Якубенко К. С. студент 1 курса магистратуры Елисеева О.В., к.э.н.
доцент
кафедра «Туризм и индустрия гостеприимства»
ИСОиП (филиал) ДГТУ Россия, г. Шахты ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
ТУРИЗМА
Аннотация: Статья посвящена проблеме влияния этнографических и культурологических ресурсов на рекреационную деятельность туристов.
Ключевые слова: этнография, культурология, рекреация, этнотуризм, культурный туризм.
Annotation: The article is dedicated to the problem of ethnographical and culturological resource influence on the recreational activity of tourists.
Keywords: ethnography, cultural science, recreation, ethnotourism, cultural tourism.
Ритм современной жизни требует от человека огромной моральной и физической отдачи. Но для полноценного функционирования каждому из нас необходимо восстанавливать свои силы, вносить разнообразие в свои рабочие будни и отстранятся от рутинной деятельности. Именно в этом и состоит суть туристских поездок и путешествия. Туризм предполагает разнообразную деятельность людей, ориентированную на отдых и рекреацию, познание и развлечение и т.д.
На сегодняшний день предметом исследования различных научных отраслей туризма является изучение пространственных закономерностей и особенностей размещения рекреационных объектов, а также поведения людей в процессе рекреационной деятельности, включая общение представителей разных стран и культур [1]. Это может быть обусловлено интересом современной науки к вопросам межкультурной коммуникации, играющим важную роль в глобальной индустрии туризма. Таким образом, можно прийти к выводу, что этнографические и культурологические ресурсы напрямую связаны с различными аспектами туристской деятельности.
По определению этнография - это область науки, изучающая народности (этносы) и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру. В рамках данной науки существует такое понятие, как этнографическая классификация культур. Этнография в качестве оснований для характеристики типов культур пытается охватить многообразные проявления форм жизни человека, его культурной среды. В рамках этнографии выделяются следующие классификации: географическая, антропологическая, хозяйственно-бытовая и лингвистическая [2]. Однако ни
одна из разновидностей этнографической классификации культур не является универсальной и собственно культурологической. Каждая из них решает ограниченные исследовательские задачи в рамках данной науки. Безусловно, этнография как наука имеет связь с туризмом и рекреацией, поэтому существует такой термин как этнографический туризм (этнотуризм).
Этнографическим туризм представляет собой вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для ознакомления с культурой, архитектурой, бытом и традициями народа, этноса, проживающего на данной территории [4].
Этнографический туризм основывается на интересе туристов к подлинной жизни народов, связан с познанием народных традиций, обрядов, творчества и культуры. В современном унифицированном мире человек стремится к самоидентификации, ищет и изучает свои этнические корни для того, чтобы почувствовать себя особенным, обладающим глубинной историей и собственными культурными традициями. А познание других культур и этнических особенностей позволяет ему составить целостную картину многогранного мира народов и народностей, уникальных в своей индивидуальности. Этнический туризм содействует более тесным связям, культурному обмену представителей разных народов, включению особенностей их этносов в мировое культурное наследие.
Как всем известно, этнография находится в теснейшей взаимосвязи с культурологией. Культурологией считается совокупность
исследований культуры как структурной целостности. Предметом культурологии является исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных идеалов, интерпретируется в философии, в религии, в искусстве и т.д.
В рамках культурологии выделяется понятие культурного туризма. Культурный туризм охватывает посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).
Невозможно обойти стороной этнографические и культурологические особенности разных народов, оказывающих воздействие на межкультурную коммуникацию в контексте туристской деятельности.
Данный аспект можно охарактеризовать различиями в эмоциональной реакции и восприятии одинаковых движения, жестов и мимики представителями разных культур. Так, например, у афро-американских жителей Нового Орлеана во время похорон на лице появляется особое
выражение печали, очень похожее на улыбку. Это выражение и на самом деле и есть улыбка - именно такова невербальная реакция носителей данного менталитета на смерть. Жители Нового Орлеана на похоронах не горюют и не печалятся как носители, скажем, европейского менталитета, а радуются за покойного, который, как считается в местных верованиях и мифологии, уходит, «чтобы встретиться с благородными людьми на том свете». Чувство же радости вполне согласуется с улыбкой.
Вопросы этикетных норм в данном случае затрагиваются наиболее остро, так как нормы этикета различаются в зависимости от культуры и народа, представляющего эту культуру. Например, в европейской и американской культурах в знак уважения к партнеру человек обычно встает перед ним, а на островах Фиджи и Тонга человек в знак уважения к партнеру принимает сидячее положение. Особое значение для характеристики психологического состояния человека имеют положения рук и ног. Например, открытая поза сидящей женщины (локти далеко от тела, ноги вытянуты, колени разведены и т.д.) в Европе и Америке оценивается как нейтральная или даже положительная (открытый, общительный характер). В Японии она признается некультурной и аморальной.
Таким образом, невербальное общение является одной из важных частей процесса коммуникации, которое по аналогии с речевым общением имеет ряд схожих свойств и характеристик. Невербальные элементы общения, такие как жесты, мимика, позы составляют основу невербальной коммуникации и влияют на ее продуктивность.
Возвращаясь к вопросу взаимоотношения туризма и культурологии, этнографии и межкультурной коммуникации, важно упомянуть виды и функции рекреации. Классификации видов рекреационной деятельности с точки зрения спроса показывают, что важнейшим фактором являются потребности в:
• восстановлении и оздоровлении,
• в физическом развитии и самоутверждении,
• в познании и духовном развитии.
В соответствии с этим, можно привести следующую классификацию видов рекреации:
1. Лечебно-курортная рекреация;
2. Оздоровительная;
3. Спортивная;
4. Паломническая;
5. Познавательная;
6. Развлекательная;
7. Комбинированная [1].
В свою очередь, паломническая, познавательная, развлекательная и случаи комбинированной рекреации, включающие в себя ознакомление с культурными объектами, напрямую зависят от различных этнографических и
культурологических ресурсов. И, действительно, в комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой культурное наследие прошлых эпох. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов туристской деятельности, выполняют достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.
В связи с этим можно с уверенностью сказать, что этнографические и культурологические ресурсы являются фундаментальным аспектом рекреационного потенциала определенной местности или страны, но всегда существует риск неправильного понимания и истолкования того или иного культурно-этнического объекта или явления. Поэтому нужно быть предельно осторожным, толерантным и культурно-образованным, чтобы воспринимать те или иные явления в контексте именно того этноса и культуры, в которой они существуют.
Использованные источники:
1. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебно-методический комплекс. — М.: МПСИ, Флинта , 2005. — 10 - 14 с.
2. Данилевский И. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. -СПб., 1995. - 48 с.
3. Hidden Differences: Studies in International Communication. Hamburg: Grander & Jahr, 1983. - 113 р.
4. http://www.rusotdih.ru/publications/
Якушев Н. О. аспирант, инженер-исследователь Институт социально-экономического развития территорий
Российская академия наук Россия, г. Вологда АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Аннотация: в статье представлены результаты анализа основных методик оценки экспортного потенциала региона, представленные как зарубежными, так и отечественными исследователями. Проведена сравнительная характеристика анализируемых методик с выделением критериев оценки. В заключении сделаны выводы о целесообразности применения в настоящее время проанализированных методик и показан действенный инструментарий оценки экспортного потенциала региона. Ключевые слова: экспорт; оценка экспортного потенциал; регион.