Научная статья на тему 'Интеграционные тенденции в эстетическом воспитании детей'

Интеграционные тенденции в эстетическом воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИСКУССТВО / САМОУГЛУБЛЕНИЕ / СИНТЕЗ / EDUCATION / INTEGRATION / ART / CONTEMPLATION / SYNTHESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорунжая Ирина Олеговна

На основе историко-педагогического анализа раскрыты тенденции интеграции искусств, когда под воздействием общественно-исторической практики эстетическое воспитание наполняется новым содержанием, отражающим наиболее значимые связи и отношения между различными сторонами окружающей действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration trends in children's aesthetic education

On the basis of historical and pedagogical analysis the trends in the integration of art are revealed, when under the influence of socio-historical practice aesthetic education is filled with the new content, which reflects the most important connections and relationships between various parts of reality

Текст научной работы на тему «Интеграционные тенденции в эстетическом воспитании детей»

И. О. Хорунжая

(Выборг)

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

На основе историко-педагогического анализа раскрыты тенденции интеграции искусств, когда под воздействием общественно-исторической практики эстетическое воспитание наполняется новым содержанием, отражающим наиболее значимые связи и отношения между различными сторонами окружающей действительности

Интеграция искусств в начальной школе является одним из существенных итогов развития идей и практики эстетического воспитания детей. В то же время для формирования современных представлений о задачах эстетического воспитания детей важно проанализировать в историко-педагогическом аспекте тенденции интеграции искусств в полихудожественном развитии младших школьников.

Элементы эстетического воспитания имели место в церковных песнопениях, к которым привлекались учащиеся, в несистематизированном знакомстве детей с лубочными картинками, которое больше служило задачам наглядности при обучении грамоте, чем непосредственно формированию эстетической культуры. В учебники входил, как правило, немалый объем фольклора, что отражало реализацию остро востребованного тогда принципа народности в воспитании.

Необходимость эстетического воспитания детей в школе отстаивалась в ту пору при сильном сопротивлении тех, кто считал его недопустимой роскошью. За него боролись прогрессивные педагоги, недовольные формализмом, логоцентризмом школы. Между тем в привилегированных семьях и учебно-воспитательных заведениях детей обучали музыке, танцам, стихосложению. В классических гимназиях определенные эстетические представления формировались в процессе изучения древних языков. Специфическая, духовно тонкая эстетическая культура прививалась детям-ученикам, постигавшим тонкости ремесла иконописи в монастырских школах.

По ярким словам И. А. Сикорского, «так называемая гимнастика ума делает человека софистом, дает ему мефистофельскую тонкость, жесткость, холодность, способность формулировать умственные фиксации - и в то же время ... не видеть истины, не чуять правды! Холодный ум лишен глубины и проницательности

мысли... Умственное развитие в лучшем смысле того слова невозможно без единовременного развития чувства, или - как обыкновенно выражаются - сердца. Только осердеченный ум обеспечивает человеку возможность понимания того, что происходит вне его, и того, что совершается в нем самом - в его интеллектуальном и нравственном развитии» [7, с. 8].

В борьбу против логоцентризма и формализма школы внес свой вклад П. Ф. Каптерев, мировоззренчески издалека доказывавший необходимость эстетического воспитания. «Главные, основные причины наших поступков, -утверждал он, - нужно искать не в научных убеждениях, не в теоретических знаниях, а в области стремлений, инстинктов, влечений, в сфере малосознательной. В чувстве, а не в разуме вырастает душа и развивается личное «я», в частности, очень важно эстетическое образование и как орган его - искусство. Между жизнью и искусством гораздо больше органической связи, чем между жизнью и наукой.» [3].

Общую и категорическую оценку состояния эстетического воспитания в дореволюционной отечественной школе дал П. П. Блонский: «Современная школа игнорирует эстетику, и в ней находит мало пищи сердце ребенка. Новая школа дает простор эстетическим переживаниям ребенка» [2, с. 41].

Теоретико-практическую предысторию интегративного подхода в эстетическом воспитании раскрывает Е. Е. Шувалова. Она пишет, что в начале 20-х годов прошлого века шли активные поиски форм и методов применения комплекса искусств в школьной практике. Именно в эти годы было достаточно четко обосновано значение взаимосвязи искусств для развития чувств ребенка, его творческих способностей, формирования навыков, необходимых для творчества и восприятия искусства. С точки зрения передовых ученых и педагогов тех лет, именно комплекс искусств должен был способ-

ствовать формированию отношения к искусству как к одной из форм общения между людьми. Разделение искусств уместно лишь на второй ступени, когда у ребят появляется потребность в анализе, в расчленении, дифференциации, самоуглублении.

