Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ'

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СЛОЖНОСТИ / АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Надежда Гермогеновна

Статья посвящена некоторым теоретическим вопросам этнокультурного образования и опыту его практического применения в образовательном процессе. В исследовании, предпринятом автором, обобщается опыт использования народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе. Автор выделяет ряд проблем в состоянии современного этнокультурного образования подрастающего поколения. Среди них недостаточная разработанность механизмов формирования поликультурной личности в сфере высшего профессионального образования. Автор видит решение проблемы в более активной интеграции материалов этно направленности в образовательный процесс и более широком применении активизирующих педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егошина Надежда Гермогеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL EDUCATION: THEORETICAL FOUNDATIONS AND PRACTICAL APPLICATION

The article is devoted to some theoretical issues of ethno cultural education and its practical implementation in the educational process. In the research the author summons the experience of introduction of folk culture to the educational process in kindergartens, secondary and higher schools. The author marks some difficulties in the process of current ethno cultural education of the young generation. Among them - the lack of the worked out mechanisms of formation of multicultural personality in the area of higher professional education. The author believes that the way out is in the active integration of ethno-oriented materials into the educational process and wider application of active pedagogical methods and technologies.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ»

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

DOI: 10.51635/27129926_2022_1_57

Этнокультурное образование: теоретические основы и практика реализации

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики, Поволжский государственный технологический университет,

Россия, Йошкар-Ола egoshina.nadezhdalatlmail.ru

Аннотация. Статья посвящена некоторым теоретическим вопросам этнокультурного образования и опыту его практического применения в образовательном процессе. В исследовании, предпринятом автором, обобщается опыт использования народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе. Автор выделяет ряд проблем в состоянии современного этнокультурного образования подрастающего поколения. Среди них недостаточная разработанность механизмов формирования поликультурной личности в сфере высшего профессионального образования. Автор видит решение проблемы в более активной интеграции материалов этно направленности в образовательный процесс и более широком применении активизирующих педагогических технологий.

Ключевые слова: этническая культура; этнокультурное образование; общеобразовательная школа; высшая школа; сложности; активизирующие педагогические технологии.

1Для цитирования: Егошина Н.Г. Этнокультурное образование: теоретические основы и практика реализации. ТНБОЙ1А: педагогика, экономика, право. 3(1). 57-65. https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_57

Егошина Надежда Гермогеновна

Ethno-cultural education: theoretical foundations and practical application

PhD, Associate Professor,

Nadezhda G. Egoshina Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia

egoshina.nadezhda[at]mail.ru

Abstract. The article is devoted to some theoretical issues of ethno cultural education and its practical implementation in the educational process. In the research the author summons the experience of introduction of folk culture to the educational process in kindergartens, secondary and higher schools. The author marks some difficulties in the process of current ethno cultural education of the young generation. Among them - the lack of the worked out mechanisms of formation of multicultural personality in the area of higher professional education. The author believes that the way out is in the active integration of ethno-oriented materials into the educational process and wider application of active pedagogical methods and technologies.

Keywords: ethnic culture; ethno cultural education; comprehensive school; university education; difficulties; active methods of education.

For citation: Egoshina N. (2022). Ethno-cultural education: theoretical foundations and practical application. THEORIA: Pedagogy, Economics, Law. 3(1), 57-65. https://doi.org/10.51635/27129926_2022_1_50

Как отмечается в государственной программе Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы», в сфере межнациональных отношений в Республике Марий Эл возникли вопросы, которые требуют решения. Среди них - частичная утрата этнокультурного наследия, размывание духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации. Поэтому одной из приоритетных задач государственной национальной политики Республики Марий Эл являются «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих в Республике Марий Эл; содействие их этнокультурному и духовному развитию» (13). С этой целью в рамках Государственной программы Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы» выделена подпрограмма «Этнокультурное развитие, межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл». Полагаем, что большой вклад в процесс этнокультурного воспитания и образования граждан внесут федеральные и региональные мероприятия и акции 2022 года, который объявлен Указом Президента РФ В.В. Путиным Годом сохранения культурного наследия народов России (14).

