Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАКТИК ТУРИСТОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ'

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАКТИК ТУРИСТОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
614
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТЫ / ПУТЕШЕСТВЕННИКИ / МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лысикова Ольга Валерьевна

В статье исследуется этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик современных туристов и путешественников. На основе эмпирического исследования автором анализируется опыт социальных интеракций между туристами и местными жителями в российских регионах. Проводится содержательный анализ факторов и компонентов развития этнокультурного туризма на примере Саратовской области и Приволжского федерального округа, предлагаются управленческие решения по продвижению и популяризации уникальных этнокультурных туров, что позволяет выйти за пределы туристско-рекреационной дестинации, сделать этнокультурный туризм стратегическим направлением развития российского внутреннего туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL TOURISM IN THE CONTEXT OF SOCIAL CHANGES IN THE PRACTICES OF TOURISTS AND TRAVELERS

The article examines ethnocultural tourism in the context of social changes in the practices of modern tourists and travelers. On the basis of empirical research, Torah analyzes the experience of social interactions between tourists and local residents in the Russian regions. A meaningful analysis of the factors and components of the development of ethnocultural tourism is carried out on the example of the Saratov region and the Volga Federal District, management solutions are proposed to promote and popularize unique ethnocultural tours, which allows you to go beyond the tourist and recreational destination, to make ethnocultural tourism a strategic direction for the development of Russian domestic tourism.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАКТИК ТУРИСТОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ»

Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и путешественников

ТУРИЗМ / TOURISM

УДК 316.752

DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1 -3-14

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ПРАКТИК ТУРИСТОВ И ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Лысикова Ольга Валерьевна

Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратов, РФ

канд. истор. наук, д-р социол. наук, доцент, профессор e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье исследуется этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик современных туристов и путешественников. На основе эмпирического исследования автором анализируется опыт социальных интеракций между туристами и местными жителями в российских регионах. Проводится содержательный анализ факторов и компонентов развития этнокультурного туризма на примере Саратовской области и Приволжского федерального округа, предлагаются управленческие решения по продвижению и популяризации уникальных этнокультурных туров, что позволяет выйти за пределы туристско-рекреационной дестинации, сделать этнокультурный туризм стратегическим направлением развития российского внутреннего туризма.

Ключевые слова: этнокультурный туризм, внутренний туризм, туристы, путешественники, местные жители, туристско-рекреационная дестинация, туристская идентичность, социальные изменения, Саратовская область, Приволжский федеральный округ.

Для цитирования: Лысикова О.В. Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и // Сервис plus. 2022. Т.16. №1. С. 3-14. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-3-14.

Статья поступила в редакцию: 25.01.2022.

Статья принята к публикации: 02.03.2022.

ETHNOCULTURAL TOURISM IN THE CONTEXT OF SOCIAL CHANGES IN THE PRACTICES OF TOURISTS AND TRAVELERS

Olga Valerievna Lysikova

PhD History, Dr. Sociology, Professor [email protected]

Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russian Federation

Abstract. The article examines ethnocultural tourism in the context of social changes in the practices of modern tourists and travelers. On the basis of empirical research, Torah analyzes the experience of social interactions between tourists and local residents in the Russian regions. A meaningful analysis of the factors and components of the development of ethnocultural tourism is carried out on the example of the Saratov region and the Volga Federal District, management solutions are proposed to promote and popularize unique ethnocultural tours, which allows you to go beyond the tourist and recreational destination, to make ethnocultural tourism a strategic direction for the development of Russian domestic tourism.

Keywords: ethnocultural tourism, domestic tourism, tourists, travelers, local residents, tourist and recreational destination, tourist identity, social changes, Saratov region, Volga Federal District.

For citation: Lysikova O.V. (2022). Ethnocultural tourism in context social change of practices tourists and travelers Service plus, 16(1), Pp.3-14. DOI: 10.24412/2413-693X-2022-1-3-14. (In Russ.). Submitted: 2022/01/25. Accepted: 2022/03/02.

Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и путешественников

В последние годы в связи с кризисными тенденциями в мировой и отечественной экономике, сложностью эпидемиологической обстановки, неустойчивостью и

непредсказуемостью антропогенных и природно-климатических катаклизмов отмечается постепенное возрастание как теоретического, так и практического интереса к сохранению этнокультурного наследия, культурного разнообразия, взаимодействию культуры, этносов, туризма. Это служит важной предпосылкой социальных изменений культурных практик туристов и путешественников, фокусирующих свое внимание на народной материальной и нематериальной культуре, фольклоре, народных традициях, промыслах, праздниках. Культурное своеобразие и самобытность народов лежат в основе искреннего интереса туристов к этническому туризму во всем многообразии его видов, форм и проявлений.

