УДК 316.3:008
О.В. Лысикова СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ТУРИСТОВ В КРУИЗЕ ПО ВОЛГЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА
Исследуются современные особенности круизного туризма на Волге. Обобщаются последствия глобального кризиса для развития внутреннего круизного туризма. На основе эмпирических данных систематизируются мотивации и ценности туристов волжского круиза. Рассматриваются контуры идентичности туристов в волжском круизе, анализируется многогранность восприятия границ в туризме в качестве временных границ советского и современного туристского опыта, пространственных границ выездного и внутреннего туризма, социальностатусных границ в туристском сообществе.
Туризм, круиз, социальные практики, глобальный кризис, идентичность туриста, мотивации и ценности туристов
O.V. Lysikova
SOCIAL PRACTICES OF TOURISTS IN CRUISE ALONG THE VOLGA
UNDER THE GLOBAL CRISIS CONDITIONS
The article presents a research of the current characteristics of the tourist cruises along the Volga River. The aftermath of the global crisis for the development of internal tourist cruises is generalized. Motivations and values of the tourists taking cruises along the Volga are systemized in terms of empirical data. The contours of tourist identity taking the Volga cruises are considered, including the multifaceted nature of border perceptions in terms of time border perceptions with tourists in the Soviet and modern times, spatial borders of external and internal tourism, and social status borders within the tourist community.
Tourism, cruise, social practices, global crisis, identity of the tourist, motivation and values of tourists
На фоне сильной мировой экономики туризм с 2002 года вплоть до 2008 года занимал позиции лидера устойчивого развития. Всемирная туристская организация (ЮНВТО) разработала Кодекс развития туризма, который приобретает параметры устойчивости при сведении к минимуму негативных последствий осуществления туристских практик. Глобальный экономический кризис 2008-2009 годов отразился на всех отраслях экономики, колоссальные последствия испытывает на себе и сфера туризма. Экспертами в унисон прогнозировалось значительное падение спроса в преддверии высокого сезона 2009 года.
В настоящее время в мировом масштабе речной круизный туризм является перспективным и динамично развивающимся направлением турбизнеса. Наша задача состоит в анализе круизного туризма на Волге в период глобального кризиса на этапе высокого туристского сезона 2009 года с использованием статистических данных, качественной социологической методологии, сравнительного анализа экспертных оценок. Актуальность проблемы обусловлена насущной потребностью развития внутреннего туризма в масштабах сопредельных российских регионов.
Федеральным агентством по туризму была принята стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Анализ документа в рамках проблемы развития туризма в условиях глобального кризиса позволил сделать следующие выводы. Во-первых, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках; основными факторами, определяющими будущее туризма, являются конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, политические и социальные условия развития. Во-вторых, сформулированная ЮНВТО задача по обеспечению мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией решается с помощью принятого в России в январе 2008 года административного регламента по предоставлению государственной услуги по информированию туроператоров, турагентов, туристов об угрозе безопасности в стране временного пребывания. В-третьих, реализация стратегии развития туризма сопряжена с макроэкономическими, финансовыми, техногенными, экологическими, геополитическими, международными рисками, которые в равной степени служат совокупной угрозой развития туризма.
Президент Российского союза предприятий туристской индустрии С. П. Шпилько полагает, что в связи с глобальным финансовым кризисом наблюдаются два этапа реакции на него сферой туризма:
1) «шоковый» этап в октябре 2008 года - марте 2009 года, характеризующийся сокращением «дальнобойных туров» и обвалом объема продаж; 2) адаптационный этап, связанный с поиском оптимальных потребительских решений, стабилизацией спроса, постепенным увеличением глубины продаж1. По мнению директора департамента туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма, молодежной политики Российской Федерации Н.А. Назиной, сдерживающими факторами развития туризма в нашей стране являются низкое качество и высокая стоимость туристских услуг, кадровая проблема, неэффективная пропаганда и отсутствие туристского бренда2. В настоящее время важно грамотно использовать конкурентные преимущества российского туризма, профессионально популяризировать богатство и разнообразие природных и культурных достопримечательностей. По данным независимой междуна-
1 Пленарный доклад С. П. Шпилько «Российский туррынок в условиях кризиса» на IV Международной научнопрактической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». Географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. 28.04.2009.
2 Пленарный доклад Н. А. Назиной на заседании XIV Международной научно-практической конференции «Наука - сервису». Российский государственный университет туризма и сервиса. 30.11.2009.
родной некоммерческой организации - Всемирный экономический форум (^ЕР) в 2008 году Россия заняла 59 место в рейтинге конкурентоспособности стран на туристском рынке, причем страна занимает пятое место среди 130 стран мира по количеству природных объектов мирового значения, девятое место - по числу объектов культурного наследия [1].
В своем докладе «О приоритетных направлениях и механизмах реализации государственной политики по развитию сферы туризма в Российской Федерации» заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики РФ О. А. Рожнов отметил необходимость использовать кризис «для переориентации потоков с выездного на внутренний туризм». Им констатируется, что наряду «с решением вопросов системного характера перед государством встают задачи эффективного антикризисного регулирования отрасли», что предполагает формирование и продвижение новых региональных турпродуктов; развитие программ социального туризма для малообеспеченных слоев населения; разработку турпрограмм для молодежи; активное продвижение региональных турпродуктов в СМИ и с использованием современных мультимедийных технологий; определение наиболее перспективных видов туризма для каждого конкретного региона; активизацию популярных видов туризма ( круизный, спортивный) и новых видов туризма (сельский, экологический) [2].
В настоящее время туризм следует рассматривать как комплексную систему в развитии экономики страны и региона: с одной стороны, нужно думать об обслуживании тех, кто приезжает, с другой - об отдыхе самих местных жителей, в чем состоит огромный потенциал для развития туризма в регионах. Сегодня туризм стал отраслью, не мобилизирующей валютные поступления в страну, а наоборот, каналом утечки валюты в больших размерах, что могут себе позволить страны с высокоразвитой экономикой, такие как Германия и Япония, но не Россия, которая стала важнейшим донором развития мирового туризма. Для России благоприятным будет положение, когда не менее 80% туристов участвуют в поездках по своей стране. Однако сейчас туристская активность находится на низком уровне, причинами чего являются скромные доходы населения и высокие цены на туристские услуги, особенно внутри страны [3]. Вместе с тем количество людей, отправленных турфирмами в поездки по России, свидетельствует о росте на 31% числа внутренних туристов в 2007 году по сравнению с 2006 годом [4], то есть россияне в формате организованного туризма стали больше путешествовать по родной стране. По экспертным оценкам объем внутреннего российского турпотока в 2008 году составил около 30 млн. человек [5].
