Научная статья на тему 'Архегенияи этнофункциональность как базовые принципы в исследованииэмиграционных намерений российских студентов'

Архегенияи этнофункциональность как базовые принципы в исследованииэмиграционных намерений российских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП АРХЕГЕНИИ / ПРИНЦИП ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ / ЭМИГРАЦИОННЫЕ НАМЕРЕНИЯ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ / PRINCIPLE OF ETHNOFUNCTIONALITY / PRINCIPLE OF ARCHEGENY / EMIGRATION INTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фролова Светлана Владимировна, Сухарев Александр Владимирович, Петрухина Виктория Александровна

На основе применения базовых принципов архегении и этнофункциональности в психологии проведено исследование условий возникновения эмиграционных намерений российских студентов. Установлено, что такими условиями могут являться: 1) предпочтение климато-географических условий страны предполагаемой эмиграции; 2) отсутствие в воспоминаниях, относящихся к раннему детству сказочных образов культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archegeny and ethnofunctionality as basic principles in the investigation of the conditions of originating of emigration intentions of students

On the base of applying the fundamental principles of archegeny and ethnofunctionality in psychology the investigation of the conditions of originating of emigration intentions of students was performed. There was revealed that these conditions may be the following: 1) preferences of climate and geographical conditions of the emigration country; 2) the lack of folk fable images of their own culture in recollections of to early childhood.

Текст научной работы на тему «Архегенияи этнофункциональность как базовые принципы в исследованииэмиграционных намерений российских студентов»

Общие вопросы психологии

АРХЕГЕНИЯ И ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЭМИГРАЦИОННЫХ НАМЕРЕНИЙ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

С. В. Фролова, А. В. Сухарев, В. А. Петрухина

С позиций принципа исторической актуальности1 предмет той науки, которая является базовой2 для новой парадигмы, должны составлять представления и явления, которые наиболее остро переживаются в данном обществе, культуре, цивилизации. Исследователями конца XX в. (с 70-х гг.) отмечалось нарастающее значение, которое приобрела в науке и обществе в целом этничностъ и всё с ней связанное3. В настоящее время данный факт признаётся не только специалистами-этнологами, но и политиками, общественными деятелями. Сегодня в условиях современного кризиса культуры4, который вследствие технологического прогресса является действительно общечеловеческим, наступает период разочарования в искусственно созданных глобалистских системах — коммунистических, рыночных и пр., — отдающих дань романтическим увлечениям прошедших эпох, и человек обращается к самым древним, естественным ценностям, которые можно выразить краткой формулой Ю. В. Бромлея: «Человечество — это народы»5.

Технологический прогресс, коснувшийся всех народов нашей планеты, крайне обострил восприятие явления «смешения народов», которое в той или иной мере происходило в прошедшие кризисные исторические эпохи6. Применительно к психике человека историческая актуальность, уникальность современной эпохи заключается, таким образом, в непревзойдённой доныне степени и глобальности «вавилонского столпотворения» народов или их признаков этносреды (культурных, расовых, природных, трансцендентных и пр.) как «в одной голове», так и в обществе. Поэтому «этническая парадигма» в современном мире модифицируется в более широкую «этнофунщионалъную парадигму», основывающуюся не на этнологических «типах», а на этнической функции всего многообразия различных этнических признаков — на принципе этнофункционалъности. Данный принцип основан на учёте влияния этноинтегрирующей и (или) этнодифференцирующей функций каждого материального, психического или духовного (трансцендентного) элемента на поведение человека, общества и на природу в целом. Рассмотрение единства человека, природы и духовного (трансцендентного) мира на основе системообразующего принципа этнофункциональности позволило получить ряд новых, часто парадоксальных результатов7. Очевидно, что принцип этнофункциональности, по сравнению с «жёсткими» типологическими подходами в этнологии и этнопсихологии, является гибким теоретическим инструментом «тонкой дифференциации», с помощью которого возможно учитывать этническую специфику личности и обществ в современных мегаполисах и в этнических изолятах «на краю ойкумены».