Эволюция туризма с его универсальным опытом может быть осмыслена как путь от путешественника к туристу и снова к путешественнику, но уже качественно иному. Современный туризм является формой самореализации и самоутверждения человека, возникшей в синтезе индивидуальных восприятий и коллективного опыта. Человек, вернувшийся из путешествия, иначе, чем прежде, воспринимает привычный для него повседневный мир; новые знания, ощущения, представления в своей количественной совокупности приводят к мировоззренческим и антропологическим изменениям [4, с.138].

Туризм - явление одновременно физическое и метафорическое, что связано как с перемещениями в географическом пространстве, так и из сферы повседневного опыта к малоизвестной для актора сфере, порой даже экзотической. Туризм служит метафорой для социальных практик людей, получающих удовольствие от наблюдения за экзотикой, различиями между ними самими и «другими». В этом смысле туризм наполняется перманентно обновляемым культурным контентом, становясь все более распространенной социальной практикой и уже привычным способом

формирования собственной идентичности.

Современный туризм глобального мира становится полем столкновения конкурирующих дискурсов, таких как этническая принадлежность, культурная идентичность, социально-экономическая стратификация. Эти дискурсивные практики проявляются через воспроизводство двойных оппозиций: глобальное и локальное, культурное и природное, традиционное и современное, индустриальное и аграрное, производство и потребление, местный житель и турист. Роль культурного наследия в создании образов национальной идентичности становится областью пристального интереса экспертов. В фокусе исследовательского внимания находятся вопросы участия туристов в процессах глобализации и культурного обмена; потребления и строительства культурных тождеств посредством культурных практик туристов; производства и реконструкции образов и символов «своей» и «других» культур. Сегодня метафора «турист» указывает на совокупность мобильностей людей, навязывающих чужим местностям и практикам свои смыслы, свое понимание происходящего. Современный турист как гражданин глобального сообщества перемещается по планете, демонстрируя установку космополитизма по отношению к другим культурам, средам, людям [3, с.4].

Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года туристский сектор России сохраняет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики. Однако туристская активность россиян остается пониженной. По данным ВЦИОМ только 45% жителей страны в последние годы отдыхают в регионе, отличном от региона проживания [8, с.9], что подтверждает важность перманентной работы для обеспечения доступности туристских продуктов для жителей страны и стимулирования мотивации к совершению путешествий. Для реализации задач Стратегии предлагается руководствоваться рядом принципов, два из которых напрямую связаны с этническим туризмом:

- обеспечение межкультурной

СЕРВИС р/иБ 2022 Том 16 №1 5

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

РНИ РГУТИС

коммуникации, межрегионального и международного взаимодействия при развитии туризма;

- формирование и развитие туристского продукта Российской Федерации с учетом природного, культурного, этнического разнообразия регионов России [7, с.9].

Важным условием реализации социальной функции туризма, согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, является повышение доступности туризма для населения, обеспечение необходимого разнообразия через формирование туристского продукта с учетом половозрастных, этнических, религиозных и иных особенностей населения. Среди ключевых социальных следствий развития туризма для населения наибольшее значение имеют оздоровление, рост продолжительности жизни, укрепление института семьи, интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному многообразию Российской Федерации [7, с.14]. Концептуальное поле этнокультурного туризма

Под этнокультурным туризмом понимается поездка в места проживания совокупности людей, имеющих самобытную духовную и материальную культуру, располагающих уникальным культурным наследием, которое раскрывает особенности их места проживания и региона. Этнокультурный туризм призван обеспечить сохранение культуры и традиций малочисленных народов [9, с.134].

Этнокультурный туризм тесно связан с такими подвидами культурного туризма как культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-этнографический, кул ьтур но-

этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический, культурно-археологический [1, с.193]. Границы между подвидами культурного туризма представляются нам достаточно подвижными и условными.