Работа по этнокультурному образованию граждан ведется под руководством Министерства образования и науки РМЭ, Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ, Министерства молодежной политики, спорта и туризма РМЭ. Следует отметить, что этнокультурное образование осуществляется в республике на постоянной основе среди населения всех возрастов. Так как современное общество теряет культурную и языковую однородность, что обостряет необходимость формирования у детей и молодежи поликультурной компетентности, предполагающей: адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями. Основой для формирования поликультурной компетентности у детей и молодежи Республики Марий Эл должен стать сложившийся в региональной системе образования опыт этнокультурного воспитания:

чем глубже человек знаком со своей родной культурой, тем легче ему будет понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть терпимее к иным культурным традициям.

Этнокультурное образование дошкольников

Этнокультурное воспитание в республике Марий Эл начинается с самого раннего возраста детей. Во многих дошкольных учреждениях работают кружки по изучению народных промыслов и ансамбли народных инструментов. В ряде детских садов апробируются авторские учебники по изучению родного языка. Так, МДОУ «Золотой ключик» г. Козьмодемьян-ска является экспериментальной площадкой, на базе которой реализуется проект «Ша-навыл». В МДОУ работают кружок по изучению народных промыслов «Берестяной мир»; кружок народных инструментов; кружок национальной вышивки. МДОУ № 4 «Теремок» (г. Козьмодемьянск) является экспериментальной площадкой филиала ИНПО, где апробированы учебно-методические пособия «Учим марийский», «Основы художественных промыслов народа мари». В детском саду работает этнографический музей. На базе «Марийский национальный детский сад № 29 «Ший онгыр» («Серебряный колокольчик») г. Йошкар-Олы» был организован эксперимент по разработке и апробации содержания и технологий психолого-педагогического сопровождения развития этнокультурной личности дошкольника в условиях национального детского сада.

В МДОУ № 90 столицы республики создается экологическое пространство с опорой на краеведческий принцип. В МДОУ № 8 г. Йошкар-Олы активно внедряется педагогическая технология «Колыбелька» для приобщения дошкольников к фольклору, а в МДОУ № 28 функционирует театр народных сказок. Педагоги МДОУ № 6 пос. Сернур разработали систему мероприятий по приобщению воспитанников к национальной культуре, здесь работает хореографический коллектив и мини-музей. Преподаватель национального языка МДОУ № 25 «Теремок» г. Волжска разрабатывает авторские дидактические материалы на марийском языке, а музыкальный руководитель МДОУ «Шумсем» г. Йошкар-Олы использует в

своей деятельности элементы музыкальной психотерапии на материале марийского музыкального искусства. Воспитатели МДОУ «Колобок» пос. Оршанка разрабатывают сценарии на марийском языке к радиопередаче «Цвети, мой край родной».

Этнокультурное образование школьников

Несомненно, большую роль в этнокультурном образовании обучающихся играет школа (Кочергина, 2008; Марийское краеведение..., 2008; Марийское краеведение., 2012; Шка-лина, 2019; Этнокультурное образование, 2011; Этнокультурологическая подготовка., 2009). Некоторые образовательные учреждения республики являются городскими, республиканскими, региональными площадками для проведения экспериментальной работы по этнокультурному образованию. Среди наиболее значимых проектов следует упомянуть «Условия формирования межкультурной компетентности в полиязыковом образовательном пространстве гимназии» (МБОУ «Гимназия № 26 им. Андре Мальро» г. Йошкар-Олы); «Использование народных промыслов в профориента-ционной работе сельской школы-интерната» (ГОУ РМЭ Косолаповская школа-интернат); «Формирование этнокультурно-познаватель-ной и этнокультурно-творческой деятельности обучающихся в условиях внедрения ФГОС» (МБОУ «Олорская средняя общеобразовательная школа»); «Ученик XXI века в условиях этнокультурной среды сельской школы: формирование ключевых компетенций» (ГОУ РМЭ «Вер-хушнурская С(Н)ОШ с углубленным изучением отдельных предметов).

Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы в течение ряда лет работала в качестве экспериментальной площадки, на базе которой разрабатывался проект «Система работы педагога по этнокуль-турологической подготовке обучающихся в условиях гимназии». По итогам работы были изданы методические пособия (7, 9, 11) и опубликованы статьи (1, 2, 3).

