Научная статья на тему 'Этнопедагогические возможности народных художественных промыслов'

Этнопедагогические возможности народных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические возможности народных художественных промыслов»

Литература

1. Атутов, П. Р. Трудовая подготовка школьников / П. Р. Атутов. - М., 1987.-С. 58.

2. Измайлов, А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрение народов Средней Азии и Казахстана / А. Э. Измайлов. - М.: Педагогика, 1991. - С. 252.

УДК 37.035.6+ 715(=512.157)

Я. Н. Алексеев

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

В эпоху модернизации образования наиболее актуальной становится проблема не только сохранения, но и развития национальной культуры в поли-культурном пространстве, использования этнопедагогических возможностей в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Актуальность новых научных исследований в этой области заключается в возможности их практического применения в региональных образовательных проектах.

Для сегодняшней педагогики особенно важным является признание и уникальности личности, свободы ее развития. Это подтверждается словами великого мыслителя: «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства потому, что нельзя принять принудительного насильственного совершенства» [2, с. 38].

Идея индивидуальности характерна для российской философской мысли. Самобытность трактовки Н. А. Бердяева проявляется в том, что он смыкает идеи индивидуальности и свободы, независимости и даже одиночества, но более интересным для нас представляется его понимание «вхождения в культуру через национальное». Для В. В. Розанова, который, очевидно, впервые обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания [7, с. 102], идея индивидуальности заключается в необходимости сохранения «особенности». Этот тезис можно расшифровать словами В. В. Розанова из его книги «Сумерки просвещения»: «... на одно и то же впечатление душа ответит разно, и именно в меру этого содержания, которое с ней послано в мир» [7, с. 108]. По нашему мнению, свобода развития личности тождественна свободе развития нации. Г. Д. Гачев утверждает, что в ходе истории народы унифицировались но быту, тем не менее, в своем ядре каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются природа страны, особенный климат, пейзаж, пища, этнический тип, язык, память о своей истории и культуре, так как они постоянно питают и воспроизводят национальные склады бытия. Далее он определил целостность любого национального бытия как единства «тела» (природы, души, национального характера и духа (склада психики и мышления, типа логики) [1, с. 35]..

Подобного мнения придерживается А. Д. Ахаева, говоря о том, что целостное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности

культур и их универсалий, а таюке взглядов и обьгчаев, свойственных разным этносам. Именно интерес к традициям и ценностям исторического прошлого и культурного наследия, бережного отношения ко всему, что входит в понятие народной культуры, способно трансформировать процесс от состояния мозаичности до этнической гомогенности, привести к разнообразию, специфичности, что является необходимым условием любого эволюционного процесса [1, с. 38]. Изучая проблему возможностей этнопедагогики народных художественных промыслов, необходимо остановиться и на утверждении Е. Е. Журавлевой о том, что искусство компенсирует недостающее человеку в жизни посредством воображения. Искусство позволяет человеку раздвинуть рамки своего существования, обогатить свой жизненный опыт [5, с. 27].

В истории человеческой культуры «ремесло» занимает огромный пласт. Художественные промыслы и ремесла являлись неотъемлемой частью жизнедеятельности человека на всех этапах его развития. Все

это сохранилось в традиционных способах обработки материалов, которые представляют сегодня уникальную ценность.

Известно суждение К. Д. Ушинского, что народное искусство дает познание жизни в разные исторические эпохи и периоды, позволяет глубоко проникнуть в современную жизнь [6, с. 41]. С его мнением согласна и

Н. А. Ветлугина, утверждающая, что научное и эстетическое познание мира имеет единую основу - общественно-историческую практику [5, с. 34]. Другое мнение у Е. Е. Журавлевой, которая отводит познавательную функцию науке, для которой основной задачей является познание мира, а задача искусства - направлять духовный мир человека [5, с. 26].

Г. Н. Волков утверждает о том, что существует этнопедагогика Волги, эт-нопедагогика гор и т. д. [6, с. 4]. Относительно нашей республики, теперь уже в мировом масштабе, можно говорить об этнопедагогике олонхо, как о уже существующем научном направлении. Наиболее интересным для нашего исследования представляется этнопедагогика народных художественных промыслов. Этнопедагогическая среда народных художественных промыслов сама может служить почвой, на которой формируются специфические черты духовного облика культурной личности. Этническое самосознание - это осознание человеком принадлежности к этнической группе (народу). Этническое самосознание включает в себя такие компоненты, как осознание индивидом принадлежности своему народу, осознание интересов своего народа, представления о культуре, языке, территории. Мы не утверждаем, что подрастающее поколение должно обучаться только в этно-педагогической среде своей этнической общности, необходимо создать условия наиболее благоприятной социальной адаптации ученика в поликуль-гурном пространстве.

