Научная статья на тему 'Этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов в процессе обучения ювелирному делу'

Этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов в процессе обучения ювелирному делу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ / ЭТНОТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЮВЕЛИРНОЕ ДЕЛО / ТЮРКСКИЙ НАРОД / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / ETHNOCULTURAL ASPECT / ETHNOTECHNICAL CREATIVITY / JEWELRY / TURKIC PEOPLE / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманбаева Людмила Ивановна, Егорова Ульяна Федоровна

В статье анализируется этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов, включающий философско-психологический и этнотехнический моменты. Рассматривается система приобщения студентов к наследию культуры тюркских народов, где сосредоточены все признаки философии, психологии, педагогики, народных верований и ремесла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOCULTURAL ASPECT OF STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TEACHING JEWELRY

The article analyzes the ethnocultural aspect of development of students’ creative abilities, including philosophical, psychological and ethnotechnical aspects. The system of introducing students to the cultural heritage of the Turkic peoples, where all the signs of philosophy, psychology, pedagogy, folk beliefs and crafts are concentrated, is considered.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов в процессе обучения ювелирному делу»

Воспитание, социализация и развитие личности

Л.И. Аманбаева, У.Ф. Егорова

(г. Якутск)

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЮВЕЛИРНОМУ ДЕЛУ

ETHNOCULTURAL ASPECT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF TEACHING JEWELRY

В статье анализируется этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов, включающий философско-психологический и этнотехнический моменты. Рассматривается система приобщения студентов к наследию культуры тюркских народов, где сосредоточены все признаки философии, психологии, педагогики, народных верований и ремесла. Ключевые слова: этнокультурный аспект, этнотехническое творчество, ювелирное дело, тюркский народ, развитие творческих способностей.

The article analyzes the ethnocultural aspect of development of students' creative abilities, including philosophical, psychological and ethnotechnical aspects. The system of introducing students to the cultural heritage of the Turkic peoples, where all the signs of philosophy, psychology, pedagogy, folk beliefs and crafts are concentrated, is considered.

Key words: ethnocultural aspect, ethnotechnical creativity, jewelry, Turkic people, development of creative abilities.

Проблема творческого развития личности в настоящее время приобретает все большую актуальность, поскольку эффективность будущей профессиональной деятельности студентов зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от уровня их профессионально-творческого развития. Это особенно важно при обучении студентов специальности «Технология обработки драгоценных камней и металлов» в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова, которая является пока единственной в вузовском образовании России [6]. Включение этой специальности в образовательный процесс вуза стало возможным в связи с реализацией национально-регионального компонента в образовании, который призван учесть национальные традиции регионов России.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» конкретно прописано: «...одним из основных принципов государственной политики и правового урегулирования в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Важной причиной введения специальности является и то, что Якутия очень богата драгоценными металлами и камнями, в целом сырьем, имеющим колоссальный ювелирный потенциал.

Специфика специальности, которая связана с ювелирным делом, уже сама по себе актуализирует проблему развития творческих способностей студентов, тем более, что речь идет о самобытном мастерстве якутов, представителей тюркских народов

Севера. В связи с этим можно сказать, что этнокультурный аспект приобретает самостоятельное значение.

В данной статье остановимся конкретно на этнокультурном аспекте данной проблемы, поскольку хотим подробнее раскрыть особенности подготовки студентов на основе познания и использования традиций ювелирного производства якутов. На наш взгляд, данный аспект в смысловом значении включает философско-психоло-гический и этнотехнический моменты и рассматривается как система приобщения студентов к наследию культуры тюркских народов, где сосредоточены все признаки философии, психологии, педагогики, народных верований и ремесла. Сущность этнокультурного аспекта развития творческих способностей заключается в формировании, сохранении и развитии этнической самобытности традиций в обработке драгоценных металлов на основе преемственности поколений с учётом современных изменяющихся условий.

Философско-психологический смысл этнокультурного аспекта развития творческих способностей человека основан на том, что этнокультура не может существовать изолированно. Исследователи чаще используют термин «диалог культур» [1, 2 и др.]. При этом подразумевается, что диалог является средством единения народа, связи человека с человеком, поколения с поколением. Согласно концепции М.М. Бахтина диалог культур - это не только диалог внешний - между народами, но и внутренний, как проявление индивидуального сознания человека [1].

