Научная статья на тему 'Этническая культура и идентичность в контексте социокультурного развития'

Этническая культура и идентичность в контексте социокультурного развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / личность / сознание / социализация / язык / этнос / традиция / обычай / этническая идентичность / этнический статус / culture / personality / consciousness / socialization / language / ethnos / tradition / custom / ethnic identity / ethnic status

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Макеенко Игорь Петрович, Миронова Евгения Николаевна

Введение. Исследуется этническая культура, которая является совокупным коллективным достоянием. Цель научной статьи — провести обзор внутренних характеристик составных элементов этнокультуры, обозначить некоторые способы формирования собственной национальной и культурной идентичности. Материалы и методы. При проведении исследования использовались описательный, сравнительно-исторический методы, методы анализа и синтеза данных, а также общенаучные принципы структурности и системности. Результаты исследования. Каждая этническая культура образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой особым образом преломляются политические, социальные, экономические и общекультурные реалии окружающего мира, связана с традициями. По мнению авторов, традиции в системе социокультурного развития — это память об историческом прошлом, наиболее значительных деятелях своего народа, ценность родного языка, приверженность обычаям, ритуалам, народным праздникам, фольклору, традиционным этнокультурным этническим нормам, предпочтение определенным видам профессиональной деятельности. Показана значимость рассмотрения внутренних характеристик составных элементов этнокультуры для более глубокого понимания происходящих процессов в поликультурной среде региона и государства. Обсуждение и заключение. Культурно-психологический облик конкретного народа, его обычаи и традиции отражают социальное поведение, являющееся эффективным регулятором социокультурного развития. Эти понятия тесным образом связаны между собой, оказывают влияние на формирование этнической культуры. Историческая общность (нация, этнос) определяется общим языком, системой духовных ценностей, формирующих способы поведения для будущих действий. Вне всякого сомнения, многообразие данных факторов определяет типические коллективные переживания, или особенности психического склада тех или иных этнических общностей. Данные структурные элементы образуют интегративное понятие — этническую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Culture and Identity in the Context Of Socio-Cultural Development

Introduction. Ethnic culture, which is a combined collective property, is studied. The purpose of the scientific article is to conduct a review of the internal characteristics of the constituent elements of ethnoculture, to identify some ways of forming one’s own national and cultural identity. Materials and methods. Descriptive, comparative-historical methods, methods of analysis and synthesis of data, as well as general scientific principles of structuredness and systemacity were used. Results. Each ethnic culture forms a complex social space, a kind of system of worldview, in which the political, social, economic and general cultural realities of the surrounding world are specifically refracted, and it is connected with traditions. According to the authors, traditions in the system of socio-cultural development are the memory of the historical past, the most significant figures of their people, the value of their native language, adherence to customs, rituals, folk holidays, folklore, adherence to traditional ethno-cultural ethnic norms, preference for certain types of professional activities. The importance of considering the internal characteristics of the constituent elements of ethnoculture for a deeper understanding of the ongoing processes in the multicultural environment of the region and the state is shown. Discussion and conclusion. The cultural and psychological image of a particular people, its customs and traditions reflect social behaviour which is an effective regulator of socio-cultural development. These concepts are closely related, have an impact on the formation of ethnic culture. Historical community (nation, ethnos) is determined by the common language, the system of spiritual values that form ways of behaviour for future actions. Without any doubt, the diversity of these factors determines typical collective experiences, or features of the mental make-up of certain ethnic communities. These structural elements form an integrative concept ― ethnic identity.

Текст научной работы на тему «Этническая культура и идентичность в контексте социокультурного развития»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Я Check for updates

УДК 101.1:008 Научная статья

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-12-18

Этническая культура и идентичность в контексте социокультурного развития

И.П. Макеенко1 Н, Е.Н. Миронова2

'Технологический институт сервиса (филиал) Донской государственный технический университет, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 41/1

2Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 43

Н igma-108@yandex.ru Аннотация

Введение. Исследуется этническая культура, которая является совокупным коллективным достоянием. Цель научной статьи — провести обзор внутренних характеристик составных элементов этнокультуры, обозначить некоторые способы формирования собственной национальной и культурной идентичности.

