Научная статья на тему 'ЯЗЫК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

ЯЗЫК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / ЭТНОС / СОЗНАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Донцов А.В., Андреева Е.А.

Язык относится к элементам культуры. Это общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, система социальных отношений, традиции, этническая история как особая форма культуры материализует духовную культуру. Диалектическая связь языка и общества заключается в том, что, возникнув как историческая необходимость, язык отвечает требованиям, предъявляемым ему обществом отражает его состояние. Каждый язык является средством выражения определенной культуры. Язык представляет для тех, кто им владеет, само существование определенной культуры, ее живое развитие, ее преемственность от поколения к поколению. У языка есть свое окружение. Народ, на нем говорящий, принадлежит к какой-то расе (или нескольким расам), то есть к такой группе человечества, которая своими физическими свойствами отличается от прочих групп. Язык не существует вне культуры, вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANGUAGE IN THE SYSTEM OF CULTURAL AND HISTORICAL FORMATION OF PERSONALITY

Introduction. Language refers to the elements of culture. This is a socio-historical product that reflects culture, the system of social relations, traditions, ethnic history which as a special form of culture materializes spiritual culture. The dialectical connection between language and society lies in the fact that, having arisen as a historical necessity, language meets the requirements set for it by society, reflects its state. Each language is a means of expressing a particular culture. Language represents for those who own it the very existence of a certain culture, its living development, its continuity from generation to generation. Language has its own surroundings. The people who speak it belong to some race (or several races), that is, to such a group of mankind that differs in its physical properties from other groups. Language does not exist outside of culture, outside the socially inherited totality of practical skills and ideas that characterize lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 81:316.7

https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-32-37

Язык в системе культурно-исторического формирования личности

А. В. Донцов1 ЕЗ, Е. А. Андреева1

Ставропольский государственный педагогический институт, Российская Федерация, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А» Н en_kafedra@mail.ru

Аннотация

Язык относится к элементам культуры. Это общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, система социальных отношений, традиции, этническая история как особая форма культуры материализует духовную культуру. Диалектическая связь языка и общества заключается в том, что, возникнув как историческая необходимость, язык отвечает требованиям, предъявляемым ему обществом отражает его состояние. Каждый язык является средством выражения определенной культуры. Язык представляет для тех, кто им владеет, само существование определенной культуры, ее живое развитие, ее преемственность от поколения к поколению. У языка есть свое окружение. Народ, на нем говорящий, принадлежит к какой-то расе (или нескольким расам), то есть к такой группе человечества, которая своими физическими свойствами отличается от прочих групп. Язык не существует вне культуры, вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих образ жизни.

Ключевые слова: культура, общество, личность, этнос, сознание, память, мышление, культурные формы поведения, этническая общность, этнокультурные ценности.

Для цитирования. Донцов А. В., Андреева Е. А. Язык в системе культурно-исторического формирования личности / А. В. Донцов, Е. А. Андреева // Научный альманах стран Причерноморья. — 2023. — Т. 33. № 1. — С. 32-37. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-32-37

Language in the System of Cultural and Historical Formation of Personality

A. V. Dontsov1 H, E. A. Andreeva1

1Stavropol State Pedagogical Institute, 417 "A", St. Lenin, Stavropol, Russian Federation

Н en_kafedra@mail.ru

Abstract

Language refers to the elements of culture. This is a socio-historical product that reflects culture, the system of social relations, traditions, ethnic history which as a special form of culture materializes spiritual culture. The dialectical connection between language and society lies in the fact that, having arisen as a historical necessity, language meets the requirements set for it by society, reflects its state. Each language is a means of expressing a particular culture. Language represents for those who own it the very existence of a certain culture, its living development, its continuity

© Донцов А. В., Андреева Е. А., 2023

from generation to generation. Language has its own surroundings. The people who speak it belong to some race (or several races), that is, to such a group of mankind that differs in its physical properties from other groups. Language does not exist outside of culture, outside the socially inherited totality of practical skills and ideas that characterize lifestyle.

Keywords: culture, society, personality, ethnicity, consciousness, memory, thinking, cultural forms of behaviour, ethnic community, ethnocultural values.

