Научная статья на тему 'Этнографическая составляющая внутреннего туризма как составляющая инновационного развития республики коми'

Этнографическая составляющая внутреннего туризма как составляющая инновационного развития республики коми Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
342
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА КОМИ / ETHNOGRAFICAL TURISM / TURIST POTENTIAL OF REGION / KOMI REPULIC

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Киросова Татьяна Александровна, Шубницина Елена Игоревна

Авторы на примере Республики Коми рассматривают этнографический туризм как одну из составляющих инновационного развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ethnographic component of domestic tourism as a component of innovation development of the Komi Republic

The authors consider ethnographic tourism with The Republic of Komi as one of the components of the innovation development of the region.

Текст научной работы на тему «Этнографическая составляющая внутреннего туризма как составляющая инновационного развития республики коми»

Финно-угорский мир. 2011. № 2/3

Этнографическая составляющая внутреннего туризма как составляющая инновационного развития

Республики Коми

86

Т. А. Киросова,

кандидат исторических наук, заместитель директора Сыктывкарского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Е. И. Шубницина,

кандидат технических наук, доцент Сыктывкарского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (г. Сыктывкар, РФ)

Русская этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла в первой половине XIX в. на базе созданного в 1845 г. Русского географического общества. Само определение науки «этнография» - «народоописание» - подразумевало сбор и описание эмпирического материала, накопленного на протяжении всей письменной истории человечества.

С течением времени наука из географической описательной переросла в «отрасль истории, исследующую культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающую проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающую историю их расселения и передвижения» [2, 249].

Сегодня «этнография» определяется как общественная наука, основным объектом изучения которой служат народы-этносы. Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С. М. Широ-когоровым: «Этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхо-

ждение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающихся ею от таковых других групп».

Основываясь на понятиях объекта этнографии и определении этноса, можно сформулировать понятие «этнографический объект». Этнографический объект - это культурно-исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры.

Предлагаем выделить следующие категории объектов, относящихся к этнографическим:

- памятники архитектуры, выполненные в традиционном для этноса стиле и связанные с определенным периодом в культурной жизни этноса;

- культовые сооружения, отражающие конфессиональную принадлежность представителей того или иного этноса;

- некрополи, кладбища с традиционными надписями на родном языке;

- традиционные жилища с традиционным для данного этноса интерьером, убранством, набором традиционных предметов быта;

- поселения, сохранившие «этнический тип», в местах компактного проживания представителей того или иного этноса;

- бытовые объекты, соответствующие традиционному хозяйственному типу;

- места проведения народных праздников с участием фольклорных ансамблей и использованием традиционной одежды;

- места возрождения народных промыслов и традиционных занятий;

- этнографические музеи, выставки, комплексы этнографических предметов;

- археологические объекты, имеющие этническую специфику.

© Киросова Т. А., Шубницина Е. К, 2011

---------

Финно-угры в меняющемся мире

Использование этнографических объектов в рекреационной деятельности в качестве экскурсионных связано с понятием этнографического туризма.

Этнографический туризм сегодня выступает одним из наиболее востребованных секторов рекреационной отрасли. Он соединяет в себе ностальгический, глубокий, экстремальный, эксклюзивный и приключенческий туризм, а целью имеет посещение мест происхождения народов, знакомство с культурой народа. К настоящему времени этот вид туризма не достиг уровня развития, соответствующего богатейшему ресурсному потенциалу нашей страны. Сдерживающее влияние на его развитие оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Одна из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнокультурного туризма заключается в отсутствии четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами».

Задача разработки региональных стратегий развития туризма и позиционирования регионов на международном и внутреннем туристическом рынке становится все более актуальной. На сегодняшний день важно сформировать так называемый туристский образ территории, т. е. систему рационально и эмоционально сформированных представлений, в основе которой лежат специфические особенности территории, подчеркивающие ее индивидуальность с точки зрения массового туриста [1, 50]. В отличие от географического в туристском образе внимание акцентируется на уникальных чертах или объектах территории.

Качество возникающих у массового туриста образов непосредственно связано с самим процессом познания территории, поэтому особую важность приобретает разработка маршрута путешествия как способа знакомства с территорией.

К числу объективных составляющих образа территории можно отнести туристско-рекреационные ресурсы, или, другими словами, ту часть комплекса природных ресурсов региона, включая этнографические, которая важна с точки зрения развития рекреации и туризма. Весомый вклад в объективную основу туристского образа вносят длительно существующие представления о данной территории, которые были почерпнуты из литературных, музыкальных, художественных произведений. Чаще всего именно они являются решающими при выборе определенного маршрута и тем самым формируют определенный образ территории. В связи с этим можно предположить, что одной из важных составляющих работ по формированию туристского образа территории становится объективная оцен-

ка ее природного и историко-культурного или этнографического потенциала, который основан на интересе туристов к повседневной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, самобытным творчеством и культурой.

