Научная статья на тему 'Этнокультурный потенциал региона как фактор повышения конкурентоспособности'

Этнокультурный потенциал региона как фактор повышения конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
487
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ETHNO-CULTURAL POTENTIAL / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТУРИСТСКИЕ ПОТОКИ / TOURIST STREAMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Паникарова С.В.

В статье делается предположение, что этнокультурный потенциал можно рассматривать как фактор, способный перерасти в конкурентное преимущество региона. Предлагаются возможные направления реализации этнокультурного потенциала: взаимодействие регионов с центром, позиционирование в мире, развитие сферы культуры, туризм, использование традиционных знаний, структурирование общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author states that ethnocultural potential can be considered as the factor which is capable to outgrow in competitive advantage of a region. The author offers possible directions of ethnocultural potential realisation, such as interaction with the centre, positioning in the world, development of cultural sphere, tourism, using of traditional knowledge, society structurization.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный потенциал региона как фактор повышения конкурентоспособности»

В статье делается предположение, что этнокультурный потенциал можно рассматривать как фактор, способный перерасти в конкурентное преимущество региона. Предлагаются возможные направления реализации этнокультурного потенциала: взаимодействие регионов с центром, позиционирование в мире, развитие сферы культуры, туризм, использование традиционных знаний, структурирование общества.

Ключевые слова: этнокультурный потенциал, конкурентоспособность, культура, туристские потоки

Этнокультурный потенциал региона как фактор повышения конкуренто способно сти

С. В. ПАНИКАРОВА,

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан

E-mail: panikarova_s@mail.ru

Конкурентоспособность региона

Конкурентоспособность региона напрямую зависит от социально-экономического потенциала, одна из составляющих которого - этнокультурный потенциал (совокупность созданных и накопленных этносом материальных и духовных ценностей). Существует несколько направлений его использования.

Взаимодействие регионов с центром

Этнический фактор1 может быть использован во взаимодействии региона с центром для получения определенных привилегий, что, в свою очередь, способно повысить конкурентоспособность и привлекательность региона по сравнению

1 В числе факторов конкурентоспособности региона некоторые авторы называют факторы исторического плана, культуру и религию (Казанцев С. В. Оценка внутренней конкурентоспособности регионов России //ЭКО. - 2008. -№ 5 - С. 67). В явном виде этнический фактор не выделяется

© ЭКО 2009 г.

с другими субъектами РФ. Полученные привилегии могут быть как средством для обеспечения этнической самобытности, так и конечной целью.

Договорная практика взаимоотношений между центром и регионами показала преимущества статуса республик. Больше всего различных преференций получили Татарстан, Башкортостан и Якутия, которые фактически свой особый статус приобрели еще в 1991-1992 гг. В 1990-х годах он выражался в привилегиях в перечислении налоговых поступлений в федеральный бюджет; после 2001 г. - в финансировании федеральных целевых программ социально-экономического развития. У договоров с республиками, заключенных в 1994-1995 гг., имелось более всего расхождений с Конституцией РФ. В частности, с Татарстаном (нарушившим 12 из 18 пунктов ст. 71 Конституции РФ 1993 г.), Кабардино-Балкарией, Башкортостаном (провозгласившим себя «суверенным государством в составе РФ»), Северной Осетией и Якутией2.

Несмотря на то, что в целом распределение финансовой помощи региональным бюджетам в настоящее время основывается на использовании формальных методик, у «этнических регионов» существуют определенные возможности для получения неких привилегий, хотя нельзя однозначно говорить о том, что эти возможности реализуются на практике. Например, «этнические регионы» могут использовать аргумент межэтнических трений для получения определенных льгот, в частности, повышения сумм расходов на решение вопросов, связанных с развитием этнических групп, или предоставления большей свободы в целях развития культурного своеобразия этнических групп.

Движение к симметричной федерации, происходящее в последние годы, также способно приносить «этническим регионам» определенные преференции. Зачастую потеря

2 См. например: Кузнецова О. В. Региональная политика в России в постсоветское время //Общественные науки и современность. - 2005. - № 2; Кузнецова О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. - М.: УРСС, 2002; Христенко В. Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002; Российский федерализм. Экономико-правовые проблемы. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 62.

национально-территориальными образованиями самостоятельного юридического статуса приносит большие преимущества.

К примеру, требования автономных округов по законодательному закреплению гарантий своего особого статуса перед объединением касались не только сугубо этнокультурных вопросов, но и широкого круга политических и экономических прав, которые они хотели сохранить за собой3. Это представительство в правительстве объединенного региона (желательно в качестве первого заместителя) или самостоятельное министерство (департамент), избирательная квота для представителей бывшей автономии (желательно блокирующий пакет голосов), постоянное финансирование национальных территорий отдельной строкой в бюджете и др.