В ходе исследования мы выявили, что возникновение новых разнообразных, часто негативных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей порождает множество проблем в процессе развития личности. Одной из них стало ослабление преемственности этнопедагогических знаний в культуре наций. На наш взгляд, более сохранившиеся позиции этнопедагогических возможностей народных художественных промыслов у коренных народов

Республики Саха (Якутия) объясняются спецификой традиционного способа передачи социального опыта и механизма преемственности образовательной культуры по данной области: знания передаются на уровне семейных династий или в малых корпоративных группах в структуре «мастер - ученик». Подобная ситуация, по результатам проведенных нами социологических исследований, остается характерной для всех коренных народов и сегодня. Таким образом, мы выделяем возможность народных художественных промыслов в сохранении национальной культуры, которая способствует развитию личности. «Развитие народов, создающих культуры и цивилизации, связано с творческими процессами, а оскудение творчества обрекает этносы (племена и народы) на повторение младшим поколением старшего, что и отражено в восприятии времени как завершенного цикла» [5, с. 52]. Подобное суждение еще раз подчеркивает необходимость «этнопедагогической среды народных художественных промыслов».

Аналогичную точку зрения мы обнаруживаем в исследовании В. А. Борчук, где она предлагает использовать воспитательные возможности народных ремесел в ориентации учащихся на умение принимать оригинальные решения, на синтез традиционного и своеобразного, на уникальное комбинирование, развитие воображения, своеобразного неординарного подхода. Далее исследователь отмечает, что знакомство с народными традициями и освоение ремесел расширяет опыт старшего подростка (знакомство с историей и культурой своего народа); развивает восприятие, непосредственное, чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности, что обеспечивает формирование представлений [3, с. 42].

По В. А. Борчук, характерной чертой народных ремесел является сила и ясность художественного языка, умение понять и использовать материал, связать утилитарное и художественное начало. Предметы быта, одежда, украшение, конное убранство служили не только жизненно-практическому назначению, но и удовлетворяли эстетические потребности общества, воспитывали в человеке художественный вкус. Гармония прекрасного и полезного, сочетание практической целесообразности с красотой внешнего облика - существенная черта народных ремесел [3, с. 48].

В современном русском языке слово гармония употребляется в трех различных значениях. В музыкознании это слово имеет совершенно определенный, точный терминологический смысл. Видимо, под влиянием музыки появилось и общеупотребительное книжное значение: гармония - «благозвучие, стройность, и приятность звуков». В третьем значении гармония -«согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь целого, внутренняя целостность, полнота согласия». Близка к этому значению, видимо, и философская семантика данного термина, например, в контекстах и ситуациях, когда речь идет о гармонии Вселенной, о гармонии сфер и т. п.

Нас интересует термин «гармония» в третьем значении: согласованное сочетание, соответствие элементов внутри чего-нибудь, что предполагает целостность познания. Известно, что в мировой сокровищнице олонхо, в других фольклорных и этнопедагогических материалах представлено рассмотрение мира и себя в нем как объекта, а с другой стороны - рассмотрение нарушения внутреннего равновесия, спокойствия, волнующее индиви-

да как следствие его бытия в этом мире. Но при этом необходимо подчеркнуть, что соответствие элементов осуществляется внутри чего-нибудь целого, внутренняя целостность, полнота здесь играют важную роль. Известно, что восточное мировоззрение отличается динамизмом и органической целостностью, в соответствии с ним космос представляет собой единую и неделимую реальность, одновременно и духовную, и материальную [4, с. 28].

Мы уже рассматривали вопрос о сохраненности традиционного в народных художественных промыслах. Следовательно, народные художественные промыслы представляют среду, которая определяет человеку место субъекта в поликультурном пространстве, воспитывает и развивает его как носителя родной кулыуры, является ценным этнопедагогическим средством.