Последствия глобального кризиса серьезно отразились на развитии сферы туризма: произошло смещение акцентов на риски и угрозы как профессионального характера (риски туроператорской деятельности и прямого бронирования, массовое перераспределение турпотоков, банкротство крупных туроператоров, демпинговые войны), так и потребительского свойства (под воздействием низкой платежеспособности и массового психологического стресса наблюдается феномен отложенного спроса). Подверженные массированной атаке негативных информационных поводов для антирекламы туризма потенциальные туристы не становятся туристами реальными. Спрос на туристские услуги остро реагирует как на гарантированность безопасности путешествий, так и на экологическую обстановку в принимающих туристских дестинациях.
В рамках международного проекта «Всемирный барометр финансового кризиса», посвященного исследованию сокращения потребительских расходов в условиях глобального кризиса среди жителей 21 государства, исследовательским центром «Ромир» проведен опрос российских граждан. В целом траты на отдых и туризм оказались на четвертом месте по степени сокращения затрат на них. В России о сокращении расходов на отдых, туризм, путешествия заявил 51% респондентов (54% женщин, 48% мужчин). В бюджете 21% россиян статья расходов «Отдых/путешествия» вообще не предусмотрена, поэтому им в данном случае экономить было не на чем. Из всей совокупности 24% респондентов позволили себе не экономить на отдыхе [6].
В преддверии высокого туристического сезона 2009 года данные всероссийских опросов ВЦИОМ (опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России) позволяют установить взаимосвязь между обеспокоенностью россиян глобальным кризисом и внесением коррективов в проведение летних отпусков. Личную обеспокоенность экономическим кризисом выразили в декабре 2008 года 75% респондентов, в январе 2009 года 80%, в феврале и марте - по 87%, в апреле - 82%, в мае - 84%. На вопрос о том, внес ли экономический кризис коррективы в планы на проведение отпуска, положительно ответили 30% респондентов, отрицательно - 6%. Планировали потратить на отдых одного члена семьи менее 5 тысяч рублей 13% респондентов (в 2008 году - 10%); от 5 до 10 тысяч рублей - 12%; не более 25 тысяч рублей - 11%; от 25 до 50 тысяч рублей - 4% россиян; свыше 50 тысяч - 1% (в 2008 году - 3%). Если в 2008 году доля тех, кто не планировал в семейном бюджете траты на отдых, составляла 37% респондентов, то в 2009 году - 39%, что свидетельствует о принципиально не изменившемся подходе россиян к финансированию отпускного отдыха.
Отсутствие средств было названо главной причиной, по которой россияне отказались от поездок в пользу домашнего отдыха, о чем сообщили в 2009 году 52% респондентов (в 2008 году - 60%) [7].
В 2009 году подавляющее большинство туристических направлений оказались в состоянии кризиса. По данным Росстата, за первое полугодие доля «потерянных» поездок составила 22,6% от показателей первого полугодия 2008 года. Прогнозы экспертов Федерального агентства по туризму Российской Федерации относительно подъема внутреннего туризма на фоне финансового кризиса, спровоцировавшего уменьшение турпотока выездного туризма, не сбылись: на внутреннем российском туррынке был зафиксирован прирост только на 1,6%. Вице-президент Российского Союза Туринду-стрии Ю.А. Барзыкин отмечает, что по итогам 2009 года можно проследить две отчетливые взаимосвязанные тенденции: во-первых, отказ россиян от поездок по дальним направлениям и предпочтение близких к местам проживания направлений по России; во-вторых, активный поиск потенциальными туристами возможностей скидок и бонусов при бронировании [8]. Под воздействием глобального кризиса основным критерием выбора тура для наших соотечественников становится его стоимость.
Весной 2009 г. среди экспертов турбизнеса сложилось устойчивое мнение о том, что глобальный кризис может способствовать интенсивному развитию внутреннего российского туризма, однако в круизном сегменте сложилась непростая ситуация. Г енеральный директор круизной компании «Во-доходъ» А. Трофимов считает, что мировой финансовый кризис стал причиной падения спроса, отразился на объеме и глубине продаж круизных туров. Многие туристы предпочли май, июнь, сентябрь из-за более низких цен. Клиенты либо выбрали тот уровень, к которому привыкли, либо вовсе отказываются от путешествий. Загрузка теплоходов составила 85%. Впервые за последние годы происходила отмена круизов [9]. Сейчас, когда большинство людей испытывают неуверенность в завтрашнем дне, принятие решения о том, где и как провести свой отпуск, многие делают выбор в последний момент. Эта тенденция отчетливо прослеживается и в круизном направлении, где присутствует уменьшение глубины продаж: выкупающие путевки за год до путешествия постоянные круизеры в 2009 году оплачивали заказ за полтора-два месяца до поездки [10].
Специализированным веб-сайтом CruiseCritic.co.uk (www.cruisecritic.co.uk) был представлен список из 10 рек, которые являются наиболее интересными для круизных туристов в 2009 году - Дунай, Дуэро, Янцзы, Рейн, Рона, Нил, Муррей, Волга, Меконг, река Святого Лаврентия [11]. Согласно данным опроса социологической службы «Ромир» на предмет выявления клиентской базы российского круизного рынка, весной 2009 года 4 млн. 750 тыс. россиян выразили готовность отправиться в круиз [12]. Руководитель Федерального агентства по туризму РФ А. И. Ярочкин в ходе интервью 16.10.2009 года на вопрос корреспондента о том, где бы хотел отдохнуть в отпуск, ответил: «Вот куда бы я поехал - так это в круиз по Волге! Причем неважно, в какую сторону, на юг или на север» [5].
