Научная статья на тему 'ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА'

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Мария Сергеевна

В данной статье рассматривается вопрос поиска новых подходов в преподавании хореографических дисциплин в системе высшего хореографического образования, в частности, региональных особенностей русского народного танца. Раскрываются следующие понятия: педагогическая технология, её фундаментальные признаки и критерии; этнопедагогика и этнопедагогическая технология (генезис становления и основные дефиниции). Автор статьи опирается на научные труды выдающегося педагога Я. А. Коменского в развитие народной педагогики. Его работы легли в основу этнопедагогической мысли, которая способствовала дальнейшему формированию этнопедагики как научного знания. Сущностная сторона понятия «этнопедагогическая технология» раскрывается с учетом специфики образовательного процесса в хореографическом искусстве. Рассматривается понятие «региональные особенности русского народного танца», деятельность основных исследователей русского танца и их научные изыскания. Практический компонент исследования в данной статье опирается на педагогическую деятельность автора и заключается в поиске оптимальных и эффективных условий решения поставленного вопроса о реализации этнопедагогической технологии преподавания региональных особенностей русского танца в системе высшего хореографического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF TEACHING TECHNIQUES OF REGIONAL FEATURES OF RUSSIAN FOLK DANCE

This article discusses the issue of finding new approaches in teaching choreographic disciplines in the system of higher choreographic education, in particular, the regional features of Russian folk dance. The following concepts are revealed: pedagogical technology, its fundamental features and criteria; ethnopedagogy and ethnopedagogic technology the genesis of formation and the main definitions. The author of the article relies on the contribution of the outstanding teacher Ya. A. Komensky to the development of folk pedagogy. His scientific works formed the basis of ethnopedagogical thought, which contributed to the further formation of ethnopedagics as scientific knowledge. The essential aspect of the concept of “ethnopedagogic technology” is revealed taking into account the specifics of the educational process in choreographic art. Russian Russian folk dance is considered the concept of “regional peculiarities of Russian folk dance”, the activities of the main researchers of Russian dance and their scientific research. The practical component of the research in this article is based on the pedagogical activity of the author and consists in finding optimal and effective conditions for solving the question posed the implementation of ethnopedagogic technology for teaching regional features of Russian dance in the system of higher choreographic education.

Текст научной работы на тему «ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА»

ТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

УДК 378

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-131-136 М.С. Кузнецова

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация e-mail: moon-rusya1995@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос поиска новых подходов в преподавании хореографических дисциплин в системе высшего хореографического образования, в частности,- региональных особенностей русского народного танца. Раскрываются следующие понятия: педагогическая технология, её фундаментальные признаки и критерии; этнопедагогика и этнопедагоги-ческая технология (генезис становления и основные дефиниции). Автор статьи опирается на научные труды выдающегося педагога Я. А. Коменского в развитие народной педагогики. Его работы легли в основу этнопедагогической мысли, которая способствовала дальнейшему формированию этнопедагики как научного знания. Сущностная сторона понятия «этнопедагогическая технология» раскрывается с учетом специфики образовательного процесса в хореографическом искусстве. Рассматривается понятие «региональные особенности русского народного танца», деятельность основных исследователей русского танца и их научные изыскания. Практический компонент исследования в данной статье опирается на педагогическую деятельность автора и заключается в поиске оптимальных и эффективных условий решения поставленного вопроса о реализации этнопедагогической технологии преподавания региональных особенностей русского танца в системе высшего хореографического образования.

Ключевые слова: педагогическая технология, этнопедагогика, этнопедагогическая технология, региональные особенности русского народного танца.

