Научная статья на тему 'Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений'

Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1327
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУИЗНЫЙ БИЗНЕС / ЗАБЛУЖДЕНИЯ / ПАССАЖИРСКОЕ СУДОХОДСТВО / КРУИЗНЫЕ ЛАЙНЕРЫ / КРУИЗНЫЕ МАРШРУТЫ / МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванов В.В.

На туристском рынке существует неверное представление о дороговизне, скучности, чопорности и опасности морских круизов, что мешает активному развитию этого рынка. Туроператоры, работающие на отечественном рынке, до сих пор прилагают значительные усилия для того, чтобы развеять заблуждения, сложившиеся вокруг круизного продукта в массовом сознании потребителей. До тех пор, пока будут складываться превратные представления о морских круизах, рынок будет развиваться недостаточно активно. Автором выявлены основные заблуждения определенных слоев населения потенциальных потребителей круизного продукта. Практическое использование предлагаемой информации позволит в значительной степени улучшить продвижение круизного продукта на туристском рынке Черноморских портов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Селиванов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование некоторых особенностей круизного туризма: источники заблуждений»

УДК 338.48:379.857

Селиванов В.В.

К.э.н. доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса Гуманитарно-педагогической академии ФГАУ ВО Крымский федеральный университет

им. В.И. Вернадского

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА: ИСТОЧНИКИ ЗАБЛУЖДЕНИЙ

На туристском рынке существует неверное представление о дороговизне, скучности, чопорности и опасности морских круизов, что мешает активному развитию этого рынка. Туроператоры, работающие на отечественном рынке, до сих пор прилагают значительные усилия для того, чтобы развеять заблуждения, сложившиеся вокруг круизного продукта в массовом сознании потребителей. До тех пор, пока будут складываться превратные представления о морских круизах, рынок будет развиваться недостаточно активно. Автором выявлены основные заблуждения определенных слоев населения — потенциальных потребителей круизного продукта. Практическое использование предлагаемой информации позволит в значительной степени улучшить продвижение круизного продукта на туристском рынке Черноморских портов Российской Федерации.

Ключевые слова: круизный бизнес, заблуждения, пассажирское судоходство, круизные лайнеры, круизные маршруты, морские и речные круизы.

Многие знают о том, что отдых в Турции и Египте дешев, доступен и не требует оформления виз. Как результат, огромный поток туристов устремляется в эти страны каждый год, несмотря на теракты, ДТП, случаи массового отравления в отелях и т. д., поскольку в массовом сознании перевешивают конкурентные преимущества туристского продукта над упомянутыми рисками.

Противоположным примером может служить отдых на престижных горнолыжных курортах. Здесь срабатывает формула "дорого — значит качественно". В результате, в массовом восприятии соответствующий продукт становится дорогим и элитарным [1].

Турагенты часто воспринимают круизный продукт как чрезмерно сложный в работе и требующий слишком больших затрат времени. Кроме того, продвигая определенные маршруты, турагентство может столкнуться с низким спросом на круизы. Для турагентов важно четко представлять себе все составляющие круизного продукта и добиваться гармоничного их сочетания. Именно тогда достигается эффект, обеспечивающий высокий спрос и удовлетворенность потребителя приобретаемым продуктом [2].

Рассмотрим основные заблуждения в отношении морских круизов, сформировавшиеся в массовом сознании под воздействием исторических фактов, средств массовой информации, литературы, кино и других факторов [3].

Первое заблуждение: морские круизы — это слишком дорого.

Когда-то круизы были исключительно элитарным видом отдыха. Действительно, существуют круизы, сопоставимые по стоимости с дорогими автомобилями, но сегмент Ultra Luxury не настолько обширен, чтобы измерять им весь круизный рынок. Сейчас морские круизы совершаются на огромных современных круизных лайнерах, которые сравнивают с плавучими курортами. Присутствие на борту нескольких тысяч пассажиров снижает затраты для каждого из них. В сегменте массового рынка стоимость круизов при раннем бронировании может начинаться от $600 с человека при двухместном размещении.

В эту стоимость может входить 7-дневный круиз по Средиземному морю на пятизвездочном лайнере последнего поколения, с включенным круглосуточным питанием и

напитками (кроме спиртных), круглосуточным обслуживанием, развлекательными и спортивными программами, налогами и сборами.

При сравнении стоимости морского круиза и аналогичного по уровню сервиса отеля получается, что круиз выгоднее наземного отдыха приблизительно на 30%! При этом морской круиз позволяет не только насладиться незабываемыми морскими видами, но и в течение одного путешествия посетить сразу несколько стран и городов, путешествуя в условиях комфортабельного курорта, без необходимости несколько раз упаковывать и распаковывать вещи и совершать утомительные переезды.