Развитие и реализация туристского потенциала муниципальных районов Республики Коми сегодня сдерживается рядом факторов, среди которых:

- проблема транспортной доступности в некоторые районы Республики Коми;

- низкий уровень бюджетных расходов на отрасль, что ограничивает продвижение туристических возможностей муниципального образования;

- отсутствие во многих районах республики предпринимательской среды, необходимой для развития туристической отрасли;

- острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры, развлекательной инфраструктуры;

- дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста.

Этнографический туризм сегодня выступает одним из наиболее востребованных секторов рекреационной отрасли. Он соединяет в себе ностальгический, глубокий, экстремальный, эксклюзивный и приключенческий туризм.

Непременное условие успешного развития этнокультурного туризма - это возможность своевременного получения, корректировки профессиональными организаторами исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах.

Сыктывкарский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики готовит специалистов по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» на базе кафедры социально-культурного сервиса и туризма. В центре внимания при подготовке специалистов этого направления - выработка ключевых положений политики внедрения рекреационной отрасли как в социально-экономическую структуру Республики Коми, так и в систему непрерывного образования. Разработка ряда познавательных путешествий, знакомящих с особенностями культуры коми народа, национальной кухней, обрядами и верованиями, традиционным укладом коренных жителей республики, - одна из главных тем республиканской программы «Развитие туризма в Республике Коми».

Большое внимание при подготовке специалистов для туристической отрасли на кафедре уделяется

87

Финно-угорский мир. 2011. № 2/3

88

вопросам сохранения и использования историко-культурного наследия республики как реальной возможности для ее социального и экономического развития. В этой связи в филиале планируется создание специализированной лаборатории «Историко-культурное наследие Коми края и туризм». Результаты проводимых исследований послужат основой при выработке рекомендаций и предложений для структур государственной и муниципальной власти по развитию этнотуристиче-ской отрасли в республике. Предметом комплексных исследований лаборатории станут интересы и потребности разных групп субъектов инновационного процесса в области туризма. Особое внимание предполагается уделять удаленным районам республики, в том числе районам с депрессивной экономикой, мотивации творчества предпринимателей малого бизнеса с изучением действий последнего на разных фазах инновационного процесса, а также участия потребителя в формировании инновационного проекта.

На сегодняшний день важно сформировать так называемый туристский образ территории, т. е. систему рационально и эмоционально сформированных представлений, в основе которой лежат специфические особенности территории, подчеркивающие ее индивидуальность.

Ниже перечислены важнейшие мероприятия по развитию этнографического туризма в Республике Коми:

- поддержка и развитие существующих маршрутов этнографического туризма;

- создание новых туристских продуктов, включающих посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и народного быта (например, стоянок оленеводов-кочевников, избушек коми охотников, отдаленных сел и деревень);

- организация подготовки квалифицированных кадров для отрасли;

- использование опыта муниципальных центров коми культуры по организации и проведению обрядовых и календарных коми народных праздников;

- развитие производства сувениров коми национального направления, обеспечивающего сувенирное сопровождение всех направлений туризма;

- пропаганда стилизованного коми национального костюма;

- широкая пропаганда элементов коми национальной культуры (орнамент, антураж) при строитель-

стве туристических объектов, выпуске рекламно-издательской продукции, предметов ширпотреба.

Путешествовать по родному краю познавательнее и дешевле. Перспективами можно заинтересовать не только жителей республики, но и представителей других регионов и государств. На сегодняшний день важно знать, что предложить. Подготовлена целевая республиканская программа «Развитие внутреннего туризма на территории Республики Коми на 2010-2012 годы». Сделан акцент на трех направлениях: первое - Сыктывкар и близлежащие районы (экскурсионно-познавательное направление), второе - Ижма (охота, рыбалка, конный спорт), третье - Инта (Приполярный Урал и национальные парки).

Туристическую сферу бизнеса в России с аналогичной в Республике Коми объединяют сходные проблемы: несовершенство законодательной и нормативной базы, низкий уровень материально-технической базы, отсутствие профессионально подготовленных кадров. Правда, определенный отпечаток накладывает специфика региона. В республике отсутствует традиция занятия организованным туризмом, так как ее экономика всегда специализировалась на добыче ископаемых природных ресурсов, а не на представлении иных услуг. Не могут не сказываться и традиции ГУЛАГа в регионе, где по-прежнему сконцентрированы учреждения лишения свободы.