В настоящее время по российским рекам путешествует около 1 млн. человек [13]. В 2009 году на российских реках перевозило пассажиров сто теплоходов [14]. Перевозки туристов водным транспортом в России имеют сегодня небольшой удельный вес - около 5% от общего объема транспортных путешествий. Внутренний туризм в России по направлению водный транспорт неизменно сокращается: количество туристов-пассажиров в течение 1990-2006 годов уменьшилось с 1478,2 тыс. человек до 512,4 тыс. человек (на 65,3%) [15]. Однако в недалеком будущем эксперты прогнозируют качественные изменения в круизном туризме: расширяется выбор туристских маршрутов и береговых экскурсий в портах захода. Перспективы развития круизного туризма в России обсуждались на Всероссийской конференции «Основные возможности, приоритеты и направления развития круизной инфраструктуры» в Нижнем Новгороде в ноябре 2007 года. Главным препятствием развития круизного туризма в нашей стране, по мнению специалистов, является нехватка круизных судов. Так, С.П. Шпилько отмечает, что большой популярностью речные круизы по России пользуются у иностранных туристов, но «отечественный круизный флот физически и морально устарел... власти сулят развитие отечественного судостроения, в том числе на основе передачи профильных активов в Объединенную судостроительную корпорацию» [1].
Речной круиз является многодневным путешествием по водному маршруту на теплоходе, где туристу предоставляются услуги размещения, питания, перевозки, развлечения. Круиз занимает особое место в классификации современных видов туризма. При доминирующем признаке перемещения туристов на теплоходе по реке в качестве транспортной особенности он сочетает в себе элементы различных видов туризма: рекреационного, познавательного, экскурсионного (пешие и автобусные экскурсии в городах по маршруту следования), пляжного (пребывание туристов на зеленых стоянках). Сегодня на Волге сосредоточен самый многочисленный российский речной флот. Около 30 акционерных судоходных компаний - речных пароходств эксплуатируют внутренние водные пути. В пределах Саратовской области по Волге проходят 20 маршрутов речных круизных линий.
Объектом нашего исследования являются социальные практики путешественников в рамках круизного туризма по Волге, предметом служат мотивационная структура и ценностная система социальных практик туристов. Наше внимание сфокусировано на причинах выбора людьми этого вида туризма и совокупности компонентов такого предпочтения. В статье представлены модели идентич-
197
ности туристов в речном круизном путешествии. Вопросы интервью и процесс сбора данных направлены на активное участие обследуемых. Нами проинтервьюированы пассажиры (N=22) четырехпалубного теплохода «Александр Невский»1, следующего по маршруту Волгоград - Саратов - Самара -Казань - Самара - Саратов - Волгоград. Интервью проводилось в течение девяти дней высокого туристского сезона 2009 года. Организатор путешествия - круизный туроператор компания «Круиз», г. Волгоград. Также анализируется «Книга отзывов и предложений» теплохода «Александр Невский»2. В период проведения исследования Книга отзывов и предложений насчитывала 24 индивидуальных и коллективных записи за период 24 мая - 16 июля 2009 года.
К середине июля 2009 года на борту теплохода «Александр Невский» путешествовали 135 туристов. Выборка информантов отвечает критерию квотности: отбор интервьюируемых осуществлен в зависимости от социально-демографических характеристик, отражающих количественнокачественный состав пассажиров теплохода. С помощью метода опроса - персонального интервью фокусированного типа - были исследованы 22 респондента, среди которых 14 женщин и 8 мужчин в возрасте от 13 до 84 лет, от впервые путешествующих в круизе до многократного (3-5 раз), проживающих в Волгограде, Саратове, Екатеринбурге, Балаково Саратовской области, Волгодонске Ростовской области, Севастополе (Украина), Ларами (США, штат Вайоминг). Образование, профессиональная деятельность, трудовая занятость респондентов характеризуются широким разнообразием (таблица).
Анализ данных эмпирического исследования свидетельствует о том, что внутренний речной круизный туризм предпочитают люди пенсионного возраста, семейные пары, путешествующие с детьми или без них, компании друзей, молодожены. Круизный туризм носит межпоколенческий характер с высокой долей постоянных клиентов. Главное препятствие в совершении путешествий пассажиры теплохода видят в финансовом факторе. «В современной России главное препятствие к туризму обычного человека - это экономический фактор. Человек не уверен в завтрашнем дне, а турпоездку нельзя не планировать» (И2)3. «Стоимость путевки стала дороже» (И1). «Для нас главное препятствие в туризме - деньги» (И14). «Коплю деньги весь год, откладывая на отдых» (И20). «Путешествовать удается благодаря накоплениям» (И3). По мнению респондентов, глобальный кризис послужил своеобразным катализатором их путешествий. «Финансовый кризис позволил выкроить время» (И5). «Думала, что в кризис будем с внучкой на теплоходе вдвоем, а оказалось полным-полно народа» (И9). «Главное для путешествия - добрая воля, интерес, финансовые возможности» (И14). Сегодня наблюдается феномен круизного дауншифтинга как стремление покинуть знакомую среду обитания, привычное окружение и уйти от проблем, ощутив себя человеком, не обремененным заботами: «Я будто одинокий любопытствующий странник» (И17). Мнения экспертов и информантов о влиянии глобального кризиса на ситуацию с речным круизным туризмом в России представляются схожими.
Путешествие по Волге своей временной степенностью и пространственным масштабом позволяет туристу приблизиться к ощущениям, не свойственным людям эпохи глобализации. Сейчас наблюдается «распадение времени на эпизоды, каждый из которых замкнут в себе и самодостаточен. Время больше не река, а скопление запруд и омутов» [16]. Для туристов, путешествующих по Волге, отрезок времени круизного путешествия ярок и насыщен впечатлениями. Контрастируя предшествующему и последующему биографическим этапам путешественника, он по форме и содержанию ассоциируется с полноводной и красивой рекой.
Анализируя генезис российского пейзажа, К. Эли обращается к исследованию туризма на Волге в контексте российской пейзажной эстетики. Автор полагает, что сущностной идеей пейзажа является визуальное эстетическое восприятие ландшафта как характерная черта современной истории, тесно связанной с урбанизацией и массовым туризмом. В России получил развитие уникальный подход к окружающей среде, где важное место принадлежит Волге. С появлением в конце XIX века пароходного туризма Волга стала играть главную роль в артикуляции нового сценического и эстетического начала. Изображения Волги в путеводителях, фильмах о путешествиях, визуальных СМИ стали попытками установить взаимосвязь взгляда туриста, умеющего ценить красоту пейзажа, с устоявшейся концепцией российской природы [17].
Характеристики информантов
1 Теплоход «Александр Невский» был построен в 1957 г. на верфи в ГДР. Российский речной круизный флот постройки 1950-80-х годов находится в диапазоне комфортабельности 2-3 звезды, что в настоящее время является достаточно низким уровнем комфорта.
