Ю. С. Нанакина, Л. Р. Рамазанова
Этнотуризм как новое направление туриндустрии: значение и факторы социально-экономического развития
Туристский бизнес является отраслью экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туристский бизнес является приоритетным направлением экономики некоторых развитых и развивающихся стран мира. В настоящее время он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Во многих регионах России элементы этнографического туризма присутствуют в составе сформированного комплексного турпро-дукта, но как самостоятельный вид он не развит. На наш взгляд, необходимо развивать этнографический туризм именно как отдельное, самостоятельное направление в туризме, а не как дополнительный бонус к горнолыжному, водному, развлекательным и другим видам туризма. Природные ресурсы (горы, реки, моря) - все это есть во многих странах и в какой-то степени уже потеряли интерес у туристов, которые ищут новшества в своих путешествиях. И мы должны предложить им это «что-то новое»: не только познакомить с уникальными традициями и обычаями наших народов, а сделать их свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников, фестивалей, гуляний, обрядов; научить их местным ремеслам, готовить национальные блюда и т. п.
Активно развивающимся направлением туристической индустрии за рубежом и в России является этнотуризм как приобщение к образу жизни и традициям народа, исконно жившего в том или ином регионе. Благодаря развитию данного вида туризма, представляется возможность превратить деятельность по сохранению исторического и культурного наследия регионов нашей страны в стабильный бизнес для малого предпринимательства, а также обеспечить экономическое и социальное благополучие малых коренных народов.
Социологическое исследование по этнотуризму, проведенное по заказу Ростуризма, показывает, что «в подобные туры хотели бы отправиться 88 % опрошенных. При этом 91 % респондентов считают, что информационных (в первую очередь этнографических путеводителей) и рекламных материалов о них явно недостаточно». Из этого следует, что туристам мало известно о существующих на тер-
ритории России этнотурах. В связи с этим необходимо проводить рекламные кампании, информационные туры с привлечением специалистов по туризму, преподавателей и студентов соответствующих специальностей. А также принимать активное участие в российских, международных конференциях, выставках по туризму и в иных мероприятиях в целях популяризации российского этнографического туризма.
Из опроса респондентов: «Далеко за Полярным кругом, на оледенелом краю земли великой, сибирской, лежит полуостров Таймыр. Свое название Таймыр получил по имени северной реки Таймура (Таймыра), что в переводе означает "Богатая". Таймыр во многих отношениях уникален. При первом же знакомстве он ошеломляет человеческое воображение своими масштабами: почти 1000 км по долготе и столько же по широте. Таймыр восхищает богатством своей первозданной земли и живой природы. Особенностью этих широт являются полярная ночь и полярный день. Природа здесь не скупа на краски и дарит людям замечательное полярное, или северное, сияние, красота и необычность которого завораживают. Свечение некоторых участков или всего ночного неба представляют собою форму однородной или лучистой полосы, пятна или дуги, или короны. Свечение это рассеянное, беспорядочное, часто голубовато-белого, желто-зеленого, реже красноватого или фиолетового цветов. В суровых северных условиях Таймырского полуострова живут люди, поражающие своим мужеством, выносливостью, теплотой души, внутренней красотой».
Здесь проживают малочисленные коренные народности Севера: долганы - 5 320 чел., ненцы - 2936, нганасаны - 766, эвенки -307, энцы - 131, а также некоторые другие этнические группы. Культура коренных народов Севера представляет ценность для всего человечества, ведь это культура людей, научившихся жить в крайне суровых природных условиях.
Этнический (от греческого слова «этнос» - народ) туризм может быть внешним и внутренним. Первый - это исследование традиций, обычаев, обрядов, языков, быта и т. д. народов других стран, второй - касается только нашей страны. Организовать первый вариант в то время, когда многие туристические фирмы объявляют о своем закрытии, конечно, нереально, а вот внутренний этнотуризм в ближайшие несколько лет явно будет очень прибыльным направлением.
Этнографический туризм основывается на любопытстве туристов к настоящей жизни народов, к знакомству с традициями народа, обрядами, его культурой и творчеством. Наш современный унифицированный мир характеризуется тем, что человек старается самоидентифицироваться, найти и изучить свои корни, осознать
свою особенность, обладание собственной историей и культурными традициями. Ну а познание других этносов и культур позволяет туристу составить четкую и целостную картину нашего разнообразного мира народов, обладающих своей уникальной индивидуальностью.
Существуют разные точки зрения на соотношение этнического и этнографического туризма. Так, А.И. Щукин в своем диссертационном исследовании отмечает, что основные участники этнографических туров - люди, профессионально занимающиеся этнографией. В свою очередь, участники этнического туризма - широкая аудитория туристов, главной целью которых является удовлетворение духовных потребностей [11]. В.Н. Пресняков и М.А. Жулина считают этнический и этнографический туризм синонимами [8]. В советское время термин «этнический» туризм не использовался, было распространено понятие «этнографический» туризм (связанное с наукой «этнографией»), который и сейчас употребим в научной среде. В иностранной литературе В. Смит отделяет этнический туризм от культурного и исторического [10]. В последнее время стали говорить об этнокультурном, джайлоо, антропологическом туризме, с последним перекликается аборигенный туризм. В российской и зарубежной научной литературе близким к этнотуризму понятием является «культурный туризм» («cultural heritage tourism», «heritage tourism» или «diaspora tourism»). Национальный фонд охраны памятников истории в США определяет культурный туризм как «посещение исторических мест, а также знакомство с достопримечательностями, отражающими историю человечества» [9]. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) дает свое определение культурному туризму: «это особый вид туризма, целью которого (среди множества других целей) является также открытие памятников и достопримечательностей» [8]. Наиболее близким понятием к этнотуризму можно, на наш взгляд, считать этнокультурный туризм (ethnocultural tourism) - понятие не часто встречающееся в отечественной литературе [4, 10]. А.Г. Бутузов включает в него этнографический, антропологический, этнический, ностальгический туризм [4].
