дискуссия
журнал научных публикаций
Ч.И. Ильдарханова, канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник, Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан, г. Казань, Россия, [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СЕМЬИ В ГЕТЕРОГЕННОМ СЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: ЛОКАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Процесс отождествления социально-демографической группы с определенным этносом в поликультурном обществе рассматривается в статье сквозь призму теории социального конструирования П. Бергера и Т. Лукмана. Взаимодействие поколений на примере сельской семьи Республики Татарстан проанализировано в ракурсе достижения устойчивости этнокультурного наследия локального социума. Изложены результаты и выводы по итогам социологического исследования этнокультурных ценностей сельской семьи, реализованного в 2014 году Центром семьи и демографии АН РТ. В статье отражены основные тенденции передачи этнокультурных ценностей в семье, проживающей в полиэтническом сельском пространстве. Проанализирована трансмиссия таких элементов этнокультуры, как национальные обычаи, традиции, религия, язык. Язык, определяемый респондентами как родной, был интериоризи-рован преимущественно через осознание того, что он является исторически сложившейся лингвистической системой национальной общности, к которой относят себя опрашиваемые. С возникновением национально-государственных образований, укреплением социальных структур постепенно складывается общенациональный вариант языка и культуры, по отношению к которым регионально-этнические культурные традиции при всей своей исконности и аутентичности занимают как бы подчиненное положение, оставаясь культурой повседневности, разговорным языком, сферой бытового общения, а также исторической памятью рода, семьи. Если в традиционной этнической культуре представлены в неразделенном виде все области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности человека как члена сообщества, то культура нового времени и современности всё более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей и сфер культурной деятельности.
Ключевые слова: идентичность, национальная культура, поколение, Республика Татарстан, сельская семья, сельское пространство, этнокультурная социализация, этнокультурные ценности.
Характерной чертой современного мира является его национальное и этническое разнообразие, связанное прежде всего с общей динамикой в системах культуры и общества, повлекшей за собой утрату универсальной роли традиционных культур народов в новых условиях. Наиболее распространенная и признаваемая трактовка этнической культуры подчеркивает роль по-
коления в достижении устойчивости «материальных и нематериальных продуктов человеческой деятельности, ценностей, идей, признанных способов поведения, объективированных и принятых в общностях (группах)»1. «Этнические ценности являют собой совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса счи-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
тают наиболее характерными и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще»2. Семья является первичным агентом социализации, и в ней реальность ин-териоризируется лично -стью в процессе своего развития, ввиду этого рассмотрение сохранения и передачи этнокультурных ценностей на микроуровне, на наш взгляд, является целесообразным.
Для современного исследователя представляет интерес не только многонациональность, но и мно-гоконфессиональность — как форма толерантности и условие для сохранения и передачи традиций народа через первичную социализацию в семье3. «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества»4. Ребенок осваивает роли и установки значимых для него людей из ближайшего окружения — родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер и других близких родственников, то есть включает их в свой собственный мир и делает их своими собственными. Благодаря этому сопоставлению себя со значимыми другими ребенок оказывается в состоянии установить некоторую тождественность между собой и родителями, приобретая определенную идентичность. Таким образом, «Я» ребенка — это сущность, формирующаяся в процессе первичной социализации и отражающая установки, принятые по отношению к внутреннему миру ребенка, в первую очередь со стороны значимых других. Говоря иными словами, индивид становится тем, кем он предстает перед обществом, будучи направляем семьей.
Так как у ребенка нет выбора значимых других ввиду того, что ему не под силу самостоятельно заменить воспитывающих его людей, он «интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно су-
ществующий и единственно мыслимый»5. Именно поэтому мир, осваиваемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, осваиваемые в процессе вторичной социализа-ции6.
Специфическое содержание, усваиваемое в процессе первичной социализации, в разных обществах будет различным, в зависимости от традиций, социальных норм, принятых в данном социуме, моральных устоев. Но везде есть что-то общее — это прежде всего язык, который должен быть принят ребенком в первую очередь. Таким образом, очевидно, что в процессе первичной социализации конструируется первый мир индивида. Присущее ему особое качество устойчивости, хотя бы отчасти, объясняет возможность передачи этнокультурных ценностей.
