Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОГО ЭТНО-ТУРИЗМА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОГО ЭТНО-ТУРИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЭТНОТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Тестина Яна Сергеевна

В статье отражены проблемы индустрии туризма Арктического региона, а также перспективы развития этно-туризма. С помощью методов исторического, географического анализа, выявлено влияние изменений в индустрии туризма в регионах Крайнего Севера, проанализированы ограничения, связанные с развитием этно-туризма, которые способны привести к изменению социально-экономических и экономических параметров Российской Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кучумов Артур Викторович, Тестина Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ARCTIC ETHNO-TOURISM IN RUSSIA

The article reflects the problems of the tourism industry in the Arctic region, as well as the prospects for the development of ethno-tourism. Using the methods of historical, geographical analysis, the influence of changes in the tourism industry in the regions of the Far North is revealed, the limitations associated with the development of ethno-tourism, which can lead to a change in the socio-economic and economic parameters of the Russian Arctic, are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОГО ЭТНО-ТУРИЗМА В РОССИИ»

15. Rinaldi С. Food and Gastronomy for Sustainable Place Development: A Multidisciplinary Analysis of Different Theoretical Approaches // September 2017 Sus-tainability 9 (10) D01:10.3390/su9101748

16. Suna B. lvarez M. D. The role of gastronomy in shaping the destination's brand identity: an empirical analysis based on stakeholders' opinions // Journal of Hospitality Marketing and Management. 2021. No 30:6. P. 738-758. DOI: 10.1080/19368623.2021.1877587

17. Щербакова Н. В., Жданова О. В. Гастрономическая идентичность как инструмент продвижения туристской дестинации // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. № 1(83). С. 125-135. DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10110.

18. Kladou S., Trihas N. Place Branding through Resource Integration and Gastro-Cultural Experiences: A Transnational Perspective. Tourism and Hospitality. 2022. No 3(1). P. 1-14. DOI: https://doi.org/10.3390/tourhosp3010001

19. Полякова А. В., Калмыкова В. В. Теоретические аспекты организации питания туристов // Наука, техника, образование. 2015. №7 (13). С. 81-83.

20. Mitrofanova A. Orthodox fasting in a postsecular society: The case of contemporary Russia // Religions. 2018. Vol. 9. No 9. P. 267. DOI: 10.3390/rel9090267.

21. Палаткин В. В. Пищевые ограничения в религии: опыт православного поста в России // Религиозная идентичность и межкультурные коммуникации: Материалы Всероссийского научного семинара, Астрахань, 28-30 октября 2020 года / Под общей редакцией А.П. Романовой, Д.А. Черничкина. - Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный университет". 2020. С. 47-53.

22. Салим Р.С., Христов Т.Т., Борисова А.А. Некоторые особенности внедрения услуг в гостиничном бизнесе, ориентированных на представителей различных конфессий // Проблемы и перспективы индустрии гостеприимства и туризма: Сб. ст. Уфа: РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2017. С. 176-180.

23. Festen und Feiern / Gasthause St.Meinard. 2022. Available at: https://www.stmeinrad.ch/festen-und-fei-ern (accessed 19.09.2022)

УДК 379.85

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АРКТИЧЕСКОГО ЭТНО-ТУРИЗМА В

РОССИИ

А.В. Кучумов1, Я.С. Тестина2

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А;

2Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Россия, 188300, Ленинградская область, Гатчина, ул. Рощинская, д. 5

В статье отражены проблемы индустрии туризма Арктического региона, а также перспективы развития этно-туризма. С помощью методов исторического, географического анализа, выявлено влияние изменений в индустрии туризма в регионах Крайнего Севера, проанализированы ограничения, связанные с развитием этно-туризма, которые способны привести к изменению социально-экономических и экономических параметров Российской Арктики.

