Научная статья на тему 'Этнофункциональный психологический подход к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде'

Этнофункциональный психологический подход к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNOFUNCTIONAL APPROACH / ETHNOSPACE / ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОСРЕДА / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шустова Виктория Олеговна

Нарушения этнофункционального развития личности являются одним из условий возникновения у студенток позитивного отношения к ПАВ. В свою очередь, восстановление в процессе психолого-педагогических воздействий у студенток системы отношений личности к образам родной природы и сказочно-мифологической стороне русской этносреды обусловливает снижение у них позитивного и возрастание негативного отношения к ПАВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шустова Виктория Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnofunctional psychological approach to prevention of psychoactive substances abuse among students

Ethnofunctional personality development disorders are among the conditions of a positive attitude to psychoactive substances of female-students. At the same time recovery of the system of personal relations to the images of the native nature and to the fairy-mythological side of Russian ethnospaсe in the process of pedagogical and psychological influence causes the reduction in the positive attitude of female students to psychoactive substances and the increase of the negative attitude.

Текст научной работы на тему «Этнофункциональный психологический подход к профилактике злоупотребления психоактивными веществами в студенческой среде»

Общие вопросы психологии

ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

В. О. Шустова

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена ежегодным ростом потребления психоактивных веществ (ПАВ) в молодёжной среде, в том числе среди студенчества. А. В. Надеждин подчёркивает, что потребление ПАВ возможно в обществе, которое утратило самобытность, независимость, оказалось лишённым исторической перспективы. Существование вне контекста традиций делает человека беззащитным перед губительным влиянием цивилизации1.

В современном «этнокультурно-мозаичном»2 мире влияние культурных факторов более адекватно может быть проанализировано с учётом этнической функции элементов этого разнородного культурного содержания. Этническая функция элементов этносреды рассматривается в так называемом «этнофункциональном подходе к развитию личности» А. В. Сухарева3. Под этносредой здесь понимается система не только внешних (социокультурных и природных) элементов, но и внутренних (психологических и биологических), а также трансцендентных (Бог, духи природных стихий и т.д.) элементов. Этническая функция элементов этносреды разделяет (этнодифференцирует) или объединяет (этноинтегрирует) личность с той или иной этносредой (русской, грузинской и т.п.).

Все психоактивные вещества (и соответственно содержание отношения к ним), кроме алкоголя, имеют этнодифференцирующую этническую функцию по отношению к русской этносреде. Например, родина табака — Южная Америка, опия — Передняя Азия и т.п.

Мы предположили, что различные особенности нарушений этнофункцио-нального развития личности на природной и сказочно-мифологической стадиях связаны с различными типами употребляемых студентками психоактивных веществ.

В исследовании приняли участие студентки 1—4 курсов Медицинского колледжа МИИТа, в возрасте от 15 до 19 лет. Все участники эксперимента (всего 263 человека) были разделены нами на 4 группы по типу употребляемых ПАВ. В 1 группу — «условная норма» — вошли студентки, не употребляющие ПАВ или редко (2-3 раза в год) употребляющие алкоголь, — 108 человек. Во 2 группу — студентки, регулярно употребляющие алкоголь (1-2 раза в месяц) в сочетании с табаком (ежедневно), — 73 человека; 3 группу составили студентки, регулярно употребляющие алкоголь (2-3 раза в месяц) в сочетании с марихуаной (1 раз в месяц); 4 группа студенток, регулярно употребляющих алкоголь (1 раз в неделю) в сочетании с табаком (ежедневно) и марихуаной (1 раз в месяц).

На этапе констатирующего эксперимента этнофункциональные особенности развития личности определялись при помощи модификации метода структурированного этнофункционального интервью, в процессе которого выявлялся когнитивно-эмоциональный след в психике испытуемого от собственного развития личности — как он субъективно определяет возраст начала и содержание определённой стадии. В данном исследовании этот метод совпадает с методом субъективного анамнеза, принятого в психологии4. В исследовании устанавливалась связь нарушений этнофункционального развития личности с типом употребляемого ПАВ.

