Научная статья на тему 'Этнокультурное образование в Ижевске по оценкам родителей'

Этнокультурное образование в Ижевске по оценкам родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ШКОЛА / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПОНЕНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ETHNIC EDUCATION / ETHNIC SCHOOL / QUESTIONNAIRE SURVEY / EDUCATIONAL POTENTIAL / COMPONENTS OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савина Светлана Владимировна, Хазиева Елена Робертовна, Власова Татьяна Анатольевна

Представлены результаты исследования востребованности этнокультурного образования на примере городских школ, реализующих программы изучения удмуртского языка и культуры. На основе анкетного опроса раскрываются основные характеристики, в соответствии с которыми родители оценивают образовательный потенциал в школах с этнокультурным компонентом. Из результатов исследования следует, что родители, поддерживая существование школ с этнокультурным компонентом, тем не менее, критериями оценки качества избирают общеобразовательные характеристики, такие как баллы ЕГЭ и хорошие знания детей. Основные проблемы этнокультурных школ и классов сегодня связаны со слабой мотивацией учеников и родителей, а также с отсутствием коммуникативного пространства для общения на удмуртском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савина Светлана Владимировна, Хазиева Елена Робертовна, Власова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC EDUCATION IN IZHEVSK (parents’ estimation)

The article presents the results of the investigation concerning the relevance of ethnic education in Izhevsk by the example of urban schools in which the study program of Udmurt language and culture is realized. On the basis of questionnaire survey, the main characteristics by which parents estimate the ethnic education at schools are revealed. The results of the investigation show that parents support the existence of ethnic schools but estimate the quality of education in terms of general characteristics, such as exam scores and good children’s knowledge. The main problems of ethnic schools and classes are connected with weak motivation of students and parents as well as with the absence of communication in Udmurt language.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное образование в Ижевске по оценкам родителей»

УДК 316.334(045)

С.В. Савина, Е.Р. Хазиева, Т.А. Власова

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЖЕВСКЕ ПО ОЦЕНКАМ РОДИТЕЛЕЙ1

Представлены результаты исследования востребованности этнокультурного образования на примере городских школ, реализующих программы изучения удмуртского языка и культуры. На основе анкетного опроса раскрываются основные характеристики, в соответствии с которыми родители оценивают образовательный потенциал в школах с этнокультурным компонентом. Из результатов исследования следует, что родители, поддерживая существование школ с этнокультурным компонентом, тем не менее, критериями оценки качества избирают общеобразовательные характеристики, такие как баллы ЕГЭ и хорошие знания детей. Основные проблемы этнокультурных школ и классов сегодня связаны со слабой мотивацией учеников и родителей, а также с отсутствием коммуникативного пространства для общения на удмуртском языке.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этническая школа, анкетный опрос, образовательный потенциал, компоненты этнокультурного образования.

В Европе, США, России и других странах мира социология образования является важной областью академических исследований. Одна из задач образования -усвоение общего объема знаний представителями одной культуры, идеологическая индоктринация.

Феномен этнокультурного образования изучается давно с позиций различных областей знания. О нем много споров и разногласий между представителями различных течений в области социологического знания. Научные подходы к пониманию этноса, этнической культуры и в том числе образования были отражены в трудах Ю.В. Бромлея [2], Л.Н. Гумилева [4] в русле примордиалистской концепции. Широко представлены они также в рамках концепции конструктивизма и инструментализма, основу которых заложили труды В.А. Тишкова [5] и Ю.П. Шабаева [7], Э. Хобсбаума [6].