На базе Президентской школы №1 реализуется научно-исследовательский проект «Формирование позитивной этнической идентичности в процессе подготовки творческой интеллигенции». Детская школа искусств и ремесел «Гармония» является федеральной экспериментальной площадкой, работая над темой «Влияние народных художественных промыслов на физическое и психическое развитие ребенка». В районах республики создана система воспитания и обучения на основе

этнокультурных ценностей; реализуются целевые программы: «В пении струн душа народа», «На струнах добра», «Берег горный - край Марийский», «Онара край - Земля России» и др.

Во многих школах осуществляется изучение и пропаганда наследия народа мари. Формы работы со школьниками очень многообразны: историко-архивные и экологические отряды, краеведческие и туристические объединения, патриотические клубы, студии народных танцев, оркестры народных инструментов, мастерские по народным промыслам и др. Практически в каждом образовательном учреждении республики функционируют этнографические и краеведческие музеи. Материалы этнокультурного характера включаются в программы по различным учебным предметам, прежде всего, предметам гуманитарного цикла.

Этнокультурное образование во внеурочное время

Этнокультурному образованию детей и молодежи содействуют учреждения культуры республики, библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, Дворцы культуры. Среди мероприятий, многие из которых стали традиционными, стоит отметить Межрегиональный ка-лендарно-обрядовый FOLKфестиваль «Кугарня курык», Фестиваль языков «Lingva - Территория», Межрегиональный молодёжный фестиваль «Марий патыр (богатырь)», Фестиваль национальной кухни «Калыксий», Международный форум «Финно-угорский мир в культуре России», Межрегиональный фестиваль свадебных обрядов «Суан пайрем», Международный фестиваль народного творчества «Финно-угорский транзит: музыка и этно-стиль», Конкурс сайтов и Интернет-сообществ «Звёзды Марнета» и другие.

В 2020 году ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», Информационно-аналитический центр г. Волжска, некоммерческая организацией социально-культурной направленности «Достижение» провели конкурс творческих, исследовательских работ «Марий Эл глазами детей» (республиканский конкурс, посвященный 90-летию РМЭ). Государственный архив РМЭ подготовил электронное издание архивных документов «Т. Евсеев и марийское краеведение» (к 120-летию ученого). Электронная выставка состоит из пяти разделов. ГОУДОД «Детско-юношеский центр «Роза ветров» впервые провел республиканские краеведческие чтения. В них приняли участие 52

юных исследователя из 17 муниципальных образований республики. Отдел по делам молодежи г. Йошкар-Олы и Музей истории города воплотили проект «Йошкар-Ола 20-21 веков. Меняемся на глазах» и провели конкурс творческих работ «Семь чудес моего города».

Таким образом, можно заключить, что этно-культурологическая подготовка детей и молодежи как система обучения и воспитания, направленная на сохранение этнокультурной идентичности и формирование межкультурной грамотности с одновременным освоением ценностей мировой культуры осуществляется в республике на достаточно высоком уровне.

Однако, анализ современного состояния этнокультурного образования подрастающего поколения позволил выявить некоторые проблемы:

• поверхностное отражение в содержании образовательного процесса традиций народной культуры, без раскрытия ее глубинных духовно-нравственных основ и смыслов;

• недостаточная преемственность между различными уровнями этнокультурного образования в дошкольных учреждениях, в начальном, среднем, старшем звене общеобразовательной школы;

• практически полное отсутствие этнокультурного материала в образовательном пространстве высшей и средней профессиональной школы;

• неразработанность педагогических механизмов интеграции этнокультурного материала в содержание дисциплин, прежде всего гуманитарного цикла, преподаваемых в высшей школе;

• преобладание репродуктивных форм и методов преподавания традиционной культуры, недостаточное владение педагогами приемами развития культуротворческой активности обучающихся.

Этнокультурное образование в высшей школе

Говоря о системе высшего профессионального образования, мы нашли крайне мало примеров реализации этнокультурного образования в ВУЗах и Ссузах республики. Материалы этнопедагогики фрагментарно изучаются лишь в курсе педагогических дисциплин студентами Марийского государственного университета.