Мотивационная составляющая

этнокультурного туризма лежит в плоскости межкультурных коммуникаций и туристской идентичности как социального феномена. Туристская идентичность представляет собой «совокупность типизированных признаков, качеств, характеристик, ценностных установок, паттернов поведения, видов деятельности, мотиваций и интенций индивида в модусе туриста», позволяющих ему самому и другим акторам отнести его к данному типу. В типологии идентичности Е.В. Мошняга особо выделяет такой концептуальный ряд идентичность «культурная, этническая, социальная, туристская» народов [5, с. 12]. Содержательный и критический анализ концепта «туристская идентичность», тесто связанного с этнокультурным туризмом, приводит к выводу об актуальности и емкости этой научной дефиниции, отражающей модели поведения человека путешествующего, его личностное развитие через встречи с новыми субъектами и объектами, вовлечение в новые для себя социальные практики с последующим изменением стереотипов мышления и поведения.

Приходим к выводу, что производство идентичности современных туристов тесно связано с интенсивными социальными изменениями в их практиках, которые различаются в своих сочетаниях и комбинациях, интенсивно трансформируют социальную реальность, конструируют новые модели поведения и жизненных стратегий, связанные с пространственной мобильностью в этом глобальном мире. Множественность композиций индивидуальных, групповых, коллективных практик туристов не является заданной и объективно прогнозируемой. Под практиками туристов понимается совокупность

коммуникативных и интерактивных видов деятельности на этапе планирования и на протяжении всего путешествия [4, с.48]. Сама же метафора «турист» отражает организованную мобильность людей - носителей образцов поведения и социальных идентичностей.

Особый интерес социологов и антропологов к практикам туристов прослеживается с 1970-х

Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и путешественников

годов и не ослабевает на протяжении полувека. Именно это обстоятельство позволяет социологическим концептам «туризм» и «турист» обрести четкие методологические основания. Идеи исследователей обусловлены качеством приобретаемого человеком в путешествии опыта, в котором учитываются различия между самим туристом и «другим», выявляются сходства и особенности взаимодействующих сторон, проявляется собственное отношение к «другому», «иному», «чужому», конструируется саморепрезентация в процессе путешествий и культурных практик туризма.

В 1996 году была издана работа Д. Нэша «Антропология туризма», в которой туризм рассматривается как система производства и потребления. Предметом изучения являются различные комбинации экономического развития, индивидуальных трансформаций

познавательного и эмоционального плана, коллективных репрезентаций и политики. В фокусе исследовательского интереса антропологического нарратива 1990-х годов становится турист - думающий, чувствующий, рассматривающий, символически выражающий свои представления о социальных и культурных связях [10]. Нарративы путешествий, этнографические данные, туристский дискурс способствуют самооткрытиям и

самопрезентациям в качестве результатов «пристального взгляда туриста» к другим местам, людям, объектам, событиям, что и является по сути миссией этнокультурного туризма. Как справедливо полагает Дж. Урри, сильнейшим побудителем к путешествию является «потребность в близости», важность общения и поддержания сообщества [8, с.142].

Исследовательский поиск обусловлен качеством приобретаемого человеком в путешествии опыта, в котором учитываются различия между самим туристом и «другим», выявляются сходства и особенности взаимодействующих сторон, конструируется саморепрезентация в процессе путешествий. Работа В. Смит продемонстрировала заинтересованность в изучении культурных туристских контекстов и контактов [11, р. 142].

Ведущей темой становятся процессы коммуникаций туристов с местными жителями и их культурные последствия. Особое внимание отводится социальному и культурному влиянию практик мобильности на самих туристов. Исследования 1970-1980-х годов представляют туристов ведущей силой по отношению к местному сообществу - «аборигенам» туристско-рекреационных дестинаций. Если проблемы воздействия туризма на жителей принимающих стран и регионов плодотворно изучаются в течение последних пятидесяти лет, то вопросы влияния туристских практик на страны -туристские доноры не получили пока должного освещения. Подчеркивая особую важность культурных коммуникаций в процессе пространственной мобильности, Далай-лама отмечает: «Во время моих путешествий я обнаружил, что в менее развитых странах, где материальные трудности составляют неотъемлемую часть жизни, такие достоинства, как терпение и умение ценить то, что имеешь, выражены более ярко, чем в странах материально богатых» [2, с.91].

Британская исследовательница М.К. Смит справедливо полагает, что на международном уровне постоянно растет интерес к развитию регионального и местного культурного туризма, который при условии эффективного управления является средством возрождения или укрепления традиций и самоидентичности местных сообществ, что справедливо в отношении многих общин в Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке, некоторых регионов Азии, Центральной и Южной Америки [12, р.175]. Феноменологическая концепция З. Баумана, Дж. Урри, известная как «туристический взгляд», наряду с теорией ускорения мобильности является основополагающей в формировании конструктивного взаимодействия местных жителей и туристов.