2 Книга отзывов и предложений теплохода «Александр Невский» зарегистрирована 30.04.2009 г. в ООО «Круиз» Красноармейского района г. Волгограда.
3 Интервью. И2: здесь и далее буквенно-цифровое обозначение отсылает к порядковому номеру интервью.
198
Номер Пол Возраст Г ород,страна постоянного проживания Кол-во круизов Образование, профессиональная деятельность
И1 Жен 60 Волгоград, Россия 2 Не работающая пенсионерка, водитель автопогрузчика
И2 Жен 66 Волгоград, Россия 2 Не работающая пенсионерка, сотрудник МВД
ИЗ Жен 84 Саратов, Россия 5 Не работающая пенсионерка, зубной врач
И4 Муж 50 Волгоград, Россия 4 Директор частного предприятия
И5 Муж 55 Севастополь, Украина 2 Директор частного строительного предприятия
И6 Жен 42 Волгоград, Россия 5 Бухгалтер частного предприятия
И7 Жен 14 Саратов, Россия 1 Учащаяся
И8 Жен 62 Балаково Саратовской области, Россия 2 Работающий пенсионер, массажист
И9 Муж 42 Волгоград, Россия 4 Коммерсант. Инженер-металлург.
И10 Жен 45 Балаково Саратовской области, Россия 2 Врач
И11 Муж 47 Волгоград, Россия 9 Преподаватель в морском училище
И12 Жен 38 Екатеринбург 2 Сотрудник подросткового клуба
И13 Муж 13 Волгодонск Ростовской области, Россия 2 Учащийся
И14 Муж 45 Волгоград, Россия 3 Госслужащий
И15 Жен 57 Саратов, Россия 1 Не работающий пенсионер, переводчик
И16 Жен 45 Саратов, Россия 2 Врач
И17 Муж 32 Саратов, Россия 3 Преподаватель университета
И18 Жен 36 Балаково Саратовской области, Россия 2 Служащая
И19 Муж 42 Ларами, штат Вайоминг, США 3 Преподаватель колледжа
И20 Жен 31 Саратов, Россия 3 Концертмейстер
И21 Жен 40 Волгоград, Россия 4 Домохозяйка
И22 Жен 38 Волгоград, Россия 2 Санитарка
Туристы как сообщество - явление изменяющееся и непостоянное. Любой нетурист является потенциальным туристом, а турист, вернувшийся из поездки, перестает быть таковым. В контексте социальной и культурной динамики современного туризма актуально определение идентичности туриста, в практике которого чередуются периоды реального, виртуального и рефлексивного туризма -осмысления и переработки потоков информации в процессе путешествия и после него, изменяющих мировоззрение человека и нацеливающих его на новые поездки. «Планирую в сентябре на будущее. Уходит время на переработку информации. Сегодня приехал, завтра на работу, мало времени на анализ. В процессе размышлений, переработки опыта рождаются новые замыслы» (И17).
Исследуя возможные временные и пространственные положения в путешествии, Э. Гэйм обращает внимание на наличие особенности и случайности в жизненном опыте и формах знания человека. Исследовательница полагает, что в современной культурной теории движение и изменение рассматриваются как условия существования смысла, знания и индивида в противоположность определениям идентичности и целостности [18].
За последнее десятилетие объем «движения» заметно вырос [19]. Движение является основополагающим принципом туризма, равно как и возвращение человека в исходную точку - свой дом. Однако формы движения в путешествии многообразны: «Пространственные формы работают по-разному, делают возможными разные отношения и способы бытия. Пространство множественно: дороги, карты, двери, мосты продуцируют разные пространства и практики осмотра, исследования, открытия. Разные формы и практики продуцируют пространство по-своему» [18]. Интервьюируемые круизеры акцентируют внимание на личностном опыте восприятия окружающего мира в процессе путешествия. «Я здесь своими глазами вижу родные просторы, как название конфет» (И7). «Для меня представляют большой интерес все материальные информационные источники - карты, путеводители, схемы, открытки, фотографии по ходу нашего маршрута» (И19). «По радио слышал: «Первые 30 лет надо учиться, следующие 30 лет - путешествовать, последние 30 лет - рассказывать об этом» (И17). Многие туристы во время стоянок в Саратове, Самаре, Казани оживленно покупали сувениры и путеводители по городам. В моменты шлюзования и прохождения под мостами большинство туристов выходило на верхнюю палубу для того, чтобы лично понаблюдать за происходящим. Круизеры в бинокли разглядывали берега и окрестности, фотографировали ландшафты и пейзажи.
Динамика во взаимосвязи движения и покоя может быть различным - от полного ощущения успокоения до высокой степени мобильности, о чем сообщают информанты при описании своего туристского опыта и в попытках идентифицировать прежде всего себя, а потом уже и других туристов.
Именно мобильность становится все более значимым фактором в самоидентификации молодежи, пожилых обеспеченных людей, выходцев из диаспор, которые могут позволить себе жизнь в движении [19]. Для многих собеседников движение в круизе соизмеримо с душевной гармонией. «Еду нервы успокоить. Освоить новое пространство» (И1). «В круизной поездке наслаждаюсь покоем, в обычной жизни - суета сует» (И2). «Едем за спокойствием, отдохновением» (И9). Круизное путешествие воспринимается как способ получения положительных эмоций. «Круиз по Волге заряжает положительными эмоциями - то, что видим, слышим, в чем участвуем, как ощущаем происходящее. Эта поездка - заряд на будущее» (И15). Обстановка в круизе способствует погружению в собственные мысли и ощущения. «Хочу сосредоточиться с мыслями. Хожу по палубам, хожу-брожу. Я зарядился круизом» (И17). «Круизный отдых - возможность спокойно отдохнуть, без забот, треволнений, бытовых проблем... Важно менять, чередовать виды отдыха» (И18). «Нам нужна смена видов и форм отдыха. Этот круиз дает заряд на четыре года» (И14). «Путешествовать нужно ради новых впечатлений, знакомств, хорошего настроения» (И7). Информанты подчеркивают свое стремление обрести в круизном путешествии душевное спокойствие, которое осознается ими как важная цель поездки и условие хорошего настроения и самочувствия.