Ключевые слова: Арктическая зона, этно-туризм, туристско-рекреационные ресурсы, коренные народы, туризм.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF ARCTIC ETHNO-TOURISM IN RUSSIA

A.V. Kuchumov, Ya.S. Testina

State University of Economics, Russia, 91023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A;

State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Russia, 188300, Leningrad region, Gatchina, Roshchinskaya str., 5

The article reflects the problems of the tourism industry in the Arctic region, as well as the prospects for the development of ethno-tourism. Using the methods of historical, geographical analysis, the influence of changes in the tourism industry in the regions of the Far North is revealed, the limitations associated with the development of ethno-tourism, which can lead to a change in the socio-economic and economic parameters of the Russian Arctic, are analyzed.

Keywords: Arctic zone, ethno-tourism, tourist and recreational resources, indigenous peoples, tourism.

1 Кучумов Артур Викторович - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, тел.: +79117675554, e-mail: arturspbl@yandex.ru;

2Тестина Яна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, тел.:+79119306620, e-mail: testina_yana@list.ru.

В многонациональной России есть перспективы для развития этнографического туризма в различных субъектах. Арктическая зона РФ является территорией расселения коренных малочисленных народностей Севера, часть которых продолжает вести традиционный образ жизни. Географические и социально-демографические особенности арктического региона требуют особого подхода при проектировании этно-туров на его территории. Для того, чтобы развивать этнографический туризм в Арктической зоне РФ необходимо найти пути решения проблем совмещения традиционной хозяйственной деятельности коренных народностей с приемом туристов, сохранения окружающей среды, межкультурной коммуникации. Решением проблемы может стать применение принципов устойчивого развития туризма.

Этническая принадлежность все больше пропагандируется в качестве туристской аттракции, и используется в виде стратегии получения дохода и иностранной валюты. Многие страны пользуются своим культурным разнообразием и используют этнический туризм для стимулирования местного экономического развития. Одновременно этнический туризм стал мощной силой укрепления особенностей этнических групп, что открывает им огромные возможности для демонстрирования своей богатой культуры и наследия, и возрождения своих традиций и языка.

Многочисленные определения понятия «этнический туризм» были предложены различными авторами. Первое использование термина «этнический туризм» приписывается американскому профессору Валину Смиту в 1977 году в своем труде «Хозяева и Гости. Антропология туризма», который определил этнический туризм как туризм, продаваемый общественности с точки зрения «причудливых» обычаев коренных и экзотических народов, примером чего являются тематические исследования эскимосов, индейцев архипелага Сан-Блас в Панаме и народов «тораджи» в Индонезии. Согласно этому труду этнический туризм включает в себя посещение родных домов и деревень, наблюдение за танцами и церемониями, а также покупку необычных товаров или диковинок [1].

Согласно Сундучеву Ч.Б. [2] этнический туризм является частью культурно-познавательного туризма, направленного на изучение культуры или языка отдельных народов. В то время, как Малова Н.А. считает, что этнический туризм подразумевает под собой посещение исторической родины или мест рождения родственников

[3].

В научной литературе встречаются два термина: этнический и этнографический туризм. Мнения различных авторов на соотношение этих двух терминов значительно разнятся. Например, А.И. Щукин считает, что этнографическим туризмом занимаются люди, имеющие прямое профессиональное отношение к этнографии. В то время, как участникам этнического туризма являются туристы, желающие познакомиться с культурой и бытом того или иного народа [4]. В.Н. Пресняков и М.А. Жулина не видят различий между этими терминами [5]. Н.И. Кабушкин предлагает следующее определение: этнографический туризм - это туризм, включающий в себя знакомство с традициями и бытом местного населения, а В. Курина считает такой вид туризма этническим [6].

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что научная среда еще не пришла к единому мнению о том, что следует считать этническим туризмом. По мнению авторов, эти термины не являются синонимами, и главным различием является цель путешествия. Целью этнографического туризма является сбор информации с точки зрения науки, в сочетании с иными целями путешествующих. В то время, как целью этнического туризма является рекреация и удовлетворение культурных потребностей туристов.

В контексте этнического туризма также используются такие термины, как: аборигенный туризм, антропологический, ностальгический и джайлоо туризм.

В рамках данной работы будет использован термин этно-туризм, который является компиляцией этнического и этнографического туризма, в том числе формируя синергетический эффект от их слияния.