Материалы и методы. При проведении исследования использовались описательный, сравнительно-исторический методы, методы анализа и синтеза данных, а также общенаучные принципы структурности и системности. Результаты исследования. Каждая этническая культура образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой особым образом преломляются политические, социальные, экономические и общекультурные реалии окружающего мира, связана с традициями. По мнению авторов, традиции в системе социокультурного развития — это память об историческом прошлом, наиболее значительных деятелях своего народа, ценность родного языка, приверженность обычаям, ритуалам, народным праздникам, фольклору, традиционным этнокультурным этническим нормам, предпочтение определенным видам профессиональной деятельности. Показана значимость рассмотрения внутренних характеристик составных элементов этнокультуры для более глубокого понимания происходящих процессов в поликультурной среде региона и государства. Обсуждение и заключение. Культурно-психологический облик конкретного народа, его обычаи и традиции отражают социальное поведение, являющееся эффективным регулятором социокультурного развития. Эти понятия тесным образом связаны между собой, оказывают влияние на формирование этнической культуры. Историческая общность (нация, этнос) определяется общим языком, системой духовных ценностей, формирующих способы поведения для будущих действий. Вне всякого сомнения, многообразие данных факторов определяет типические коллективные переживания, или особенности психического склада тех или иных этнических общностей. Данные структурные элементы образуют интегративное понятие — этническую идентичность.

Ключевые слова: культура, личность, сознание, социализация, язык, этнос, традиция, обычай, этническая идентичность, этнический статус.

Для цитирования. Макеенко И.П., Миронова Е.Н. Этническая культура и идентичность в контексте социокультурного развития. Научный альманах стран Причерноморья. 2023;9(2):12-18. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-12-18

12 © И.П. Макеенко, Е.Н. Миронова, 2023

Original article

Ethnic Culture and Identity in the Context Of Socio-Cultural Development

Igor P Makeenko1 H, Evgenia N Mironova2

'Technological Service Institute (branch), Don State Technical University, 41/1, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, Russian Federation

2Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 43, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, Russian Federation H igma-108@yandex.ru

Abstract

Introduction. Ethnic culture, which is a combined collective property, is studied. The purpose of the scientific article is to conduct a review of the internal characteristics of the constituent elements of ethnoculture, to identify some ways of forming one's own national and cultural identity.

Materials and methods. Descriptive, comparative-historical methods, methods of analysis and synthesis of data, as well as general scientific principles of structuredness and systemacity were used.

Results. Each ethnic culture forms a complex social space, a kind of system of worldview, in which the political, social, economic and general cultural realities of the surrounding world are specifically refracted, and it is connected with traditions. According to the authors, traditions in the system of socio-cultural development are the memory of the historical past, the most significant figures of their people, the value of their native language, adherence to customs, rituals, folk holidays, folklore, adherence to traditional ethno-cultural ethnic norms, preference for certain types of professional activities. The importance of considering the internal characteristics of the constituent elements of ethnoculture for a deeper understanding of the ongoing processes in the multicultural environment of the region and the state is shown. Discussion and conclusion. The cultural and psychological image of a particular people, its customs and traditions reflect social behaviour which is an effective regulator of socio-cultural development. These concepts are closely related, have an impact on the formation of ethnic culture. Historical community (nation, ethnos) is determined by the common language, the system of spiritual values that form ways of behaviour for future actions. Without any doubt, the diversity of these factors determines typical collective experiences, or features of the mental make-up of certain ethnic communities. These structural elements form an integrative concept — ethnic identity.

Keywords: culture, personality, consciousness, socialization, language, ethnos, tradition, custom, ethnic identity, ethnic status.