Становление личности в поликультурном сельском районе — Кукморском муниципальном районе РТ* — как представителя одной из этнических групп татар, русских, удмуртов, крещеных татар, марийцев, мордвы стало объектом научного интереса исследовательской группы Центра семьи и демографии АН РТ. Социологический опрос по изучению этнокультурных ценностей сельской семьи был проведен Центром в 2014 году. Выборка: 546 школьников 7—11 классов и 284 родителя в возрасте от 31 до 60 лет, проживающих в Кукморском муниципальном районе. Были охвачены все сельские поселения Кукморского муниципального района и поселок городского типа Кукмор. В данном исследовании представлен межпоколенческий сравнительный анализ оценки этнокультурных ценностей современной семьи в сельском районе. Интерес представляет не только многонациональность, но и многокон-фессиональность локального социума как форма толерантности и условие сохранения и передачи традиций народа через первичную социализацию в семье.
Семья является первичным агентом социализации, и в ней реальность
интериоризируется личностью в процессе своего развития, ввиду этого рассмотрение сохранения и передачи этнокультурных ценностей на микроуровне, на наш взгляд, является целесообразным.
* Численность населения — 51 575 человек. Национальный состав: 78,2% — татары, 5,5 — русские, 14,2 — удмурты, 1,6 — марийцы, 0,5 % — другие национальности.
дискуссия
журнал научных публикаций
Поколение родителей подчеркнуло высокую значимость воспитания у детей уважения к национальной культуре, обычаям и традициям. Наиболее актуальными аспектами этнокультурной социализации детей, как показали результаты опроса родителей и школьников муниципального района РТ, оказались: 1) привитие детям понимания необходимости продолжения национальных традиций и уважения к старшим; 2) обучение детей общению на родном языке и активная практика религии, присущей их национальности. Сравнительный анализ ответов родителей и детей показал, что значимость этнокуль- -
турных ценностей выше у первой группы. Очевидно, что это является следствием жизненного опыта, набранной с годами мудрости и, конечно же, принадлежности к определенной когорте людей, воспитывавших-
Так как у ребенка нет выбора значимых других, он «интерна-лизирует мир своих значимых других не как один из многих
возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый».
В 41,4% случаев о национальных традициях с детьми разговаривают дедушки и бабушки. В российской культуре тоже велика роль прародителей, и именно в процессе общения со своими внуками старшее поколение передает национальные традиции, рассказывая им народные сказки, употребляя пословицы и поговорки, отмечая национальные праздники. Абсолютно все опрошенные нами родители хотели бы, чтобы их дети были верующими. Для того чтобы ребенок с раннего детства знал о религиозных обрядах, по мнению родителей, необходимо отмечать в семье религиозные - праздники (72,9%). Последователи ислама отмечают такие религиозные праздники, как Курбан-байрам (33,7%), Ураза-байрам (32,4%) и Коран уку (чтение Корана - 30,7%). Стоит отметить, что среди праздников, отмеча-
ся на традициях уважения к своему народу, емых православными, был назван также
религии, семейным и родственным ценно- мусульманский праздник Курбан-бай-
стям, а также на общественном самосозна- рам (14%), но преобладают христианские
нии и культурных обычаях. праздники — Пасха (24,9%) и Рождество
дискуссия t
журнал научных публикаций Ц
(20,4%). Появление в числе отмечаемых христианами праздников мусульманского в Кукморском муниципальном районе отражает процесс аккультурации: взаимовлияние культур, восприятие людьми одной национальности — полностью или частично — культуры другой. Аккультурация является естественным процессом в жизни людей в полиэтническом обществе.
Рассматривая отношение к межэтническим бракам, и взрослые и дети чаще всего считают, что такой союз нежелателен (43,4 и 31,5% соответственно). В других случаях респонденты говорят о том, что предпочли бы человека своей национальности, но возражать против выбора супруга или супруги другой национальности для своих родных и близких не стали бы (24,9 и 27,4% соответственно). Для своих детей родители также предпочли бы моноэтнический брак (70,4%). Это свидетельствует о том, что даже при столь смешанном этническом составе в рамках локального социума жители сельского района стараются сохранять национальную целостность и придерживаться исторически сложившегося подхода к формированию семьи.
Одним из значимых факторов устойчивости этнического наследия является сохранение и передача национального языка. Именно это основание для самоприобщения к людям определенной национальности чаще всего упоминалось жителями Кукмор-ского муниципального района — как школьниками, так и родителями.
В настоящее время преимущественная часть татар, русских, удмуртов и марийцев сохраняют традицию общения и мыслительных процессов на родном языке, однако некоторые их представители считают своим родным языком отличный от национального. Например, каждый пятый русский родным языком считает татарский. Детерминантами самоопределения того или иного языка в качестве родного послужили язык национальной общности, в которой росли респонденты, и язык,
В настоящее время преимущественная часть татар, русских, удмуртов и марийцев сохраняют традицию общения и мыслительных процессов на родном языке,
однако некоторые их представители считают своим родным языком отличный от национального.