В этно-турпродукт как правило входит переезд к дестинации и обратно, проживание и питание. Дополнительно могут включаться трансфер, экскурсии. Услуги, включенные в турпродукт, могут быть оказаны автохтонным этносом. Переезд от места постоянного проживания до точки отправления на туристский маршрут осуществляется привычным для туристов способом (автобус, поезд, самолет), а передвижение по маршруту возможно организовать с помощью традиционных способов передвижения, например, на оленьей упряжке коренных народов Севера. Проживание туристов в местной семье в традиционном жилище (чум, яранга) или в этно-отеле также характеризует этнографический туризм. Питание блюдами кухни народа способствует получению впечатлений и более глубокому погружению в культуру.

Этно-отели - это отели, ориентированные на определенную культуру, религию, единство происхождения, обычаев и уклада жизни народа, племени [7].

Этно-гостиницы в настоящее время не получили большого развития в России. Наиболее распространенными являются сеть этнических отелей в Подмосковье «Этномир», в который входят 13 средств размещения от эконом до

премиум класса [8]. Как правило, для размещения туристов во время этно-туров используются гостевые дома, а также проживание в семьях. Однако, в связи с отсутствием законодательно закрепленных стандартов оказания услуг в гостевых домах, могут возникнуть проблемы, к примеру, с качеством питания.

Представим на рис. 1 туристские объекты, которые задействуются в этно-туризме.

Рисунок 1 - Объекты этно-туризма [составлено авторами]

Распространение этнографического вида туризма обусловлено тем, что в условиях глобализации, экологических кризисов, роста информационных нагрузок возникает проблема сохранения этнических групп, а туризм способствует сохранению наследия. Продвижение этнографического туризма повышает общую привлекательность дестинации, создает новые рабочие места, развивает туристскую инфраструктуру. Немаловажным является вклад этнографического туризма в развитие толерантного отношения между представителями разных народов.

Исследователи выделяют два типа организации этно-туризма:

- искусственный тип, согласно которому туристы посещают этно-музеи, парки и т.п. Данный тип характеризуется меньшей привлекательностью для туристов (так как он узнает о традициях, обычаях, культуре не от представителя этноса), необходимостью создания туристического объекта.

- естественный тип, согласно которому туристы напрямую соприкасаются с культурой этноса, общаются с представителями того или иного народа, приезжают в самобытные деревни и т.п. Данный тип характеризуется большей привлекательностью для туристов, необходимостью привлечения, трудоустройства местного населения [9].

Функциональными особенностями этно-туризма, отличающих его от остальных видов туризм являются:

- возрождение традиций;

- повышение культурного уровня туристов;

- формирование толерантного отношения к другим народам, их традициям и нормам;

- способствование экономическому развитию музеев, культурных и научно-исследовательских организаций;

- сохранение культурного разнообразия, помощь в восстановлении и охране объектов национальных культур;

- повышение благосостояния регионов, в котором расположены объекты этнографического туризма [10].

Однако, существует ряд проблем, связанных с развитием этнотуризма:

1. Отвлечение представителей коренных народов от привычного уклада жизни. При естественном типе этнографического туризма важно показать туристу реальную жизнь этноса: принимающей семье лучше не разыгрывать несвойственные им в обычной жизни действия специально для туристов. Для гармоничной и насыщенной программы следует наполнить пребывание туристов в стойбище оленеводов впечатлениями, что сопровождается временными и трудозатратами, отвлечением от повседневных обязанностей.

2. Необходимость выделения территорий при создании современных объектов этно-туризма искусственного типа, что может повлиять на миграционные потоки животных.

3. Усиление антропогенного воздействия на хрупкую экосистему Арктики. Следует соблюдать баланс между желанием увеличить туристский поток и необходимостью охраны окружающей среды. Для этого следует применять принципы устойчивого развития арктического туризма в том числе для этно-путешествий.

4. Отсутствие стандартизированного формата проектирования этно-туров на территории проживания (коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Знакомство представителей ту-риндустрии с потенциальными общинами или семьями оленеводов для сотрудничества в направлении этнографического туризма происходит ситуативно. Для входа на рынок этно-ту-ров Арктики необходимо искать пути для установления партнерских отношений и выстраивать коммуникацию.