For citation. Makeenko IP, Mironova EN. Ethnic culture and identity in the context of socio-cultural development. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2023;9(2):12-18. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-9-2-12-18

Введение. Этническая культура характеризуется специфической инфраструктурой, особой маркированностью, обладая вместе с тем универсальными свойствами, что позволяет выявлять главные связи и ее структуру. Таким образом, можно выделить элементы и процессы, которые имеют наиболее существенное значение для развития наций и одновременно с этим определяют характер межэтнического взаимодействия: языковой элемент осознается как главный этнический признак и этническая ценность, как особая форма отражения действительности и специфический фактор интегрированности этноса; соционормативный элемент обусловливает сохранение и передачу группового социального опыта, аккумулированного поколениями определенной этнической общности; этнопсихологический элемент отражает всю совокупность взглядов и установок представителей этноса в сфере национального общения и межэтнического культурного взаимодействия.

Эти элементы образуют своего рода ядро национальной культуры, концентрируя в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, систему ценностей, выработанных в ходе исторического этнокультурного развития общества, обеспечивающего «повышение уровня идейности и сознательности, культурного уровня всех членов общества» [1, с. 62]. На современном этапе развитие общества определяется информационными процессами, оказывающими влияние на телесный и информационный образы человека [2], что способствует коренной трансформации культурно-цивилизационной картины мира. При этом выделение структурных составляющих этнокультуры предполагает методологическое обоснование, согласно которому, рассматривая каждый элемент в отдельности, следует учитывать тесную взаимосвязь их между собой и взаимосогласованное действие всей системы в целом.

Материалы и методы. При проведении исследования были задействованы описательный и сравнительно-исторический методы, методы сравнения, аналогии, анализа и синтеза данных. Востребованы принципы структурности, системности и целостности. Особое внимание в работе уделено описанию важности правильного выбора методики преподавания, способствующей осознанию обучающимися собственной национальной и культурной идентичности.

Результаты исследования. Идентичность, как известно, существует не просто сама по себе как набор эмоционально окрашенных представлений, в ней присутствует очень важный регулятивный поведенческий компонент. Этот компонент можно рассматривать как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях. «Когда мы говорим об идентичности, необходимо не забывать, что идентичность это не синоним тождественности, идентичность в первую очередь осознание этой тождественности, в этом смысле она всегда результат процесса самоидентификации и самопознания. Мы не можем не принимать в расчет очевидность социального происхождения индивидуального сознания, и того, что для определения или осознания себя, человеку необходимо соотнести себя с социумом или его частью» [3, с. 19].

На протяжении жизни этнический статус человека, как правило, остается неизменным, но тем не менее этническая идентичность не статическое, а динамическое образование. Развитие и становление этнической идентичности происходит в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, приобретаются все новые знания о межэтнических различиях и более четко определяется принадлежность к определенной группе.

Этническая идентичность — феномен многослойный [4-6]. Данные многочисленных исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности, свидетельствуют о том, что в процессе этнической идентичности проходит ряд этапов от диффузной до реализованной идентичности, и результатом этого процесса является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе.

Обсуждение и заключение. Выделенные составляющие этнокультуры в первую очередь выполняют этноинтегрирующие и этнодиффиренцирующие функции, выступая своего рода маркером, индикатором своего и чужого. Поэтому обзор внутренних характеристик составных компонентов этнокультуры дает более глубокое понимание происходящих процессов в поликультурной среде региона и государства.

Язык является важнейшим элементом культуры и представляет объективную форму накопления, хранения и передачи общественно-исторического опыта. В языке зафиксированы знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях. Язык представляет собой совершенно особый источник сведений о культуре: некоторые виды информации можно получить, обратившись к свидетельству языка. Через язык структурируется система морально-этических, ценностных и идеологических установок в обществе, при этом наш лингвистически детерминированный мыслительный мир не только соотносится с нашими культурными идеалами и установками, но захватывает даже собственно подсознательные действия в сферу своего влияния.

Язык всегда текст, насыщенный смыслами и интенциями, принадлежащий определенному времени, человеку, обществу. Существует достаточно много работ, в которых раскрыто значение языкового фактора в развитии национальной культуры. В них отмечается, что с потерей этносом языка исчезает один из основных этнодифференцирующих признаков, возможность воспринимать и продолжать культурную традицию предков [7]. Таким образом, язык как бы предполагает целостность этнической общности, являясь своеобразным символом солидарности говорящих на одном языке.

