплочения многонациональных воинских коллективов курсантских подразделений была организованна и проведена неделя национальной кухни. По ито-

гам данного мероприятия были представлены национальные блюда, традиции и обряды разных народов.

В рамках проведения состязательно-спортивных мероприятий по национальным играм и видам спорта произошло ознакомление будущих офицеров с национальными играми и видами спорта, направленное на раскрытие национального своеобразия представителей диалога культур.

Процесс формирования инкультураци-онной личности будущего офицера в условиях этнопедагогизации воспитательной работы обеспечивается практической реализацией нарративных технологий (диспуты на этические темы, этноэтические беседы, экскурсии и др.), в ходе которых будущим офицерам представляется возможность высказать свою точку зрения с позиции представителя своей культуры, привести примеры из истории своего народа и сформировать свое представление об увиденных событиях [28].

Приведем пример подготовки этического диспута по цитате «Человек, не знающий своей прошлой истории, происхождения и культуры, подобен дереву без корней».

Процесс данного диспута сложен и многогранен, в ходе его реализации осмыслены следующие вопросы:

- Перспективы воздействия национальных традиций на будущих офицеров.

- Морально-нравственное влияние добрых традиций семьи и народа на Ваше становление.

- Обоснуйте свое понимание цитаты «Культурные различия не должны отделять нас друг от друга, скорее, культурное разнообразие приносит коллективную силу, которая может принести пользу всему человечеству».

Стоит отметить, что процесс организации и проведения диспутов является эффективным средством формирования инкульту-рационной личности будущего офицера.

Рассмотрим пример этноэтической беседы на тему «Все культуры самобытны и самоценны». Курсантам были предложены следующие вопросы:

- Как Вы считаете: «Является ли праздник важнейшим элементом традиционной народной культуры? Приведите примеры традиционных праздников, связанных с культурой Вашего народа, и проведите краткий экскурс этих праздников».

- Как Вы думаете, что общего между одной национальностью и другой, а также назовите их различия?

- Хотелось, бы услышать Ваше мнение по вопросу, что является приоритетным

направлением в освоении культуры разных народов?

- Согласны ли Вы с высказыванием: «Культура представляет главный смысл и главную ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла» (Д. С. Лихачев). Выразите свои мысли по предложенному тексту.

В процессе формирования инкультура-ционной личности будущего офицера были организованы и проведены викторины на следующие темы: «Культурное наследие народов России», «Народоведы», «Народы России».

Педагогический мониторинг по формированию инкультурационной личности будущего офицера позволяет: конкретизировать поставленные цели формирования инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества; корректировать исследуемый процесс; осуществлять прогноз результатов исследования межкультурного понимания и толерантных отношений среди будущих офицеров; сравнивать результаты на всех этапах эксперимента; диагностировать динамику качественных изменений формирования инкультурационной личности будущего офицера.

Реализация системы по формированию инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества будущего офицера привела к позитивному изменению. В процессе экспериментальной работы были реализованы теоретические и эмпирические методы, которые нашли свое отражение в результатах исследования.

В исследовании приняли участие 260 курсантов, обучающихся по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности».

Результаты первого (констатирующего) этапа эксперимента показали, что контрольная и экспериментальная группы значительных различий не имеют; курсанты не обладают достаточным уровнем исследуемого профессионально значимого личностного качества. Результаты на данном этапе эксперимента позволили нам сделать вывод, что необходимо внедрение педагогической системы на формирующем этапе.

Результаты констатирующего этапа эксперимента по формированию инкульту-рационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества отображены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели сформированности инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества в группах (экспериментальной и контрольной) на констатирующем этапе эксперимента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группы Выборки (n) Уровни сформированности инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества

Достаточный уровень Допустимый уровень Критический уровень

чел. % чел. % чел. % чел. %

Экспериментальные 130 100 8 6,55 34 26,0 88 67,45

Контрольные 130 100 6 5,1 33 25,1 91 70,0

После формирующего этапа эксперимента произошли характерные изменения во всех представленных компонентах:

- мотивационно-ценностный (повышение значимости утверждений, которые определяют внутреннюю мотивацию респондента, что, в свою очередь, говорит о повышении желания курсантов включаться в процесс диалога культур среди представителей различных национальностей);

- когнитивный (повышение показателей, характеризующих представления будущих офицеров о самом процессе межкультурного взаимодействия представителей различных этносов);

- деятельностный (значительное увеличение показателей по данному компоненту позволяет утверждать, что будущие офицеры регулярно и положительно осуществляют взаимодействие с представителями диалога культур; готовы брать ответственность в решении вопросов межкультурного общения);

- рефлексивный (позволяет утверждать, что будущие офицеры готовы осо-

знанно выполнять профессиональные задачи в многонациональном коллективе; осознавать и применять на практике принципы бесконфликтного взаимопонимания в ходе межнационального общения; осуществлять осмысление приобретенного практического опыта межнационального общения среди представителей диалога культур).

