Научная статья на тему 'Специфика поликультурного музыкального образования как фактор эффективности современного образования'

Специфика поликультурного музыкального образования как фактор эффективности современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Г.А.

В статье автор рассматривает специфику поликультурного музыкального образования как фактор эффективности современного образования в трех концептах «Регион Россия Мир». Автор рассматривает поликультурное музыкально-эстетическое образование в ходе экспериментальной апробации авторского УМК в школах Чеченской Республики в процессе трансляции собственной национальной культуры, и в качестве интеграции ее с культурами других народов и делает выводы, что разработанные учебно-методические и организационно-методические материалы, правильность выбора содержания УМК, формы и методы обучения и развития обучающихся являются своевременным и эффективным фактором поликультурного музыкального образования в школах ЧР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика поликультурного музыкального образования как фактор эффективности современного образования»

СПЕЦИФИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Кречетова Г.А.*

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный

В статье автор рассматривает специфику поликультурного музыкального образования как фактор эффективности современного образования в трех концептах «Регион - Россия - Мир». Автор рассматривает поликультурное музыкально-эстетическое образование в ходе экспериментальной апробации авторского УМК в школах Чеченской Республики в процессе трансляции собственной национальной культуры, и в качестве интеграции ее с культурами других народов и делает выводы, что разработанные учебно-методические и организационно-методические материалы, правильность выбора содержания УМК, формы и методы обучения и развития обучающихся являются своевременным и эффективным фактором поликультурного музыкального образования в школах ЧР.

Ключевые слова поликультурное образование, поликультурное музыкально-эстетическое образование, учебно-методический комплект, полилингвальность.

Сегодня, значимым для осмысления и осознания сущности и цели современного образования призвана сыграть философия образования и культура. Философия, образование и культура - это три взаимосвязанные и взаимодополняемые области, полилог трех сторон антропокультурного процесса, влияющего на становление и развитие человеческой личности.

В процессе взаимодействия с природным окружением человек особым образом создает свою «вторую природу» - материальную и духовную культуру. Человечество функционирует в двух сферах жизни и деятельности: инстинктивно-биологической и культурно-целесообразной (социальной). Культурный тип деятельности каждый раз «самопорождается» при вхождении индивида в культуру. Иными словами, человек рождается как бы дважды - первый раз физически, второй раз духовно. Такой тип деятельности дает возможность сохранять культурные традиции и фиксировать нововведения, делать их достоянием всех членов общности. Культурный (социальный) тип деятельности - основа существования искусства, духовной культуры в целом... Любое общество как живой организм имеет свою специфику и механизмы самосохранения. Быстро меняющаяся культурная действительность создает новые параметры жизни для каждого следующего поколения [1, с. 161].

* Старший преподаватель кафедры Методик начального образования.

Современная образовательная система обеспечивает национальное и интернациональное взаимодействие, направленное на формирование целостной личности как ценностного потенциала духовно-нравственного развития и воспитания личности в трех концептах «Регион - Россия - Мир». Включение личности в цивилизационные процессы, которые базируются на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях; обеспечение подрастающему поколению возможности самоидентифицироваться как представителю национальной, Российской и Мировой культуры является сегодня стратегическим направлением в образовании.

Проблема взаимодействия культур разных народов особенно актуальна в переходные, кризисные периоды истории. Способы социокультурных трансформаций являются предметом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей.

XXI век обозначил новые проблемы: трудности в адаптации, социализации и самореализации человека в современном мире. Сегодня, общество диктует понимание того, что развитие и прогресс его политических, социально-экономических основ зависит от уровня культурно-образовательного потенциала гражданских качеств. И именно образование, является одним из важнейших показателей успешной социализации, идентификации и жизнедеятельности каждого гражданина в мультикультурном социуме. Только посредством реформирования образования, ведущего к новому устройству многонационального культурного открытого общества можно воспитать и развить личность обучающегося.

В мировой практике имеются различные взгляды на цели воспитания, образования. В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются до сих пор в соответствии с философскими и психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. От выбранной цели и задач педагогической деятельности зависят остальные элементы: содержание и средства получения результатов. Образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в тоже время является носителем определенной этнокультуры. Этнокультурное содержание образования должно обеспечивать благоприятные условия для нормального функционирования и взаимодействия личности с микро- и макросредой в полиэтническом сообществе.

Интерес к проблемам этнокультуры в образовании обусловлен наличием этносов, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих особые потребности в связи с социальной и экономической интеграцией современного общества. Путь к общечеловеческому лежит через национальное, и чем больше в явлении культуры подлинно национального, тем глубже его общечеловеческое содержание - утверждал Н.А. Бердяев.

