Научная статья на тему 'Этнокультурный анализ формирования личности в процессе педагогического общения'

Этнокультурный анализ формирования личности в процессе педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / сознание / культура / традиции / ценности / этнос / обучение / воспитание / социальное взаимодействие / personality / consciousness / culture / traditions / values / ethnicity / education / upbringing / social interaction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зритнева Елена Игоревна, Юринок Елена Анатольевна

Введение. Постоянное общение создает благоприятную обстановку, способствующую формированию личности через уважение к нациям и народностям, их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Материалы и методы. Научное исследование включает в себя применение описательного и сравнительноисторического методов научного исследования, метода наблюдения, научные методы анализа и синтеза полученных данных, диалектический и герменевтический методы. В качестве объекта исследования выступают ценности культур разных народов. Результаты исследования. По мнению авторов, не все члены коллектива способны правильно воспринимать отношение человека к той или иной национальности, зависящее в большей степени от личного опыта общения с представителями этой национальности. Этот опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможна односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии. Обсуждение и заключение. Педагогическое общение — это такое общение в процессе обучения, которое создает условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности. Для того чтобы не возникало напряженных ситуаций, необходимо умение управлять своим поведением, создавать обстановку уважения, дружелюбия к окружающим, их культуре, языку, традициям, тем самым способствуя развитию культуры межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-Cultural Analysis of Identity Formation in the Process of Pedagogical Communication

Introduction. Constant communication creates a favorable environment conducive to the formation of personality through respect for nations and nationalities, their cultures. At the same time, in a multinational team, the specificity of various cultures and traditions, the bearers of which are included in this team, finds its manifestation. Materials and methods. Scientific research includes the application of descriptive and comparative-historical methods of scientific research, method of observation, scientific methods of analysis and synthesis of the obtained data, dialectical and hermeneutical methods. The object of the study is the values of the cultures of different peoples. Results. According to the authors, not all members of the collective are capable of correctly perceiving a person’s attitude towards a particular nationality, which depends to a greater extent on personal experience with representatives of that nationality. This experience can be not only positive, but also negative: one-sided assessments, absolutisation of certain features depending on personal sympathies and antipathies are possible. Discussion and conclusion. Pedagogical communication is that kind of communication in the learning process that creates the conditions for the development of motivation and creativity in learning activities and for the proper formation of personality. In order to avoid tense situations, it is necessary to be able to manage one’s own behaviour, to create an environment of respect, friendliness towards others, their culture, language, traditions, thereby contributing to the development of a culture of inter-ethnic communication.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный анализ формирования личности в процессе педагогического общения»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Я Check for updates

УДК 37.032 Научная статья

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-26-31

Этнокультурный анализ формирования личности в процессе педагогического общения

Е.И. Зритнева Н, Е.А. Юринок

Северо-Кавказский федеральный университет, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1

Н /ritneva@mail.ru

Аннотация

Введение. Постоянное общение создает благоприятную обстановку, способствующую формированию личности через уважение к нациям и народностям, их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в этот коллектив. Материалы и методы. Научное исследование включает в себя применение описательного и сравнительно-исторического методов научного исследования, метода наблюдения, научные методы анализа и синтеза полученных данных, диалектический и герменевтический методы. В качестве объекта исследования выступают ценности культур разных народов.

Результаты исследования. По мнению авторов, не все члены коллектива способны правильно воспринимать отношение человека к той или иной национальности, зависящее в большей степени от личного опыта общения с представителями этой национальности. Этот опыт может быть не только позитивным, но и негативным: возможна односторонность оценок, абсолютизация отдельных черт в зависимости от личной симпатии и антипатии. Обсуждение и заключение. Педагогическое общение — это такое общение в процессе обучения, которое создает условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности. Для того чтобы не возникало напряженных ситуаций, необходимо умение управлять своим поведением, создавать обстановку уважения, дружелюбия к окружающим, их культуре, языку, традициям, тем самым способствуя развитию культуры межнационального общения.