5. Отсутствие базы поставщиков услуг этно-туризма в Арктике. Необходимо проводить исследовательскую работу по поиску информации о поставщиках услуг, которые являются представителями КМНС: как найти стойбище в тундре, какой выбрать канал коммуникации, каким образом выплачивать вознаграждение, как нормативно оформлять партнерство.

6. Сложность проектирования межкультурной коммуникации, в которой должны быть задействованы туристы и принимающий этнос. Посредником и медиатором здесь может выступить гид, который будет поддерживать дружественную атмосферу. У принимающего этноса есть свои правила и табу, которые необходимо донести до туристов. Для большего понимания туристами, можно провести беседу группы и гида на эту тему, а также повторить правила по приезду на территорию с представителями этноса. Общение туристов с коренным населением на тему правил и табу в обществе может стать запоминающимся опытом для туристов.

Для развития этно-туризма в арктической зоне Российской Федерации рекомендуется:

1. Стандартизация этно-туризма и сельского туризма в регионе. Необходимо разработать инструкцию для представителей ту-риндустрии, которая будет включать информацию о ежегодном расположении стойбищ оленеводов, которые готовы принимать туристов, нормативное оформление партнерских отношений с местным населением, тре-

бования к гидам. Так будет выработана четкая система коммуникаций, которая способствует развития этнографического туризма.

В настоящее время сообщество туринду-стрии ЯНАО двигается в данном направлении. Например, с 2020 года объединение по экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера и туристско-информационный центр ЯНАО в Салехарде проводят вебинар «Школа гостеприимства для оленеводов», в эфире которого туроператоры и другие представители туриндустрии поделились опытом организации этнографического туризма с кочующими ненцами, которые имеют желание принимать у себя туристов [Школа гостеприимства для оленеводов [11].

2. Возможность организовывать экспедиции проектировщиков этно-туров и гидов в стойбища оленеводов. Так удастся получить более полное представление о территории, людях, культуре чтобы создавать этно-туры.

3. Продвижение туристского бренда региона «Российская Арктика». Бренд раскрывается в 6 причинах, зачем туристу ехать на Ямал, а именно: поймать северное сияние, пересечь полярный круг, пожить в настоящем чуме, побывать на Дне Оленевода, покорить Полярный Урал, побывать в Арктической сказке. В философию бренда входят тезисы уникального географического положения (Северный полярный круг, центр российской Арктики), природные объекты и явления (Полярный Урал, девять месяцев зимы, северное сияние) и этнографическая ценность (вековые традиции КМНС в совмещении с новыми технологиями, оленеводство с самым крупным поголовьем оленей в мире). Идея состоит в том, что природа, люди и экономические интересы находятся в гармонии [12].

4.Возможности представителей турин-дустрии для коммуникации с оленеводами. Сейчас, несмотря на слабую организованность этно-туризма у туроператоров есть несколько возможностей согласовать приезд групп туристов в стойбища оленеводов: приехать на День оленевода; обратиться в агентства по развитию туризма арктических регионов; обратиться в Союз оленеводов России.

Арктическая зона РФ - многонациональная территория, обладающая широким разнообразием этнографических туристско-рекреацион-ных ресурсов. Рассмотрим туристско-рекреаци-онный потенциал этнографического туризма по субъектам Арктической зоны РФ.

- Мурманская область.

Коренным населением Мурманской области является финно-угорский народ саамы. В области находится несколько этнографических

объектов, которые могут быть использованы как точки туристского маршрута.

Музей истории, культуры и быта Кольских саамов (г. Ловозеро). Музей был открыт в 1962 году на базе средней школы, затем стал частью краеведческого музея. В 1990-е музей переехал в более крупное здание, экспозиционная территория составляет более 320 м2. В музее насчитывается более 660 экспонатов, которые рассказывают о быте саамов. Главные достопримечательности музея: камень с петроглифами 1 тысячелетия до н.э., интерьер деревянного дома саамов, упряжка оленей, традиционная одежда саамов-оленеводов. Музей предлагает посетителям посмотреть несколько отделов, связанного с саамами: древняя история саамского народа, развитие оленеводства, быт малочисленных народов Севера.