В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что после реализации педагогической системы формирования инкуль-турационной личности будущего офицера результаты в группах отличаются: в контрольной группе (формирующий этап эксперимента не реализован) изменений не наблюдалось; в экспериментальной группе (формирующий этап эксперимента реализован) наблюдалось положительное изменение по уровням сформированности инкультура-ционной личности будущего офицера.

В таблице 2 представлены обобщенные данные эксперимента по уровням сформи-рованности инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества.

Таблица 2

Обобщенные данные эксперимента по уровням сформированности инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества (в %) до и после эксперимента

Этапы формирования Уровни сформированности инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества

Достаточный уровень(%) Допустимый уровень (%) Критический уровень (%)

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

До эксперимента 6,55 6,4 26,0 26,1 67,45 67,5

После эксперимента 70,6 8,1 25,0 30,5 4,4 61,3

Таким образом, положительные изменения результатов исследуемого процесса в группах респондентов позволяют утверждать, что педагогические условия в комплексе способствуют формированию ин-

культурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества. Динамика исследуемого процесса представлена на рисунке.

80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

I ЭГ до форм. эксп. (%) I ЭГ после форм. эксп. (%) I КГ до форм. эксп. (%) I КГ после форм. эксп. (%)

Рис. Динамика формирования инкультурационной личности будущего офицера как профессионально значимого личностного качества, в %

Вывод исследования. Таким образом, этнопедагогический концепт воспитательной работы в образовательной среде военного вуза является одним из педагогических условий формирования инкультурационной личности будущего офицера; обладает ярко выраженной социальной направленностью, способствует воспитанию у будущих военных профессионалов уважения к наци-

ональной культуре, к культуре межнационального взаимодействия, усвоению знаний о культурах, народах, этносах, позволяет взаимодействовать с представителями других этносов в поликультурной образовательной среде военного вуза, реализуясь в этнокультурной практике, включающей развитие этнокультурной ассертивности как социального качества личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бездухов, В. П. О смысле и цели воспитания / В. П. Бездухов, И. А. Носков. - Текст : непосредственный // Мир образования - образование в мире. - 2021. - № 4 (84). - С. 62-72.

2. Беловолов, В. А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института / В. А. Беловолов, Т. И. Султанбеков. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 2017. - № 5. - С. 95-99.

3. Беловолов, В. А. Образовательная среда вуза как социопедагогический, социокультурный феномен / В. А. Беловолов, Д. Е. Матвеев. - Текст : непосредственный // Север и молодежь: здоровье, образование, карьера : материалы международной научно-практической конф. - 2019. - С. 324-ЗЗЗ.

4. Блинов, Л. В. Этнопедагогический концепт межкультурного взаимодействия в самоопределении личности / Л. В. Блинов, В. Л. Карпенко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2020. - № 3. - С. 7-11.

5. Богуславский, М. В. XX век российского образования : монография / М. В. Богуславский. - 2-е изд. - М. : ПЕР СЭ ; Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 320 с. - Текст : непосредственный.

6. Боргояков, С. А. Этнокультурное образование как фактор укрепления межнационального согласия в российском обществе / С. А. Боргояков, Р. С. Бозиев. - Текст : непосредственный // Инновационные процессы в высшем и профессиональном образовании и профессиональном обучении : коллективная монография / авторы-составители: Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов, М. Н. Стриханов. - М. : Издательство «Экон-Информ», 2021. - С. 71-87.

7. Бондаревская, Е. В. Методология разработки современной теории воспитания в научной школе / Е. В. Бондаревская. - Текст : непосредственный // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 1. - С. 21-30.