Язык нации — это связующая нить и ключ к культурному богатству своей и чужой культуры. Утрата языка приводит к невхождению в другую культуру, и в тоже время утрачивается путь к собственным обычаям и культуре. Через языковой контакт осуществляется взаимодействие различных национальных культур, язык становится формой межкультурного обмена. Полноценное освоение изучаемого языка неразрывно связано с погружением в мир духовных ценностей народа — носителя данного языка. Важная роль здесь отводится системе образования, способствующей решению широкого круга нравственных проблем, порождаемых современным обществом. При этом важно содержание учебного процесса [8], учитывающего дидактические и методические аспекты организации. Нравственные отношения формируют отношение к естественной среде. Эти отношения являются основой «... фундаментальных свойств человеческой природы» [9], позволяют вырабатывать собственную стратегию в меняющихся условиях жизни [8]. Здесь важна культура общения, которая влияет на качественное содержание

духовных ценностей [10], характеризуется различными функциями в общественной системе. Появляется «необходимость рассмотрения ... этих функций и диспозиции социальных структур» [11]. На современном этапе общественного развития возникают «методологические проблемы определения профессионализма педагога» [12], которые способствуют формированию педагогического мастерства преподавателя.

Соционормативный элемент культуры обусловливает детерминацию и регуляцию человеческого поведения через групповой социально оформленный опыт, аккумулированный поколениями людей. Это институты религии, права, морали, обычаи, традиции, ритуалы, фольклор. Они выполняют общие социальные и этнокультурные функции — как средства стабилизации утверждающихся в данном обществе отношений и их последующее воспроизводство в жизни новых поколений.

Эффективным регулятором социального поведения, отражающим культурно-психологический облик конкретного народа, являются обычаи и традиции. Эти два понятия тесным образом связаны между собой, однако следует отметить, что понятие традиция шире понятия обычай. Обычаи могут называться традициями, но не все традиции являются обычаями. Традиция есть родовое понятие, обычай — видовое.

Обычаи рассматриваются как конкретные жизненные ситуации, регулирующие взаимоотношения людей посредством нравственных принципов и действий, вытекающих из этих нравственных принципов. Формируясь в процессе непосредственной коллективной деятельности, обычаи имеют высокую степень устойчивости, хотя степень их императивности может меняться в зависимости от этнокультурных особенностей, исторического типа общества. Обычаи способны определенным образом трансформировать внешнее воздействие, чтобы адаптировать его к специфике культуры. В силу этого обычаи устойчивы до тех пор, пока они выполняют функцию сдерживания, пропускающего в систему культуры только те влияния извне, которые органичны для нее в силу ее исторической подготовленности к их восприятию.

Культурная традиция — это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Однако далеко не всякий вид преемственности в общественной жизни можно назвать традициями. К ним относятся лишь те устойчивые явления, которые трансформированы в общественном сознании.

К традициям относятся праздники, производственные практические движения, жесты, навыки, обряды, ибо все они одинаково (поскольку традиционны) обладают способностью передаваться в последующие этапы развития определенным образом. Культурно-исторические традиции во многом формируют ценностные ориентации бытия человека. Поэтому традиции правомочно рассматривать как исторически сложившийся конгломерат определенных идей, неписаных правил, законов поведения, взаимоотношений, систем, взглядов, охвативших широкую сферу — от общей структуры объективного мира до правил поведения в семье.