Основным ресурсом для этнографического туризма является культурно-историческое наследие народов.
Коренные народы Севера никогда не занимались туризмом. Но специфика этнографического туризма (который относят к «устойчивому» или «альтернативному» туризму) подразумевает большую социальную ответственность, выполнение обязательств по отношению к природе, а также вовлечение местного населения во все процессы, связанные с управлением туристической деятельностью. В современных условиях, когда этнические товары становятся популярными по всему миру, этнографический туризм может стать для
аборигенов видом деятельности, который позволяет не только сохранять традиционную культуру, но и способствовать ее передаче подрастающему поколению. Особенность этнографического турпро-дукта заключается в том, что для его реализации требуются усилия разных членов этнического сообщества: от стариков - носителей и хранителей традиций, до молодых людей, получивших образование и готовых применить знания на благо своего края.
Итак, факторами, способствующими развитию этнографического туризма на территории являются: высокая сохранность традиционной культуры, являющаяся основным ресурсом для этнотуризма; наличие природных памятников; наличие у местных жителей опыта в приеме гостей из различных городов и стран, благодаря выставкам и образовательным программам.
Факторы, сдерживающие развитие этнографического туризма на территории: слабая координация усилий заинтересованных субъектов; сезонный характер существующих маршрутов (до некоторых стойбищ можно добраться только летом или зимой); отсутствие стартового капитала для вложения в туристический бизнес; крайне ограниченная видовая структура въездного туризма; слаборазвитая транспортная инфраструктура; регион мало знаком широкой туристской общественности в качестве объекта туристического посещения; слабо развита система управления/регулирования процессом формирования региональной туриндустрии, базирующаяся на эффективных организационно-экономических механизмах, включающих в себя среди прочих инновационную, инвестиционную, информационную, кадровую, научную, нормативно-правовую компоненты.
Таким образом, этнический туризм (этнотуризм) в последнее время приобретает все большую популярность, опираясь на исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых. Развитие данной туристической индустрии требует существенных инвестиционных вложений. Для аргументирования и обоснования проектов и предложений в этой связи необходимо применение особого бизнес-планирования.
Список литературы
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. -252 с.
2. Барлукова А.В. Методический подход к формированию структуры системы управления этническим туризмом // Изв. Иркутской гос. акад. - 2011. -№ 6. - URL: http://tourlib.net/statti_tourism/barlukova.htm.
3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - Изд. 9-е перераб. и доп. - СПб.: Герда, 2010. - 576 с.
4. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - № 4.
5. Курдюков В.Н. Перспективы развития этнокультурного туризма Байкальского региона // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Науки о Земле. - 2013. - № 2. - Т. 4.
6. Любичанковский А.В. Географический и культурологический подходы к дифференциации объектов культурного наследия // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. - 2012. - № 6.
7. Малова Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Туризм и культурное наследие: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. - URL: http://tourlib.net/ statti_tourism/malova.htm.
8. Пресняков В.Н., Жулина М.А. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм // География и туризм: сб. науч. тр. - Пермь, 2012.
9. Севастьянов Д.В., Щукин А.И. Предпосылки развития экологического и этнического туризма на северо-западе России // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 7. Геология. География. - 2012. - Вып. 3.
10. Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009. - № 4.
11. Щукин А.И. Предпосылки и факторы развития этнического туризма на северо-западе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. -СПб.: СПбГУ, 2002. - 22 с.
Д. И. Олифир
Организация деятельности туристских фирм Ленинградской области
Туристская фирма - это хозяйственная единица (организация), осуществляющая коммерческую деятельность с целью получения прибыли и представляющая собой систему взаимоотношений материальных и туристско-рекреационных ресурсов, требующих рационального и эффективного управления. Эффективная организация турбизнеса на региональном (локальном) уровне способствует комплексному использованию природно-рекреационных ресурсов, росту занятости населения и удовлетворению его потребностей, поступлению денежных доходов в местные региональные бюджеты. Для достижения оптимизации эффективности функционирования туристской фирмы огромное значение имеет её месторасположение, что находит выражение в рентабельности (прибыльности) деятельности предприятия и, как следствие, в объемах оказанных услуг населению, арендной плате, цен на землю, на земельную ренту и т. п.
В 2015 г. в Российской Федерации функционировало 11 893 туристских фирм, из которых на Ленинградскую область приходилось 119. В период с 2005 по 2015 гг. в три раза увеличилось число туристских фирм в Ленинградской области. Несмотря на положительную динамику роста, доля региона в туристских фирмах остается незначительной и составляет всего 1 % от общероссийского показателя. Лидерами по этому показателю в 2015 г. оказались Москов-
328