Дом ремесел (г. Мурманск) хранит образцы творчества саамов: рисунки, расшитое бисером сукно, изделия из бересты, ручное узорное ткачество, традиционная одежда.

Саамская деревня «Самь-Сыйт» (Лово-зерский район) - реконструкция настоящей деревни саамов, в которой туристы могут полностью погрузиться в быт этноса. Здесь есть гостевой дом, оформленный в традиционном стиле, ресторан с блюдами местной кухни, музей под открытым небом, олени, хаски. Зимой возможно катание на оленьей упряжке.

В Музее наскального искусства «Петроглифы Канозера» (пос. Умба) туристы могут ознакомиться с петроглифами - рисунками древнего человека (саамов и поморов) на камнях [13].

- Архангельская область.

В данном субъекте этнографические ту-ристско-рекреационные ресурсы связаны с поморами.

В центре народных ремесел «Берегиня» (г. Каргополь) хранятся примеры глиняных и берестяных изделий мастеров, которые изготавливают их по старинным традициям. Раньше такие игрушки являлись ритуальными.

Музей деревянного зодчества «Малые Корелы» - одна из самых популярных достопримечательностей области. Музей под открытым небом представляет собой архитектурный ансамбль северного стиля. В Музее расположены здания: ветряная мельница-шатровка, дома поморов, дом рыбака, кузница и другие.

Несколько деревень Архангельской области входят в ассоциацию «Самые красивые деревни России»: Веркола, Кимжа, Кильца, Ошевенский Погост [14].

- Ненецкий автономный округ.

Ненецкий автономный округ - исконная территория проживания народа ненцы. Основным занятием ненцев является оленеводство. Часть населения даже сейчас ведет кочевой образ жизни, двигаясь по Арктике с чумом и оленями. Чум устанавливается на шестах и укрывается оленьими шкурами. В центре жилища располагается очаг или печь. Олень - основа жизни этноса ненцев. На упряжке с нартами (специальные сани) ненцы передвигаются по тундре, одежду делают из оленьих шкур (а также меха песца или лисицы), мясо и кровь оленя идет в пищу. Мировоззрение ненцев основывается на древних анимистических взглядахи шаманизмом. Раньше ненцы поклонялись богам в святилищах, также выделывали из дерева идолов.

Пустозерский комплексный историко-природный музей (г. Нарьян-Мар) проводит выставки, лекции, а также археологические экспедиции. Также туристы могут увидеть интерьер северного дома.

Центр народного и декоративно-прикладного творчества (г. Нарьян-Мар) располагает выставкой ненецких художников и мастеров.

Традиции народа ненцев возрождают в Этнокультурном центре (г. Нарьян-Мар). Посетители могут примерить на себя традиционные костюмы, а также купить сувениры от ненецких мастеров [15].

- Красноярский край (полуостров Таймыр).

Коренным населением Таймыра являются долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки. Традиционными занятия этих народов: оленеводство, рыболовство, охота.

Самой полной коллекцией культурного наследия этих этносов стал Таймырский краеведческий музей (г. Дудинка). Важнейшие экспонаты: идолы, ритуальные маски, шаманские костюмы, работы в живописи [16].

- Республика Саха (Якутия).

Якуты - второй по численности этнос в Арктике после русских. Традиционной деятельностью для якутов является разведение крупного рогатого скота, лошадей. Интересно, что жизнь якутов соотносилась с переменой времен года. Зима в якутской парадигме - время символического умирания, или сна. По традиции,за-мой якуты приглашали друг друга в гости на «парадное спанье», где сонвыполнял адаптивную и ритуальную функции. Внаиболее холодные зимние ночи было принято приглашать сказителя, чтобы послушать эпос «Олонхо». А летним, или «пробуждающим» праздником у якутов является Ысыах [17]

Ысыах празднуют в республике весь июнь в разных населенных пунктах, в Якутске в последние выходные в месте Ус Хатынг. Изначально этот праздник был ритуалом, молитвой небу, земле и в целом природе. Якуты устраивали обряды: отпускали животное на волю, делали жертвоприношение (бескровное), танцевали, гадали [ 18]

Как стилистическое направление в Якутии наблюдается развитие традиционных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. В качестве сувениров производится национально шитье, художественная обработка дерева, кости, рога, влетение из конского волоса. Мастера в своей работы вдохновляются якутской литературой и археологическими находками [19].