Помимо сохранения на переходный период порядка финансирования дотационных округов из федерального бюджета предполагалось, что центр примет финансовое участие в строительстве объектов инфраструктуры на территории объединенных субъектов РФ.

Например, в Пермском крае: железная дорога Пермь -Кудымкар, газопровод-отвод Очер - Кудымкар и мост через Каму. В Красноярском крае: содействие в реализации инвестиционного проекта по освоению Ванкорского нефтегазового месторождения, достройка Богучарской ГЭС, аэропорта «Хатанга», развитие дорожной сети. В Камчатском крае: ремонт местных аэропортов, в том числе в поселке Палана в Камчатском АО, сооружение электростанций и автомобильных дорог, завершение строительства газопровода от западного побережья до столицы края, строительство медицинского центра в Петропавловске-Камчатском, снижение тарифов на электроэнергию до конца 2009 г. В Иркутской области: строительство моста через Ангару и объездной дороги вокруг Иркутска, финансирование строительства 15 объектов в округе и еще нескольких - в области. В Забайкальском крае: железная дорога Нарын - Лугокан, строительство объектов социальной инфраструктуры.

Бывшие автономные округа и после объединения продолжают отстаивать свои «особые» права в составе укрупненных

3 Косиков И. Г. Реформируемая Федерация: укрупнение российских регионов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - С. 101.

регионов. Поскольку правовой и политический вопрос по поводу «особого статуса» на уровне Российской Федерации окончательно не решен, существует большой разброс в концептуальных подходах к его определению.

Позиционирование региона в мире

Этнический фактор - важный компонент идентичности региона в международных и внешнеэкономических связях. Международный «капитал» «этнических регионов» во многом определяется не материальными, а религиозно-культурными и политическими факторами. Этническая близость (а также культурная, лингвистическая, религиозная) может быть использована для развития связей регионов с иностранными акторами. В частности, этнокультурные особенности Республики Коми (финно-угорский потенциал) являются не только фактором социальной устойчивости и развития международного культурного сотрудничества, но и стимулом международной экономической интеграции4.

Например, на ежегодном Курултае дружбы, братства и сотрудничества тюркских государств и общин (помимо нескольких республик в составе РФ постоянными участниками курултаев являются Азербайджан, Турция, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и др.) преимущественно обсуждаются вопросы экономического сотрудничества. На 11-м Курултае прозвучала идея создания «Тюркского содружества», одна из основных целей функционирования которого - обеспечение экономической конкурентоспособности с китайскими товаропроизводителями5.

Сегодня успешно развивается международное экономическое сотрудничество на базе этнической близости российских регионов. Например, Республика Татарстан ведет активную деятельность по объединению татарской диаспоры, сохранению

4 Торлопое В. А. Северные горизонты России: природные ресурсы социально-экономического развития и этнокультурный потенциал Республики Коми. Материалы V Северного социально-экологического конгресса: «Северное измерение России: наука, инновации, международное сотрудничество» (URL: http:// www.congress-syktyvkar.ru).

5 URL: http:// sakhaopenworld.com

традиций татарских общин как в странах СНГ, так и в странах дальнего зарубежья; регионы проживания финно-угорских народов активно сотрудничают с финно-угорскими странами Европы; регионы Саяно-Алтая налаживают экономические отношения с тюркоязычными государствами6.

Сфера культуры

Современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие сферы культуры, где сосредоточивается огромный рыночный потенциал7. В последние десятилетия во всем мире, в том числе и в России, заметно меняются представления о том, какова роль культуры в региональном развитии. Новое понимание ее роли и осознание необходимости сохранения культурного многообразия в мире расширяет перспективы использования культурного наследия как фактора социально-экономического развития территории.

Опыт различных регионов мира доказывает эффективность применения социально-культурных ресурсов (совокупность объектов культурного наследия и современной культуры, которые созданы в традициях определенного народа: различные культурные учреждения, например, художественные или церковные; творческие коллективы; произведения современного искусства и фольклора; события и явления в современной культуре и др.) для целей системного развития территорий. Практическая регионалистика Европы прошла три этапа: выделение локальных территорий, в которых культура рассматривалась как исторический материал; эффективное использование особенностей территории и ее специфики, ее исторического образа для достижения целей конкурентоспособности; выделение «ядерных» зон, куда стягиваются функции принятия решений8.