С целью повышения достоверности полученных данных исследование проводилось анонимно, были использованы личные коды, составленные студентками, для соотнесения результатов по всем используемым методикам для сравнительного анализа.

Наличие этнофункциональных рассогласований содержания отношений студенток к этническим признакам выявлялось в отношении испытуемых к климато-географическим (предпочтение для жизни определённых климато-географических условий), антропобиологическим (здесь предпочтение определённых продуктов питания) и культурно-конфессиональным (предпочтение определённого мировоззрения) этническим признакам. Отношения считались рассогласованными, если они не соответствовали этносредовым характеристикам или признакам, специфичным для региона рождения и проживания испытуемого. Выявлялась также сформи-рованность этнической идентичности — однозначное отнесение себя к представителям того или иного реального этноса.

Возраст начала природной стадии и её содержание выявлялись по ответам респондентки на вопросы: со скольких лет она себя помнит и какие наиболее ранние воспоминания о природе у неё сохранились в памяти. Возраст начала сказочно-мифологической стадии и её содержание выявлялись по ответам испытуемой на вопросы о том, в каком возрасте она впервые познакомилась со сказками и с какими именно (из всего содержательного многообразия сказочно-мифологической стадии нами были выделены лишь сказки, как наиболее изученный аспект развития)5. Возраст начала религиозно-этической стадии выявлялся по ответам испытуемой на вопросы: в каком наиболее раннем возрасте были переживания, связанные с такими понятиями, как «Бог», «грех», «справедливость» (т. е. религиозно-этическое либо этическое содержание).

Позитивное и негативное отношения респондентов к ПАВ определялись нами при помощи модифицированной методики «Неоконченных предложений» (Сакс и Леви) — «Диагностика отношения к ПАВ».

На этапе формирующего эксперимента осуществлялось восстановление отношений студенток к природным и сказочно-мифологическим элементам этносреды их рождения и проживания. Работа проводилась в психодраматическом ключе, с перевоплощением в духов природных стихий (водяной, леший), разыгрыванием сюжетов русских народных сказок, обсуждались и вербализировались эмоциональные отношения студенток к образам русской природы.

Результаты констатирующего эксперимента. Этничность обследуемых по самоопределению: 79,8% — русские, 4,5% — армяне, 3,8% — татары, 2,3% — украинцы, 1,9% — корейцы, 1,5% — цыгане, у 6,1% студенток идентичность не сформирована. Причём алкоголь употребляли 92% студенток, курили табак 52%, употребляли марихуану 31%. Все участницы эксперимента родились и проживали в средней полосе России и обучались в школах на русском языке.

В результате наших исследований у всех испытуемых были выявлены те или иные нарушения этнофункционального развития личности и этнофункциональ-ные рассогласования отношений к тем или иным группам этнических признаков. У всех студенток было выявлено этнофункциональное рассогласование содержания сказочно-мифологической стадии развития личности (они, наряду с русскими сказками, сохранили ранние детские воспоминания об инокультурных народных и авторских сказках. Достоверных различий в количестве нарушений этнофункционального развития личности между группой студенток, не употребляющих никаких ПАВ и редко употребляющих только алкоголь, обнаружено не было.

Воспоминания о родной природе до 5 лет достоверно встречаются чаще в группе «условной нормы». Число респондентов, имеющих воспоминания о родной природе после 5 лет, достоверно выше в группе употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и марихуаной регулярно. Достоверных различий в выпадении природной стадии обнаружено не было.

При сравнении «условной нормы» с группой испытуемых, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с табаком, было выявлено преобладание у последних задержки сказочно-мифологической стадии после 5 лет.

При сравнении «условной нормы» с группой испытуемых, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании только с марихуаной, также было выявлено преобладание в последней группе задержки сказочно-мифологической стадии после 5 лет.