В ходе интервью круизеры задаются вопросом о характере отдыха в круизе. Ответ представляется неоднозначным. Ряд туристов отстаивают позицию активного отдыха. «Да разве на теплоходе не пассивный туризм? Вообще как посмотреть» (И10). «Круизы - это активный отдых. Все опять-таки относительно: на корабле перемещаюсь в пространстве относительно берегов. На 95% - активный туризм, на 5% - пассивный. Здесь, на воде, открывается величие обзора. Как можно больше путешествовать нужно каждому человеку» (И17). Аргументированным представляется мнение о пассивном характере отдыха на воде. «На теплоходе много преподавателей университета, по многу раз ездят по одному маршруту, для них это пассивный туризм: ни о чем не думать, не заботиться ни о чем, наблюдать, созерцать» (И5). «Круиз - это пассивный отдых, эмоциональная разгрузка. В обыденности, когда сменяют друг друга дом и работа, накапливается ощущение, что жизнь мимо проходит и хочется иного. Туризм связан с круизным началом» (И14). И все-таки преобладает точка зрения о сочетании активной и пассивной форм отдыха. «В круизе чередуется пассивный и активный отдых. Волжский круиз потрясающе заряжает. Много слышу скепсиса от знакомых о теплоходном туризме. Нужно самим испытать и почувствовать перед тем, как обобщать и советовать» (И16).
Протяженный во времени человеческий опыт включает остановки, перерывы, моменты покоя, где неразрывна взаимосвязь времени и пространства. «Перерывы во времени - от катастрофических до повседневных - напоминают нам о случайности и непостоянстве. Признание случайности позволяет нам жить сейчас. Время - это субстанция самого индивида» [18]. Интервьюируемый делится субъективным ощущением течения времени в круизе. «Здесь, в круизе по Волге забываешь счет времени, какой день, который час, это ли не счастье?» (И6).
Время и пространство служат критериями идентичности туриста, реализующего социальные и культурные практики вне дома и в определенно заданный промежуток времени. С мая 2009 года в городе Саратове издается ежемесячный журнал «Без границ», на титульной странице которого обозначена цель издания - «содействие путешественникам». «Разъятое и переставшее быть вектором время больше не структурирует пространство. По существу, нет больше ни «вперед», ни «назад»; ценится лишь умение не стоять на месте», - пишет З. Бауман [16]. Само понятие «границы» - «за границу» предполагает не только рубеж известного и неизвестного, своего и чужого, но и двустороннюю взаимозависимость разделения и связи. В случае круизного туризма фиксируем разделение и связь в трех полях: 1) временные границы советского и современного туристского опыта;
2) пространственные границы в рамках выездного и внутреннего туризма, во втором случае можно визуально зафиксировать границы между областями и регионами на физических картах и отметить их отсутствие в ходе наблюдений и созерцаний по ходу движения; 3) социально-статусные границы между туристами.
Каждый человек в силу своей уникальности воспринимает мир избирательно, его внутренний мир организован в индивидуальных формах времени. Пассажиры со стажем круизного отдыха делились своими воспоминаниями и наблюдениями, сравнивая туризм советского периода 1950-1980-х годов с современными практиками. Многие отмечают широкие возможности путешествия по СССР, социальный характер туризма и льготы на поездки. «Во времена СССР по всей стране можно было ездить, все зависело от желания, ездили же на третьих полках в поездах. Внутренний туризм процветал» (И17). «В советское время самостоятельно летала самолетом, отправлялась в поездки выходного дня. В детские каникулы отправлялись куда-либо, 70% оплачивал профсоюз, 30% сами. Как почетный донор имела льготные путевки. По сравнению с советским отдыхом сейчас небо и земля. Доступнее был отдых в Советском Союзе» (И1). «Родители наши ездили по турпутевкам. В советское время турбизнес был развит, был доступен» (И14). «В советское время давали льготные путевки. Отдыхала в ведомственных санаториях. Льготные турпоездки всегда играют роль поблажки» (И2).
Турист с большим круизным стажем вспоминает о редкой и счастливой возможности путешествия по Волге: «В советское время ездили в скромной каюте в трюме всей семьей по Волге. В 1952 году открыли канал Волга - Дон. Мы с мужем поехали на трехпалубном теплоходе по маршруту Саратов - Волгоград - Астрахань - Ростов-на-Дону и обратно. Путевок было не достать. Купили путевку по блату. Нам дали отдельную каюту, хорошо обслуживали. Каждый день капитан интересовался - как дела, все ли нам нравится. Окрестности были малопривлекательными у шлюзов: никакой зелени, земляные насыпи. В месте пересечения Волга - Дон высились из воды две огромные статуи Ленина и Сталина. Позже Сталина убрали. А в 1970-е годы с мужем путешествовала по Волге до истоков, в Карелию, на Валаам» (И3).
Информант считает, что в периодичности путешествий ничего не изменилось. «Люди путешествуют ежегодно и в советское время, и сейчас» (И2). Пассажир теплохода «Александр Невский» полагает, что «по сравнению с советским опытом путешествий сейчас доступнее в организации, выше по степени комфорта» (И15). Однако многими отмечается спад в развитии круизного туризма. «Раньше на рейде в Волгограде стояло по двадцать теплоходов, а что сейчас?» (И1).
Современный человек становится субъектом времени, что реализуется в его стремлении к свободе действия, оперативности, интенсификации жизни [20]. Потенциальный турист стремится оптимально организовать свободное время, он планирует путешествие, соизмеряет свои желания с временными и финансовыми возможностями, в полной мере осознает необходимость управления ими. Современный турист участвует в формировании нового стиля туристической деятельности и активности.
В настоящее время происходят величайшие в истории перемещения людей через национальные границы [19]. В отличие от времени, неуклонно устремляющегося «отсюда», пространство всегда «здесь»: это то, что можно окинуть взглядом или хотя бы вообразить. Пространство представляет собой концепцию - в него «вкладывается» взгляд человека [21]. Метафора пространства позволяет описать весь конгломерат отношений, действительно конфигурирующих общество [20]. «Говорит мне соседка-уборщица: «Была один раз в Египте, буду ждать следующего раза». Трудно копить, но другого не надо» (И6). «Коллеги говорят: «Если есть деньги - езжай за границу» (И4). «В Сочи, Адлер, Махачкалу редкие молодые люди ездят, в основном за границу» (И17). «Отдыхала в Турции, не хочу больше. Можно было бы посмотреть Европу, но я хочу у нас» (И16). «Сейчас финансово менее доступен отдых в России, чем за рубежом» (И2).