Для цитирования: Кузнецова М. С. Этнопедагогическая технология преподавания региональных особенностей русского народного танца // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №4 (108). С. 131-136. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-131-136

ETHNO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF TEACHING TECHNIQUES OF REGIONAL FEATURES OF RUSSIAN FOLK DANCE

Maria S. Kuznetsova

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation e-mail: moon-rusya1995@mail.ru

КУЗНЕЦОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА - преподаватель ДШИ МГИК, преподаватель кафедры искусства

хореографа РГУ им. А.Н. Косыгина Института славянской культуры KUZNETSOVA MARIA SERGEEVNA - teacher of the DSHI MGIK, teacher of the Art of Choreography Department of the Kosygin Russian State University of the Institute of Slavic Culture

© Кузнецова М.С., 2022

Abstract: This article discusses the issue of finding new approaches in teaching choreographic disciplines in the system of higher choreographic education, in particular, the regional features of Russian folk dance. The following concepts are revealed: pedagogical technology, its fundamental features and criteria; ethnopeda-gogy and ethnopedagogic technology - the genesis of formation and the main definitions. The author of the article relies on the contribution of the outstanding teacher Ya. A. Komensky to the development of folk pedagogy. His scientific works formed the basis of ethnopedagogical thought, which contributed to the further formation of ethnopedagics as scientific knowledge. The essential aspect of the concept of "ethnopedagogic technology" is revealed taking into account the specifics of the educational process in choreographic art. Russian Russian folk dance is considered the concept of "regional peculiarities of Russian folk dance", the activities of the main researchers of Russian dance and their scientific research. The practical component of the research in this article is based on the pedagogical activity of the author and consists in finding optimal and effective conditions for solving the question posed - the implementation of ethnopedagogic technology for teaching regional features of Russian dance in the system of higher choreographic education.

Keywords: pedagogical technology, ethnopedagogics, ethnopedagogical technology, regional peculiarities of Russian folk dance.

For citation: Kuznetsova M. S. Ethno-pedagogical technology of teaching techniques of regional features of Russian folk dance. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 4 (108), pp. 131-136. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-131-136

«Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем»

Я.А. Коменский

Современные требования высшего хореографического образования предполагают стремление к развитию технологичности учебно-творческого процесса. Решение данной задачи требует исследования творческой профессиональной специфики, определения эффективных условий и компонентов образовательного процесса, разработки инновационных решений и анализа существующих педагогических технологий. Автор данной статьи, основываясь на теоретических изысканиях и собственном педагогическом опыте преподавателя дисциплины «Русский народный танец», обратил внимание на потенциал этнопедагогической технологии и её значение для профессионального становления будущего хореографа по направлениям подготовки: педагогика народно-сценического, классического, современного танца; руководство любительским хореографическим коллективом; балетмейстерская и репетиторская деятельность.

Наследие и исторический опыт русского народа являются богатейшим источником для изучения и анализа в различных областях знаний. В ходе теоретического анализа исследований, посвященных вопросам этнопедагогики, было выявлено, что детерминанты духовных и нравственных качеств, жизненно-философские установки русского народа были основаны на этнографических предпосылках. Этнографический компонент, в свою очередь, раскрывается в совокупности сформированных в ходе исторического развития народа культурных ценностных ориентиров и основополагающих мировоззренческих установок. Таким образом, основными этнопедагогическими принципами воспитания будущего поколения являются: культуросообразность (применение достояния и наследия предков, усвоение ценностей и норм национальной и человеческой культуры), интегративность (логически вы-

строенный целостный процесс воспитания от младенчества до перехода во взрослую жизнь), практико-ориентированность (труд, как неотъемлемая часть жизни) и субъект-ность (активная жизненная позиция, самостоятельность и ответственность).

Педагогическая технология определяется учеными как «система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогической цели, осуществляемая в соответствии с определенной логикой и принципами, достаточно легко воспроизводимая любым педагогом» [3, с. 10]. Педагогическая технология раскрывается в стремлении к гарантированному достижению поставленной цели. Фундаментальные критерии педагогической технологии опираются на следующие определяющие признаки:

1. Концептуальность, которая предполагает опору на определенный научно-педагогический концепт, имеющий определенную философскую позицию, дидактическую основу, а также - психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2. Логичность, которая подразумевает наличие признаков системности, целостности и взаимосвязи частей образовательного процесса.

3. Управляемость, включающая в себя целеполагание, планирование, диагностику (поэтапную и итоговую), возможность изменения средств и методов с целью изменения конечного результата.

4. Эффективность, определяющаяся условием конкурентоспособности, где главным критерием выступает высокий уровень результативности обучения при минимальных затратах образовательного ресурса.