Изучение в исследованиях ученых фактора этнокультурной идентичности явилась проработка проблемы «язык - раса - культура» в американской этнолингвистике и антропологии. Этой проблеме посвящены основные труды классиков антропологии Ф. Боаса, Э. Сепира, Б. Уорфа, Д. Трейдже-ра, Г. Хойера.

Педагогические концепции о важности национального образования нашли отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого. Эту проблему рассматривали в зарубежной и отечественной педагогике С.И. Гессен, В.А. Дистервег, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.Я. Яковлев и другие.

Так, в Концепции этнокультурного образования в РФ, основанной на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», которая определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года и обеспечивает конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны [4] и эта система образования в школах регионов РФ должна обеспечить национальное и интернациональное взаимодействие, направленное на формирование (личности) Гражданина в трех концептах «Регион-Россия-Мир». Проблемы поликультурного образования как процесса усвоения учащимися знаний о различных культурах, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов рассматриваются в исследованиях Л.И. Алексеевой, Д. Бенкса, Г.И. Гайсиной, Х.Х. Галимова, Н.С. Гончаровой, Р. Хенви, И.М. Синагатуллина и другие.

Включение личности в цивилизационные процессы, основанные на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях; обеспечение возможности самоидентифицироваться как представителя национальной, Российской и Мировой культуры на наш взгляд является актуальной задачей исследования проблемы этнокультурной направленности как фактора поликультурности образования.

Сегодня, важно учитывать региональную специфику и последовательное внедрение этнокультурной направленности в образовании, которое целесообразно осуществлять на основе социально-психологического подхода к пониманию личности младшего школьника. В активный научный и практический оборот вошел термин «регионализация» (региональное образование). Исследования в данной области ведутся в русле традиционной классической школы (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Гончаров, УВ. Зуева, В.Н. Иванов, В.И. Матис, А.Б. Панысин, М.Г. Тайчинов, В.К. Шаповалов и другие).

В конце ХХ века выполнено значительное число научно-теоретических и опытно-практических исследований, посвященных проблемам развития национальной школы, раскрытые в трудах Т.З. Басаева, А.Я. Данилюк, Н.К. Ела-ева, Е. Жиркова, З.А. Мадаева, Ш.А. Мирзоева, Л.Н. Мукаева, Р.Б. Сабаткое-

ва, В.В. Сковородникова, А.Н. Мельникова, В.К. Шаповалова, И.А. Шорова и других.

Проблемами организации процесса воспитания на идеалах современной народной педагогики занимались Б.Ш. Алиева, Ш.М.-Х. Арсалиев, A.B. Бабаян, Т.А. Бекоева, Г.С. Виноградов, З.К. Каргиева, Д.М. Маллаев, Е.С. Ха-таев, Е.Н. Шиянов, Т. Эльдарханов и другие).

Изучение младшего школьника как особого мира во всем многообразии его свойств и отношений, поиск оптимальных путей его образования представлены в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.А. Вен-гера и другие.

Рассмотрение вопросов в сфере психологических проблем личности, который непосредственно зависит от того, в какой мере этот процесс согласуется с возрастными особенностями личности, определяют в своих работах авторы: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев, которые доказали, что процесс приобщения к искусству младших школьников происходит через присвоение общественно-исторического опыта и культурного наследия, воплощенного в материальных и духовных ценностях и освоенного в активной учебной деятельности. Таким образом, младший школьный возраст, в работах Л.И. Божовича, A.A. Люблинской, П.М. Якобсона, обозначен как период становления и развития личности, период ее социализации и приобщения к искусству и культуре.

Присвоение общечеловеческих ценностей и чувствование себя гражданином мира (вселенной) совсем не означает потери национального чувства долга, любви к своему народу, т.е. единичного. К общечеловеческим ценностям человек приобщается через ценности своей этнической общности, через жизнь своего народа и страны, через особенное. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как носитель определенной национальной культуры, а не как «отвлеченный человек», не «чистая доска» в этничности [3, с. 187].

Поликультурность - это умение вести диалог, понимать и принимать культуру других народов, и при этом осознавать себя представителем своей собственной национальной культуры и гражданином России и Мира. Такой подход в современном образовании легализуется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой говорится, что «Национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [4, с. 11].

Поликультурное музыкально-эстетическое образование в ЧР ориентировано на развитие и социализацию личности младшего школьника как субъекта этноса и как гражданина многонационального российского государства

и гражданина Мира, способного к самоопределению, самореализации в условиях современной мировой цивилизации.

В содержание поликультурного музыкально-эстетического образования младших школьников включается деятельность, направленная на формирование духовного мира личности обучающегося, обеспечивающая гармонию с внутренним миром, природой, социумом, определение критериев добра и зла, формирование мотивов поведения в согласии с общечеловеческими принципами морали и нравственности. Следовательно, личность как носитель определенной этнической культуры формируется под воздействием образования - системы воспитания и обучения. Системообразующим фактором воспитания этнокультурной личности выступает гуманистически направленная образовательная деятельность. Личность обучающегося не сможет адекватно реализоваться вне этнокультурного содержания, обеспечивающего осознание себя субъектом определенной культуры.