8. Волков, Г. Н. Этнопедагогика как педагогика национального спасения / Г. Н. Волков. - Текст : непосредственный // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России : материалы международной научно-практической конференции. - 2004. - С. 102-106.

9. Воропаев, М. В. Операциональные аспекты формирования культуры воспитывающей деятельности будущего педагога в полипарадигмальном образовательном пространстве / М. В. Воропаев, Р. Г. Резаков, О. М. Деревянкина. - Текст : непосредственный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2023. - Т. 23, № 2. - С. 226-230.

10. Гордиенко, Т. П. Патриотическое воспитание курсантов в поликультурной среде военно-морского вуза / Т. П. Гордиенко. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - № 79-1. - С. 134-136.

11. Гукаленко, О. В. Поликультурное образование и вызовы современности / О. В. Гукаленко, В. П. Борисенков. - Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2018. - № 2. - С. 3-11.

12. Заец, О. Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов : дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Заец. - М., 2014. - Текст : непосредственный.

13. Колесникова, И. А. Смыслы и логика подготовки педагога-воспитателя (отклик на появление профессионального стандарта специалиста в области воспитания) / И. А. Колесникова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование: XXI век. - 2017. - № 1 (17). - С. 22-32.

14. Комарова, Э. П. Подготовка поликультурной личности в контексте субъектоцентрированного подхода / Э. П. Комарова, С. К. Гураль. - Текст : непосредственный // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2022. - № 1. - С. 63-66.

15. Кудрявцев, Ю. М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими : дис. ... д-ра пед. наук / Ю. М. Кудрявцев. - Казань, 2003. - Текст : непосредственный.

16. Лебедева, Н. М. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности / Н. М. Лебедева. - М. : Издательство РУДН, 2003. - 268 с. - Текст : непосредственный.

17. Лескова, И. А. Субъектоцентрированное содержание высшего образования как фактор эффективности профессиональной подготовки специалиста / И. А. Лескова. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 7. - С. 9-31.

18. Матвеев, Д. Е. Интеркультурное образование как социокультурный феномен / Д. Е. Матвеев, В. А. Беловолов, С. П. Беловолова. - Текст : непосредственный // Многоуровневая языковая подготовка в условиях поликультурного общества : материалы международной научно-практической конференции. -Казань, 2023. - С. 644-648.

19. Мещерякова, Е. И. Историко-педагогические аспекты становления современной системы воспитания студенческой молодежи в условиях информационного противоборства / Е. И. Мещерякова, М. В. Кобзистая. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2023. -№ 1. - С. 77-85.

20. Прохоренко, И. Л. Регулирование этнополитической конфликтности и поддержание гражданского согласия в условиях культурного разнообразия: модели, подходы, практики : аналитический доклад / И. Л. Прохоренко, А. Л. Бардин [и др.]. - М. : НИИ мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН, 2017. - 229 с. - Текст : непосредственный.

21. Романов, К. М. Психологическая культура этноса и личность / К. М. Романов. - Текст : непосредственный // Культура Взаимодействие. Диалог : материалы научной конференции ГрГУ имени Янки Ку-палы. - Гродно, 2015. - С. 253-269.

22. Сластенин, В. А. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : монография / В. А. Сластенин, Г. В. Палаткина. - М., 2004. - 170 с. - Текст : непосредственный.

23. Султанбеков, Т. И. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института / Т. И. Султанбеков, Д. Е. Матвеев, В. А. Беловолов. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-3. - С. 197-204.

24. Тишков, В. А. Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие / В. А. Тишков. -М. : Наука, 2011. - 462 с. - Текст : непосредственный.

25. Уткин, В. Е. Проектирование и реализация системы подготовки будущих офицеров к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих : дис. ... д-ра пед. наук / В. Е. Уткин. - Казань, 2010. -Текст : непосредственный.

26. Щуркова, Н. Е. Система достойного воспитания / Н. Е. Щуркова. - М., 2020. - 256 с. - Текст : непосредственный.

27. Ясвин, В. А. Технология средового проектирования в образовании / В. А. Ясвин. - Текст : непосредственный // Социально-политические исследования. - 2020. - № 1 (6). - С. 74-93.

28. Prince, G. Narratology. The Form and Functioning of Narrative / G. Prince. - Berlin ; New York ; Amsterdam : Mouton Publishers, 1982. - 184 p. - Text : immediate.

