УДК 371.13:394.2 DOI 10.37972/chgpu.2022.115.2.032
С. Н. Федорова, Н. А. Корнилова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПРАЗДНИК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Аннотация. Будущие педагоги системы дошкольного образования должны овладеть различного рода универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, в том числе и связанными с реализацией этноориентированной деятельности в поликультурной среде. И результативность этого вида деятельности во многом зависит от того, насколько высок уровень их этнокультурной компетентности. Основной целью нашего исследования является обоснование педагогического потенциала этнокультурных праздников в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольной образовательной организации.
В статье проводится анализ данных эмпирического эксперимента, проведенного в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Для выявления исходного уровня этнокультурной компетентности обучающихся направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Педагогика и психология дошкольного образования» был использован метод анкетирования, включающий разнообразные вопросы о знании национальных праздников, танцев, песен, умении их исполнять, проведении обрядовых мероприятий в семье и т. д. Полученные в ходе эмпирического исследования данные показали, что уровень этнокультурной компетентности обучающихся недостаточно высок. У них вызывают затруднения вопросы, связанные с обозначением роли народной культуры в их жизни, сущности народных праздников, отношения к народным традициям и т. д. Для повышения этих показателей использовались различные формы и методы работы с обучающимися, в том числе этнокультурный праздник. В статье представлены основное содержание и процедура проведения такого рода мероприятий. Дан количественно-качественный анализ повторного среза, свидетельствующего о положительной динамике уровня этнокультурной компетентности обучающихся после формирующего этапа.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, студенты, этнокультурный праздник, отношение к народной культуре
S. N. Fedorova, N. A. Kornilova
ETHNOCULTURAL CELEBRATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS-TO-BE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Abstract. Teachers-to-be of preschool educational organization are to master various kinds of universal, general professional and professional competences including those related to the implementation of ethnically oriented activities in a multicultural environment. The effectiveness of this activity largely depends on how high the level of their ethno-cultural competence is. The main goal of the study is to substantiate the pedagogical potential of ethno-cultural holidays in professional training of teachers-to-be of preschool educational organization.
The article analyzes the data of the empirical experiment conducted in the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Mari State University". To identify the initial level of ethno-cultural competence of the students of 44.03.02 Psychological and Pedagogical Education of Pedagogy and Psychology of Preschool Education training programme, the authors used a questionnaire
method including various questions on knowledge of national holidays, dances, songs, the ability to perform them, conducting ritual events in the family, etc. The data obtained during the empirical study showed that the level of ethno-cultural competence of the students is not high enough. They have difficulties with the issues related to the designation of the role of folk culture in their lives, the essence of folk holidays, attitudes towards folk traditions, etc. To improve these indicators the authors used various forms and methods of work with students, including ethno-cultural celebration. The article presents the main content and procedure for such an event and the quantitative-qualitative analysis of another questionnaire testifying to the positive dynamics of the level of ethno-cultural competence of the students after the forming stage is presented.
Keywords: professional training, students, ethno-cultural celebration, attitude towards folk culture
Введение. Профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольной образовательной организации предполагает формирование у них различного рода универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в том числе и связанных со способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде: учитывать особенности социокультурной ситуации развития ребенка; работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; уметь организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов поликультурной образовательной среды [6].
Для реализации этих задач используются разнообразные формы, одной из которых является этнокультурный праздник.
В научной литературе используется термин «этнографический праздник» в значении 'состоящий из представителей разных народностей, <...> для ознакомления с разными народностями' [1]. Понятие «этнический праздник» трактуется как 'служащий сохранению и развитию этнической культуры, помогающий ощущать себя как особую социально-культурную группу' [2] или 'празднично-обрядовая культура, ценностная составляющая <...> для полноценного воспитания гармоничной личности, дающая возможность к самовыражению, самосохранению, не только для обогащения знаниями, но и для всестороннего развития в современной социокультурной среде' [4]. Также используется понятие «этнокультурный фестиваль» как 'площадка для выстраивания позитивного межкультурного диалога' [5]. Этнокультурный праздник рассматривается нами как активная форма межкультурного диалога участников образовательного процесса, способствующая обретению их этнической идентичности [7], [10] и популяризации культурных мероприятий с просветительским, коммуникативным, воспитательным потенциалом [3].