6 Насырое И. Р. Региональная идентичность и международное сотрудничество регионов //Изв. вузов. Поволжский регион. - 2008. - № 4. -С. 103-111.

7 Абанкина Т. В. Тенденции и модели использования культурных ресурсов для устойчивого регионального развития (URL: http://www.frip.ru/ newfrip/ cnt/library/sel?tid-3&cid-2446).

8 Зуее С. Культура регионального развития (URL: http://www.polit.ru/ lectures/2008/03/28/video_zuev.html).

Усиление внимания к этнической культуре объясняется тем, что в глобализирующемся мире идентичность, или своеобразие, оценивается очень высоко и привлекает интерес, в том числе, коммерческий. «Возрождение этнических культур является сопротивлением наступающим всеобщим стандартам, продуктивной попыткой сохранить свою самобытность»9. Это формирует устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги, что обеспечивает приток финансовых ресурсов для развития территорий. Поэтому для многих российских территорий ориентация на использование потенциала этнической культуры становится одной из реальных возможностей социально-экономического подъема.

Экспертами Ассоциации менеджеров культуры представлен публичный доклад, в котором среди методов системного развития территорий через ресурс культуры названы следующие: культурный туризм; имидж- и брендостроительство; включение ресурса народных промыслов в индустрию производства сувенирной продукции; развитие фестивальных проектов и других форм коллективного движения; новые технологии работы с традиционной культурой (например, этно-футуризм - направление, для которого характерно «осовременивание» традиционной этнической культуры); межкультурная (или мультикультурная) коммуникация (основной ресурс -зоны влияния соседних областей, землячеств и т. д.) 10.

Привлечение туристских потоков

Историко-культурное наследие этнических групп - очевидный (а в некоторых регионах, к сожалению, пока единственный) фактор конкурентоспособности, который может быть использован для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Культурное наследие - это не только археологические, архитектурные и мемориальные объекты, но и эстетические и духовные ценности, изделия прикладного искусства, обычаи, обряды, традиционные формы хозяйства и природопользования.

9 Костина А. В. Культурная политика современной России: Соотношение этнического и национального. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - С. 4-5.

10 Публичный экспертный доклад «Культура как ресурс регионального развития» (URL: http:// amcult.ru/analyz/report).

Несмотря на очевидные проблемы развития туризма в российских регионах (отсутствие качественной гостиничной инфраструктуры; проблема транспортной доступности туристических центров; дефицит квалифицированного персонала и др.), нужно отметить, что для большинства «этнических регионов» в составе РФ характерна концентрация культурных ценностей. Это создает предпосылки для развития в них культурного туризма.

По богатству и разнообразию рекреационных ресурсов Россия занимает ведущее положение в мире. В стране насчитывается свыше 250 природных районов, особенно благоприятных для отдыха и санаторного лечения, свыше 150 курортных центров, несколько десятков тысяч экскурсионных объектов. Многие туристские маршруты имеют уникальный характер. Совокупность этих объектов привлечения можно определить как туристско-рекреационные ресурсы, основу для развития туристской деятельности. Однако только 10% из них используются в туристском обороте. И хотя текущий вклад туризма в экономику России относительно низок (доля доходов от туризма в 2008 г. без учета мультипликативного эффекта составила 1,2% ВВП, с учетом - 6,9%), страна к 2020 г. займет девятое место среди стран-лидеров по количеству туристических прибытий. К этому же году, по оценкам Всемирной туристической организации, доля культурного туризма составит 25% от общих показателей мирового туризма11.

Формы организации культурного туризма могут быть различными, но «ресурс этничности» в большей степени полезен для таких направлений, как этнографический, аборигенный и событийный туризм.

Преимущества событийного туризма уже сейчас осознаются во многих «этнических» регионах. Примером тому может служить бесконечная череда громких празднований каких-либо круглых дат (не так давно отметили 450-летие вхождения в состав России Удмуртия, Коми, Башкирия, Адыгея; 300-летие - Хакасия; 375-летие - Якутия и др.). Помимо этого получают известность некоторые этнические праздники (Сабантуй в Татарстане, Ысыах в Якутии, Тун Пайрам

11 URL: http:// wttc.org/search/results.php; Tourism 2020 Visi on. A new forecast from the WTO. Madrid, 2000; URL: http://www.mitt.ru/info1_rus.php

в Хакасии и др.); религиозные праздники (в основном мусульманские и буддистские: Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, Сага-алган и т. д.) и, конечно, культурные события (Общеалтайский культурный фестиваль «Эл-Ойын», фестивали этнической музыки «Устуу Хурээ» в Туве, «Звезды Белого месяца» в Бурятии, эколого-этнический фестиваль «Чир Чайаан» в Хакасии и др.). Все эти мероприятия способны не только привлечь туристов, но и усилить позитивный имидж региона.