В ГБОУ СПО «Республиканский колледж культуры и искусств» им. И.С. Палантая с 1990-х годов обучение студентов ведется на основе народной культуры. Национально-региональный компонент на разных отделениях

занимает от 25 до 35%. В образовательном учреждении работает ансамбль народного танца «Рвезылык», театр народной песни с элементами хореографии; ансамбль народной песни «Эренер», сводный оркестр народных инструментов. В их репертуаре - аутентичные образцы марийского песнетворчества. В Оршанском многопрофильном колледже им. И.К. Глушкова действует творческое объединение им. Шкетана и издается фольклорно-этно-графический альманах «Родник талантов».

В системе высшего профессионального образования Республики Марий Эл наибольшую распространенность этнокультурные образовательные технологии получили в воспитании студентов, обучающихся в ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» по специальности: «Народное художественное творчество», получающие квалификацию: «Руководитель этнокультурного центра, преподаватель народной художественной культуры». Этнокультурные образовательные технологии применяются также в подготовке студентов специальности «Психология и педагогика дошкольного образования» и студентов специальности «Психология и социальная педагогика».

Безусловно, основной задачей профессиональных учебных заведений среднего и высшего звена является подготовка высококвалифицированного специалиста в своей области. Однако, не стоит забывать. что помимо профессиональных компетенций, у будущего выпускника должны быть сформированы универсальные компетенции, которые должны помочь молодому человеку воспринимать межкультурное разнообразие общества. Грамотный специалист должен знать и учитывать в своей профессиональной деятельности национальные, этнокультурные особенности и народные традиции населения; должен владеть навыками организации продуктивного взаимодействия в профессиональной среде с учетом национальных и этнокультурных особенностей; преодолением коммуникативных, этнических барьеров в процессе межкультурного взаимодействия. Все эти задачи можно решить, интегрируя в образовательный процесс ВУЗов этнокультурный материал.

В качестве попытки практического решения вопросов этнокультурного образования в высшей школе, нами была разработана и апробируется модель этнокультурного сопровождения учебной дисциплины «Практический курс разговорного английского языка» для

студентов технических специальностей ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет».

Методологическую основу модели составляет совокупность ряда подходов. Среди них: системный подход (В.Н. Садовский, Г.П. Щед-ровицкий, Э.Г. Юдин и др.), который позволяет рассматривать процесс этнокультурного образования как единое целое; культурологический подход (В.С. Библер, Ю.М. Лотман, Е.В. Бонда-ревская, Н.Б. Крылова, В.И. Андреев и др.), трактующий развитие личности как человека культуры; этнокультурный подход (М.И. Григорьева, М.А. Капаев, Л.П. Карпушина и др.), который предполагает становление этнокультурной и поликультурной личности и базируется на принципах народности и культуросообраз-ности; коммуникативный подход (Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, И.Л. Бим и др.), необходимость которого обусловлена особенностями самого процесса языкового образования.

Целью модели этнокультурного сопровождения курса английского языка для студентов технических специальностей является формирование этнокультурной компетентности как интегративного свойства социализированной личности, выражающегося в наличии знаний о культуре своего этноса, ее месте в мировой культуре, в позитивном отношении к этническим ценностям и готовности использовать имеющиеся знания в практике повседневной жизни. Конкретизация указанной цели идет по линии уточнения ее составных частей, что нашло отражение в сформулированных задачах этнокультурного образования на занятиях по иностранному языку:

1. Расширение кругозора и систематизация знаний студентов в области марийской культуры, истории, этнографии, языкознания.

2. Развитие у обучающихся этико-нрав-ственных качеств личности посредством приобщения их к обычаям, традициям, самобытности марийской нации, достижениям национальной культуры.

3. Развитие этнического самосознания, с одной стороны, и толерантного отношения к другим народам и культурам, с другой.

4. Развитие творческого потенциала студентов посредством активизации учебного процесса и применения новых коммуникативных технологий на занятиях английского языка.