REFERENCES

1. Bezdukhov, V. P., Noskov, I. A. (2021). O smysle i tseli vospitaniya [On the Meaning and Purpose of Education]. In Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. No. 4 (84), pp. 62-72.

2. Belovolov, V. A., Sultanbekov, T. I. (2017). Aktualizatsiya v vospitatel'noi rabote etnokul'turnogo potent-siala obrazovatel'noi sredy voennogo instituta [Actualization of the Ethnocultural Potential of the Educational Environment of the Military Institute in Educational Work]. In Pedagogika. No. 5, pp. 95-99.

3. Belovolov, V. A., Matveev, D. E. (2019). Obrazovatel'naya sreda vuza kak sotsiopedagogicheskii, sotsiokul'turnyi fenomen [The Educational Environment of the University as a Socio-Pedagogical, Socio-Cultural Phenomenon]. In Sever i molodezh': zdorov'e, obrazovanie, kar'era: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konf., pp. 324-333.

4. Blinov, L. V., Karpenko, V. L. (2020). Etnopedagogicheskii kontsept mezhkul'turnogo vzaimodeistviya v samoopredelenii lichnosti [Ethnopedagogical Concept of Intercultural Interaction in Self-Determination of Personality]. In Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. No. 3, pp. 7-11.

5. Boguslavsky, M. V. (2019). XX vek rossiiskogo obrazovaniya [The 20th Century of Russian Education]. 2nd edition. Moscow, PER SE, Saratov, Ai Pi Er Media. 320 p.

6. Borgoyakov, S. A., Boziev, R. S. (2021). Etnokul'turnoe obrazovanie kak faktor ukrepleniya mezhnatsional'nogo soglasiya v rossiiskom obshchestve [Ethnocultural Education as a Factor in Strengthening Interethnic Harmony in Russian Society]. In Gevorkyan, E. N., Podufalov, N. D., Strikhanov, M. N. Innovatsionnye protsessy v vysshem i professional'nom obrazovanii i professional'nom obuchenii: kollektivnaya monografiya. Moscow, Izdatel'stvo «Ekon-Inform», pp. 71-87.

7. Bondarevskaya, E. V. (2011). Metodologiya razrabotki sovremennoi teorii vospitaniya v nauchnoi shkole [Methodology for the Development of a Modern Theory of Education in a Scientific School]. In Izvestiya Yu-zhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. No. 1, pp. 21-30.

8. Volkov, G. N. (2004). Etnopedagogika kak pedagogika natsional'nogo spaseniya [Ethnopedagogy as a Pedagogy of National Salvation]. In Etnogenez i tsivilizatsionnye perspektivy v obrazovanii Rossii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, pp. 102-106.

9. Voropaev, M. V., Rezakov, R. G., Derevyankina, O. M. (2023). Operatsional'nye aspekty formirovaniya kul'tury vospityvayushchei deyatel'nosti budushchego pedagoga v poliparadigmal'nom obrazovatel'nom pros-transtve [Operational Aspects of the Formation of a Culture of Educational Activity of a Future Teacher in a Poly-paradigmatic Educational Space]. In Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. Vol. 23. No. 2, pp. 226-230.

10. Gordienko, T. P. (2023). Patrioticheskoe vospitanie kursantov v polikul'turnoi srede voenno-morskogo vuza [Patriotic Education of Cadets in the Multicultural Environment of a Naval University]. In Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 79-1, pp. 134-136.

11. Gukalenko, O. V., Borisenkov, V. P. (2018). Polikul'turnoe obrazovanie i vyzovy sovremennosti [Multicultural Education and Contemporary Challenges]. In Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. No. 2, pp. 3-11.

12. Zaets, O. G. (2014). Povyshenie effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernykh vuzov [Improving the Efficiency of Professional Education of Cadets of Military Engineering Universities]. Dis. ... kand. ped. nauk. Moscow.

13. Kolesnikova, I. A. (2017). Smysly i logika podgotovki pedagoga-vospitatelya (otklik na poyavlenie profes-sional'nogo standarta spetsialista v oblasti vospitaniya) [The Meaning and Logic of Training a Teacher-Educator (a Response to the Emergence of a Professional Standard for a Specialist in the Field of Education)]. In Nepre-ryvnoe obrazovanie: XXI vek. No. 1 (17), pp. 22-32.