Республика Коми - не «туристский рай», но сделать туристическую отрасль одной из ведущих в экономике региона вполне реально. Современный туризм столь же противоречив, что и процессы, протекающие во всем мире. Но именно этнографический туризм станет одним из способов формирования общечеловеческих ценностей, наиболее доступным для познания, изучения и сохранения исторической памяти.

Инновации не только дают возможность поднять уровень конкурентоспособности, но и подразумевают приспособление сферы туризма к постоянно изменяющимся факторам внешней среды путем применения новых маркетинговых исследований. В этой связи инновации в туризме следует рассматривать как глобальный и динамичный процесс, оказывающий влияние на ускоренное экономическое развитие регионов. Вся Республика Коми может быть объединена в единое туристское информационное пространство на основе создания региональных проектов. Это может быть своеобразный интернет-портал, где любой путешественник может найти информацию о достопримечательностях, объектах инфраструктуры, памятных местах, туристском маршруте и многом другом. В настоящее время интерактивные туристские карты создаются во многих регионах России и странах СНГ. Значительный опыт

Финно-угры в меняющемся мире

накоплен и зарубежными странами, в частности, Францией, Финляндией, Италией, Испанией и др.

Для решения обозначенной проблемы необходима координация деятельности нескольких сторон: государственных структур, заинтересованных в развитии туризма, высших учебных заведений и предприятий туристической сферы. Организация регионального туризма должна основываться на преимущественном развитии таких видов рекреационной деятельности, которые позволяют максимально и комплексно использовать имеющиеся в регионе рекреационные ресурсы. По степени рекреационного освоения Республика Коми относится к слабо развитому закрытому туристскому региону с неоднородно распределенными рекреационными потребностями и избыточными ресурсами. В то же время она обладает значительными туристскими ресурсами, которые позволяют развивать целый ряд видов туризма.

Этнографический потенциал республики определяется проживанием на ее территории народов разных культур, часть из которых до сих пор сохранила своеобразные черты быта.

Этнографический туризм сегодня - один из наиболее востребованных и влияющих на инновационную среду экономики видов туризма. Стимулы инновационной деятельности наиболее полно проявляются в результате возможности максимизировать через нововведения предпринимательский доход. В связи с этим актуальны вопросы включения в региональные туристские продукты объектов культуры и истории; организации встреч с носителями культуры данного народа непосредственно в местах их проживания; координации деятельности заинтересованных ведомств, предприятий и организаций. Создателями базисных глобальных инноваций могут быть творческие предприниматели, чей вклад в рост экономики наиболее заметен.

Прежде всего необходимо провести анализ этнографических ресурсов нашей республики и установить возможности его развития. Этнографический потенциал республики определяется проживанием на ее территории народов разных культур, часть из которых до сих пор сохранила своеобразные черты быта. Свою лепту в этот процесс вносят географические и климатические условия Крайнего Севера. Качественно новый подход к определению сущности творческого предпринимательства, в том числе через сопоставление с предпринимательством традиционным, внесет ясность в понимание роли и зна-

чения инновационной деятельности в области развития этнографического туризма для перевода региональной экономики на путь устойчивого роста и развития. Впервые предметом специального комплексного исследования станут вопросы не только положительного экономического результата, но и огромного социального эффекта.

Развитие этнографического туризма способствует развитию сопутствующих сфер услуг: производству сувениров, строительству средств размещения туристов, услуг питания. В итоге этнографическая составляющая внутреннего туризма республики положительно скажется на производстве, фермерском хозяйстве, традиционных промыслах и ремеслах.

Таким образом, продвижение этнотуризма в республике позволит решить многие экономические и социальные проблемы, связанные с эффективным использованием туристических и местных сырьевых ресурсов; созданием дополнительных рабочих мест; снижением социальной напряженности в обществе и повышением благосостояния населения; укреплением финансовой стабильности государственных и муниципальных бюджетов, а также с сохранением и развитием историко-культурного наследия, творческого потенциала коренного населения. Распорядиться историческим и культурным наследием Коми края с пользой и без ущерба - вот главное направление этнотуристической индустрии сегодня.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

этнографический туризм; туристический потенциал региона; Республика Коми

ethnografical turism; turist potential of region; Komi Repulic

KEYWORDS

Поступила 15.07.2011

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

>

1. Карцева, А. А. Практические аспекты повышения качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей : материалы Междунар. форума, С.-Петербург, 26-27 ноября 2009 г. - СПб., 2009.

2. Этнография // Большая советская энциклопедия. -2-е изд. - М., 1955. - Т. 9. - С. 249-250.

3. Климанова, О. А. Природный и историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа территории / О. А. Климанова, Н. О. Тельнова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2008. - №2 4.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.