Рассматривая музыкальную культуру как определенный способ и поле деятельности человека, а также результат реализации его сущности, выражающий синтетическую характеристику развития человека, можно заключить, что становление и развитие культуры личности происходит в зависимости от того, какую музыкальную культуру человек осваивает и на основе каких ценностей он формируется. Изучение национальной культуры, а вернее этнокуль-туры способствует усвоению специфических особенностей народа. Ведь каждый индивид через национальное самосознание воспринимает бытие, культуру, историю, интересы своей национальной общности, свое будущее.

Для эффективного функционирования поликультурного музыкально-эстетического образования недостаточно изучать лишь отечественную и мировую культуру, нужен принципиально иной этнокультурный подход к формированию личности младшего школьника - подход, который базировался бы на когнитивном уровне осмысления как универсальных культурных концептов, имеющих российскую и общечеловеческую ценность в изучении предмета «Музыка», так и на понимании и усвоении специфического культурного концепта этнокультуры чеченского народа. Поэтому сегодня актуальной становится процесс реализации этнокультурной направленности в поликультурном музыкально-эстетическом образовании в Чеченской республике и формирование целостной личности младшего школьника, которая будет способна к активной, продуктивной и востребованной для гармоничного, созидательного саморазвития и самореализации в мультикультурном социуме.

В этой связи, авторское УМК «Музыка» построено на усвоении (познании) специфики «своей» национальной культуры: образно-эмоционального восприятия мира этносом, отраженного в произведениях национальной художественной культуры и стремлении вникнуть и понять «строение и внутренние особенности другой культуры», обогащаясь её содержанием.

Это позволит детям и родителям погружаться в атмосферу многообразия культур в трех концептах «Чеченская республика - Россия - Мир» и интегрироваться в процесс постепенного погружения в этнические ценности, а через собственную этнокультуру погружаться в мировую культурную цивилизацию. В этой связи, вопрос развития личности младшего школьника нами рассматривается, с одной стороны, как человека социального, этнокультурного, то есть способного занять свое место в обществе и социуме, с другой стороны, культурного, присваивающего общечеловеческие ценности и преобразующего ее в своей деятельности.

В мировой практике имеются различные взгляды на цели воспитания, образования. В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются до сих пор в соответствии с философскими и психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. От выбранной цели и задач педагогической деятельности зависят остальные элементы - содержание и средства получения результатов.

Основная цель технологии поликультурности в образовании - повышение качества начального образования. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Педагогические цели заключаются в освоении культурных ценностей человеческого общества: национальных, отечественных, европейских, международных и являются средством глобализации в образовательной системе.

Основные задачи современного образования реализуется посредствам:

- формирования в сознании младших школьников целостной картины мира;

- овладения учащимися в процессе изучения школьных предметов системой теоретических знаний и практических умений и навыков, посредством особенностей родного края, страны, мира;

- усвоения общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном мире, определении места и роли личности в окружающем мире;

- формирования культурной идентичности младших школьников на основе приобщения к национальным, российским и мировым ценностям;

- воспитания национального самосознания, познание и принятие культуры своего этноса и культурного многообразия других народов.

Подлинная гуманизация образования связана с приобщением школьников к национальной, российской и мировой культуре. В настоящее время, на этапе модернизации образования, художественная культура каждого народа приобретает особую роль, становясь достоянием всего человечества, воплощая в себе как эстетические, так и духовно-нравственные, этические идеалы общества. В силу своих специфических возможностей художественные произведения традиционной национальной культуры создают особые усло-

вия для приобщения учащихся к культурному наследию народа, и являются важным компонентом в гуманизации художественно-эстетического образования школьников. При этом образование выступает в качестве транслятора собственной национальной культуры, и в качестве интеграции ее с культурами других народов. В связи с этим, образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в тоже время является носителем определенной этнокульту-ры. Этнокультурное содержание образования должно обеспечивать благоприятные условия для нормального функционирования и взаимодействия личности с микро- и макросредой в полиэтническом сообществе.

Экспериментальная апробация в школах Чеченской Республики показала эффективность разработанных учебно-методических и организационно-педагогических материалов, правильность выбора содержания УМК, форм и методов обучения и развития обучающихся современной школы на основе поликультурности и полилингвальности.