For citation. Dontsov A. V, Andreeva E. A. Language in the System of Cultural and Historical Formation of Personality / A. V Dontsov, E. A. Andreeva // Science Almanac of Black Sea Region Countries. — 2023. — Vol. 33. No. 1. — pp. 32-37. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2023-33-1-32-37

Введение. Язык относится к элементам культуры. Это общественно-исторический продукт, в котором находят отражение культура, система социальных отношений, традиции, этническая история как особая форма культуры материализует духовную культуру. Диалектическая связь языка и общества заключается в том, что, возникнув как историческая необходимость, язык отвечает требованиям, предъявляемым ему обществом, отражает его состояние. Каждый язык является средством выражения определенной культуры. Язык представляет для тех, кто им владеет, само существование определенной культуры, ее живое развитие, ее преемственность от поколения к поколению. У языка есть свое окружение. Народ, на нем говорящий, принадлежит к какой-то расе (или нескольким расам), то есть к такой группе человечества, которая своими физическими свойствами отличается от прочих групп. Язык не существует вне культуры, вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих образ жизни.

Материалы и методы. Исследование проведено на материале научных статьей социокультурной направленности современных российских учёных. Благодаря применению метода анализа, а также использованию описательного и диалектического методов научного исследования определена роль языка в культуре народа, сознании и поведении отдельного человека.

Результаты исследования. Многое в языке обусловлено особенностями функционирования языка, контактированием с другими языками. Проблемы языка, культуры и личности находятся во главе угла, так как с культуры начинается духовное общение людей, понимание и сотрудничество народов, а диалог культур актуализируется в общении личностей. Личность, стремящаяся к своей абсолютной уникальности, не может обойтись без общения, диалога (диалога культур). Будучи одним из признаков этноса, ее социального взаимодействия, язык представляет собой главную форму выражения и существования этнической культуры.

Язык следует развивать таким образом, чтобы на нем можно было говорить и писать об истории, политике, культуре и науке. Язык является не просто средством, пользуясь которым можно говорить о политике, он есть наша политика. Осознается важность освоения родных языков, являющихся средством не только общения, но и приобщения к культуре своего народа, формирования единой этнической картины мира, элемента центральной культурной темы этноса (этническая константа). Владение языком — это не только умение обходиться житейским разговорным минимальным запасом слов. Необходимо возвращение вышедших из употребления терминов, изучение субэтнических диалектов. Чтобы родной язык стал действительно аппаратом реального мышления и действий, формирования единой этнической картины мира, необходимо владеть конструкциями фраз и смысловых оборотов, хотя бы на первоначальном (но целостном) уровне, пользоваться понятиями и терминами.

Индивид, усваивая письменную речь, адаптирует в целях индивидуального применения психологическую технику, содержащуюся в конкретной культуре, то есть происходит процесс создания культурных форм поведения. Письмо не сводится к простой транскрипции устного слова; как важный социальный и культурный феномен оно вызывает глубокие изменения в поведении, формах коммуникации и способах мышления.

Язык и письменность лежат в основе процесса передачи предшествующими поколениями накопленного филогенетического опыта, обеспечивающего индивиду в онтогенезе условия для его становления и адаптации к условиям постоянно изменяющейся этносоциокультурной среды на генетической основе. В процессе онтогенетического развития личности происходит проявление и использование элементов, закодированных в письменности на различных этапах ее филогенетического развития. Письменность и книжная культура оказывают глубокое влияние на функционирование восприятия, памяти и мышления. Языковая жизнь этноса формируется,

сохраняется и развивается благодаря традиционной письменности и системе образования, обучающей на родном языке и являющейся центром формирования этнокультуры и менталитета. Стремление этноса к обеспечению этнолингвистической преемственности в изучении письменного и устного наследия, традиций, обычаев, права на передачу другим поколениям своего культурного достояния, и прежде всего своего языка, связано главным образом со стремлением к этнической самобытности.

