Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Д.Г., Пимонова А.А., Закирова А.Р.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

СИМВОЛ НАУКИ 2410-700Х № 12-2 / 2020

выбора и организации слов, грамматического структурирования. Процесс выбор и организации слов обеспечивается операциями поиска семантических и звуковых признаков слова, учетом их вероятностной характеристики. У детей с речевой патологией выделенные операции оказываются несформированными или нарушенными, что приводит к появлению лексических замен. Грамматическое структурирование вопросительного высказывания включает операции грамматикализации программы, закрепления грамматических обязательств, прогнозирования, перебора возможных прогнозов и сопоставления их с программой. При речевом недоразвитии отмечаются трудности осуществления грамматического структурирования, что приводит к появлению в речи детей многочисленных стойких грамматических ошибок.

Этап фонационного оформления вопросительных высказываний характеризуется специфичностью интонирования. Так, например, некоторые вопросительные предложения не имеют специальных лексико-грамматических средств выражения запроса информации, вопросительный характер передается в них только при помощи интонации.

Таким образом, смысловое программирование, грамматическое структурирование и интонационное оформление вопросительных высказываний имеют ряд специфических особенностей. Принципиальным моментом порождения вопросительных высказываний в диалоге является наличие четко осознаваемых мотивов вступления в речевое взаимодействие. Недостаточная целеориентированность (отсутствие отдаленных целей) является, на наш взгляд, одной из причин отмечаемого педагогами снижения процента инициаций-вопросов в ходе общения детей. Список использованной литературы:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во МГУ, 1989.-215с.

2. Лепская Н.И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации / Н.И. Лепская. - М.: МГУ, 1997.-151с.

3. Психолого-педагогические условия личностного роста и социализации детей.// Отв.ред. Курнешова Л.Е. - Центр «Школьная книга», М., 2002.-74с.

4. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. / Отв.ред. В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1989.-141с.

© Степанова Д.Г., Пимонова А.А., Назарова О.А., 2020г.

УДК-37

Степанова Д.Г.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех»

Белгородский район Пимонова А. А.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех»

Белгородский район Закирова А.Р.

Педагог дополнительного образования МАУ ДО «ЦДО «Успех»

Белгородский район

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12-2 / 2020

национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определяет будущее нашего народа.

Ключевые слова:

культура, традиции, воспитание, младшие школьники.

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

В младшем школьном возрасте детей продолжают знакомить с традициями русского народа, ребята и сами могут выделить определенный смысл из произведений русского народного творчества. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Через народное творчество ребёнок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок осознаёт половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного. Если знакомить ребёнка в школе с русским народным творчеством, то он будет намного лучше развиваться как личность.

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной работе - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.

Там, где сохранены корни национальной культуры, традиции и обычаи, где происходит глубокое распознание культурных ценностей родного народа, возможно освоение, достойная оценка и уважение культуры других народов. «Чем больше ты узнаешь о культуре других народов, тем больше узнаешь о себе».

Работая над темой «Художественные промыслы России», я с учащимися провела ряд мероприятий, подготовка и проведение которых вызвали огромный интерес. Это конкурс «Вдохновение», включивший в свою программу номера, воспитывающие эстетический вкус, патриотизм, любовь к родным местам, уважение к труду. На конкурс сказок мы подготовили авторскую работу «Сказка про краски», в которой сумели отразить пять видов художественных промыслов России. Два ученика подготовили исследовательские работы по темам «Синие цветы Гжели», «Золотая Хохлома».

С увлечением ребята ознакомились с выставкой «Народные костюмы Белгородской области», которая экспонировалась в музее, познакомились с выставкой старинных вещей местного «волшебника» Журахова В.М., побывали в «Зимней сказке» на старинном русском подворье.

Использование этнопедагогики в практике предполагает формирование знаний об истории страны, родного края, традициях и культуре народного быта, воспитание, прежде всего, патриотизма.

Список использованной литературы:

1. Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. - Старый Оскол: «ТНТ», 2003.

2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс». 2002.

3. Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку. Учебно-методическое пособие. - Белгород, 2006.

4. Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову.// Народное образование. №1 2000.

© Степанова Д.Г. ,Пимонова А.А. ,Закирова А.Р., 2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.