Педагогическая технология Б. Л. Яворского опиралась на единство художественно-творческой деятельности детей в процессе музыкальных занятий. На уроках Б. Л. Яворского учащиеся не только пели и слушали музыку, но и активно рисовали и двигались.

Подобно тому, как трудом хотели пронизать весь образовательный процесс, исходя при этом из лучших побуждений связать школу с жизнью, подобно этому, желая преодолеть формализм и казенщину старой школы, стремились абсолютизировать роль эстетического воспитания. При этом надо учесть, что ведь кругом разруха, нищета, масса сельских школ в обычных деревенских избах... И вдруг некий оазис, как, например, Малаховская школа-коммуна («Малаховка»). Здесь, как пишет М. В. Богуславский, имела место попытка реализовать идею о том, что «стоит прикоснуться волшебной палочкой творчества к любому ребенку - и произойдет обыкновенное чудо: проявится бурная фантазия, жажда к игре, драматизации, исследованию. Главное - создать сотканную из творчества атмосферу и погрузить в нее детей».

Идеи «синтеза искусств» в педагогике требовали соответственно подготовленных преподавателей, которых не было. Педагогические училища и ВУЗы не готовили таковых в массовом масштабе. Поэтому в лучшем случае на практике тогда мог быть лишь механически составленный «комплекс искусств», а не их педагогически выверенный «синтез».

Значительным событием двадцатого века явилось появление уникальных, востребованных широкой практикой программ и поурочных разработок, созданных авторскими коллективами под руководством Д. Б. Кабалевского по музыке и Б. М. Неменского по изобразительному искусству и художественному труду.

Именно интонационный подход стал определяющим при разработке учебно-методических комплектов «Музыка». Поскольку интона-ционность - многозначная, универсальная категория, в конечном счете обобщающая отношение к жизненным явлениям, выраженная в разных видах искусства, то при создании УМК удалось с первого класса реализовать идею взаимосвязи музыки с другими видами искусства и воссоздать на страницах учебника объемный и многогранный образ музыки. Важно бы-

ло, чтобы активизация ассоциативно-образного мышления ребенка приводила к более глубокому постижению музыки.

В методологической части пособия О. В. Островской логически прочно связаны законы функционирования самого искусства, педагогические принципы и методические основы программы. И эта связь, будучи предметно реализованной, представляет собой, в сущности, определенный фундамент художественной педагогики. Речь идет прежде всего о таких законах функционирования искусства, как закон связи искусства с жизнью, закон единства формы и содержания, закон тенизации в искусстве.

На законах искусства основаны принципы построения программ, каждому из которых соответствуют методы и формы организации урока. К ним мы относим принципы целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства (тематический принцип); художественного сопереживания или уподобления; диалога; творческой самореализации; принцип единства реальности и фантазии; реализации связи искусства с жизнью.

На синтез, на комплексность в изучении искусств претендуют авторы, разрабатывающие в России и в странах ближнего зарубежья программы изучения национального фольклора. Идея комплексности, системности утверждалась и развивалась одновременно в единстве с идеей усиления национально-народной направленности искусства.

Сегодня заметна тенденция системного изучения русского фольклора, так как многие русские народные традиции и обряды носят эстетически синтетический характер. Наиболее разработанной моделью в этом аспекте представляется предназначенная для учителей русского народного творчества авторская программа

Н. С. Ширяевой по изучению в начальной школе русских традиций и обрядов [9].

Эта программа подводит детей к убеждению в том, что русский фольклор нередко объединяет в себе разные виды и жанры искусства.

Идея интегрированных уроков сегодня основательно и новаторски разрабатывается и внедряется в программы и методики обучения не только в школах, но и в дошкольных учреждениях. Примером являются «Методические рекомендации «Путешествие в прекрасное», разработанные О. А. Куревиной и Г. Е. Селезневой [4]. Большим достоинством указанных методических рекомендаций «Путешествие в прекрасное» является то, что в них реализуется замысел выйти на раскрытие детям проблематики жизни в социуме через искусство, на возможно-

сти самопознания, самоконтроля, самооценки и т.д. О. А. Куревиной разработаны также программа и методические рекомендации по «синтезу искусств» для начальной школы.