Второе заблуждение: морские круизы — это опасно.

Многие при слове круиз вспоминают крушения тхтх "Titanic", "Costa Concordia" и другие морские катастрофы за последние 100 лет. Потенциальные туристы опасаются морских катастроф, столкновения с другими кораблями и айсбергами, падения за борт, нападения пиратов и многого другого. Эти страхи становятся сдерживающим фактором на пути к покупке круиза, и опасения усиливаются после знакомства с материалами, публикуемыми в СМИ. Сообщения о катастрофах и пожарах на круизных лайнерах, отравлениях туристов и других бедах, с которыми сталкиваются те, кто рискует отправиться в круиз, можно найти на многих туристических порталах.

В реальности же статистика свидетельствует о том, что за последние 40 лет морские круизы оставались самым безопасным видом отдыха, а число несчастных случаев с круизными пассажирами несоизмеримо меньше количества пострадавших в авиакатастрофах, авариях при поездках на автобусах и поездах, при пожарах в отелях и даже от укусов насекомых и животных. За последние 100 лет кардинально повысился уровень обеспечения безопасности на морских круизных судах. В отличие от тх "Titanic" современные круизные лайнеры оборудованы тысячами датчиков и системами видеонаблюдения, позволяющими быстро оценить ситуацию на борту. С пассажирами и членами экипажа проводятся учебные тревоги для того, чтобы обеспечить слаженность их действий в чрезвычайных ситуациях и избежать паники. Члены экипажа имеют специальные функции и роли на случай тревоги, а их сферы ответственности четко распределены. На современных лайнерах количество мест в аварийных спасательных средствах соответствует максимальному числу пассажиров и членов экипажа на борту [4].

Круизные компании останавливают бронирование 3- и 4-местного размещения, если есть малейшая вероятность, что места в спасательных средствах не хватит хотя бы одному пассажиру. Все это в совокупности и спасло жизни большей части пассажиров и членов экипажа лайнера "Costa Concordia".

По данным компании G. P. Wild (International) Ltd, предоставляющей маркетинговые и консультационные услуги на круизном рынке, за период 2002-2013 гг. общее число круизных пассажиров составило около 198 млн человек, а жертвами несчастных случаев со смертельным исходом стали 60 человек. Иными словами, морские круизы остаются более безопасными путешествиями по сравнению с другими массовыми видами туризма, не говоря уже об экстремальных.

Важно отметить, что во время сильнейших штормов, ураганов, цунами не пострадал ни один лайнер. Все лайнеры оборудованы точнейшими системами навигации, спутниковой связью, новейшим метеорологическим оборудованием, позволяющим оперативно принимать решения о прокладке дальнейшего маршрута. Иногда во время сильных штормов капитаны лайнеров принимают решение отказаться от захода в тот или иной порт, чтобы не подвергать пассажиров опасности.

Круизные компании обеспечивают высокую степень подготовки экипажа для действий в чрезвычайных ситуациях, а круизные лайнеры соответствуют самым жестким международным требованиям к активной и пассивной безопасности. Также не следует путать круизные лайнеры всемирно известных круизных компаний с паромами и судами небольших фирм или местных туроператоров.

Третье заблуждение: морские круизы — это слишком торжественно.

При словах "морской круиз" большинство людей представляют торжественные вечерние приемы, золотые столовые приборы, дорогие вина, мужчин в смокингах, дам в вечерних платьях и бриллиантах. Все помнят о том, что на пресловутом тх "Titanic" было три класса кают, и пассажиры третьего класса жили в весьма стесненных условиях, не имея доступа к большинству зон лайнера.

В реальности на современных лайнерах нет деления на классы. Только на английских лайнерах компании Cunard сохраняется привязка каюты к ресторану (пассажиры внутренних кают и кают с окнами прикрепляются к одному ресторану, пассажиры кают с балконами — к другому, пассажиры сьюитов — к третьему, однако на качественный уровень обслуживания это не влияет). В остальных случаях все пассажиры имеют абсолютно равный доступ ко всем ресторанам, барам, бассейнам, развлекательным программам.

На лайнерах царит демократичная атмосфера с отсутствием обязательного дресс-кода и многих других формальностей, которых опасаются потенциальные туристы. Ведь именно благодаря концепциям Fun Ship и Freestyle Cruising круизы стали развлекательным путешествием, в котором туристов не обременяют формальностями, и никто не чувствует себя ущемленным в получении услуг по сравнению с другими пассажирами.

Вместе с тем, на лайнерах всегда есть зоны и рестораны, где туристы могут находиться в вечерних нарядах, которые, кстати, можно взять в прокат на борту.