Цель исследования заключается в изучении педагогического потенциала этнокультурных праздников в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования. Предметом наших изысканий также стал качественно-количественный анализ эмпирического исследования в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» на предмет осведомленности и отношения обучающихся направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Педагогика и психология дошкольного образования» к народной культуре.
Докажем на примере конкретного эмпирического исследования, что этнокультурный праздник является эффективным средством профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность настоящего исследования обусловлена интересом к этнокультурному празднику как способу формирования у будущих педагогов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций с целью активизировать их познавательную деятельность, сформировать представление о культурной специфике разных народов, что будет способствовать их профессиональной деятельности в поликультурной среде.
Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужил опыт организации этнокультурных праздников в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Этнокультурные праздники ежегодно проводятся как итоговые мероприятия для студентов IV курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Педагогика и психология дошкольного образования». Это итог изучения таких дисциплин, как «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Межкультурная коммуникация», «Этнокультурная компетентность педагога ДОО», «Этнокультурная составляющая основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации», направленных на развитие этнокультурной компетентности обучающихся.
Предварительно проводится входное анкетирование студентов на предмет осведомленности и отношения к народной культуре. Проанализируем некоторые данные эмпирического исследования в части народных праздников.
Результаты исследования и их обсуждение.
В анкетировании приняли участие 66 студентов психолого-педагогического факультета.
По первому вопросу: «Какую роль играет народная культура в Вашей жизни?» -46 респондентов (69,7 %) ответили, что народная культура имеет большое значение в их жизни. По ответам студентов, она «позволяет ощутить чувство национальной гордости», «выступает средством хранения и передачи человеческого опыта», «знакомит с традициями, обычаями, праздниками», «духовно обогащает, доставляет удовольствие», «дает возможность отдохнуть», «помогает сохранить нравственные устои и традиции», «укрепляет связь между поколениями», «делает человека личностью». Для 4 респондентов (6,06 %) народная культура играет второстепенную роль в их жизни, для 12 студентов (18,18 %) -не играет никакой роли, и 4 человека (6,06 %) затруднились ответить на поставленный вопрос (рис. 1).
Какую роль играет народная культура в Вашей жизни?
■ Имеет важное значение
■ Не играет никакой роли
■ Играет второстепенную роль
■ Затрудняются ответить
Рис. 1. Процентное соотношение ответов по первому вопросу
По второму вопросу: «Как Вы относитесь к культуре своего народа?» - 63 человека (95,45 %) ответили словами: «положительно», «хорошо», «я очень люблю свою культуру, народ, наши традиции», «интересуюсь, люблю, уважаю и трепетно к ней отношусь»; 3 человека (4,55 %) сказали, что никак не относятся к культуре своего народа (рис. 2).
Рис. 2. Процентное соотношение ответов по второму вопросу
По третьему вопросу: «Какие народные праздники Вы знаете?» - 33 человека (50 %) отметили Масленицу, 29 студентов (43,94 %) - Пасху; 9 человек (13,64 %) - татарские праздники Рамадан, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Сабантуй; 13 обучающихся (19,7 %) - марийские праздники Шорыкйол, У Ий пайрем, Кугече, Пеледыш пайрем, Уярня, Сурем, Семык, Агавайрем; 11 студентами (16,67 %) были названы Крещение Господне, день Ивана Купа-лы, Троица, Яблочный Спас, Медовый Спас, День Петра и Февронии; 15 человек (22,73 %) в качестве народного праздника отметили Новый год; для 6 человек (9,09 %) таковыми являются День народного единства, День Победы, Праздник Весны и Труда. Были обозначены и другие народные праздники: Покров Пресвятой Богородицы, Петров день, Гырон быдтон, бэбэй мунчасы (детская баня, на следующий день после рождения), праздник имянаречения. Один обучающийся написал, что он никаких праздников не знает (рис. 3).
