Научная статья на тему 'ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)'

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
поликультурность / этнокультуры / универсальная общечеловеческая миссия образования / возрождение национальных культур / кавказская языковая группа / краткий курс адыгейской литературы / передача этнокультурного опыта. / multiculturalism / ethno-cultures / universal human mission of education / revival of national cultures / Caucasian language group / short course of Adyghe literature / transfer of ethno-cultural experience.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асланова М.А., Читао Л.Р., Алентьева М.А., Кодзова З.Н.

Целью данной статьи является анализ проблем поликультурного воспитания в условиях растущей интернационализации мира, усиливающейся многонациональности и поликультурности. Система образования Республики Адыгея может служить микромоделью в плане поликультурного наполнения образовательного процесса. Авторы исследуют благоприятные условия для возрождения национальных культур, традиций, обычаев, повышения статуса родных языков, усиления интереса к историческому прошлому народов, пробуждения их национального самосознания и духа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асланова М.А., Читао Л.Р., Алентьева М.А., Кодзова З.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN A MULTI-ETHNIC REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ADYGHE REPUBLIC)

The purpose of this article is to analyze the problems of multicultural education in the context of the growing internationalization of the world, increasing multi-nationality and multiculturalism. The educational system of the Adyghe Republic can serve as a micro-model in the multicultural content of the educational process. The authors reveal favourable conditions for the revival of national cultures, traditions, customs, raising the status of native languages, increasing interest in the historical past of peoples, awakening their national identity and spirit.

Текст научной работы на тему «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)»

лась уверенность в себе, они стали более самостоятельно выражать свои впечатления, чувства и эмоции в ходе обсуждения собственных работ. Также у детей повысился интерес к изобразительной деятельности, они научились оказывать помощь друг другу, радоваться за окружающих и взаимодействовать со сверстниками.

На практике доказано, что творческие занятия являются достаточно эффективными в коррекци-онно-развивающей работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Радость, гордость, испытываемые ребенком при выполнении рисунков, аппликаций, изделий в технике лепки побуждают его к расширению коммуникативных связей и позволяет успешно интегрироваться в общество.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что использование творческих занятий способствовало улучшению сформированности уровня творческой активности у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Снизилось количество детей, имеющих низкий уровень сфор-мированности творческой активности, и увеличилось число дошкольников со средним уровнем. В целом результаты исследовательской работы показали эффективность разработанной и реализованной на практике системы творческих заданий и упражнений, направленных на развитие творческой

активности старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

Список литературы

1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 342 с.

2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в системе воспитания и обучения дошкольников с умственной недостаточностью: Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития: автореф. дис. ... д. пед. н.: 13.00.03 / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. -Москва, 2003. - 48 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекци-онно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М., 2005. - 272 с.

4. Касимова А.М. Развитие творческой активности дошкольников как психолого-педагогическая проблема // Вестник университета. - 2013. - № 21. - С. 265-270.

5. Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ... к. пед. н.: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2001. - 14 с.

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛИЭТНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)

Асланова М.А.

Адыгейский Государственный университет доцент, кандидат педагогических наук

Читао Л.Р.

Адыгейский Государственный университет доцент, кандидат педагогических наук Алентьева М.А. Адыгейский Государственный Университет доцент, кандидат филологических наук

Кодзова З.Н.

Адыгейский Государственный Университет ст. преподаватель кафедры арабского языка и вторых иностранных языков

ETHNO-CULTURAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL SYSTEM IN A MULTI-ETHNIC REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ADYGHE REPUBLIC)

Aslanova M.

Adyghe State University Associate professor, candidate of pedagogical sciences

Chitao L. Adyghe State University Associate professor, candidate of pedagogical sciences

Alentyeva M. Adyghe State University Associate Professor, candidate of philological sciences,

Kodzova Z. Adyghe State University

Senior Lecturer, the Department of Arabic and Second Foreign Languages

Аннотация

Целью данной статьи является анализ проблем поликультурного воспитания в условиях растущей интернационализации мира, усиливающейся многонациональности и поликультурности. Система образования Республики Адыгея может служить микромоделью в плане поликультурного наполнения образовательного процесса. Авторы исследуют благоприятные условия для возрождения национальных культур, традиций, обычаев, повышения статуса родных языков, усиления интереса к историческому прошлому народов, пробуждения их национального самосознания и духа.

Abstract

The purpose of this article is to analyze the problems of multicultural education in the context of the growing internationalization of the world, increasing multi-nationality and multiculturalism. The educational system of the Adyghe Republic can serve as a micro-model in the multicultural content of the educational process. The authors reveal favourable conditions for the revival of national cultures, traditions, customs, raising the status of native languages, increasing interest in the historical past of peoples, awakening their national identity and spirit.