Четвертое заблуждение: морские круизы — это скучно.

На круизных лайнерах есть масса возможностей и вариантов развлечений. Бассейны, бары, кинотеатры, боулинг, ночные клубы и дискотеки, караоке-клубы, разнообразные рестораны, спортивные залы, вечерние шоу, кинотеатры под открытым небом — широко развитая инфраструктура на борту лайнеров не даст скучать туристам любого возраста. Часто туристы опасаются, что если в маршруте круиза присутствуют дни в море, то "делать будет нечего".

Например, на лайнерах компании Royal Caribbean International можно играть в гольф, кататься на коньках или симуляторе серфинга FlowRider, заниматься альпинизмом и плавать днем, ужинать, танцевать, наслаждаться театральными постановками и пробовать свою удачу в казино вечером.

А знаменитый детский клуб Adventure Ocean Youth Programme не дает скучать детям в возрасте от 6 месяцев до 17 лет. Помимо перечисленных выше возможностей времяпрепровождения, после выхода в море на борту лайнера открываются казино и магазины беспошлинной торговли. Все время работают пиццерии, буфеты, предлагающие различные варианты завтраков, обедов и ужинов в непринужденной обстановке, рестораны A la carte и альтернативные рестораны, бары, — у пассажиров лайнеров вряд ли найдется время на то, чтобы посетить все.

Пятое заблуждение: морские круизы — это путешествие для пожилых людей.

Такое утверждение имеет свои исторические корни. Действительно, на американском круизном рынке в 1990-е гг. процент пассажиров старше 65 лет был очень высок. Круизы считались отдыхом для пожилых людей, живущих в особняках Майами и Форт-Лодердейла. За последние два десятилетия ситуация стала кардинально меняться. Круизные компании взяли курс на более молодую аудиторию — семьи с детьми, пассажиры в возрасте от 25 лет. На лайнерах активнее стала развиваться спортивная, детская и подростковая инфраструктура.

По состоянию на 2007 г., по данным CLIA, средний возраст круизных пассажиров снизился до 50 лет, на 2010 г. — до 46 лет, а на 2013 г. — до 44 лет. При этом 65% круизных пассажиров имеют высшее образование, а 25% — ученую степень, что делает круизы одним из самых "интеллигентных" видов туризма. По данным Royal Caribbean International, средний возраст гостей круизов — 35-55 лет, морской отдых находят привлекательным все, в том

числе и супружеские пары, и семьи, и энергичные люди, которые живут полной жизнью и всегда находятся в поиске новых впечатлений.

Шестое заблуждение: в морских круизах мало времени в порту.

Стоянки в портах могут длиться 1-2 дня. За это время удается посмотреть многое, ведь прибывающий лайнер уже ждут несколько экскурсионных автобусов.

Как правило, активные туристы, проживая в гостинице, достаточно быстро понимают, что объездили все окрестности, и, чтобы посмотреть что-то еще, им приходится каждый раз тратить много времени на дорогу туда и обратно. В круизе в этом нет необходимости: в каждом новом порту туристов ожидают новые экскурсионные программы.

Можно составить и индивидуальную программу: остановки делаются в крупнейших городах, но сами морские порты, в отличие от аэропортов, часто располагаются недалеко от центра.

Седьмое заблуждение: морские круизы не подходят для семейного или молодежного отдыха.

На современных круизных судах предлагается большое количество различных специализированных программ для детей, подростков и их родителей. Например, программа Adventure Ocean для детей и подростков, предлагаемая компанией Royal Caribbean International, — это целый комплекс мероприятий, которые будут интересны детям любого возраста. Программы проводят талантливые, энергичные и высококвалифицированные специалисты в семи возрастных группах, при этом каждая из них тщательно составляется с учетом потребностей детей.

Кроме специализированных групп, организуются различные увлекательные программы для детей с участием родителей; также на лайнерах есть возможность приятно провести время, наслаждаясь играми в видео-аркаде. Разнообразные игры и мероприятия проводятся в различных местах лайнера на протяжении всего дня, а также вечером: театральные постановки и шоу, ледовые представления; развлечения на спортивной палубе, катание на коньках, занятия на скалодроме, в серфинг-парке FlowRider, подводное плавание с аквалангом SeaTrek; занятия кружка "Учимся строить с Love"; обучение танцам, катанию на коньках, кулинарии и многому другому; семейные дискотеки, вечеринки на борту, тематические вечера, бинго, игровые шоу, викторины; рестораны, ориентированные на семьи с детьми, и возможность выбора популярного способа ужина для семей с детьми My Family Time Dining.