Предлагаемая модель реализуется путем использования следующих методов образовательного процесса: репродуктивных или пассивных (предполагают предъявление информации преподавателем и восприятие, осознание, запоминание студентами), продуктивных - активных и интерактивных, (когда студенты самостоятельно ставят проблемы и ищут пути их решения, т.е. выступают субъектами обучения). К последним мы отнесли кейс метод, диалоговые технологии, метод проектов, метод развития критического мышления, исследовательский метод и др.

Преобладание активных методов обусловлено необходимостью формирования этнокультурной компетенции в единстве трех составляющих ее компонентов - когнитивном, эмоционально-аффективном и деятельностно-поведенческом. Когнитивный раздел предполагает знания о своем этносе, его истории, территории, обычаях и т.д. Эмоционально-аффективный блок подразумевает оценку качеств своего народа, его системы ценностей, переживание своего отношения к членству в конкретной этнической группе, значимость этого членства. Третий раздел - поведенческий - позволяет судить о том, работает ли у студентов механизм проявления себя как члена этнической группы, могут ли они построить систему отношений в различных этноконтактных ситуациях. Такого рода действия основаны на усвоенных ценностях, правилах поведения своего народа; соблюдении традиций, обычаев; активном использовании языка, продуктов художественного творчества и других компонентов культуры своей этнической группы.

Анкетирование студентов показало, что большинство из них обладает хорошими знаниями в области этнокультуры, но не произошел процесс их интериоризации, внутреннего принятия, они не вызвали эмоционально-положительной реакции, не было момента их осознания. Как следствие, отсутствует реализация полученных знаний, ценностных отношений в деятельности и поведении; не произошло их закрепления в направленности личности и их актуализации в личностных качествах.

Полагаем, что использование таких форм работы на занятиях, как аналитическое чтение текста с последующей дискуссией, игры-драматизации, пресс-конференции и дебаты, анализ проблемных ситуаций, решение моральных дилемм, сократический диалог, позиционные дискуссии, технология делиберации,

технология World Cafe, ИКТ технологии могут существенно помочь в формировании эмоционально-аффективного и деятельностного компонентов этнокультурной компетенции студентов.

Технология World Cafe - технология сфокусированного неформального обсуждения. Чтобы провести занятие по указанной методике, сначала готовим аудиторию - превращаем ее в подобие кафе, сдвинув столы парами. Оптимальный вариант, когда за каждым столом сидят 45 студентов. В каждой группе выбирается «хозяин» стола, который остается на своем месте до конца работы и фиксирует итоги каждой группы. Для каждого стола предлагается своя тема для обсуждения. Обсудив вопрос и зафиксировав свои итоги на специально подготовленном листе, группа переходит к другому столу. Вопросы для обсуждения должны быть открытыми, т.е. на них нельзя ответить «да» или «нет», они требуют развернутого ответа с аргументацией. Время раунда ограничиваем 10-15 минутами.

Приведем пример одного из вопросов для подобного обсуждения. При рассмотрении темы «Одежда. Мода» просим студентов посетить виртуальные экскурсии «Украшения тюркских народов Поволжья» в Национальном музее республики имени Т. Евсеева (http ://www. fumus .ru/post/virtual_expositions/19 56), «Пояс в марийском костюме» (http://www. fumus .ru/post/virtual_expositions/5 8 3), а также туристический портал Марий Эл

(https://visit-

mariel.ru/interests/traditions/natsionalnyy-kostyum/) и он-лайн журнал моды (https://fashionapp.ru/nacionalnye-kostyumy/marijskie.html), где можно ознакомиться с национальными костюмами марийцев, выявить их особенности. После оформления материала в виде связного текста на английском языке, предлагаем студентам обсудить следующие вопросы по технологии World Cаfe:

1. Why do you think wedding clothes were so richly decorated? Как Вы думаете, почему марийский свадебный костюм был богато декорирован?

2. Do you think clothes with national embroidery look trendy? На Ваш взгляд, национальная одежда, украшенная вышивкой, выглядит модно сегодня?

3. If you were a bride/ groom, would you agree to be at the wedding ceremony in a national costume or would you prefer another one? Если бы Вы были женихом/невестой, Вы бы присутствовали на свадебной церемонии в национальном костюме или предпочли другой наряд?

