Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА'

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / РЕКРЕАЦИЯ / ЭТНОТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якубенко К.С., Елисеева О.В.

Статья посвящена проблеме влияния этнографических и культурологических ресурсов на рекреационную деятельность туристов.The article is dedicated to the problem of ethnographical and culturological resource influence on the recreational activity of tourists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА»

Якубенко К. С. студент 1 курса магистратуры Елисеева О.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»

ИСОиП (филиал) ДГТУ Россия, г. Шахты ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

ТУРИЗМА

Аннотация: Статья посвящена проблеме влияния этнографических и культурологических ресурсов на рекреационную деятельность туристов.

Ключевые слова: этнография, культурология, рекреация, этнотуризм, культурный туризм.

Annotation: The article is dedicated to the problem of ethnographical and culturological resource influence on the recreational activity of tourists.

Keywords: ethnography, cultural science, recreation, ethnotourism, cultural tourism.

Ритм современной жизни требует от человека огромной моральной и физической отдачи. Но для полноценного функционирования каждому из нас необходимо восстанавливать свои силы, вносить разнообразие в свои рабочие будни и отстранятся от рутинной деятельности. Именно в этом и состоит суть туристских поездок и путешествия. Туризм предполагает разнообразную деятельность людей, ориентированную на отдых и рекреацию, познание и развлечение и т.д.

На сегодняшний день предметом исследования различных научных отраслей туризма является изучение пространственных закономерностей и особенностей размещения рекреационных объектов, а также поведения людей в процессе рекреационной деятельности, включая общение представителей разных стран и культур [1]. Это может быть обусловлено интересом современной науки к вопросам межкультурной коммуникации, играющим важную роль в глобальной индустрии туризма. Таким образом, можно прийти к выводу, что этнографические и культурологические ресурсы напрямую связаны с различными аспектами туристской деятельности.

По определению этнография - это область науки, изучающая народности (этносы) и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. В рамках данной науки существует такое понятие, как этнографическая классификация культур. Этнография в качестве оснований для характеристики типов культур пытается охватить многообразные проявления форм жизни человека, его культурной среды. В рамках этнографии выделяются следующие классификации: географическая, антропологическая, хозяйственно-бытовая и лингвистическая [2]. Однако ни

одна из разновидностей этнографической классификации культур не является универсальной и собственно культурологической. Каждая из них решает ограниченные исследовательские задачи в рамках данной науки. Безусловно, этнография как наука имеет связь с туризмом и рекреацией, поэтому существует такой термин как этнографический туризм (этнотуризм).

Этнографическим туризм представляет собой вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для ознакомления с культурой, архитектурой, бытом и традициями народа, этноса, проживающего на данной территории [4].

Этнографический туризм основывается на интересе туристов к подлинной жизни народов, связан с познанием народных традиций, обрядов, творчества и культуры. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, культурному обмену представителей разных народов, включению особенностей их этносов в мировое культурное наследие.

Как всем известно, этнография находится в теснейшей взаимосвязи с культурологией. Культурологией считается совокупность

исследований культуры как структурной целостности. Предметом культурологии является исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных идеалов, интерпретируется в философии, в религии, в искусстве и т.д.

В рамках культурологии выделяется понятие культурного туризма. Культурный туризм охватывает посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).

Невозможно обойти стороной этнографические и культурологические особенности разных народов, оказывающих воздействие на межкультурную коммуникацию в контексте туристской деятельности.

Данный аспект можно охарактеризовать различиями в эмоциональной реакции и восприятии одинаковых движения, жестов и мимики представителями разных культур. Так, например, у афро-американских жителей Нового Орлеана во время похорон на лице появляется особое

выражение печали, очень похожее на улыбку. Это выражение и на самом деле и есть улыбка - именно такова невербальная реакция носителей данного менталитета на смерть. Жители Нового Орлеана на похоронах не горюют и не печалятся как носители, скажем, европейского менталитета, а радуются за покойного, который, как считается в местных верованиях и мифологии, уходит, «чтобы встретиться с благородными людьми на том свете». Чувство же радости вполне согласуется с улыбкой.

Вопросы этикетных норм в данном случае затрагиваются наиболее остро, так как нормы этикета различаются в зависимости от культуры и народа, представляющего эту культуру. Например, в европейской и американской культурах в знак уважения к партнеру человек обычно встает перед ним, а на островах Фиджи и Тонга человек в знак уважения к партнеру принимает сидячее положение. Особое значение для характеристики психологического состояния человека имеют положения рук и ног. Например, открытая поза сидящей женщины (локти далеко от тела, ноги вытянуты, колени разведены и т.д.) в Европе и Америке оценивается как нейтральная или даже положительная (открытый, общительный характер). В Японии она признается некультурной и аморальной.

Таким образом, невербальное общение является одной из важных частей процесса коммуникации, которое по аналогии с речевым общением имеет ряд схожих свойств и характеристик. Невербальные элементы общения, такие как жесты, мимика, позы составляют основу невербальной коммуникации и влияют на ее продуктивность.

Возвращаясь к вопросу взаимоотношения туризма и культурологии, этнографии и межкультурной коммуникации, важно упомянуть виды и функции рекреации. Классификации видов рекреационной деятельности с точки зрения спроса показывают, что важнейшим фактором являются потребности в:

• восстановлении и оздоровлении,

• в физическом развитии и самоутверждении,

• в познании и духовном развитии.

В соответствии с этим, можно привести следующую классификацию видов рекреации:

1. Лечебно-курортная рекреация;

2. Оздоровительная;

3. Спортивная;

4. Паломническая;

5. Познавательная;

6. Развлекательная;

7. Комбинированная [1].

В свою очередь, паломническая, познавательная, развлекательная и случаи комбинированной рекреации, включающие в себя ознакомление с культурными объектами, напрямую зависят от различных этнографических и

культурологических ресурсов. И, действительно, в комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой культурное наследие прошлых эпох. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов туристской деятельности, выполняют достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

В связи с этим можно с уверенностью сказать, что этнографические и культурологические ресурсы являются фундаментальным аспектом рекреационного потенциала определенной местности или страны, но всегда существует риск неправильного понимания и истолкования того или иного культурно-этнического объекта или явления. Поэтому нужно быть предельно осторожным, толерантным и культурно-образованным, чтобы воспринимать те или иные явления в контексте именно того этноса и культуры, в которой они существуют.

Использованные источники:

1. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебно-методический комплекс. — М.: МПСИ, Флинта , 2005. — 10 - 14 с.

2. Данилевский И. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -СПб., 1995. - 48 с.

3. Hidden Differences: Studies in International Communication. Hamburg: Grander & Jahr, 1983. - 113 р.

4. http://www.rusotdih.ru/publications/

Якушев Н. О. аспирант, инженер-исследователь Институт социально-экономического развития территорий

Российская академия наук Россия, г. Вологда АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Аннотация: в статье представлены результаты анализа основных методик оценки экспортного потенциала региона, представленные как зарубежными, так и отечественными исследователями. Проведена сравнительная характеристика анализируемых методик с выделением критериев оценки. В заключении сделаны выводы о целесообразности применения в настоящее время проанализированных методик и показан действенный инструментарий оценки экспортного потенциала региона. Ключевые слова: экспорт; оценка экспортного потенциал; регион.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.