Общие вопросы психологии
ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
В. О. Шустова
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена ежегодным ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде, в том числе среди студенчества. А. В. Надеждин подчёркивает, что потребление ПАВ возможно в обществе, которое утратило самобытность, независимость, оказалось лишённым исторической перспективы. Существование вне контекста традиций делает человека беззащитным перед губительным влиянием цивилизации1.
В современном «этнокультурно-мозаичном»2 мире влияние культурных факторов более адекватно может быть проанализировано с учётом этнической функции элементов этого разнородного культурного содержания. Этническая функция элементов этносреды рассматривается в так называемом «этнофункциональном подходе к развитию личности» А. В. Сухарева3. Под этносредой здесь понимается система не только внешних (социокультурных и природных) элементов, но и внутренних (психологических и биологических), а также трансцендентных (Бог, духи природных стихий и т.д.) элементов. Этническая функция элементов этносреды разделяет (этнодифференцирует) или объединяет (этноинтегрирует) личность с той или иной этносредой (русской, грузинской и т.п.).
Все психоактивные вещества (и соответственно содержание отношения к ним), кроме алкоголя, имеют этнодифференцирующую этническую функцию по отношению к русской этносреде. Например, родина табака — Южная Америка, опия — Передняя Азия и т.п.
Мы предположили, что различные особенности нарушений этнофункцио-нального развития личности на природной и сказочно-мифологической стадиях связаны с различными типами употребляемых студентками психоактивных веществ.
В исследовании приняли участие студентки 1—4 курсов Медицинского колледжа МИИТа, в возрасте от 15 до 19 лет. Все участники эксперимента (всего 263 человека) были разделены нами на 4 группы по типу употребляемых ПАВ. В 1 группу — «условная норма» — вошли студентки, не употребляющие ПАВ или редко (2-3 раза в год) употребляющие алкоголь, — 108 человек. Во 2 группу — студентки, регулярно употребляющие алкоголь (1-2 раза в месяц) в сочетании с табаком (ежедневно), — 73 человека; 3 группу составили студентки, регулярно употребляющие алкоголь (2-3 раза в месяц) в сочетании с марихуаной (1 раз в месяц); 4 группа студенток, регулярно употребляющих алкоголь (1 раз в неделю) в сочетании с табаком (ежедневно) и марихуаной (1 раз в месяц).
На этапе констатирующего эксперимента этнофункциональные особенности развития личности определялись при помощи модификации метода структурированного этнофункционального интервью, в процессе которого выявлялся когнитивно-эмоциональный след в психике испытуемого от собственного развития личности — как он субъективно определяет возраст начала и содержание определённой стадии. В данном исследовании этот метод совпадает с методом субъективного анамнеза, принятого в психологии4. В исследовании устанавливалась связь нарушений этнофункционального развития личности с типом употребляемого ПАВ.
С целью повышения достоверности полученных данных исследование проводилось анонимно, были использованы личные коды, составленные студентками, для соотнесения результатов по всем используемым методикам для сравнительного анализа.
Наличие этнофункциональных рассогласований содержания отношений студенток к этническим признакам выявлялось в отношении испытуемых к климато-географическим (предпочтение для жизни определённых климато-географических условий), антропобиологическим (здесь предпочтение определённых продуктов питания) и культурно-конфессиональным (предпочтение определённого мировоззрения) этническим признакам. Отношения считались рассогласованными, если они не соответствовали этносредовым характеристикам или признакам, специфичным для региона рождения и проживания испытуемого. Выявлялась также сформи-рованность этнической идентичности — однозначное отнесение себя к представителям того или иного реального этноса.
Возраст начала природной стадии и её содержание выявлялись по ответам респондентки на вопросы: со скольких лет она себя помнит и какие наиболее ранние воспоминания о природе у неё сохранились в памяти. Возраст начала сказочно-мифологической стадии и её содержание выявлялись по ответам испытуемой на вопросы о том, в каком возрасте она впервые познакомилась со сказками и с какими именно (из всего содержательного многообразия сказочно-мифологической стадии нами были выделены лишь сказки, как наиболее изученный аспект развития)5. Возраст начала религиозно-этической стадии выявлялся по ответам испытуемой на вопросы: в каком наиболее раннем возрасте были переживания, связанные с такими понятиями, как «Бог», «грех», «справедливость» (т. е. религиозно-этическое либо этическое содержание).
Позитивное и негативное отношения респондентов к ПАВ определялись нами при помощи модифицированной методики «Неоконченных предложений» (Сакс и Леви) — «Диагностика отношения к ПАВ».