В соответствии с принципом исторической актуальности учёт временного параметра требует введения новой философской предпосылки. Специфика первоначальных основ европейского мышления и мировоззрения, вне сомнения, заключается в духе античности и прежде всего в платоновском соотнесении образа («вещи») и его идеального прообраза, «эйдоса», как «предела становления вещи»8. Однако понятие «эйдоса» статично и лишено характеристик, присущих времени, развитию. В принципе представление о развитии было присуще античному миросозерцанию: исследуя представление о развитии в античности, А. Ф. Лосев приходит к заключению, что развитие понималось как бесконечный процесс возвращения к изначально заданному идеалу9. Таким образом, представление о развитии было неразрывно связано с представлением об идеале. Но всё же в античности не было категории развития. Попытки категоризации появились в европейской философии в связи с влиянием христианской эсхатологии и рассматривались как в отношении природы, так и человека (Шеллинг, Гегель). В частности, в европейской философии Нового времени Ф. Шеллинг определяет природу как «видимый дух», а дух — как невидимую природу; с его позиций, она является всецело идеальной. Человеческая история, по Шеллингу, представляется, во-первых, как отпадение от центра (искажение духа), а во-вторых, как возвращение к нему10.

Для преодоления противоречия между представлением о развитии в природе и развитии человека А. В. Сухаревым было введено понятие архегении как идеального прообраза развития, определяемого как предел становления данного развития (по аналогии с определением эйдоса) и как «естественное развитие». Архегения отдельной этносреды для человека в определённом приближении может быть представлена как система образов, в которой составляющие её образы являются проекциями идеального прообраза данной этносреды. Смешение проекций различных идеальных прообразов этносред, понимаемое в соответствии с Библией как «вавилонское столпотворение» в душе человека или в обществе, проявляется в различных бедствиях — природных, социально-культурных, душевных, нравственных.

Синтезом пространственных и временных характеристик новой парадигмы, в связи со сказанным, является представление об идеальном прообразе развития человека, общества, этносреды в целом. Представление об этнофункциональной архегении даёт возможность системного анализа этносреды, в которую погружён субъект, — мира природы, социокультурного (психического) и духовного (трансцендентного). В частности, в русской (и, далее, российской) этносреде, по аналогии с выводами А. Ф. Лосева о развитии античного мифа, наиболее древними ведущими представлениями можно считать образы природных стихий и явлений (фетишизм), затем анимистические представления о духах природы, далее — героические представления о борьбе человека с духами и богами, потом христианские представления, идеи Просвещения и пр. Ряд экспериментальных исследований подтверждает плодотворность использования представления об этнофункциональной архегении в различных отраслях психологии (воспитание, обучение, психопрофилактика, коррекция), психиатрии и психотерапии и пр.11

По статистическим данным с 1989 по 2002 гг. из России выехало примерно 5,4 млн человек, причём возрастная структура эмигрантов сдвинута в сторону более ранних возрастов12. Поэтому целью эмпирического исследования явилось изучение этнофункционального аспекта образования эмиграционных намерений современных студентов. Предполагалось, что этнофункциональные особенности образования эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связаны с системой ценностей и отношений личности, в частности с отношением к социокультурным и климато-географическим этническим признакам, а также с эмоционально-когнитивным следом переживания образов сказочно-мифологического аспекта культуры своего народа.

В исследовании применялся следующий инструментарий: метод структурированного психологического этнофункционального интервью А. В. Сухарева13; методика Е. Б. Фанталовой «Ценность-Доступность»14, анкетирование. В исследовании приняли участие 152 студента (21 юноша и 131 девушка) в возрасте от

19 до 21 года, обучающихся по специальностям «психология», «история», «математика», «сервис и туризм». Математико-статистический анализ полученных данных осуществлялся с помощью метода непараметрической статистики — критерия ср* Фишера — и параметрической статистики — ^-критерия Стьюдента.

Все исследуемые студенты были распределены по трём группам: 1 группа — желающие постоянно жить и работать за рубежом; 2 группа — желающие постоянно жить и работать в России; 3 группа — желающие постоянно жить в России с возможностью учиться или работать за рубежом. Наиболее многочисленной группой оказалась группа с эмиграционными намерениями постоянного проживания за рубежом. Наименьшую по численности группу составили студенты с отрицательным отношением к эмиграции (см. Таблицу).

Соотношение групп студентов с различным отношением к эмиграции

Всего человек 152 100%

1. Хотят постоянно жить и работать за рубежом 79 52%

2. Хотят постоянно жить и работать в России 34 22,3%

3. Хотят постоянно жить в России с возможностью учиться / работать за рубежом 39 25,7%

Для многих студентов, желающих уехать за рубеж, эмиграционные намерения носят оттенок мечты, поскольку лишь немногие из них предпринимают конкретные шаги для реализации своих намерений. Так, только 52% потенциальных эмигрантов владеют иностранным языком выбранной страны. Остальные же 48% не владеют иностранным языком в достаточной мере и не пытаются его изучать. В качестве потенциальных стран-реципиентов для постоянного жительства указаны 20. Шестёрку лидеров представляют следующие: Франция (23%), США (16%), Германия (16%), Испания (16%), Англия (12%), Италия (12%).

