ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ
Г.С. ГОЛОШУМОВА
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ЗАМ.
ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ФИЛИАЛА УРГЭУ
В г. Н. ТАГИЛ
Статистические данные наглядно свидетельствуют о ежегодном уменьшении численности сельского населения в нашей стране. Так, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, за межпереписной период только в Свердловской области на 4,8% вновь сократилось число сельских населенных пунктов. Это произошло за счет ликвидации и исключения из учетных данных, в соответствии с решениями органов власти, сельских населенных пунктов, в которых население не проживает по причине выезда в другие (городские или сельские) населенные пункты. В настоящее время 128 сельских населенных пунктов в области - без населения.
Для возрождения российской «глубинки» необходимо обратиться к ее духовных истокам - национально-культурным ценностям региона, народным обрядам, традициям семейного и общественного уклада жизни. В связи с чем сегодня с особой остротой актуализируется значимость организации в сельских школах процесса этнохудожествен-ного образования, направленного на духовно-нравственное становление личности учащегося, формирования этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.
На реализацию данной задачи и была направлена деятельность сельских школ Горнозаводского округа Свердловской области. Разрабатывая систему этнохудожественного образования, мы опирались на следующие позиции.
1. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования. Именно оно, откликаясь на проблемы социума, способно оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций, поддерживать или, напротив, тормозить их, упреждая развитие событий. Сфера образования, несомненно, имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые сегодня все более явственно дают о себе знать.
2. Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, единства и целостности Российского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности,
проявляющуюся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального социума.
3. Этнохудожественное образование на селе мы рассматриваем как процесс нравственного познания подрастающим поколением окружающего этнокультурного пространства, направленного на формирование индивидуальной ценностно-смысловой установки личности, включающей когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие учащимся ориентацию и полноценное функционирование в современном социуме на основе общечеловеческих ценностей.
4. Искусство - необходимое условие и средство этнохудожественного образования учащихся, т.к. оно представляет собой мир образов, окружающих ребенка в природной и социальной реальности, в силу чего создает эмоционально-насыщенную среду для формирования у него собственной картины мира. Искусство - хранитель и актуализатор визуальных архетипов, в которых зафиксированы обобщенные, бессознательные, социогенетические инварианты, проявляющиеся в массовом сознании, тем самым оно способствует укоренению ребенка в мире. Кроме того, язык искусства понятен мифологическому мышлению ребенка. Поэтому оно может не только «приглашать ребенка к общению», но и пробуждать в нем потребность реализовать свою индивидуальность, осмыслить свое предназначение.
5. Использование синтеза различных видов искусств в этнохудожественном образовании учащихся позволит, в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности, бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное пространство как самоценное явление, порождающее потребность в продолжении и расширении духовных контактов в современном многонациональном социуме.
Проблему синтеза искусств в обучении и воспитании детей нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников отечественной педагогики искусства - А.В. Бакушинского, Н.П. Блонского, С.Т. Шатского, Л. С. Выготского и других.
Б.П. Юсов в своих работах вводит понятие полихудожественного воспитания школьников, имея в виду такую форму приобщения школьников к искусству, которая позволит им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства, в отличие от монохудожественного подхода к преподаванию, когда занятия строятся на основе изолированной профессиональной системы какого-либо одного вида художественной деятельности.
В условиях сельских школ Горнозаводского округа организация процесса этнохудожественного образования учащихся на основе синтеза
различных видов искусства была разработана на базе теоретических положений Р. Чумичевой, Н. Коляденко, Г. Шевченко. Синтез искусств рассматривался в контексте следующих общечеловеческих ценностей.
1. Культурно-познавательных - познание учащимися таких ценностей, как Добро, Истина, Красота, Совесть и т. д., и их единство в жизни и искусстве.
2. Гуманистических - признание ценности человеческой личности, права человека на свободное развитие.
3. Нравственные - взаимодействие с миром по законам Красоты, осмысление норм и правил поведения человека в обществе, его отношения ко всему окружающему через эталоны Красоты [10].
Синтез искусств на основе общего для разных видов искусства содержания можно условно разделить на следующие:
• мир человека (его внутренняя сущность, личные и социальные связи, отношение к природе и предметному миру и т. д.);
• мир природы (красота и гармония, состояние природы и ее взаимосвязь с человеком, т. е. влияние природы на состояние человека и его отношение к ней, место человека в природе);
• мир предметов декоративно-прикладных и бытовых (способы взаимодействий человека с предметами, отражение в предметах характера эпохи и традиций народа, красота предметов и их утилитарное назначение и т. д.)