На этапе формирующего эксперимента осуществлялось восстановление отношений студенток к природным и сказочно-мифологическим элементам этносреды их рождения и проживания. Работа проводилась в психодраматическом ключе, с перевоплощением в духов природных стихий (водяной, леший), разыгрыванием сюжетов русских народных сказок, обсуждались и вербализировались эмоциональные отношения студенток к образам русской природы.
Результаты констатирующего эксперимента. Этничность обследуемых по самоопределению: 79,8% — русские, 4,5% — армяне, 3,8% — татары, 2,3% — украинцы, 1,9% — корейцы, 1,5% — цыгане, у 6,1% студенток идентичность не сформирована. Причём алкоголь употребляли 92% студенток, курили табак 52%, употребляли марихуану 31%. Все участницы эксперимента родились и проживали в средней полосе России и обучались в школах на русском языке.
В результате наших исследований у всех испытуемых были выявлены те или иные нарушения этнофункционального развития личности и этнофункциональ-ные рассогласования отношений к тем или иным группам этнических признаков. У всех студенток было выявлено этнофункциональное рассогласование содержания сказочно-мифологической стадии развития личности (они, наряду с русскими сказками, сохранили ранние детские воспоминания об инокультурных народных и авторских сказках. Достоверных различий в количестве нарушений этнофункционального развития личности между группой студенток, не употребляющих никаких ПАВ и редко употребляющих только алкоголь, обнаружено не было.
Воспоминания о родной природе до 5 лет достоверно встречаются чаще в группе «условной нормы». Число респондентов, имеющих воспоминания о родной природе после 5 лет, достоверно выше в группе употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной регулярно. Достоверных различий в выпадении природной стадии обнаружено не было.
При сравнении «условной нормы» с группой испытуемых, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с табаком, было выявлено преобладание у последних задержки сказочно-мифологической стадии после 5 лет.
При сравнении «условной нормы» с группой испытуемых, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании только с марихуаной, также было выявлено преобладание в последней группе задержки сказочно-мифологической стадии после 5 лет.
При сравнении «условной нормы» с группой испытуемых, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с марихуаной и табаком, было установлено преобладание в последней группе задержки не только сказочно-мифологической, но и природной стадии после 5 лет.
Количество респондентов, имеющих рассогласования по типу питания, в отношении к культурно-психологическим признакам (отношение к православию) и в отношении к ландшафту и климату, связано с количеством различных употребляемых ПАВ. Максимальный процент рассогласований выявлен в группах, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с марихуаной и/или с табаком.
Результаты нашего исследования показали, что количество этнофункциональ-ных рассогласований системы отношений личности к различным группам этнических признаков (элементам этносреды) связано с количеством и типом регулярно употребляемых ПАВ. Начало природной и сказочно-мифологической стадии после 5 лет, рассогласования по типу питания, в отношении к кулыурно-психологичес-ким признакам (включая конфессиональные), а также в отношении к климату и ландшафту этносреды связано с увеличением количества респондентов, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или с марихуаной. Около 90%
обследованных имеют смешанное содержание сказочно-мифологической стадии, что связано с возникновением ведущего тревожного аффекта (купируется табаком)6.
В нашем исследовании «задержка» природной и сказочно-мифологической стадий (после 5 лет) связана с регулярным употреблением алкоголя в сочетании с марихуаной и табаком. Следует отметить также, что у всех студенток было выявлено этнофункциональное рассогласование содержания сказочно-мифологической стадии развития личности, что связано с формированием в более позднем возрасте тревожного аффекта. «Задержка» этнофункционального развития личности на природной и сказочно-мифологической стадиях, при наличии этнофункциональных рассогласований в содержании сказочно-мифологической стадии, в свою очередь, может быть связана с формированием в более позднем возрасте тревожно-тоскливого и тоскливо-тревожного аффектов7, которые могут неадекватно купироваться указанными выше ПАВ8.
Установлено также, что вероятностными критериями возникновения эмоциональных расстройств и в то же время условием возникновения потребности в употреблении ПАВ могут являться этнофункциональные рассогласования системы отношений личности к этносреде9. В то же время этнофункциональные нарушения развития личности связаны с наличием у неё этнофункциональных рассогласований системы отношений к этносреде в более позднем возрасте10, в том числе и рассогласований нравственных и (или) религиозных норм по отношению к употреблению ПАВ. Последнее важно для нашего исследования потому, что в различных культурах отношение к различным ПАВ, в том числе к алкоголю и наркотикам, может радикально различаться и иметь противоположные этнические функции.
В соответствии с изложенными выше результатами теоретических и экспериментально-психологических исследований был осуществлён следующий формирующий эксперимент.