Этнографический туризм позволяет туристу узнать и прочувствовать опыт различных культур. Образцами этнографической привлекательности могут служить язык, религия, музыка, традиции, фольклор, история, ремесла и быт. Этнография может быть включена в любой туристический план и сделать региональный турпродукт более привлекательным для туристов.

Сочетание живописных ландшафтов, археологического фонда и образцов хакасской народной жизни обусловило в 1996 г. выбор территории для будущего музея-заповедника «Казанов-ка». В 2000 г. музей включен в туристический маршрут «Саянское кольцо», проходящий по территории Красноярского края, республик Тывы и Хакасии. Постройка этноэкологичес-кого туристического комплекса «Кюг» (15 деревянных восьмиугольных юрт) привела к росту числа посетителей и расширению спектра предоставляемых услуг12.

Туристов привлекают природные музеи, музеи под открытым небом и галереи творчества коренного населения. Культурный, природный и духовный аспекты наследия коренного населения являются отличительной чертой аборигенного туризма, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной достопримечательностью. Хотя такая форма туризма в России пока не распространена, уже существует некоторый позитивный опыт, например на Камчатке и Алтае13.

12 Еремин Л. В. К истории создания первого музея-заповедника в Республике Хакасия / Материалы международной научной конференции «Развитие языков и культуры коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России». - Абакан, 2005.

13 См., например:ЖерносенкоИ. А. Священными тропами Алтая. - Барнаул, 2009; Моралееа Н. В., Ледоеских Е. Ю. и др. Аборигенный экотуризм: методическое пособие. - Петропавловск-Камчатский, 2008; URL: www.altai-sayan.org; www.unkam.ru

Технологии культурного туризма позволяют на основе выявленных ресурсов создавать достопримечательности именно в тех местах, которые нуждаются в притоке финансовых средств и не имеют иных перспектив.

Например, созданный в 2003 г. в аале Анхаково Республики Хакасия муниципальный музей «Хуртуях Тас» с единственным экспонатом - каменным трехметровым изваянием - ежегодно посещают более 20 тыс. туристов, проводится около 2 тыс. экскурсий. Сторонники традиционных хакасских верований проводят у изваяния обряды. Памятник внесен в список мирового художественного наследия ЮНЕСКО. «Хуртуях Тас» входит в тройку наиболее посещаемых музеев Хакасии и является одним из лидеров по размеру привлекаемых средств.

Традиционные знания

Традиционные знания коренных народов, помимо того, что они являются важной частью культуры и истории мира, способны стать одним из резервов роста экономик «этнических» регионов. Традиционное знание имеет, главным образом, практическую природу, особенно в таких областях, как сельское хозяйство, рыболовство, здоровье, садоводство и лесоводство. Коренные народы обладают бесценными знаниями о технологиях бережного отношения к природным ресурсам, которые могут быть использованы в процессе принятия управленческих решений на всех уровнях14.

Традиционные знания также являются основой развития этноэкономики. Поскольку исторически сложившиеся формы хозяйствования (этноэкономика) составляют значимый сегмент экономики некоторых этнических республик, неразумно недооценивать их роль как части регионального хозяйства, обеспечивающей экономическую устойчивость этносов, особенно в высокодепрессивных регионах.

14 См., например: Конвенция о биологическом разнообразии (URL: www. biodiv.org/programmes/socio-eco/traditional); Методические рекомендации по работе с традиционными знаниями / сост. В. Н. Шарахматова. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского гос. ун-а им. В. Беринга. -2008; Традиционные знания и их значимость для сохранения биоразнообразия Камчатки / под. ред. Ю. В. Корчагина. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского гос. ун-та им. В. Беринга, 2008.

Для большинства регионов РФ характерно тяжелое социально-экономическое положение сельской периферии (низкий уровень доходов, социальное неблагополучие, безработица). Очевидно, что огромные территориальные диспропорции, когда уровень жизни населения регионального центра и малых сел отличается в разы, не могут способствовать повышению конкурентоспособности региона. Рост товарности традиционных форм хозяйства коренных общностей (скотоводство, в том числе оленеводство, сбор дикоросов, охотничий промысел, рыболовство, ремесла) зачастую является единственным путем сохранения многих национальных сел15.