Ключевые слова: личность, сознание, культура, традиции, ценности, этнос, обучение, воспитание, социальное взаимодействие.

Для цитирования. Зритнева Е.И., Юринок Е.А. Этнокультурный анализ формирования личности в процессе педагогического общения. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):26-31. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-26-31

Original article

Ethno-Cultural Analysis of Identity Formation in the Process of Pedagogical Communication

Elena I Zritneva Н, Elena А Yurinok

North-Caucasus Federal University, 1, Pushkin Street, Stavropol, Stavropol region, Russian Federation Н /ritneva@mail.ru

Abstract

Introduction. Constant communication creates a favorable environment conducive to the formation of personality through respect for nations and nationalities, their cultures. At the same time, in a multinational team, the specificity of various cultures and traditions, the bearers of which are included in this team, finds its manifestation.

Materials and methods. Scientific research includes the application of descriptive and comparative-historical methods of

scientific research, method of observation, scientific methods of analysis and synthesis of the obtained data, dialectical

_ , and hermeneutical methods. The object of the study is the values of the cultures of different peoples. 26

© Е.И. Зритнева, Е.А Юринок, 2023

Results. According to the authors, not all members of the collective are capable of correctly perceiving a person's attitude towards a particular nationality, which depends to a greater extent on personal experience with representatives of that nationality. This experience can be not only positive, but also negative: one-sided assessments, absolutisation of certain features depending on personal sympathies and antipathies are possible.

Discussion and conclusion. Pedagogical communication is that kind of communication in the learning process that creates the conditions for the development of motivation and creativity in learning activities and for the proper formation of personality. In order to avoid tense situations, it is necessary to be able to manage one's own behaviour, to create an environment of respect, friendliness towards others, their culture, language, traditions, thereby contributing to the development of a culture of inter-ethnic communication.

Keywords: personality, consciousness, culture, traditions, values, ethnicity, education, upbringing, social interaction.

For citation. Zritneva EI, Yurinok ЕА. Ethno-cultural analysis of identity formation in the process of pedagogical communication. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):26-31. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-26-31

Введение. Рассмотрим элементы, определяющие интеллектуально-познавательный компонент этнокультурной компетентности. Здесь прежде всего речь идет о знаниях. Кроме фундаментальных знаний в структуру знаний входят инструментальные знания. Инструментальные знания — это знания, обеспечивающие овладение умениями и навыками в приобретении знаний, которые определяют «... качество человека и вытекающую из него способность социальных субъектов к целенаправленному взаимодействию со средой» [1], сложное взаимодействие различных видов социальной коммуникации [2]. Они вырабатываются под влиянием образа жизни определенных социальных групп, их сознания [3], осмысления принципов современного общественного развития.

В середине 1970-х гг. и далее были выделены экспериментальным путем правила производства интеллектуального продукта:

- процедурализация — процесс преобразования вербального или декларированного знания в процедурное;

- тактическое научение, в процессе которого субъект обучается определенным процедурам для решения данного круга проблем на основе индивидуального опыта и пошагового повторения;

- стратегическое научение, заключающееся в обучении организации решения проблемы в ситуации увеличения количества задач, когда важно научиться решать общую проблему, а не отдельно взятую задачу.

Следует отметить, что фундаментальные и инструментальные знания тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности обеспечивают выполнение указанных функций.

Онтологическая функция. Этнокультурные знания о процессах антропогенеза и этногенеза, об историческом многообразии культур, знание обычаев, традиций, фольклора являются основой представлений об окружающей многонациональной действительности. Ориентировочная функция. Фундаментальные и инструментальные знания, составляя основу этнокультурной компетентности, выполняют роль ориентира при определении вектора направленности деятельности педагога в полиэтничном обществе. Оценочная функция. Знания служат базисом формирования отношений к объектам и субъектам окружающей действительности полиэтничного социума. Однако сами знания будут оставаться «мертвым грузом», если они не будут обращаться к деятельности. Поэтому следующим компонентом поликультурной компетентности является действенно-практический.