Содержание мира человека, отражаемого в искусстве, можно конкретизировать в следующих тематических циклах:
• Я-человек (ребенок, взрослый, художник, музыкант, поэт) в жизни и искусстве;
• Я-семья (дедушка, бабушка, папа, мама, братья, сестры);
• Я-мы (взрослые в труде и на отдыхе);
• Я-мир природы и мир предметов.
Содержание мира природы может быть объединено в такие тематические циклы:
• природа и время (весеннее, летнее, осеннее, зимнее, утреннее, дневное, вечернее, ночное);
• природа и пространство (водное, земное, космическое, подводное, воображаемое);
• природа и человек (воспевающий ее красоту, сохраняющий и защищающий ее).
Содержание мира предметов можно объединить в следующие тематические циклы:
• предметы утилитарного назначения, созданные человеком (вокруг нас и в искусстве);
• предметы, украшающие быт человека.
Синтез искусств на основе общих для разных видов искусства изобразительно-выразительных средств можно рассматривать на базе
общих для живописных, музыкальных и литературных произведений художественных средств: композиция, ритм, темп, повторы, параллели, тон, мелодия, цвет, свет и т. д. Выделяется несколько форм организации этнохудожественного образования на основе синтеза искусств.
Пластообразная или сквозная - суть ее в том, что ребенок познает какую-либо ценность (например, Красоту), воспринимая ее в различных произведениях и самостоятельно или вместе с педагогом реализуя эту ценность в собственной художественно-творческой деятельности (театрализация, рисование и т.д.). Основные принципы этой формы организации педагогического процесса: психологическая
обусловленность выбора деятельности (начинать с той деятельности, в которой данная ценность проявляется наиболее ярко), многомерность (разнообразие содержания и жанров искусства), гармоничность (одновременное воздействие на интеллектуальную эмоциональную и поведенческую сферу личности ребенка).
Спиралевидная - особенность этой формы состоит в том, что познание ценности (например, доброта) происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями: от частного к общему (педагог рассказывает о поступках детей и просит на основе произведений искусства, собственного жизненного опыта и т. д. определить, как называется это качество и в чем оно проявляется) или от общего к частному (педагог дает детям определенную установку: например,
спрашивает, что такое доброта и о ком говорят « добрый человек», и просит детей в течении всего учебного дня, занимаясь разными видами деятельности, обращать внимание именно на это качество личности и на то как оно проявляется в жизни и искусстве).
Контрастная - отличается от первых двух форм тем, что познание какой-либо ценности осуществляется «от противного» (осознание с ненавистью). При данной форме организации педагогического процесса очень важно помнить о мотивационном принципе: учащийся должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у других людей и собственную положительную самооценку.
Индивидуально-дифференцированная - наиболее сложная форма организации педагогического процесса, требующая от педагога высокого профессионализма, знания индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в подгруппы. Суть ее заключается в том, что педагог создает в группе такую среду, которая позволяет каждому ребенку самостоятельно выбирать вид деятельности, наиболее отвечающий его внутренним потребностям, а задача педагога наблюдать за детьми, помочь им так организовать этот вид деятельности, чтобы он мог осознать, эмоционально прочувствовать и оценить ту или иную ценность
(например, ребенок выбрал рисование, педагог должен оценить результат его творчества, предложить всем подумать, где этот рисунок
можно использовать; тем самым педагог помогает каждому осознать собственную значимость и значимость каждого для всех).
Использование синтеза искусств позволяет организовать процесс этнохудожественного образования на следующих принципах:
• принцип одномоментного включения всех анализаторов (зрительных, слуховых, осязательных, тактильно-двигательных), обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов;
• принцип проецирования познаваемой ценности на свое Я (ребенок постоянно ставится педагогом в позицию: а я похож на этого героя? А это качество есть у меня? А я могу так? и т.п.);
• принцип результативности (развивающего эффекта), предполагающий обязательность общения воспитателя с каждым учащимся для выяснения того, что и как он понял, прочувствовал, оценил.
Выбирая ту или иную форму организации педагогического процесса, каждый педагог должен исходить из уровня подготовленности и индивидуальных особенностей учащихся, задач, которые он ставит перед собой и требований, предъявляемых им к среде формирования личности ребенка.