Актуальность нашей работы состоит в значимости изучения этнического образовательного поля в городских школах, поскольку посредством такого образования в Удмуртской Республике осуществляется знакомство с культурой, языком, литературой и историей этнической культурой. В настоящее время обостряются конфликты, имеющие в своей основе этнокультурные и межнациональные разногласия. Этносоциологические исследования позволяют обнаружить экономические и политические основания противостояния. Сегодня изучение родного языка не является популярным явлением. Большинство иммигрантов из бывшего Советского Союза и таких республик, как Украина, Грузия, Азербайджан, мало заинтересованы в том, чтобы их дети продолжали изучать свои родные языки вообще [1. С. 187]. Изучение системы этнокультурного образования в городских школах поможет выявить и более детально изучить обстановку в школах г. Ижевска. Именно городские школы служат базой для методических разработок и развития идеологии продвижения этнокультурного образования.

В Удмуртии «преобладает примордиалистский подход и объективистская установка к пониманию этноса и это становится отправным пунктом для проведения государственной национальной политики. В образовательном пространстве практически не используется понятие «мультикультурализм», а вместо советского термина «многонациональность» используется понятие «полиэтничность». Поскольку утверждения националистического характера нежелательны, в документах категория «национальное» тесно связывается с категориями «полиэтническое» и «общегражданское» [3]. Сегодня в Удмуртской Республике количество школ с этнокультурным компонентом и количество учеников уменьшается. Введение этнокультурных образовательных программ в середине 1990-х гг. было частью государственной политики по наделению регионов более широкими полномочиями, в том числе в вопросах, связанных с образованием. Тенденция к перераспределению властных полномочий в пользу федерального центра, возникшая в 2000-х, а также введение ЕГЭ привели к возобновлению дискуссии. Вновь ставятся вопросы о необходимости сохранения школ и классов с этнокультурным компонентом в условиях, когда региональные правительства сворачивают финансирование таких образовательных программ, а родители заинтересованы скорее в том, чтобы их дети получали высшее образование, а значит, имели высокие баллы ЕГЭ.

1 Исследования, положенные в основу настоящей статьи, выполнены при поддержке гранта РГНФ (проект 14-13-18002).

Для начала необходимо определить, что можно рассматривать в качестве этнокультурного компонента. Этничность - «это средство в коллективном стремлении к материальному преимуществу на социополитической арене, а наблюдаемая в различных формах этническая мобилизация диктуется требованиями тех или иных материальных факторов, которые определяют социальное поведение» [5. С. 4]. Это - набор программ и курсов, включающих преподавание языка этнической группы как второго языка или в качестве родного языка; краеведческие курсы (история и география края, этнографическое знание); программа внеурочной активности: фольклорные и декоративно-прикладные кружки; классные и школьные мероприятия фольклорного характера. В процессе углубленной образовательной деятельности учебные границы между учениками и преподавателями ликвидируются как таковые. Повышается мобильность по отношению к учебе и к внеурочной активности, улучшается взаимообмен научной информацией. Цель настоящего исследования - в том, чтобы выявить образовательный потенциал городских школ с этнокультурным компонентом, опираясь на оценки родителей, чьи дети обучаются в школах Ижевска.

Материал, представленный в статье, основывается на результатах исследования «Востребованность национального образования в Удмуртской Республике», проведенного в декабре 2013 г. - апреле 2014 г. по методу анкетирования. Объем выборки -454 человека, тип выборки - сложная. В двух школах, где набор в национальный ежегодный (кроме 2013/2014 уч. г.), родителей опрашивались по сплошной выборке. В трех других школах опрос проводился по гнездовой. В нем участвовали родители учащихся тех классов, в которых реализуется этнокультурный компонент, и классов, в которых предметы этнокультурного цикла не преподаются. Также проводилось качественное исследование с использованием полуструктурированного интервью. Были опрошены 10 человек: преподаватели, директора и завучи общеобразовательных школ с национальным образовательным компонентом.

Результаты обработки интервью следующие выводы: во-первых, изучение удмуртского языка в динамике последних 20 лет показывает, что интерес к языку все-таки существует и зависит от уровня образования родителей; во-вторых, безусловно, этнокультурные программы во многом ограничены и в количестве часов в школьных программах, и в финансовых средствах, и в качественном преподавании, и во многом другом.