Эмпирическое поле этнокультурного туризма

Обратимся к критическому анализу опыта социальных интеракций между туристами и местными жителями в российских регионах. Социальные изменения в туризме проходят по оси коммуникаций в рамках межличностных

интеракций между туристом и местным жителем, это объясняет актуальность проведения эмпирических исследований в данной области. Одной из задач нашего социологического опроса было исследование взаимоотношений российских туристов и местных жителей [4, с.261]. Опрос проводился в офисах турфирм четырех городов: Москва, Волгоград, Саратов, Астрахань. Респондентам (N=1277) было предложено ответить на вопрос: «Как относились к Вам местные жители во время последней Вашей турпоездки?» Весьма показательно, что 58,7% респондентов отмечают доброжелательное отношение, 12,6% - участливое; 19,6% -нейтральное; 5,3% - равнодушное. В общей сложности 71,3% туристов сообщили о позитивном отношении к ним со стороны местных жителей, что свидетельствует о высоком уровне доброжелательности и чувства радушия к приезжим со стороны местных жителей в восприятии туристов. Как видно из контекста, вопрос не связан с конкретной туристско-рекреационной дестинацией, которую посетил турист. Для нас важно, получив ответ от каждого респондента - российского туриста, обобщить количественные результаты, где содержательная сторона индивидуальных мнений отражает объективную картину персонального опыта путешествий.

Среди влияющих на выбор турпоездки причин респондентам, помимо прочих, было предложено высказаться относительно обычаев и традиций местного населения, оценив их важность по 5-балльной шкале (1 - совсем не важно 5 - очень важно). По ровным долям в 17,5% респондентов эта причина стала одновременно самой важной и совсем не важной; 23,9% определили ее как важную; 27,8% оценивают как не очень важную; 13,3% - как маловажную. В совокупности 41,4% туристов рассматривают обычаи и традиции местного населения в качестве важной причины, влияющей на выбор своей турпоездки. Следовательно, обычаи и традиции местного населения являются для значительного числа туристов весомым мотивационным фактором планирования и

реализации своего путешествия.

Проведенный анализ данных нашего анкетного опроса с использованием таблиц сопряженности позволяет сделать следующие выводы. На вопросы «Как относились к Вам местные жители во время последней турпоездки?» и «Как Вы относитесь к приезжим туристам в Вашем городе?» 332 человека ответили «целиком положительно» и доброжелательно, что составляет 26,4% респондентов. Существенное количество - 124 человека (9,9%) придерживаются нейтральной оценки как в отношении местных жителей к туристам, так и степени значимости обычаев местного населения в выбор дестинации. Таким образом, двойная нейтральная оценка занимает второе место из общего количества ответов на эти вопросы.

Анализ результатов эмпирического исследования позволяет обозначить основные контуры социальных интеракций туристов и местных жителей в качестве двусторонней симметричной модели коммуникаций, включающей три типа социальных интеракций: симпатия (практики солидаризации) - равнодушие (практики индифферентности) - неприятие (практики отчуждения) при доминирующем первом типе интеракций. Относительно равномерно распределяется степень воздействия фактора обычаев и традиций местного населения в качестве мотивации турпоездки по уровням: высокий (36%), средний (34%), незначительный (30%).

Сильнейшим побудителем к путешествию является «потребность в близости», настолько неодолимая, что кажется совершенно необходимой. Важность общения, стремление встретиться, ободрить другого, поддержать сообщество - все это влечет за собой путешествие [8, с.142]. Именно по этой причине ныне активно практикуемый виртуальный туризм никогда не сможет заменить реальный.

Мы обнаруживаем и другую тенденцию, когда современные туристы и путешественники негативно относятся друг к другу, стремясь избегать мест массового пребывания, вести себя

Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и путешественников

не как приезжие, чтобы местные жители не считали их чужаками. В путешествии люди выходят за пределы своих обычных правил и ограничений, они менее скованны, могут развивать новые формы общения, стилизуют свое поведение, которое становится предметом этического и эстетического суждений. В поездке складываются кратковременные доверительные отношения акторов, возникает новая коллективность и временные сообщества, незнакомые и вскоре навсегда расстающиеся люди выражают готовность к искреннему необременительному общению. Так, интервью с туристами в круизном путешествии по Волге [4, с. 137] дают богатый материал для анализа практик солидаризации действий людей в период совместного пребывания на теплоходе, зеленых стоянках, на экскурсиях в российских городах. Социальные практики этнокультурного туризма

Приволжский федеральный округ имеет самобытный в этнокультурном отношении состав населения, характеризующийся этническим, религиозным и языковым многообразием при бесконфликтном и органичном сосуществовании различный культурных традиций, что способствует развитию на территории данного региона этнокультурного туризма [6, с.45].

Этнокультурный туризм в туристско-рекреационных дестинациях Приволжского федерального округа развивается по целому ряду направлений: разработка этнокультурных туров по маршрутам; создание и функционирование этнокультурных центров и комплексов; поддержка событийных мероприятий этнокультурной тематики; возрождение и сохранение традиционных промыслов и ремесел. Этнокультурные туры по маршрутам знакомят туристов с разнообразием национальных культур, с гастрономическими особенностями региона. Отличительная особенность таких программ -наличие интерактивных программ. С целью популяризации традиций и самобытности башкирского народа гостям Республики Башкортостан предлагается этнокультурный тур «Настоящая Башкирия». Для ценителей этнокультурного туризма в Республике Марий Эл

предлагаются маршруты, знакомящие с аутентичными марийскими обрядами, обычаями, фольклором, национальной кухней, традиционной марийской вышивкой и ремеслами, сохраняемые на протяжении многих поколений в селах Шоруньжа, Арда. Народ мари - один из немногих народов Европы, в живом бытовании сохранивший традиционную религию и связанные с ней культурные объекты.

Этнокультурный туризм - одно из приоритетных направлений развития туризма для Республики Мордовия, где особой популярностью пользуются туристско-экскурсионные маршруты «Мордовия этническая», «Истоки земли мордовской». По результатам сотрудничества с Ассоциацией туроператоров России в 2017 году в Республике Мордовии был разработан брендовый этнокультурный тур выходного дня «Зов Торамы», который включает посещение наиболее привлекательных объектов этнокультурного туризма Мордовии.

Самарская область предлагает туристам экскурсионный маршрут «В гости к русичам в русскую слободу». Экскурсионная программа включает знакомство с жизнью предков, изучение обязанностей каждого члена многопоколенной семьи и устройства русской избы, посещение конюшни и сельскохозяйственных угодий.

Необычным этнокультурным туристическим маршрутом «Три домовых» привлекает гостей Республика Удмуртия, поскольку маршрут является по факту этнографической экспедицией, в ходе которой участники посещают деревни Коротай, Курегово, Самки, узнают, какие методы применяли предки для того, чтобы поправить свое здоровье. В этих деревнях компактно проживают северные удмурты, русские, старообрядцы.

Экскурсионный маршрут «Этнические традиции народов Лаишевского края» в Республике Татарстан проходит через поселения Лаишевского муниципального района, на территории которого исторически сложились и сохранились места компактного проживания русских, татар, кряшен (крещеные татары). На территории этой туристско-рекреационной дестинации сформировались уникальные

СЕРВИС р/иБ 2022 Том 16 №1 9

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

РНИ РГУТИС

повседневная бытовая и праздничная культура, с которыми теперь знакомятся туристы. В 20182019 годах по данному маршруту проводятся экскурсии для туристов из России, стран СНГ, Италии, Испании, Германии, Китая, Малайзии.

В настоящее время популярные этнокультурные туры складываются как благодаря развитию исторически сложившихся аутентичных деревень, так и созданию специализированных комплексов. Этнические, этнографические, этнокультурные комплексы и центры располагаются, как правило, вне столичных городов, формируя тем самым собственные бренды. С целью развития этнокультурного туризма в Чувашской Республике был создан этно-экологический комплекс «Ясна», включающий в себя сакральную поляну древних чувашей, рекреационный центр «Здравушка», работающий по старинным оздоровительным методикам, центр целебного питания.

Одним из популярных объектов этнокультурного туризма в Саратовской области является историко-этнографический комплекс «Национальная деревня народов Саратовской области» в городе Саратове на Соколовой горе, где представлены перманентно обновляемые подворья проживающих в регионе народов, в праздники и будни успешно реализуются практики событийного туризма.

Оренбургская область располагает интерактивным музеем казачьей культуры «Казачий курень», культурным комплексом «Национальная деревня», где отображено многообразие и колорит народных традиций многонационального Оренбуржья.

Весомый вклад в развитие этнокультурного туризма и его популяризацию среди молодежи вносят событийные мероприятия. Так, на территории Нижегородской области в рамках событийного календаря проводятся народные праздники, которые делятся на циклы обрядов в соответствии с временами года. В Оренбургской области популярностью пользуются фестиваль славянской культуры «Легенды Руси», этнографический фольклорный праздник «Купало», Межрегиональный фестиваль казачьей

культуры «Оренбург - форпост России». В Саратовской области большой интерес как для местных жителей, так и для туристов представляют этнокультурный Фестиваль тюльпанов и этнографический фестиваль «Дикий пион». В Республике Татарстан наряду с известным народным праздником «Сабантуй» популярностью пользуются русский народный фольклорный праздник «Каравон», фестиваль мордовской культуры «Валда шинясь», фестиваль чувашей Закамья «Учук», этнофестиваль «Марийская восьмерка», республиканский фестиваль кряшенской культуры «Питрау». В Республике Башкортостан особое внимании уделяется фестивалям,

популяризирующим народные художественные промыслы: посвященный развитию художественного войлока республиканский фестиваль «Тамга», республиканский фестиваль лоскутного шитья «Корама-туй», республиканские фестивали по традиционному башкирскому ковроделию - «Веков связующая нить» и «Орловка».

Народные художественные промыслы являются «краеугольным камнем»

этнокультурного туризма, помогающим осознать генезис и исторические вехи в развитии всего многообразия народного декоративно-прикладного искусства. Нижегородская область является крупнейшим регионом в сфере народно-художественных промыслов, именно здесь зародилось более 200 видов народных промыслов и ремесел. С целью их сохранения в Нижегородской области в рамках программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области» был реализован целый ряд проектов: Музейно-туристский комплекс «Город мастеров» в городе Городце; Музейно-туристский центр «Золотая хохлома» в городе Семенове; Музейно-туристский комплекс «Град Китеж» в селе Владимирское Воскресенского района. В Оренбургской области функционирует Дом ремесел Акбулакского района, где туристы знакомятся с акбулакской глиняной игрушкой, которую отличает особое изящество и тонкость рисунка.

Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и путешественников

Несмотря на активное развитие в Приволжском федеральном округе

этнокультурного туризма и его огромный потенциал, существуют проблемы, требующие системного решения:

-расположенные в сельской местности объекты этнокультурного туризма нуждаются в реконструкции и благоустройстве прилегающих территорий, обеспечении транспортной инфраструктурой;

-обновление и в ряде случаев создание средств размещения для туристов;

-повышение квалификации и переподготовка сотрудников этнокультурных объектов в контексте современных требований по оказанию туристских услуг.

Итак, этнокультурный туризм помогает раскрыться многим туристским ресурсам, воплотившись в уникальные туры по туристско-рекреационным дестинациям Приволжского федерального округа. Для максимальной реализации потенциала территории предлагается комплекс управленческих решений по продвижению и популяризации уникальных этнокультурных туров в стратегии «здесь-и-сейчас». Это позволяет выйти за пределы туристско-рекреационной дестинации и сделать этнокультурный туризм стратегическим направлением развития российского внутреннего и въездного туризма.

Обратимся к содержательному анализу практик этнокультурного туризм в Саратове, Саратовской агломерации, Саратовской области. Конструирование и продвижение туристских брендов является актуальной практикой для многих российских городов и регионов. Бренд «Немцы Поволжья» имеет исторически обусловленную узнаваемую коннотацию. Позитивный туристический имидж города, региона невозможно сконструировать одномоментно, он формируется годами, десятилетиями, веками. И главными носителями туристского имиджа дестинации являются местные жители, от коммуникаций с которыми туристы и путешественники черпают информацию, впечатления, эмоции. Если в городе живется комфортно, то и отдыхать в нем хорошо.

Позитивное отношение, искреннее непоказное гостеприимство местных жителей к туристам служит предпосылкой развития туризма, в том числе и этнокультурного.

В 2020 году Саратовская область в лице регионального туроператора ООО «Покровск-тур» (директор - Антипина Татьяна Владимировна) впервые получила федеральный грант Ростуризма на реализацию брендового маршрута «Немцы Поволжья». Грантовая сумма направлена на обновление тематических музейных экспозиций по турмаршруту, размещение знаков туристской навигации, изготовление традиционных национальных костюмов для интерактивных представлений в рамках анимационной программы, создания проморолика об уникальном турпродукте «Немцы Поволжья». Нитка маршрута проходит по трем городам: Саратов, Энгельс, Маркс. Продолжительность составляет три дня, две ночи. Предусмотрено посещение объектов, связанных с историей поволжских немцев. Два федеральных оператора взяли турпродукт «Немцы Поволжья» на реализацию через сети своих агентств ТЫ, FantasyWay. В 2020 году немецкий туроператор Eberhards-Travel (ЭберхАрдс трэвэл) выразил готовность взять данный продукт на реализацию. Реализация брендового маршрута «Немцы Поволжья» позволяет интегрировать национальное культурное наследие в процесс обслуживания туристов, создает условия для развития малого и среднего бизнеса.

Повышение туристской привлекательности исторического центра Саратова достигается формированием восьмикилометрового

«пешеходного кольца» в исторической части города. Проведя комплексную аналитическую работу с материалами, была начата разработка экскурсионного продукта по маршруту «Немцы Поволжья в Саратове», включающего технологическую карту экскурсии по восьмикилометровому «пешеходному кольцу» в исторической части города с последующей апробацией экскурсии. Подготовлен экскурсионный продукт по двум отрезкам экскурсионного маршрута - пешеходная

городская экскурсия по улицам Немецкой (проспект Кирова) и Волжской (Армянская).

В ходе предлагаемой экскурсии по историческому центру Саратова предлагается увлекательный рассказ о прошлом красивейшего волжского города, его богатейшей истории, тесно связанной с культурным, историческим, индустриальным наследием немцев Поволжья, которые представляют особую общность, сформировавшуюся в России из потомков переселенцев из германских государств, расселенных в XIX веке в Поволжье согласно манифесту императрицы Екатерины II и проживавших здесь до 1941 года. После 1917 года образовалась Автономная Республика Поволжских Немцев. В Саратовской области сохранились величественные памятники истории и культуры, которые познакомят туристов с историей, культурой и традициями поволжских немцев. Особое внимание в ходе экскурсии уделяется выдающимся людям, внесшим заметный вклад в развитие Саратова, губернии, края.

Важным объектом экскурсионного рассказа и показа является Немецкая улица - одно из самых уютных, колоритных, красивых мест в городе. Знакомство с улицей Немецкой - это прикосновение к важным событиям в истории Саратова. Немецкая улица тянется от Митрофаньевской до Новособорной площади. В начале ХХ века жители называли Немецкую улицу «Невским проспектом Саратова». Как и прежде - это одно из самых оживленных мест города в любое время суток. На рубеже Х1Х-ХХ веков на улице Немецкой размещались разнообразные магазины белья, портные, фотографы, сапожники, чайные и колониальные магазины, ювелиры, магазины мод, перчаточные, парфюмерные, рестораны, гостиницы, синематограф, редакции и типографии газет. Немецкая улица вполне оправдывала своё название, будучи местом сосредоточения домов, принадлежащих немцам. Здесь располагались аптека Шмуккера (затем Талон), номера Шульца, магазины Кернера, Кроне, сад Бодэ, дома Эрфурт, Штаф, Ниденталь, Презендорф, Цукверт.

Фотоателье можно считать отличительной чертой Немецкой улицы. В 1909 году на ней размещались заведения Ленкера, Глушенко, Шепелева, Винокурова, Гришнякова, Румянцева, Чеховского плюс магазины фото принадлежностей Кернера, Абачина и Орлова. Постепенно улица преображалась. Строились каменные здания. Улицу сначала выложили булыжником, пустили конку, потом трамвай, а позже покрыли асфальтом, убрали трамвай, на проспекте Кирова появился троллейбус. Сейчас это - центральная пешеходная зона. Здесь спешат по делам или прогуливаются горожане и туристы, играют дети. Зачастую улица превращается в концертную площадку. Артисты-любители играют на гитарах, саксофонах, скрипках, поют и танцуют.

Итак, анализ методологических подходов и результатов эмпирических исследований позволяет сделать ряд выводов.

Во-первых, этнокультурный туризм занимает особое место в классификации и типологизации видов туризма, он сопряжен со многими другими видами и формами туризма, но имеет свои ярко выраженные особенности и характеристики.

Во-вторых, межличностные коммуникации и социальные практики туристов и местных жителей являются важной темой научного дискурса в рамках социологии туризма, антропологии туризма и турологии в целом, эта тема требует как глубокого теоретического осмысления, так и разработку конкретных практических рекомендаций в стратегии кейс-стади.