Одним из аспектов механизма личностного развития является вмешательство сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, с его выражением в слове. Являясь сложной знаковой системой, язык может быть средством передачи, хранения, использования и преобразования информации, составляет диалектическое единство с мышлением, которое, в свою очередь, отражает динамический процесс познания личностью действительности и формирует знания. Знаковые системы являются продуктом социокультурного развития, а не создаются каждым индивидом при его взаимодействии с природой. Они становятся индивидуальными, то есть внутренними для функционирования каждой личности, именно благодаря процессу интериоризации. Знак — это средство, изначально используемое в социальных целях, определяет «необходимость рассмотрения ... диспозиции социальных структур» [1, с. 168-177], что позволяет одному человеку воздействовать на других, и только позднее знак становится средством воздействия на самого себя.

По теории лингвистической относительности язык представляет собой лишь отражение объективной действительности, структура языка и системная семантика его единиц коррелируют со структурой мышления и способом познания внешнего мира у того или иного этноса. Взаимосвязь языка и мышления состоит в динамическом развертывании принципиального положения: человек (личность), окруженный этническим языком (мышлением), в его отношении к преобразующей деятельности — преобразованию природы. Язык не только важнейшее средство мышления, познания, общения и выражения мысли, средство приобщения к культуре, истокам своего народа, но и средство аккумуляции содержания культуры. Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают. Содержание языка неразрывно связано с культурой. Чем больше человек понимает культуру изучаемого языка, тем богаче становятся соответствующие ему модели мира. В языке, или речи человеческой, отражаются различные мировоззрения и настроения как отдельных индивидов, так и целых человеческих групп. Поэтому мы вправе считать язык особым знанием, то есть принимается третье знание, знание языковое, рядом с двумя другими — со знанием интуитивным, созерцательным, непосредственным и знанием научным, теоретическим. В каждом языке можно выделять и определять наслоения и пережитки различных мировоззрений или следующих друг за другом в хронологическом порядке, или же отражающих собою различные стороны явлений природы или общественной жизни (наслоения религиозные, метафизические, общественные, юридические, естественно-исторические). В тесной связи с мышлением язык может воздействовать на него или ускоряюще, или замедляюще, или усиливающим, или же подавляющим образом. Некоторые звуковые образования отражают физические отношения всего мира или же социальные (общественные) отношения человечества.

Право пользоваться родным языком — одно из фундаментальных прав каждого человека. Языковые права этнических меньшинств закреплены в правовых резолюциях, Декларации Международного симпозиума по правам человека и культурным правам изложены в специальных документах и резолюциях о языках и культурах этнических меньшинств. Каждый народ имеет право на самовыражение на своем родном языке без каких-либо ограничений. Языковые права составляют единое целое с правами на признание этнокультуры, равной другим, подтверждаются права на сохранение этнокультурной самобытности там, где единственным ответом на языковое разнообразие была система взглядов и идей, основанная на принципе доминирования или исключения.

Термин «материнский (родной) язык» порожден условиями моноязычной семьи, в которой мать обычно является первоисточником первичной этнокультурной адаптации ребенка. Определение «материнского языка» включает признаки принадлежности к конкретно-исторической общности людей и используется для определения меняющихся явлений действительности, нередко являясь абстрактным, условным понятием. Родной язык—основа, материальный носитель данной этнокультуры — понимается как первое средство передачи представлений о реалиях, бытующих в обществе, и через словообразующие этапы мыслительного процесса эти представления

становятся неотъемлемыми личностными чертами всех индивидов и, следовательно, нации, потому что родной язык определил их психику по ассоциации с их глубочайшими эмоциями, которые в своей совокупности составляют основу этноса. С развитием деятельности и родного языка происходит формирование и развитие этнокультурных особенностей.

Особая роль в этнокультурной детерминации принадлежит этническому языку, являющемуся материальным носителем данной этнокультуры, формирующему целостную систему культуры, обусловливающему функционирование всех компонентов этнокультурной системы и в то же время выступающему основой интеграции ее структурных и функциональных компонентов в этническую целостность. Результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение присваивает в то же время мысли и чувства всех предшествовавших ему поколений. Этнические особенности человека в значительной мере воспроизводятся в его языке. Родной язык — основа развития самосознания личности, формирования его интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала. Он создает условия для познания истоков своего народа, его традиций, обычаев, культуры, формирования ценностных ориентаций, которые выражают ценностное отношение человека к действительности [4]. Актуальными являются и этнорелигиозные ценности [5, с. 70-72; 9].