Ключевые слова: поликультурность, этнокультуры, универсальная общечеловеческая миссия образования, возрождение национальных культур, кавказская языковая группа, краткий курс адыгейской литературы, передача этнокультурного опыта.

Keywords: multiculturalism, ethno-cultures, universal human mission of education, revival of national cultures, Caucasian language group, short course of Adyghe literature, transfer of ethno-cultural experience.

Поликультурное общество - важнейшая категория социальной философии и теоретической социологии, означающая исторически конкретный тип социальной системы, подразумевающий объединение людей различных национальностей со всей совокупностью форм взаимодействия и взаимозависимостей, где экономика выполняет функцию адаптации, политика - целедостижения, а культурные символы - поддержания образца взаимодействия в системе, как указывает В.И. Матис [1, C.10-11]. По мнению А.А. Сусоколова, «каждая из национальных культур современной Российской Федерации входит в состав единой российской цивилизации; русская культура является как бы её общим фоном и наиболее мощным компонентом, но российская цивилизация в принципе полиэтнична и не сводится к русской культуре». [2]. В научных кругах распространена точка зрения, что обращение к глубинным этническим ценностям - это защитная реакция человеческой психики на сложность, обезличенность, суетность и неустойчивость современной жизни [2]. Особенности современной жизни усиливает психологическую потребность в устойчивых жизненных ценностях. Каждый этнос вносит неповторимый вклад в мировую культуру (Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер). Ни один не развивается сам по себе - обычно он постоянно взаимодействует с другими этносами, поэтому процесс развития культуры связан с аккультурацией, имеющей непрерывный характер. В.Г. Бабаков, Ю.В. Бромлей, И.С. Вырост, П.И. Гна-тенко, В.М. Семенов подчеркивают, что культура -общечеловеческое явление во всех её этнических формах. В условиях растущей интернационализации мира, усиливающейся многонациональности и поликультурности подготовка людей к жизни в подобных условиях становится центром внимания международных правительственных организаций, общественных и педагогических движений. Поликультурность связывалась со свободой духовного развития личности и народа: человек не может глубоко и осознано овладеть культурой, если навязываются чуждые идеи и взгляды, если не обеспечивается развитие его природных сил и способностей

(Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман). Сущность культуры познается на границах культур [3]. Единственная форма сосуществования этнокультур является диалог. Культура в таком диалоге выступает как один из факторов сближения людей. Без диалога культур нет истории и развитие личности. Этнос функционирует благодаря тому, что вырабатывает определенную систему сохранения и передачи этнокультурного опыта новым поколениям. Основные способы переноса этнокультурного опыта формируются в структуре каждого этноса: семейные и народные бытовые обычаи, религиозные обряды, образовательные институты, материальная культура. Они обеспечивают и стабильность, и преемственность, и интеграцию, и дифференциацию, и родство («мы»), и отчужденность («они») в истории этносов [4, С.21].

Этническая культура как социально-исторический феномен, является одной из составляющих обобщенного критерия конкретного исторического бытия, специфический способ жизнедеятельности в единстве и в многообразии исторически выработанных форм. Оригинальность каждой этнокуль-туры заключается в её собственном способе решения проблем функционального внутриэтнического конфликта, а также в таких компонентах культуры, как материальная культура, этническое самосознание, этнический менталитет, традиционная преемственность, ценностная ориентация. Процветание этноса зависит от того, насколько хорошо функционируют адаптационные механизмы этноса. Мир полон противоречиями между этносами, которые обладают различными этническими картинами мира и этническим самосознанием, носителями различных стереотипов и менталитета. Имеющиеся общие проблемы требуют межкультурного сотрудничества для их решения.

Основная функция образования - в передаче культурного опыта, способов поиска оптимального выхода из проблемных ситуаций. Соотношение универсальной общечеловеческой миссии образования и его этнокультурной функции связано с передачей от поколения к поколению уникального этнокультурного опыта и с сохранением этнической

идентичности. Проблема разрыва и преемственности поколений - одна из основных для человечества, а проблема формирования культуры нового поколения, образования и приобщения к богатству этнокультуры является ключевой.

