6. Мирский, Р. Я. Патриотизм и интернационализм в развитом социалистическом обществе / Р. Я. Мирский. - М., 1982. - 148 с.
7. Российская Федерация. - 1996. - № 23. - 36 с.
8. Michels, R. Patriotismus / R. Michels // Handwijrterbiich for Soziologie / Hrsg. von A. Vierkandt. - Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1959. - 578 p.
9. Scheler, M. Probleme einer Soziologie des Wissens / M. Scheler // Gesammelte Werke. - Bern: A. Francke AG Verlag, 1980. - Bd. 8. - 697 p.
УДК 37.035.3(^512.157)
А. А. Баишев
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Основу народной педагогики составляют воспитательные традиции, которые выступают средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального, трудового опыта и нравственных ценностей. Говоря о специфике народной педагогики с позиции формирования и развития личности, в центр внимания нужно поставить трудовые традиции как фактор воспитания. Содержание и технология этнической педагогики главным образом сводятся к воспитанию растущего человека в труде, формированию и развитию трудолюбия и на этой основе других нравственных качеств.
Трудовые традиции - это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение формы и виды трудовой деятельности, свойственные данному этносу, включая взгляды народа на труд, на его роль в становлении личности. Закрепляя в себе опыт многих поколений и передавая его последующим поколениям, традиции служат механизмом накопления духовных ценностей. И у каждого народа в основе формирования и развития личности лежат трудовые традиции [1, с. 58].
Стержнем всей народной педагогической системы воспитания является трудовое воспитание, а труд - основным фактором воспитания. Труд - начало воспитания в подлинном смысле этого слова, трудолюбие - окончательный результат воспитания и итог формирования подрастающего поколения. Каждый народ имеет свою педагогическую культуру, основанную на его этнокультуре, этнопсихологии, этнофилософии, эт-нотрудовых традициях. Однако педагогические культуры народов, стоящих на одной ступени развития цивилизации, характеризующихся общими историческими условиями развития, имеют много общего. И это обусловлено общими принципами педагогических культур всех народов, среди которых можно подчеркнуть следующие:
- формирование основ личности в самом раннем детстве («воспитывай, пока поперек лавки лежит»);
- опора на идеалы добра, истины, красоты;
- учет индивидуально-психических, половозрастных особенностей, волевых возможностей, эмоционального воздействия на человека;
- многообразие форм и методов воздействия на человека;
- уважение к личности человека;
- только в труде, в деятельности происходит становление человека.
Для всех этносов труд всегда был и остается основой их существования,
поэтому трудовое воспитание в этнопедагогической культуре народа занимает ведущее место. Каждый здоровый ребенок имеет генетическую потребность в деятельности. И народная педагогика, опираясь на эту естественную потребность, стремится уже в раннем возрасте сформировать у ребенка трудолюбие, развивать социальные, экономические, нравственные, эстетические мотивы труда. У якутов, как правило, дети с младшего возраста включаются в разные виды труда (в прошлом мальчики с 6 - 7 лет со старшими членами семьи ходили на охоту; работали на заготовке сена, дров и т. д.).
Приобщение детей в семье, учащихся в школе к трудовым традициям способствует формированию у них устойчивой ориентации на трудовой образ жизни, нравственно-психологической готовности к труду, обогащает необходимыми для самостоятельной трудовой жизни знаниями и умениями, развивает качества, присущие человеку труда: трудолюбие, добросовестность, ответственность, настойчивость, смекалистость и т. д.
Трудовое воспитание в народной педагогике строится на следующих принципах:
- раннее включение детей в труд по самообслуживанию, в бытовой и хозяйственный труд;
- половозрастная дифференциация с учетом различных социальных ролей девочек и мальчиков во взрослой жизни;
- приобщение к трудовой деятельности с учетом психофизиологических особенностей детей с целью выработки соответствующих умений и навыков;
- предоставление широкой возможности участия в разнообразных видах труда;
- руководство со стороны взрослых, направленное на постепенное формирование и развитие самостоятельности, активности и творческого начала.
Взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность выделенных принципов придают этнопедагогической культуре трудового воспитания народа системный характер. Большую помощь в работе по возрождению традиций трудового воспитания в современных условиях может оказать семья. Для этого важно взаимодействие семьи и школы, направленное на этнопедагогическое просвещение родителей, вооружение их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей в воспитании семейных традиций, в приобщении к народному искусству и т. д.