на котором преимущественно говорили в семье.
Обобщая результаты этнографического исследования Центра семьи и демо-
_ графии АН РТ, стоит
отметить гибкость этнокультурной идентичности современной сельской семьи, проживающей в гетерогенном национальном пространстве Республики Татарстан, и успешной межпоколенческой этнокультурной транс-миссии, осуществляемой в рамках первичной социализации в семейном кругу. Именно семейные ценности способствуют поддержанию и передаче национальной культуры подрастающему поколению на локальном уровне.
Рассмотрев интеграцию отдельных элементов культуры в гетерогенном сельском пространстве, можно резюмировать, что этнокультурная идентичность сельчан разных национальностей, проживающих совместно на одной территории, является позитивной, прнноснт чувство удовлетворения от принадлежности к сообществу.
Литература
1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М.: Аспект-Пресс, 1998. С. 134.
2. Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Chern/04.php (дата обращения: 27.03.2015).
3. Ильдарханова Ч.И. Этнокультурная социализация в гетерогенном национальном сельском пространстве // Образование и саморазвитие. 2014. № 4(42). С. 54.
4. Бергер П., Лукман Т Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. С. 212.
5. Там же. С. 219.
6. Иваненков С.П. Актуальные проблемы социализации молодежи. [Электронный ресурс]. URL: http://library.by/portalus/modules/philosophy/show_ archives.php?archive=0213&id=1108806909&start_ from&subaction=showfull&ucat=1 (дата обращения 27.03.2015).
FAMILY ETHNOCULTURAL IDENTITY IN HETEROGENOUS RURAL SPACE: LOCAL DIMENSION
Ch. I. Ildarhanova, Candidate of sociology, leading researcher, Family and demography center of the Academy of sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian [email protected]
Identification process of social-demographic group with the ethnos in poly-cultural society is viewed in the article through the prism of Berger and Luckman theory of social construction. Interaction of generations is analyzed on the base of case-study of rural families in the Republic of Tatarstan in fulfilled to reveal its influence on sustainability of ethno-cultural heritage of local society. The results and conclusions of social survey on ethno-cultural values of rural family held in 2014 by Family and demography center of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan are presented in the paper. The article covers main tendencies of ethno-cultural values' transmission in a family living in poly-ethnic rural environment. Such elements of ethno-culture as national customs, traditions, religion and language are analyzed. The language that is defined by respondents as native was interiorized mostly through the understanding of the fact that it is a historically formed linguistic system of a national community that respondents associate themselves with. Appearance of national-state formations and strengthening of social structures promote development of nationwide version of language and culture. Regional-ethnic cultural traditions being original and authentic take a subordinate place towards them though remaining daily culture, spoken language, sphere of everyday communication and a historic memory of a nation and a family. Traditional ethnic culture represents all spheres of material-practical, spiritual-religious, cognitive, social-normative, aesthetic activity of a person as a member of the society in their inseparable state. The culture of new time and modernity is more and more differentiated; the specialization of certain areas and areas of cultural activity is intensified.
Key words: identity, national culture, generation, Republic of Tatarstan, rural family, rural space, ethno-cultural socialization, ethnic and cultural values.
References
1. Arutiunianlu.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Etnosotsiologiia [Ethnosociology]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 1998. 271 p.
2. Cherniavskaialu. Narodnaia kul'turai natsional'nye traditsii [Folk culture and national traditions]. Available at: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ Chern/04.php (accessed 27.03.2015).
3. Il'darkhanova Ch.I. Etnokul'turnaia sotsializat-siia v geterogennom natsional'nom sel'skom pros-transtve. [Ethno-cultural socialization in heterogeneous national rural space]. Obrazovani eisamorazvi-tie — Education and self-development,2014, no. 4(42), pp. 53-59.
4. Berger P., Luckmann T Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniia [The social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge]. Moscow, «Medium» Publ., 1995. 323 p.
5. Berger P., Luckmann T Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. Traktat po sotsiologii znaniia [The social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge]. Moscow, «Medium» Publ., 1995. 323 p.
6. Ivanenkov S.P. Aktual'nyeproblem sotsializatsii molodezhi [Actual problems of socialization of young people]. Available at: http://library.by/portalus/modules/philosophy/ show_archives.php?archive=0213&id=1108806909&start_ from&subaction=showfull&ucat=1 (accessed 27.03.2015).