По мнению А.Б. Панькина, в исследовании проблем этнокультуры и образования особое значение имеет философский подход, так как позволяет прослеживать органические взаимосвязи с социальными фактами и явлениями. Этот подход позволяет учитывать то, что ядро культуры составляет блок общечеловеческих и этнических ценностей. Этно-культура и образование - две стороны генетически единого процесса воспроизводства развития человека по средствам усвоения ценностей культуры. Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.Ф. Флоренский представляют человека как эпицентр культуры, её высокой духовной ценности. Каждая этнокультура включает в себя совокупность ценностей всех областей материальной и духовной жизни: особенности ландшафта мест проживания этноса, архитектуру, систему охраны здоровья, образования и воспитания, жилищного уклада, особенности исторических событий, религии, этнографии, ритуалов и обрядов, народно-прикладного творчества, фольклора, музыки, изобразительного искусства, культуры межличностного общения, чувств, этикета и пр.. Включение в этнокультуру - это процесс усвоения культуры окружающей среды. С.Т. Шацкий одним из первых обосновал и реализовал в России этнокуль-турологический подход. Современная разработка теоретико-методологических основ осуществляется с учетом идей Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, А. Тойнби о целостности культурно-исторического развития человечества и наличии сходных принципов функционирования различных этно-культур. При таких теоретико-методологических подходах субъект этноса соотносит себя с другими культурами и их носителями, образовательными системами, осознает свое место и предназначение в цивилизационном развитии [5, С.92].

Создание единого образовательного пространства формируется посредством решения задач поликультурного образования. В современных условиях оно выступает фактором преодоления разобщенности народов и объединения усилий на пути к всеобщему прогрессу и национальной гармонии. В современной педагогической науке понятие «поликультурное образование» выражает идею межкультурного взаимодействия в содержании образования ценностей различных этнических культур. Под «поликультурным образованием» нами понимается «образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде» [6, С.46]. Проблема поликультурного воспитания актуальна для всех стран, но решается она по нескольким основным направлениям: 1. Организация школ с двуязычным обучением; 2. Реализация учебных курсов, направленных на интеграцию национальных и этнических меньшинств с культурой доминирующей нации.

В России каждая республика, каждый регион отличаются неповторимыми особенностями системы воспитания, психологии, быта, культуры,

языка, истории, что должно оказывать влияние на направленность образования. Содержание образования опирается на ведущие дидактические цели Г.Н. Волкова, В.В. Краевского, В.С, Леднева, И.Я. Лернера, В.В, Серикова.

Каким образом реализуется этнокультурная направленность в образовательной системе Республики Адыгея, с учетом фактора полиэтничности населения, проживающего на её территории? Территория РА составляет 7,6 000 кв. км.; в её состав входит 7 районов, 2 города, 5 посёлков городского типа, 50 сельских администрации, 224 сельских населенных пункта. Городское население составляет 234900, сельское население - 212209 [7, С.97]. Адыги - самоназвание родственных между собой многочисленных племен (кабардинцы, беслене-евцы, темиргоевцы, натухайцы, абадзехи, бжедуги, шапсуги, убыхи, черкесы), которые единством своего языка и общностью традиций и обычаев составляли и составляют мощный и единый народ [8, С.62]. Языковая группа - кавказская, языковая подгруппа - абхазо-адыгская. Конфессиональная принадлежность - ислам, православие (моздокские кабардинцы и жебайские адыги), католицизм (французские черкесы). Расселены на территории Российской Федерации, Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской республики, Карачаево-Черкесской республики. Адыгейцы проживают в Республики Адыгея, а также в Туапсинском, Успенском и Шапсугском (Лазаревском) районах Краснодарского края (15 тысяч человек). Общая численность адыгов на сегодняшний день составляет 5 млн. человек, из которых на территории Российской Федерации проживает (по данным переписи населения 1989 года) всего 626 тысяч человек, в то время как более 4 млн. адыгов рассеяны по всему земному шару, так как их предки в результате сложных трагических событий вынуждены были покинуть Черноморское побережье Кавказа, свою историческую Родину и найти убежище в 56 государствах мира (в основном в Турции, Сирии, Иордании, Египте, Германии, Ираке, Ливии, США, Англии, Франции, Саудовской Аравии и др.). Система образования Республики Адыгея может служить микромоделью общероссийской в плане поликультурного наполнения образовательного процесса. В республике созданы благоприятные условия для возрождения национальных культур, традиций, обычаев, повышения статуса родных языков, усиления интереса к историческому прошлому народов, пробуждения их национального самосознания и духа [9, С.21]. Созданы условия для изучения греческого, армянского и татарского языков. В Гавер-довской СОШ №18 г. Майкопа родной (греческий) язык изучается по желанию родителей и учащихся (47 из 104 греков). Родной (армянский) язык изучают 168 учащихся в СОШ №№ 14,20 Майкопского района. С 1993 - 1994 учебного года учащиеся 9 класса проходят аттестацию по армянскому языку. На базе института повышения квалификации при АГУ функционирует воскресная школа татарского языка. Здесь родной (татарский) язык изучает в кружках 60 учащихся. В общеобразовательных учреждениях республики ведется преподавание на родном языке предметов: адыгейского, армянского, греческого, татарского языков и литератур, этно-