Эффективными формами взаимодействия школы и семьи являются:
- пропаганда среди родителей идей и опыта народной педагогики;
- обеспечение ребенка рабочими инструментами, с которыми он познакомился в школе, и фронтом работ для применения полученных в школе умений и навыков в домашних условиях;
- совместная работа учителей и родителей по формированию соответствующих качеств у детей: дисциплинированности, коллективизма, трудолюбия (в младших классах); мотивации труда (в средних классах); ответственного отношения к работе и коллективу, деловитости (в старших классах);
- совместная работа школы и семьи по профориентации, экономическому просвещению и воспитанию;
- совместная трудовая деятельность школьников и взрослых ( малые школьные предприятия по пошиву и вязанию одежды, изготовление изделий из природного материала, металлов, оказание различных услуг населению и др.), осознание своей полезности и нужности в обществе стимулирует развитие творческих способностей; в процессе совместной деятельности детей и взрослых трудовое воспитание отражает важнейшие принципы народной педагогики: преемственность поколений, раннее приобщение к труду, воспитание реальной жизнью, уважительное отношение к ребенку [2, с. 252].
Особое место в использовании народных традиций в трудовом воспитании занимает освоение учениками народных ремесел и декоратив-но-прикладного искусства. Оно происходит на разных уровнях - от ознакомления до творчества. Осуществляются различные формы работы: ярмарки, тематические беседы, лекции, творческие вечера, встречи с деятелями искусства и народными мастерами-прикладниками, посещение выставок, презентация художественных изделий школьников, занятия в кружках по краеведению. Все эти формы работы помогают учащимся освоить на начальном уровне народные ремесла. Как следствие - интерес к народному искусству, стремление овладеть технологией ремесла и прикладного искусства, развитие мотивов к освоению народного ремесла и искусства. Реализация желаний учащихся обеспечивается на занятиях кружков и объединений по интересам.
Широкое распространение в сельских школах республики получили кружки, где учащиеся занимаются изготовлением изделий из березовой коры, конских грив, металла, древесины и т. д. Ценность этих занятий огромна. Прикладное искусство как выражение чувств, потребности души, поиск прекрасной формы, гармонии, фантазии является доступным средством художественного выражения отдельной личности.
Овладение прикладным творчеством и ремеслом основано на труде. Руководитель - мастер ставит задачу привить детям любовь и уважение к национальным традициям, сформировать у них практические навыки, которые при дальнейшем развитии превратятся в мастерство. Он эффективно регулирует развитие у детей глазомера, тактильных ощущений, слуха, восприятия, наблюдательности, памяти, воображения. Мастер стремится развивать способности детей до такой степени, когда любительское увлечение станет профессиональным делом всей жизни.
Современная жизнь диктует такие условия, при которых человеку нужно уметь выжить. Это обстоятельство повышает требования к трудовой подготовке молодых. Так, существующие сегодня рыночные отношения заставляют быть особенно требовательными к качеству своих изделий. И мастера решают вопрос, как, сохраняя традиционную форму, содержание и национальный колорит изделия, применить новые способы воздействия на материал, изготовить его по новой, более экономичной технологии. При этом акцентируется внимание на том, чтобы предметы народного творчества были «ручными», ибо только ручное изделие уникально и более востребовано потребителями.
Таким образом, народные традиции трудового воспитания многогранны и имеют большую ценность в совершенствовании содержания, форм и технологии трудовой подготовки школьников.
Литература
1. Атутов, П. Р. Трудовая подготовка школьников / П. Р. Атутов. - М., 1987.-С. 58.
2. Измайлов, А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрение народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. - М.: Педагогика, 1991. - С. 252.
УДК 37.035.6+ 715(=512.157)
Я. Н. Алексеев
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ
В эпоху модернизации образования наиболее актуальной становится проблема не только сохранения, но и развития национальной культуры в поли-культурном пространстве, использования этнопедагогических возможностей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Актуальность новых научных исследований в этой области заключается в возможности их практического применения в региональных образовательных проектах.
Для сегодняшней педагогики особенно важным является признание и уникальности личности, свободы ее развития. Это подтверждается словами великого мыслителя: «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства потому, что нельзя принять принудительного насильственного совершенства» [2, с. 38].
Идея индивидуальности характерна для российской философской мысли. Самобытность трактовки Н. А. Бердяева проявляется в том, что он смыкает идеи индивидуальности и свободы, независимости и даже одиночества, но более интересным для нас представляется его понимание «вхождения в культуру через национальное». Для В. В. Розанова, который, очевидно, впервые обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания [7, с. 102], идея индивидуальности заключается в необходимости сохранения «особенности». Этот тезис можно расшифровать словами В. В. Розанова из его книги «Сумерки просвещения»: «... на одно и то же впечатление душа ответит разно, и именно в меру этого содержания, которое с ней послано в мир» [7, с. 108]. По нашему мнению, свобода развития личности тождественна свободе развития нации. Г. Д. Гачев утверждает, что в ходе истории народы унифицировались ио быту, тем не менее, в своем ядре каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются природа страны, особенный климат, пейзаж, пища, этнический тип, язык, память о своей истории и культуре, так как они постоянно питают и воспроизводят национальные склады бытия. Далее он определил целостность любого национального бытия как единства «тела» (природы, души, национального характера и духа (склада психики и мышления, типа логики) [1, с. 35]..
Подобного мнения придерживается А. Д. Ахаева, говоря о том, что целостное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности