Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
111
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВЫЙ ТУРИЗМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТУРИСТЫ / МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / АНО «АГЕНТСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ» / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ФОРСАЙТ-МЫШЛЕНИЕ / ТОЧКА КИПЕНИЯ / СТЕЙКХОЛДЕРЫ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лысикова О.В., Керими К.М.

Региональный туризм тесно связан с человеческим капиталом и качеством жизни, поскольку социальная сущность туризма направлена на человека, его отдых, рекреацию, восполнение ресурсов для дальнейшей трудоспособной жизни, реализации талантов и способностей. В статье анализируется развитие человеческого потенциала к человеческому капиталу и качеству жизни в контексте возможностей социальных институтов развития на примере АНО «Агентство стратегических инициатив», деятельности Точек кипения и регионального туризма на примере Саратовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ»

УДК 316.477

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ КАПИТАЛУ И КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ

Лысикова О.В.

Д. социол. наук, профессор

ФГБОУВО «Саратовский государственный технический

университет имени Гагарина Ю.А.»

г. Саратов, Российская Федерация

olga.lysikova@inbox.ru

Керими К.М.

Канд. социол.наук, доцент

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» г. Саратов, Российская Федерация kerimikira@yandex.ru

Аннотация. Региональный туризм тесно связан с человеческим капиталом и качеством жизни, поскольку социальная сущность туризма направлена на человека, его отдых, рекреацию, восполнение ресурсов для дальнейшей трудоспособной жизни, реализации талантов и способностей. В статье анализируется развитие человеческого потенциала к человеческому капиталу и качеству жизни в контексте возможностей социальных институтов развития на примере АНО «Агентство стратегических инициатив», деятельности Точек кипения и регионального туризма на примере Саратовской области.

Ключевые слова: региональный туризм, устойчивый туризм, человеческий капитал, человеческий потенциал, качество жизни, туристы, местные жители, пространственная мобильность, подготовка кадров, АНО «Агентство стратегических инициатив», Саратовская область, форсайт-мышление, Точка кипения, стейкхолдеры, цифровой контент.

Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года ставит цели, которые включают количественные и качественные показатели эффективности. Проецируя их на российские регионы в целом и на Саратовскую область, в частности, принимая во внимания ресурсы, специфику и современные показатели региона, следует использовать форсайт-мышление. Основным направлением деятельности должно быть комплексное развитие внутреннего и въездного туризма на территории региона, целерациональная и ценностно-рациональная сфокусированная деятельность, направленная на формирование и продвижение местных туристических продуктов, перспективных проектов, стартапов, инициатив. Также предполагается увеличение объема туристской продукции, рост турпотока и создание благоприятного климата для инвестиций в туристическую сферу. Методологическим основанием служит концепция форсайт-мышления и типология форсайтов, которую активно развивает Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы» АНО «Агентство стратегических инициатив», специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам

цифрового и технологического развития. Под форсайтом понимается процесс выработки позиции по отношению к будущему, первый тип форсайта - учебно-образовательный, второй - процесс определения позиций стейкхолдеров, третий - прогнозы по поводу того, как выглядит будущее, которое мы собираемся достичь [1]. По мнению Д.Н. Пескова, в основе поиска современной модели образования лежат такие концептуальные тезисы как Интернет и цифровые технологии, технологические стартапы в образовании, гиперконкуренция за таланты и стремительное развитие отраслей, образование как актив, вызовы общества консьюмеризма. Нами поддерживается эта точка зрения, активно транслируемая Д.Н. Песковым в ходе образовательного интенсива на Летнем острове в Сколтехе (Москва, июль, 2019 года) и на рабочем интенсиве Зимнего острова в Адлер -арене (Сочи, декабрь, 2020 года). Особо отметим, что форсайт как методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития позволяет объединять в диалектическом единстве и взаимосвязи усилия всех стратегически мыслящих и действующих игроков в образовании, науке, технологиях и сервисах, работая на экономику и социальную сферу страны в целом.

В ноябре 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин поддержал создание нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который включает три федеральных проекта: «Развитие туристской инфраструктуры», «Повышение доступности туристских услуг», «Совершенствование управления в сфере туризма». На реализацию национального проекта по развитию внутреннего туризма до 2030 года будет направлено 529 млрд. рублей из федерального бюджета и 72 млрд. рублей - из средств регионов [2]. Заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко сообщил о создании структуры «Корпорация по туризму», которая будет отвечать за развитие внутреннего туризма и напрямую подчиняться правительству, она начнет свою работу в 2021 году: «Отрасль туризма развивает до 50 смежных отраслей. Нацпроект позволит нам изменить облик городов, заповедников, природных территорий. Создать совершенно новую инфраструктуру и другой подход к сервису и качеству услуг. Нам важно, чтобы путешествия по стране стали частью образа жизни современного россиянина, потому что в конечном итоге мы говорим о новом качестве жизни человека» [2]. Глава Ростуризма Зарина Догузова сообщила, что до конца 2021 года в Государственную Думу будет внесен новый закон о туристской деятельности и в течение ближайших двух лет вся система нормативно-правовых актов в туризме будет полностью обновлена.

Данные шаги нами расцениваются как логичная реакция на вынужденное введение ограничительных мер по противодействию коронавирусной инфекции, из-за которой

туристическая отрасль признана одной из самых пострадавших отраслей мировой и региональной экономики. Вместе с тем последствия пандемии дают реальные шансы для развития рынка внутреннего туризма, потенциал которого достигает 1,5 трлн. рублей [3]. Основным местом отдыха во время пандемии в России были курорты Краснодарского края и Крыма; Санкт-Петербург, регион Кавказские Минеральные воды, Калининградская область, Байкал, Алтайский край, города Золотого кольца.

Региональный туризм как совокупность современных социально-экономических и культурных практик целесообразно рассматривать в рамках концепции мобильности. Развивая идеи социологии мобильности, профессор Ланкастерского университета Дж. Урри полагает, что под воздействием глобальных сетей и потоков формируются мобильная экономика и культура, что приводит к изменениям социальной структуры от социального к информационно-коммуникативному порядку. Будучи базовыми конструктами социологии мобильности, понятия «глобальное» и «туризм» являются компонентами единой системы взаимосвязанных процессов. Опираясь на мнение Дж. Урри о формировании туристского направления как части рефлексивного процесса, посредством которого общества и места вступают в «глобальный порядок» [4], отметим, что участниками такой рефлексии являются многие социальные институты и акторы -туристы, путешественники, местные жители, сотрудники сферы туризма и гостеприимства и др. В рамках феноменологической традиции сегодня продуктивно исследуется устойчивый туризм как практика взаимодействия туристов и местных жителей.

Концепция «устойчивого туризма» вошла в научный дискурс в 1990-е годы и получила множество интерпретаций. Остановимся на наиболее значимых моментах в рамках регионального туризма. Во-первых, туризм является сферой взаимодействия и взаимовлияния трех основных акторов: туриста, местного жителя, профессионала турбизнеса, причем каждый из них может выступать в разных социальных ролях или совмещать их. Во-вторых, характеристика устойчивости туризма подразумевает стабильность, повторяемость и упорядоченность практик, технологий и процедур. В-третьих, в туристских практиках складываются различные варианты взаимодействий субъектов по схеме «свой - чужой - другой». Посредством большего знания, понимания, включенности туриста в не характерную для него реальность происходит постепенное преобразование «чужого», будь то иностранный турист или местный житель, в «другого», когда практика отчуждения сменяется эмпатией. Это является проявлением «мягкого» устойчивого туризма.

Современный региональный туризм многогранен и многолик. Региональный туризм тесно связан с такими социальными феноменами и практиками как человеческий потенциал, человеческий капитал и качество жизни. Их диалектическую взаимосвязь можно проследить по тем актуальным трендам, которые реализуются у нас на глазах в гибридном формате оффлайн и онлайн. Яркими подтверждениями тому являются намерения и действия АНО «Агентство стратегических инициатив» (АСИ), реализующих проекты по трем приоритетным направлениям туризма: детский, экологический, промышленный. АСИ помогает привлекать финансирование со стороны партнеров и институтов развития по трем вариантам поддержки: сопровождение лидерских проектов; сопровождение проектов в рамках инициатив по детскому, экологическому, промышленному видам туризма; поддержка проектов в рамках Форума «Сильные идеи для нового времени» [5].

В мае 2021 года экспертная сеть АСИ проводит опрос о факторах, которые в наибольшей степени определяют качество жизни. Опрос проводится в рамках разработки Агентством стратегических инициатив подходов к формированию рейтинга качества жизни. Экспертам предлагается проранжировать по важности факторы, которые в наибольшей степени определяют качество жизни в порядке от наибольшего влияния на качество жизни к наименьшему:

- доступность и качество медицинской помощи;

- возможности для получения образования и развития способностей;

- обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье);

- качество городской среды и общественных пространств;

- доступность и качество проведения досуга и отдыха;

- экологическая обстановка;

- возможность для профессиональной реализации (в том числе развитие своего дела) и условия труда;

- открытость общества к многообразию и инклюзивности;

- безопасность;

- гармоничные социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и возможность вовлечения граждан в развитие своего региона;

- доступность и полнота государственных социальных услуг.

Отметим, что по меньшей мере 5 из 10-ти предлагаемых ответов в опроснике о детерминирующих индивидуальное восприятие качества жизни факторах напрямую связаны с отдыхом, туризмом, пространственной мобильностью.

Туризм и качество жизни в цифровом контенте - это объективная реальность, которая трансформируется также стремительно, как и окружающий нас мир. Коронавирус активно меняет современную социально-экономическую реальность и картину мира. Современные тенденции в развитии практик туризма свидетельствуют о том, что будущее - за индивидуальными формами организации, в основе которых лежит, во-первых, принцип, определяющий качество жизни, во-вторых, принцип персонального выбора туристических услуг, в-третьих, принцип вовлеченности человека в цифровой контент [6]. В настоящее время цифровая трансформация туристической отрасли активно продолжается. BigData и Machine Learning выводят туристическую аналитику на новый уровень, виртуальная и дополненная реальность расширяют туристические маршруты, digital-технологии в продвижении позволяют получить максимально целевую аудиторию. Новые технологии способствуют развитию, продвижению как отдельных турпродуктов, туристических дестинаций, так и отдельных видов туризма.

Обратимся к анализу Смартеки - платформе практик устойчивого развития АСИ. Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева позиционирует Смартеку как краутсорсинговую платформу, позволяющую, с одной стороны, улучшить механизм сбора практик, с другой стороны, дает возможность вовлечь в деятельность лидерские и экспертные сообщества. Подчеркнем, что Смартека является единой цифровой платформой, созданной для улучшения условий жизни в российских регионах, объединения лидеров общественного мнения, реализации и тиражирования лучших практик. В качестве основных рубрик в Смартеке работают следующие: смарт.антикризис, практики, партнеры, люди, конкурсы, новости [7]. На платформе Смартеки размещаются либо идеи бизнеса с целью решения конкретных проблем, либо уникальные проекты, которые могут быть тиражированы по всей стране, либо конструктивные инфраструктурные и маркетинговые решения.

На платформе Смартеки публично освещаются и популяризируются лучшие практики и проекты в том числе регионального туризма. Среди других лучших практик на платформе Смартеки представлен проект Школа молодых управленцев, который реализуется в Саратовской области. Одним из победителей 2020 года стал проект «Развитие событийного туризма на территории Саратовской области», выполненный слушателями Школы молодых управленцев Асейдуллиным Ильнуром и Мухаметовым Рустамом. Событийный туризм как совокупность уникальных культурных практик, социальных институтов и процессов находится в фокусе внимания Федерального агентства по туризму, Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, АНО «Агентство стратегических

инициатив», комитета по туризму Саратовской области. Данный проект инкорпорирован в актуальную повестку национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», который будет реализован в рамках трех федеральных проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, повышение доступности внутреннего туризма и совершенствование управления. Проект решает следующие проблемы регионального туризма:

1. Выявление системной взаимосвязи событийного туризма с приоритетными видами туризма согласно Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года.

2. Решение проблемы максимальной информированности местных жителей и потенциальных туристов о событийном календаре мероприятий на территории туристско-рекреационной дестинации Саратовской области.

3. Разработка комплекса управленческих решений по включению событийных мероприятий в региональные и межрегиональные турпродукты для выхода на общероссийский рынок внутреннего и въездного туризма.

4. Разработка пула мер по стимулированию региональной туристической отрасли в период после пандемии.

Инструментами и технологиями реализации проекта являются следующие: классификация существующего контента (событийный календарь, география, путеводители, маршруты, карта гастрономического туризма); скоринг функциональности сервисного продукта; коммуникации с институтами развития, акторами, стейкхолдерами в сквозной перспективе: Саратовская область - Приволжский федеральный округ - другие российские регионы; использование цифровых платформ, цифрового маркетплейса; интеракции с АНО «Агентство стратегических инициатив», сетью из 113-ти университетских и городских Точек кипения в 70-ти российских городах, региональными туроператорами, Клубами мышления.

Важность эффективных коммуникаций стейкхолдеров отмечает в своей статье Е.Е. Коновалова, подчеркивая важность сотрудничества отельеров, девелоперов и представителей современного музейного искусства, что становится новым трендом в управлении гостиничным бизнесом в московском регионе, с этим связаны стратегические изменения в гостиничной деятельности, что позволяет на практике реализовывать инновационные технологии управления гостиничным бизнесом [8].

Саратовская область продолжает активно развиваться как туристско-рекреационная дестинация. В период пандемии каждый из 38-ми муниципальных районов был тщательно проанализирован на предмет задействования в практиках туристических ресурсов. В результате Комитетом по туризму Саратовской области сформирован реестр, в который

вошли все природные объекты, включая ландшафтные зоны, акватории рек, особо охраняемые природные территории, исторические, социально-культурные и иные объекты туристского показа. В программы региональных туроператоров включены свыше 300 памятников архитектуры, 32 музея, 11 театров. В скором времени ожидается открытие после реконструкции Саратовского государственного цирка имени братьев Никитиных. В обновленном реестре насчитывается 282 туристских маршрута, 194 культурно-познавательных тура и экскурсии, предполагающих посещение музеев и историко-культурных достопримечательностей. Таким образом, доля культурно-познавательного туризма в общем объеме туристского рынка региона достаточно велика. Предложения региональных туроператоров начинаются с обзорных экскурсий по областному центру с посещением первого общедоступного музея в российской провинции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, Народного музея Юрия Гагарина, музея саратовской гармоники, музея самоваров, музея Боевой и Трудовой Славы на Соколовой горе, проспекта Кирова (улица Немецкая), улицы Волжской, набережной Космонавтов. В 2018 году в федеральный реестр вошел маршрут «Золотые огни Саратова» (ООО «ТФ «Вокруг света», г. Москва), в 2019 году - маршрут «Немцы Поволжья» (региональный туроператор ООО «Покровск-тур»).

Культурно-исторические достопримечательности Саратовской области представлены на всероссийском турпортале Russia.Travel, на туристическом портале Саратовской области Огни-Поволжья [9], на Интернет-агрегаторах туризма, в том числе ТрипЭдв^йзер, МастСи. С 2020 года реализуется проект «Welcome to Саратов» - 3D путеводителя по областному центру. Первый масштабный онлайн-проект о Саратове становится платформой для презентации туристических ресурсов. Путеводитель позволяет в формате здесь-и-сейчас получать исчерпывающие ответы на все вопросы туристов. Искренний интерес к туризму в регионе проявляют всероссийские трэвел-шоу. В июле 2020 года в Саратовской области состоялись съемки программы «Седина в голову» для телеканала «Телепутешествия». Для аудитории в 30 млн. человек стала доступной профессионально выполненная программа о людях, событиях, местах Саратова и его окрестностях в перспективе прошлое - настоящее - будущее. Прошли также съемки видеосюжета по маршруту «Саратов купеческий» для телеканала «Моя планета», фотосъемки саратовских достопримечательностей в рамках проекта РИА-новостей.