5. Воспроизводимость, являющаяся важным компонентом при передаче накопленного опыта и знаний, а также обеспечивающая возможность применения педагогической технологии

другими субъектами в иных образовательных учреждениях.

В 70-е годы XX века происходил основной процесс становления этнопедагогики как науки, как области педагогического знания. Новаторская научно-исследовательская деятельность профессора и педагога Г. Н. Волкова положила начало изучению этнопедагогической мысли в процессе воспитания и обучения. По его мнению, этнопедагогика «изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также - философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности» [2, с. 5].

Я. А. Коменский в своей педагогической деятельности раскрыл идеи народного воспитания. Искренней любовью к культуре своего народа проникнуты многие его работы: «Мудрость старых чехов», где были собраны и систематизированы старинные чешские пословицы и поговорки; «Материнская школа», которая явилась первым в истории семейным методическим пособием по воспитанию детей. Обобщение накопленного опыта воспитания и образования детей в семье, где основными средствами педагогического воздействия выступали народные традиции, обряды, обычаи, позволило сформировать принцип природосообразности, который лёг в основу таких важнейших критерием, как целесообразность и важность учета психологических и физических характеристик воспитанников, их индивидуальных особенностей. Именно природосообразность является одним из основных принципов в этнопедагогике и в хореографическом образовании - в особенности.

От основных компонентов понятий «педагогическая технология» и «этнопедагогика» перейдем к понятию «этнопедагогической технологии», которая имеет следующие определения:

- система педагогических действий преподавателя, связанных с его включением в традиционную зна-ково-символическую танцевальную и художественно-творческую деятельность, которая объединяет его чувственное и рациональное начала и имеет целью получение учащимися творческого опыта этнокультурной деятельности [6];

- совокупность установок, определяющих специальный набор и компоновку педагогических методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, направленных на приобщение детей и учащейся молодежи к ценностям национальной танцевальной культуры [1, с. 383].

Проанализировав данные определения, методологию исследования изучаемой дефиниции, мы можем синтезировать вышеизложенное и сформулировать определение этнопедагогической технологии с учетом специфики образовательного процесса в хореографическом искусстве. Этнопедагогическая технология в хореографическом образовании - это народно-педагогический концепт образовательного процесса, который включает в себя фольклорно-этнографический материал изучаемой танцевальной традиции, особенности методики преподавания, имеющей ярко выраженную эмоционально-творческую деятельностную направленность.

Фольклорно-этнографический материал изучаемой танцевальной традиции предполагает взаимосвязь танцевальной культуры с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, обрядами, обычаями и верованиями народа. Методика преподавания включается в синтез традиционных и инновационных педагогических методов, направленных на формирование цен-

ностного отношения к народным традициям, их понимание. А эмоционально-творческая направленность образовательного процесса раскрывается в качественной характеристике эмоционального отношения обучающихся и преподавателей к творческой деятельности, в их стремлении к творческой самоактуализации и реализации.

Немаловажное влияние на формирование личности человека оказывали этническая, природно-географическая и социальная принадлежность. Региональные особенности русского танца подразумевают конкретные средства хореографического творчества русского народа (лексически-композиционные, музыкально-ритмические, исполнительские, иллюстративно-прикладные, семантические [5]), которые относятся к определенному региону, области, району на основе географического, исторического, социального, этнографического, искусствоведческого анализов жизни и быта народа.

Основными литературными источниками по теме региональных и областных особенностей русского народного танца являются «Лексика русского танца: основные элементы русских танцев и плясок» Т. А. Устиновой, «Основы русского народного танца» А. А. Климова, «Областные особенности русского народного танца: Учебное пособие» Н. И. Заикина и Н. А. Заикиной, «Самобытность русского танца: Учебное пособие для вузов культуры и искусств» Г. Ф. Богданова, а также труды многих педагогов-хореографов, исследователей русского народного танца, которые освещали особенности танцевальной традиции отдельно взятого региона (О. Н. Князева, А. В. Руднева, И. И. Веретенников, Г. Я. Власенко, З. Г. Пашкова, Е. А. Зем-цова, Е. В. Смирнов и др.).