В формирующем эксперименте участвовали две учебные группы 2 курса: экспериментальная группа (24 человека) и контрольная группа — 25 человек.
Мы предположили, что восстановление этноинтегрирующего содержания отношений личности к природным и сказочно-мифологическим образам (элементам этносреды) повлечёт за собой этноинтегрирующие изменение отношений студенток к ПАВ.
В процессе психолого-педагогических воздействий восстанавливалась целостность двигательной, эмоциональной и идеаторной сторон отношений студенток к образам родной природы, опосредствованных фольклорными сказочно-мифологическими представлениями, специфическими для русской этносреды. В работе мы применяли элементы психотерапевтического «погружения» в любимый уголок природы этносреды, сказкотерапию, психодрамы и др.
Показатели отношения студенток к алкоголю изменились. Достоверно уменьшилось количество респондентов, положительно относящихся к пиву, возросло число студенток, равнодушных к пиву. Достоверно уменьшилось количество студенток с позитивным и увеличилось количество с негативным отношением к крепким спиртным напиткам. Количество студенток, позитивно относящихся к вину,
достоверно уменьшилось. Следует отметить, что как до, так и после цикла занятий отношение студенток к «тяжёлым» наркотикам (опиаты) осталось без изменений отрицательным (100%). Достоверно уменьшилось количество студенток, позитивно относящихся к марихуане, и увеличилось количество равнодушных к данному наркотику.
Выявлена также тенденция к снижению позитивного отношения студенток к табаку и к самому процессу курения.
Наблюдаемое в экспериментальной группе увеличение количества студенток, имеющих ранние воспоминания о родной природе (с 3—4 лет) и о сказочно-мифологических образах (до 5 лет) на первый взгляд является парадоксальным. Однако воздействие на сказочно-мифологическое содержание отношений личности, по-видимому, изменило представление студенток о собственных детских воспоминаниях, расширило их «когнитивную ретроспективу», за счёт снижения эмоционального торможения когнитивных процессов в процессе психолого-педагогических воздействий, осуществляемых на этноинтегрированном материале11.
Восстановление отношений личности к сказочно-мифологической стороне культуры и к природе русской этносреды обусловливает у студенток снижение позитивного отношения к алкоголю и марихуане. Можно предположить, что это происходит благодаря тому, что восстановление этих отношений способствует снижению у них степени психической дезадаптированносги, что подтверждает ряд исследований12. Это может снижать, в свою очередь, потребность в употреблении ПАВ, неадекватно компенсирующих данную дезадаптированность.
Незначительность (на уровне тенденции) снижения позитивного отношения студенток к табаку, возможно, обусловлена толерантностью общества к данному ПАВ и широкой пропагандой в СМИ образа «курящей деловой женщины».
Таким образом, своевременное начало природной и сказочно-мифологической (до 5 лет) стадий этнофункционального развития личности связано со снижением у студенток потребности в употреблении алкоголя, табака и марихуаны. Этнофункциональные рассогласования отношений личности к климато-геогра-фическим, антропобиологическим и конфессиональным элементам этносреды — с регулярным употреблением студентками алкоголя в сочетании с табаком и/или марихуаной. Задержка начала природной и сказочно-мифологической стадий этнофункционального развития личности позже 5 лет — с регулярным употреблением студентками алкоголя в сочетании с марихуаной или алкоголя в сочетании с табаком и марихуаной. В целом, исследование показало, что психолого-педагогические воздействия, осуществляемые на материале этноинтегрирующих природных и сказочных образов, обусловливает у студенток снижение позитивного и повышение негативного отношения к психоактивным веществам13.
1 Надеждин А. В. Плоды «победившей демократии» // Медицинская газета. 2002. № 9 (9 февраля). С. 4.
2 ТишковВ. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1. С. 4.
3 Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 81-93.
4 Мясищев В. Н. Психология отношений. Академия педагогических и социальных наук. М.: НПО «МОДЭК», 1995. С. 15-36.
5 Бачков И. В. Любимые и нелюбимые сказки II Школьный психолог. 2002. № 10. С. 16; Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34-41.
6 Сухарев А. В., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 1. С. 122-133; Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2005.
7 Сухарев А. В., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств. С. 122-133.
8 Бехтель Э. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986; Пятницкая И. М. Развитие наркотизма в прошлом и настоящем // Вопросы наркологии. 1995. №№ 1, 3.
9 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М., 2008.
10 Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект психического развития... Указ. соч.
11 Выдрина Е. А. Этнофункциональный аспект психопрофилактики возникновения умственной отсталости у дошкольников: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2007; Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.; ШапореваА. А. Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.
12 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.; Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект психического развития... Указ. соч.
13 Шустова В. О. Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.