В-третьих, феноменологическая концепция туризма Дж. Урри в настоящее время является основополагающей в формировании конструктивного взаимодействия местных жителей и туристов. Относительно равномерно распределяется степень воздействия фактора обычаев и традиций местного населения в качестве значимого мотива путешествия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-четвертых, посредством социальных интеракций в системе практик туризма осуществляется интеграция социальных акторов

Этнокультурный туризм в контексте социальных изменений практик туристов и путешественников

в другие культуры, сопровождающаяся приращением аутентичного опыта. Туристы и местные жители подвержены влиянию друг друга, от степени интенсивности обоюдных коммуникаций, их качественной специфики

зависит как образ жизни местных сообществ, социальные изменения в структуре жизненного мира, так и реализация потребностей и ожиданий путешественников, эволюция их туристского опыта и конструирования идентичности.

Список источников

1. Бутузов А.Г. Этнокультурный туризм в России: состояние, проблемы и перспективы развития (региональный аспект) // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования. Труды IV Международной научно-практической конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Диалог культур, 2009.

2. Далай-лама. Воззвание Далай-ламы к человечеству: этика важнее религии / Его святейшество Далай-лама, Франц Альт [пер. с англ. Е. Леонтьевой]. М.: Эксмо, 2017.

3. Лысикова О.В. Культурное наследие в туризме: глобальные тенденции и локальные практики: монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2015.

4. Лысикова О.В. Российский туризм: глобальное и локальное: монография. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011.

5. Мошняга Е.В. Концептное пространство межкультурной коммуникации в системе международного туризма: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2011.

6. Развитие в регионах Приволжского федерального округа внутреннего и въездного туризма. Доклад. Совет при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе. Казань, 2019.

7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р. https://www.economy.gov.ru/material/file/fb8a4b084460e064e787d6f199dba82e/strategiya_razvitiya_turizma.pdf

8. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.

9. Федорова С.Н. Этнокультурный туризм как культурологический феномен: сущность и структура // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. Т. 11. № 4/

10. Nash D. Anthropology of Tourism. Oxford: Elsevier, 1996.

11. Smith V. Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. Philadelphia, USA, 1977.

12. Smith M.K. Issues in Cultural Tourism Studies. London, New-York: Routeledge, 2003.

References

1. Butuzov A.G. Etnokul'turniy turizm v Rossii: sostoianie, problem i perspectivi razvitia (regional'niy aspect) // Turizm i recreacia: fundamental'^ i pricladnii issledovania. Trudi IV Мezhdurarodnoi nauchno-prakticheskoi conferencii. MGU imeni М^. Lomonosova. М.: Dialog cul'tur, 2009.

2. Dalai-Lama. Vozzvanie Dalai-Lami k chelovechestvu: ethika vazhnee religi / Ego sviateyshestvo Dalai-Lama, Franz Alt. М.: Eksmo, 2017.

3. Lysikova O.V. Culturnoye nasledie v turizme: global'nie tendencii i local'nie praktiki: monographiya. Saratov: Saratovskiy gosydarstvenniy technicheskiy universitet, 2015.

4. Lysikova O.V. Rossiyskiy turizm: global'noe i local'noe: monographiya. Saratov: Saratovskiy gosydarstvenniy technicheskiy universitet, 2011.

5. Moshnyaga E.V. Conceptnoie prostranstvo mezhculturnoy communicacii v sisteme mezhdunarodnogo turizma: avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doctora philosophskih nauk. M., 2011.

6. Razvitie v regionah Privolzhskogo gederal'nogo okruga vnutrennego i v'ezdnogo turizma. Doklad. Sovet pri polnomochnom predstavitele Prezidenta Rossiyskoy Federacii v Privolzhscom federal'nom okruge. Kazan', 2019.

7. Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoi Federacii na period do 2035 goda, utverzhdennaya Rasporiazheniem Pravitel'stvom RF ot 20.09.2019 №2129-р. https://www.economy.gov.ru/material/file/fb8a4b084460e064e787d6f199dba82e/strategiya_razvitiya_turizma.pdf

8. Urry J. Tourist's View and Globalization // Mass Culture: Modern Western Studies. M.: Foundation for Scientific Research "Pragmatics of Culture", 2005.

9. Fedorova S.N. Ethnocultural tourism as a cultural phenomenon: essence and structure // Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. 2014. T. 11. № 4.

10. Nash D. Anthropology of Tourism. Oxford: Elsevier, 1996.

11. Smith V. Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism. Philadelphia, USA, 1977.

12. Smith M.K. Issues in Cultural Tourism Studies. London, New-York: Routeledge, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.