При сравнении «условной нормы» с группой испытуемых, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с марихуаной и табаком, было установлено преобладание в последней группе задержки не только сказочно-мифологической, но и природной стадии после 5 лет.

Количество респондентов, имеющих рассогласования по типу питания, в отношении к культурно-психологическим признакам (отношение к православию) и в отношении к ландшафту и климату, связано с количеством различных употребляемых ПАВ. Максимальный процент рассогласований выявлен в группах, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с марихуаной и/или с табаком.

Результаты нашего исследования показали, что количество этнофункциональ-ных рассогласований системы отношений личности к различным группам этнических признаков (элементам этносреды) связано с количеством и типом регулярно употребляемых ПАВ. Начало природной и сказочно-мифологической стадии после 5 лет, рассогласования по типу питания, в отношении к кулыурно-психологичес-ким признакам (включая конфессиональные), а также в отношении к климату и ландшафту этносреды связано с увеличением количества респондентов, регулярно употребляющих алкоголь в сочетании с табаком и/или с марихуаной. Около 90%

обследованных имеют смешанное содержание сказочно-мифологической стадии, что связано с возникновением ведущего тревожного аффекта (купируется табаком)6.

В нашем исследовании «задержка» природной и сказочно-мифологической стадий (после 5 лет) связана с регулярным употреблением алкоголя в сочетании с марихуаной и табаком. Следует отметить также, что у всех студенток было выявлено этнофункциональное рассогласование содержания сказочно-мифологической стадии развития личности, что связано с формированием в более позднем возрасте тревожного аффекта. «Задержка» этнофункционального развития личности на природной и сказочно-мифологической стадиях, при наличии этнофункциональных рассогласований в содержании сказочно-мифологической стадии, в свою очередь, может быть связана с формированием в более позднем возрасте тревожно-тоскливого и тоскливо-тревожного аффектов7, которые могут неадекватно купироваться указанными выше ПАВ8.

Установлено также, что вероятностными критериями возникновения эмоциональных расстройств и в то же время условием возникновения потребности в употреблении ПАВ могут являться этнофункциональные рассогласования системы отношений личности к этносреде9. В то же время этнофункциональные нарушения развития личности связаны с наличием у неё этнофункциональных рассогласований системы отношений к этносреде в более позднем возрасте10, в том числе и рассогласований нравственных и (или) религиозных норм по отношению к употреблению ПАВ. Последнее важно для нашего исследования потому, что в различных культурах отношение к различным ПАВ, в том числе к алкоголю и наркотикам, может радикально различаться и иметь противоположные этнические функции.

В соответствии с изложенными выше результатами теоретических и экспериментально-психологических исследований был осуществлён следующий формирующий эксперимент.

В формирующем эксперименте участвовали две учебные группы 2 курса: экспериментальная группа (24 человека) и контрольная группа — 25 человек.

Мы предположили, что восстановление этноинтегрирующего содержания отношений личности к природным и сказочно-мифологическим образам (элементам этносреды) повлечёт за собой этноинтегрирующие изменение отношений студенток к ПАВ.

В процессе психолого-педагогических воздействий восстанавливалась целостность двигательной, эмоциональной и идеаторной сторон отношений студенток к образам родной природы, опосредствованных фольклорными сказочно-мифологическими представлениями, специфическими для русской этносреды. В работе мы применяли элементы психотерапевтического «погружения» в любимый уголок природы этносреды, сказкотерапию, психодрамы и др.

Показатели отношения студенток к алкоголю изменились. Достоверно уменьшилось количество респондентов, положительно относящихся к пиву, возросло число студенток, равнодушных к пиву. Достоверно уменьшилось количество студенток с позитивным и увеличилось количество с негативным отношением к крепким спиртным напиткам. Количество студенток, позитивно относящихся к вину,

достоверно уменьшилось. Следует отметить, что как до, так и после цикла занятий отношение студенток к «тяжёлым» наркотикам (опиаты) осталось без изменений отрицательным (100%). Достоверно уменьшилось количество студенток, позитивно относящихся к марихуане, и увеличилось количество равнодушных к данному наркотику.