культуры, математики и природоведения в начальных классах национальных (адыгейских) школ. В русскоязычных школах, по усмотрению администрации школ, ведется русская национальная культура. В общеобразовательных учреждениях работают кружки по адыгейскому языку, фольклору, литературе и культуре народов, проживающих в Адыгее, проводятся ежегодно месячники, фестивали по возрождению языка, культуры народов Республики Адыгея. Например, адыгейскую национальную культуру дети школы--комплекса №32 и гимназии № 22 г. Майкопа, армянскую - №№13, 14, 20 Майкопского района, славянскую - №28 г. Майкопа, немецкую - №2 г. Майкопа, казачью - №8 Майкопского района, №8 г. Майкопа, греческую -№18 г. Майкопа. В АГУ введены такие новые дисциплины, как введение в кавказоведение, культура адыгейской речи, литература XIX века, литература адыгейского зарубежья, адыгейская детская литература, кабардинский язык. По этим дисциплинам составлены новые учебные планы, программы. По решению Ученого Совета университета на всех факультетах введено преподавание адыгейского языка и на русском языке введено преподавание краткого курса адыгейской литературы. Преподавание дисциплин естественно-математического цикла на факультете адыгейской филологии переориентировано на адыгейский язык: математика с методикой, природоведение, ботаника, этнопедаго-гика. В Майкопском государственном технологическом университете действует Клуб ЮНЕСКО «Адыгея» (образован в 1996 году). Университет принял участие совместно с Клубами ЮНЕСКО и Адыгеи в международной научной экспедиции по возрождению «старых черкесских садов», а также реализовал проведение I Международной конференции «Слитые почвы, генезис, происхождение» (1998 году). С 2000 года в МГТУ начала работу методологическая школа для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МГТИ «Актуальные проблемы современного образования». Университетом (с февраля 2004 г.) разрабатываются направления науки и техники, исследования процессов формирования и регулирования рыночной экономики в РА; устойчивое развитие горных и предгорных районов РА; биология, селекция и разведение новых сортов плодовых культур, курильского чая; анализ развития и разработка прогнозных сценариев сельскохозяйственного производства в регионе; работа по изучению рекреационного потенциала и туристических ресурсов РА; работы в области производства органоминеральных удобрений, биогаза; сохранение старых «черкесских садов». Институт повышения квалификации при АГУ проводит определенную работу по организации регулярно действующих семинаров, этно-кружков, консультаций для преподавателей адыгейского, греческого, татарского языков. Он направляет свои усилия на поднятие уровня квалификации учителей родного языка и литературы, эт-

нокультуры, этикета; достижение нового качественного уровня обучения учащихся; усовершенствование учебной литературы. Учителя татарского языка проходят курсы повышения квалификации в Татарском республиканском институте повышения квалификации работников образования, армянского языка - в Ереване, греческого языка - в Греции. В приобретении учебно-методической литературы греческого, армянского, татарского языков, большую помощь оказывают национальные общества.

Таким образом, система образования призвана транслировать культуру общества в культуру личности и учитывать поликультурность общества. Стремление к национальной самоидентификации должно сопровождаться осознанием поликультурности российской цивилизации. Это должно учитываться при проектировании всех сторон жизни, т. к. этническая культура воплощает в себе интересы, цели всех народов и отдельной личности, а расширение отечественного образования соответствует процессам в мировом образовательном пространстве. XXI век - это век этнокультурно ориентированного образования.

Список литературы

1. Матис, В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Автореф. дис... док. пед. наук: 13.00.01 / В.И. Матис. - Барнаул, 1999.

2. Сусоколов, А.А. Устойчивость этноса и концепции национальных школ России. - М., 1994.

3. Панькин, А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Ав-тореф. дис... док. пед. наук: 13.00.01 / А.Б. Панькин. - Элиста, 2002.

4. Филин, Ф.П. Современное общественное развитие и проблемы двуязычия / Ф.П. Филин // Проблемы двуязычия и многоязычия. - М., 1972.- С. 13-25.

5. Судзики, С. Реформа образования в Японии / С. Судзики // Педагогика. - № 3-4.- 1992.- С. 92.

6. Словарь терминов по сравнительной педагогике и истории педагогической мысли / под. ред. В.В. Макаева. - Пятигорск: ПГЛУ, 1998.- 94 с.

7. Численность и размещение населения. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 году: в 14 т. Т. 1.- М.: ИИЦ «Статистика России», 2004.- С. 280.

8. Сукунов, Х.Х. К проблеме национально -регионального компонента в содержании образования (Материалы к обсуждению) / Х.Х. Сукунов, М.П. Магометова, И.Х. Сукунова, Б.П. Тажев. - М., 1998.- 107 с.

9. Сажина, Н.М. Личностноразвивающее обучение (с учетом этнопедагогических особенностей) как детерминант профессиональной подготовки будущего учителя: Автореф. дис... докт. пед. наук: 13.00.008 / Н.М. Сажина. - М., 2001.- 62 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.