Важная роль в воспроизведении национальных традиций наряду с ритуально-обрядовыми формами культуры принадлежит религии. Религия относится к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации. Она является объективно обусловленным, исторически закономерным элементом духовной культуры общества, содержание которого всегда соответствует определенному состоянию общества в целом. Вся история духовной культуры свидетельствует о том, что религия становится не только формой отражения действительности, выражением ее состояния и основных характеристик, но, что не менее важно, выступает в качестве регулятора социальной активности личности [6], ее духовно-нравственного воспитания [13]. Религиозное мировоззрение посредством своей системы ценностей регулирует, нормирует поведение человека. Создавая свою картину мира, по-своему объясняя социальную действительность, религиозное сознание вырабатывает моральные нормы, политические, идеологические ориентации, предполагает свое решение вопроса отношения индивида к окружающему миру. Тем самым оно активно регулирует поведение людей. Без религии, без учета ее влияния на людей невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.

Суммируя изложенное выше, можно отметить, что социокультурные нормы являясь невидимым руководством, влияя на поведение, мышление людей, позиции, занимаемые людьми в определенных ситуациях, передаются в процессе социализации человека через диахронную этноинформацию. Тем самым нормы поведения зависят не только от самих людей, но и от сложившейся структуры общества, детерминированной этнокультурной традицией.

Этнопсихологический элемент культуры отражает установки людей во внутринациональном и межнациональном общении и играет важную роль в процессах культурного взаимопонимания. Этническая психология, а более узко — национальная психология, отражает то общее, что есть у представителей целой нации в миропонимании,

устойчивых формах поведения, национальной окраске чувств, эмоциях, образе мыслей и действий устойчивых национальных чертах, привычках, представлениях, которые формируются под влиянием истории того или иного народа. Анализ литературы показывает, что вопрос о структуре национальной психологии является одним из наиболее сложных и спорных. Вместе с тем ученые выделяют следующие основные структурные компоненты национальной психологии: национальный характер, национальные чувства, национальное самосознание [2, с. 19, 3].

В настоящее время имеются самые различные точки зрения не только на то, что такое национальный характер, но и существует ли он вообще, является ли он более важным признаком, чем те элементы личности, которые объединяют всех людей в мире. В научной литературе наиболее распространено представление о национальном характере как исторически сложившейся совокупности устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий, проявляющийся в их отношении к социально-бытовой среде к окружающему миру.

Важное место в психической жизни человека занимают национальные чувства, поскольку национальность — положительная и едва ли не самая устойчивая социальная характеристика индивида. Национальные чувства выражают прежде всего эмоциональное отношение к собственно этнической реальности.

Связующим звеном в национальной психологии является национальное самосознание. Оно обладает большой устойчивостью и сохраняется надолго даже в случае, если его носители территориально разобщены. Феномен этнического самосознания — явление сложное и многогранное, трудно поддающееся однозначному определению или трактовке.

Существует понимание национального самосознания как интегративного (духовно-эмоционального и интеллектуального) концентрата духа народа, который актуализирует в определенном историческом пространстве и времени историческую память народа, нации и ценности национальной культуры. Это понимание перекликается с мнением, что национальное самосознание выступает интегрирующим фактором, содержащим в себе нравственный императив, коррелирующий с общественными нормами.

Результаты исследований этнического самосознания можно рассматривать как относительно устойчивую систему отраженных в сознании объективно существующих элементов этнической реальности и способов жизнедеятельности этноса, преломленных сквозь призму индивидуального опыта [12, 14]. Процесс формирования национального самосознания происходит в познавательной, познавательно-ценностной, регулятивно-волевой формах. Сформированное национальное самосознание выступает признаком, без которого существование и дальнейшее развитие нации как этнонационального целого становится невозможным. Без самосознания нет этноса.

Национальное самосознание, имея самостоятельность, осуществляет важные функции в жизнедеятельности нации: приспособление (адаптации, привыкании, идентификации), защитная функция, ценностно-экспрессивная, самоконтроль, ответственность. Исследованиями выделены следующие структурные элементы национального самосознания: национальная самоидентификация, осознание общности языка, культуры, представления о территориальной общности, осознание социально-экономической общности, национальные интересы, национальные ценностные ориентации, национальные и интернациональные убеждения.