Рис. 3. Процентное соотношение ответов по третьему вопросу
На четвертый вопрос: «Какие народные праздники и как Вы отмечаете в Вашей семье?» - 44 человека (66,66 %) ответили, что празднуют в кругу семьи Новый год, Светлое Христово Воскресение (Пасха), красят яйца, делают куличи, пекут блины на Масленицу, ходят в гости к своим крестникам на Шорыкйол; 11 обучающихся (16,66 %) отмечают
У Ий пайрем, Кугече, Уярня, Сурем. В праздничные дни в их семье собирается стол, приходят гости и дарят подарки. Такие праздники, как Сабантуй, Ураза-байрам, Курбан-байрам, Навруз, Гырон быдтон, отмечают в кругу семьи 6 человек (9,09 %), когда собираются родные и близкие, вместе сидят за столом, дарят друг другу подарки. Один из респондентов отметил, что в их семье каждый год 8 июля отмечается День Петра и Февро-нии (Всероссийский день семьи, любви и верности). Из общего числа опрошенных 7 студентов (10,6 %) ответили, что никак не отмечают народные праздники в семье (рис. 4).
Какие народные праздники и как Вы отмечаете в Вашей семье?
■ Новый год, Пасха, Масленица
Шорыкйол, У Ий пайрем, Кугече, Уярня, Сурем
Сабантуй, Ураза байрам. Курбан-байрам, Навруз, Гырон-быдтон
■ День Петра и Февронии, День семьи, любви и верности
Никак не отмечают народные праздники в семье
Рис. 4. Процентное соотношение ответов по четвертому вопросу
На пятый вопрос: «На каких праздниках народов мира Вы хотели бы побывать?» -обучающиеся ответили, что хотят побывать на Фестивале красок (Холи) в Индии; празднике под названием Дивали - главном празднике в индуистской традиции; карнавале в Венеции; празднике льда и снега в Китае; бразильском карнавале в Рио-де-Жанейро; запуске фонариков в небо на Тайване; фестивале огня в Шотландии; польском празднике Ренкавка; на праздновании Дня благодарения в Англии и Дня святого Патрика (связанного с зеленым цветом) в Ирландии.
Проведенное исследование показало, что уровень этнокультурной компетентности обучающихся не очень высок и необходима целенаправленная работа по расширению их представлений о народной культуре, в том числе о народных праздниках.
Проанализируем, как осуществляется данное направление деятельности в Марийском государственном университете.
Будущие педагоги на лекционных занятиях получают необходимые знания об особенностях приобщения детей к культуре своего и других народов, методах и приемах воспитания бережного отношения к родному языку и национальному достоянию народа, соблюдения принципов равенства и равноправия всех наций и народностей на основе приоритета общечеловеческих ценностей [8], [9]. Полученные знания закрепляются на практических и семинарских занятиях, где студенты разрабатывают кейсы по межкультурной коммуникации, конспекты занятий для разных возрастных групп по реализации этнокультурной составляющей в дошкольной образовательной организации, программы кружковой работы по приобщению дошкольников к культуре своего народа и ознакомлению их с другими культурами и т. д.
Все эти умения и навыки обучающихся в полной мере раскрываются при проведении такого масштабного мероприятия, как этнокультурный праздник, на который приглашаются
студенты II и III курсов, принимающие эстафету проведения данного мероприятия на следующий год.
В связи с тем что в студенческих группах есть представители основных национальностей Чувашской Республики (мари, русские, татары, чуваши), чаще всего студентами выбирается культура именно этих народов, которую они демонстрируют по таким компонентам, как национальный костюм, национальная песня, национальный танец, традиционный обряд, малые фольклорные жанры (сказки, потешки, загадки) и национальное блюдо. Нередко они выбирают культуру и других национальностей (японцы, китайцы, англичане, немцы и т. д.).