Порядок совмещения дисциплин этнорегионального компонента таков:

• 1-й вариант: преподаются удмуртский язык и краеведение - два дополнительных предметов. Он удобен, когда все ученики класса учатся по единой программе.

• 2-й вариант: класс делится на подгруппы, в одной из которых ведутся уроки удмуртского языка, а в другой - уроки краеведения.

Поэтому родители, ученики и, в некоторой степени, даже учителя и администрация рассматривают уроки этнорегионального компонента как дополнительные, практическая польза от которых не очевидна. Иногда организация учебного процесса такова, что этот эффект усиливается. В одной из школ часть класса входила в подгруппу по изучению удмуртского языка, другая - посещала дополнительные занятия по информатике, которые родителям и детям казались более полезными и целесообразными.

С одной стороны, этническое многообразие в классе положительно сказывается на развитии компетентностей, связанных с взаимодействием в поликультурном пространстве; с другой - создает методические трудности, так как учителям нужно обучать детей с разным уровнем владения и удмуртским, и русским языком. С этой проблемой сталкиваются общеобразовательные школы, в которых методические и финансовые ресурсы ограничены.

В целом преподавание удмуртского языка сопровождается активной методической работой: учителя и завучи школ получают эффективную поддержку двух методических центров: Бюджетного НИИ национального образования и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования УР. Институт повышения квалификации предлагает учителям курсы, рассчитанные на широкий круг педагогов, а сотрудники НИИ участвуют в разработке комплекта учебных пособий для изучения удмуртского языка и краеведения курсам. Линейка учебников по удмуртскому языку включает в себя буквари и учебники для 1-9-го классов. Они бесплатно поставляются в школьные библиотеки. Учителя гуманитарных гимназий, в том числе участвовавшие в нашей серии исследовательских интервью, сами являются соавторами учебников или участники в апробации учебного материала.

В рамках интервью информантам предлагалось назвать меры, которые бы способствовали развитию этнокультурных программ в городских школах. Ответы распределились по нескольким категориям:

1. Меры идеологического характера. Популяризация удмуртского языка и удмуртской культуры, включая расширение сферы использования языка.

2. Организационные меры, прежде всего, возвращение к практике организации малокомплектных классов.

3 Методические меры, обеспечивающие преемственность этнокультурных программ.

4. Меры финансовой поддержки в форме целевого финансирования этнокультурных программ.

В ходе социологического опроса нас интересовало численное соотношение этнических групп в выбранных школах: что респонденты должны были выбрать одну из позиций, обозначавших основные этнические группы, живущие в УР: удмурты, русские, татары. По общей выборке результаты совпадают с этнической композицией населения УР по данным переписи. Преобладающим этносом являются русские. Соответственно, язык, наиболее употребляемый в повседневной жизни, - русский.

В нашем опросе 58,1 % респондентов отнесли себя к русским; 28,2 % - к удмуртам, 5,3 % - к татарам; 2,2 % респондентов указали другие этнические группы; 3,53 % указали комбинации сложной идентичности («и русский, и удмурт»), что тоже было учтено в рамках исследования: многие современные люди не могут однозначно определить свою этническую принадлежность (многие народы перемешаны между собой), Не ответивших на этот вопрос оказалось 2,67 %. Согласно данным переписи 2010 г., в Удмуртской Республике русских - 62,2 %, удмуртов - 28,0 %, татар 6,2 %.

Соотношение этнических групп в Ижевске: русских - 68,8 %, удмуртов - 14,8 %, татар - 8,9 %'. К нему близки данные опроса в общеобразовательных классах. По данным анкеты среди родителей общеобразовательных классов к русским отнесли себя 73,7 % респондентов, к удмуртам - 16,9 %, к татарам -2,5 %. Среди родителей национальных классов соотношение русских к удмуртам 52,7 % к 32,1 %.