Материалы и методы. Методика исследования включает в себя применение описательного и сравнительно-исторического методов научного исследования, метода наблюдения. Также при проведении исследования задействованы диалектический и герменевтический методы. Широко используются общенаучные методы: аналогия, сравнение, анализ, синтез.

Результаты исследования. Действенно-практический компонент этнокультурной компетентности представляет собой комплекс умений и навыков, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности, педагогического общения в многонациональном коллективе.

Исходя из понимания функции как обобщенного вида деятельности, реализация которой требует от человека определенных действий, выделяются следующие функции:

1. Коммуникативная функция связана с реализацией педагогического общения, обеспечивает процесс передачи информации об особенностях поведения, обычаях, традициях, нравственно-этических нормах в многонациональном коллективе, создает условия для развития положительной этнической идентичности в обстановке совместного поиска и раздумий.

2. Функция социальной перцепции в педагогическом общении состоит в том, что преподаватель внимателен к поведению ребенка, его словам, жестам, интонациям. За внешними проявлениями поведения и состояний ребенка преподаватель видит его мысли и чувства, предугадывает намерения, моделирует личностные особенности обучаемого.

3. Конструктивная реализация этой функции состоит в том, что педагог строит учебно-воспитательный процесс в соответствии с социокультурными ориентирами многонационального коллектива на диалогичной основе, вплетая в свою деятельность элементы народной педагогики.

4. Коррелирующая функция связана с исправлениями негативного восприятия и отношения к представителям иной национальности в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Стимулирующе-регулятивная функция заключается в том, чтобы вызвать интерес к изучению и усвоению информации о национально-культурных особенностях народов России, своего региона.

Завершает структурно-содержательный анализ этнокультурной компетентности педагога рефлексивно-оценочный компонент — система личностных характеристик педагога, включающая результативность его профессиональной деятельности. Ели первые три компонента этнокультурной компетентности (мотивационно-ценностный, интеллектуально-познавательный, действенно-практический) имеют функциональный характер, то четвертый компонент — это устойчивые личностные характеристики, формирующиеся в процессе деятельности и общения с людьми разных национальностей, развития личности [4].

Важность этого компонента обусловлена тем, что любую проблему человек воспринимает сквозь призму своих взглядов и отношений, и только оценив ее (со своих позиций), мобилизует свои знания и умения для выработки определенного решения.

Как отмечает Б. Г. Ананьев, внутренний мир человека постоянно работает над оценкой происходящего, переосмыслением жизненных ориентиров, целей и ценностей, над оценкой себя и собственных действий, своих возможностей как субъекта социального взаимодействия. Интересно, что содержание внутренней речи индивида выступает показателем его развития как субъекта, способного к самооценке и рефлексивной связи с окружающими и самим собой.

Рефлексия, подчеркивает Ю. Н. Кулюткин, это критическое осмысление человеком оснований, идей и методов своей познавательной деятельности. Благодаря рефлексии человек как бы выходит за пределы полной поглощенности непосредственной деятельности, поднимается над ней и с этой позиции осознает возникающие перед ним проблемы в широком контексте отношения человека к миру, к природе, к обществу, к самому себе. Говоря другими словами, рефлексия направлена на самого педагога, связана с его умениями и навыками анализировать свою деятельность, владеть собой в любой ситуации, обеспечивать развитие собственной личности, создавать условия для постоянного профессионального усовершенствования. Данные исследований, посвященные профессиональной компетентности, свидетельствуют о том, что одной из ключевых зон недостаточной компетентности педагога, которая естественным образом возникает при резком изменении характеристик социальной среды, является слабая профессиональная рефлексия.