В приведенных мнениях констатируется идентификация границы как рубежа комфортного (Турция, Египет) и некомфортного (Россия) отдыха, качественного и некачественного сервиса, приобретаемого по соизмеримой стоимости. Таков один из стереотипов массового сознания в отношении туризма: за границей отдыхать лучше, чем в России, который, тем не менее, в последние годы звучит не столь категорично.
Когда люди различными способами пересекаются на теплоходах, в гостиницах, залах ожидания в аэропортах, в известной степени забываются или стираются характеризующие их жесткие социальные показатели [22]. В ответах на вопросы многими информантами подчеркивается элитарность и престижность круизного отдыха, рефреном звучит фраза «мы можем себе это позволить». «Выбор фирмы осуществлял по Интернету, выбрал каюту-люкс. Могу позволить себе этот уровень комфорта» (И5). «Выбрали лучше условия, чем прежде, более комфортные. Мы долго шли к этому отдыху - он ведь считается элитным» (И6). Туристы фиксируют различия между отдыхающими на разных теплоходах и в различных круизных программах. «Теплоход «Александр Невский» - эконом-класс, здесь в основном пенсионеры, бабушки с внуками, молодежи мало. Теплоход «Тимирязев» -другое дело: публика и богаче, и моложе» (И9). «Мы с соседями по столу беседовали о публике - на длинных маршрутах туристы степенные, возрастные, на коротких - динамичные, отрывные» (И14). Последнее мнение информанта соотносимо с выводом З. Баумана о том, что современный туристский опыт формирует новые стереотипы и правила, в частности, «не планировать слишком длинных путешествий - чем короче путешествие, тем больше шансов его завершить» [16]. На наш взгляд, социальные практики круизного туризма по Волге «снимают» жесткость размежеваний временных и пространственных границ в сознании и мировоззрении путешествующих.
Мотивы туристов как элемент спроса являются объектом многочисленных воздействий, не все из которых напрямую связаны с туризмом. Воздействия представляют собой комбинацию из доминирующих и побочных влияний, которые в совокупности способствуют принятию решения о путешествии и о выборе туруслуги. Обратимся к мнениям информантов относительно мотиваций к круизному туризму по Волге. Многими интервьюируемыми отмечается потребность в оздоровлении природными факторами. «Вода успокаивает душу и тело. Для меня это - полноценный отдых. Туризм несет человеку благо, вдохновение» (И22). «Путешествие дает мне бодрость духа, настроение негативное уходит, опять-таки чистый воздух» (И1). «Круизное путешествие для меня - отдых для ума, жизненная мотивация, новые впечатления, обилие свежего воздуха, радость жизни» (И3). «Дышать - надышаться бы» (И8). «Мне нравится воздух, солнце и вода» (И6).
В ходе интервью приводится фактор склонности к круизному виду туризма. «Сложилась душевная потребность и склонность именно к этому виду отдыха и путешествия» (И20). «Предпочитаю круизный вид туризма, почему - не задумывался. Еду и еду, плыву и плыву» (И4). Особо отмечается важность осмысленного путешествия, что связано и с возрастом, и с жизненным опытом. «Много в отдыхе, туризме, путешествии нюансов: время, желание. Чтобы ехать мир познавать, нужно после 18 лет, до того - рано. Память и впечатления просыпаются позже» (И17).
Многократно в качестве мотивации круизного туризма называется эстетическое удовольствие от созерцания природных ландшафтов и культурных достопримечательностей. «В круизе, казалось бы, плывем и плывем, но здесь все не просто, все в комплексе: озонотерапия - дышим, визуально воспринимаем роскошные ландшафты, просто услада для глаз» (И6). «Положительные впечатления от поездки: получаем эстетическое визуальное удовольствие, в каждом городе что-то свое неповторимое» (И14). «Путешествие - это новые впечатления... Очень люблю воду. Природа красивая» (И16).
В рассуждениях туристов доминируют рекреационный и познавательный мотивы круизного туризма на Волге, что предполагает сочетание оздоровительных, гносеологических, гедонистических целей. Информанты единодушны в том, что Волга является неисчерпаемым ресурсом физического и духовного здоровья.
Туристы предъявляют различные требования к комфорту судов и уровню обслуживания на борту. Финансовый «порог доступности» круизного тура, то есть его стоимость для каждой группы туристов, различна. Так, одних пассажиров в меньшей степени интересует комфорт судна, для них важен процесс созерцания окружающей природы и экскурсионное обслуживание в портах захода, в то время как для других весомым аргументом является отдых на борту судна, фактор комфортабельности судна и уровень обслуживания [23].
Представители старшего поколения проводят сравнение со своими прежними практиками круизного туризма, сопоставляя уровень сервиса и комфорта на разных круизных теплоходах: «Александр Невский», «Афанасий Никитин», «Тимирязев», «Александр Герцен», «Алдан». Среди недостатков обслуживания на теплоходе «Александр Невский» информанты называют «запах солярки» (И1), на нижней палубе «вспученный линолеум» (И2), «скудное мрачное пространство, обшарпанный старый интерьер» (И10), «нет светоточки, радио работает через раз, продавленный диван» (И14). «Наслышаны о пьяных корпоративных рейсах» (И2). «Российскому туризму и сфере гостеприимства не хватает качественного сервиса» (И5). Преобладают нейтрально-положительные отзывы. «Качество питания и анимации устраивает» (И1). «Никаких жалоб» (И6). «Думала, что будет на теплоходе скучно - пенсионеры и еда как в столовой. Условия и пассажиры превзошли мои ожидания» (И7). Туристы-пассажиры делятся своими соображениями по поводу улучшения сервиса в круизе. «Анимация однообразная «с шариками», рассчитана на пенсионеров и детей. Можно было организовать вечер романса, песни под гитару, бардовские песни. Анимационные программы должны быть более разнообразными, непохожими друг на друга» (И10). «Слишком короткие информационные справки по ходу маршрута» (И14). «Исключительно важно грамотное и своевременное информационное сопровождение в течение всего круиза» (И15). В ходе интервью были выявлены две основные группы претензий туристов к круизному обслуживанию: во-первых, низкий уровень комфорта на нижней палубе, где расположены каюты нижней ценовой категории и, во-вторых, недостаточность информационного сопровождения как по ходу движения, так и во время стоянок.