Об интегративном подходе к преподаванию дисциплин художественного цикла на всех ступенях образования говорит Н. Коляденко, но речь идет не об интегративном сложении, а о комплексном подходе к искусству в целом. «С этой целью, -указывает педагог, - в каждой школе необходимо организовывать этнохудожественное образование на следующих подходах:
• каждый преподаватель отдельного вида искусства должен ориентироваться на общие законы построения художественного образа в искусстве в целом. При этом он стремится к формированию у учащихся целостньгх, синтетических образов;
• на каждой стадии учебно-воспитательного процесса необходимо
взаимодействие преподавателей
образовательной области «Искусство»;
• на всех стадиях должно реализовываться единство теории и практики». [8]
Для нашего исследования особый интерес представляют научные труды Г. П. Шевченко, в которых рассматриваются формы и методы художественно-воспитательной работы в образовательном учреждении с учетом комплекса искусств и особенностей психолого-педагогического развития детского возраста. С различных подходов: философских, педагогических, психологических, автор доказывает значимость в образовательном процессе различных видов искусств во взаимодействии. Подчеркивается, что «взаимодействие видов искусств обусловлено их эстетической природой», генетической, морфологической, нравственной общностью, едиными законами
художественного мышления, диалектикой человеческого познания [11, C. 17]. Таким образом, взаимодействие видов искусств как эстетическое явление, как результат социально-культурного развития общества располагает огромными воспитательными возможностями, способностью обогащать и развивать духовный опыт детей.
В своих работах Г.П. Шевченко выделяет принципы взаимодействия искусств в учебно-воспитательном процессе, отражающие специфику комплекса искусств и особенности его воздействия на личность ребенка.
Принцип общности предполагает изучение искусства в школе на основе единства принципов генетического, морфологического, идейнонравственного и эстетического.
Принцип учета специфики каждого вида искусства. Этот принцип требует изучения особенностей каждого вида искусства, квалифицированного их анализа, преодоления иллюстративности, утилитаризма при их использовании в учебном процессе.
Принцип взаимосвязи чувственного и логического. Воздействие комплекса видов искусства на ребенка не идентично воздействию ни одного из этих видов, изолированно воспринимаемого. Останавливаясь на устойчивом взаимодействии различных анализаторов, синтез искусств пробуждает у учащихся эмоционально-эстетические переживания, которые представляют собой бескорыстное, неутилитарное удовольствие, не связанное с практической пользой.
Принцип учета особенностей воздействия различных видов искусства (литературы, музыки, изобразительного искусства) на детей.
Принцип творческой активности. Каждый вид искусства представляет уникальный вид художественного творчества. Мотивом творческой деятельности выступает интерес к определенному виду искусства, а основой творческой активности - художественноэстетические знания, эмоциональная восприимчивость, развитое воображение, способность к эстетической оценке жизненных явлений, эстетическое видение. Все эти качества формируются и развиваются при восприятии различных видов искусства в их комплексе.
Типы взаимодействия видов искусства в педагогическом процессе отражают сложившиеся в истории искусства типы художественного синтеза и основываются на генетических, морфологических и функциональных связях. Типы взаимодействия видов искусства как художественное явление определяются в педагогическом процессе дидактическими воспитательными целями. Использование синтеза искусств в обучении и воспитании учащихся позволит в полной мере реализовать основные функции этнохудожественного образования.
1. Философско - культурологическую функцию, направленную на формирование этнического самосознания личности.
2. Этико-гуманистическую функцию, учитывающую идеи поликультурности общества и этики межнационального общения, отражающую с позиций гуманизма в содержании образования и
способах учебной деятельности культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах.
3. Гуманитарно-гносеологическую функцию, направленную на формирование активного познавательного интереса к ценностям родной культуры.
4. Воспитательно-рефлексивную функцию, ориентированную на становление и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся.
5. Личностно-развивающую функцию, в процессе которой пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, гражданина мира.
Данные положения определяют современную этнохудожественную образовательную стратегию, ориентированную на формирование личности в условиях сельского социума, способной отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, проявить активную жизненную позицию в окружающем этнокультурном пространстве.
Список использованных источников
1. Взаимодействие и интеграция искусства в полихудожественном развитии школьников. / Под. ред. Г.П. Шевченко, Б.П. Юсова. - Луганск, 1990.
2. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством / Под ред. Б. П. Юсова. - М., 1981.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1976.
4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. - М., 1991.
5. Лейбсон В.И. Аспектный подход к организации эстетического образования.- М., 1995.
6. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.- М., 1985.
7. Лихачев Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М., 1983.
8. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Кушаева. - М., 1986.
9. Сухова Т. И. Полихудожественное литературно-речевое развитие школьников 1-11 классов. - Мурманск, 1995.
10.Чумичева Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе. -М., 1996.
11.Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе. - Киев, 1985.