Большинство принявших в исследовании студентов составляли девушки. Для того чтобы проверить, не имеет ли выявленное распределение по трём основным группам с различным отношением к эмиграции гендерной специфики, дополнительно анализировалась представленность юношей и девушек во всех трёх группах. При помощи ср* — критерий Фишера удалось установить, что не существует достоверных гендерных различий в отношении к эмиграции. Наиболее значимо различающимся и, соответственно, с наиболее высокой степенью достоверности определяющим решение о постоянном эмиграционном намерении является отношение к климато-географическому фактору этносреды. В группе с постоянными эмиграционными намерениями климато-географические условия другой страны отмечаются как более предпочтительные (1 = 4,64; р < 0,05).

В группе студентов, у которых отсутствуют эмиграционные намерения, в качестве первых воспринятых в детстве сказок достоверно чаще, чем в группах с эмиграционными намерениями, выбираются русские народные сказки (ф* = 3,14; р = 0,00). Реже всего русские народные сказки выбираются в группе студентов, которые хотят постоянно жить за рубежом (р < 0,01). В группе с «временными» эмиграционными намерениями русские народные сказки выбираются также реже по сравнению с группой отрицательного отношения к эмиграции, хотя уже с меньшим уровнем статистической значимости (ф* = 1,72; р < 0,043). Студенты с намерениями постоянной эмиграции в качестве первых воспринятых в детстве сказок наиболее часто отмечают авторские сказки, что достоверно отличает их от студентов с отсутствием эмиграционных намерений (ф* = 1,73; р < 0,042). Различия обнаружены и в характере выбираемого эмоционально притягательного сказочного персонажа. Представители группы с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем представители группы без эмиграционных намерений, идентифицировали себя в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок (Ф* = 1,88; р < 0,03).

Решению о намерении безвозвратной эмиграции по сравнению с решением

о временной эмиграции с наиболее высокой степенью достоверности чаще всего сопутствует предпочтительное отношение к климато-географическому фактору этносреды страны желаемой эмиграции. Таким образом, возникновение эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связано с системой отношений к этническим факторам, в частности отношением к социокультурным (сказочно-мифологическим) и климато-географическим этническим признакам. Действие экономического фактора является внешним объективным условием и чаще всего является лишь мотивировкой в принятии решения об эмиграции.

Образование эмиграционного намерения в юности сопряжено также с дефицитом восприятия сказок своего народа в детском возрасте. По характеру и содержанию сказки своего народа архетипичны, укоренены в глубоких слоях коллективного бессознательного и являются этнофункционально согласованными с этносредой рождения и проживания. Эмиграционным намерениям в юности часто предшествовали идентификации в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок, не содержащих преемственности и связи с историей и духом своего народа

и более открытых для содержания этнофункционально рассогласованных образов с регионом рождения и проживания.

Включение человека в родную кулыуру, язык, усвоение присущих данной культуре традиций, мировоззрения и мирочувствования способствует оптимальной степени этнокультурной идентичности. Традиции, предания, сказки Г. Г. Шпет называл выражением «духовной коллективности» народа15. Существует подход к рассмотрению сказки как архаической социокультурной программы, содержащей необходимый минимум информации о взаимодействии субъекта и мира, влияющей на последующее восприятие человеком жизненных реалий и самого себя и реагирование в эмоционально напряжённых ситуациях16.

Полученные нами данные позволяют заключить, что когнитивно-эмоциональный след от содержания этнофункционально согласованных народных сказок, воспринятых в раннем детстве, связан с отсутствием эмиграционных намерений в юношеском возрасте. В группе студентов, у которых отсутствуют эмиграционные намерения, в качестве первых воспринятых в детстве сказок достоверно чаще выбираются русские народные сказки. Реже всего русские народные сказки выбираются в группе студентов, которые хотят постоянно жить за рубежом. Студенты, у которых присутствуют эмиграционные настроения, в детстве слушали больше авторские сказки.