Книга отзывов и предложений теплохода «Александр Невский» зарегистрирована в ООО «Круиз» 30 апреля 2009 года. В ходе изучения документа были прочитаны 24 заявления за период 24 мая - 16 июля 2009 года как индивидуального, так и коллективного характера. Каждое заявление датировано и подписано пассажирами круизного теплохода, проживающими в Москве, Саратове, Пятигорске, Волгограде, городе Камышине и поселке Ахтуба Волгоградской области, поселке Менделеев-ка Солнечногорского района Московской области, городе Киселевске Кемеровской области. Отзывы в большинстве своем носят благожелательный и адресный характер - капитану (5), экипажу/команде (7), поварам (9), арт-группе (6), обслуживающему персоналу (4), официантам (4). В книге отзывов и предложений содержится конкретная просьба туристов к администрации «отметить труд официантов Диляры и Рустама вознаграждением» (с. 11).
Документ содержит слова искренней благодарности «за замечательно проведенное время на теплоходе» (с. 1); «за доставленное удовольствие при круизе» (с. 2); «за великолепное обслуживание и прекрасное настроение, подаренное детям и взрослым» (с. 8); «за теплый прием, прекрасное обслуживание, деликатность и корректность» (с. 9); «за организацию нашего великолепного отдыха» (с. 13); «за прекрасные развлечения и жизнерадостное настроение» (с. 12); «за комфорт и безопасность» (с. 14); «за хлебосольство, радушие, веселье» (с. 16); «за профессионализм и качество работы» (с. 20); «за труд и внимание» (с. 23); «за надежность, условия и порядок на корабле» (с. 25).
В течение июня 2009 года на теплоходе по Волге путешествовали группы преподавателей, студентов, учащихся из государственного Волгоградского медицинского университета, детских му-202
зыкальных школ № 2, 13, детской академии искусств Волгограда. Учащиеся и педагоги были поощрены путевками в речной круиз как победители регионального детского фестиваля искусств «Волжские напевы». «Впервые в такой творческой поездке, необычно, интересно, полезно, у ребят-участников - стимул, а, значит, будет возможность им учиться с большим интересом и желанием. А взрослым - сочетание приятного и полезного» (с. 6, ансамбль ДМШ №13 Волгограда). «Путешествие на теплоходе - необыкновенные ощущения и у детей, и у взрослых, а впечатления останутся с нами навсегда» (с. 7, образцовый ансамбль «Танц-класс» Детской академии искусств Волгограда). «Все было настолько вкусно, здорово и замечательно, что мы этого не сможем забыть весь год!» (с. 13, группа туристов из Волгограда). Дважды в записях туристов содержится сравнения с отдыхом в прошлом году на теплоходе «Александр Невский», и делается вывод о качественном изменении в лучшую сторону (с. 21, 26). Неоднократно пассажиры круиза выражают свое желание быть туристами на теплоходе «Александр Невский» в будущем.
В книге отзывов и предложений содержится ряд пожеланий. «Включить в развлекательную программу развлечения для пожилых людей, например, баяниста» (с. 11). «Присоединяемся к пожеланиям - надо, чтобы был баянист, пели бы под баян» (с. 12). «Нужна библиотечка на борту теплохода, танцы, соответствующие возрасту пожилых людей, и, конечно, песни наших лет» (с. 18). Пожелание представителей старшего поколения было выполнено. В последующих рейсах на борту теплохода и на зеленых стоянках песни исполнялись по аккомпанемент баяниста. Другое предложение -«желательно капитану лично представляться гостям теплохода» (с. 25). Как в ходе интервью, так и в книге отзывов и предложений туристы круиза выражают свою заинтересованность в эффективной обратной связи, согласованной и оперативной информационной работе членов экипажа и обслуживающего персонала как лично, так и с помощью радиотрансляции.
Итак, в настоящее время особое значение для россиян среди прочих видов туристской активности приобретает внутренний речной круизный туризм, характеризующийся неразрывностью рекре-ационности и познавательности. Внутренний речной круизный туризм предпочитают представители старшего поколения, семейные пары, путешествующие как с детьми, так и без них, молодожены, компании друзей. Среди круизных туристов велика доля постоянных клиентов: «Сложилось целое сообщество постоянных клиентов. 80% постоянных клиентов, из года в год одни и те же лица» (И6). Сегодня можно говорить о межпоколенческом характере данного вида туризма, когда в путешествие отправляются семьи из двух-трех поколений. Перспективы его развития связаны с молодежным и социальным туризмом: в Книге жалоб и предложений зафиксированы мнения творческих коллективов, находящихся в поощрительных поездках. Исследование туризма как одного из направлений социальной политики состоит в признании его в качестве важного фактора развития рекреации, отдыха, досуга как отдельных граждан, так и социальных групп. С 1990-х годов существенно изменилось соотношение внутреннего и выездного туризма: сейчас в России в десять раз меньше путешественни-ков-соотечественников по сравнению с туристами, выезжающими за рубеж. В.А. Квартальновым приводятся данные о развитии внутреннего туризма в Китае: в 2000 г. Великую Китайскую стену посетили 12 млн. иностранных туристов и 130 млн. граждан КНР главным образом в рамках социальных программ - школьники (12% от общего количества учащихся), служащие (2%), крестьяне (4%), интеллигенция (6%), спортсмены (35%), военнослужащие (67%). Вывод исследователя однозначен: «Китайцы бороздят свою страну так, как раньше это делали мы» [24]. В настоящее время в рамках реализации социальной политики стоит насущная задача по обеспечению доступности туристских услуг для всех категорий населения. Представляются актуальными постановка и решение проблемы оздоровления населения средствами внутреннего туризма в рамках национального и региональных проектов, где речной круизный туризм может занять важное место.
Как отмечает З. Бауман, «излюбленный лозунг туриста «мне нужно больше пространства» [16]. Туристы в волжском круизе обретают контуры своей идентичности в конфигурации движение - покой. Анализ эмпирических данных позволяет выделить временные границы советского и современного туристского опыта; пространственные границы выездного и внутреннего туризма; социальностатусные границы между туристами. Конкурентные преимущества внутреннего российского туризма состоят в разнообразии природных и культурных ресурсов и в профессиональном информационно-коммуникативном сопровождении туристской деятельности.