В процессе работы над темой «Travelling» («Путешествие»), проводим виртуальные путешествия по республике. Одно из них - экскурсия в музей крестьянского быта в поселке Ста-рожильск. Сначала студентам предлагается заполнить форму-заявку на посещение музея (табл. 1).

Таблица 1. Бланк заявки для посещения музея Table 1. Application form for visiting the museum

Please, complete and return to:

Yoshkar-Ola, 424038 Street of Soldiers-Internationalists, 26 or e-mail: kokshan@yoshkar-ola.ru

Booking form for a visit

Day and date of visit............

Name and address of educational institution..........

Telephone no.............................................

Total number of students in the party..........

Activity sheets are available for collection on the day of your visit Please, tick appropriate boxes (v) You are going to:

□ purchase sheets from the Museum

□ duplicate Museum sheets

□ make your own sheets

□ not use any sheets

What topics would you like to cover during your visit? .......

Затем преподаватель предлагает студентам прослушать запись об истории создания музей и его экспонатах, а после этого - ответить на вопросы. Так как музей интерактивный, студентам предлагается разделиться на пары или группы и подготовить работу мастерских по выпечке марийских блинов; по плетению лаптей или других изделий из бересты/лыка; по изготовлению элемента одежды, например платка, с элементами марийской вышивки. Выбор практических заданий происходит из возможностей студентов. Вся работа сопровождается комментариями на английском языке. Можно попросить одного из студентов снять видео ролик с выступлениями студентов и затем продемонстрировать другим группам с целью ознакомления с музеем и талантами студентов.

Изучая тему «Искусство», рекомендуем студентам посетить художественно-исторический

На заключительном этапе студенты выбирают картину из данного музея, понравившуюся им больше всего, и описывают ее по предложенному преподавателем плану с использованием активной лексики модуля. Составленные электронные презентации собираются в одну папку на электронном курсе с целью их последующего обсуждения студентами на форуме.

Резюме. Для современной России значение этнокультурного компонента образования

музей им. А.В. Григорьева, который многие называют «Малая Третьяковка на Волге» (http://www.fumus.ru/republic_museums/2380; http ://www.kmkmuzey.ru/; https ://ru.wikipedia.org/, http://nbmariel.ru/content/100-let-mariy-el-dostoyanie-respubliki-kozmodemyanskomu-hudozhestvenno-istoricheskomu-muzeyu; http://www.souzmuseum.ru/index.php?option=co m_smr&participant_id=16&Itemid=13). На первом этапе работы студенты читают текст (Часть 1) на английском языке, который содержит общую информацию о музее. Затем студенты работают со второй частью текста и с «Рабочим листом» (табл. 2), где предполагается анализ картины Н. Фешина «Черемисская свадьба» (https://artchive.ru/nicolaifechin/works/384045~ Cheremisskaja_svad'ba_Uvoz_molodushki).

Таблица 2. Рабочий лист для анализа картины Table 2. Worksheet for picture analysis

особенно велико. В условиях социальных потрясений этнос часто выступает в качестве спасательного круга и группы поддержки. Этно ориентированная педагогика обеспечивает межпоколенную трансляцию норм и ценностей народной культуры, что должно способствовать национальному самоопределению человека, с одной стороны, и содействовать формированию межкультурной грамотности, умению жить в поликультурном мире, с другой.

Imagine that you are in the Art Gallery in Kozmodemyansk. You are standing in front of the picture "Cher-emiss Wedding" by Nikolay Ivanovich Feshin. Work with a working sheet, please. "Cheremiss Wedding" by Nikolay Ivanovich Feshin (the Art Gallery in Kozmodemyansk)

1. a) What time of the day does the picture show?

b) What season is it?

c) What ritual is depicted here?

2. a) What are the musicians doing?

b) Do you know the names of the national instruments they are holding?

c) Can you remember the names of the Mary professional musicians?

3. a) What is the dancing woman wearing?

b) What colours, embellishments can you see in her dress?

c) Describe the male and female national holiday costumes of the Mary people.

4. The picture gives a certain kind of mood or atmosphere. What words would you choose from the following to describe this mood? Tick the words of your choice:

lively tranquil romantic ----------

peaceful miserable happy ----------

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Add two describing words of your own in the spaces provided above.