Одной из центральных категорий философии этнокультуры выступает традиция, которая стабилизирует общество, обеспечивает воспроизводство прошлого в настоящем, дает возможность сегодняшним поколениям опереться на опыт прошлого [4, с. 64]. Опыт прошлого - это национальная основа и национальное ядро, благодаря которым народы имеют творческую жизнь.

Изучение национальной основы и ядра невозможно без знания психологии народа и личности. С середины XIX века в психо-

логической науке свое место нашли новые фундаментальные исследования в изучении генезиса и выражения национального самосознания, при этом используются различные методы этнопсихологии. Этнокультура формирует определенный тип личности. Постигая и преобразовывая свою культуру, личность становится наследником культуры и ее продукта. Национальный характер любого народа генетически обусловлен длительным эволюционным процессом. Каждая нация - это своего рода индивидуальность, живая целостность, главными признаками которой являются особенности психического склада и типов мышления [5].

Психологи уделяют внимание национальному самосознанию, которое предполагает развитие эмоционально-ценностного отношения человека к истории, культуре своего народа. Например, традиционная технология обработки драгоценных металлов - это древнее самобытное искусство якутских серебряников-ювелиров, свидетельствующее о высокой духовности и мастерстве выразителей национальной культуры тюркских народов.

Следующей сущностью этнокультурного аспекта развития творческих способностей является этнотехнический смысл. Традиционная обработка драгоценных металлов тюркских народов - это комплекс технических традиционных знаний, умений, навыков в ювелирном искусстве, накопленных столетиями, многими поколениями, их истоки уходят в глубь веков. Анализ научных источников позволяет нам ввести в оборот специальный термин «этнотех-ническое творчество». Этнотехническое творчество - это не феномен или структура сознания, а онтологическое отношение, связывающее человека с миром творчества, - это непрерывное движение в творческом процессе, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, этноменталь-ность, этнотолерантность мысли, сознания, идей. Оно базируется на традиционной технологии обработки драгоценных металлов и способствует выработке таких качеств личности, как творческое мышление, вооб-

Аманбаева Л.И., Егорова У.Ф. Этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов.,

ражение, мастерство, креативность, творче-скость.

Для эффективности развития творческих способностей студентов в процессе реализации этнокультурного аспекта были разработаны педагогические условия:

1. Учебно-методическое обеспечение обучающихся. В структуру образовательной программы был включен национально-региональный компонент, позволяющий отразить национальную специфику региона, народные традиции ювелирного дела. Проведена модернизация учебных дисциплин, ориентированная на расширение регламента творческих подходов студентов, свободный выбор технологий изготовления ювелирных изделий. Также разработаны учебные пособия, методические рекомендации для студентов.

2. Взаимосвязь вуза с промышленными предприятиями. В этом большую роль играет тесная взаимосвязь теории и практики путем взаимной деятельности вуза и передовых промышленных предприятий. Студентам во время обучения в вузе предоставляется возможность реализации своего потенциала на промышленных предприятиях. Общение с опытными мастерами-ювелирами, атмосфера производственных цехов со всеми технологическими операциями изготовления ювелирных изделий дают возможность развитию у студентов творческих интересов, любознательности, стремления к профессиональному росту, достижению мастерства.

По заказу ювелирных промышленных заводов республики введены в учебный план такие новые предметы, как «Компьютерное моделирование ювелирных изделий», «Лазерная обработка драгоценных камней и металлов», «Диагностика драгоценных камней и металлов» и др. Кроме того, в учебный план включены художественные дисциплины: рисунок, живопись, композиция, дизайн, скульптура и др.

3. Разработка и реализация блоков творческих задач. Для выявления уровня развития творческих способностей студентов нами разработаны блоки творческих задач, основанные на положениях трудов известных зарубежных авторов [3, 7]:

- «Рукотворное искусство» (3 курс) -для выполнения данного блока в качестве образца явились готовые рукотворные ювелирные изделия народных и современных мастеров с использованием традиционной технологии обработки драгоценных металлов;

- «Искусство природы» (4 курс) - для решения творческих задач использовались любые предметы, созданные природой, их формы, цвета, фактуры и др. (например, листья, ракушки, бабочки);

- «Этнотехническое творчество» (5 курс) - примером для выполнения творческих задач послужило ювелирное искусство якутов;

- 3D-моделирование ювелирных изделий (3-5 курс) - проектирование своего замысла (эскиза), а также готового творческого продукта на компьютере.