Комбинирование различных видов туризма составляет своеобразие и конкурентное преимущество круизного туризма, который воспринимается путешественниками в качестве активной и пассивной форм отдыха, что напрямую зависит от интересов и потребностей самих круизеров. Круизный туризм выделяется из всех прочих видов туризма многообразием социальных практик, сочетанием множества форм и подвидов туризма. Выделим следующие социальные практики волжских круизе-ров: 1) семейные, дружеские, индивидуальные; 2) игровые, песенные, танцевальные, театральные;
3) пляжные, водные, оздоровительные, рекреационные; 4) экскурсионные, познавательные, фотографические; 5) гурманные.
В своей активности турист руководствуется разнообразными мотивами, отражающими как его личные, так и коллективные интересы и потребности. Комбинация мотиваций к туризму не остается неизменной в течение времени и зависит от многих факторов. В речном круизном туризме сложились влияющие на мотивацию туристов такие группы факторов как финансовые, ценностные, рекреационные, гносеологические, коммуникативные, сервисные. Круизный туризм, с одной стороны, продолжает практики традиционного советского отдыха, а с другой - является реализацией мечты и долго вынашиваемых планов. «Круиз реализовал нашу мечту» (И5). «Давно о такой поездке мечтала, воплотилась заветная мечта» (И15). Определяющее значение в выборе и организации путешествия играет собственный туристский опыт с пространственными характеристиками выездного и внутреннего туризма, временными границами советских и современных туристских практик, между которыми сохраняется преемственность традиций осуществления отдыха. Представляется крайне важным, чтобы туризм нес с собой ценностно-позитивный компонент и транслировался во времени и пространстве, преобразуя индивидуальный опыт в коллективное достояние. Мнения экспертов и туристов в оценках результатов последствий глобального кризиса совпадают как на развитие сферы туризма в целом, так и на осуществление организуемых и собственных практик круизного туризма на Волге в высокий сезон 2009 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шпилько С.П. К вопросу о кризисе на российском туристском рынке / С.П. Шпилько // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. / МГУ. М.: Диалог культур, 2009. С. 45-57.
2. Доклад заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации О.А. Рожнова. 30.01.2009. Режим доступа http://minstm.gov.ru/press-centre/speech/ xPages/ entry.371.html Обращение к ресурсу 06.01.2010.
3. Азар В.И. Структурная перестройка туристского рынка России / В.И. Азар // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2006. №7. С. 20-21.
4. Социальное положение и уровень жизни населения России, 2008. Статистический сборник. М.: Росстат, 2008. Таблица 12.19. Режим доступа http://www.gks.ru/wps/ PA_1_0_S5/ Docu-ments/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1138698314188 Обращение к ресурсу
22.11.2009.
5. Особенности национального туризма. Режим доступа http://www.rmat.ru / rumain212/?r278_id=272 Обращение к ресурсу 05.11.2009.
6. Половина российских туристов сократила свои расходы на путешествия из-за кризиса //
Турпром. Бюллетень. №174. 17.09.2009. Режим доступа http://win.mail.ru/cgi-
bin/readmsg?id=12531284170000000684 Обращение к ресурсу 19.10.2009.
7. Лето. Кризис. Отдых. Пресс-выпуск ВЦИОМ №1243. 10.06.2009. Режим доступа
http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/11976.html Обращение к ресурсу 15.06.2009.
8. Российские туристы отказываются от дальних путешествий // Турпром. Бюллетень. №209.
06.11.2009. Режим доступа http://www.tourprom.ru Обращение к ресурсу 07.11.2009.
9. Трофимов А. Провожаем теплоходы / А. Трофимов // Туринфо. 2009. №28. С. 7.
10. Хотулева Е. Без штормов и качки / Е. Хотулева. Режим доступа http://www.gzt.ru/ tourism/2009/03/26/223021.html Обращение к ресурсу 29.03.2009.
11. Десятка лучших для круизов рек в 2009 году. Режим доступа http://www.TURIZM.RU. Обращение к ресурсу 07.07.2009.
12. Costa Crociere, социологическое исследование. Режим доступа http://www.tourinfo.ru Обращение к ресурсу 07.09.2009.
13. Ильина Е.Н. Организация водных путешествий / Е.Н. Ильина. М.: РИБ «Турист», 2002. 107 с.
14. Угрюм-река // Туринфо. 2009. № 28. С. 4.
15. Коваленко В.В. Дифференциация населения в России и его возможности в потреблении туристских услуг // Вестник НАТ. 2008. № 2. С. 26-28.
16. Бауман З. От паломника к туристу / З. Бауман // Социологический журнал. 1995. №4. С. 133-154.
17. Ely С. The Origins of Russian Scenery: Volga River Tourism and Russian Landscape Aesthetics / С. Ely // Slavic Review. 2003. Vol. 62. № 4. P. 666-682. Abstracts. Режим доступа http://www.slavicreview.illinois.edu/indexes/vol62/abstracts4.html Обращение к ресурсу 06.01.2010.
18. Game A. Travel / A. Game // International sociology. London: «Sage». 1998. Vol.13. № 1. P. 41-57.
19. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация / Дж. Урри // Массовая культура: современные западные исследования. сборник / Пер. с англ., предисл., отв. ред. В.В. Зверева, посл. В.А. Подорога. М.: «Прагматика культуры», 2005. С. 136-150.
20. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: философские очерки / В.Н. Ярская. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. 152 с.
21. Чернявская Ю.В. Тоска по пространству / Ю.В. Чернявская // Человек. 2006. №4. С. 31-46.
22. Урри Дж. Социология за пределами обществ. Мобильности двадцать первого столетия / Кимилев Ю.А. Рефераты // Социологическое обозрение. 2001. Т. 1. № 1. С. 25-35.
23. Семин А. Речной круизный флот: современность и перспективы / А. Семин. Режим доступа http://www.newsletter.infoflot.ru/ Обращение к ресурсу 17.09.2009.
24. Глобализация и туризм. Интервью с В.А. Квартальновым. Режим доступа http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/01/408/72.html Обращение к ресурсу 12.11.2007.
Лысикова Ольга Валерьевна - Olga V. Lysikova -
кандидат исторических наук, доцент кафедры Ph. D., Associate Professor,
«Менеджмент туристического бизнеса», Department of Tourism Business Management,
докторант кафедры «Социальная антропология Gagarin Saratov State Technical University
и социальная работа»
Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.
Статья поступила в редакцию 02.02.12, принята к опубликованию 02.03.12