По нашему убеждению, в контексте культурной, профессиональной, пространственной мобильности современных туристов перспективно рассматривать историческую реконструкцию. Многие сети организованы вокруг непосредственного переживания неких событий, происходящих в конкретное время в определенном месте.

Исторические реконструкции составляют именно такие социальные практики, которые в реальном времени порождают интенсивные моменты одновременного путешествия и соприсутствия. Исторические реконструкции являются перспективным направлением культурно-познавательного и событийного туризма, яркими примерами которого являются исторический фестиваль в Саратове «Один день из жизни средневекового города», посвященный золотоордынскому городу Укеку; анимационная программа для туристов с исторической реконструкцией Ледового побоища 1242 года на Чудском озере с участием дружины Александра Невского против немецких рыцарей, организуемого сотрудниками музея при Феодоровском мужском монастыре в г. Городец Нижегородской области. Исторические реконструкции в реальном времени порождают интенсивные моменты одновременного путешествия, соприсутствия, соучастия, сопереживания знаковых исторических событий отечественной истории нашими современниками.

Стратегическим ресурсом развития региональной туриндустрии является обеспечение профессиональными кадрами [10]. Абитуриентам и студентам важно осознавать, какие профессии будут востребованы через 5, 10, 15 лет, какую профессию и направление образования оптимально выбрать. В одной из интерпретаций человеческий капитал специалиста в сфере сервиса и туризма может выступать как неценовой фактор туристского спроса. Необходимость адаптации сервиса к потребностям туристов направляющих рынков, отличных по культурным, религиозным, национальным особенностям не вызывает сомнения. В масштабе страны действующим инструментом реализации межкультурных коммуникаций в туризме в процессах приема и обслуживания туристов выступают «friendlyпроекты». Управлением впечатлениями на местах занимается конкретный сотрудник, конструирующий «социальный портрет туриста», обладающий знаниями о предпочтениях, мотивах, моделях поведения клиента. Согласно Атласу новых профессий [11], наблюдается тенденция к востребованности индивидуальных экскурсионных программ, что требует персонального подхода к запросам клиента и усиления человеческого капитала в разрезе развития компетенций в отношении межкультурных коммуникаций в туристском обслуживании.

На наш взгляд, развитие регионального туризма, с одной стороны, способствует усилению возможности реализации человеческого потенциала (рынок труда и капитала, рабочие места, места практик с заинтересованными наставниками, востребованность профессиональных кадров отраслью и профессиональным сообществом), с другой стороны, реализованный потенциал - это человеческий капитал специалиста, профессионала в сфере туризма является одновременно мощным ресурсом и важным импульсом для развития туристско-рекреационных дестинаций - российских регионов.

Индивидуальный человеческий капитал специалистов в сфере туризма формирует человеческий капитал, в том числе социальных институтов - туроператоров, турагентов, туристско-информационных центров, средств размещения во всем своем многообразии, ресторанов, кафе и многих других.

Совокупность человеческих капиталов туристских организаций составляют национальный человеческий капитал, представляя «лицо» туризма в стране и за ее пределами. Устойчивый туризм в регионах возможен благодаря сильному и стабильному в своем воспроизводстве человеческому капиталу. Устойчивость регионального туризма является главным условием развития устойчивого сбалансированного туризма в стране. Время - сложная категория, оно индивидуально, социально, исторично, космично, технологично. Время - важный атрибут личной жизни, профессиональной деятельности, индивидуального развития, одновременно человеческого потенциала и человеческого капитала. Время обладает колоссальной ценностью. Сегодня очень важно актуализировать тайм-менеджмент как технологию успеха для студентов разных направлений, бизнесменов, путешественников, тех людей, которые стремятся к насыщенной жизни, конструируя свое будущее здесь и сейчас.