С точки зрения конструктивистского подхода, использованного в нашем исследовании, интерес состоял не в замере показателя этнической принадлежности, а в том, чтобы подтвердить устойчивость воспроизводства этнического показателя при опросах разного уровня. Важнее представлялось выявить уровень использования удмуртского языка или сочетания повседневного общения на русском и удмуртском языках.

При соотнесении средних показателей с этнической идентичностью масштаб использования русского языка в русских семьях увеличивается до 95,8 %. В 3,4 % семей общаются на русском и удмуртском языках, и только в 0,8 % - на русском и татарском. В удмуртских семьях - на русском 58,3 %; на удмуртском - 40,9 % (вероятно, речь идет о супругах, состоящих в межэтнических браках).

Результат данных исследований, обусловлен тем, что культурно-развивающее пространство организовано в двуязычном пространстве. Однако наличие тех, кто в домашнем обиходе использует удмуртский язык, говорит о том, что в школах прилагаются усилия для развития удмуртского языка. И это подтверждается выводами, полученными в ходе исследования: большинство ответивших респондентов (59 из 62), - это родители детей, обучающихся в этнический классах. О том же говорят и учителя, утверждая, что интерес к языку с годами возрастает.

Следующий вопрос для подробного изучения: что считают родители важным при обучении детей по предметам национального цикла. Этот вопрос рассматривался в таблице сопряженности с этнической принадлежностью, так что мы можем обозначить следующие основные выводы. По мнению родителей-удмуртов (38 человек, или 30,6 % удмуртов), наиболее важным является изучение удмуртского языка. Это необходимо для сохранения этноса. Помимо этого, удмурты (29 человек или 23,9 %; второе место среди ответов), считают очень важно знать культуру родного края. На третье место удмурты (23 человека, или 18,5 %) поставили знание истории родного края. На четвертом месте - утверждение, что важно осознавать себя гражданином России (20 человек, или 16,1 %). И на пятом - осознание себя представителем своего народа - так ответили 14 человек, или 11,3 %. Такое распределение ответов показывает, что многие родители, представители удмуртского народа, хотели бы, чтобы их дети в школьном образовании изучали и знали удмуртский язык.

Общий итог по выборке: 42,5 % считают необходимым введение этнокультурных программ; 32,6 % - что больше чем есть, не нужно; 23,1 % затруднились ответить на этот вопрос.

На вопрос о том, сколько должно быть школ с изучением удмуртского языка, 55,4 % респондентов ответили, что больше чем есть, уже не нужно; 27,3 % - за то, чтобы их было как можно больше; 17 % считают, что достаточно одной гимназии.

:По данным сайта Министерства национальной политики Удмуртской Республики. URL: http://www.minnac.ru/ minnac/info/udmurty. html.

В ходе обсуждения вопроса об открытии других этнических школ мы получили две большие группы респондентов. На вопрос, нужны ли в г. Ижевске нужны школы или классы с изучением татарского языка, или такие классы не нужны совсем, мы получили соотношение 45,4 % и 48,6 %.

Обратим внимание на то, что 5,3 % респондентов выбрали основной профиль обучения для своих детей национальный язык. И три респондента указали его в совокупности с другими профилями в открытой части вопроса.