Чувство национальной идентичности, осознание языковой и культурной общности являются системообразующими факторами, сплачивающими нацию. Именно они играют большую интегрирующую роль. Благодаря им постоянно и повседневно воссоздается и воспроизводится национальное «Я». Чувство национальной идентичности является решающим фактором, поэтому оно требует специального рассмотрения. Идентичность представляет собой феномен, который возникает из диалектической взаимосвязи индивида и общества.

Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этические чувства (чувства достоинства, гордости, обиды, страхи) являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи человека с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формируются в процессе общения индивида.

Этническая идентичность — это в первую очередь результат когнитивно-эмоционального процесса, осознания себя представителем этноса. Историческая общность (нация, этнос) носит в себе способность развивать самостоятельное волевое единство, подчиняющее в определенной мере отдельных лиц, ее составляющих. Общий язык, система духовных ценностей, символы, отношения к вещам и людям передаются из поколения в поколение, причем унаследованные способы поведения служат образцами для будущих действий. Это многообразие факторов определяет типические коллективные переживания, или особенности психического склада тех или иных

этнических общностей. Итак, этническая принадлежность к конкретному народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют содержание истории народа. Этническая идентичность есть переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделение от других [14, с. 44-50].

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Можно выделить позитивную этническую идентичность, — когда положительные этнические чувства и аттитюды включают в себя удовлетворенность человека своим членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Негативная этническая идентичность — это наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности, что включает даже отрицание своей этнической идентичности, чувство униженности, стыда, предпочтения других групп и народов в качестве референтных.

Список литературы

1. Berkovskiy V, Leonova N., Tronina L. Historical Forms of Ethnic Identity in the Context of the Development of Contemporary Art. Научный альманах стран Причерноморья. 2020;1:59-64. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-

2020-21-1-59-64

2. Kolosova O., Goncharov V. Ethnic functions of culture: social and philosophical analysis of ethnographic research. Научный альманах стран Причерноморья. 2018;3:18-22. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2018-15-3-18-22

3. Иващенко А.П. Отечественная традиция в современных представлениях об этнической идентичности. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013;3:17-20.

4. Мчедлова М.М. Религиозная и конфессиональная идентичность. В кн.: Идентичность: Личность, общество, политика. Отв. ред. И.С. Семененко. Москва: Весь мир; 2017.

5. Акаев В.Х., Солтамурадов М.Д., Газиев В.З. Особенности формирования гражданской нации в России: путь от этнокультурной идентичности к гражданскому становлению. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2017;5:22-26.

6. Лобейко Ю.А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования. European Social Science Journal. 2014;46(7-2):282-284.

7. Склярова Е.К., Камалова О.Н. История фармации. Ростов-на-Дону: Феникс; 2017. 317 с.

8. Gadzaova L.P., Goverdovskaya E.V., Alisultanova E.D., Moiseenko N.A. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology. Propositosy representaciones. 2021;9(S3):e1181.

9. Гончаров В.Н. Религия в системе современной культуры. European Social Science Journal. 2014;40(1-1):14-17.

10. Миронова Е.Н. Духовные ценности как основа единства российского народа. Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3. Общественные науки. 2014;5:228-232.

11. Бакланова О.А. Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструк-ционизма. Вопросы социальной теории. 2015;7(1-2):168-177.

12. Тронина Л.А. Философские основания профессионализма современного педагога. Kant. 2016;21(4):67-69.

13. Миронова Е.Н., Власов А.В. Становление духовности молодежи как фактор современной социальной политики. Мир науки, культуры, образования. 2014;46(3):353-355.

14. Kuleshin M., Nemashkalov P., Andreeva E. Historicism in modern ethnic processes: methodological aspects of research. Научный альманах стран Причерноморья. 2021;25(1):44-50. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-

2021-25-1-44-50

References

1. Berkovskiy V, Leonova N, Tronina L. Historical Forms of Ethnic Identity in the Context of the Development of Contemporary Art. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020;1:59-64. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2020-21-1-59-64

2. Kolosova O, Goncharov V. Ethnic functions of culture: social and philosophical analysis of ethnographic research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2018;3:18-22. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2018-15-3-18-22

3. Ivashchenko AP. Otechestvennaya traditsiya v sovremennykh predstavleniyakh ob etnicheskoy identichnosti = The patriotic tradition in modern ideas about ethnic identity. Humanitarian and socio-economic sciences. 2013;3:17-20. (In Russ.).