Для персональной и коллективной реализации человеческого потенциала, его гармоничного перехода в человеческий капитал ведется плодотворная работа в рамках решений форума института развития АСИ «Сильные идеи для нового времени», используются технологические и интеллектуальные ресурсы университетской Точки кипения, Клуба мышления Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. Приоритетными для вуза являются рынки национальной технологической инициативы (НТИ): EduNet, TechNet, EnergiNet. Через Образовательный центр коллективной работы «Точка кипения» СГТУ имени Гагарина Ю.А., который был открыт 19 октября 2019 года, во взаимодействии с другими университетскими и городскими «Точками кипения» в российских регионах в гибридной формате оффлайн, онлайн конструктивно проходят многие сетевые мероприятия -хакатоны, акселераторы, онлайн-конвенты, вебинары по широкой тематике, в том числе по проблематике регионального туризма и гостеприимства, подготовки кадров в условиях цифровой экономики, реализации инвестиционных проектов в Саратове, Саратовской агломерации, Саратовской области. Многочисленные мероприятия и проекты Точки кипения СГТУ имени Гагарина Ю.А. на платформе Leader-ID перманентно проводятся и реализуются совместно с Точкой кипения Российского государственного университета туризма и сервиса.

Таким образом, для развития системной политики регионального туризма с целью перехода человеческого потенциала в накопление и реализацию человеческого капитала,

повышения качества жизни местного населения предлагается взаимосвязанный пул мер в стратегии форсайт-мышления. Во-первых, поддержание средствами пространственной мобильности социального и духовного благополучия широкого спектра социально-демографических групп населения, открывая перспективы перехода от цифровой мобильности к реальным практикам туризма. Во-вторых, развитие внутреннего и въездного туризма в Саратовской области и Приволжском федеральном округе с акцентированием внимания на культурно-познавательном компоненте, духовном развитии подрастающего поколения, популяризации достижений материальной и нематериальной культуры в их диалектической взаимосвязи средствами просвещения, гуманизма, активной пространственной мобильности. В-третьих, поддержание положительного туристско-аттрактивного имиджа Саратовской области как территории великих достижений и глубоких культурных, социальных, научных, просветительских традиций. В-четвертых, укрепление межрегиональных связей социально ориентированного туристического бизнеса в Приволжском федеральном округе.

Литература

1. Песков Д. Форсайт образования 2030 // 14 лекций о будущем / АСИ. -Екатеринбург: Издательские решений, 2017. - Т. 3.

2. Независимое информационное агентство «Интерфакс», раздел «Туризм». Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/78423/ дата обращения 10.05.2021.

3. Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Режим доступа: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/433402486.pdf дата обращения 30.05.2021.

4. Урри Дж. Мобильности: пер. с англ. А. Лазарева. М.: Праксис, 2012.

5. Агентство стратегических инициатив. Сервисы АСИ. https://asi.ru/leaders/services/ дата обращения 10.05.2021.

6. Лысикова О.В., Килимова Л.В. Туризм и качество жизни в цифровом контенте // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. Том. 14. №1. С. 42-48.

7. Смартека. АСИ. https://smarteka.com/about дата обращения 25.05.2021.

8. Коновалова Е.Е. Стратегические изменения в гостиничной деятельности и практике реализации инновационных технологий управления гостиничным бизнесом в Московском регионе // Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: материалы Всероссийской научно-практической конференции 11 апреля 2019 г. / под ред. Е Е. Коноваловой. - М.: РУСАЙНС, 2019. С. 326-331.

9. Огни Поволжья: туристический портал Саратовской области Ы*р://огни-поволжья.рф/ дата обращения 15.05.2021.

10. Керими К.М. Формирование профессиональной идентичности специалиста сферы туризма в условиях социального пространства города (на примере г. Саратова) // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2013. № 6. С. 69-73.

11. Атлас новых профессий. Агентство стратегических инициатив. М.: Сколково, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.