Язык — основной показатель личностного и национального самосознания, основа развития интеллекта, эмоциональной сферы, творческого потенциала, залог межнационального воспитания молодежи, которое без опоры на родной язык становится антинациональным, лишенным всякого смысла.

В исследованиях проблем взаимодействия языка и культуры личность — средоточие их взаимосвязи — раскрывается как языковая личность. Характерная, закрепленная в устойчивых языковых средствах выраженность языковая личность — непременная ее составная часть. Языковая личность есть личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, есть личность, реконструированная в основных своих чертах на базе языковых средств. Этнокультура предполагает владение не только языковым кодом, но и знаниями и нормами культуры этнической общности, она проявляется в тексте как продукте речевой деятельности в формах устной и письменной речи определенного этноса. Человек как представитель этноса познает характерные тексты, являющиеся этнолингвокультурологическими маркерами. Тесная взаимосвязь языка и культуры предполагает владение не только языковым кодом, но и знаниями и нормами культуры этноса. Феномен культуры и языковой личности объясняется многими обстоятельствами развития этнокультурных процессов. Этнокультура как коррелят языка и личности, как предельное обобщение всего имеет всепроникающий характер и понимается в ее исторической ценности как единство этнического (специфического) и интернационального (общего).

Понятие этнокультура рассматривается применительно к аспектам взаимодействия с языком и личностью. Язык — этнос (этническая личность) — культура — центральная триада, фокус, в котором сходятся и могут быть решены важнейшие проблемы личности. Язык отражает действительность в соответствии с потребностями народа-носителя и богат настолько, насколько это от него требуется.

Предметом становятся этнические формы бытия личности, воспроизводимые в системе языковой коммуникации и основанные на этнокультурных ценностях конкретно-исторического общества. Одним из аспектов механизма личностного развития является вмешательство сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове. Здесь необходимо подчеркнуть объективный характер некоторой исторической формы этнического сознания [10, с. 29-35], позволяющего выявлять лучшие качества личности [7, с. 15-18] в контексте «формирования новой социальной реальности» [8, с. 64-68], связанный с «общественным сознанием ... общих культурных норм и ценностей» [6, с. 6-12]. Развитие умения общаться на родном языке неотделимо от развития его личности. Будучи, с одной стороны, примененным к обществу и его культуре и, с другой — включенным в систему определенного этнического языка, категория личность оказывается средоточием всех важнейших концептуальных характеристик этнокультуры, является главной в раскрытии диалектики развития этнокультуры и языка. Основные черты этнической личности реально проявляются на языковом уровне общественного сознания, то есть определяют смысловое насыщение лексики, фразеологии и афористики. Культура может быть представлена в виде действующей модели коммуникации, поэтому ее объекты целесообразно интерпретировать

Языки и культуры этнических групп — компоненты определенной совокупности духовной культуры человечества, поскольку зафиксированный в них этнический образ, хотя и структурируется по-своему, в то же время несет в себе общие для всех языков и культур черты, понимаемые и описываемые по-разному. Тесная взаимосвязь языка и культуры, языка и действительности предполагает владение не только языковым кодом, но и знаниями и нормами культуры этнической общности. Интегрирующая функция языка и связанной с ним этнокультуры сводится к трем основным проблемам. Во-первых, каждый язык выражает связанную с ним культуру более полно, чем другие языки. Характерные предметы обихода, обычаи, интересы, ценности и верования народа легко и естественно находят свои точные определения в его родном языке, которым не всегда можно подыскать эквивалент в других языках. Во-вторых, каждый язык более полно символизирует связанную с ним культуру, нежели другие языки. Любой язык представляет связанную с ним культуру носителей этого языка. Язык есть самая тонкая и чувствительная система символов из всех созданных человеком. Язык представляет для тех, кто им владеет само существование определенной культуры, ее живое развитие, ее преемственность от поколения к поколению. Символизм такого рода особенно много значит для национальных меньшинств, поскольку они не располагают многими другими символами своей национальной сущности. Это есть и своего рода общественное признание данного языка со стороны тех, кто пользуется иными системами языковых символов. В-третьих, каждый язык представляет связанную с ним культуру более полно, чем другие языки. Язык не только выражает и символизирует связанную с ним культуру, но и является неотъемлемой ее частью. Через язык культура во многом реализуется. Правовые нормы и религиозные представления [3, с. 45-49], являются не просто языковой средой данной культуры, это прежде всего сам язык в его самобытности. Какой бы момент развития культуры не рассматривался, полное представление о ней нельзя получить, кроме как через связанный с нею язык. В широком смысле сохранения языка для сохранения культуры недостаточно, но сохранение культуры без сохранения ее языка вообще невозможно.