В ходе данного социологического исследованию в анкете был задан открытый вопрос о том, что хотели бы изменить родители детей, обучающихся в школе, если бы у них была возможность. С помощью кодирования мы выделили несколько больших блоков ответов, в которые включили все основные группы. Из 453 респондентов на данный вопрос ответили 217. После обработки получены следующие выводы. Практически все ответившие родители видят необходимость перемен и изменений. Из них 12 человек, или 5,5 %, затруднились ответить на этот вопрос; 17 человек, то есть 7,8 % ответивших считают, что менять ничего не нужно. Первую большую группу ответов мы обозначили как организационные вопросы: это замечания родителей о необходимости компьютерной техники, начиная от предложения обновить компьютеры и заканчивая предложениями ввести электронный дневник, журнал, школьные пластиковые карты. Указывалось на необходимость замены обычных учебников электронными книгами, как в наиболее престижных школах Ижевска. 19 ответов (8,8 %) касались организации питания в школе. В ряде случаев родители констатировали наличие проблемы: «ребенок жалуется на питание»; в нескольких анкетах предлагалось поменять весь коллектив поваров; иногда назывались конкретная проблема: нужна большая перемена, чтобы ученики 1-3 классов успевали поесть. В 15 ответах указано на необходимость реорганизации охраны в школе. Были предложения по обустройству парковочных мест, въездных дорог, ограждений, благоустройства территории. Многие родители писали о необходимости ремонта в школе вообще и, конкретно, в спортзале; многие предлагали заменить мебель в классах. Три ответа содержали предложения построить бассейн. 32 респондента выразили желание, что они бы хотели, чтобы их дети обучались в первую смену (это 14,7 % всех респондентов). Из общего же количества респондентов в данном блоке ответы дали 166 человек, или 76,5 % респондентов, то есть основной массив участников. Получается, что основную массу респондентов организация учебного процесса не устраивает.

В отдельную категорию мы выделили ответы родителей о мерах по оздоровлению детей. Один ответ указывал на необходимость медпункта. Два - на необходимость кабинета психологической разгрузки, еще два - о необходимости более интенсивных занятий с психологом.

43 ответов, 19,8 % анкет, содержащих ответы на открытый вопрос, касаются вопросов организации учебного процесса. 8 респондентов отмечают проблему кадрового состава учителей национальной школы. Родители указывают на то, что учителя часто меняются, не имеют необходимой квалификации, не уделяют детям достаточного внимания. Одна из респондентов предложила администрации проводить набор учителей по конкурсу, включающему показатели профессионального, педагогического или психологического мастерства. Но было и понимание того, что наличие квалифицированных педагогов в школе напрямую связано с уровнем оплаты труда, поэтому родители предлагали повысить зарплату учителям.

8 респондентов (3,7 % полученных ответов) предлагали меры реорганизации учебного процесса. Из общих пожеланий: усовершенствовать расписание (освободить от занятий субботу - 2 респондента) и учебную программу, уменьшить объем домашнего задания, но по просьбе детей проводить дополнительные занятия. Предлагали ввести новые направления факультативных занятий, например, кадетство. Одна из мам указывает на необходимость нестандартных уроков и предметов, обучение практическим навыкам.

Выяснилось, что родители, детей, обучающихся в данных школах, используют распространенные формы контроля над учебой своих детей: беседуют с ними 71,1 %, посещают родительские собрания 67,8 %, контролируют оценки в дневнике 67,8 % респондентов. В меньшей степени родители склонны приходить в школу, чтобы беседовать с учителями вне регулярных родительских собраний, О том, что они созваниваются или встречаются с учителями, заявили 19,7 % родителей. Из полученных данных можно сделать вывод, что родители контролируют учебу своих детей и интересуются их школьной жизнью. В меньшей мере это происходит посредством учительского вмешательства и общения; родители предпочитают беседовать со своими детьми; также предпочтение отдается проверке дневника, такой контроль одинаково часто встречается, как и посещение родительских собраний.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Большинство родителей встречаются с классным руководителем детей раз в четверть (49,8 %), Необходимость более частых контактов (раз в месяц) видят 31,3 % респондентов. О контактах с классным руководителем раз в неделю заявляют 5,9 % респондентов. Только 2,6 % родителей встречаются раз в год и 1,2 % предпочитают совсем не поддерживать контакта со школой. 38 человек, или 8,4 % респондентов, предложили свой вариант ответа на этот вопрос, при этом один написал, что он видит классного руководителя своего ребенка каждый день (есть основания полагать, что это учителя, дети которых учатся в этой школе). 34 респондента (6,2 %) указали, что не могут определиться с предложенными вариантами ответов, так как они видятся то чаще, то реже, по мере необходимости. Три респондента отметили, что регулярно созваниваются с классным руководителем ребенка и данного общения им вполне достаточно.