Литература

1. Егошина, Н. Г. (2010). Этнокультурологическое образование учащихся гимназии средствами иностранного языка. Образование в современной школе, 4, 47-50.

2. Егошина, Н. Г. (2012). Классы гуманитарного профиля как наиболее благоприятная среда для реализации этнокультурного образования в гимназии. Профильная школа, 1(52), 17-20.

3. Егошина, Н. Г. (2013). Этнокультурные ценности и технологии их формирования как один из способов патриотического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования. Наука и школа, 1, 139-142.

4. Кочергина, Э. М. (2008). Технология обучения: творческое погружение в народную культуру. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК)С «Марийский институт образования».

5. Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования РМЭ: материалы 14-ой межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2008.

6. Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования РМЭ: материалы 17-ой республиканской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2012.

7. Методические разработки к урокам этнокультурологической направленности (из опыта работы республиканской экспериментальной площадки) / Под ред. С.Н. Федоровой, Т.В. Глушковой. Йошкар-Ола, 2011.

8. Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / ред. Г.Е. Шкалина. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2019.

9. Программы учебных курсов по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии: Сб. учебных программ / Под ред. С.Н. Федоровой, Т.В. Глушковой. Йошкар-Ола, 2010.

10. Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011.

11. Этнокультурологическая подготовка обучающихся в условиях гимназии: Научно-методический сборник / Сост. С.Н. Федорова. Йошкар-Ола, 2009.

12. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. Йошкар-Ола, Марийский институт образования, 2013.

13. Государственная программа Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы». http://docs.cntd.ru/document/423845803

14. Указ Президента РФ «О проведении в РФ Года культурного наследия народов России». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115

References

1. Egoshina, N. G. (2010). Ethno-cultural education of gymnasium students by means of a foreign language. Education in a modern school, 4, 47-50. (In Russian).

2. Egoshina, N. G. (2012). Humanities classes as the most favorable environment for the implementation of ethno-cultural education in the gymnasium. Profile school, 1(52), 17-20. (In Russian).

3. Egoshina, N. G. (2013). Ethno-cultural values and technologies of their formation as one of the ways of patriotic education of students in the process of foreign language education. Science and School, 1, 139-142. (In Russian).

4. Kochergina, E. M. (2008). Learning technology: creative immersion in folk culture. Yoshkar-Ola: GOU DPO(PC)With "Mari Institute of Education". (In Russian).

5. Mari local history: experience and prospects of its use in the education system of the Russian Academy of Economics: materials of the 14th interregional scientific and practical conference. Yoshkar-Ola, 2008. (In Russian).

6. Mari local history: experience and prospects of its use in the education system of the Russian Academy of Economics: materials of the 17th Republican Scientific and Practical Conference. Yoshkar-Ola, 2012. (In Russian).

7. Methodological developments for the lessons of ethno-cultural orientation (from the experience of the republican experimental site) / Edited by S.N. Fedorova, T.V. Glushkova. Yoshkar-Ola, 2011. (In Russian).

8. Problems of revitalization of the traditional culture of the peoples of the Volga-Kama region: collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference/ ed. by G.E. Shkalina. Yoshkar-Ola: Mar. State University, 2019. (In Russian).

9. Programs of training courses on ethno-cultural training of students in a gymnasium: Collection of training programs / Edited by S.N. Fedorova, T.V. Glushkova. Yoshkar-Ola, 2010. (In Russian).

10. Ethno-cultural education: experience and prospects of development: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Yoshkar-Ola: GOU DPO (PC) With "Mari Institute of Education", 2011. (In Russian).

11. Ethno-cultural training of students in a gymnasium: A scientific and methodological collection/ Comp. S.N. Fedorov. Yoshkar-Ola, 2009. (In Russian).

12. Ethnopedagogization of the holistic educational process. Yoshkar-Ola, Mari Institute of Education, 2013. (In Russian).

13. The State program of the Republic of Mari El "State national Policy of the Republic of Mari El for 20132025". http://docs.cntd.ru/document/423845803 (In Russian).

14. Decree of the President of the Russian Federation "On holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation". http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202112310115 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.