Начальная стадия рефлексии характеризуется возникновением внутренней направленности педагога на овладение собственной деятельностью, на ее изменение и развитие. Эта направленность возникает в большинстве случаев тогда, когда педагоги понимают, что формирующиеся у них представления и понятия зависят не только от особенностей социально-профессиональной среды, членов коллектива (ученического, педагогического), но и от собственных внутренних средств восприятия, понимания, анализа оценки.

Предметы рефлексии весьма разнообразны, поскольку значимым предметом управления является не только информация, но и отношения как в образовательном процессе, так и за его пределами.

Обсуждение и заключение. Практическая деятельность педагога есть искусство образования и воспитания. Искусство педагога проявляется в том, как он строит архитектонику и композицию занятия, как организует самостоятельную и воспитательную работу.

Новые педагогические подходы к обучению и воспитанию, тот новый уровень, на который поднялась педагогика, требуют в настоящее время от преподавателя гораздо больших знаний и умений не только в области преподаваемого предмета, но прежде всего в области установления контактов с обучаемыми и их родителями.

Исходя из различных подходов к пониманию педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков, А. А. Леонтьев), можно сказать, что ведущим компонентом в ней является педагогическое общение. Общение выступает важнейшим фактором формирования личности. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношения с другими людьми. Общение создает условие для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

В современной научной литературе зафиксировано несколько подходов к трактовке проблем педагогического общения. Так, в теоретических и экспериментальных работах С. В. Кондратьева педагогическое общение рассматривается преимущественно как взаимодействие учителя с учениками, причем роль учителя в этом процессе состоит в управлении их поведением и деятельностью. Другим вариантом анализа проблемы педагогического общения является подход к нему, предложенный В. А. Канн-Каликом и Г. В. Ковалевым, которые определяют его как творческий процесс. Анализируя данное положение, можно отметить, что в их понимании педагогическое

общение действительно является творческой деятельностью не только по отношению к обучающимся, но и по отношению преподавателя к самому себе.

Л. Н. Дичковская, Н. В. Кузьмина, Е. А. Маслыко понимают под ним один из факторов обучения, являющийся профессиональным по целям, задачам, содержанию, уровню мастерства, качеству и эффективности субъект-субъектного общения. Именно эти аспекты педагогического общения обеспечивают оптимизацию воспитания и обучения предмету в ходе его преподавания, мотивацию овладения этим предметом, расширение познавательной сферы обучающихся, вовлечение их в совместную познавательную деятельность, личностное развитие обучающихся, создание условий для выработки умений и навыков самообразования, самовоспитания и самоконтроля. Необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности [1]. Диалог и взаимодействие культур обеспечивают воспитание позитивного отношения к культурным различиям [5]. Функционирование различных культур имеют общие принципы [6]. Культура неотделима от социальной деятельности человека, призвана формировать здоровую, социально устойчивую личность [7, 8], так или иначе определяет социокультурное развитие общества [9].

Подводя итог анализу подходов к пониманию сущности педагогического общения, можно заключить, что в современной социально-психологической литературе под профессиональным общением в целом понимается система взаимодействия педагога и обучающихся, содержанием которой является обмен информацией, оптимизация процессов обучения и воспитания, организация совместной работы отдельного обучающегося, классного коллектива и преподавателя, осознание воспитательного воздействия, познание личности обучающегося и самого себя, создание условий для самореализации личности. Педагог выступает как активатор данных процессов, организует их и управляет ими. Подчеркивая значимость воспитательно-дидактических функций педагогического общения, А. А. Леонтьев отмечает, что оптимальное педагогическое общение — это такое общение преподавателя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные качества преподавателя.

Одной из составляющих оптимального педагогического общения является совершенное владение преподавателем средствами педагогического воздействия — педагогической техникой, вербальными и невербальными средствами общения с обучающимися.