Способами реализации этнопедагогической технологии в хореографическом образовании являются следующие методы:

- практические (метод показа, импровизации, ролевой игры, инсценировки, самоанализа и др.), преимущественно основанные на исполнительской тех-

нике; при этом активно используются такие этнографические феномены танцевальной культуры, как стиль, манера исполнения движений, образ; наиболее распространённые жанры, виды, сюжеты танцев в конкретном регионе/области/районе; - теоретические (метод беседы, рефлексивного наблюдения, метод идентификации и др.), раскрывающие знание-вый компонент процесса становления и развития народной танцевальной культуры, традиционных обрядов, обычаев, праздников и игр, особенностей пошива и цветовой гаммы костюмов (праздничных и повседневных), подбора музыкального оформления и сопровождения, которые характерны для конкретного региона/области/района.

В заключение хотим подчеркнуть, что этнопедагогическая технология преподавания региональных особенностей русского народного танца направлена на гармоничное, природосообразное профессиональное становление личности студента, способствует его мотивации к эмоционально-творческой деятельности. Главная цель данной технологии заключается в грамотном сохранении и профессиональном развитии этнографических феноменов народной танцевальной культуры, компетентности и конкурентоспособности будущих хореографов. Еще долгое время будет актуален и ценен завет великого мастера, исследователя русского танца А. А. Климова: «Великое танцевальное наследие русского народа надо бережно хранить и творчески обогащать. Но прежде чем обогащать наследие, необходимо его знать и изучать» [4, с. 316].

Список литературы

1. Алексенко Ю. А., Макеева Ю. А, Юркевич О. Ю. Применение этнопедагогических технологий при формировании национальной культуры личности на уроках истории // Сборник работ 70-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 15-18 мая 2013 г., Минск: В 3 ч. Ч. 1 / Белорус. гос. ун-т. С. 383-387.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебнах заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.

3. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2012. 411 с.

4. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры / А. Климов. [3-е изд.]. Москва: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. 318 с.

5. Кузнецова М. С. Роль и значение средств русского танца в педагогическом процессе высшего хореографического образования // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств / Москва: Издательство Московского государственного института культуры, 2019. № 3 (34). С. 133-141.

6. Ширяева Н. С. Этнопедагогические технологии изучения жанров народного творчества // Человек и образование. Санкт-Петербург: Вестник «ЛОИРО», 2010. № 1 (30). С. 62-65.

Reference s

1. Aleksenko Yu. A., Makeeva Yu. A., Yurkevich O. Yu. The use of ethnopedagogic technologies in the formation of the national culture of the individual in the history lessons // Collection of works of the 70th Scientific Conference of students and postgraduates of the Belarusian State University, May 15-18, 2013, Minsk: At 3 p. m. 1 / Belarusian State University. Pp. 383-387. (In Russ)

2. Volkov G. N. Ethnopedagogics: Studies for students. Wednesday. and higher. ped. studies. establishments. Moscow: Publishing Center "Academy", 1999. 168 p. (In Russ)

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2022 ♦ 4 (108) июль - август ^

3. Zaitsev V. S. Modern pedagogical technologies: a textbook. In 2 books. Book 1. Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2012. 411 p. (In Russ)

4. Klimov A. A. Fundamentals of Russian folk dance: textbook. for students of universities of arts and culture / A. Klimov. [3rd ed.]. Moscow: Publishing House of the Moscow State University of Culture and Arts, 2004. 318 p. (In Russ)

5. Kuznetsova M. S. The role and significance of the means of Russian dance in the pedagogical process of higher choreographic education // Culture and education: scientific and informational journal of universities of culture and arts / Moscow: Publishing House of the Moscow State Institute of Culture, 2019. No. 3 (34). pp.133-141. (In Russ)

6. Shiryaeva N. S. Ethnopedagogical technologies for studying genres of folk art // Man and education No. 1

(30). St. Petersburg: Bulletin "LOIRO", 2010. p.62-65. (In Russ)

*

Поступила в редакцию 04.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.