- Чукотский автономный округ.

Коренными народами Чукотки являются чукчи и коряки, а также эскимосы.

Чукчи издавна занимаются морским зверобойным промыслом для обеспечения домохо-зяйств. Туристы, которые хотят познакомиться с традиционной культурой коренных народов порадует поселок Уэлен - самый восточный в России, там люди поселились две тысячи лет назад. Здесь можно узнать о быте современных чукчей и эскимосов и их традиционном промысле -морской охотой. Также здесь есть косторезная мастерская [20].

Археологические находки в древних поселениях показывают, что с середины 1 тыс. до н.э. хозяйство жителей Чукотки основывалось на зверобойном промысле. Зверобои этой местности прекрасно приспособились к суровым условиям жизни: научились создавать непромокаемую и теплую одежду, строить жилье из китовой кости. О культуре древних народов туристам могут рассказать петроглифы, датируемые 5 тысячелетием до н.э.Главным сюжетом петроглифов Чукотки,является охота [21]

Китовая аллея на острове Ыттыгран -уникальный памятник культуры древних китобоев. Сооружение было воздвигнуто примерно в XIV веке.Китовая аллея была открыта в 1976 году экспедицией Института этнографии АН СССР. Она состоит из двух параллельных рядов по 500 метров. Ближний к морю ряд образуют черепа гренландских китов, собранные в 15 групп по 2-4 штуки. Они вкопаны в землю носовой частью. Выше по склону тянется ряд из челюстных костей китов, вкопанных вертикально и возвышающихся на 4-5 метров над землей. И еще на полметра они уходят в грунт. Вес одной такой челюсти - 250 - 300 килограмм. До сих пор неизвестно какой народ построил загадочное со-

оружение и для чего. У ученых есть предположение, что на этом месте древние китобои собирались перед отправкой в море, а также после охоты. На аллее делили добычу, а также делали заготовки.

В Арктической зоне проживает большое количество коренных малых народов Севера, а местное население хранит наследие, традиции и обычаи предков. Необходимо объективно оценивать необходимость создания этно-туров, при этом этнографические (научные) туры должны иметь преимущественное значение перед этническими.

Литература

1. Смит В. «Хозяева и Гости. Антропология туризма» [Электронный ресурс] // URL: https://travel-journal.ru/cultural-antropology/10/254/ (дата обращения 22.08.2022)

2. Сундучев, Ч.Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч.Б. Сундучев, Л.В. Хышиктуева // Вестник Бурятского государственного университета, 2009 - №2009. - С.53-56

3. Малова, Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1 [Электронный ресурс] // URL: http ://tourlib.net/statti_tourism/malova. htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Подходы к классификации этнического туризма [Электронный ресурс] // URL: http://vestnik.osu.ru/2014_6/38.pdf (дата обращения 23.08.2022)

5. Пресняков, В.Н. Народные промыслы республики Мордовия и этнический туризм // География и туризм. Сборник научных трудов. Пермь, 2010. с. 156

6. Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Подходы к классификации этнического туризма [Электронный ресурс] // URL: http://vestnik.osu.ru/2014_6/38.pdf (дата обращения 23.08.2022)

7. Этно-отели // Самостоятельные путешествия [Электронный ресурс]: URL: http://travel.myholiday.biz/hotel/neobychnye-i-ehkzoticheskie/ehtno-oteli-lodzhi/ (дата обращения: 22.08.2022)

8. Этномир: этнографический парк-музей [Электронный ресурс] // URL: https://ethnomir.ru/oteli/ (дата обращения 28.08.2022)