Сегодня вошло уже в учебники положение о том, что школа осуществляет эстетическое воспитание, самые различные виды искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание за счет раскрытия красоты науки, труда, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе.

На рубеже 80-90-х годов ХХ века появляется все больше основательных теоретических работ, специально посвященных проблеме интеграции искусств в школе. Заметным явлением стал сборник статей «Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников: рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий» под редакцией Б. П. Юсова [10].

Б. П. Юсов оперирует такими понятиями, как «полихудожественное воспитание», «взаимодействие искусств», «интеграция искусств», «синтез искусств», «комплекс искусств». К понятию «интеграция» близок термин «синтез», означающий, в сущности, синестезию, т.е. взаимовлияние органов чувств. Комплекс искусств -это и есть способ организации художественного воспитания в полном единстве с умственным, нравственным, гражданским развитием детской личности. Комплекс искусств - это значит, что дети не просто получают навыки пения или рисования, но всесторонне готовятся к участию в многообразной художественной жизни общества и учатся обращать художественные богатства человечества на благо своего духа и условий бытия.

По Б. П. Юсову, следует различать четыре типа взаимодействия искусств: (1) межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана (литература, музыка, изобразительное искусство); (2) сочетание предметов обязательного цикла с занятиями другими видами искусства во внеурочное время; (3) преподавание отдельных видов искусства на полихудоже-

ственной основе - с привлечением аналогов и стимулов из других видов искусства; (4) комплексный подход к полихудожественному воспитанию школьников, который характеризуется определенной мерой взаимодействия искусств по содержанию и продолжительности занятий на каждом возрастном этапе.

Создатели интегрированных программ обычно наряду с чисто эстетической акцентируют и нравственную направленность изучения искусств, выделяя в ней и аспекты внешней социальности, то есть осознания детьми своего места в окружающем мире, понятий Родины, добра, зла, материнства, отцовства, моральной ответственности в отношениях между людьми и к природе, и аспекты внутренней нравственной рефлексии, то есть осознание ребенком того, что является его собственной душой, его совестью, самосознанием, самооценкой и самовоспитанием.

Эти аспекты воспитательной направленности изучения интегрированных курсов по искусству - собственно эстетический и нравственный ориентиры ребенка. Вместе с тем важно определиться и с общепедагогическим видением интегративного урока, видением специфики последнего именно в начальной школе. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрировать на уроке можно любые элементы педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и приводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться.

Таким образом, интеграция искусств стала фактом педагогической науки и процесса воспитания младших школьников. Историческое время это время утверждения искусства в школе, изучения и учета специфики детского творчества, проявляющегося в процессе эстетического воспитания младши школьников.

Литература

1. Безрукова В. С. Интеграционные тенденции в развитии педагогического знания // Х Царскосельские чтения : сб. материалов конф. Т.2 / под общ. ред. В. Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина, 2006. - С.12-15.

2. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы // П. П. Блонский. Избр. педаг. и психол. соч. В 2-х тт. Т.1 / под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1970. - С.39-86.

3. Каптерев П. Ф. Об эстетическом развитии и воспитании // П.Ф. Каптерев. Избр. педаг. соч. / под ред. А. М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - С.91-109.

4. Куревина О. А., Селезнева Г. Е. П утешествие в прекрасное : ме-тодич. рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: Баласс, 1999. - 416 с.

5. Монахова Г. А. Образование как рабочее тело интеграции // Педагогика. - 1997. - №5. - С.52-55.

6. Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. : пособие для учителя. - М.: Владос, 2004. - 276 с.

7. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и обучения. Изд. 3-е, испр. и доп. - Киев, 1909. - 112 с.

8. Толмачева В. А. С тебя начинается Родина. - СПб.: НИИХ СПбГУ, 2001. - 110 с.

9. Ширяева Н. С. Русское народное творчество : образоват. программа. - СПб., 1992. - 26 с.

10. Юсов Б. П., Ермолинская Е. А., Захарова Е. А. и др. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников : рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий / под общей ред. Г. П. Шевченко и Б. П. Юсова. - Ворошиловград, 1999. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.