Выбирая песню, танец, фольклорный материал и обрядовую постановку, соответствующие заявленной национальной культуре, студенты руководствуются личными возможностями, знанием национального языка, артистическими или танцевальными способностями. Например, подгруппа, выбравшая для представления культуру народа мари, исполняет народную песню «Такмак-влак» в танцевальном сопровождении, демонстрирует обряд «Кепшылым руымаш» («Разрубание пут»), инсценирует сказку «Как топор в лес ходил». Подгруппа, представляющая культуру русского народа, выбирает для исполнения песню «Ивана-Купала», танец - Русская пляска, демонстрирует обряд - «Калядки», проводит сказку-интерактив «Репка». Подгруппа, представляющая культуру татарского народа, исполняет песню-танец «Туган як», разыгрывает обряд «Исем кушу» («Имянаречение»), инсценирует сказку «Три сестры». Одна из групп представила инсценировку под названием «Свадьба Галы и Иванко» на тему украинской свадьбы. Студентами демонстрировались обычаи и традиции украинской культуры. Молодых встречали с караваем и солью, застолье проходило с большим количеством гостей, традиционными песнями, танцами, на столе для гостей было готово угощение: сало, вареники с вишней и картошкой. После пышного застолья гости пели народные песни на украинском языке, прославляли жениха и невесту, после чего по традиции невесте отрубали косу и на голову повязывали платок. Праздник заканчивался танцем подружек невесты и хорошим настроением.
Нужно подчеркнуть, что на этнокультурном празднике все гости танцуют, играют в народные игры, отгадывают загадки, читают пословицы, пробуют свои силы в правильном произношении скороговорок, занимаются складыванием фигурок из бумаги в технике оригами, изучают народные танцы, любуются национальными костюмами и т. д.
По завершении праздника организуется общее угощение с дегустацией национальных блюд. Подгруппа марийской культуры обычно угощает всех такими национальными блюдами, как «Коман-мелна», «Подкоголи», «Пулашкамуно», «Уяча». Подгруппа русской культуры традиционно предлагает блины, пироги, пельмени, студень (холодец), квас. Подгруппа татарской культуры угощает национальными блюдами татарской народной кухни («Татар халык ашлары»): чак-чак, эчпочмак, кыстыбый, перемяч, губадия и др.
Проведенная нами повторная проверка представлений обучающихся о народной культуре после проведения этнокультурного праздника свидетельствовала о том, что уровень их этнокультурной компетентности значительно повысился (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительная диагностика этнокультурной компетентности обучающихся до и после формирующего эксперимента
Уровень Знание Знание национальных пе- Знание национальных Отношение
народных сен и танцев и умение их блюд и национального к национальной
праздников, % исполнять, % костюма, % культуре, %
до после до после до после до после
Высокий 20 50 20 40 10 30 20 40
Средний 30 40 30 50 40 50 30 50
Низкий 50 10 50 10 50 20 50 10
Студенты легко называли праздники своего и других народов, перечисляли и анализировали традиции и обычаи, интерпретировали пословицы и поговорки, могли исполнить любой национальный танец, национальную песню, подробно рассказывали о национальных блюдах, выражали желание и дальше продолжать изучать этнокультурные особенности разных народов, для того чтобы в дальнейшем использовать эти знания в своей профессиональной деятельности.
Выводы. Анализ опыта организации этнокультурных праздников в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» свидетельствует о значительном воспитательно-образовательном потенциале этнокультурных праздников в профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольной образовательной организации. Во время их подготовки и проведения обучающиеся закрепляют свои знания об особенностях культур разных народов, участвуют в совместном исполнении национальных песен, танцев, что способствует развитию толерантных характеристик и вызывает чувство единения представителей разных культур. Полученные знания и умения будут использованы ими в реализации профессиональных задач по этнокультурному развитию детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография) [Электронный ресурс]. - URL : https://enc.bibliodub.ru/Termin/1687980_etnograficheskiy_prazdnik (дата обращения : 15.03.2022).
2. Бортникова Т. Г. Праздник как сфера проявления этнического // Культура и мировоззрение. -2012. - № 2. - С. 220-226.
3. Ветчинкина Ю. А. Воспитательный потенциал народных праздников и обрядов // Аллея науки. -2017. - Т. 1, № 15. - С. 681-684.
4. Волкова А. А., Белошапка Р. А. Празднично-обрядовая деятельность в современных условиях // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история : сб. ст. по материалам LXXIII-LXXIV междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2017. - С. 40-43.
5. Морозова А. П. Этнокультурный фестиваль как активная форма межкультурного взаимодействия в поликультурном обществе // Человек в мире культуры. - 2016. - № 3. - С. 13-19.
6. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования направления подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Направленность (профиль) программы: Педагогика и психология дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL : https://marsu.ru/upload/iblock/1fa/ OPOP-PD_DP_-3_got.pdf (дата обращения : 25.03.2022).