Выполнение творческих задач имеет следующее содержание: поиск идеи, моделирование объекта, технологический процесс изготовления, составление технологической карты, получение готового творческого продукта, описание оценки качества выполнения.

4. Создание индивидуальной карты творческой деятельности студента. Основной целью и задачами индивидуальной карты студента явились фиксирование итогов выполнения творческих задач в конце каждого семестра, результаты наблюдений уровня развития творческих способностей студентов, а также прогнозирование возможных последствий. Таким образом, индивидуальная карта явилась «творческим портретом» каждого студента.

5. Ориентация учебного процесса на развитие основных критериев творческих способностей студентов: творческое мышление, воображение, мастерство, креативность, творческость. Анализ психолого-педагогической литературы показал широкий спектр критериев развития творческих способностей личности. Под критериями развития творческих способностей мы понимаем эталонные показатели формирования развития творческих способностей студентов

Мы пришли к выводу, что к выявлению критериев творческих способностей студентов можно подходить с точки зрения видов, специфики творческой деятельности, продуктов деятельности, процесса их создания. В этой связи использована методика диагностики творческих способностей личности Н.А. Вишняковой [9]. С учётом нестандартности и своеобразия предмета исследования нами выделены следующие критерии развития творческих способностей студентов: творческое мышление как нахождение новых решений проблемы, решение интеллектуальных задач; воображение как способность к пространственному восприятию, образное мышление; мастерство как способность к конструированию, качество исполнения и экономическая целесообразность; способность формирования собственного стиля, почерка; креативность как способность создания оригинальных идей; творческость как проявление собственной индивидуальности, стремление к профессиональному росту, степень проявления самобытности, упорство в достижении цели.

В эксперименте участвовали студенты 3, 4 и 5 курсов. Участие студентов экспериментальной выборки составило 75, контрольной выборки - 75 человек. Таким образом, всего в исследовании задействовано 150 студентов. К концу каждого семестра, то есть два раза в учебном году проводились итоговые работы для сравнительного анализа по результатам решения творческих задач на 3, 4, 5 курсах. Студенты представляли свои лучшие творческие работы для оценивания уровня развития творческих способностей, результаты фиксировались в индивидуальных картах.

Заполнялась индивидуальная карта творческой деятельности студентов в конце первого и второго семестров с третьего по пятый курс. В результате нами были получены 6 итоговых работ каждого студента в течение всего периода обучения в вузе. Критерии оценивались в баллах. К концу работы мы провели систематизацию, выявляя динамику развития творческих способностей путем статистической обработки и ин-

терпретации полученных данных. Для этого существенность различий средних величин оценивали по показателю ^критерия Стью-дента. В результате мы получили данные, в которых разница развития творческих способностей студентов 3 курса экспериментальной группы по сравнению с контрольной составила: по творческости - 38,46%, мастерству - 28,57%, творческому мышлению - 22,47%, воображению - 17,20%, креативности - 7, 84%. Примерно такие же показатели были получены и у студентов 4 и 5 курсов.

Результат эксперимента свидетельствует, что во всех экспериментальных группах произошли положительные изменения по всем критериям творческих способностей студентов. В ходе проведения исследования установлено, что студенты начальных курсов стараются в первую очередь повысить свои умения и навыки в технологических процессах традиционной технологии обработки драгоценных металлов, таких как мастерство, творческость.

Аманбаева Л.И., Егорова У.Ф. Этнокультурный аспект развития творческих способностей студентов...

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Худож. лит., 1979. - 412 с.

2. Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.

3. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. - СПб.: Соло, 2000. - 528 с.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

5. Драч Г.В. Культурология: учеб. пособие / под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. -432 с.

6. Егоров И.И., Емельянова М.А. Формирование специальности 261002 «Технология обработки драгоценных камней и металлов»: учеб. пособие. - Якутск: Изд-во ООО РИЦ «Офсет», 2012. - 135 с.

7. КалленбергЛ. Моделирование из воска для ювелиров и скульпторов: пер. с англ. - Омск: Издательский Дом «Дедал-Пресс», 2006. - 256 с.

8. Программа развития Федерального автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова» на 2010-2019 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://s-vfu.ru/ universitet/o-vuze/programma-razvitiya/ - (дата обращения: 4.10.2014).

9. Сборник психологических тестов: пособие / сост. Е.Е. Миронова. Ч. 2. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.