Выявлена также тенденция к снижению позитивного отношения студенток к табаку и к самому процессу курения.

Наблюдаемое в экспериментальной группе увеличение количества студенток, имеющих ранние воспоминания о родной природе (с 3—4 лет) и о сказочно-мифологических образах (до 5 лет) на первый взгляд является парадоксальным. Однако воздействие на сказочно-мифологическое содержание отношений личности, по-видимому, изменило представление студенток о собственных детских воспоминаниях, расширило их «когнитивную ретроспективу», за счёт снижения эмоционального торможения когнитивных процессов в процессе психолого-педагогических воздействий, осуществляемых на этноинтегрированном материале11.

Восстановление отношений личности к сказочно-мифологической стороне культуры и к природе русской этносреды обусловливает у студенток снижение позитивного отношения к алкоголю и марихуане. Можно предположить, что это происходит благодаря тому, что восстановление этих отношений способствует снижению у них степени психической дезадаптированносги, что подтверждает ряд исследований12. Это может снижать, в свою очередь, потребность в употреблении ПАВ, неадекватно компенсирующих данную дезадаптированность.

Незначительность (на уровне тенденции) снижения позитивного отношения студенток к табаку, возможно, обусловлена толерантностью общества к данному ПАВ и широкой пропагандой в СМИ образа «курящей деловой женщины».

Таким образом, своевременное начало природной и сказочно-мифологической (до 5 лет) стадий этнофункционального развития личности связано со снижением у студенток потребности в употреблении алкоголя, табака и марихуаны. Этнофункциональные рассогласования отношений личности к климато-геогра-фическим, антропобиологическим и конфессиональным элементам этносреды — с регулярным употреблением студентками алкоголя в сочетании с табаком и/или марихуаной. Задержка начала природной и сказочно-мифологической стадий этнофункционального развития личности позже 5 лет — с регулярным употреблением студентками алкоголя в сочетании с марихуаной или алкоголя в сочетании с табаком и марихуаной. В целом, исследование показало, что психолого-педагогические воздействия, осуществляемые на материале этноинтегрирующих природных и сказочных образов, обусловливает у студенток снижение позитивного и повышение негативного отношения к психоактивным веществам13.

1 Надеждин А. В. Плоды «победившей демократии» // Медицинская газета. 2002. № 9 (9 февраля). С. 4.

2 ТишковВ. А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Вопросы социологии. 1993. № 1. С. 4.

3 Сухарев А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 81-93.

4 Мясищев В. Н. Психология отношений. Академия педагогических и социальных наук. М.: НПО «МОДЭК», 1995. С. 15-36.

5 Бачков И. В. Любимые и нелюбимые сказки II Школьный психолог. 2002. № 10. С. 16; Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребёнком-дошкольником // Дошкольное воспитание. 1948. № 9. С. 34-41.

6 Сухарев А. В., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 1. С. 122-133; Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2005.

7 Сухарев А. В., Степанов И. Л. Этнофункциональный подход в психотерапии аффективных расстройств. С. 122-133.

8 Бехтель Э. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986; Пятницкая И. М. Развитие наркотизма в прошлом и настоящем // Вопросы наркологии. 1995. №№ 1, 3.

9 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М., 2008.

10 Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект психического развития... Указ. соч.

11 Выдрина Е. А. Этнофункциональный аспект психопрофилактики возникновения умственной отсталости у дошкольников: автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2007; Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.; ШапореваА. А. Роль этнической функции содержания сказок в гармонизации взаимодействия когнитивной и эмоциональной сторон отношений у детей и подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

12 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.; Тимохин В. В. Этнофункциональный аспект психического развития... Указ. соч.

13 Шустова В. О. Этнофункциональный аспект антинаркотического и антиалкогольного воспитания молодёжи: дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.