7. Торсунова О. В. Особенности формирования и развития профессиональных ценностных ориента-ций педагогов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. - № 25. - С. 15-21.
8. Федорова С. Н., Корнилова Н. А. Интернет-ресурсы этнокультурной направленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования // Вестник Марийского государственного университета. - 2021. - Т. 15, № 3. - С. 317-324.
9. Яковенко И. М. Формирование у будущих педагогов способности к этнокультурному развитию личности при изучении предмета «Этнопедагогика» // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2019. - № 1(33). -С. 60-68.
10. Якунчев М. А., Маркинов И. Ф., Горшенина С. Н. Методология и теория этнокультурной подготовки студентов педагогических вузов. - Saarbücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 300 с.
Статья поступила в редакцию 31.03.2022
REFERENCES
1. Bol'shoj tolkovo-frazeologicheskij slovar' Mihel'sona (original'naya orfografiya) [Elektronnyj resurs]. -URL : https://enc.biblioclub.ru/Termin/1687980_etnograficheskiy_prazdnik (data obrashcheniya : 15.03.2022).
2. Bortnikova T. G. Prazdnik kak sfera proyavleniya etnicheskogo // Kul'tura i mirovozzrenie. - 2012. -№ 2. - S. 220-226.
3. Vetchinkina Yu. A. Vospitatel'nyj potencial narodnyh prazdnikov i obryadov // Alleya nauki. - 2017. -T. 1, № 15. - S. 681-684.
4. Volkova A. A., Beloshapka R. A. Prazdnichno-obryadovaya deyatel'nost' v sovremennyh usloviyah // Ak-tual'nye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya : sb. st. po materialam LXXIII -LXXIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Novosibirsk : SibAK, 2017. - S. 40-43.
5. Morozova A. P. Etnokul'tumyj festival' kak aktivnaya forma mezhkul'tumogo vzaimodejstviya v polikul'tumom obshchestve // Chelovek v mire kul'tury. - 2016. - № 3. - S. 13-19.
6. Osnovnaya professional'naya obrazovatel'naya programma vysshego obrazovaniya napravleniya podgotovki: 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie. Napravlennost' (profil') programmy: Pedagogika i psihologiya doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. - URL : https://marsu.ru/upload/iblock/1fa/OPOP-PD_DP_-3_got.pdf (data obrashcheniya : 25.03.2022).
7. Torsunova O. V. Osobennosti formirovaniya i razvitiya professional'nyh cennostnyh orientacij pedagogov // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. - 2014. - № 25. - S. 15-21.
8. Fedorova S. N., Kornilova N. A. Internet-resursy etnokul'turnoj napravlennosti v professional'noj podgo-tovke budushchih pedagogov sistemy doshkol'nogo obrazovaniya // Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universi-teta. - 2021. - T. 15, № 3. - S. 317-324.
9. Yakovenko I. M. Formirovanie u budushchih pedagogov sposobnosti k etnokul'turnomu razvitiyu lichnosti pri izuchenii predmeta «Etnopedagogika» // Vestnik KRAUNC. Gumanitamye nauki. - 2019. - № 1(33). - S. 60-68.
10. Yakunchev M. A., Markinov I. F., Gorshenina S. N. Metodologiya i teoriya etnokul'turnoj podgotovki stu-dentov pedagogicheskih vuzov. - Saarbücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 300 s.
The article was contributed on March 31, 2022
Сведения об авторах
Федорова Светлана Николаевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии и управления образовательными системами Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия, https://orcid.org/0000-0001-8163-8273, svetfed65@rambler.ru
Корнилова Наталья Алексеевна - аспирант, преподаватель кафедры методологии и управления образовательными системами Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола, Россия, https://orcid.org/0000 0003 4890 0772, kornilovanataleks75@mail.ru
Author Information
Fedorova, Svetlana Nikolaevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Methodology and Management of Educational Systems, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, https://orcid.org/0000-0001-8163-8273, svetfed65@rambler.ru
Kornilova, Natalya Alekseevna - Post-graduate Student, Lecturer at the Department of Methodology and Management of Educational Systems, Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia, https://orcid.org/0000-0003-4890-0772, kornilovanataleks75@mail.ru