4. Mchedlova MM. Religioznaya i konfessionalnaya identichnost = Religious and confessional identity. In the book: Identity: Personality, Society, Politics. Main editor: I.S. Semenenko. Moscow: The whole world; 2017. (In Russ.).

5. Akayev VKh, Soltamuradov MD, Gaziev VZ. Osobennosti formirovaniya grazhdanskoy natsii v Rossii: put ot etnokulturnoy identichnosti k grazhdanskomu stanovleniyu = Features of the formation of a civil nation in Russia: the path from ethnocultural identity to civic formation. Humanitarian and socio-economic sciences. 2017;5:22-26. (In Russ.).

6. Lobeiko YuA. Sotsialnaya aktivnost lichnosti v obshchestve: sotsialno-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya = Social activity of the individual in society: socio-pedagogical aspects of formation. European Social Science Journal. 2014;46(7-2):282-284. (In Russ.).

7. Sklyarova EK., Kamalova ON. Istoriya farmatsii = History of pharmacy. Rostov-on-Don. Fenix; 2017. 317 p. (In Russ.).

8. Gadzaova LP., Goverdovskaya EV., Alisultanova ED., Moiseenko NA. Organized online learning of students in universities and schools: didactics and methodology. Propositosy representaciones. 2021;9(S3):e1181.

9. Goncharov VN. Religiya v sisteme sovremennoy kultury = Religion in the system of modern culture. European Social Science Journal. 2014. 2014;40(1-1):14-17. (In Russ.).

10. Mironova EN. Dukhovnyye tsennosti kak osnova yedinstva rossiyskogo naroda = Spiritual values as the basis of the unity of the Russian people. Bulletin of Dagestan State University. I. 3: Social Sciences. 2014;5:228-232. (In Russ.).

11. Baklanova OA. Baklanov IS. Sovremennaya rossiyskaya sotsialnost v kontekste sotsialnogo konstruktsionizma = Modern Russian sociality in the context of social constructionism. Issues of social theory. 2015;7(1-2):168-177. (In Russ.)

12. Tronina LA. Filosofskiye osnovaniya professionalizma sovremennogo pedagoga = Philosophical foundations of professionalism of a modern teacher. Kant. 2016;21(4):67-69. (In Russ.).

13. Mironova EN., Vlasov AV Stanovleniye dukhovnosti molodezhi kak faktor sovremennoy sotsialnoy politiki = Formation of youth spirituality as a factor of modern social policy. World of science, culture, education. 2014;46(3):353-355. (In Russ.).

14. Kuleshin M, Nemashkalov P, Andreeva E. Historicism in modern ethnic processes: methodological aspects of research. Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2021;25(1):44-50. https://www.doi.org/10.23947/2414-1143-2021-25-1-44-50

Об авторах:

Макеенко Игорь Петрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса, Технологический институт сервиса (филиал), Донской государственный технический университет (355035, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 41/1), igma-108@yandex.ru

Миронова Евгения Николаевна, старший преподаватель кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Ставропольский филиал Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (355035, РФ, Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 43), mironovbor@mail.ru

Поступила в редакцию 25.03.2023.

Поступила после рецензирования 20.04.2023.

Принята к публикации 22.04.2023.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

About the Authors:

Makeenko Igor Petrovich, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Service Department, Technological Institute of Service (branch), Don State Technical University (41/1, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, 355035, RF), igma-108@yandex.ru

Mironova Evgenia Nikolaevna, Senior Lecturer, Socio-Economic and Humanitarian Disciplines Department, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (43, Kulakova Avenue, Stavropol, Stavropol region, 355035, RF), mironovbor@mail.ru

Received 25.03.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Revised 20.04.2023.

Accepted 22.04.2023.

Conflict of interest statement

The authors do not have any conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.