Важнейшие свойства человеческой личности определяются тем, насколько человек не утратил родственных связей с природой, обрел любовь ко всему живому, к людям, к самому себе, осознал себя как часть природы. Народные художественные промыслы направлены на воспитание человека, умеющего жить в гармоничном отношении с окружающей природой, так как издавна в разных предметах быта, в украшениях, в одежде находят органичное использование местные материалы: дерево, глина, мех, драгоценные металлы, кость. Подрастающее поколение усваивало нормы бережного отношения к природе, которые диктовали мастеру умело и рационально использовать возможности материала, находить такую форму предмета, которая бы при утилитарной целесообразности с наибольшей полнотой выявляла творческие возможности материала.

Исследуя природу этнопедагогических возможностей народных художественных промыслов, обеспечивающих условия развития школьников, необходимо, по нашему мнению, подчеркнуть неразрывную связь с национальной культурой, местными традициями. В связи этим уместно вспомнить, что самосознание носит общественный характер, так как мерой отношения человека к себе выступают люди. В онтологической модели самосознания личности В. С. Мухиной самосознание складывается в результате идентификации, отождествления себя с чем-либо. В онтогенезе личности выделяют: идентификацию с определенным физическим объектом (собственным телом); идентификацию с именем; идентификацию с социальными образами, развивающими притязание на признание; идентификацию со своим полом; идентификацию с образом «Я» во всех трех временах личности (в прошлом, настоящем, будущем); идентификацию с общественными ценностями, обеспечивающую полноценное бытие в социальном партнерстве и дающую индивиду осознание своих прав и обязанностей [5, с. 31]. На наш взгляд, занятие учащихся специфическими национальными видами специализаций по народным художественным промыслам и ремеслам способствует развитию не только этнического самосознания, но и самосознания в поликультурном пространстве.

В современной педагогической науке громадная роль в процессе гуманизации образования и воспитания отводится проблеме восстановления понятия всесторонне и гармонически развитой личности как свободной развитой индивидуальности. В процессе решения этой проблемы важно избежать деформации самой личности, ее превращения в стандартизированного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения. Необходимо учитывать региональные особенности в организации об-

разовательного процесса. С точки зрения гуманизации образования этнопедагогические возможности народных художественных промыслов в новых условиях становятся наиболее актуальными. Мудрый, опытный мастер-педагог по народным художественным промыслам способен открыть в своем воспитаннике такие способности, о которых тот даже и не подозревал. Такие перспективы могут позитивно влиять на процесс развития личности.

Практика отечественной педагогики многие годы носила монологический характер, где целью педагогического воздействия было формирование определенных качеств личности, а сама личность рассматривалась как объект. Развивая выше рассмотренную проблему, можно заметить, что подобный подход не учитывает особенностей личности ученика. Иное дело, когда воспитатель, мастер-педагог по народным художественным промыслам, познает своего воспитанника как субъекта. Это качественно иной подход, который отвечает требованиям образования нового времени.

Таким образом, этнопедагогика народных художественных промыслов представляет подрастающему поколению возможности приобщения к этническим традициям, познания окружающего урбанизированного и хаотического мира через призму национального, гармоничного.

Литература

1. Ахаева, Н. В. Индивидуализация процесса обучения как фактор развития личности учащихся в условиях сельской школы / Н. В. Ахаева. - Омск, 2000.

2. Бердяев, Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. - М.: Мысль, 1991. - 354 с.

3. Борчук, А. В. Использование народных ремесел в подготовке старших подростков к основам творческого труда / А. В. Борчук. - Архангельск, 2002.

4. Брункхорст, К. Философия Мартина Хайдеггера и современность / К. Брун-кхорст. - М.: Наука, 1991.

5. Журавлева, Е.Е. Современные тенденции в разработке проблемы самосовершенствования личности средствами эстетического воспитания в британских психолого-педагогических исследованиях / Е. Е. Журавлева. - Казань, 1999.

6. Наурызбаева, Р. Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение - школа -вуз» / Р. Н. Наурызбаева. - Казань, 1997.

7. Щербаков, В. Второе пришествие В. В. Розанова / В. Щербаков // Советская педагогика. -1990. - № 6. - С. 102- 103.

8. Этнопедагогика в эпоху модернизации образования: материалы межреги-он. науч.-произв. конф. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. - С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.