Восьмое заблуждение: на круизных лайнерах возникает клаустрофобия.

На лайнере достаточно много закрытых пространств, дешевые внутренние каюты не имеют иллюминаторов. Потенциальные туристы опасаются, что на лайнере им будет неуютно. Это совершенно неоправданные опасения. Даже внутренние каюты имеют разноуровневое освещение и большие зеркала, визуально расширяющие пространство. Большинство кают имеют окна и балконы, есть палубы для загара, при этом лайнер регулярно заходит в порты на целый день, который можно провести на берегу. Площадь внутренних помещений лайнера, светлых и просторных, похожих на современный развлекательный комплекс, сопоставима с десятком футбольных полей.

На лайнерах практически нет двух одинаковых общественных зон, за счет чего их площадь кажется еще больше.

Девятое заблуждение: на круизных лайнерах укачивает.

Очень многие опасаются, что на лайнере будет сильно укачивать, будет слышен шум двигателей, будет пахнуть гарью.

Этот миф прочно укоренился в массовом сознании в основном за счет туристов, которые совершали речные круизы на отечественных судах. Речной 2-3-палубный теплоход действительно не очень устойчив, он приводится в движение дизельным двигателем, от которого по переборкам может идти сильная вибрация, а из низкой трубы теплохода на палубу опускаются выхлопные газы.

На современных лайнерах эти проблемы не актуальны. Водоизмещение лайнеров достигает 220 тыс. т, осадка —9,3 м. Для того, чтобы обеспечить устойчивость, лайнеры используют балластные цистерны, как на подводных лодках. Дополнительно применяются стабилизаторы качки, которые позволяют погасить отклонения корпуса судна в шторм до 5 баллов. Системы стабилизации качки управляются сложными компьютерными программами, разработанными по аналогии с системами, обеспечивающими устойчивость космических станций. Разумеется, в сильный шторм в определенных регионах земного шара туристы могут испытывать дискомфорт.

В этом случае экипаж лайнера выдает туристам специально разработанные средства от укачивания — таблетки и пластыри, клеящиеся за ухом и позволяющие избавиться от неприятных ощущений.

Современные лайнеры используют дизель-электрические установки, которые отличаются низким уровнем шума и минимальной вибрацией. Высота труб некоторых лайнеров, например, "Carnival Freedom", "Carnival Splendor" и аналогичных, достигает 72 м от ватерлинии. Это обеспечивает удаление выхлопных газов от открытых палуб.

Развеивая заблуждения, сложившиеся вокруг круизного продукта в массовом сознании потребителей, стоит помнить о том, что круиз остается незабываемым ощущением морского простора, встречного ветра, вида берегов на горизонте и калейдоскопа стран и достопримечательностей.

В этой связи, возникает необходимость включения в перечень практических задач, связанных с перспективным развитием круизного судоходства на Черном море, проработку вопроса по созданию и обеспечению жизнеспособности бренда, формируемого Крымского регионального турпродукта и его особого отображения в международном туристском бренде «Перспективное развитие пассажирских портов РФ на Черном море». И это — действие, рассчитанное на многие годы. Потому что под брендингом регионального турпродукта подразумевается не просто его визуальное оформление (логотип) и коммуникационное обеспечение продвижения, а комплексный и системный процесс, направленный на формирование и поддержание благоприятного и притягательного для туристов образа круизного пространства, который тесно связан со всеми этапами воспроизводства регионального турпродукта Республики Крым Российской Федерации [5].

Литература

1. Рындач М. А. Основы туризма: учебное пособие / М.А. Рындач. — М.: Издательство «Дашков и К», 2012. — 204 с.

2. Селиванов В.В. О некоторых национальных особенностях перспективного развития круизного судоходства. / В.В. Селиванов. — Транспорт. — 2009. — № 25(557). — С. 73-75.

3. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология: учебное пособие. / В.В. Селиванов. — Симферополь: ИТ «Ариал», 2015. — 296 с.

4. Ларина Р.Р. Инновационно-логистическое обеспечение международного туризма и круизного бизнеса: монография. / Р.Р. Ларина, В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова, М.А. Шостак. — Симферополь: ИТ «Ариал», 2013. — 396 с.

5. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. Проблемы совершенствования технологии брендинга региональных турпродуктов (на примере Крыма и Краснодарского края) // Крымский научный вестник. Электронный научный журнал. — 2015. — №4. Том 1 «Экономические науки». — С. 202-225. [Электронный ресурс]. URL: http://krvestnik.ru/pub/2015/08/SharafutdinovVN-OnishchenkoEV.pdf; http://elibrary.ru/item.asp?id=24106433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.