14. Komarova, E. P., Gural, S. K. (2022). Podgotovka polikul'turnoi lichnosti v kontekste sub"ektotsentrirovannogo podkhoda [Preparation of a Multicultural Personality in the Context of a Subject-Centered Approach]. In Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. No. 1, pp. 63-66.

15. Kudryavtsev, Yu. M. (2003). Proektirovanie sistemy podgotovki ofitserov k vospitatel'noi deyatel'nosti s trudnymi voennosluzhashchimi [Designing a System for Training Officers for Educational Activities with Difficult Military Personnel]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan.

16. Lebedeva, N. M. (2003). Mezhkul'turnyi dialog: trening etnokul'turnoi kompetentnosti [Intercultural Dialogue: Ethnocultural Competence Training]. Moscow, Izdatel'stvo RUDN. 268 p.

17. Leskova, I. A. (2018). Sub"ektotsentrirovannoe soderzhanie vysshego obrazovaniya kak faktor effek-tivnosti professional'noi podgotovki spetsialista [Subject-Centered Content of Higher Education as a Factor in the Effectiveness of Professional Training of a Specialist]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 20. No. 7, pp. 9-31.

18. Matveev, D. E., Belovolov, V. A., Belovolova, S. P. (2023). Interkul'turnoe obrazovanie kak sotsiokul'turnyi fenomen [Intercultural Education as a Sociocultural Phenomenon]. In Mnogourovnevaya yazy-kovaya podgotovka v usloviyakh polikul'turnogo obshchestva: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kazan, pp. 644-648.

19. Meshcheryakova, E. I., Kobzistaya, M. V. (2023). Istoriko-pedagogicheskie aspekty stanovleniya sov-remennoi sistemy vospitaniya studencheskoi molodezhi v usloviyakh informatsionnogo protivoborstva [Historical and Pedagogical Aspects of the Formation of a Modern System of Education of Student Youth in the Conditions of Information Confrontation]. In Psikhologo-pedagogicheskiizhurnal «Gaudeamus». No. 1, pp. 77-85.

20. Prokhorenko, I. L., Bardin, A. L. et al. (2017). Regulirovanie etnopoliticheskoi konfliktnosti ipodderzha-nie grazhdanskogo soglasiya v usloviyakh kul'turnogo raznoobraziya: modeli, podkhody, praktiki [Regulation of Ethnopolitical Conflicts and Maintenance of Civil Harmony in Conditions of Cultural Diversity: Models, Approaches, Practices]. Moscow, NII mirovoi ekonomiki i mezhdunarodnykh otnoshenii imeni E. M. Primakova RAN. 229 p.

21. Romanov, K. M. (2015). Psikhologicheskaya kul'tura etnosa i lichnost' [Psychological Culture of an Ethnic Group and Personality]. In Kul'tura Vzaimodeistvie. Dialog: materialy nauchnoi konferentsii GrGU imeni Yanki Kupaly. Grodno, pp. 253-269.

22. Slastenin, V. A., Palatkina, G. V. (2004). Etnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovaniya [Ethnopedagogical Factors of Multicultural Education]. Moscow. 170 p.

23. Sultanbekov, T. I., Matveev, D. E., Belovolov, V. A. (2017). Mezhetnicheskie ustanovki v polikul'turnoi obrazovatel'noi srede voennogo instituta [Interethnic Attitudes in the Multicultural Educational Environment of a Military Institute]. In Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. No. 56-3, pp. 197-204.

24. Tishkov, V. A. (2011). Rossiiskaya natsiya: Stanovlenie i etnokul'turnoe mnogoobrazie. Moscow, Nauka. 462 p.

25. Utkin, V. E. (2010). Proektirovanie i realizatsiya sistemy podgotovki budushchikh ofitserov k voenno-patrioticheskomu vospitaniyu voennosluzhashchikh [Design and Implementation of a System for Training Future Officers for Military-Patriotic Education of Military Personnel]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Kazan.

26. Shchurkova, N. E. (2020). Sistema dostoinogo vospitaniya [A System of Decent Education]. Moscow. 256 p.

27. Yasvin, V. A. (2020). Tekhnologiya sredovogo proektirovaniya v obrazovanii [Environmental Design Technology in Education]. In Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. No. 1 (6), pp. 74-93.

28. Prince, G. (1982). Narratology. The Form and Functioning of Narrative. Berlin, New York, Amsterdam, Mouton Publishers. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.