9. Тайсумова Л.И. Типы организации этнографического туризма и их влияние на социально-экономическую среду: сравнительный анализ // XXXIII Ежегодная сессия экономико-географической секции «Мно-говекторность в развитии регионов России: ресурсы, стратегии и новые тренды» (Иркутск, 06-12 июня 2016). М: Изд-во ИП Матушкина И.И., 2017. С. 246251

10. Прилуцкий М.А., Никифорова А.А. Этнографический туризм в современном мире // MODERN SCIENCE. 2020. № 10-2. с. 54-58

11. Электронный ресурс] // URL: http://visityamal/yanao.ru (дата обращения: 22.08.2022)

12. Руденко Л.Г. Этно-отели — новый тренд в развитии этнографического туризма // Вестник РМАТ. 2018. №4. с. 136-143

13. Официальный туристический портал Мурманской области. Куда сходить // URL: http://www.murmantourism.ru/places/collection/kuda-shodit (дата обращения 25.08.2022)

14. Туристический портал Архангельской области. Что посмотреть // URL: https://www.pomorland.travel/what-to-see/?TYPES=attractions (дата обращения 25.08.2022)

15. Центр Арктического туризма. Ненецкий округ. Культура и традиции // URL: http://www.visitnao.ru/nenetskiy-okrug/kultura-i-traditsii/ (дата обращения 25.08.2022)

16. Официальный сайт Таймырского краеведческого музея // URL: http://taimyr-museum.ru (дата обращения 25.08.2022)

17. Сайт туроператора «Discover Yamal». Туристский маршрут «Чумовые выходные» // URL:

https://discoveryamal.com/napravleniya/tur-vykhodnogo-dnya/15-ru/tury-vykhodnogo-dnya/52-turistskij-marshrut-chumovye-vykhodnye (дата обращения: 25.08.2022)

18. Сайт туроператора «Ямалия Ленд». Индивидуальные туры. Тур «Путешествия на Ямал» // URL: https ://yamalialand. ru/katalog/individualnye -tury/tur-puteshestvie-na-yamal/ (дата обращения: 25.08.2022)

19. Сайт туроператора «Ямалия Ленд». Индивидуальные туры. «501 стройка ГУЛАГ. Дорога в никуда» // URL: https://yamalialand.ru/katalog/individualnye-tury/501-strojka-gulag-doroga-v-nikuda/ (дата обращения: 25.08.2022)

20. Сайт туроператора «Ямалия Ленд». Экскурсии. Этнопарк. URL: https://yamalialand.ru/katalog/ekskursii/etnopark-yamalia-land-1/ (дата обращения: 25.08.2022)

21. Сайт туроператора «Ясавэй» // URL: http://yasavey.eom/#tour19 (дата обращения: 25.08.2022)

УДК. 330.34

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ СРЕДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Д.А. Мясоедова1, М.А. Темиров2

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А.

В данной статье проведен анализ международной среды интеллектуальной собственности и места РФ в глобальной инновационной экосистеме для определения конкурентоспособности отечественной среды ИС относительно лидирующих стран.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность; отечественная среда интеллектуальной собственности.

ANALYSIS OF THE DOMESTIC AND FOREIGN INTELLECTUAL PROPERTY

ENVIRONMENT

D. A. Myasoedova, MATemirov

St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30-32, letter A.

This article analyzes the international IP environment and the place of the Russian Federation in the global innovation ecosystem to determine the competitiveness of the domestic IP environment relative to the leading countries.

Keywords: intellectual property; domestic intellectual property environment.

Инновации и креативность, основанные значение для обеспечения производства нового

на интеллектуальной собственности (ИС) - за- поколения инновационных и креативных това-

лог процветания страны в мире будущего. Эф- ров и услуг, конкуренции за лучшее будущее, в

фективная система ИС будет иметь решающее том числе с точки зрения ЦУР ООН.

1Мясоедова Дарья Александровна - аспирант 2 года обучения, тел.: +7 962 693-96-23, е-mail: lascienza 1991 @outlook. com;

2Темиров Михаил Анатольевич - специалист департамента стратегического планирования и консалтинга в Rukon SPG, тел.: +7 911 711-10-28, e-mail: m.a.temirov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.