Кроме того, некоторая продукция этноэкономики уникальна (косторезный промысел Чукотки, пантовое мараловодство Горного Алтая и т. п.) и может стать визитной карточкой региона.

Например, пантовое мараловодство в Республике Горный Алтай16 включено в приоритетный национальный проект «Развитие АПК», с 2008 г. мараловоды получают государственную поддержку из федерального бюджета.

Структурирование общества

Эффективная система коммуникаций между властью и субъектами общества невозможна без эффективной организации последнего. В формировании новой системы взаимодействия населения и органов управления существенную роль играют независимые объединения граждан, так называемый «третий сектор» - самостоятельный необходимый институт гражданского общества. В России он развивается весьма неравномерно, и можно сказать, что именно национальные общественные объединения и национально-культурные автономии занимают в нем существенное место.

15 См., например: Максимова А. А. О ревитализации традиционных форм хозяйства в сельских поселениях Республики Коми //Экономика региона. -2008. - № 1; Логинов В. Г. Отрасли традиционного природопользования: состояние и перспективы //Экономика региона. - 2008. - № 1; Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Независимый экспертный доклад. - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004.

16 См., например: Бочаров С. Н, Попов А. П. Нужно ли объединение в пантовом оленеводстве? //ЭКО. - 2007. - № 8.

В настоящее время в РФ функционируют свыше 300 национально-культурных автономий: из них 16 являются федеральными и около 100 - региональными. В частности, на территории Сибирского федерального округа проживают представители более 130 национальностей, действуют более 500 национально-культурных объединений и центров. Многочисленные национальные объединения в своей деятельности опираются на разнообразные культурные центры, ассоциации, землячества, общества и общины. Национальные общественные объединения имеются в Красноярском крае (71), Иркутской (64), Новосибирской (49) и Кемеровской областях (39), республиках Хакасия (39), Бурятия (22), Алтай (5) и Тыва (5)17.

Высокая общественная активность национальных объединений может быть объяснена тем, что «идентичность как таковая обладает мощным потенциалом для сплачивания людей в устойчивые группы, объединённые общими системами ценностей, сходной реакцией на социальные процессы и единой волей к социальному действию»18. Причем именно она оказалась едва ли не единственной формой групповой солидарности в России после того, как были низложены либо поколеблены многие формы социальных идентичностей (советский народ, коммунисты, профессионально-статусные идентичности и т. д.)19.

Большая часть национальных общественных объединений имеет историко-культурную направленность и своими целями ставит решение языковых, культурных и экономических проблем. Но их роль этим не ограничивается. Потенциал национальных общественных объединений и национально-культурных автономий видится в развитии гражданского общества через расширение сети объединений, увеличении количества

17 Министерство регионального развития РФ.

18 Смирнягин Л. В. О региональной идентичности // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. - 2007. - Вып. 17. -С. 22-23.

19 Мусина Р. Н. Этническая идентичность в эпоху глобализации: этносоциологическое измерение (по материалам исследований в Республике Татарстан) //Вестник Казанского университета культуры и искусств. - 2005. -№ 1. - С. 62-63.

их социально-значимых общественных инициатив на региональном и муниципальном уровнях, профилактике проявлений этнического экстремизма, укреплении имиджа региона. Этнический потенциал в данном случае реализуется в развитии гражданских характеристик региональных сообществ.

По словам главного специалиста Департамента межнациональных отношений Минрегиона России М. И. Кима, «Повышение роли этнических сообществ в направлении социального партнерства, межнационального сотрудничества и кооперации, социализации этнокультурных групп, а также в снижении уровня конфликтности в межнациональных отношениях, в конечном счёте, способствует общественной стабильности, улучшению инвестиционной привлекательности регионов России, повышению качества жизни»20.

Таким образом, этнокультурный потенциал может выступать одним из факторов социального и экономического развития, особенно проблемных и депрессивных территорий. Для ряда регионов, не располагающих значительным промышленным или аграрным потенциалом, ориентация на культурное богатство становится одной из реальных возможностей социального подъема. Изучение этнокультурного потенциала позволяет более обоснованно подходить к определению стратегий и тактик регионального развития; формированию основ региональной этнокультурной политики; принятию всесторонне обоснованных решений по включению культурного наследия региона в экономический оборот. Решение этих задач способствует созданию пространственных предпосылок для формирования дополнительных конкурентных преимуществ, базирующихся на внутренних ресурсах самого сообщества.

20 КимМ. И. Роль этнических сообществ в гармонизации межнациональных отношений (в свете многообразия культур). URL: www.minregion.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.