Нас также интересовало, каковы формы взаимодействия родителей одноклассников. Характер взаимодействия родителей нельзя назвать интенсивным. 57,8 % респондентов видят других родителей только на классных собраниях. Однако по важным вопросам они встречаются лично или общаются по телефону, о чем заявили 28,6 % респондентов. 14,1 % родителей взаимодействуют друг с другом при подготовке классных мероприятий, а 15,4 % участвуют в классных или школьных родительских комитетах. 5,3 % респондентов указали, что они не стремятся общаться с родителями одноклассников своих детей. Только немногие (2,3 %, десять респондентов) общаются в социальных сетях или на Интернет-форумах. Очевидно, что родители предпочитают традиционные способы взаимодействия друг с другом. Возможности общения в социальных сетях не рассматриваются как канал оперативной связи родителей, возможно, потому, что они воспринимаются как поле неформального общения.

***

Система этнокультурного образования развивается сегодня в условиях трансформации глобальных трендов и изменения государственной политики в отношении этнических меньшинств. Существование этнически ориентированных (специализирующихся на местном языке и культуре) программ само по себе не является ресурсом, обеспечивающим качественное образование, так как вне соответствующей политики не снимает, а воспроизводит финансовые, социальные и территориальные барьеры.

Тем не менее, усилий образовательных и общественных структур явно не достаточно, чтобы поддерживать устойчивый интерес учеников школ и их родителей к участию в этнокультурных программах. Количество школ и учеников, участвующих в реализации программ, неуклонно сокращается. Основные проблемы, сопровождающие реализацию этнокультурных программ в городских школах - это слабая мотивация учеников и родителей; а также отсутствие коммуникативного пространства для общения на удмуртском языке.

Результаты нашего исследования показали, что наибольшую отдачу этнокультурные программы могут получить в рамках престижных учебных заведений, где востребована технология поддержания культурных контактов, но в условиях дефицита образовательных ресурсов они реализуются в непрестижных школах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. М.: Логос, 2003. 350 с.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса./ Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983. 412 с.

3. Власова Т.А. Инклюзивные и эксклюзивные практики в системе национального образования: кейс-стади школы с этнокультурным компонентом города Ижевска // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11, № 2. С. 207-256.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ЭКСМО 2007. 504 с.

5. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе. // Вопросы социологии. 1993. № 1/2. С. 3-38.

6. Хобсбаум Э. Век капитала 1848-1875. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 480 с.

7. Шабаев Ю.П. Этносоциальные последствия объединения регионов. // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 64-70.

Поступила в редакцию 14.07.14

S. V. Savina, E.R. Khazieva, T.A. Vlasova

ETHNIC EDUCATION IN IZHEVSK (PARENTS' ESTIMATION)

The article presents the results of the investigation concerning the relevance of ethnic education in Izhevsk by the example of urban schools in which the study program of Udmurt language and culture is realized. On the basis of questionnaire survey, the main characteristics by which parents estimate the ethnic education at schools are revealed. The results of the investigation show that parents support the existence of ethnic schools but estimate the quality of education in terms of general characteristics, such as exam scores and good children's knowledge. The main problems of ethnic schools and classes are connected with weak motivation of students and parents as well as with the absence of communication in Udmurt language.

Keywords: ethnic education, ethnic school, questionnaire survey, educational potential, components of ethno-cultural education.

Савина Светлана Владимировна, магистрант E-mail: svetlana92savina@gmail.com

Хазиева Елена Робертовна, студентка E-mail: helenhazieva92gmail.com

Власова Татьяна Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии культуры E-mail: tavlasova@yandex.ru

ФГБОУВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

Khazieva E.R.,

E-mail: helenhazieva92gmail.com

Savina S.V., master degree student E-mail: svetlana92savina@gmail.com

Vlasova T.A.,

Candidate of philosophy, Associate Professor

at the Department of Sociology&Philosophy of culture

E-mail: tavlasova@yandex.ru

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.