Обсуждение и заключения. Многое в языке обусловлено особенностями функционирования языка, контактом с другими языками. Проблемы языка, культуры и личности находятся в центре внимания, поскольку духовное общение людей, взаимопонимание и сотрудничество народов начинается с культуры, а диалог культур актуализируется в общении личностей. Человек, стремящийся к своей абсолютной уникальности, не может обойтись без общения, диалога (dialogue of cultures). Являясь одним из признаков этноса, его социального взаимодействия, язык является основной формой выражения и существования этнической культуры.

Язык должен быть развит таким образом, чтобы на нем можно было говорить и писать об истории, политике, культуре и науке. Язык — это не просто средство говорить о политике, это наша политика. Признается важность овладения родными языками, они являются средством не только общения, но и приобщения своего народа к культуре, формирования единого этнического мировоззрения, элементом центральной культурной темы этнической группы (этнической константы). Владение языком — это не только умение обходиться повседневным разговорным минимумом словарного запаса. Необходим возврат устаревших терминов, изучение субэтнических диалектов. Чтобы родной язык действительно стал аппаратом реального мышления и действий, формирования единого этнического мировоззрения, необходимо знать конструкции фраз и семантические построения, хотя бы на начальном (но целостном) уровне использовать понятия и термины.

Библиографический список

1. Бакланова О. А. Бакланов И. С. Современная российская социальность в контексте социального конструк-ционизма // Вопросы социальной теории. 2015. Т. 7. № 1-2. С. 168-177.

2. Говердовская Е. В. Особенности проектирования образовательного про-странства высшей школы в поликультурном регионе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 4. С. 7-10.

3. Гончаров В. Н. Социальный аспект религии в контексте развития первобытного общества // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2(87). С. 45-49.

4. Дашкова Е. В., Ивушкина Е. Б., Мирошниченко П. Н. Культурное наследие как ресурс развития молодежного туризма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 2 (105). С. 89-93.

5. Камалова О. Н. Исследование эмоций и интуиции в современной философии и науке // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2007. № 6 (37). С. 70-74.

6. Колосова О. Ю. Духовная сфера: универсализм и самобытность // European Social Science Journal. 2012. № 11-2(27). С. 6-12.

7. Лобейко Ю. А. Социально-педагогический аспект активности личности в системе общественного развития // Экономические и гуманитарные иссле-дования регионов. 2015. № 1. С. 15-18.

8. Лукьянов Г. И. Трансформационные процессы в современном российском обществе как отражение динамики новой социальной реальности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2017. № 4. — С. 64-68.

9. Мустафаева М. Г. Межнациональное общение в контексте социально-философского анализа: дис. докт. филос. наук: 09.00.13. Махачкала, 2019. 248 с.

10. Kuleshin M., Nemashkalov P., Plyako O. Historical consciousness in the process of forming ethnic stereotypes of material culture // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2020. №1(21). С. 29-35.

11. Ten Yu. P., Kamalov A.V. Meaning and role of the factor of ethnocultural identification on the behaviour of the consumers in international business // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 3. Pp. 31-38.

Поступила в редакцию 11.01.2023. Поступила после рецензирования 30.01.2023. Принята к публикации 30.01.2023.

Об авторах:

Донцов Алексей Викторович, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики лингвистического образования и межкультурной коммуникации Ставропольский государственный педагогический институт (РФ, 355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»), ORCID, en_kafedra@mail.ru

Андреева Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры общей и практической психологии и социальной работы, Ставропольский государственный педагогический институт (РФ, 355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, 417 «А»), ele7767136@yandex.ru

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.