Частота выбора русских народных сказок в группе с временными эмиграционными намерениями занимает промежуточное положение между группой с отсутствием эмиграционных намерений и группой с намерениями безвозвратной эмиграции, причём разница между всеми тремя группами статистически значимая. В связи с этим можно говорить, используя понятие, введённое А. В. Сухаревым, о меньшей степени выраженности этнофункциональной психической анархегении (т. е. степени отклонения от идеального естественного образа развития, соответствующего этнос-реде рождения и проживания)17 лиц с временными эмиграционными намерениями по сравнению с лицами, у которых образуются намерения постоянной эмиграции. Опираясь на экспериментальные данные о связи когнитивно-эмоционального следа от содержания авторских и этнофункционально рассогласованных сказок, воспринятых в раннем возрасте, с проявлением психической дезадаптированности в более позднем возрасте18, можно говорить о возрастании риска психической дезадаптиро-ванности для лиц с эмиграционными намерениями.

Различное отношение к эмиграции связано также с характером выбираемого в детстве эмоционально притягательного сказочного персонажа. Представители группы с постоянными эмиграционными намерениями значительно чаще, чем представители группы без эмиграционных намерений, идентифицировали себя в дошкольном возрасте с героями зарубежных авторских сказок. На ранних стадиях развития дети идентифицируют себя с теми аспектами окружающей среды, которые производят на них наибольшее впечатление19. Необратимые идентификации детства могут препятствовать развитию собственной идентичности индивида в юношеском возрасте. В. Ю. Хотинец показала, что успешное развитие идентичности

в раннем юношеском возрасте зависит от приобщения к культурным ценностям своего народа20.

В ходе предпринятого исследования подтвердилось предположение о том, что этнофункциональные особенности образования эмиграционных намерений в современной социальной ситуации связаны с системой ценностей и отношений личности, в частности с отношением к социокультурным и климато-географическим этническим признакам, а также с эмоционально-когнитивным следом переживания образов сказочно-мифологического аспекта культуры своего народа. Эмиграционные установки значительно чаще присутствуют в жизненных стратегиях студентов, что приближается к некой типичной ситуации, с которой сталкивается современное российское общество. Для многих потенциальных эмигрантов их намерение не переходит в реальные действия, усиливая степень неудовлетворённости своим настоящим положением и, соответственно, повышая риск социально-психологической дезадаптированности данной группы студенчества.

Условием возникновения эмиграционного намерения также выступает переживание когнитивно-эмоционального следа от содержания воспринятых в раннем детстве сказочно-мифологических образов культуры. Возникновение эмиграционного намерения в юности сопряжено с дефицитом восприятия и переживания сказочно-мифологических образов культуры своего народа в детском возрасте. В качестве первых услышанных в детстве сказок студентами с эмиграционными намерениями значительно реже, чем другими, отмечаются сказки своего народа, архетипические по своему содержанию и этнофункционально согласованные с этносредой рождения и проживания. Эмиграционному намерению значительно чаще предшествуют идентификации в детстве с героями зарубежных авторских сказок, не содержащих преемственности и связи с культурными особенностями своего народа и этнофункционально рассогласованных с регионом рождения и проживания.

1 Сухарев А. В. Опыт преодоления методологического кризиса: принцип исторической актуальности и этнофункциональная парадигма в психологии // Мир психологии. 2009. № 3 (59). С. 123-132.

2 Шихирев П. Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии: дис. ... д-ра психол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1993.

3 Сусоколов А. А. Структурные формы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1990. Вып. 20. С. 5^0.

4 Давыдов Ю. Н. Кризисное сознание II Современная западная социология. М.: ИПЛ, 1990. С. 227-228.

5 Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество — это народы. М.: Мысль, 1990.

6 Сухарев А. В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: дис. ... д-ра психол. наук. М.: ПИ РАО, 1999.

7 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Ин-т психологии РАН, 2008.

8 Платон. Соч. М.: Мысль, 1970. С. 505.

9 Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.

10 Когшстон Г. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004.

11 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

12 Зайончковская Ж. А. Эмиграция в дальнее зарубежье // Мир России. 2003. № 2. С. 147.

13 Сухарев А. В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. М.: Изд-во «ЭКО», 2004. С. 56-64.

14 Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 1. С. 107—117.

15 Шпет Г. Г. Психология социального бытия / под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 361.

16 Сапогова Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: Лекции по историографии и культурной истории детства. М.: Академ, проект, 2004. С. 445—487.

17 Сухарев А. В. Этнофункциональная психология в воспитании... С. 8.

18 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. Указ. соч.

19 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. С. 169.

20 Хотинец В. Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.