Руководитель проекта Х.З. Султанова, анализируя проделанную работу и результаты диагностических и мониторинговых исследований, делает вывод, что «использование родного и русского языков в обучении и общего развития обучающихся как средств обучения и изучения в равной степени, использование учебных материалов, разработанных на основе родной культуры и национальных культур народов России; использование технологий, которые содержат значительные возможности эмоционально-личностного воздействия на формирование личности, ее коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений по принципу «от простого к сложному, от хорошо знакомого, близкого к далекому: от регионального к федеральному и общемировому», широкая предметная интеграция, активная эмоциональная деятельность, учет этнорегиональных, возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их общего развития, формирование здорового образа жизни на основе национальной культуры и культуры народов нашей страны и мира - все это является мощным стимулом роста качества образования, духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития личности и гражданина Региона, России и Мира».

Присвоение общечеловеческих ценностей и чувствование себя гражданином мира (вселенной) совсем не означает потери национального чувства долга, любви к своему народу, т.е. единичного. К общечеловеческим ценностям человек приобщается через ценности своей этнической общности, через жизнь своего народа и страны, через особенное. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как носитель определенной национальной культуры, а не как «отвлеченный человек», не «чистая доска» в этничности [3, с. 187].

Многие десятилетия этнокультурные потребности народов поликультурной России оставались за чертой государственной политики.

Национально-культурные ценности оказались невостребованными педагогической наукой и практикой. Не одно поколение детей оставалось лишенным возможности обучаться на родном языке, проникаться прелестью своей национальной культуры. В результате стала очевидной угроза потери национальной самобытности подрастающего поколения в поликультурном социуме.

Следствием отрыва национальной школы от этнокультурной традиции стало противоречие между конкретным национальным идеалом воспитания и односторонним социальным стереотипом, реализуемым в школе. Поэтому стратегия демократизации и гуманизации образования, возвращения ему культурообразующего статуса не может быть осуществлена без разрешения противоречия между актуализировавшимися этнокультурными потребностями и образовательными интересами народов как субъектов образовательного пространства и возможностями их удовлетворения федеральной системой образования. Снять обозначившиеся противоречия можно путем построения содержания образования, этнокультурная направленность которого будет учитывать интересы не только многонационального государства, но и этносов [10].

Автор статьи в заключении делает выводы:

1. Культурологический подход в музыкально-познавательной деятельности младших школьников, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал ее трансляции, дает основания видеть в образовании не только средство формирования у обучающихся знаний, умений и навыков, но и путь к достижению более высокой цели - становление и развитие личности младших школьников как носителя и творца культуры. В этой связи, культурологический подход в образовании ориентирует младшего школьника на то, чтобы народная педагогика, национальная культура и традиции, стали базовой основой этнокультурной направленности как фактора поликультурности в образовательном процессе и выступил как центральная идея этномузыкальной педагогики.

2. Сущность процесса реализации этнокультурной направленности поликультурного музыкального образования определяется совокупностью функциональных компонентов: когнитивного (познавательного), регулятивного (поведенческого), оценочного (эмоционального). Интеграция теории и практики содержания поликультурного музыкально-образовательного процесса по принципу «от близкого к далекому» на уроках музыки (наглядные учебные материалы, зрительный ряд, музыкальный и полихудожественный аудио- и видеоматериалы, творческие задания) - существенно активизирует познавательную деятельность младших школьников, что сделает этот процесс более эмоционально-ценностным, эффективным и целостным.

3. Разработка поликультурной модели музыкального образования осуществляется на основе взаимосвязи содержательного, технологического, диагностического и результативного блоков. Эффективность данной модели обеспечивает педагогические принципы: активизации познавательных и творческих побуждений; взаимодействия культурологического, деятельностного и полихудожественного подходов.

4. Разработка и реализация авторского УМК «Музыка» является практическим воплощением в жизнь рекомендаций ФГОС НОО, «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», Концепции модернизации образования в РФ. Данный курс обучения не только дополняет и обогащает знания о музыкальном искусстве, истории музыки, но и является мощным фактором активизации ценностного отношения к поликультурному музыкальному искусству, результатом чего выступают: гуманистическая парадигма и интенсификация целостного развития личности; усиление интереса к познанию этно- и поликультурного музыкального наследия; популяризации музыки родного края.

Список литературы:

1. Димаева Ф.В. О традиционной современной культуре чеченцев // Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология». - М., 2011. - № 3 (65). - С. 168.

2. Строков В.П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента: дисс. ... д-ра пед. наук. - М.: 2003. - 363 с.

3. Насырова М.Б. Поликультурное образование: факторы актуализации, сущность феномена, концептуальные идеи и возможные модели реализации содержания [Электронный ресурс] / М.Б. Насырова // Вестник Оренб. гос. пед. ун-та. Электрон. науч. журн. - 2014. - № 4 (12). - С. 187. - ISSN 23039922. - Режим доступа: http://www.vestospu.ru.

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учеб. издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков. - М.: Просвещение, 2010. - С. 11.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), I, п. 6, абзац 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.