В условиях многонационального социума, когда коллективы общеобразовательных учреждений имеют полиэтничный состав, важную роль играет межнациональное общение, предметы религиозного культа, формирующие религиозное сознание [8], отмечающие влияние православия на становление русской культуры [10]. «В полиэтническом государстве общие принципы решения этнокультурных проблем часто задаются политической формулой, выражающей общую национально-государственную идею, включая и принципы этнической интеграции» [6, с. 5]. Анализ ее функций способствует формированию сознания и поведения людей [6].

Межнациональное общение — это определенные взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди различных национальностей обмениваются национальным опытом, ценностями, мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межнационального общения проявляются не только личностные качества, но и особенности психологии, традиций, культуры народов, представителями которых являются обучающиеся.

Межнациональное общение становится средством осознания человеком своей причастности к родному этносу и формой этнокультурного обмена. Межнациональное общение дает возможность приобщаться к традициям, культурам, историческому опыту многих народов, что формирует широкий взгляд на окружающий мир, этноязыковые процессы, человеческое и национальное достоинство.

Из этого определения следует, что межнациональное общение может быть рассмотрено как минимум в трех аспектах:

- коммуникативном (передача информации);

- интерактивном (организация взаимодействия);

- перцептивном (формирование образа и понятия о другом партнере, осуществление влияния на другого человека).

В результате взаимодействия в полиэтничной среде люди сталкиваются с многомерностью и многообразием культурного окружения, в процессе которого происходит взаимообмен ценностями, и каждая культура в сравнении с другой обретает и осознает свою индивидуальность. Она является формой обращения к старым традициям, все еще нам близким, способствующим осуществить историческую преемственность. Историческая преемственность как высшая ценность основывается на реальном присутствии в сознании человека [8], тесно

связана с исторической памятью [3], гарантирует должный уровень и качество получаемого культурного продукта, который способствует диалогу культур в контексте развития современной цивилизации [1, 3], определяющему современную социальность [2].

Как показывают исследования, человек имеет свой сложившийся опыт и индивидуально-психологическую позицию, через которые пропускает поступающую к нему информацию об окружающей среде, о людях и их отношениях, о культурных ценностях. Восприятие человека человеком во многом зависит от личного опыта конкретного человека, его интересов, направленности. В зависимости от этого восприятие может быть глубоким или поверхностным, точным или ошибочным. Такие индивидуальные различия между людьми в восприятии оставляют возможность искаженного восприятия. Данное обстоятельство стало одной из причин того, что в обыденном сознании у некоторых людей (молодежи в том числе) встречается тенденция психологического перенесения причин собственных неудач на других [11]. В условиях многонационального коллектива такая склонность может приобрести национальную окраску. Проявление национальной ограниченности может порождаться теми или другими обстоятельствами (порой совершенно не связанными с национализмом). Это может быть связано с предвзятым мнением о человеке, неосторожностью, нетактичностью, отсутствием уважительного и чуткого отношения к товарищам в коллективе и вообще в процессе общения с окружающими, использованием в разговорной речи (хотя и в шутку, в силу ложной традиции) сложившихся в прошлом кличек и прозвищ, адресованных представителям той или иной нации. В процессе межличностного общения в многонациональном коллективе между общающимися может возникнуть напряженность, конфликтные ситуации в силу низкого уровня обыденного сознания.

Список литературы

1. Лобейко Ю.А. Социально-педагогический аспект активности личности в системе общественного развития. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015;1:15-18.

2. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Контуры типологического исследования социальности современного общества. Известия Саратовского университета. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2014;14(2-1):5-10.

3. Magomedova M. The Ethnoculture of the North Caucasus as a Factor of Counteraction to Extremism among Youth. Научный альманах стран Причерноморья. 2019;17(1):10-14. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2019-17-1-10-14

4. Белетова Д.Б., Зритнева Е.И., Белетов Д.Н. Развитие активности детей и подростков в физкультурно-спортивной деятельности в республике Дагестан: теория и практика. Ставрополь; 2020.

5. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Tatarintseva E.A., Kapieva K.R., DzhagaevaT.E. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositosy representaciones. 2021;9(S1).

6. Goncharov V, Kolosova O., Litvinova E. Ethnic Aspect of Different Cultures: Principles of Development and Functioning. Научный альманах стран Причерноморья. 2019;20(4):3-9. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2019-20-4-3-9

7. Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства. Полис. 2011;3:141-143.

8. Куква Е.С. Тенденции идентификационных процессов молодежи Северного Кавказа и перспективы национальной консолидации. Власть. 2014;4:68-72.

9. Ерохин А.М. Научно-информационный аспект исследования социокультурного развития общества в области культуры и искусства. Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015;2:123-128.

10. Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Православный тип культуры: идея и реальность. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015;82(3):39-44.

11. Зритнева Е.И., Зритнева С.В. Культурные традиции в социально-педагогической работе с несовершеннолетними. Kant. 2021;38(1):248-252.

References

1. Baklanova OA, Baklanov IS Contours of a typological study of the sociality of modern society. News of the Saratov University. Ser. Psychology. Pedagogy. 2014;14(2-1):5-10. (In Russ.).

2. Beletova DB, Zritneva EI, Beletov DN The development of children and adolescents' activity in physical education and sport in the Republic of Dagestan: Theory and Practice. Stavropol; 2020. (In Russ.).

3. Erokhin AM Scientific and informational aspect of research of socio-cultural development of society in the field of culture and art. Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2015;2:123-128. (In Russ.).

4. Zritneva EI, Zritneva SV Cultural traditions in socio-pedagogical work with minors. Kant. 2021;38(1):248-252. (In Russ.).

5. Kukva ES. Trends in the identification processes of young people in the North Caucasus and prospects for national consolidation. Power. 2014;4:68-72. (In Russ.).

6. Lobeiko YA Socio-pedagogical aspect of personality activity in the system of social development. Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2015;1:15-18.

7. Matyash TP, Nesmeyanov EE Orthodox type of culture: idea and reality. Humanities andSocio-Economic Sciences. 2015;82(3):39-44. (In Russ.).

8. Peregudov SP National-State Identity and the Problems of Consolidation of the Russian State. Polis. 2011;3:141-143. (In Russ.).

9. Gadzaova LP, Goverdovskaya EV, Tatarintseva EA, Kapieva KR, Dzhagaeva TE. Organization of the educational process in the university during the pandemic. Propositosy representaciones. 2021;9(S1).

10. Goncharov V, Kolosova O, Litvinova E. Ethnic Aspect of Different Cultures: Principles of Development and Functioning. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2019;20(4):3-9. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2019-20-4-3-9

11. Magomedova M. The Ethnoculture of the North Caucasus as a Factor of Counteraction to Extremism among Youth. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2019;17(1):10-14. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2019-17-1-10-14

Об авторах:

Зритнева Елена Игоревна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальных технологий, Институт экономики и управления, Северо-Кавказский федеральный университет (355017, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1), ScopusID, zritneva@mail.ru

Юринок Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и экономики труда, Институт экономики и управления. Северо-Кавказский федеральный университет (355017, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1), yurinochka@yandex.ru

Поступила в редакцию 28.03.2023.

Поступила после рецензирования 22.04.2023.

Принята к публикации 22.04.2023.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Zritneva Elena Igorevna, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Pedagogy, Professor, Head of Social Technologies Department, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University (1, Pushkin Street, Stavropol, Stavropol Region, 355017, RF), ScopusID, zritneva@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yurinok Elena Anatolievna, Senior Lecturer, State and Municipal Administration and Labour Economics Department, Institute of Economics and Management, North-Caucasus Federal University (1, Pushkin Street, Stavropol, Stavropol Region, 355017, RF), yurinochka@yandex.ru

Received 28.03.2023.

Revised 22.04.2023.

Accepted 22.04.2023.

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.